2 Предмет круг вопросов философии его историческое изменение Структура сферы или области философского знания



Предмет философии и её основной вопрос

Лекторий Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

ФИЛОСОФИЯ — особый, научно-теоретический тип мировоззрения, это наука о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и характеризуется систематичностью, полнотой и аргументированностью рассмотрения мировоззренческих проблем, использованием специальных философских понятий и методов. Следовательно, философия представляет собой мировоззрение и является мировоззренческим знанием. Более того, понятие «мировоззрение» гораздо шире, чем понятие «философия».
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса.
2.ТЕОЦЕНТРИЗМ — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога.
3.Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Предметом науки называется круг вопросов, которые она изучает. Общую структуру ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ — философского знания составляют четыре основных раздела:
1. Онтология (учение о бытии).
2. Гносеология (учение о познании).
3. Человек.
4. Общество.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

6. ГЕРМЕНЕВТИКА — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром..
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания)
4. Роль КРИТИЧЕСКОЙ функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества , вскрывать противоречия.
5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
6. СОЦИАЛЬНАЯ функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические идеалы и ценности, прививать их человеку и обществу.
8. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается ПЛАТОН. Согласно УЧЕНИЮ объективного идеализма:
1. Реально существует только идея.
2. Идея первична.
3. Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей».
4. «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.).
5. «Мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей».
6. Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец.
7. Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом – существуют ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (компромиссные) ТЕЧЕНИЯ — ДУАЛИЗМ И ДЕИЗМ.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Похожее:  ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

вы неиссякаемый источник мудрости
дай вам Бог дальнейших научно познавательных произведений о философии, поэзии, естествознании
спасибо вам за ваши труды

очень понравилось
восхищён

Владимир, спасибо огромное.
Так сложилась моя преподавательская карьера, что я училась в Тульском вузе(ныне педуниверситете) на учителя истории и обществоведения. Так и произошло, правда, на уровне Высшей школы. Безусловно, аспирантура МГУ закрепила, расширила и развила навыки в данном направлении. Я стала и архивистом, то есть документалистом и публицистом. В двух филиалах, в которых я служила после восьмилетней работы в Тульском государственном университете, мне из-за малого количества часов пришлось преподавать кроме отечественной истории целый ряд других общественных дисциплин. О пользе философии читатели могут судить, читая мои лекции по этому предмету.
С уважением, ЕГ

Источник

2. Предмет (круг вопросов) философии, его историческое изменение. Структура (сферы или области) философского знания.

ФИЛОСОФИЯ (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к миру

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

онтология (учение о бытии);

гносеология (учение о познании);

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

материя (субстанция), ее формы;

сознание, его происхождение и природа;

взаимоотношение материи и сознания;

человек его сущность и существование;

душа, духовный мир человека;

общество и человек;

духовная сфера жизни общества;

материально-экономическая сфера жизни общества;

социальная сфера общества;

общественно-экономические формации, цивилизации;

перспективы человека, общества;

экология, проблемы выживания;

диалектика и ее законы;

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человечества в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Др. Греции. По свидетельству античных авторов, слово «Философия» встречалось у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин «Философия» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением обществ, потребности в изучении общих принципов бытия и познания

Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология — учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о формах правильного (то есть связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Философией и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Философией и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Философия. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной спец. науки. Однако в этой ситуации Философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Философии.

Структура философского знания

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике – очевидно, считая их также разделами философии.

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях – «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику – в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика – учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика – учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика – теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

Источник

Круг вопросов философии. Предмет философии

Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет решать те проблемы, которые вне ее не решаемы. На данный момент Ф. не может определить сама себя в силу следующих характеристик: универсальность

предельная широта предмета;

подвергать сомнению все, что изучается;

В отличие от сегодняшнего времени ранее советская Ф. себя определяла как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Сейчас же Ф. можно только описать, исходя из того, что она или наука, или мировоззрение, или учение, или исследование человеческой экзистенции. Ф. – это способность объяснять мир, проникать в сущность явлений, интерес к вечному. В древность Ф. определяли как любовь к мудрости, буквальный перевод Философии от греч. «Филио» – люблю и «софия» – мудрость. Мудрость в соответствии с мнением Демокрита дает нам способность хорошо мыслить, делать и говорить.

Философия порождает разделение знаний на следующие группы: обыденное (оно не дает мудрости), научное (оно дает интеллект, но не мудрость) и мировоззрение (способность оценивать и решать вечные вопросы). В частности мировоззрение, сформированное на основании Ф. дает пище для размышлений о смысле жизни, об истории, о смертности души и тела и т.п.

Носителем мудрости в разных странах мог быть старец, философ-мыслитель, духовный наставник. Смысл мудрости состоит в возвышении души, достижения экстаза. Начальный смысл мудрости – возвышение над обыденными знаниями о мире. Такой смысл мудрости сохраняется сейчас в традиционной индийской Ф. и религии. В Европе же смысл мудрости в понятии «София», которое не означает возвышение души, а означало творчество, воплощение идеи в действительность. Ф. не исчерпывает всей мудрости, она одна из частей мудрости. Иными гранями мудрости являются: теософия (мудрость бога) и этософия (нравственная, эстетическая мудрость). Теософия – абсолютное знание, приобщение человека к знаниям бога. Этософия составляет практический аспект, нравственная мудрость, благоразумие. Ф. – теоретическое, абстрактное знание человеком мудрости, явлений мира и сущности вещей. Ф. – вид сознания, который познает мир в его целостности и взаимодействии человека и космоса.

Ф. – вид теоретизирования, который позволяет работать над собой. Ф. – это вид мировоззрения. Ф. способна помочь человеку с обыденным сознанием формировать свое мировоззрение.

2.

В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое

Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил практическим руководством к действию и поведению человека. Архаичные мифы складывались стихийно, не записывались и передавались устно, но самое важное – в это верили и этим жили.

В мифах присутствовали боги, которые приближали миф к религии, но на самом деле мифические боги были лишены божественных характеристик, которые им приданы сейчас. Бог не был сверхсуществом, сакральным и неприкосновенным. Боги были не так почитаемы, как в Средние века. Отношения человека и богов были подчинены принципу оборотничества: бог мог стать человеком, спуститься на землю, а человек мог стать богом. Человек отождествлял себя с богом, и поведение богов было похоже на поведении людей.

Похожее:  Вопросы с девушкой москва

Сюжеты мифов были самыми разнообразными, но мотивы их у всех народов мира были одинаковы: мифы посвящались решению проблем о происхождении мира, о добре и зле, о смысле жизни и вечности души. Такой тип мировоззрения был способом познать мир, и с каждым предметом мира был связан миф, который объяснял его смысл и назначение. Материальные предметы мира наделялись душой, и человек не выделял себя из окружающего мира. Эта синкретичность мышления и способствовала появлению мифа. Таким образом, миф – это реальность, а в реальности нет ничего сверхъестественного.

Мифосознание не дает знания в достоверной форме. Миф составляет духовные сокровища племени, образует его ценностные ориентиры. Миф также способствовали сплочению племен.

Черты мифосознания присутствуют и в сознании людей ХХ века, что выделилось в отдельное явление – РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. ХХ век породил новые мифы, а некоторые авторы обосновывают такое мнение, что миф существовал всегда и будет существовать. Рефмифологизация – это явление утверждения мифа в современном общественном сознании.

Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.

Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познаваемо и выпадает из цепи причинно-следственных связей. Со сверхъестественным связана и философия, в частности в Ф. существуют такие понятия, как мировая идея, абсолютная идея, мировой разум и т.п.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.

Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жрецы. Священнослужители. Они профессионально строят религиозную идеологию и вносят ее в массовое сознание. Данные заповеди контролируют всю жизнь человека и его поведение.

Религия, в отличие от мифа, удваивает мир: есть реальность и есть что-то высшее (сверхъестественное). Есть мир сакральный и профонический.

Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийный аппарат. Ф. оперирует истинами относительными, но не догмами, хотя ссылки на вечные истины возможны. Догматично религиозное мировоззрение, т.к. там оперируют догматами – вечными истинами.

Ф. советского периода также была догматичной, т.к. она основывалась на диалектике.

Ф. как любой вид сознания существует на 2 уровнях: 1) систематичное теоретическое знание (производят философы-профессионалы); 2) жизненная Ф. как достояние разумного человека.

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.

2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.

3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направлении, она лишь оказывает влияние на самосознание.

4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.

3.

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

Источник

6 главных идей современной философии, которые нужно знать

Философию чаще всего воспринимают как дисциплину статичную и практически не имеющую отношения к современности. Или даже не как дисциплину, а вовсе как некую мудрость веков. Но время не стоит на месте, и философия уже давно представляет собой не только кантовский критицизм (и даже не деконструкцию Деррида). Сегодня философия — это целая сеть исследовательских проектов, направленных на то, чтобы осмыслить настоящий момент в новых категориях. Современная философия амбициозно претендует на то, что раньше философии и вовсе не было, она была вечно отягощена какими-то изъянами и искажениями. Чтобы разобраться в том, что произошло в философии за последние два-три десятилетия, Философский клуб ЦСИ «Винзавод» запускает курс «Назад к вещам!» о самых важных интеллектуальных трендах, а также опросил спикеров этого курса и своих друзей о том, чем живет сегодня философское сообщество.

«Назад к вещам!» — первый курс Философского клуба ЦСИ «Винзавод» о новейших философских течениях после «спекулятивного поворота», который даст развернутое представление о главных тенденциях последних лет: темной экологии, аксерационизме, киберфеминизме, спекулятивном реализме, теории новых медиа и многом другом.

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 1)

Темная экология

Полина Ханова, преподаватель философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, исследователь, переводчик

Темная экология — это проект Тимоти Мортона по переосмыслению отношений между человеком и природой в ситуации антропоцена, т.е. когда наше мышление о среде (и, соответственно, то, что мы с ней делаем) оказывает обратным ходом непосредственное влияние на наше существование в этой среде. Поэтому темная экология предлагает говорить об «экологии без Природы», то есть без концепта Природы как чего-то внешнего, и создать концептуальный аппарат для способа отношения, который погружал бы наблюдателя в среду, сняв разрыв между ними. Это необходимо, чтобы построить другой способ отношения с всевозможными «нечеловеками» — живыми и неживыми существами, собственным биологическим видом и даже планетой в целом — и в первую очередь осознать, что мы постоянно сосуществуем с нечеловеческими агентами — биологически, социально и даже на уровне самих структур мысли, некоторыми из них мы пронизаны или даже являемся их составной частью. Темная экология объединяет подходы философии, экологии, искусства, этики, чтобы, грубо говоря, перестать пользоваться «нечеловеками» и научиться с ними сосуществовать.

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 2)

Космизм и технологическое бессмертие

Арсений Жиляев, теоретик искусства, художник, куратор

Для меня, как для художника, безусловно, одной из главных идей, с которой я работаю, можно назвать философское обоснование возможности технологического обеспечения бессмертия и воскрешения. Основной вклад здесь принадлежит плеяде мыслителей начала XX века, ассоциируемых с «русским космизмом», течением в отечественной мысли, соединившим некоторые выводы из марксизма, теории биологической эволюции и необходимости технологической трансформации жизни, а также довольно еретического (читай секулярного) прочтения христианской теологии. Космизм часто атакуют за неадекватность его языка и методологии по отношению к нормам, принятым в современном интеллектуальном производстве. Однако близкие к нему интуиции можно найти у Квентина Мейясу, философствующего теоретика Маккензи Варка, теоретиков постгуманизма, акселерационизма, технооптимистов и, конечно же, Бориса Гройса.

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 3)

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 4)

Постчеловечество

(способы существования и производства человека)

Александр Писарев, исследователь, переводчик, научный редактор

Неизменным и иногда неявным горизонтом интеллектуально-художественных дискуссий вокруг судьбы и значения нечеловеческого (от бактерий и насосов до Геи), превращения человека/науки/капитала в преобразующую силу планетарного масштаба, а также поисков того, как охватить все это в мышлении и искусстве, остается человек как специфический способ существования. Речь не идет о том, чтобы измыслить и вменить действительности идеал человека или исследовать мир в кадрах его опыта, представлениях или языке. Мысль вынуждена погрузиться в мир и следовать за человеком всюду, где он рождается, трудится, вступает в отношения с вещами, технологиями и живыми организмами, познает, наслаждается, сталкивается со своим бессилием или умирает. Отныне мысль меньше и медленнее, чем человек во всем многообразии его существования, а человек — меньше и медленнее, чем формирующие и пронизывающие его процессы.

Осмысление такой конечности человека сопрягается, с одной стороны, с исследованием социальных, экономических и научных практик, в которых он формируется, с другой — с поисками новых форм понимания и этики сожительства, борьбы и взаимодействия со всем тем сонмом организмов, институтов, вещей и структур, с которыми он делит среду обитания. Множественность таких практик означает множественность способов существования в качестве «человека», а их изменчивость — настоятельность имени «постчеловеческого».

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 5)

Киберготика

(как способ говорить о философии позднего капитализма и главных конфликтах в нем)

Борис Клюшников, теоретик искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, института «БАЗА», Школы имени Родченко

Что такое киберготическое? Под готическим Марк Фишер вслед за Делезом, Гваттари и Воррингером понимал конкретно «оживление того, что мертво» или присутствие «неорганического» в самом нутре жизни. Безусловно, здесь будут уместны и ссылки на романтическую готическую литературу — и Франкенштейн Мэри Шелли, и Голем Майринка раскрывают перед нами попытку оживления неорганического. Во всех этих случаях готического на первое место выходит также мотив контроля извне, что, по определению Норберта Виннера, составляет суть кибернетики. Если мы возьмем пантеон готической культуры, то увидим, что он построен на противоречии между контролем и неорганическим. Марк Фишер идет дальше, в область критики мысли, и рассматривает «Капитал» Маркса как готический роман, вспоминая сравнение рабочего с «живым мертвецом», а капиталиста — с вампиром. Готика оказывается способом говорить о реальности в индустриальном капитализме, она становится реализмом капитализма.

Похожее:  ТОП 15 ответы на вопросы граждан о коронавирусной инфекции

В киберготическом контексте иначе можно увидеть тему космизма, которой занимаются многие художники и теоретики. Идея бессмертия для всех, получающая все более расширенные политические интерпретации, является как раз ставкой «жизни» против мрачной линии смерти.

Концепт-мем киберготического интересен еще и потому, что он привносит возможности развитой литературной критики в поле современной философии. Он позволяет увидеть соотношение разных линий в философии как давно обозначенный конфликт между научной фантастикой (science fiction) и хоррором (horror fiction). Это противопоставление впервые заострил Дарко Сувин, марксистский теоретик научной фантастики. Он связывал метод научной фантастики с практикой когнитивного отстранения (Урсула Ле Гуин, Артур Кларк). В то время как хоррор взывает к эффекту неизведанного и мифологического (Лавкрафт). В этой системе координат «киберготическое» безусловно продолжает линию хоррора в философии, эта философия доводит рациональность до предела, за которым — ее собственный ужас.

Однако самым интересным, как и всегда, окажется диагональный шаг, который решит это обостряющееся противоречие между живым и мертвым — и создаст систему мысли, в которой этот конфликт не будет играть никакой роли. Жизнь и смерть перестанут быть точками сингулярности друг друга и наконец покинут трансцендентную зону запрета, которая так заряжает мысль, и станут повседневной постживой данностью. Но как сделать этот диагональный шаг — большой вопрос.

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 6)

Плоская онтология

Александр Ветушинский, преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследования видеоигр

Наиболее захватывающей и чарующей сегодня является идея плоских онтологий. Это новый, четвертый тип ответа на вопрос «Что же существует на самом деле?». Долгое время в традиции доминировали два наиболее общих ответа на этот вопрос: либо на самом деле существует то, что все охватывает (то есть то, что превыше всего, некое предельное недостижимое единство), либо существует то, что лежит во всеобщем основании (вроде демокритовских атомов, из которых складывается мироздание). Эти ответы живы до сих пор.

Первый доминирует в религиозных картинах мира, а также в новом спиритуализме в духе нью-эйдж, второй представляет собой классическую научную картину мира. Философия уже давно заклеймила такие подходы как метафизические, предложив третий тип ответа на этот вопрос: на самом деле существует не верхний предел, из которого все охватывается, и не нижний предел, лежащий в основании всего, на самом деле существует лишь середина, из которой эти верх и низ полагаются. Этой серединой, конечно же, стал человек. Так на место метафизики пришла критическая традиция. И, хотя корреляционизм уже с Нового времени стал позицией по умолчанию в философии, новая онтология попыталась показать, что между первыми тремя типами ответа на вопрос о том, что есть, не так уж и мало общего. Все они — онтологии вертикали. Первые две рассматривали вертикаль как важнейшую характеристику самого бытия, третья отдала предпочтение единому центру, из которого эта вертикаль выстраивается. Плоская же онтология заявляет: таких центров бесчисленное множество и человек — лишь один из них. Конечно, все объекты разные (ведь каждый объект создает свою собственную вертикаль) и тем не менее они равны — равны в той мере, в какой существуют.

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 7)

6 главных идей современной философии, которые нужно знать (фото 8)

Антиантропоцентризм

Игорь Чубаров, доктор философских наук, директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета

Наиболее перспективным направлением в философии последних 10 лет представляются усилия спекулятивных реалистов и радикальных материалистов, пытающих пробиться к миру до, после и помимо «человека», преодолевая привилегированную корреляцию, которая традиционно установлена между его бытием и его же сознанием в осмыслении отношений объектов всего остального мира. Разумеется, при этом возникает целый ряд трудностей с онтологическим статусом гибридных объектов, отмеченных вторжением человека в геологические и экологические процессы, с ролью языка и новых медиа в смыслообразовании, наконец, природой самого «человека» вне и помимо отмеченной корреляции.

Выйти из антропологического круга, мыслить о человеке без подсказок-костылей антропоцентризма, не впадая при этом в натуралистический редукционизм и экстернализм — задача почти теологическая. Ее спекулятивный характер обоснован, правда, не сверх-существованием мыслимого объекта, а пределами самого мышления — «мыслью о немыслимом», например, несуществованием как таковым, трансгуманистическими перспективами человечества, развитием искусственного интеллекта и т.д. Соответственно, направления развития новой философии будут связаны с осмыслением постчеловечества, археологией и футурологией медиа, новыми цифровыми технологиями и проблематикой искусственных нейронных сетей, а также с ответами на вызовы развития нейронаук и наук о жизни, «естественных» и гибридных, натуркультурных наук.

Источник

Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории.

Как бы ни изменялся круг вопросов философии, а следовательно и сам предмет философии, на всех ступенях истории мысли человечества были и ныне остаются общие для всех философских учений проблемы бытия, познания, человеческой жизни, составляющие в большей или меньшей мере предмет всех философских теорий.

Философы всегда так или иначе отвечали на вопросы о том, существуют ли природа, мир сами по себе, т. е. материальны ли они, или зависят от чего либо «потустороннего», представляют собой его «отблеск»; вечен ли мир, или он сотворен духом, божеством; находятся ли мир, природа в движении, изменении, развиваясь по своим объективным, независимым от сознания, духа законам, или таких объективных законов нет, а движение, изменение в мире зависят от вмешательства извне, от духа, бога или от сознания людей, от их разума, воли и т. д. Все эти и многие другие вопросы, которые в старых, домарксистских философских учениях принято было называть онтологическими, всегда входили и входят в круг вопросов философии.

В центре внимания философии был и остается ныне как важнейшая проблема философии вопрос об отношении человека к миру, неразрывно связанный с основным вопросом философии и решаемый в процессе практической и теоретической деятельности человека, которая, как правило, носит общественный характер и в конечном счете обусловлена способом материального производства, господствующим в обществе.

Развитие науки и самой философии с необходимостью вело к возрастанию значения гносеологической проблематики, т. е. вопросов, относящихся к процессу познания. Таковы, в частности, проблемы соотношения мышления и бытия, наших представлений о мире и реального мира, проблемы субъекта и объекта, вопросы о путях и средствах, ступенях, формах, методах познания действительности, об истине и ее критерии и т. д.

Философы всегда применяли те или иные методы познания, подходили к явлениям мира, к их объяснению с позиций диалектики или метафизики. Следовательно, вопросы о том или ином подходе к явлениям материального мира и познания, о способе их объяснения, о методах познания действительности, т. е. методологические вопросы, также входили и входят в круг вопросов философии, составляют ее предмет.

Философское мышление есть логическое мышление, оно предполагает определенные логические формы, категории, понятия, в которых мышление осуществляется, законы, по которым развивается человеческое мышление; вопросы логического мышления были и остаются неотъемлемой составной частью предмета философии.

В прошлые эпохи истории науки и философии, когда уровень развития естествознания был еще невысоким, а сведения, доставляемые различными науками о природе, были разрозненными и отрывочными, некоторые философы пытались, не опираясь на данные естествознания, решить вопрос о законах, по которым живет природа, найти связь между отдельными явлениями природы и т.

Будучи выражением мировоззрения тех или иных классов, общественных групп, философские учения выясняют, каковы основы общественной жизни и почему она изменяется, развивается ли общество, подчиняясь объективным законам, независимым от воли людей, или это развитие зависит от воли и сознания людей, от божества или других сверхъестественных сил и т. д. Философия всегда занималась вопросами о месте человека в обществе и его назначении, о «смысле» истории, о том, каковы ее движущие силы, куда идет общество, каково его будущее и т. п. Эти и другие важнейшие вопросы, которые в до марксистских философских системах были предметом так называемой философии истории, также относятся к предмету философии.

В круг вопросов философии в прошлом входили и в известной мере входят и ныне вопросы социологии (о сущности, закономерностях и структуре общественной жизни, о соотношении между материальными и духовными ее элементами, об отношениях и взаимосвязях между людьми, между личностью и обществом и т. д.), этики (об основных принципах морали, законах нравственности) и эстетики (о сущности прекрасного, об отношении искусства к действительности и т. д.).

Таким образом, если различные формы движения материи и закономерности их развития изучаются конкретными естественными науками (физика, химия, биология и др.), а различные стороны общественной жизни и закономерности их развития исследуются конкретными общественными науками (политическая экономия, правовые науки, искусствоведение и др.), то философия призвана давать ответ на наиболее общие вопросы бытия и познания. Историческое развитие взглядов людей по этим вопросам составляет предмет истории философии.

Источник

Adblock
detector