Анализ и оценка рисков опасных производственных объектов ОПО

Анализ и оценка рисков опасных производственных объектов (ОПО)

Анализ и оценка рисков опасных производственных объектов

Большинство технических устройств, зданий и сооружений на объектах топливно-энергетического комплекса РФ уже превысило паспортный срок эксплуатации, изношено и практически выработало свой ресурс на 60-80%. Участившиеся аварии и техногенные катастрофы подтверждают это. АЗС, склады ГСМ, нефтебазы, морские платформы, установки нефтеперерабатывающих заводов и другие опасные производственные объекты, как правило, имеют комплексные нарушения и несоответствия требованиям промышленной безопасности, как в процессе проектирования, так и в процессе эксплуатации. На объектах нефте-и газодобычи, ввиду высокой агрессивности добываемого продукта, работы по анализу и оценке рисков еще более актуальны.

Немаловажным аспектом обеспечения безопасности при строительстве и эксплуатации объектов нефте- и газодобычи является учет и обработка всех возможных рисков и связанных с ними последствий в рамках осуществления проекта. Данные работы направлены на идентификацию, анализ и контроль рисков крупномасштабных аварий.

Согласно ГОСТ Р ИСО 17776-2012 (Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения) приведему несколько определений:

риск (risk) – это сочетание возможности или вероятности события и наступления последствий риска;

анализ риска (risk analysis) представляет собой систематических процесс обработки информации для идентификации опасностей и оценки риска;

оценка риска (risk assessment) представляет собой процесс анализа и измерения риска.

Риски приводят к таким последствиям, как:

  • Множественные жертвы или смертельные случаи,
  • Значительные финансовые потери,
  • Экологические катастрофы или другие негативные социально-культурные эффекты,
  • Негативно влиять на репутацию компании на международном и национальном уровнях.

Главная задача по определению и оценки рисков — использовать риск в качестве основы для определения приоритетности действий и управления программой инспектирования, где оборудование, которое должно быть проинспектировано, оценивается в зависимости от степени риска. Почти в каждой ситуации, как только определен риск, имеются альтернативные возможности для его снижения. С другой стороны, почти все крупные коммерческие потери являются результатом неспособности понять или управлять риском.

Основные виды работ по оценке рисков и решений для ОЗОТОБОС (охрана здоровья, охрана труда, обеспечение безопасности и окружающей среды):

  • Процедуры идентификации и оценки рисков (HAZID,HAZOP).
  • Анализ последствий и моделирование воздействий.
  • Расчет и моделирование гидродинамических процессов (CFD).
  • Анализ опасности токсичных газов, включая экспертизы на наличие сероводорода.
  • Анализ рисков низкотемпературных процессов.
  • Качественная и количественная оценка рисков (HRA).
  • Исследования доступности, надежности и ремонтопригодности оборудования.
  • Оценка по принципу «разумной достаточности» (ALARP).
  • Разработка и применение стандартов производства работ.
  • Оценка интегрального уровня безопасности (SIL) и анализ уровней надежности средств защиты (LOPA).
  • Оценка рисков при строительства объекта.
  • Анализ аварийного покидания, эвакуации и спасения (ЕЕРА)
  • Предварительное планирование планов реагирования на чрезвычайные ситуации.
  • Анализ безотказности работы аварийных систем (ESSA).
  • Исследования падающих объектов.
  • Исследования факельных выбросов.
  • Анализ шума.
  • Анализ методом диаграмм-«бабочек».
  • Расследования инцидентов.
  • Разработка и внедрение полного сценария ОТОСБ (комплексная оценка безопасности опасного производственного объекта).
  • Разработка систем управления ОТОСБ.
  • Экологический менеджмент.
  • Проектирование и эксплуатация предприятий с учётом человеческого фактора, инженерная психология.
  • Культурные и поведенческие улучшения.
  • Оценка бизнес-рисков.
  • Управление рисками проекта.
  • Управление знаниями на предприятии.
  • Управление безопасностью.
  • Общая поддержка ОТОСБ: политика, планирование, процедуры, безопасная работа систем, аудиты и расследование аварий.

Оценка рисков в рамках реализация различных процессов.

Оценка рисков в рамках реализация различных процессов, например, транспортного обеспечения шельфовых месторождений имеет смысл разрабатывать комплексную оценку безопасности для отдельных эксплуатирующих структур. Методика данного анализа идентична разработке и внедрению полного сценария ОТОСБ на предприятии.

Разработка отчета о комплексной оценке безопасности требует структурированного, формального процесса управления рисками охватывающего следующие основные этапы:

  • Выявление потенциальных опасностей и последствий;
  • Оценка потенциальных последствий/результатов и вероятность их возникновения;
  • Определение элементов управления, имеющихся в наличии для предотвращения или сведения к минимуму вероятности возникновения опасностей и последствий;
  • Определение мер по восстановлению в целях смягчения последствий; и

Поиск дальнейших возможных мер по снижению риска.

В своей простейшей форме данный процесс включает:

  • Выявление опасностей путем исследования/идентификации опасностей (HAZID);
  • Оценка связанного с опасностями риска, используя матрицу рисков посредством сравнения его с критериями приемлемого риска;
  • Выявление методов контроля (барьеров), имеющихся в наличии для предотвращения возникновения рисков или сведения к минимуму их последствий;
  • Дальнейший анализ и оценка рисков на уровне пропорциональных риску;
  • Выявление и анализ возможных дополнительных мер по снижению риска.

Главные/основные риски – это те, которые связаны с крупными авариями, которые могут привести к:

  • Нескольким смертельным случаям;
  • Значительным потерям активов;
  • Массивным экологическим или социально-культурным эффектам;
  • Международному негативному влиянию на репутацию компании.

Главные/основные риски требуют тщательного анализа рисков по методу диаграмм — бабочек (Bowties) для выявления барьеров, мер по контролю и восстановлению. Дополнительно также проводится количественная оценка рисков.

Например, для офшорной платформы объем работ может содержать следующие мероприятия:

  • Оценка морских операций.
  • Оценка наземных логистических процессов — транспортировка материалов и персонала.
  • Оценка наземных складских операций.
  • Оценка портовых операций (если такое имеются).
  • Оценка вертолетных операций.
  • Оценка операций, связанных с доставкой грузов самолетами.Оценка операций, связанных с образованием отходов.

Результатами работы является вывод, что для обеспечения безопасной эксплуатации объекта имеется достаточное количество методов контроля ОЗОТТБООС (охрана здоровья, охрана труда, обеспечение безопасности и окружающей среды) и, следовательно, опасный производственный объект соответствует требованиям, которые необходимы для продолжения его безопасной эксплуатации.

Источник

Проблематика применения методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта

В данной статье рассмотрено применение методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Проанализированы методы определения показателей риска аварии, которые используются для определения степени опасности подлежащего декларированию объекта.

Проблематика применения методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта

Ключевые слова: методология оценки риска аварии, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, опасный производственный объект, оценка риска аварии, анализ риска аварии, статистические данные, приемлемый риск аварии.

В Российской Федерации, начиная с 1995 года, проводится декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов. Разработка декларации промышленной безопасности производится в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, основным из которой является Федеральный закон [1].

04 марта 2013 года в указанный Федеральный закон внесены изменения, которые в том числе непосредственно коснулись порядка разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта [2].

Декларация промышленной безопасности (далее − ДПБ) опасного производственного объекта (далее ОПО) − документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии (далее – оценка риска), анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО [3].

На основании проведенной в ДПБ оценки риска осуществляется анализ приемлемость риска эксплуатации декларируемого ОПО, его соответствия требованиям промышленной безопасности, эффективности и достаточности мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При разработке ДПБ осуществляется оценка риска, которая является основной частью анализа риска аварии (далее – анализ риска).

Похожее:  Водное поло результаты Спартак Волгоград расписание завершенные матчи

Методологическое обеспечение анализа риска это совокупность методов, методик и программных средств, включающих в себя теоретический, аналитический и математический аппарат, позволяющий идентифицировать опасности, возникающие при эксплуатации ОПО, определить воздействие поражающих факторов аварии на персонал и население, а также осуществить оценку риска.

В процессе анализа риска осуществляется идентификация источников опасностей, вероятных потенциальных аварий и катастроф, последовательности развития аварийных ситуаций, вероятности аварийных ситуаций, показателей риска, величины последствий, путей предотвращения аварий и смягчения последствий.

Основной задачей оценки риска возможных аварийных ситуаций в процессе осуществления декларирования ОПО является предоставление объективной информации о состоянии защиты и уровня опасности объекта лицам, принимающим решения по обеспечению безопасности анализируемого объекта.

Проведем краткий анализ эффективности применения методик оценки риска, определенных на сегодняшний день методическими указаниями [4]. В данных методических указаниях приведены следующие, основанные на определении частот аварийных ситуаций, методы оценки риска:

  • метод проведения оценки риска на основании статистических данных по аварийности и надежности технологической системы, соответствующие специфике ОПО или виду деятельности;
  • логические методы анализа «дерево событий» и «дерево отказов»;
  • имитационные модели возникновения аварий в человекомашинной системе;
  • экспертные оценки путем учета мнения специалистов в данной области.

Однако, в процессе проведения оценки риска конкретного ОПО, актуальным становится ряд недостатков указанных методик при их практическом применении.

Рассмотрим последовательно каждую из предложенных методик.

Метод проведения оценки риска на основании статистических данных не имеет в своей основе достаточного статистического обеспечения, то есть осуществление подбора необходимых статистических данных является сложной задачей. Отсутствие полных сведений об аварийных ситуациях стремительно увеличивает погрешность и неточность количественных показателей риска, рассчитанных с их использованием. Информация, имеющаяся в доступных источниках, носит поверхностный характер. Отсутствуют или противоречивы сведения не только о самих аварийных ситуациях, но и их причинах.

Логические методы анализа «дерево событий» и «дерево отказов» просты в применении, наглядны и понятны, однако показатели, используемые при построении данных логических цепочек, зачастую выбираются субъективно, так как точная информация о распределении интенсивности отказа элемента или условной вероятности того или иного события определены не для всех типовых сценариев развития аварийных ситуаций. Так, например, определены условные вероятности воспламенения в зависимости от типа истечения опасного вещества в случае разгерметизации трубопровода [5], однако для другого типа оборудования (например, емкостного) подобные сведения отсутствуют.

Метод проведения оценки риска с использованием имитационных моделей возникновения аварий в человекомашинной системе является расчетно-аналитическим методом. Использование для оценки риска данного метода основано на использовании программного обеспечения, вычислительным ядром которого является имитационная модель процесса возникновения происшествий в человекомашинных системах. То есть для конкретного рассматриваемого объекта создается его модель и анализируется ее функционирование в условиях, приближенных к эмпирическим. На основании полученных данных осуществляется оценка опасности объекта для заданных условий. Однако применение данного метода на практике является затратным и зачатую не оправдано для проведения оценки риска при разработке ДПБ, хотя и имеет наибольшую эффективность и отличается точностью результатов.

Метод экспертных оценок путем учета мнения специалистов в данной области позволяет получить качественные показатели риска, однако при разработке ДПБ этот метод является недостаточным, так как существенное влияние на результат оказывает субъективный фактор, так конкретное мнение специалиста по рассматриваемому вопросу не может быть полностью достоверным и определенным.

Таким образом, в процессе оценки риска при разработке ДПБ наиболее приемлемо применение количественного вероятностного подхода с использованием метода проведения оценки риска на основании статистических данных. Данный подход позволяет определить величину риска и посредством сравнения с критериями приемлемого риска аварии дать заключение об уровне опасности объекта, достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

Основу оценки риска составляет определение последствий и вероятности аварийных ситуаций, реализация которых возможна на ОПО. Таким образом, основными составляющими, на которые опирается оценка риска и непосредственно влияющими на результат, являются:

  1. последствия аварийной ситуации (зоны действия поражающих факторов аварии);
  2. частота, с которой возможна реализация аварийной ситуации (частота инициирующего события аварии).

Оценка последствий возможных аварийных ситуаций, определение зон действия поражающих факторов в настоящее время не вызывает затруднений. Многочисленные расчетные методики, программные продукты на их основе позволяют достаточно точно определить зоны действия поражающих факторов аварийной ситуации при известных наименованиях опасных веществ, их свойствах и массе, участвующей в аварийной ситуации.

Также зачастую в методике оценки зон действия поражающих факторов аварийной ситуации заложена консервативная оценка, рассматривающая воздействие поражающих факторов на персонал и/или население при наиболее неблагоприятных условиях возникновения и развития аварийной ситуации.

Таким образом, результаты расчета последствий аварийной ситуации достаточно точны. Их дальнейшая оценка позволяет получить объективную информацию о зонах поражения в случае реализации аварийной ситуации с учетом индивидуальной специфики ОПО.

Однако, определение частоты реализации инициирующего события, а в дальнейшем и вероятности возникновения самой аварийной ситуации, численное значение которой непосредственно используется при определении количественных показателей риска, вызывает затруднение и определенные сложности.

Существующие методики оценки частоты реализации аварийной ситуации опираются на достаточно сложные математические методы расчета. Их использование является трудоемким процессом. Также основным источником информации, на основании которого осуществляется аналитическое и математическое определение частоты реализации аварийной ситуации, являются статистические данные об аварийных ситуациях, которые зачастую недостаточны и неточны.

На практике величина частоты реализации авариной ситуации принимается как среднестатистическая по отрасли для данного типа ОПО, что не всегда отражает индивидуальную специфику декларируемого объекта. Такой подход не позволяет осуществить объективную оценку риска и предложить эффективные меры безопасности.

Другой важной проблемой является отсутствие показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям. То есть получившиеся в процессе оценки риска показатели риска подлежат сравнению с неопределенными величинами, не закрепленными ни в одном нормативно-техническом документе в области промышленной безопасности. На сегодняшний день в качестве величины приемлемого риска аварии используются единственно существующие величины пожарного риска [6]. Однако, для многих существующих ОПО использование указанных значений недопустимо. Это обусловлено спецификой технологического процесса на ОПО и типом воздействия поражающего фактора в результате аварийной ситуации, например, для химически опасных производственных объектов при авариях на которых возможно токсическое поражение вследствие выброса химически опасного вещества.

Разработка ДПБ ОПО является актуальной и важной задачей в рамках осуществления государственной политики в области промышленной безопасности. Однако существующая методология оценки риска, рекомендованная к использованию непосредственно на практике, имеет ряд пробелов и недостатков, которые существенно влияют на оценку обоснованности, достаточности и эффективности предусмотренных мер безопасности на ОПО.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе осуществления оценки риска при разработке ДПБ ОПО с использованием рекомендуемых к применению методик оценки риска существуют актуальные проблемы. К наиболее критичным и важным из них относятся:

  • отсутствие необходимых и достаточных статистических данных об аварийных ситуациях на ОПО в доступных источниках информации;
  • отсутствие закреплённых законодательно показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям.

Таким образом, по моему мнению, для разрешения указанных проблем целесообразно рассмотреть следующие мероприятия:

  1. Создание централизованной доступной базы данных со статистическими сведениями об аварийных ситуациях на ОПО, включающей подробное описание причин аварий, возможность осуществления выборки по заданным параметрам. Подобная база данных, в случае ее создания в доступном электронном виде с возможностью обновления приведенной информации, имела бы наибольшую эффективность и практическую ценность, то есть, например, в виде сайта, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оптимальным решением этого вопроса являлось бы создание подобного ресурса на основе информационной базы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  2. Определение и закрепление на законодательном уровне показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям.
Похожее:  Почему попытки бывают неудачными

Реализация указанных мероприятий позволит значительно повысить информационную и прикладную ценность полученных в результате оценки риска показателей, увеличить их дифференциацию при разработке ДПБ на конкретный ОПО.

Источник



Результаты анализа риска для промышленной безопасности

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"

Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188.

В разработке Руководства принимали участие С.Г.Радионова, Б.А.Красных, С.А.Жулина, В.В.Козельский, Г.М.Селезнёв, И.С.Ясинский (Ростехнадзор), А.С.Печёркин, И.А.Кручинина, М.В.Лисанов, В.В.Симакин, Е.В.Ханин, А.И.Гражданкин, Д.В.Дегтярёв, А.В.Савина, Е.А.Самусева, Е.А.Агапова, Л.В.Бланк, А.С.Софьин, Е.Е.Невская (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"), С.И.Сумской (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

5. Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее — анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

8. Основная цель анализа риска аварий — установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

Похожее:  Велотренажер для похудения как правильно заниматься

планирования и организации работ, сбора сведений;

оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

а) об идентификации ОПО;

б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

Источник

Результаты оценки риска аварий

Территориальное распределение риска от каждого наименования проектируемого оборудования рассчитывалась из отношения максимального радиуса зоны поражения опасными поражающими факторами к общей площади земельного отвода на период эксплуатации

Подробные сведения приведены в Книге 2 Декларации.

Результаты расчетов вероятности возникновения наиболее вероятных и наиболее опасных аварийных сценариев, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей приведены в таблице 10.

Результаты расчетов вероятности возникновения наиболее вероятных и наиболее опасных аварий

Наименование, позиция оборудования Наименование инициирующего события аварии Вероятность реализации, в год Наименование исхода аварии Вероятность реализации, в год
Резервуар топливный для нефти Р-1, 2, 3 разрушение резервуара, выброс нефти 1,42х10 -4 Взрыв топливовоздушной смеси (дефлаграция) 4,6х10 -7
Пожар пролива 1,64 х10 -5
Сети газоснабжения Разрушение газопровода в месте подключения к блоку 5,6х10-4 Факельное горение выброса 1,12х10 -4
Сгорание ТВС на открытой площадке 5,4 х10 -5

Расчетный показатель индивидуального пожарного риска для персонала ПСП (оператора) составит порядка1,4х10 -8 в год, что не превышает уровня приемлемого – 10 -6 в год.

Полученные оценки риска являются консервативными и действительный уровень индивидуального риска меньше расчетных оценок, так как при анализе риска делались следующие допущения:

  • расчеты проведены для режима нормальной эксплуатации объекта при максимальной мощности производства;
  • уровень заполнения технологического оборудования принимался максимальным в соответствии с технологическим регламентом.

Графическое отображение зон потенциального риска приведено в Расчетно-пояснительной записке к Декларации в подразделе 2.3.2.

Декларируемые объекты являются объектами нового строительства.

Распоряжения и предписания Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору не выдавались.

Сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе

Декларируемые объекты являются объектами нового строительства, ниже в данном подразделе приведены требования к обеспечению профессиональной и противоаварийной подготовки персонала.

Профессиональная и противоаварийная подготовка персонала ПСП должна проводиться в соответствие с требованиями следующих руководящих документов:

  • Трудового кодекса Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.,
  • «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», РД 03-20-2007;
  • «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», РД 03-19-2007;
  • «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний по требованиям охраны труда работников организаций», утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003г. № 1/29,

а также требованиями отраслевых норм и правил и других действующих нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности.

Все работники ПСП, в зависимости от должности, профессии, квалификации, стажа работы и особенностей подразделения, проходят инструктажи по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой), теоретическое обучение безопасности труда, практическое обучение (стажировку) безопасным приемам и методам труда, проверку знаний требований охраны труда (первичную, периодическую (очередную), внеочередную).

В соответствии с требованиями РД 03-19-2007, РД 03-20-2007 для работников опасных производственных объектов предусмотрены предаттестационная подготовка, первичная и периодическая аттестация по промышленной, экологической, энергетической, пожарной безопасности, внеочередная проверка знаний по промышленной, экологической, энергетической, пожарной безопасности. При совмещении профессий рабочие проходят первичный инструктаж по охране труда, обучение безопасным приемам и методам труда, проверку знаний требований охраны труда по основной и совмещаемой профессиям.

Источник

Adblock
detector