Что такое познание и каковы его основные способы

Проблема познаваемости мира.

Многообразные отношения человека к миру включают по­знавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания — это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.

В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия – это общественно — исторический процесс отражательно — творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний.

Существуют различные виды познания:

обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле;

художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности;

научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования.

Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (греч. — знание и учение).

Гносеология тесно связана с онтологией, основные проблемы которой рассмотрены нами ранее. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следова­тельно, имеют гносеологическую сторону. Гносеологические ка­тегории и принципы имеют онтологическое обоснование. Следует отметить, что ни одна специальная наука, ни их совокупность не заменяют и не могут заменить гносеологию как раздел философии. Они не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которых исходной является проблема познаваемости мира.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агнос­тицизмом(греч. — недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм — это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. — относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. — рассматривающий, исследующий — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Однако ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно,прежде всего,рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самогоознавательного процесса.

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект — то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Это всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания — то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Это бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

Познание — этовзаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Отражательно — познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы:

-связи отражения (от объекта к субъекту);

— связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания);

— связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, фор­муется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Источник

Способы познания мира

У человечества есть три основных способа познания мира: естественнонаучный, эстетический и религиозный. В настоящее время ведущим является естественнонаучный. С последней четверти XX века всё большие позиции завоёвывает религия, а также поднимается роль мировой художественной культуры в воспитании человека и познании окружающего мира.

Естественнонаучный способ познания включает в себя несколько этапов:

  1. наблюдение явлений;
  2. обобщение и классификация;
  3. предположения и гипотезы;
  4. создание теории;
  5. разработка объяснений явлений с использованием теории;
  6. следствия: а) для развития теории; б) практического применения в технике и экономике; в) предсказания других явлений.

В каждом способе познания есть своя иерархия ценностей, авторитеты. Учёные на пути создания единой теории поля, из которой следуют все законы, управляющие миром. К настоящему времени создана теория, объединяющая три из четырех видов взаимодействий материи: электромагнитные (управляющие явлениями от атомно-молекулярного уровня до макромира, включая планетарный масштаб); ядерные (объединяющие коллективы элементарных частиц в ядра атомов); слабые взаимодействия (отвечающие за существование и превращения элементарных частиц). Пока не удалось в рамках единой теории поля объединить их с самым слабым — гравитационным взаимодействием, которое управляет космосом.

Познаваемость мира. Сведения о клетке.

Клетка — это элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. А можно ли увидеть клетку? В мякоти плодов арбуза или апельсина, если присмотреться, можно различить отдельные клетки. У арбуза, в центральной части плода, налитые соком клетки достигают 1мм в диаметре. Оказывается, что самая большая (в диаметре) клетка живого организма — яйцеклетка. Во многих случаях разглядеть её нетрудно. У человека (по размеру) она приблизительно равна точке в конце этого предложения. В птичьем яйце, как и в любой яйцеклетке, всего одна клетка, окруженная множеством оболочек, и самой большой животной клеткой является яйцо страуса, в длину оно — 15-20 см, а в ширину- 10-15 см.

Между тем водоросль ацетабулярия считается одним из самых больших одноклеточных существ: от 2 до 4 см в длину. Ядро её напоминает небольшой шарик диаметром 1мм.

К числу самых мелких клеток человеческого организма относятся мозговые клетки, расположенные в мозжечке, их размер около 0,005 мм. Из одноклеточных существ наиболее мелкими являются доядерные микоплазмы(0,1-0,25 мкм в диаметре). Самыми длинными клетками являются основные структурные единицы нервной системы — нейроны. Нейрон состоит из тела и отходящих от него отростков: относительно коротких дендритов и длинного аксона. Размер тела нейрона от 5 мкм до 0,15 мм. Длина аксонов некоторых из двигательных нейронов у человека достигает 1,3 м, они тянутся от нижней части спинного мозга к большому пальцу ноги. Ещё более длинными являются клеточные системы, передающие некоторые ощущения от большого пальца ноги к головному мозгу. Их длина равна длине всего тела человека. У жирафа нейроны достигают нескольких метров в длину. Итак, диаметры клеток многоклеточного организма колеблются в пределах от 5 мкм до 1мм, одноклеточного — от 0,1 мкм до 4 см. Клетка, по существу, представляет собой самовоспроизводящуюся химико-биологическую систему. Для того чтобы поддерживать в себе необходимую концентрацию химических веществ, эта система должна быть физически отделена от своего окружения и вместе с тем обладать способностью к обмену с этим окружением, то есть способностью поглощать те вещества, которые ей требуются в качестве «сырья», и выводить наружу накапливающиеся «отходы». Таким путем эта система может сохранять стабильность (гомеостаз).

Похожее:  Большая психологическая игра quot Путешествие по Стране эмоций quot

В состав клетки входит около 70 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. В зависимости от того, в каком количестве входят химические элементы в состав веществ, образующих живой организм, принято выделять несколько их групп.

Группы макроэлементов (около 98% массы клетки) образуют углерод, водород, кислород и азот — главные компоненты всех органических соединений. В другую группу в количестве десятых и сотых долей процента входят сера, фосфор, калий, натрий, кальций, магний, марганец, железо и хлор. К микроэлементам, содержащимся в клетке в очень малых количествах, относятся: цинк, медь, йод, фтор, кобальт, селен и др., которые не менее важны для жизнедеятельности клетки.

  1. КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА. Оболочка, контролирующая, что входит в клетку и что из нее выходит.
  2. РИБОСОМЫ. Структуры, в которых аминокислоты соединяются в белки,
  3. ЯДРО. Центр управления, окруженный оболочкой из двух мембран, который регулирует жизнедеятельность клетки.
  4. ХРОМОСОМЫ. Они содержат ДНК клетки — ее генетический строительный план,
  5. ЯДРЫШКО. Место, где идет сборка рибосом.
  6. ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Мембранные канальцы, в которых накапливаются или транспортируются белки, производимые прикрепленными к ним рибосомами (некоторые рибосомы свободно плавают в клетке).
  7. МИТОХОНДРИИ. Центры производства молекул АТФ, обеспечивающих клетку энергией.
  8. КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ. Группа уплощеных мембранных мешков, которая упаковывает и распределяет производимые клеткой белки.
  9. ЦЕНТРИОЛИ. Они располагаются вблизи ядра и играют важную роль в делении клетки.

Иллюстрация работы клетки.

Клетка состоит из десятков триллионов молекул. Она представляет собой микромир, находящийся в самоуправляемом и согласованном движении и взаимодействии всех его частей. Чтобы дать представление о жизнедеятельности клетки, приведем следующую иллюстрацию.

Каждая из десятков триллионов клеток нашего организма функционирует, как окруженный стеной город. Электростанции вырабатывают для клетки энергию. Фабрики производят белки — продукты, необходимые для химического товарообмена. В клетке происходит более 600 различных химических реакций! Сложные транспортные системы перевозят определенные химикалии внутри клетки от одного места к другому, а также за ее пределы. На пограничных пунктах стражи проверяют экспорт и импорт, контролируя внешний мир относительно признаков опасности. Дисциплинированные биологические вооруженные силы стоят наготове, чтобы принять необходимые меры против захватчиков. Центральное генетическое правительство поддерживает порядок.

Насколько сложна и многообразна, например, работа генетического правительства клетки, видно из следующего: инструкции внутри ДНК, если их выписать, заполнили бы тысячу книг в 600 страниц каждая.

Итак, атомы и молекулы составляют основу (кирпичики) строения неживой и живой природы. Клетка — это основа живых существ. Но есть и особые, нервные клетки, нейроны, совокупности которых присуща функция мышления и сознания.

О гуманитарном (искусствоведческом) способе познания.

Этот способ познания мира основан на чувствах. У человека пять главных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. В каждом чувстве различают основные элементы.

В зрении это семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В мире звуков (слух) — семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (у китайцев — пять).

В мире запахов (обоняние) — семь основных запахов: эфира, камфары, мускуса, цветочный, мяты, удушливый и гнилостный.

Восприятие всех вкусовых ощущений сводится к комбинации четырех основных: соленого, сладкого, горького и кислого

Осязания подразделяются на ощущения прикосновения и давления — это тактильная чувствительность; тепла и холода; боли и других смешанных ощущений.

Живописец и скульптор создают зрительные образы; композиторы — мир музыки; парфюмеры — мир запахов; повара — мир запаха, цвета, формы и вкуса, отражающий замечательное содержание блюд.

Каждый представляет мир по-своему. В искусстве — главный художник. Каким он хочет видеть мир, таким и представляет его людям. Они могут верить ему или нет. Это другой вопрос. Разные художники могут не принимать творчество друг друга, вплоть до личной ненависти. Но они могут и объединяться, если их творчество созвучно, например художники-передвижники в России, импрессионисты во Франции, «Могучая кучка» музыкантов России в XIX веке и др.

Гении в музыке, живописи, литературе оказывают огромное влияние на общество.

В качестве примера приведем некоторые фрагменты из книги Л. М. Баткина о сверхгении эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи и его знаменитой картине «Джоконда. Мона Лиза».

. Обращает внимание интеллектуальная выстроенность картины. Это не портретное изображение реальной модели, а плод воображения, порождающего одновременно контраст, аналогию и двусмысленность. Улыбающаяся женщина сидит в кресле, в лоджии, над пропастью. Сразу за ее спиной начинается далекий и странный пейзаж. Передний план воспринимается как настоящее время; второй план — как прошлое, как воспоминание. Мона Лиза округлая, живая. Панорама же мертва. Это пустынный ландшафт без будущего.

В «Джоконде» неустойчив, подвержен внутренним колебаниям сам жанр живописи. Идёт спор портрета и картины, где мысль художника, его идеал не стеснены характерностью модели. Примерное равенство первого плана, заполненного человеческим изображением, и пространства пейзажа второго плана ведет к непортретной композиции, к жанровому раздвоению. Фантастический пейзаж глушит всё местное в облике героини, всё отмеченное бытом и нравами, особым социальным положением и пр. Пейзаж мощно усиливает знак открытости, неизвестности, знак вопроса к персональности черт, заключенный, впрочем, уже в самом облике Джоконды. Спор идёт не только между двумя планами, но и внутри каждого из них.

Специальные подробности человеческого образа то имеют вес, то лишены его — в зависимости от того, как их рассматривать: порознь взятые, они довольно принудительны, а в целом картины становятся легкими и летучими.

Мона Лиза одета в платье без примет определенного времени и места, лишена эмблем и аксессуаров, помогающих понять её. Живописное сфумато глаз и губ — способ оставить эти самые выразительные части лица без какого-либо отчетливого и единственного выражения. Это не то христианская иконография, не то языческая аллегория.

Мона Лиза лишена, как и многие фигуры Леонардо, полной определенности пола. Она человек вообще, все человечество. Контраст двух планов можно истолковывать, как борьбу жизни и смерти, человека и космоса.

Обращает также внимание аналогия между Джокондой и пейзажем, перекличка ряда изобразительных мотивов, воплощающих идею соответствия микрокосма и макрокосма. Суть картины, следовательно, лежит на пересечении противоположностей аналогии двух планов и приводит к двусмысленности во всём, к тотальной неопределенности, что свойственно гениальным произведениям.

А может, суть состоит в том, что на ней изображен человеческий индивид как средоточие и синхронизация всех возможных для него, охватывающих мировую природу в пространстве и времени, неисчерпаемых состояний. Изображена единичная и вместе с тем всеобъемлющая личность.

Попытки разгадать «Мону Лизу» напрасны, так как замысел Леонардо по сути дела не допускает одного единственного решения. Картина живёт вместе с миром и воспринимается в разное время по-разному, и вряд ли удастся ответить однозначно на все вопросы.

Похожее:  О чем спрашивают при поступлении на жак Откровения экзаменатора

Существенно увидеть в Леонардо (в итальянском Возрождении) исторически особый, неповторимый тип личности. Парадокс состоит в том, что целостность личности есть актуальное бытие незаконченности и неопределенности. Гении, не совпадая с эпохой (как статистической нормой), конфликтуя со своим временем, так или иначе, выламываясь из него, т. е. отклоняясь от золотой середины — этим конфликтом как раз ослепительно просвечивают смысл всей родной для них культурной ситуации. Более того они создают этот смысл сами. Гении лишь наиболее очевидно осуществляют то, что скрыто во всяком явлении. Гении не просто выражают противоречия, движущие изнутри историю культуры, но разрабатывают их до последней глубины, придают неожиданность и, следовательно, преобразуют, вытягивают в будущее, то есть делают открытия в искусстве.

Исключительность Леонардо да Винчи — дозревание до откровенного, заметного всем парадокса того, что составляло суть Возрождения. Суть эпохи Возрождения: с возникновением и развитием государственности, на пути объединения княжеств, начал бурно развиваться единый язык общения, что повлекло за собой развитие культуры во всех её видах: поэзии, живописи, скульптуры, музыки, архитектуры. Если у каждой культуры бывает свой «замысел» — неисчерпаемость особенного смысла, продолжающего разворачиваться в новых исторических контекстах, — то гении доводят замысел до логического конца, неизбежно принимающего форму мнимой бессмыслицы — странности и тайны. Тайное становится явным, но отнюдь не ясным, становится культурным образом (в нашем случае итальянского Возрождения), меняющимся от столетия к столетию,

Работа Леонардо производит впечатление незаконченности: не только из-за собственной сложной двусмысленности и этих полуулыбок, сфумато, неуловимой духовности персонажа, но так же потому, что перед нами лишь малый фрагмент некой необозримой индивидуальности. Отсюда распространенное представление, будто, например, в «Мона Лизе» Леонардо зашифровал себя и тайна Джоконды — это его личная тайна.

Естественнонаучный способ познания мира апеллирует к сознанию человека, его умственным способностям, хотя органы чувств играют здесь не малую, но все же вспомогательную роль. Гуманитарный (искусствоведческий) — апеллирует в основном к чувствам человека.

В настоящее время в нашей стране накопилось огромное количество проблем: социальных, технологических, экологических, медицинских. Но самая тяжёлая проблема — это проблема сохранения нравственности и духа народа.

Все эти проблемы, если и дальше будут пущены на самотек, то приведут приблизительно к 2050 году к гибели цивилизаций, развивающихся нынешними темпами по западному образцу, в том числе и Российского общества (по многим направлениям). Каков же выход? Выход, безусловно, есть. Гуманный. Он состоит в использовании всего полезного, что есть в каждом способе познания Мира. Искусствоведческий способ, который находится между наукой и религией, может стать связующим звеном. Путём воспитания нужно убедить людей стремиться в делах и общении с людьми, природой и техникой к изяществу, легкости, красоте, что мы наблюдали, например, у Леонардо да Винчи. К этому нужно добавить добросовестность, воздержание, милосердие и любовь, а также профессионализм, включающий научные знания, технологическую грамотность и. наконец, принцип разумной достаточности. Тогда можно решать успешно все проблемы, А пока государственные чиновники и другие «хозяева» будут беспредельно набивать свою мошну и делать вид, что платят людям за труд, народ будет делать вид, что работает и деградировать ещё больше.

В этой связи замысел «Джоконды» можно интерпретировать как предупреждение Леонардо потомкам: На переднем плане картины живая замечательная женщина (человек). Но она на краю пропасти. А сзади без перехода изображен мертвый пейзаж, который может появиться на Земле и без атомной войны. Люди могут погибнуть от безнравственности, загрязнения среды, болезней, ослабления иммунитета, голода, терроризма и других причин, которые уже дышат нам в затылок. Погибнет и Россия, если не будет союза науки, искусства, религии, строгих законов и доброй воли руководителей всех рангов.

Преодолеть распад ноосферы будет очень трудно, потому что несколько поколений выросло без религии, почти без искусства, с наукой, ориентированной на военно-промышленный комплекс, с почти подневольным трудом, бедным существованием. И тем не менее очевидны шаги по гуманизации и гуманитаризации образования. Наблюдается рост влияния религии, которая поддерживается государством. В конце XX века познание мира стало осуществляться более гуманным, вбирающим все лучшее из достигнутого в естественнонаучном, гуманитарном (искусствоведческом) способах с учётом личности человека, расширения его сознания и среды обитания. Но работы на этом пути ещё непочатый край. Необходимо сближение всех подходов познания мира для успешного противостояния глобальным катастрофам (многие из которых возникают из-за неразумной деятельности людей) и выживания человечества.

Источник



Что такое познание и каковы его основные способы?

Учение о познании или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Современная гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в культуре, критерии истины, а также форму, способы и закономерности достижения истинного знания.

Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе? В зависимости от ответа на него выделяется:

· гностицизм гносеологический оптимизм: мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства;

· агностицизм – мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия;

· скептицизм – мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична;

· солипсизм– единственно-несомненно реально существую Я, все остальное – плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры развития наук и техники. Современная гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

· историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

· познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

· активности творческого отображения действительности;

· объективности – признавать самостоятельное существований предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;

· практики – признавать главным способом познания практику, т.е. деятельность человека по преобразованию окружающего и самого себя;

· диалектики, что подразумевает необходимость с точки зрения развития подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

· конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей и явлений, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой.

Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, активной предметно-практической познавательной деятельности и ее оценки, использующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной культуры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. В качестве субъекта познания может выступать коллектив, группа и общество в целом.

Объектом познания является то, на что направлена познавательная активность субъекта, т.е. материальные и духовные ценности, а также сам субъект. Кроме того, субъект и объект познания взаимно обусловливают друг друга: без субъекта нет объекта, а без объекта нет субъекта.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

· познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

· познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и др.).

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представления формируются на основе памяти.

Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.

Похожее:  Знакомство детей с родным краем quot О городе своем веду я свой рассказ quot

Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без логического доказательства.

Источник

26 Проблема познаваемости мира

Георгий Велигорский Проблема познаваемости мира.
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала
эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления : гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.
Сама проблема : “ Познаваем ли мир,
а если познаваем, то на сколько? ” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.)
сомневался в существовании богов. Он писал : “ О богах
я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка ”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно
которому “ как оно кажется, так оно и есть
” . Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “ человек есть мера всех
вещей ” . Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух
компонентов : 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании
, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама
сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
5.
Вследствие этого единственно достойное
человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на “ ускользающую ”
сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа.
На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.
В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804).
Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод : объективной причины нет, а есть
лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать,
полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал : “ Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств ” .
И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека
и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность
человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “ субъективного
” и “ объективного ” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются,
а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “ пространства ”
и “ времени ” . Обретая пространственные и временные характеристики, представления
затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают
перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими
на органы чувств “ вещами в себе ” . Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно.
В процессе познания мы имеем дело фактически не с “ вещами в себе ” , а с явлениями ; “ вещи
в себе ” , т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. О том, пишет Кант, каковы вещи могут быть сами по себе, “ мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства ” . Одной из форм кантианского агностицизма являлся “ физиологический
6.
идеализм ” физиолога И. Мюллера (1821 – 1858), обосновывавшего свой агностицизм, в отличие от И. Канта, данными физиологической науки ; родственна с мюллеровской концепцией “
теория иероглифов ” , немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 – 1894).
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 – 1912). Согласно конвенциализму наши теории
и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не
способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “ технический
агностицизм ” Г. Башляра (1884 – 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм.
Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов).
Противоположностью такой позиции является гносеологический оптимизм. Он имеет многих ярких своих представителей. Достаточно вспомнить Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля, К. Маркса, Ж.-П. Сартра и др. Среди них имеются представители идеализма и материализма, сенсуализма и рационализма и других философских направлений. Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира,
четвертые указываютрудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира,
четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п. Данная позиция находится в полном соответствии со здравым смыслом, с точки зрения которого ближайшие сущности причины обыденных явлений познаваемы.

Источник

Adblock
detector