Дайте характеристику понятиям заказчик испытуемый исследователь



Тема 5. Результаты научного исследования

4. Заимствование результатов исследования (этика научного труда).

Новизна научного знания

Новое научное знание — это знание, удовлетворяющее требо­ваниям оригинальности и научности (т.е. достоверности, обоснован­ности и т.п.).

Исследование может быть оригинальным, если им никто до автора диссертации не занимался, или автор получил научные результаты, существенно отличающиеся от уже из­вестных.

Научная новизна диссертации — это признак, наличие которого дает автору право ис­пользовать понятие «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия опубликованных подобных результа­тов.

Научная новизна может быть абсолютной и относительной.

Абсолютная новизна имеет место в случае если было проведено оригинальное исследование впервые в науке, в мире, в стране.

Относительная новиз­на возможна, когда тема является новой для отрасли науки, для данного научного направления или рассматривается в новых условиях.

Оценка научной новизны означает установление первенства автора в определении и исследовании им той или иной темы. Технология оценки новизны диссертационного исследо­вания предполагает сравнение данной темы и полученных резуль­татов с тем, что было известно ранее в той или иной отрасли на­учного знания, в стране и мире.

Для оценки научной новизны исследова­ния используются несколько признаков:

1) Наличие впервые сформулированных и содержательно обоснованных теоретических положений. Вновь введенными могут быть только те положения, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

2) Наличие методичес­ких рекомендаций внедренных в практику и оказывающих су­щественное влияние на достижение новых социально-экономи­ческих результатов.

3) Выявле­ние, анализ и обобщение новых явлений, тенденций, закономер­ностей современного развития тех или иных отраслей науки.

4) Наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценнос­тью и практической значимостью для различных сфер деятель­ности.

Не менее значимы при оценке новизны такие признаки как разработка и обоснование концепции экономического и полити­ческого развития общества, его отдельных элементов и органи­зационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов информа­ционного обеспечения управления производственной и непроиз­водственной сферой деятельности.

Автор вправе претендовать на новизну, если его научные раз­работки содержат формулировки и обоснования понятий, кате­горий и их отдельных элементов, углубляющих понимание сущ­ности социально-экономических процессов и яв­лений, законов и закономерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных от­ношений; совершенствование методологии и методов науки.

Ориентация экономических исследований на разработку и совершенствование методов управления, прогно­зирования, планирования, стимулирования, хозяйственного и социального развития общества позволяет предлагать новые не­стандартные решения и механизмы их эффективного использо­вания. Как правило, эти решения достигаются в ходе разработок методов и моделей оптимизации и развития экономических, тех­нических и социальных явлений и процессов, при их детальном анализе, классификации и моделировании.

Элементы новизны должны быть нацелены на совершенство­вание существующих методов повышения эффективности эконо­мического, технического и социально-политического развития страны, общества.

Практическая значимость научного исследования

Практическая значимость результатов ис­следования может определяться характером их использования и степенью внедрения в практику.

Для оценки и признания ценности научных разра­боток в зависимости от характера исследований их подразделяют на три группы:

1) методологические исследования;

2) методические исследования;

Прикладные исследования.

Первую группу (методологические исследования) образуют исследования, результатами которых являются новые теоретические принци­пы и закономерности развития науки. Итогом теоретических ис­следований может быть совершенствование основных структур и механизмов развития науки и практики.

Применительно к от­дельным категориям этих исследований, для оценки эффектив­ности их апробации и внедрения используются следующие критерии:

· публикация основных результатов исследования в моногра­фиях, учебниках, научных статьях и т.д.;

· наличие авторских свидетельств о внедрении результатов исследования в практику;

· апробация результатов исследования на научно-практичес­ких конференциях и симпозиумах;

· использование научных разработок в учебном процессе высших и средних учебных заведений;

· участие соискателя в разработке государственных и регио­нальных программ развития той или иной отрасли народного хозяйства;

· использование результатов исследования при подготовке проектов новых нормативных и методических документов, зако­нов и постановлений законодательной и исполнительной власти.

Во вторую группу (методические исследования) могут включать­ся исследования, в которых содержатся научно обоснованные и апробированные в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономичес­кого, технического и социального развития. К этой груп­пе можно отнести исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности.

Формы внедрения результатов исследований могут быть следующими:

· предложения по совершенствованию и развитию систем со­циально-экономического, технического, политического, юриди­ческого и т.д. регулирования;

· использование методологических разработок в подготовке экономических расчетов и обоснований;

· рекомендации по совершенствованию экономического ме­ханизма управления процессами и т.д.;

· нормативные и методические документы, которые утверж­дены или рекомендованы к использованию министерствами, го­сударственными комитетами, ведомствами, объединениями или другими заинтересованными организациями.

В третью группу (прикладные исследования) включаются исследования, в результате которых обеспечивается научное обоснование путей оптимизации исследования трудовых и материальных ресурсов. Использование результатов таких исследований может осуществ­ляться в форме:

· научного обоснования вариантов, направлений, способов совершенствования условий и эффективности труда, основных производственных и непроизводственных фондов, материальных, топливно-энергетических ресурсов и других факторов социаль­ной и экономической деятельности объединения, ведомства, орга­низации;

· экономического обоснования мероприятий по использова­нию научно-технических достижений в различных областях на­уки и практики;

· обоснования предложений по использованию достижений научных разработок в практической деятельности предприятий и организаций;

· решения отдельных проблемных вопросов при разработке научно-исследовательских тем, выполняемых госбюджетных и хоздоговорных научных работ;

· использование результатов исследования в разработках про­ектных институтов, проектно-конструкторских и других органи­заций.

Источник

Научное исследование в психологии, его структура и этапы реализации.

Научное исследование – это проведение научного изучения различных психических явлений и процессов. В ходе выполнения научной работы можно выделить несколько этапов:

1. Теоретический этап:

выбор темы для исследования. Важно, чтобы тематика была обусловлена устойчивым познавательным интересом самого исследователя.

определение проблемы исследования. Означает выяснение степени её изученности, выделение малоизученных и неизученных вопросов, противоречий в имеющихся знаниях. Источником формулировки проблемы может являться какая-либо жизненная ситуация. Чтобы её разрешить, необходимо выяснить пути и средства, при помощи которых можно выйти из проблемной ситуации. Например, почему возникают конфликты между родителями и взрослыми детьми и т.п. Проблема должна быть актуальной. Ее решение должно привести к значимым результатам;

подбор, конспектирование, аннотирование и реферирование литературы (ознакомление со справочными и библиографическими изданиями по психологии, составление библиографии по теме);

составление словаря основных понятий, относящихся к выбранной теме (с использованием словарей, энциклопедий, наиболее известных работ по исследуемой проблеме);

Результатом этого этапа исследования является литературный обзор по проблеме исследования, в котором содержится: феноменология – описание проявлений изучаемой психической реальности (причины, развитие и функционирование; описание выявленных закономерностей и механизмов; научное и практическое использование этого явления); краткое описание конкретных психологических исследований, проведённых отечественными и зарубежными учёными по данной научной проблеме. Для написания научной работы можно использовать электронные ресурсы.

Обзор заканчивается резюме о необходимости проведения исследований в данной области и определением предмета своего исследования с обоснованием выбора принятого направления исследования. Можно использовать аннотирование. Аннотация — краткая обобщённая характеристика книги, статьи, ее направленность, содержание, назначение, её критическая оценка.

2. Эмпирический этап представляет собой описание организации и проведения опытно-экспериментальной работы. Складывается из подготовительного (организационного) и основного (этап исполнения исследования) этапов.

На подготовительном этапе необходимо: сформулировать цели и задачи исследования в соответствии с предметом и объектом исследования, обосновать методы исследования; подобрать, модифицировать или разработать методики исследования, составить программу (план проведения) эмпирического исследования. Определить место и время его проведения, способы мотивации испытуемых к участию в исследовании, осуществить подбор испытуемых, сформировать экспериментальную и контрольную группы, заготовить необходимое количество бланков ответов, буклетов-опросников, протоколов.

Этап его исполнения, или реализации. В тексте эмпирической части работы обязательно представляются следующие данные:

Похожее:  Незасчитанный гол Камано и удаление Ордеца как Локомотив и Динамо помешали друг другу в борьбе за медали РПЛ

организация исследования: сроки и место проведения исследования, как оно организовывалось, какие этапы выделяются в эмпирической части исследования, сроки проведения этапов;

состав испытуемых: количество испытуемых, принявших участие в исследовании.

После сбора эмпирического материала осуществляется его количественная и качественная обработка, описываются полученные результаты исследования.

Основным назначением обработки полученных в эмпирическом исследовании данных является обнаружение фактов, закономерностей и связей. Основными способами обработки данных являются их упорядочивание, обобщение (качественная и количественная обработка), статистическая проверка и интерпретация.

Первичная обработка данных начинается с их упорядочивания, с составления на основе исходных протоколов сводных таблиц полученных данных.

Вторичная обработка данных. На этом этапе необходимо составить таблицы, в которой будут представлены данные не по отдельным испытуемым, а для целых групп (подгрупп) и даже всей выборки. Это позволит сделать шаг к обобщению и более целостному представлению информации.

Статистическая обработка данных. Главным результатом обработки и анализа полученных данных служат выводы относительно отдельных задач исследования и цели в целом. Используют методы статистической обработки. Определяется характер отношений между теми или иными данными. Это может быть предположение о различии (или сходстве) показателей у испытуемых, относящихся к различным экспериментальным группам и подгруппам. На основании характера предполагаемой статистической связи и типа данных выбираются конкретные статистические критерии. Результаты расчётов статистических критериев и их сопоставление с критическими (пограничными) значениями позволяет определить степень значимости установленных зависимостей.

Анализ полученных результатов представляет собой самую важную часть работы. Выдвинутые в ходе теоретического обзора изучаемой проблемы гипотеза, цель и задачи должны пройти проверку эмпирическими фактами. Это центральный раздел научной работы, который придает ей целостность и единство, связывает её теоретическую и эмпирическую части. Правильно проведённый анализ полученных результатов включает не только простое их перечисление и описание, но ещё и их обсуждение и интерпретацию. Назначение анализа – это раскрыть смысл полученных результатов.

Необходимо, выделяя конкретные связи и закономерности и сравнивая данные отдельных подгрупп, подчеркнуть те результаты, которые важны для поиска ответа на поставленный в задаче вопрос, предполагает интерпретацию выявленных закономерностей, т.е. объяснение их смысла, предположение об их причинах.

Итогом работы является формулировка вывода о том, подтвердилась или нет сформулированная исследователем гипотеза. Важнейшим результатом научной работы является решение той проблемы, которая была сформулирована, и направляла научно-исследовательскую деятельность. Основные результаты работы фиксируются в выводах исследования.

25. Научная проблема как основа для определения объекта и предмета психологического исследования

Проблема – это вопрос, для ответа на который в науке знания отсутствуют или их недостаточно. Научная проблема — осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Научная проблема предполагает выявление дефицита информации и формулировку вопроса на языке научных терминов. Формулированию научной проблемы предшествует описание проблемной ситуации на обыденном языке. Сама проблема формулируется в научных терминах, обычно в виде вопроса. Чаще всего это — вопрос о причинах тех или иных событий, — о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений. Другим источником научной проблемы могут быть противо­речия, возникающие в ходе развития самой науки. Такими, на­пример, являются противоречия между фактами и их интерпретацией, установленными разными авторами и в раз­личных школах. Разрешение противоречий, составляющих стержень проблемы, выступает источником развития научных теорий.

Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных представлений. Как правило, проблемы вытекают из практики — в том числе практики теоретических рассуждений — в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и остаются в науке как «вечно актуальные», или же объявляются псевдопроблемами.

Четко сформулированная проблема является основой для определения объекта и предмета исследования. Под объектом исследования в психологии понимается конкретное психиче­ское явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности и т.п. (а не люди или группы; нежелательно, например, в качестве объекта исследования называть младших школьников или супружеские пары). Объект психологического исследования – это элемент реальности, на которую направлен процесс познания, обозначение того, какое именно психологическое явление у человека, группы людей хочет изучить исследователь, та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется в ходе написания курсовой работы. Под объектом исследования понимается конкретное психиче­ское явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности. Объект исследования формулируется кратко, обычно двумя-тремя словами: например, познавательная активность, моральное самосознание и т.п.

Очень часто начинающие исследователи в качестве объекта исследования указывают категорию испытуемых, их должност­ной статус («учащиеся начальных классов», «школьные психо­логи» и т.п.).

С логической точки зрения это правильно, но такое обозначение объекта неопределённо, оно не отвечает на вопрос, какую психологическую реальность изучал психолог. Оно и малополезно, так как неопределенность объекта ведёт к неопределённости предмета, способствует отклонению от темы исследования.

Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный инте­рес в связи с решаемой проблемой: например, развитие познавательной активности у младших дошкольников, особенности морального самосознания у подростков. Перечень явлений, которые могут быть взяты в качестве предмета исследования, по объёму значительно шире перечня объектов. Предмет психологического исследования – это часть, свойство, сторона отношения реальных объектов, т.е. отдельные психические свойства, состояния, процессы, виды, функции, особенности поведения, характеристики деятельности, общения и т.д. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет тот угол зрения, который интересует исследователя.

Когда предмет чётко определён, исследование проводится целенаправленно и более эффективно. Поэтому определению предмета исследования следует уделить максимум внимания. Формулировка объекта и предмета исследования предполагает не просто словесное их обозначение, а изучение того, какое содержание вкладывается в понятия, используемые для определения объекта и предмета. И объект, и предмет исследо­вания должны быть отражены в формулировке темы исследования.

Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти студент, требует описания цели, задач, гипотезы исследования.

26. Проблема определения цели и задач психологического исследования

Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти исследователь, требует описания цели, задач, гипотезы исследования.

Цель исследования – желаемый конечный результат научно-исследовательской деятельности исследователя. Цель исследования в рамках работы содержит формулировку того, что именно будет изучаться. Частично определение цели содержится уже в самом названии научной работы. Определение цели вытекает из определения объекта и предмета исследования, оно также строится на основе изучения литературы, в которой представлены данные о современном состоянии проблемы. Цель отражает некоторое «белое пятно» в изучаемом предмете, то есть, направлена на поиск знания о том, что пока ещё неизвестно. Другими словами, цель – это знание о том, что сам исследователь еще не знает.

Конкретный будущий результат исследования может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим (описание характеристик психического явления, выявление взаимосвязи психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение уже имеющихся конкретных научных представлений, создание классификации, типологии, создание методики, адаптация психодиагностической методики или воспроизведение уже ранее проведенного исследования). В качестве цели работы может выступать изучение уже известных феноменов и закономерностей на новой выборке или в новых условиях; эмпирическая проверка гипотез, выдвинутых в рамках той или иной теории; изучение и описание новых психологических фактов, ранее не описанных; исследование закономерностей возникновения, развития и функционирования тех или иных аспектов психического.

Определение задач исследования. Порядок проведения, этапы исследования, характер резуль­татов определяются задачами исследования, поэтому формули­рованию задач уделяется большое внимание. Задачи должны быть конкретными и сформулированы та­ким образом, чтобы для их решения можно было бы подобрать или разра­ботать соответствующие средства (например, методику), представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить). Выбор и формулировка задач работы обусловлены делением цели исследования на подцели. Содержание задач конкретизирует цель исследования. Задачи отражают характер работы, а не описывают последовательность шагов в научном исследовании (анализ литературы по проблеме, сбор и обработка эмпирических данных, анализ и обобщение результатов – это этапы, а не задачи исследования).

Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «изучить», «разработать», «провести сравнение», «проверить» и др. Например, цель исследования «изучить особенности и условия развития познавательной активности у младших дошкольников» была конкретизирована в следующих задачах: 1) осуществить теоретический анализ проблемы развития познавательной активности у дошкольников; 2) изучить особенности познавательной активности у младших дошкольников; 3) определить влияние информации об изменении объектов окружающего мира на познавательную активность младших дошкольников.

Похожее:  Результаты вступительных испытаний

Проблемы:

Если неточно сформулированы задачи, не до конца уяснены проблемы, подлежащие изучению, неизбежно появляется несогласованность между отдельными частями работы, особенно между теоретической и эмпирической частями. В этом случае выводы работы не дадут ясного ответа на поставленные вопросы. Цель и задачи исследования — понятия относительные. Задача одного исследования может стать целью другого, подразделяясь уже на ряд более конкретных задач. Непременным требованием к каждому исследованию является логическое соответствие наименования темы исследования, его объекта, предмета, проблемы, целей, задач его структуре. Совокупность выдвинутых задач призвана целостно отражать цель исследования. Цель работы должна строго соответствовать проблеме исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач. Конкретные задачи уясняются в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение, которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. При разработке концепции исследования необходимо учитывать природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии человека закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека, направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы.По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.

Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности, особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает ценности психологических рекомендаций. В тексте работы целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой индивидуальности, активного отношения личности к жизненной ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению, саморазвитию.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

• необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить при роду явления, разрешить имеющиеся противоречия;

• потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

• потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

Источник

Дайте характеристику понятиям: заказчик, испытуемый, исследователь.

В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную, производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.

В качестве заказчика выступают руководитель государственной или кооперативной организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними. В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если ему поручено осуществление на основе результатов исследования психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на основе результатов исследования он намерен осуществлять в той или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).

В качестве испытуемого выступает лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования или в личных, или в научных, или в производственных, или в социальных интересах. Испытуемый – условное обозначение консультируемого, или обучаемого, или тренируемого, или больного, или отбираемого, или аттестуемого, или исследуемого в интересах науки человека.

5. Специфика этических кодексов психологов зарубежных стран.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ (NASW) – крупнейшая в мире членская организация профессиональных социальных работников США, объединяющая 150 тыс. членов; занимается развитием профессионального роста своих членов, создает и поддерживает профессиональные стандарты, а также содействует проведению разумной социальной политики.

БРИТАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ (BASW) – одна из самых больших ассоциаций, представляющих социальную работу и социальных работников в Великобритании; существует более 30 лет, насчитывает более 8500 членов, большинство из которых проживают в Англии и являются практическими социальными работниками.

Как и в любой другой сфере профессиональной деятельности, нравственные нормы в социальной работе, возникнув, продолжают совершенствоваться с учетом накопленного эмпирического опыта социальной работы и потребностей общества в данном виде деятельности. Последний вариант международных стандартов этики социальной работы был принят Международной федерацией социальных работников (МФСР) и Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) в 2004 г. в Аделаиде (Австралия) па Генеральной ассамблее этих международных профессиональных сообществ. Принятый документ получил название "Этика социальной работы, свод принципов".

"Социальная работа как профессия способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы".

Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога.

Попытки выделить общечеловеческие ценности на основе идеи профессионального и личностного самоопределения и поиска главного смысла своего труда и всей жизни.Климов Е. А. выделил следующие общечеловеческие ценности:

1) постоянное улучшение, репродуцирование себе подобных (включая и заботу о здоровье, о материнстве и детстве, а также — охрану природы);2) улучшение предметного мира, создание новых средств производства, расширение ассортимента товаров и услуг, постоянное повышение их качества);

3) уважение индивидуальных особенностей каждого, совершенствование общества на основе идей социальной справедливости, развитие правовых систем и приближение их к интересам и чаяниям людей;

4 взаимообогащение, взаимообмен приобретаемым опытом и переживаемыми чувствами, развитие средств коммуникации между людьми, а также совершенствование средств приобщения человека к Культуре.

Источник

Учимся грамотно представлять результаты исследования в своем проекте

Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.

Учимся грамотно представлять результаты исследования в своем проекте

Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.

Похожее:  Урок по астрономии quot Земля Луна quot

Студенты чаще всего оформляют результаты исследования во всевозможных лабораторных отчетах, отчетах по практике, курсовых работах и ВКР. Аспиранты и соискатели выполняют более трудоемкую работу, а ее результаты излагают в монографиях, диссертациях и пр.

Какие формы представления результатов существуют?

В зависимости от того, какую именно работу выполняет автор: студенческую, аспирантскую или научно-исследовательскую, зависят правила оформления полученных результатов.

Виды исследований

Отражение исследования

На практике выделяют два основных вида отражения хода исследования и итогов:

Данная разновидность предполагает, что исследователь не просто проводил какой-то эксперимент и фиксировал полученные результаты, но и защитил свой труд в целях обретения конкретных компетенций, квалификации. Например, автор написал кандидатскую диссертацию, успешно преодолел ее защиту и получил соответствующую ученую степень.

В данном случае к проекту и оформлению результатов предъявляются жесткие требования: порядок расположения текста, графических материалов, таблиц, ссылки и сноски уникальность материала и пр.

Данный вариант представления результатов исследования включает в себя несколько подтипов: устные изложения, публикации и компьютерные способы. Здесь интерпретация хода исследования и полученных итогов происходит при помощи выступления с докладом перед аудиторией, размещением научной статьи в журнале или электронной библиотеке, посредством использования различных компьютерных программ (видеозапись, презентация и пр.).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Жестких требований к оформлению результатов в этом случае не предъявляется. Достаточно грамотно, кратко и емко рассказать о проделанной работе, отметить полученные результаты, их применимость и важность, новизну.

Как представить результаты научной работы?

Научная работа представляет собой письменное оформление всех произведенных действий с учетом конкретных требований. Научной работой признается монография, диссертация, то есть глобальное, весомое исследование, в ходе которого были получены новые и эффективные решения актуальных проблем.

Как можно отразить результат проведенного исследования

В каком виде могут быть представлены результаты проведенного исследования?

В данном случае автору проекта предстоит соблюсти принципы краткости и лаконичности, последовательности и логичности, аргументированности и обоснованности, уникальности.

Как правило, полученные результаты исследования оформляются в отдельном разделе, где интерпретируется, что было получено, насколько это эффективно, как и где применимо и пр. Здесь важно подчеркнуть правоту исследователя, отметить новизну предлагаемых решений, их значимость и пр.

Оформление материала зависит от того, в каком виде автор намерен их интерпретировать: научная статья, монография, диссертация, отчет о НИР, научный доклад и пр.

В научной статье достаточно кратко отметить итоги исследования, а в монографии или диссертации детально расписать «Что? Где? Когда? Как? Зачем?».

Притом оформление научной статьи будет адаптировано под требования конкретного издания, а диссертация должна соответствовать требованиям ГОСТ 7.0.11-2011.

Как оформить результаты научного исследования?

Результаты научного исследования могут быть как в виде различных расчетов и показателей, так и выводов на основе анализа теорий, концепций, информации и пр.

Расчеты лучше всего представлять в табличной форме, где четко видна динамика показателей, отклонения от нормативов и пр. В то же время допустимо использование всевозможных графиков, схем, диаграмм, которые наглядно отражают картину, упрощают восприятие информации и способны просто и емко показать, что было и что будет, эффективность предлагаемых мер и пр.

Какими требования должен руководствоваться автор работы?

Правила для оформления научной работы

В зависимости от того, какую форму интерпретации результатов выбрал исследователь, необходимо учесть правила оформления. Так, каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок (над таблицей), отражающий суть анализа (например, группа определенных показателей). Сама таблица располагается по ширине страницы.

Рисунки и схемы, графики располагаются по центру листа А4. Они также должны меть наименование и обозначение (рис., илл.), номер. Притом наименование графического материала указывается под ним.

Чтобы создать понятный и емкий рисунок или таблицу, необходимо грамотно скомпоновать данные, разбить на смысловые и взаимосвязанные блоки и интерпретировать их при помощи схем, чертей, графиков и пр. Данное правило поможет также в формировании презентации.

Таким образом, интерпретация результатов исследования зависит от вида работы и способов отражения. Автору следует тщательно проанализировать имеющиеся сведения и подобрать оптимальный вариант отражения полученных итогов, чтобы это было интересно и понятно, кратко и емко.

Источник

Лекция 3. Виды научных результатов

Научный результат в самом широком смысле – это выра­женный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний; в более узком смысле – результат исследования или разработки, полученный научными методами на основе применения того или иного научно-методического аппарата.

Среди всех научных результатов наряду с результатами, получаемыми в процессе конкретного исследования (разработки), выделяют исходные посылки.

Исходные посылки– это полученные ранее научные результаты, являющиеся, отправными, начальными, обеспечивающими полноту и всесторонность исследования (разработки).

Деление результатов исследований (разработок) на исходные посылки и получаемые результаты не является абсолютным в том смысле, что ранее полученные научные результаты исследований (разработок) могут служить исходными посылками для последующих исследований (разработок), а с другой стороны, вновь предлагаемые исходные посылки, ведущие к новому решению научной задачи, сами по себе могут явиться важным новым научным результатом.

Для соискателя исходными посылками для проведения диссертационного исследования являются ранее полученные научные результаты в рассматриваемой предметной области.

При оценке научных работ проявляется стремление к явному разделению научных результатов на теоретическиеи на прак­тическиепо ряду признаков: способ получения (теоретический, экспериментальный), форма представления (идеальная – теорети­ческие положения, материальная – реальный объект или процесс), значимость (теоретическая, практическая). Обычно, даже в случае чёткого указания конкретного признака выделения, сделать это за­труднительно, так как между соответствующими результатами все­гда существует весьма тесная диалектическая взаимосвязь. Эта взаимосвязь является настолько глубокой, что довольно часто даже вполне теоретический результат называют практическим, напри­мер, когда говорят о теоретически полученных практических ре­комендациях. Следовательно, реально речь может идти лишь об ус­ловном, более или менее строгом выделении явно теоретических и явно практических результатов.

Примеры крупных теоретических научных результатов – тео­рия, методология, а также “теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение” [4].

Примеры крупных практических научных результатов – политические, экономические и сложные технические системы, технологиче­ские процессы. Примеры менее крупных практических резуль­татов – технические устройства и комплексы, научно обосно­ванные технические, экономические и технологические реше­ния и разработки. Ещё более мелкие теоретические результаты и практические результаты-сведения находят выражение в виде научных положений той или иной теории, методологии, а также научного труда или публикации.

Среди научных положений (представляющих собой, как отмечалось в разделе 1, выраженные в виде чётких формулиро­вок основные научные идеи концептуального уровня, имеющие научное объяснение или обоснование) можно выделить понятия, категории, определения, гипотезы, принципы, правила, математические предложения, допущения, ограничения и некоторые другие, в том числе теоретические и практические выводы и рекомендации.

Правило положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений [1].

Математические предложения это всякого рода расчётно-логиче­ские обоснования и доказательства (в простейшем виде – цепочка взаимосвя­занных расчётных соотношений, а в наиболее развитом виде – та или иная совокупность взаимосвязанных аксиом, лемм, теорем и тому подобных стро­гих математических предложений).

Теорема теоретическое утверждение, которое может быть логически доказано на основании аксиом или на основании ранее доказанных положе­ний [2].

Лемма— вспомогательная теорема.

Среди научных результатов исследований наряду с теоре­тическими и практическими можно более или менее чётко вы­делить результаты методического характера (методики, методы, экспериментальные установки, технологии и другие элементы, образующие научно-методический аппарат) и ре­зультаты фактографического характера (научные факты, научные эффекты, термины, определения, не имеющие мето­дической направленности научные выводы и научные реко­мендации, разработанные для практики той или иной проблем­ной области технические устройства и др.).

Научные эффектыявляются практическими научными результатами-событиями, получаемыми (обнаруживаемыми) в практике науки или в практике предметной области в виде яв­лений, предсказанных и/или объяснённых наукой. Научный эффект может быть обнаружен, зафиксирован с помощью тех или иных технических средств, описан.

Источник

Adblock
detector