Гносеология Рационализм и эмпиризм

Познавательное отношение строится на суждениях человека и явлениях мира. Понятие «гносеология» — означает учение о познании. Кратко «гносеология» — раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии:

1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.

2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:

Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.

Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.

Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и
изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.

Философская гносеология

Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.

Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.

Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.

Направления гносеологии

Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:

Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.

Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.

Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:

• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.

• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.

Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.

Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:

• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.

• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.

• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.

Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.

Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.

Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.

Связь онтологии и гносеологии

Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.

Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.

Проблемы гносеологии

Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.

Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:

• Мистический, например, в Библейских текстах.

• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.

Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.

20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.

Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.

Похожее:  Тематика и проблематика сказок М Е Салтыкова Щедрина

Современная гносеология

В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.

Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.

Роль гносеологии в философии

Гносеология — это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знания, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который используется во всех направлениях учения, позволяет отделять истинное знание от вымысла.

Особенности учения

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Характерные черты

Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.

Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.

Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.

Разделы науки

Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.

Теория базируется на принципе непрерывности — увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.

Гносеологический пессимизм

Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:

  1. Скептицизм. В философии, он применяется как особый метод получения информации. Он подвергает сомнению саму возможность отличать объективную реальность от вымысла.
  2. Агностицизм. Оформился в самостоятельное течение, благодаря Канту. Внешний мир — источник познания, его сущность человек изучить не может, поскольку она выше его понимания. Всякий предмет — закрытая область познания, и познать его можно лишь частично с помощью органов чувств. Результат изучения — опыт ощущений.

В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция — конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.

Гносеологическая проблематика в философии Нового времени

Новизна науки для культуры в XVII в. и в то же время ее продуктивность обязывали философию осмыслить этот феномен в его самых общих характеристиках, т. е. понять само существо познавательного процесса, обозначить его уровни и формы, их взаимодействие, сформулировать цель познания и критерии ее достижения. Таким образом, гносеологическая и методологическая проблематика становится центральной в философии того времени. И в связи с этим можно отметить несколько отличительных черт гносеологии XVII в.

Похожее:  Какие вопросы можно задавать бывшему мужу

Способность человека получать истинное знание о природе и использовать его для своей пользы провозглашалась большинством философов важнейшей ценностью, реализовать которую можно в борьбе с суевериями, предрассудками, общепринятыми догмами. Поэтому обозначение заблуждений и их преодоление становится органической частью теории познания (например, «идолы познания» Ф. Бэкона и сомнение Декарта).

Лишь очистив свое сознание, можно выработать и использовать безошибочный метод достижения истины.

Все гносеологические системы того времени заняты изучением соотношения чувств и разума в познании, т. е. разрабатывают эмпирическую либо рационалистическую модель познания. Эмпиризм — это течение в теории познания, признающее чувственный опыт основой познания и критерием истины (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли, материалисты-просветители). Рационализм — это течение в теории познания, который считает мышление единственным источником и способом достижения истинного знания (Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза). К абсолютизации отдельных сторон познавательного процесса приводила общая ориентация философии на механико-математизированное естествознание своего времени, методология которого требовала поиска либо абсолютных истин разума, аналогичных аксиомам геометрии, либо элементарных единиц знания — данных чувств, аналогичных атомам.

В этом же духе рассматривалась и проблема соотношения общего и частного в познании. Общее знание в эмпирической модели индуктивно выводится из единичных чувственных данных, но такой переход требует специального обоснования и не объясняет приращения знания. В рационалистической гносеологии общее содержание изначально дано мышлению, а частное лишь производно от него.

Именно в гносеологии XVII в. формулируется и заостряется проблема объективного и субъективного в теоретико-познавательном и онтологическом аспекте. Выделяется «я», самосознание субъекта как нечто абсолютно отличное от материального объективного внешнего мира. Такое отделение позволило поставить вопрос об отношении знания к познаваемому объекту и способах достижения объективного содержания знания, которое совершенно очищено от субъективных возмущений. Рационализм видел гарантию объективности знания в следовании объективным законам мыслящей субстанции, материалистический эмпиризм — в идее адекватного отражения объекта в ощущениях субъекта, из которых строятся все остальные формы познания. Метафизическая абсолютизация различия субъективного и объективного, отсутствие критериев отделения одного от другого (первичных и вторичных качеств — в терминологии гносеологии XVII в.) приводили и к субъективно-идеалистической трактовке проблемы, в которой вся реальность сводилась к сознанию субъекта.

Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.

XVII в. по праву считается веком нового, экспериментально-математического естествознания. Если познавательные усилия мыслителей средневековья были сосредоточены в области богословия, а философов эпохи Возрождения – в искусстве, творчестве, то приоритетной сферой интеллектуальной деятельности в Новое время является наука. Поэтому гносеологическая проблематика занимает центральное место в философских исканиях.

Становление науки Нового времени происходило в атмосфере горячих дискуссий и полемики. Основания классического естествознания и каноны научного исследования, которые кажутся нам сейчас очевидными и само собой разумеющимися, отнюдь не казались толковыми в то время.

Поиск обоснования научного знания шёл по двум направлениям: эмпиризми рационализм.

Эмпиризм – теоретико-познавательная концепция, которая в качестве основы и источника наших знаний утверждает данные чувственного опыта и в терминах этого чувственного знания пытается объяснить любое другое знание.

Идеи эмпиризма наиболее последовательно проводили английские философы – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.

Фрэнсис Бэкон(1561-1626) поставил перед философией задачу создания нового метода научного познания и переосмысления целей науки. Средневековая наука, заражённая схоластическими спорами, опиравшаяся на авторитет Священного Писания и оторванная от практики уже перестала удовлетворять интеллектуальные потребности общества. По мнению Бэкона, наука – не самоцель, она должна служить обществу и увеличивать власть человека над природой. Наиболее значительная книга Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» во многих отношениях современна. Бэкон сформулировал лозунг: «Знание – сила», его призыв обратиться к опыту и эксперименту был поддержан основателями Лондонского естественнонаучного общества, в которое входили Гук, Бойль, Ньютон.

Основой научного знания, по Бэкону, выступает опыт, эксперимент, который должен быть подвергнут критическому анализу с помощью индуктивного метода. Он пытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется «индукция через простое перечисление». Применяя усовершенствованные индуктивные рассуждения, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он предполагал вывести законы второй степени общности и т.д.

Бэкон ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базироваться наука. Мы не должны, говорил он, уподобляться ни паукам, которые ткут нить из самих себя, ни муравьям, которые просто собирают, а быть подобно пчёлам, которые и собирают и упорядочивают.

К ошибкам, по мнению английского философа, приводят людей плохие привычки ума, или «идолы». Он отмечает следующие виды идолов. «Идолы рода» свойственны самой природе человека, например, привычка ожидать большого порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» связаны с устоявшимися оборотами речи. «Идолы театра» – это вера в авторитеты (например, в авторитет Аристотеля).

Идеи эмпиризма развивает английский мыслитель Джон Локк (1632–1704). В работе «Опыт о человеческом разумении» он пытается доказать, что все наше знание происходит из впечатлений, получаемых от органов чувств, и что у нас нет врожденных идей.

Локк полагает, что первоначально человеческий ум есть не что инок, как «лист чистой бумаги, лишенный каких бы то ни было образов и идей». Все то множество вещей, о которых человек знает или думает, происходит из опыта, полученного либо при помощи органов чувств, либо в результате самонаблюдений над нашим умом. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»,– утверждает английский эмпирик. Наиболее фундаментальными элементами нашего знания являются простые идеи, которые не могут быть составлены из каких-либо других элементов. В качестве примера Локк называет опыт восприятия вкуса сахара, запаха розы, белизны снега и т. п.

Попытка Локка построить теорию познания, показала, что эмпирический подход порождает определенные трудности. Если строго придерживаться эмпирического тезиса, что все наше знание происходит из опыта, то предположение, что вне нас находится нечто, чему мы должны приписывать наши идеи, похоже, становится несостоятельным. Сомнительно и утверждение, что, исследуя идеи и отношения между ними, мы можем установить истины об окружающем мире. Поскольку все наши идеи находятся в пределах нашей души, постольку можно ли четко отличить, что принимать в качестве основания для знания, а что отвергать как субъективные фантазии или игру воображения?

Похожее:  Урок по химии для 9 класса quot Кислотные дожди quot

Разобраться в этих проблемах эмпирической теории познания пытались такие философы XVIII в., как епископ Джордж Беркли (1685–1753) и Давид Юм (1711–1776). Им удалось обнаружить, что в данных наших органов чувств содержится значительно меньше информации об окружающем мире, чем мы могли бы предположить. Юм приходит к предельному скептицизму относительно возможности получения какого бы то ни было достоверного знания. То, что мы считаем знанием, полагает Юм, это только способ организации впечатлений, то есть особенности нашей психики.

В широком смысле рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Как направление противоположное эмпиризму, рационализм считает разум основным источником научного познания. Французского мыслителя Ренэ Декарта (1596–1650) считают основателем современной рационалистической философии. В философии и математике он создал работы величайшей важности. Работы «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления» начинаются с метода «картезианского сомнения», как он стал позже называться. Дело в том, что Декарт не стремится придерживаться основ, заложенных его предшественниками, а пытается создать заново законченное философское здание. В науке должно быть только истинное и несомненное знание. В поисках надежного фундамента для своей философии, он принимает решение усомниться во всём. Это радикальное сомнение должно, по мнению Декарта, смести все представления и предрассудки прежней философской традиции и расчистить поле для новой научной, рациональной культуры.

Он начинает с сомнения относительно чувств, переходит к сомнению в протяженности, величине, количестве природных вещей, находит рациональные аргументы в сомнении относительно математических знаний.

Однако остаётся что-то, – размышляет Декарт, – в чём я не могу сомневаться: я не мог бы обманываться, если бы я не существовал. У меня может не быть тела; оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе. Истина, что я мыслю, столь прочна, достоверна и очевидна, что никакой скептицизм не способен её поколебать. Положение «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum) делает сознание более достоверным, чем материю. Мой ум, мое сознание (для меня) более достоверен, чем ум и сознание других людей.

Далее Декарт спрашивает себя: почему принцип cogito ergo sum так очевиден? И приходит к выходу, что это только потому, что он интуитивно ясен и отчётлив.Поэтому он принимает принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и отчётливо, – истинны.

«Мышление» Декарт употребляет в очень широком смысле. Вещь, которая мыслит – это вещь, которая сомневается, понимает, воспринимает, утверждает, отрицает, хочет, воображает и чувствует и т.д. То, что я своими глазами вижу какой-либо предмет, достоверно говорит только о моём собственном существовании, а не о существовании видимого предмета. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.

Основываясь на ясном и отчётливом положении «мыслю, следовательно, существую», Декарт доказывает существование Бога. Когда же существование Бога доказано, всё остальное можно дедуктивно вывести из него.

Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который он называет «универсальной математикой». Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности в обнаружении истин. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, «сплошным фронтом», не оставляя пропущенных звеньев. Научное знание, каким его предвидит Декарт, – это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

Таким образом, по Декарту, наука должна основываться на интуитивном постижении ясных и отчетливых истин, из которых с помощью дедукции выводится всё многообразие знаний.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции,поиском которой занимались ещё античные философы.

Декарт определяет субстанцию как то, что не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Сотворённый мир Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – её неделимость. Атрибутами[1] духовной субстанции выступают мышление, чувство, желание. Важнейший признак материальной субстанции – делимость до бесконечности; протяжённость – главный атрибут, а фигура, положение, движение – формы проявления протяжённости.

Духовная субстанция, согласно Декарту, имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Такие идеи в XVII в. называли врожденными.К ним Декарт относил идею Бога, идею числа и фигуры и др. Врождённые идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, т.е. науки и философии.

Голландский философ-рационалист Б. Спиноза(1632–1677) определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), т.е. как то, что существует через само себя и познаётся из самого себя. Такой характеристикой обладает только Бог, или природа. Представление о слиянии, единстве Бога и природы, лежащее в основе учения Спинозы, называется пантеизмом, корни которого уходят в философию Возрождения. Мышление и протяжённость суть атрибуты субстанции.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646–1716) выдвинул учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Монады, говорил Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным.

В теории познания Лейбниц склоняется к рационализму. На формулировку Локка: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», немецкий философ дает ответ: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

В XVII в. проблемы теории познания были тесно связаны с онтологией. Истинность мышления для философов этого времени определяется тем, о чем оно мыслит. Неистинное мышление, заблуждение определяются субъективными особенностями самого исследователя. Вопрос об истинном знании сводился к вопросу о бытии и его структуре.

 

Adblock
detector