Гражданское общество в России проблемы и перспективы развития



Юридическая консультация 24/7

Гражданское общество в России: проблемы и перспективы развития

В современной юриспруденции особый интерес вызывает понятие «гражданское общество».

Ученые, философы разных исторических периодов стремились создать модель идеаль­ного государства, основанного на принципах равенства, спра­ведливости, свободы, благополучия, законности. Становление гражданского общества связано с процессом повышения роли права и закона. В древности понятия «общество» и «государ­ство» отождествлялись.

Становления гражданского общества является актуаль­ной проблемой для Российской Федерации, так как вектор дальнейшего развития государства направлен в сторону по­строения демократии, определяющим критерием которой является гражданское общество. Необходимость становления гражданского общества подчеркнуто положениями, закре­пленными в статье 1 Конституции РФ: «Россия есть демократи­ческое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». К сожалению, приходится констатиро­вать такой факт, что в строительство гражданского общества вовлечена меньшая часть граждан страны. Исследователи называют это явление «проблемой социальной активности граждан», при этом, отмечая социальную апатию, некоторые авторы приводят в подтверждение своей позиции данные о том, что 85% россиян не видят возможности влиять на при­нятие государственных решений.

Объясняя это явление, некоторые исследователи указы­вают на то, что культурные и социальные архетипы русского менталитета менее благоприятны для восприятия либераль­ных идей.

Часто утверждается, что русскому архетипу присущ го­сударственно-патерналистский подход, при котором к власти не испытывается ни любовь, ни доверие, но считается, что от нее зависит всё как хорошее, так и плохое в жизни индивида. Кроме того, широко распространено мнение, что для жителей России характерна психология уравнительства, не имеющая ничего общего с ценностным понятием равенства в западной демократической культуре.

Развитие гражданского общества в России во многом свя­зано с изменениями в массовом сознании, а процесс измене­ния массового сознания — это исторически длительный про­цесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.

Проблема понимания сути гражданского общества об­условлена множеством его определений, порой противопо­ставленных друг другу, так, например, американский про­светитель Т. Пейн считал, чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуж­дается в регулировании со стороны государства, а английский философ Т. Гоббс утверждал, что это коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества, при этом государство превалирует над гражданским обществом.

На сегодняшний день существует несколько определений по­нятия «гражданское общество». М. Баглай пишет, что «граждан­ское общество» — это общественная деятельность свободных людей. Оно может функционировать только на основе равно­правия граждан.

Т. В. Кашаниной и А. В. Кашаниным, в соответствии с которым гражданскому обществу характерно развитие эко­номических, политических, правовых, культурных отношений между его членами, независимость от государства, но наличие тесной взаимосвязи с ним, в таком обществе индивиду при­суще развитие высоких человеческих качеств (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соот­ветствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духов­но-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объектив­но сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт граж­данского общества, оказывающий влияние на жизнедеятель­ность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизвод­ством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее суще­ствованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, про­изводства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегу­лирующиеся элементы (организации) — государство, полити­ческие партии, общественно-политические движения, объ­единения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, ор­ганизации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обще­ством в целом по поводу духовно-культурных благ и соот­ветствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Наиболее важный блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образовани­ем. Образование является фундаментом в деле развития чело­веческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Информационная система складывается в результате об­щения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы граж­данского общества.

Рассматривая основные признаки гражданского обще­ства, такие как: индивидуальная свобода, наличие среднего класса, открытость общества, плюрализм, самоуправляемость общества, правовое государство, можно сделать вывод, что гражданское общество характеризуется наличием горизон­тальных и вертикальных связей, определяющимися как чело­век — общество и общество — государство.

Основной чертой в определении горизонтальной связи человек — общество является индивидуальная свобода, основу которой составляют экономические отношения как элемент системы гражданского общества, основанный на многообра­зии и гарантированности всех форм собственности. Конститу­ция РФ закрепляет основные формы собственности: государ­ственная, муниципальная, частная. Наличие собственности — основополагающее условие свободы личности как в граждан­ском, так и в любом другом обществе.

Гражданское общество предполагает наличие обеспе­ченной, экономически самостоятельной и независимой про­слойки людей, обладающей чувством ответственности перед обществом. Средний класс по сути дела является социальной основой и опорой гражданского общества. Согласно социоло­гическому опросу, проведенному корреспондентами «Россий­ской газеты», в 2014 г. к среднему классу в России с полным правом можно причислить 42% населения в целом и 44% ра­ботающих граждан («Российская газета» — Федеральный вы­пуск №6393 (121)).

Важное значение имеют социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и другие устойчивые связи. Именно семья является главным элементом гражданского общества. От уровня развития дан­ного института, от его социально-экономического, граждан­ско-политического статуса зависит будущее нашего государ­ства. Семья в какой-то степени является неким фундаментом для формирования культуры, развития будущего гражданина, его взглядов, отношения к своему государству. Семья закла­дывает семя, которое в процессе социализации приобретает свой облик — стебель, листья, в последствии, становясь само­стоятельным субъектом правоотношений, появляется цветок, внешний вид которого будет определен нормами, заложенны­ми семьей.

Социальная база гражданского общества должна быть представлена многогранной структурой, отражающей разно­образие интересов, возможностей, статуса социальных групп и социальных слоев населения.

Границы гражданского общества определяются наличи­ем культурного плюрализма, который впитывает в себя все элементы духовной жизни, культурного развития и обеспе­чивает равноправное участие в творческой деятельности всех индивидов, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Наличие групп по интересам, созданных на основе индивидуального выбора, политических, идеологических, культурных предпо­чтений обуславливает культурно-политический плюрализм и толерантность, что способствует свободному волеизъявлению граждан, независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе.

Существование гражданского общества невозможно без наличия у членов общества гражданских качеств и особой, гражданской культуры. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными иде­алами, мировоззрением, основанным на сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан при неукоснитель­ном соблюдении законов, наличием определенного уровня образования, при этом определяющим должен являться не диплом, а именно знания, их осознанность и способность при­менения в любой ситуации. Гражданская культура охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев и определяет фундаментальные ценности гражданского обще­ства.

Вертикальные связи гражданского общества характери­зуют его взаимодействия с государством. Тесные отношения с государством устанавливает возможность влияние обще­ства на государственные структуры посредством различных партий, властвующей элиты, предпринимательских органи­заций и других социальных организаций и институтов, обра­зовавшихся в недрах гражданского общества. Нередко можно наблюдать столкновение интересов и потребностей, сопро­вождающее как латентными так и открытыми конфликтами различных субъектов социальных и политических сторон гражданского общества. Урегулировать такие противоречия призвано государство, выполняющее полномочия верховно­го судьи. Без государства гражданское общество не способно нормально функционировать: в нем может начаться дезинте­грация и непримиримая борьба разных социальных образо­ваний. И, наоборот, без свободного гражданского общества государство никогда не будет демократическим.

Государственная власть может реконструировать граж­данское общество, свести к минимуму самостоятельность и суверенитет отдельных индивидов и общественных групп, но не в силах полностью уничтожить духовную область жизни людей в целом, насильственно отменять основополагающие формы организации человеческой культуры.

Развитое гражданское общество создает условия для сво­боды, самосовершенствования, самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический и правовой харак­тер государства. В гражданском обществе власть не может быть сосредоточена в руках одного лидера или узкой группой. Наличие системы сдержек и противовесов, разграничение полномочий между различными общественными субъектами в экономической, социальной и политической областях стано­вятся в демократической политической системе важнейшим жизненным принципом.

Говоря о решении проблемы становления и развития гражданского общества в РФ, а также формировании его пра­вовой основы, стоит выразить своё согласие с точкой зрения Н. А. Тарабан, предполагающей, что для законодательно­го закрепления на федеральном уровне основ гражданского общества необходимо в Конституцию РФ внести изменения, связанные с созданием новой главы «Гражданское общество». Если государство — официальный представитель общества, то гражданское общество должно иметь определенные конститу­ционные гарантии развития своих институтов, общественных объединений, палат, некоммерческих организаций, иметь ре­альные возможности помогать развитию конституционного строя через различные формы государственно-общественного партнерства, общественного участия и общественного контро­ля в целях достижения и укрепления общественного согласия.

Появление подобной главы можно было бы рассматривать как серьезный политический шаг верховной власти навстречу ожиданиям гражданского общества.

ФАЙРУШИН Тимур Аликович
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России

Источник

Проблемы формирования гражданского общества в России

Москва,2012
Проблема становления и развития гражданского общества особо актуальна для современной России. Она предполагает политико-правовой анализ различных структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно — значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Похожее:  Как определить целевую аудиторию интернет магазина особенности сегментации и анализа ЦА удачные и неудачные примеры
Вложенные файлы: 1 файл

проблемы формирования гражданского общества в россии.docx

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Социологический факультет

Эссе по теме: « Проблемы формирования гражданского общества в России»

Работу подготовила студентка 106 группы

Проблема становления и развития гражданского общества особо актуальна для современной России. Она предполагает политико-правовой анализ различных структур и институтов гражданского общества, которые способствуют процессу социализации современного гражданина. Актуальность такого подхода состоит в том, что гражданское общество в России развивается крайне медленно и все еще не выступает как целостная совокупность общественно — значимых институтов, способствующих удовлетворению как первичных, так и вторичных потребностей человека.

Гражданское общество — это социокультурное поле, в рамках которого осуществляется реализация универсальных прав и свобод человека — социальной, экономической, политической, правовой, культурной, обеспечивающих активную позицию гражданина. Целью гражданского общества является сфера социального взаимодействия, взаимное влияние, установление межличностных отношений, добровольные объединения граждан, социальные движения, которые осуществляются с помощью коммуникации. Гражданское общество формируется гражданами путем конкретных форм самоконструирования и самомобилизации и институционализируется с помощью законов, прав, свобод членов общества.

Задачами гражданского общества являются:

1) определение ориентации политической активности человека и правовой роли гражданина;

2) определение границ политической деятельности государства, а также границ между легитимностью гражданской деятельности и политики государства;

3) обеспечение принципа равенства, партнерства, социальной защиты, прав и свобод гражданина, принципа договора между ними;

4) обеспечение прямых, обратных и горизонтальных связей между обществом и государством, обоюдная политическая ответственность граждан (членов общества) и государства за политические процессы.

На основании выделенных принципов и задач гражданского общества можно обозначить следующие цели гражданского общества:

1) гарантированная свобода объединений;

2) плюрализм, обеспечение разнообразия форм жизни и деятельности, свобода общественной жизни и деятельности;

3) законность основных прав человека, неприкосновенность частной жизни, институционализация гражданского общества;

4) обеспечение политической культуры граждан и эффективности проводимой социокультурной политики, благодаря которой члены общества становятся субъектами коллективного взаимодействия;

5) внедрение специальных процедур, повышающих рациональность в оценках эффективности политического курса.

Реализация указанных задач и целей гражданского общества осуществляется путем мобилизации людей в рамках:

1) политических партий;

2) профессиональных союзов;

3) общественных организаций и ассоциаций;

4) социальных движений;

5) третьего некоммерческого сектора;

6) местного самоуправления;

8) экспертов, которые оценивают политический курс с точки зрения его соответствия интересам граждан.

Можно выделить существенные черты гражданского общества: создание общественных объединений на основе добровольного (без внешнего принуждения) участия индивидов и социальных групп, преобладание договорных горизонтальных связей внутри объединений, интеграция данных объединений в автономную систему на основе общей системы ценностей, создающей единое видение социального мира.

Модернизация политической системы России, более интенсивное включение в мировой политический процесс привели как к развитию существовавших форм, так и к появлению новых (политические партии, правозащитные организации, негосударственные СМИ, благотворительные фонды, экологические и антиглобалистские движения). Значительно расширился и спектр направлений деятельности общественных объединений. Еще в советское время объединения гражданского общества выполняли социально значимые функции, такие как: предоставление информации населению о положении дел в различных сферах общественной жизни посредством неформальных каналов коммуникации, защита интересов территориальных и ведомственных социальных групп путем оказания влияния на распределение ресурсов государства, развитие творческих способностей граждан, их самореализации в клубах по интересам и неформальных объединениях. К этим направлениям добавились такие как правозащитная деятельность, путем предоставления юридической помощи и защиты интересов в суде, материальная поддержка негосударственных объединений, политическая деятельность за право контролировать различные государственные должности и ряд других. Анализ основных видов деятельности позволит более четко определить, что представляет собой гражданское общество в современной России, каковы перспективы его развития. По предварительным данным, количественные изменения форм гражданского общества и направлений его деятельности пока не привели к значительным качественным изменениям. Объединений гражданского общества стало больше, они охватывают все большие слои населения России, но они по-прежнему очень слабо взаимодействуют друг с другом. Каждое из объединений стремиться защитить собственные интересы, не согласовывая их с интересами других. На современном этапе развития гражданское общество в России представляет собой совокупность объединений, но не целостную систему. Поэтому, хотя гражданское общество и оказывает влияние на деятельность государства, оно не определяет основных направлений его развития. С усилением вертикали государственной власти, снижением уровня произвола чиновников, выполнением социальных программ государство вернуло себе статус обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации. В этих условиях роль находящегося на стадии формирования гражданского общества заметно снижается.

Проблемы формирования гражданского общества в России:

Препятствующий объективный фактор – это исторический путь нашего государства и общества. История России обнаруживает полное отсутствие гражданских институтов, гражданской культуры и гражданских ценностей. Российское государство на всех этапах своего существования стремилось подавить любые проявления автономии личности и тем более общества. В отечественной политической традиции никогда общество (народ) не воспринималось как что-то отдельное, автономное от государства. За многовековой период не было создано ни одного социального института, на котором можно было бы построить здание гражданского общества. Любые попытки власти (к примеру, Петра I или Александра II) смоделировать по европейскому образцу общественные и политические учреждения заканчивались, как правило, неудачей. Практически любое подобное нововведение вызывало реакцию отторжения как инородного элемента.

В настоящее время процесс развития гражданских отношений в России значительно сдерживается непродуманной политикой органов государственной власти. Стремясь содействовать становлению гражданского общества, государственные структуры оказывают общественным объединениям материальную и организационную поддержку. Именно они становятся координаторами большинства совместных мероприятий, препятствуя выработки навыков самоорганизующихся начал гражданского общества. В современной России различные социальные силы и общественные объединения выражают собственную точку зрения, не прислушиваясь к аргументам оппонентов. Отсюда, противоречивость, непоследовательность, и дисфункциональность социальной политики государства, которое попеременно ориентируется то на интересы одних социальных групп, то на интересы других.

Незаинтересованность людей в формировании гражданского общества и его участии в нём. Многие социологические опросы выявляют определенную современную тенденцию народа во фразе: «не буду ни в чём участвовать, за нас уже давно всё решили». Однако выборы 2012 показали, что гражданское общество в нашей стране имеет место быть и может оказывать влияние на власть и политику государства в целом.

Слабость взаимодействия гражданских обществ между собой. Каждое из объединений стремиться защитить собственные интересы, не согласовывая их с интересами других.

Важный фактор, препятствующий формированию гражданского общества, – это кризисные явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, коммерциализацию и деградацию культурной сферы и т.д.

В то же время имеются и положительные тенденции в процессе формирования гражданского общества, хотя они не столь заметны. Результаты экспертного опроса представителей общественных объединений свидетельствуют, что они постепенно меняют свои организационные начала. Хотя большинство объединений строится на авторитарных началах, в них образуются локальные неформальные структуры, которые не имеют влияния на общую направленность деятельности объединений, но влияют на характер выполнения внутренних функций. Руководители ассоциаций позволяют проявлять творческую инициативу рядовым членам в выполнении внутренних задач, создавать группы единомышленников, однако связи с внешним миром по преимуществу осуществляют сами.

Многие исследователи утверждают, что гражданское общество и как идея, и как социальная реальность формируется лишь с развитием индустриального общества, что во многом связано с организационными основами. Организационные основы представляют собой «систему способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни, – словом, обеспечивают порядок социальной жизни».

В индустриальном обществе они совершенно иные, нежели в аграрном (традиционном). В аграрном обществе не существовало даже намека на возможность иных форм организации общественной жизни. В индустриальном — появляются многочисленные теории об идеальном устройстве общества, способных мобилизовать заинтересованные социальные группы на реализацию предлагаемых проектов. Ориентация последних на целенаправленные массовые действия отличает их от более ранних, полагающихся на реформаторскую деятельность «мудрого правителя» и, как правило, ограничивающихся частичным преобразованием политических отношений. По мнению отечественного исследователя В. Черняка, это привело к интеллектуальной революции, повлекшей «изменения ментальных установок и ценностных ориентиров, касающихся ломки устоявшихся стереотипов мышления, восприятия и поведения людей». Экономика и политика строятся на рациональных началах, что, с одной стороны, приводит к повышению эффективности этих видов деятельности, а с другой — к нарастанию дезинтеграционных процессов. С развитием индустриального общества возникают гражданские отношения, которые строятся на основе добровольного объединения людей в коллективы с целью решения общих задач. Совокупность этих объединений является первой стадией формирования гражданского общества, призванного закрепить новые организационные основы. В этом отношении гражданское общество является атрибутом политической и экономической организации общества современного типа, и, в тех или иных формах, присуще любой социальной системе, достигшей этого этапа развития. Даже при тоталитарных политических режимах сохраняются элементы гражданских отношений (религиозные организации, клубы по интересам, действующая в подполье и за рубежом политическая оппозиция).

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу предпосылок создания гражданского общества можно также отнести развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в государственной жизни принципа разделения властей. В то же время в России только начинает формироваться гражданская культура населения. Общественному воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

Похожее:  Контрольные вопросы к лабораторным работам 1 6 по дисциплине quot Моделирование компьютерных сетей quot

И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся в России, и создание властью условия для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданского сознания свободного человека, которое обеспечивает возрастание самореализации личности и повышение гражданской активности россиян.

Источник

Актуальные вопросы формирования и развития гражданского общества

Необходимо подчеркнуть, что со времен Просвещения тема гражданского общества укоренилась в дискурсе интеллектуалов и политиков, которые анализируют процесс социально-политического устройства отдельных государств, создавали «идеальные» модели, направленные на максимальное удовлетворение большего количества граждан страны при модернизации существующей политической системы без революционных потрясений.

Политической реальностью является динамично развивающееся общество в целом и гражданское общество в частности. Поэтому исследование динамики развития институтов гражданского общества является актуальным. Общественное развитие на рубеже второго и третьего тысячелетий так стремительно, что переосмысление политологами и другими специалистами социально-гуманитарного направления взаимодействий между институтами гражданского общества и властью не успевают за ними. В научной литературе нет единой позиции на дефиницию «гражданское общество». Большинство современных ученых, как российских, так и западных, при определении рассматриваемого понятия основываются на идеях И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Де Токквиля и др., констатируют тот факт, что гражданское общество — это совокупность многообразных отношений между людьми, организуемых вне рамок государства на принципах самоорганизации и самоуправления. Российские ученые Л. И. Никовская, В. Н. Якимец и М. А. Молокова полагают, что при анализе гражданского общества необходимо учитывать тот факт, что главное предназначение его институтов состоит в обеспечении удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества. Исходя из этого, гражданское общество необходимо рассматривать как «систему общественных отношений и институтов, выражающую разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества, активно взаимодействующих с государством, правящими элитами и дающую возможность человеку реализовывать его гражданские права» [6, с. 6]. При этом обратим внимание на позицию украинского социолога Л. Н. Герасиной, которая правомерно отмечает, что «гражданское общество невозможно провозгласить. оно исторически формировалось на почве гуманистических идей эпохи Возрождения, давших толчок становлению раннего капитализма. Это, во-первых, экономические свободы, разнообразие форм собственности и рынка; во-вторых, безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина, равенство всех перед законом; в-третьих, построение правового государства, с опорой на принципы деления и взаимодействия ветвей власти, невмешательство государства в частную жизнь людей» [2, с. 38-39].

В научной литературе достаточно полно сформулированы основные принципы, на основании которых функционируют институты гражданского общества. Среди них: «равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе; экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; свобода граждан в образовании политических партий и гражданских движений; свобода создания и деятельности СМИ вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов» [4, с. 96].

Гражданское общество представляет собой динамичное образование. Его институты реагирует на все события государственной жизни, на решения, которые предпринимают лица, находящиеся на уровне принятия решений по разрешению острых социально-политических проблем, в разрешении которых заинтересованы большинство граждан страны. Гражданское общество чутко реагирует на состояние экономики, социальное положение людей и их качество жизни. Поддерживая решения руководства страны, члены гражданского общества рассчитывают на определенные позитивные результаты и прежде всего на удовлетворение собственных потребностей, как материальных, так и духовных, при этом необходимо подчеркнуть, что некоторые моделируемые конструкции общественно-политического устройства оказываются иллюзорными. Это находит отражение и на политической активности рядовых граждан, которые либо проявляют абсентеизм в политической жизни страны, либо принимают активное политическое участие в различных оппозиционных организациях, митингах, демонстрациях, шествиях. При этом политически активных граждан в количественном измерении мало. Большинство населения полагают, что своими действиями, как максимум, смогут оказать влияние на политический класс при принятии ими решений либо, как минимум, смогут обозначить болевые точки с расчетом на привлечение широкой общественности в целесообразности и необходимости трансформационных общественных преобразований.

В современной политической мысли есть достаточно работ, посвященных анализу формирования и развития институтов гражданского общества. Различные подходы к теоретическому объяснению основных черт гражданского общества и особенностей его функционирования отражены в работах как российских, так и зарубежных исследователей, прежде всего, таких как Э. Арато, Л. Герасина, В. Горбатенко, А. Горелов, Г. Дилигенский, Дж. Коэн, Дж. Кин, В. Луков, М. Молокова, С. Перегудов, М. Требин и др. При этом необходимо подчеркнуть, что в научном сообществе нет единой позиции насчет гражданского общества в советское время. Да, действительно, в Советском Союзе функционировали различные общественные организации. Однако они не являлись самостоятельными организациями и в классическом понимании нельзя говорить о наличии гражданского общества в данную эпоху. Массовое образование различных институтов гражданского общества обусловлено процессами государственного курса, направленного на ускорение социально-экономического развития страны с 1984 г. и в дальнейшем замененного «перестройкой» всех сфер человеческой жизнедеятельности.

Процесс формирования и развития институтов гражданского общества в современной России протекает в условиях, отличающихся от стран с классической демократией. Это отчасти объясняется менталитетом русского народа, традиционализмом и консерватизмом. При этом идеи либерализма не поддерживаются большинством граждан страны.

Политическая реальность последних двух десятилетий — кардинальные изменения в среде активных институтов гражданского общества. На смену однопартийной системе пришла многопартийность. ВЛКСМ как единственный монополист в объединении молодежи заменен различными молодежными организациями, в том числе формированием в большинстве субъектов Российской Федерации молодежных парламентов. Активное участие в политике стала проявлять Русская православная церковь. Профсоюзные организации в сравнении с Советским Союзом перестали осуществлять серьезное влияние на руководство как отдельных предприятий, так и на власть в целом. Поэтому глава государства в своем Послание к Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. особо отметил, что «новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества. такие сообщества должны стать ядром дееспособного и активного гражданского общества» [8].

Политические процессы последнего десятилетия прошлого века в России связаны с кардинальными трансформационными изменениями в политической системе страны. Это привело к появлению новых институтов в структуре как органов государственной власти, так и гражданского общества. Процесс распространения демократических ценностей оказал существенное влияние на изменение политического сознания граждан. В результате появляются отдельные политики, которые берут на себя ответственность объединять массы в различные общественные организации вокруг неразрешенных социально-экономических и политических проблем с целью оказания влияния на лиц, находящихся на уровне принятий политических решений, для корректировки курса на улучшение благосостояния большинства граждан. Ведь в центре новой модели роста экономики согласно позиции Президента РФ В. В. Путина «должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм» [8].

Рассмотрим некоторые особенности состояния развития гражданского общества в современной России. Прежде чем рассмотреть два наиболее активных института гражданского общества — политические партии и РПЦ — приведем данные проведенного автором, совместно с сотрудниками Института деловой карьеры, социологического исследования. Оно было проведено в ноябре 2012 г. среди российской молодежи в 7 субъектах РФ: Москва, Московская область, Новгородская область, Республика Татарстан, Чувашская Республику, Удмуртская Республика, Республика Башкортостан. Выборка квотная, опрошено 2100 респондентов. В результате полученных данных была подтверждена гипотеза о существенном влияние средств массовой коммуникации на менталитет молодежи. Это, в свою очередь, возлагает ответственность на СМИ в обеспечении объективной информации. Ввиду того, что молодежь, является активным участником сети Интернет, формируется новая модель гражданского общества, которая ориентирована на сетевую активность пользователей. Рядовой пользователь становится центральным элементом гражданского общества. В этой связи целесообразно говорить об активном процессе формирования в современной России электронного гражданского общества, которое способно объединять аудиторию, находящуюся в различных регионах страны оперативно.

Информатизация, затронувшая все сферы общества, направлена на максимальную открытость работы как институтов гражданского общества, так и органов государственной власти. Согласно данным экспертного опроса, проведенного среди авторитетных российских и украинских политологов (Ю. Головин, В. Горбатенко, В. Буренко, Л. Титова и др.) политические партии, несмотря на трансформационные преобразования в партийной системе в начале 2012 г., в результате либерализации партийного законодательства останутся наиболее активным институтов гражданского общества, так как именно партии являются связующим звеном между обществом и политической властью. При этом в отдаленной перспективе наряду с политическими партиями активными субъектами могут быть отдельные политики, если будет изменена процедура выборов российского парламента в результате к возвращению его формирования по так называемой смешанной системе. При этом необходимо понимать, что ресурсов влияния на принятие политических решений органами государственной власти больше у парламентских партий. Массовая их регистрация привела к семикратному их увеличению к концу 2012 г. Процесс регистрации продолжается. В настоящее время их количество значительно возрастет. При этом их узнаваемость среди электората будет незначительной, так как большинство из них не станут активными институтами гражданского общества. Наряду с партиями в последние годы активным субъектом является РПЦ. Как справедливо утверждает М. М. Мчедлова, «религия перестала быть только частным делом человека, она вновь возвратилась в политику, в публичное пространство, причем в самых различных формах и вариантах: от конструктивной, связанных с карикатурной деятельностью, до радикально-экстремистских политических стратегий, от нравственного авторитета до институционализированных форм политической активности» [7, с. 341]. Причем, согласно данным вышеуказанного социологического исследования, авторитет религиозных организаций, в том числе РПЦ, среди российской молодежи за последний год снизился. Причем процент недоверия выше среди юношей на 2,1 — 4,8 % в зависимости от субъекта РФ. На изменение в предпочтениях оказали политические акции декабря 2011 г. — осени 2012 г., а также судебные процессы в отношении ряда общественно активных граждан.

Похожее:  Geographical Position of the USA 8211 Географическое положение США

Отметим, что большинство институтов гражданского общества в современной России не превратилось в полноценных партнеров государства, не стали неотъемлемым элементом системы сдержек и противовесов в рамках демократии. Если на западе демократия формировалась на протяжении нескольких столетий, то на постсоветском пространстве — всего чуть более двух десятилетий. Согласно опросам, проводимым различными структурами: ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР и др. — на протяжении последнего десятилетия россияне по-прежнему доверяли Президенту РФ. Его авторитет, по сравнению с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества, непоколебим. Причем церковь, политические партии, профсоюзы делят различные позиции только во втором десятке.

Разделяя точку зрения украинского политолога В. Горбатенко, что «формирование гражданского общества — непрерывный процесс, который в развитых странах мира уже имеет достаточно четкие типологические признаки, в частности: приоритет частной собственности и связанных с ней интересов собственников; наличие высокоразвитого «среднего класса», который цементирует государственную и общественную жизнь; высокий уровень жизненных и творческих возможностей самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности общества; функционирование значительного количества общественно-политических организаций, которые представляют интересы различных общественных групп; постоянное развитие и укрепление гражданственности» [3, с. 129]. При этом необходимо учитывать, что гражданское общество представляет собой сложно-структурированную систему, которая имеет внутренние источники саморазвития, не зависимые от государства.

Хотелось обратить внимание, что общественно-политические события последних лет в различных странах мира показали еще раз, насколько старые схемы плохо позволяют объяснить динамику трансформационных преобразований в различных политических системах. Процессы информатизации, увеличение аудитории Рунета позволяют разрабатывать новые технологии вовлечения широкой аудитории граждан в различные политические акции. Есть необходимость дальнейшего научного изучения политического участия с учетом новых политических технологий.

Политическая модернизация современного российского общества, инициированная Президентом РФ, направлена как на формирование новых, так и на развитие традиционных институтов гражданского общества. Ее эффективность будет зависеть, прежде всего, от интересов правящего класса, но также и от интересов руководителей многочисленных институтов гражданского общества.

Рецензенты:

Буренко Владимир Иванович, д. полит. н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Воскобойников Анатолий Эммануилович, д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Источник

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики (Сунгуров, 1999). В развитие теории гражданского общества значительный вклад внесли современные зарубежные ученые Э. Арато, Э. Геллнер, Ф. Кордозо, Дж. Л. Коэн, Р. Патнэм, А. Селигман, Г. Фотев, И. Шапиро, Ф. Шмиттер. Сегодня в западной социально-политической теории общепризнанно сосуществование двух основных традиций понимания гражданского общества, которые соответствуют двум различным теоретическим подходам. Сторонники Л-традиции, восходящей к работам Дж. Локка, понимают гражданское общество как определенную стадию развития социума. Сторонники М-традиции, восходящей к трудам Ш.Л. Монтескье, трактуют гражданское общество как совокупность относительно независимых организаций и ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и защищающих его права и свободы.

Гражданское общество стало в определённой степени синонимом экономически, политически и культурно развитого общества. Реальность гражданского общества определяется соотношением идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое действительно осуществляет такой проект. Последние исследования показывают, что на пути создания гражданского общества в России существуют определенные трудности.

Проблемы становления гражданского общества в России.

Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на пути становления гражданского общества, подчёркивают практически все отечественные учёные, в частности, О.А. Митрошенков.

Во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные.

Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека.

В-третьих, практическая бессубъектность российского социума, когда под субъектом общества понимается социальная единица, способная постоянно принимать и реализовывать значимые в масштабах общества, самостоятельные и ответственные решения и действия.

В-четвёртых, отсутствие многочисленного среднего класса. В разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества.

В-пятых, ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.

В-шестых, низкий уровень доверия населения к политикам, вынужденность приспособления к действиям властей, скепсис в отношении возможности влиять на их решения.

– радикальная трансформация прежней социальной структуры;

– криминализация экономики и, частично, органов государственной власти;

– противоречивый характер процесса российской модернизации;

– отсутствие у населения адекватного понимания социально-экономических и политических процессов, низкий уровень процессов рефлексии в обществе;

– распространение среди части населения неконструктивных форм активности и самовыражения;

– гражданская апатия населения;

– отсутствие политической культуры гражданственности у значительной части общества (Мамут, 2002).

Еще одну проблему гражданского общества, связанную с изучением и контролем над деятельностью так называемых спин-докторов, совершенно справедливо отмечает С.Н. Пшизова. Эти специалисты обеспечивают так называемый спин-контроль, то есть отслеживают формирование и функционирование имиджа политики или партии в СМИ, а иногда пытаются режиссировать весь политический процесс. Находясь при властных структурах, но в то же время вне зоны демократической ответственности, консультанты, с одной стороны, вполне ощутимо участвуют в процессе принятия политических решений, но, с другой, практически неподотчетны гражданам. Таким образом, ключевой для демократического режима вопрос о контроле граждан над теми, кто "делает политику", остается без конкретного ответа. Тем не менее, при всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют сами противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы прежних, длительно существовавших "подсознательных порогов", за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы (Пшизова, 2009).

А. Хлопин рассматривает формирование гражданского общества как «процесс структуризации современного российского социума, регулируемого набором правовых норм, общепринятых ценностных ориентаций и неформальных правил» (Хлопин, 2002).

Дефицит гражданского общества наблюдался в России на протяжении многих веков, особенно в советское время. И только после распада СССР и принятия новой Конституции Российской Федерации стали снова говорить о гражданском обществе.

Гражданское общество является основной системной демократической структурой. Гражданское общество — это то, до чего «не доходят руки» государства. Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность [5].

В заключение можно сказать, что проблемы становления и развития гражданского общества в России относятся к числу актуальных. Несмотря на скептицизм некоторых ученых и политиков, утверждающих, что гражданского общества в России нет, имеются определенные перспективы и положительная динамика его формирования.

Существует ряд проблем, которые были рассмотрены ранее. Круг этих проблем довольно широк – развитие частной собственности, рыночных отношений на уровне макроэкономики, правового государства, плюрализма идеологий, толерантности людей с разными культурными и политическими установками, их умение договариваться. Самое важное, это заниматься активно проблемами гражданского общества и рассматривать процесс создания основ гражданского общества в современной России в контексте формирования гражданской политической культуры, становления гражданского самосознания и укрепления в массовом сознании гражданских ценностей общественной солидарности. Становление гражданского общества – сложный социальный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество, и государство, и отношения между ними, индивидом и обществом. Условием такого развития является равновесие всех составляющих гражданское общество – человека, общества, бизнеса и государства. Преобладание одной из них разрушает гражданское общество.

Список использованной литературы

Гражданское общество: Первые шаги / Под ред. А. Сунгурова. СПб., 1999.

Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность, 2002.

Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе // Политические исследования. 2009. №2.

Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность, 2002.

Источник

Adblock
detector