К вопросу о правомерности наделения органов местной администрации полномочиями по управлению муниципальным имуществом



Вопрос

При определении полномочий органов местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЗ используются формулировки «создание условий», «организация», «обеспечение», значение которых остается неясным.

Ответ

Однозначное юридическое значение понятий «организация», «создание условий», «обеспечение» Федеральным законом № 131-ФЗ не дано. Указанные понятия зачастую используются в сходных значениях, поскольку и в общелингвистических значениях они близки по смыслу, практически синонимичны. Понятие «организация» в большей степени означает осуществление исполнительно-распорядительных функций по решению того или иного вопроса местного значения (включая планирование, прогнозирование, программирование, методическое сопровождение, контроль и т.п.). Понятие «создание условий» преимущественно указывает на осуществление нормативно-правового регулирования и формирование иными способами предпосылок, обстоятельств, благоприятных для данного вида деятельности и в меньшей степени подразумевает непосредственное руководство, осуществление или участие в осуществлении соответствующей деятельности (предоставлении услуги). Понятие «обеспечение» подразумевает принятие всех необходимых и возможных мер для получения гражданами соответствующих благ, ресурсов, услуг.

При этом правовое регулирование влечет и исполнительно-распорядительную деятельность, а деятельность местных администраций основывается на положениях нормативных актов.

Порядок реализации отдельных полномочий по решению вопросов местного значения регулируется отраслевыми федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами.

Для реализации указанных положений органы местного самоуправления могут и обязаны применить все имеющиеся в их распоряжении правовые, управленческие, материальные и финансовые ресурсы.

При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают приоритеты в направлении средств на решение вопросов местного значении, и определяют объем финансирования.

В случае недостаточности доходов местных бюджетов для решения вопросов местного значения недостающие финансовые средства могут быть предоставлены из бюджета субъекта Российской Федерации.

Источник

К вопросу о правомерности наделения органов местной администрации полномочиями по управлению муниципальным имуществом

В научной и практической среде по сей день не прекращаются споры о том, правомерно ли наделение органов местной администрации (муниципальных органов), входящих в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации, полномочиями на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования, в том числе земельными участками, функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций.

Речь идет о таких отраслевых (функциональных) структурных подразделениях местных администраций, чаще всего известных под такими наименованиями, как «Комитет по управлению имуществом», «Управление (Департамент, Отдел) земельных и имущественных отношений» и т.п.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) не раскрывает понятия «орган местной администрации». Данное понятие встречается нам в части 8 статьи 37 названного закона, в которой, в частности, говорится, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Под самой структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования – отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными подразделениями муниципального хозяйства, например, ЖКХ, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями понимают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например, за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью и т.д.[1]

Понятие «орган местной администрации» также встречается в части 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Как справедливо отмечает Селихова О. Г., примечательно, что органы местной администрации как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной "Органы местного самоуправления как юридические лица". Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в названии органы как целое и их структурные подразделения[2].

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В актах федерального законодательства мы нередко видим, что законодатель использует термин «органы местного самоуправления» наряду с термином «органы государственной власти», обозначая, что от имени публично-правового образования (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) действуют, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 125 ГК РФ; статья 39.2 ЗК РФ). Данные термины в некотором смысле соотносимы друг с другом. Орган местного самоуправления – это тоже орган публичной власти, но ограниченный в своей юрисдикции территорией соответствующего муниципального образования и предусмотренной законом компетенцией.

Правительство Российской Федерации, осуществляя, как орган государственной власти, исполнительную власть в государстве, осуществляет управление федеральной собственностью (статьи 1 и 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Причем, Правительство Российской Федерации осуществляет данное полномочие не непосредственно, а через специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[3].

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Например, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 07.06.2006 г. N 33 «О Правительстве Республики Дагестан»[4] Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан (статья 1). Правительство Республики Дагестан осуществляет в соответствии с законом управление и распоряжение государственной собственностью Республики Дагестан (статья 13). Здесь также следует отметить, что названное полномочие осуществляется Правительством Республики Дагестан не непосредственно, а через специально созданный орган исполнительной власти Республики Дагестан – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан[5].

Как видим, от имени органов государственной власти соответствующего уровня по вопросам управления собственностью публично-правового образования действуют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или региональные).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В свете изложенного, возникает резонный вопрос: только лишь местная администрация должна осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом, или же от имени данного органа местного самоуправления может выступать уполномоченный орган местной администрации? Можно ли в этом смысле соотнести понятия «орган исполнительный власти» и «орган местной администрации»?

По мнению В. В. Волкова органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?[6]

Иной точки зрения придерживается Баженова О. И., на взгляд которой эффективное осуществление компетенции структурного подразделения во многих случаях невозможно без предоставления ему права выступать от имени муниципального образования в отдельных правоотношениях: это позволяет сосредоточить процесс принятия и реализации решений в одном месте. Вопрос лишь в том, какие это правоотношения. Ответ зависит от компетенции подразделения, закрепляемой в уставе либо иных муниципальных нормативных правовых актах. Возможно, различные виды полномочий следует закреплять актами, принимаемыми разными органами местного самоуправления: наиболее важные из них, в том числе связанные со вступлением в имущественные правоотношения, — решением представительного органа, а остальные — решением местной администрации[7].

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Каких «должностных лиц местного самоуправления» подразумевает указанная выше норма закона? Следует ли под указанным лицом понимать руководителя функционального органа местной администрации, отвечающего за управление муниципальной собственностью?

Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей)[8].

Например, частью 1 статьи 46 Устава г. Ростов-на-Дону предусмотрено, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления (в том числе в области управления муниципальной собственностью) под руководством и контролем главы Администрации города[9].

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону — отраслевой (функциональный) орган администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера[10].

Органы местной администрации с аналогичной компетенцией созданы во многих муниципальных образованиях нашей страны.

Например, Комитет земельных и имущественных отношений, согласно положению, утвержденному Казанской городской Думой от 29.12.2010 №20-3, в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г.Казани[11].

В соответствии с решением Городской думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, в числе основных задач которого – управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара[12].

Комитет по управлению имуществом г. Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования «Город Саратов» права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами[13].

Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы является функциональным органом Администрации города Махачкалы, входит в его структуру и уполномочен на осуществление функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Махачкалы, в том числе и земельными участками, функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций (решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18.03.2010 г. N 24-3и)[14].

Очевидно, что перечисленные выше муниципальные органы действуют от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации. В этом смысле можно говорить о некотором соотношении между понятием «орган исполнительной власти» (действует от имени органа государственной власти) и понятием «орган местной администрации» (действует от имени органа местного самоуправления). Конечно, данное соотношение достаточно условно, но оно позволяет понять место и роль органа местной администрации в системе властеотношений.

Похожее:  7 сервисов которые подберут для вас хорошую музыку

В заключение хотелось бы отметить, что во многих российских регионах органы прокуратуры считают передачу полномочий от органов местного самоуправления к функциональным органам местной администрации вполне законной (письмо прокуратуры г. Новороссийска от 29.03.2013 г. N 273ш-12-2207; письма прокуратуры Краснодарского края от 11.09.2012 г. N 22-21-2012 и от 13.08.2013 г. N 22-211-2012; http://prokuratura-krasnodar.ru)[2].

[1] Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Издание Государственной Думы, 2018.

[2] О. Г. Селихова. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст. 2721.

[5] Постановление Правительства Республики Дагестан «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» от 17.052018 г. N 48 // http://docs.cntd.ru/document/550110017.

[6] В. В. Волков. Статус юрлица для органов местной администрации. Вопрос целесообразности // http://bujet.ru/article/231858.php

[7] О. И. Баженова. Органы муниципального образования как его представители: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 3.

Источник

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.2

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.3, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 4.4 с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 456-ФЗ в пункт 6.1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 63-ФЗ в пункт 8.1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ часть 1 статьи 17 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.2

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

На территориях городов федерального значения организация благоустройства, утверждение правил благоустройства, отнесение полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения или к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения в качестве полномочий по осуществлению вида регионального государственного контроля (надзора) регулируются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 1.2 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ

2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 — 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 — 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ статья 17 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании», ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в часть 3 статьи 17 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Информация об изменениях:

Статья 17 дополнена частью 4 с 29 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

4. В случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

Похожее:  Quot Ценные бумаги quot задания формата ЕГЭ для практических занятий и проверочной работы по экономике угл

В случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

Источник

Создание организаций для решения вопросов местного значения

При определении полномочий в сфере образования органов местного самоуправления следует исходить из положений Конституции РФ, которыми установлены основы муниципального права России, а также из предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1].

В Конституции РФ (ст. 12) предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, на конституционном уровне подтверждается, что:

— местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ);

— органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);

— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение установленных прав местного самоуправления (ст. 133).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия муниципальных районов и городских округов, которые они реализуют, решая вопросы местного значения, которые связаны со сферой образования. Так, муниципальный район (ст. 15) и городской округ (ст. 16) наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

К правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.1) относится осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года, а к аналогичным правам органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района (статья 16.1) отнесено создание муниципальных образовательных организаций высшего образования.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования детализированы в комментируемой статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (например, Решение Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 9 октября 2012 г. № 58/705 «Об утверждении положений об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан»[2], Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 17 июня 2013 № 612 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования городского округа Троицк в городе Москве в новой редакции»[3]). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 3) комментируемого закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 26 марта 2014 г. № 109 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях Ивнянского района»[4], Постановление администрации города Кимры от 27 февраля 2015 г. № 126-па «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории города Кимры»[5]). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия, связанные с дополнительным образованием детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 8) комментируемого Закона.

3. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление Администрации города Белокурихи от 4 марта 2015 № 237 «Об утверждении Положения о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также их содержание в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Белокуриха»[6]). В приведенном в качестве примера муниципальном акте определено, что услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывается муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Организация обеспечивает присмотр, уход и содержание воспитанников в возрасте от 2 месяцев (при наличии соответствующих условий) до 7 лет. Она создает условия, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.

4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района от 28 марта 2014 г. № 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений»[7]).

Полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования наделены только органы местного самоуправления городских округов. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Что касается органов местного самоуправления муниципальных районов, то они в соответствии с Законом об образовании не обладают полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять функции учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, только в отношении тех организаций, которые находились в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

5. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (например, Постановление администрации Светлогорского района (Калининградской области) от 5 марта 2015 г. № 158 «Об утверждении Положения об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий муниципального образования «Светлогорский район»»[8]). В принимаемых по этим вопросам муниципальных правовых актах, как правило, устанавливаются требования к содержанию таких зданий и сооружений, к обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории, определяется порядок контроля за техническим состоянием зданий и сооружений и регулируются вопросы финансового обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий.

Заметим также, что устанавливая в ст. 8 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по об еспечению государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях, законодатель выводил из состава этих полномочий вопросы содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, имея в виду, что соответствующие полномочия в ст. 9 закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

6. Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (например, Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 28 февраля 2014 г. № 408 «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования»[9], Постановление Администрации Великого Новгорода от 24 апреля 2014 г. № 2127 «Об утверждении Порядка организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории муниципального образования — городского округа Великий Новгород»[10]).

Законодательство предусматривает осуществление ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обязательный учет детей в возрасте до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) на территории муниципального образования, осуществляется в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Выявление и учет детей осуществляются в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со следующими организациями и учреждениями:

— муниципальными и государственными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— учреждениями здравоохранения (в пределах своей компетенции);

— муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения;

— управлением Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации.

Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению.

Как и в случае с полномочиями федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, при закреплении полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов законодатель устанавливает открытый перечень таких полномочий, допуская его дополнение через внесение соответствующих корректировок в Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации».

Похожее:  Рекорды пресс конференций Путина

Как уже отмечалось, на уровне местного самоуправления полномочия в сфере образования законодательно установлены только в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов[11] и городских округов[12].

В отношении сельских поселений полномочия в сфере образования не установлены, что не содействует эффективному решению острейшей проблемы с сельскими школами.

Законодателем отдельно установлены особенности распределения полномочий в сфере образования в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ― городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

[1] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[3] Городской ритм, № 29, 23.06.2013.

[4] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[5] Официальные Кимры, № 7 (30 апреля), 2015.

[6] Сборник муниципальных правовых актов города Белокурихи, № 6, 11.03.2015.

[7] Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района, № 3, 11.04.2014.

[8] Вестник Светлогорска (вкладыш «Официальный вестник»), № 10, 19-25 марта, 2015.

[9] Красное знамя, 21.03.2014.

[10] Новгород официальный, № 18, 14.05.2014.

[11] Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

[12] Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Источник

Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 87-ФЗ;

4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

4.4) полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

1.2. Законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.

2. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 — 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 — 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.

К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

2.1. Органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения, а также имеют право оплачивать стоимость проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимость провоза багажа.

3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

4. В случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

В случае, если в соответствии с федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, полномочия по принятию которых перешли к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения. Со дня вступления в силу правовых актов Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения, ранее принятые правовые акты органов исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских (городов федерального значения) администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовые акты местных Советов народных депутатов и местных администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов, муниципальные правовые акты, которыми урегулированы такие правоотношения, не применяются.

Источник

Adblock
detector