Как развить творческие способности подробная инструкция

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные, которые в свою очередь могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общее способности необходимы для широкого круга занятий. К ним относятся такие качества,как: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность.

Специальные способности- это качество обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развития чувствительность рук.

К числу общих способностей человека с полным основанием можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы трудно жить среди себе подобных. Например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме было бы невозможно. Отсутствие у человека такого рода способностей являлось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Специальные способности органические связаны с общими или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развития специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определённые требование к общим, и к специальным способностям. И поэтому нельзя узко профессионально развивать личность, её способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общее и специальные способности. Следовательно, указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

4. Развитие и измерение способностей.

Способности изучает в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерение и тестирование. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.

Способности- такие индивидуальные психологические особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умение и навыком.

Развитие способностей происходит поэтапно:

1. Репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимся образцами деятельности и общения.

2. Творчески, обеспечивает создание нового, оригинального.

Рубенштейн сформулировал основное правило развития способностей человека, развития способностей совершается по спирали, реализация возможности, которое представляет собой способность одного уровня, открывает возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Существует два подхода к развитию способностей: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу способности- это базовая понятия, единицы анализа, элементы структуры.

Функциональный подход рассматривает способность как функциональное образование, которое появилось в связи с решением жизненной личностной задачи.

В настоящее время нет методик с помощью которых можно было бы с высокой степенью достоверности определить и измерить способности, особенно на ранних этап развития человека. Б. М. Теплов обосновывал возможность измерения способностей тем,что : способность есть индивидуальное свойство, которое различна проявляется у разных людей, это переменная, которую можно измерить, успех также можно измерять. Вопросы измерения способностей изучает дифференциальная психология.

Основателем данного направления психологических измерений принято считать Ф. Гальтона. Для измерения применялись тесты – короткие испытания с целью установить наличие степень выраженности определенного свойства. Тест касался не мышления, а психического развития в целом.

5. Интеллектуальные и творческие способности.

Интеллект- это глобальная способность действовать разумно, рационально и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта G и S. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой для оценки и диагностики и генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест “Прогрессивные матрицы” Д. Равена, тест интеллекта Кэттела.

Терстоунт выделил семь первичных умственных потенций:

1. Счетную способность, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. Вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость, с корой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова.

3. Вербальное восприятие, то есть способность понимать устную и письменную речь.

4. Пространственную ориентацию, или способность предоставлять себе различные предметы и формы в пространства.

6. Способность к рассуждению.

7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связанны друг с другом, что говорит о существование единого генерального фактора.

Творческие способности это дар, который требует постоянной работы усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями.

Под творческими способностями мы понимаем совокупность и особенность личности, характеризующая её готовность к творческой деятельности.

Существуют несколько точек зрения на взаимосвязь интеллекта и творческих способностей. По мнению Р. Стеренберга и Г. Азейнка чем выше уровень интеллекта, тем выше уровень творческих способностей человека и наоборот.

Творческим людям обычно свойственно дивергентное мышление. Они склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей используют определенным образом или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд, ничего общего.

Особенности творческих способностей.

Творческие способностиможно условно разделить на следующие виды:

Творческие способностиможно разделить на три основных типа:

• Те, которые именно служат созиданию;

• Другие, которые умеют соединить образованное;

• А так же третьи, которые могут все полученное преобразовать.

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.

Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что- просто получается хорошо. Именно поэтому современное выявление именно творческих способностей очень важно, так как личность не имея возможности выплеснуть то, чем одарено не живет настоящей жизнью, а проживает.

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от.

Как развивать творческие способности ребёнка дома Как развивать творческие способности ребенка дома? 1) Окружающий мир Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом,.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей. «Как развивать творческие способности ребёнка». Составила: Зубехина А. В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Консультация для родителей «Как развивать творческие способности ребёнка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется.

Развитие коммуникативной способности в процессе музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Слайд 2. Концепция дошкольного образования ставит приоритетные задачи развития целостной личности ребенка. Овладение родным языком, развитие.

Развиваем творческие способности посредством изодеятельностиРазвиваем творческие способности посредством изодеятельности Как вовлечь ребенка в сотворчество и побудить в нем желание заниматься изодеятельностью? Творческая деятельность возникает не мгновенно,.

Источник

ЕГЭ. Человек

S

Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.

Способности

Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков , возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

  • Одарённость— это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
  • Одаренность– это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
  • общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);
  • творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
  • социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
  • практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

  • Талант— это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
  • Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.
  • Гениальностьэто высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Гениальные люди открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Они в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Уровни способностей

  • Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности , осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.
  • Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.
Похожее:  Антитела к тканевой трансглутаминазе IgA

Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.

Источник



Как развить творческие способности: подробная инструкция

Сегодня мы поговорим о том, как развить творческие способности всем, кто этого действительно хочет. Даже если вы далеки от искусства и не отличаете Шопена от Шагала, у вас есть шанс научиться творить. Разберем советы психологов, физиологов, искусствоведов и великих творцов.

Я считаю себя по-настоящему счастливым человеком. Меня окружают интересные и творческие люди, у которых можно учиться и заимствовать вдохновение. Среди них гениальный художник, мастер по росписи керамики, пианистка, поэтесса, несколько танцоров, певец и гитарист. Я знакома с ними много лет и имела возможность воочию созерцать весь путь становления их как творческих личностей.

Некоторые начинали еще в детстве и на протяжении нескольких десятков лет оттачивали свое мастерство. Однако есть парочка людей, которые пришли к творчеству уже во взрослом сознательном возрасте. Но это не помешало им достичь выдающихся результатов. В этом плане их опыт очень интересен и показателен. Он подтверждает, что каждый желающий может пробудить в себе творческую жилку и превратить ее в золотую жилу.

Поправляем настройки: психологические установки, которые помогут развить креативность

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, я хочу должное внимание уделить психологическим настройкам. Давайте поговорим о том, как нужно воспринимать творчество и себя в нем, как относиться к нему, чего ждать. А заодно развеем несколько вредных мифов о творческих способностях.

Творчество доступно каждому

В голове некоторых людей до сих пор господствуют стереотипы 50-летней давности, согласно которым творчество – удел избранных. Якобы судьба человека предопределена генами, физиологическими особенностями и другими неизменными предпосылками. И если, к примеру, ребенок в 5 лет не демонстрирует идеальный слух, то путь в музыканты ему закрыт.

Однако этот миф давно развеян многочисленными научными исследованиями. Ученые во весь голос заявляют, что творческие способности можно и нужно развивать. И делать это можно в любом возрасте. Безусловно, есть люди, которые природой наделены творческими задатками. Но рассматривать эти задатки нужно не как неоспоримое преимущество, а как небольшую фору.

Так же ситуация обстоит и в любом другом деле. Упорство, целеустремленность, самодисциплина на чаше весов перевешивают природные задатки. И это здорово! Значит, человек может полностью создать себя сам и подтвердить звание венца природы.

Творческие способности не нужно “будить”

“Пробудить творческие способности” – в корне неверное и вредное выражение. Из него складывается впечатление, что внутри каждого человека эти способности уже есть и нужно лишь хорошенько покопаться в себе, чтобы их найти.

Это все равно что считать, что в каждом человеке заложено умение читать. Мы ведь знаем, что это не так. На самом деле у нас есть лишь инструменты, с помощью которых мы можем добиться развития любого умения или навыка, в том числе и творческих способностей. Это наши с вами нейроны и гормоны головного мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность.

Любой навык – это система нейронных связей, образованных в процессе активности. Чем гуще и разветвленнее эта система, тем выше мастерство человека в каком-то конкретном деле. Поэтому никакие танцы с бубнами и особые ритуалы не смогут пробудить в вас творческие способности. Их можно только создать самим с помощью длительного целенаправленного и плодотворного труда.

Творческие способности проявляются не только в искусстве

Еще одно распространенное заблуждение гласит: “Если вы нехудожник, неписатель, немузыкант и нетанцор, то и творческие способности вам ни к чему”. На самом деле творческие способности отвечают за умение мыслить нешаблонно, генерировать качественно новые идеи и, что самое важное, искренне наслаждаться жизнью.

Мир стремительно меняется и требует от человека гибкости. Чтобы добиться успеха, сегодня недостаточно просто следовать заданным инструкциям. Нужно уметь выходить за привычные рамки и расширять границы возможностей. Развитие творческих способностей как раз помогает в этом.

8 способов развить творческие способности

Переходим к практике. Внимательно изучите предложенные рекомендации и подумайте над тем, как внедрить их в свою жизнь. Не пытайтесь охватить сразу все. Для начала ограничьтесь лишь несколькими. Когда хорошенько освоите одни, можете добавлять другие.

1. Победите внутреннего критика

Люди, которые никогда раньше не имели дела с творчеством, сталкиваются с одной проблемой: они смотрят на свои первые попытки слишком критически. Под взглядом строгой внутренней училки любой творческий порыв рискует погаснуть, не успев разгореться. Поэтому выключите критика хотя бы на первое время.

Мне очень нравится упражнение, которые мы часто выполняем с сыном. Оно называется “Свободное рисование”. Суть в том, что вы начинаете рисовать все, что приходит на ум, не задумываясь над смыслом и не заморачиваясь насчет техники. Просто рисуете для души, пока вам не надоест.

Поначалу кажется, что мозг будто зажат в тиски и не может из себя ничего выдавить. Но уже примерно через 10 минут границы как бы растворяются и возникает состояние внутренней творческой свободы. Образы словно передаются напрямую к руке, минуя надзор сознания.

Вместо рисования можно использовать музыку, танец, сочинение стихов и рассказов и пр. А если чередовать различные виды творчества, то будет еще лучше.

2. Научитесь получать удовольствие от процесса

В творчестве важен не столько результат, сколько сам процесс его достижения. Наблюдать, как штрих за штрихом из разрозненного хаоса появляются законченные образы, и осознавать, что именно ты подарил им жизнь, – это непередаваемое блаженство. Мало что в жизни сравнится с ним.

Поэтому излишняя прагматичность убивает творчество. Стараясь побыстрее получить дивиденды с творческой деятельности, человек очень быстро выгорает и теряет мотивацию.

Начиная развивать творческие способности, сместите фокус с результата на процесс. Проникнитесь занятием, в котором собираетесь развиваться, полюбите его всей душой и приготовьтесь без сожаления отдавать ему свои силы и время.

3. Развивайте правое полушарие

В результате многочисленных исследований было выявлено, что за творческое мышление в большей степени отвечает правое полушарие мозга. У большинства людей оно развито хуже, чем левое. И лишь у левшей, коих всего около 15 %, оно является доминирующим.

К счастью, правое полушарие можно развить. Для этого нужно обзавестись привычкой выполнять рутинные действия левой рукой. Начните с простых: чистки зубов, приема пищи, вытирания пыли, мытья окон.

Чувствуете, насколько непривычно делать все это другой рукой? Это значит, что нейронные связи, которые отвечают за действия левой рукой, еще очень слабые. Но с каждым днем будут расти, разветвляться и становиться сильнее. Организм будет гнать кровь в зоны правого полушария. Туда же устремятся и электрические импульсы.

4. Не пренебрегайте физической активностью

Творческие способности обитают где? Правильно, в нашей голове. От того, насколько хорошо работает эта часть тела, зависит качество всех процессов, происходящих в ней.

Хоть голова и редко задействована при выполнении физических упражнений, они оказывают непосредственное влияние на ее работу. Во-первых, во время занятий спортом улучшается кровообращение. К мозгу поступает больше кислорода, наполняя клетки живительной энергией. Во-вторых, во время физических упражнений выделяются гормоны дофамин, адреналин и серотонин, которые являются катализаторами для многих мозговых процессов.

Ученые Нью-Йоркского университета в ходе ряда исследований выяснили, что регулярные занятия спортом стимулируют формирование новых клеток головного мозга и установление нейронных связей между ними.

5. Ведите утренние страницы

Эту технику я позаимствовала в книге Джулии Кэмерон “Путь художника”. Суть ее в том, что каждое утро вы должны брать в руки ручку и переносить на бумагу свой поток сознания. У этой писанины нет никакой художественной и эстетической ценности, ее никто не должен читать (даже вы сами в течение первых двух месяцев). Поэтому не стоит стараться писать красиво и тщательно подбирать слова.

Приведу наглядное и меткое сравнение. Я думаю, всем в детстве приходилось пить горячее кипяченое молоко. Сверху него образуется противная густая пенка, одним своим видом вызывающая отвращение. Пока ее не уберешь, пить молоко было невозможно.

Когда мы выплескиваем на бумагу то, что сидит в нашем сознании, мы словно убираем эту мерзкую пенку с молока. Попробуйте! Вы заметите, что в основном это будет различная унылая чепуха: переживания по поводу каких-то мелочей, констатация своей никчемности, страхи, сомнения и т. п. Именно эти ментальные паразиты и не дают нам начать творить. Освободите мозг от них, предав бумаге, и вы тут же сдвинетесь с мертвой точки.

6. Мыслите позитивно

Позитивное мышление стимулирует развитие творческих способностей. Когда человек в хорошем настроении, бодр и счастлив, мозг с легкостью генерирует новые идеи. Обратный эффект испытывают люди, находящиеся в депрессивном состоянии. Фокус внимания сужается до насущных проблем, в голове крутятся одни и те же негативные мысли, энергия на нуле.

Конечно, не всегда есть возможность влиять на свое состояние сознательно, но мы попробуем. Понаблюдайте за собой некоторое время. Вы заметите, что катализатором большинства наших состояний являются мысли. Думаете о хорошем – настроение повышается. Предаетесь негативным мыслям – опускаетесь на эмоциональное дно.

Пора научиться брать свои мысли под контроль. Это не так сложно, как кажется. Для начала нужно искоренить весь негатив. Каждый раз, когда в голове будет возникать плохая мысль, гоните ее прочь изо всех своих ментальных сил.

Самый эффективный способ остановить негативный внутренний диалог – отвлечься. Как только чувствуете, что предательская мысль пробралась в ваш мозг и хочет захватить внимание, переключайтесь на что-то легкое и залипательное. Можете включить смешные короткие видео, почитать анекдоты. Когда почувствуете, что негативные мысли отступили, можете возвращаться к своим делам.

7. Занимайтесь несколькими творческими занятиями

Творческие люди обычно не ограничиваются одним видом активности. Берите и вы с них пример. Пополните арсенал своих творческих занятий. Если вы рисуете, можете увлечься музыкой, если пишете стихи, то обратите внимание на театр. Миксовать творческие занятия можно как угодно. Лишь бы они были вам интересны и приносили удовольствие.

Новое увлечение подпитает энергией ваше основное занятие, дополнит и обогатит его. У вас будет как минимум два источника для вдохновения, которыми можно пользоваться попеременно.

8. Не зацикливайтесь

Творчество не терпит насилия. Чем яростней вы пытаетесь ухватить его, тем сильнее оно сопротивляется. Занимаясь развитием творческих способностей, нужно не забывать про чувство меры. Если вы несколько часов подряд насилуете свой мозг в попытках выдавить из него какой-то творческий результат, усилия ваши будут напрасными. Лучше пойдите и прогуляйтесь на свежем воздухе.

Умение переключать внимание – важный навык, без которого творческому человеку просто не обойтись. Иначе выгорание неизбежно. Поэтому учитесь отпускать ситуацию, даже когда у вас что-то не получается и все идет не по плану.

Упражнения по развитию творческих способностей

А теперь давайте потренируем наш творческий мускул с помощью специальных упражнений.

Что будет, если

Это упражнение использовал сам Станиславский для подготовки начинающих актеров. Включите фантазию и придумайте несколько альтернативных настоящей реальности историй. Например, что будет, если кошки научатся говорить? А что будет, если перестанет действовать сила притяжения? Что будет, если муравьи объявят войну паукам?

Старайтесь, чтобы и вопросы, и ответы на них были как можно необычней. Выполняя это упражнение регулярно, вы будете постепенно расширять границы сознания и впускать в него новые идеи.

Новые слова

Язык не только помогает людям общаться между собой, но и определяет наше восприятие мира. Лингвист Бенджамин Ли Уорф, изучавший языки северных народов, пришел к выводу, что язык отражает ход мыслей его носителей. Например, в языке эскимосов есть около 200 слов, обозначающих наше одно слово “снег”. Поэтому они легко различают состояния снега и никогда их не перепутают, ведь для каждого есть свое название.

Давайте немного поэкспериментируем с родным языком. Постарайтесь придумать как можно больше новых слов, о значении которых можно легко догадаться. Например:

  • поздномаркет – магазин, работающий допоздна;
  • трамвася – Вася, катающийся на трамвае;
  • карпорация – рация, по которой можно разговаривать с карпами;
  • воролубь – гибрид вороны и голубя.

Многозначные советы

Это упражнение помогает выйти из творческого тупика и нащупать опору внутри себя. Выполнять его нужно, когда не получается сдвинуться с мертвой точки. Чем яростней мы пытаемся заставить себя сотворить что-то стоящее, тем сильнее мозг начинает сопротивляться.

Для таких случаев вы должны заранее приготовить карточки с подсказками. Написать на них можно абсолютно все. Главное, чтобы послание нельзя было интерпретировать слишком однозначно. В зависимости от ситуации вы каждый раз будете видеть разный смысл в этих словах.

Приведу несколько примеров:

  1. Двигайся внутрь, пока не увидишь свет.
  2. Слушай звуки своего безумия.
  3. Включи песню, которая заставит тебя плакать.
  4. Погаси свет внутри своей души.
  5. Вместо того чтобы ломать стену, сделай подкоп.

Сделайте хотя бы 20 таких карточек, сложите их в вазу и в нужный момент используйте. Если серьезно отнестись к этому упражнению и выполнить его со всей отдачей, то эффект будет поразительный. Вы обретете доброго помощника в лице самого себя, научитесь интерпретировать знаки, искать новые смыслы.

Похожее:  Через сколько можно делать тест на беременность

Курсы по развитию творческих способностей

На просторах интернета можно найти множество готовых программ по развитию креативности. Можете воспользоваться ими, если хотите получить результат максимально быстро.

Креативность для всех – Анита и Майя Акишевы

Курс Креативность для всех создан на основе невероятно популярной сегодня концепции дизайн-мышления. Авторы курса утверждают, что он будет полезен всем без исключения. Даже тем, чья деятельность совсем никак не связана с творчеством.

  • генерировать новаторские идеи;
  • тестировать их на актуальность и целесообразность;
  • проводить творческие исследования;
  • создавать карты эмпатии;
  • писать и рассказывать увлекательные истории и пр.

Эти знания пригодятся вам при решении практически любых задач: от рутинных до стратегических.

Стоимость курса – 44,99 $. Действует 30-дневная гарантия возврата денег.

Развитие креативного мышления – Специалист.ru

Развитие креативного мышления – курс от учебного центра при МГТУ им. Н. Э. Баумана, который можно пройти как очно, так и онлайн. Он научит вас мыслить нестандартно и находить оригинальные решения для любых задач.

  • развитие гибкости мышления;
  • формирование навыков создания качественно новых идей;
  • освоение приемов, которые ускоряют поиск оригинальных решений;
  • обучение креативному выходу из сложных ситуаций.

Стоимость очного обучения – 11 490 руб., в режиме онлайн – 10 300 руб. Продолжительность – 16 академических часов. По окончании выдается документ, подтверждающий прохождение курса.

Креативное мышление в бизнесе – Высшая школа менеджмента

Курс Креативное мышление в бизнесе научит вас нестандартно мыслить и применять это мышление для решения бизнес-задач. Автор и преподаватель курса – доктор психологических наук Оксана Пикулева.

Вы освоите множество техник развития креативности, сможете расширить коридоры мышления и избавиться от ментальных шаблонов и стереотипов. Курс динамичен и лаконичен. Никакой воды и пустых разговоров!

  • отличие творчества от креативности;
  • разрушение ментальных шаблонов;
  • стратегии гениев;
  • нейронные подходы к креативности;
  • инновации в бизнесе;
  • дизайн-мышление;
  • латеральное мышление.

Стоимость курса – 4 900 руб.

Креативное мышление и решение изобретательских задач – GeekBrains

Курс Креативное мышление и решение изобретательских задач создан специально для детей старше 6 лет и подростков. Он поможет заложить основы для формирования творческих способностей и креативного мышления в раннем возрасте. Ведет курс художник и скульптор Евгения Горская.

В ходе обучения каждый ученик создает и презентует собственный проект – волшебный город GeekCity. При его создании используются различные творческие техники, которые ребенок осваивает и тут же применяет на практике.

  • модульная лепка;
  • аппликация;
  • техника коллажа;
  • техника печати;
  • рисунок пастелью;
  • ассамбляж и другие.

После прохождения курса у каждого участника остается объемная книга с изображениями волшебного города, сделанная своими руками.

Всего 12 уроков. Стоимость одного занятия – 1 440 руб.

Заключение

Давайте подведем итоги. Мы выяснили, что творческие способности нельзя пробудить, обнаружить и раскрыть, их можно только развить с помощью активной работы. Процесс этот небыстрый и непростой, но очень увлекательный и плодотворный. Ведь творческие способности нужны не только людям искусства, но и представителям самых разных профессий. Они позволяют мыслить нешаблонно, генерировать новые идеи, лучше адаптироваться к переменчивым условиям.

Следуя изложенным советам и выполняя упражнения, вы сможете повысить уровень креативности в несколько раз. Когда получите первые результаты, обязательно возвращайтесь, чтобы поделиться ими в комментариях.

Источник

Как правильно ставить цели и достигать результата: 10 правил

Все успешные люди знают, как ставить цели и достигать результатов. Читайте об основных правилах постановки целей и достижения результата, которые помогут Вам воплотить в жизнь свою мечту.

Воплощение мечты в жизнь состоит из 2-х этапов: правильная постановка цели и эффективный процесс достижения результата. В первую очередь разберем: как правильно поставить цель.

Почему нужно уметь правильно ставить цели

  • воплощать свои мечты в реальность;
  • грамотно распределять силы и время;
  • мотивировать себя на пути к результату;

Когда Вы поставили перед собой четкую цель – Ваши действия становятся максимально эффективными, т.к. подчинены совершено конкретной идее. Правильно поставленная цель не только будет указывать Вам наиболее простой и эффективный путь к достижению результата, но и придавать Вам необходимой мотивации, когда желание трудится будет Вас покидать.

Умение правильно ставить цели – это привычка

Некоторые успешные люди посвятили свои жизни исследованию эффективного достижения целей. Изучению этого искусства много внимания уделил Брайан Трейси — автор более 70 книг по саморазвитию. Из Российских писателей особо выделяется Глеб Архангельский – автор книги «Тайм-драйв». Каждый из них пришел к выводу, что умение правильно ставить цели и достигать их — это привычка, которую можно и нужно развивать. Мы коснемся некоторых мыслей данных авторов в этой статье, но в большей степени статья будет основана на моем личном опыте по достижению целей. Написание этой статьи – это тоже небольшая цель, шаг к достижению более глобальной цели – созданию полезного интернет сайта по саморазвитию. И то, что Вы сейчас читаете эту статью, говорит о том, что результат достигнут довольно неплохо. Ну что, поехали?

Как ставить цель: 5 правил

Всего я выделил 5 основных правил, влияющих на качество цели. При соблюдении каждого из них, Вам удастся сформулировать перед собой правильную и мотивирующую цель, с которой Вы несомненно сможете добиться результата. Начнем.

Цель должна быть письменной

Устно поставленная цель – это просто мысль. Только записанная на бумаге, конкретная формулировка является настоящим обязательством перед самим собой. Письменная формулировка цели предполагает наличие какого-либо удобного инструмента, чтобы её зафиксировать. Для формулировки целей существует 2 удобных инструмента:

  1. Ежедневник

Самый эффективный и удобный инструмент. Люди, которые пользуются ежедневником гораздо эффективнее ведут дела чем те, кто им пренебрегает. Ежедневник удобен тем, что цели можно сформулировать на год, месяц, неделю и день и его всегда можно иметь под рукой. При этом краткосрочные цели (например, план на день) должны всегда исходить из долгосрочных (целей на год).

  1. Доска визуализации

Это небольшого размера доска с возможностью рисования и стирания, которая вешается дома или на работе на видном месте. Для ежедневного планирования задач она не подходит, а вот для формулировки глобальных задач, например, на предстоящий год – это идеальный вариант.

Для себя я выбрал ежедневник.

Правильная цель должна быть максимально конкретной

Одной из причин, по которым многие люди не достигают целей является недостаточная конкретизировалось. Из-за этого не понятно, приближаетесь ли вы к цели, и насколько далеко Вы продвинулись. Рассмотрим на примере похудения.

Плохая формулировка: похудеть

Хорошая формулировка: похудеть на 10кг за 10 месяцев, сбрасывая ежемесячно по 1кг, к 1 ноября 2018 года;

Чем более конкретной будет цель, чем ярче в своей голове Вы сможете представить конечный результат, а значит сможете эффективно себя мотивировать.

Цель должна быть измеримой

Измеримая цель должна содержать максимально подробную детализацию. В ней обязательно должен быть указан срок, в течение которого вы эту цель планируете достигнуть. Если срок достижения цели не установлен, то Вы даете мозгу установку: торопиться некуда, а значит и прилагать максимум усилий к достижению цели тоже не обязательно.

Срок не обязательно нужно точно установить с первого раза. Возможно, он будет подвергаться корректировке, становиться короче или длиннее. Просто оценить свои силы сразу — непростая задача, а вот в процессе работы Вам уже будет понятнее.

Цель должна быть разбита на максимальное количество подзадач

Особенно это касается глобальных целей, на достижение которых может уходить не один год. Очень хорошую ассоциацию по данному вопросу озвучил Глеб Архангельский. Он сравнил большую цель со слоном, а процесс достижения результата – с поеданием слона. Съесть слона целиком – кажется непосильной задачей, но если разделить слона на маленькие кусочки – «бифштексы», и постепенно их есть, то в скором времени Вы увидите, что Ваша непосильная задача выполнена множеством маленьких шажков.

Цель должна быть достижимой

Не стоит ставить перед собой невыполнимых задач – они сильно ослабляют мотивацию на пути к результату. Вы должны постоянно видеть прогресс и осознавать, что приближаетесь к намеченной цели. Поэтому в первую очередь, необходимо оценить свои силы и решить, какой результат для Вас действительно достижим.

Цель должна вдохновлять

Даже просто сама формулировка, которую Вы составите, должна вызывать у Вас желание прилагать усилия для достижения результата. Закрывая глаза, и видя себя достигшим цели, Вы должны в буквальном смысле наполняться силами и вдохновением. А вспоминая о ней рано утром, когда не хочется вставать – подлетать с постели.

Для того, чтобы цель максимально Вас вдохновляла, сделайте простое упражнение. Возьмите лист бумаги, и напишите 10 самых желанных изменений, которые может привнести в Вашу жизнь достижение цели.

Пример хорошо поставленной цели

Возьмем для примера цель: покупку автомобиля.

Если это Ваша заветная мечта, то Вам стоит выбрать, какая модель автомобиля способная вдохновить Вас на подвиги. Например, Chevrolet Lanos.

Я покупаю автомобиль Chevrolet Lanos черного цвета 30 июня 2020 года по цене 180 000 рублей.

Для этого мне надо ближайшие 3 года откладывать по 5 тысяч рублей ежемесячно, которые я буду откладывать на специальный счет в банке, с начислением процентов.

Когда я куплю автомобиль я, а воплощу свою мечту об автомобильных путешествиях, смогу в комфорте ездить на работу, избавлюсь от необходимости ездить на общественном транспорте, буду громко слушать любимую музыку, смогу кататься по пустому ночному городу поздней ночью, выезжать на бесконечную трассу и гнать, гнать, гнать…

Это пример основной формулировки цели. Далее Вам необходимо будет расписать все пошагово, например, определить суммы, которые необходимо откладывать ежедневно, поставить задачу находить источники дополнительного заработка.

Переходим к следующему этапу.

Как достигать результата: 5 правил

Даже самая правильная и вдохновляющая цель не будет достигнута, если она не подкреплена действием. После того, как цель правильно сформулирована необходимо переходить к наиболее ответственному этапу – процессу достижения результата.

Первое, с чем вы столкнетесь — с множеством страхов в голове, чаще всего выдуманных. Давайте рассмотрим 3 самых популярных страха, и как с ними бороться:

Работайте со страхами

1. «У меня не получится»

Очень распространенная мысль, и крайне вредная. Оглянитесь вокруг. Посмотрите каких невероятных результатов добиваются окружающие: создают миллионный бизнес, становятся звездами экрана, популярными исполнителями. Представьте, что однажды кто-то из них сказал бы себе – у меня не получится. Его бы это остановило, и он бы даже не попробовал. Кем бы он был сейчас? Вы же не хотите лишить себя будущих побед, успеха и достижений, просто потому, что боитесь поражения?

На самом деле, бояться нужно не поражения. В любом случае, это будет опыт, практика, старания. А вот чего действительно надо бояться — это даже не попробовать. Гоните этот страх из головы, и постоянно твердите себе – «у меня получится!». Скоро Вы и сами в это поверите и добьетесь результатов, о которых раньше только мечтали.

2. «Цель недостижима»

Нужно разобраться, почему Вы так считаете. Если никто до Вас не достигал такой цели – то станьте первым. Многие люди однажды были первыми в чем либо, и это их не останавливало.

А если подобной результат уже кто-то достигал (особенно, если многие), то у Вас есть все шансы. Вы ничем не хуже. Скорее всего, даже лучше. Вот Вы сейчас работаете над собой, читаете полезный материал. А это говорит о Вашей целеустремленности. У Вас просто не может не получиться. Я в Вас верю!

3. «Уже слишком поздно»

Опасная и очень деструктивная мысль. Я и сам любил себе так говорить. Когда был студентом, именная такая мысль остановила меня от достижения важной цели. И спустя много лет я все-таки вернулся к своей цели, и начал работать над её достижением. И я уже достиг неплохих результатов. Оказалось, что даже спустя много-много лет было совсем не поздно, и через ещё много лет было бы не поздно. А вот тогда, когда я учился в университете – это было идеальное время. Жаль, что я тогда этого не понимал.

Если Вы сейчас откажетесь от достижения цели, т.к. Вам кажется, что «поздно», то через много лет будете очень жалеть и осознавать, что было «самое время». Поверьте.

Чтобы достигать результата — действуйте

Залогом успешного достижения результата является постоянное движение вперед. Вы же разбили свою цель на множество подзадач? Делать шаг к цели необходимо ежедневно, пусть даже маленький. Но делать обязательно. Если у Вас нет сил, или Вы хотите отложите дело на завтра, помните, что завтра повторится то же самое.

Задумайтесь вот над чем.

Если писать всего лишь по 1 странице в день – то через год Вы напишите книгу.

Если каждый день откладывать по 100 рублей, к концу года у Вас будет 36 500 рублей.

Если каждый день делать по 100 отжиманий, то за год вы сделаете 36 500 отжиманий.

Задумываясь об этом, осознаешь, какой огромной силой обладает постоянные, пусть даже маленькие шаги по достижению цели, и каких больших результатов можно добиться благодаря незначительным, но регулярным действиям.

Похожее:  Бундеслига турнирная таблица результаты сегодня футбол

Контролируйте достигнутый результат

Ваш неизменный спутник по достижению результата – это отслеживание прогресса. Если Вы решили пользоваться ежедневником, то правильно будет каждый день отчитываться перед самим собой о том, каких результатов Вы достигли.

Такие отчеты помогают Вам не только видеть прогресс, но и чувствовать ответственность перед самим собой, если Вы «халтурили». Неужели Вы готовы смириться с тем, что у Вас есть сегодня, и отказаться от своей мечты? Уверен, что нет. Отчитывайтесь перед собой каждый вечер, анализируйте ошибки и думайте о том, что можно сделать лучше.

Вдохновляйтесь историями успеха

Вот очень важный момент – наверняка найдутся люди, уже достигшие результата, к которому Вы стремитесь. Найдите их истории успеха – это могут быть книги, личные блоги, записи на форумах. Истории людей покоривших вершину, к которой Вы стремитесь, не только вдохновят Вас, дадут Вам возможность набраться опыта и ценных знаний; узнать об ошибках, которые они совершали, и не совершить их самому.

Источник

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность — второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Диагностика интеллектуальных способностей

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Источник

Adblock
detector