Урок 23. Реформы в экономике
1. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах.
2. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности.
3. Появление коммерческих банков.
4. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Консенсус-принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.
Госагропром — Государственный агропромышленный комитет,союзно-республиканское министерство, осуществлявшее руководство пищевой промышленностью Советского Союза.
Политика ускорения — одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в СССР в 1985—1991 гг.
Инвестиции — это вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ценных бумаг или непосредственно предприятия (предприятий) в целях получения дополнительной прибыли.
Госприёмка – государственная приёмка, в функции которой выступала комиссия по контролю за качеством (в СССР с 1987 по 1990 гг.)
Кооперация — коллективное производственное, торговое и т. п. объединение, создаваемое на средства его членов.
Децентрализация-процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа.
Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Приватизация-форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной собственности в частные руки.
Ключевые слова
Консенсус, Госагропром, политика ускорения, инвестиции, Госприёмка, кооперация, децентрализация, инфляция, приватизация.
Основная и дополнительная литература
Горинов М.М., Данилов А.А., и др., под редакцией Торкунова А.Д.,10 класс. Ч.3. Издательство «Просвещение» — С.14 – 20
Интернет-ресурсы:
Раздел. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В апреле 1985 года новый Генеральный секретарь М.С.Горбачёв провозгласил политику ускорения социально-экономического развития страны. Реформаторская деятельность Горбачёва во многом была продолжением политики Ю.В.Андропова, но была объявлена новая цель: соединить социализм с демократией.
В мае 1985 года в стране началась антиалкогольная кампания, цель которой — повышение производительности труда, обеспечение всеобщей трезвости. В середине 1980-х годов ежегодный ущерб народному хозяйству от алкоголизма оценивался в 80-100 млрд рублей. При этом, спиртные напитки занимали около 24% товарооборота в государственном плане.
Антиалкогольная кампания способствовала некоторому подъёму производства, росту продолжительности жизни и рождаемости, уменьшению смертности. Но были и негативные последствия: вырубались виноградники, закрывались винно-водочные заводы. Это привело к росту спекуляции спиртным, токсикомании, росту преступности. Массовый характер приняло самогоноварение, из продажи исчезли кондитерские изделия и сахар. В итоге, государство недополучило значительные средства.
В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС была объявлена перестройка системы управления экономикой. Принимая решение о перестройке в экономике, Горбачёв надеялся остановить сокращение темпов развития экономического роста. Была сформулирована программа ускорения социально-экономического развития, главным звеном которого названо машиностроение. Предполагалось, что машиностроение выведет отечественную экономику на передовые мировые рубежи, поэтому большая часть инвестиций была направлена именно в эту отрасль. В сентябре 1985 года Горбачёв призвал шире использовать «скрытые резервы», к которым отнёс укрепление трудовой дисциплины, рационализаторскую деятельность, максимальную загрузку производственных мощностей, развитие соцсоревнования.
Главные пункты новой политики были сформулированы в «Основных направлениях социально-экономического развития на 12 пятилетку и до 2000 года». Предполагалось увеличить в 2 раза национальный доход и объём промышленного производства, за 15 лет удвоить потенциал страны, в 2,5 раза повысить производительность труда. Особые надежды возлагались на программы научно-технического прогресса, генной инженерии, робототехники. Для контроля за качеством продукции была введена госприёмка. Это привело к материальным затратам и росту управленческого аппарата, но качество продукции при этом не улучшилось.
Усиление эксплуатации оборудования, без подготовки новых специалистов и должного уровня технических нововведений, обернулось увеличением числа аварий. К катастрофическим последствиям привела авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Миллионы жителей Украины, Белоруссии и РСФСР оказались в зоне радиоактивного заражения.
В руководстве страной преобладала «старая гвардия», это вынуждало Горбачёва постоянно маневрировать и искать консенсус. За традиционный путь «наведения порядка» выступали Е.К.Лигачёв, В.И.Соломенцев, В.М.Чебриков. В свою очередь Ю.Д.Маслюков, Н.В.Талызин, А.Н.Яковлев и В.А.Медведев выступали за структурные реформы и преобразование экономических отношений. В конце 1985 года было создано бюро Совета министров СССР по машиностроению. Всё управление сельским хозяйством было сосредоточено в руках Госагропрома. 15 мая 1986 года принято постановление о борьбе с нетрудовыми доходами, однако осенью того же года оно вошло в противоречие с законом об индивидуальной трудовой деятельности.
Благодаря административно-приказным мерам с апреля 1985 года по июнь 1987, прирост промышленного производства составил 4,4%. Но в целом эффективность производства и качество продукции остались на низком уровне. Уже в 1987 году началось снижение темпов роста экономики и углубление экономического кризиса. Привлечение огромных средств на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении в 1988 году усугубило ситуацию. Стало ясно – необходима разработка новойпрограммы экономической реформы.
В феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом, беззаконием. К началу 1987 года был обновлён верхний эшелон власти: Политбюро – на 70%, секретари обкомов – на 60%, члены ЦК КПСС – на 40 %. Главой Московского горкома КПСС стал Б.Н.Ельцин. Летом 1987 года новый глава правительства Н.И.Рыжков представил программу перехода к «социалистическому рынку». Основными компонентами программы стали: развитие индивидуальной и кооперативной форм собственности; перевод предприятий на полный хозрасчёт; привлечение частного капитала. При этом сохранялась социалистическая собственность.
1 января 1988 года вступил в силу закон о государственном предприятии, существенно расширивший права предприятий. В том же году был принят Закон «О кооперации в стране», окончательно легализовавший рыночные отношения в СССР. В стране появилось множество различных кооперативов. Тогда же появились первые коммерческие банки. Первым из них стал банк «Патент», открывшийся в 1988 году в г.Ленинград.
В 1988 году Горбачёв объявил об арендном подряде на селе: крестьяне и фермеры могли на 50 лет арендовать землю и распоряжаться полученной продукцией. В 1990 году были приняты законы о переводе промышленных предприятий в аренду, создании акционерных обществ, развития частного предпринимательства, децентрализации и разгосударствления собственности. Ни одна из начатых реформ положительных результатов не принесла. Более того, они привели к углублению экономического кризиса.
В 1988 году началось общее сокращение сельскохозяйственного производства, в 1990 году — промышленного. Впервые с 1947 года было введено нормированное распределение важнейших продуктов питания, резко усилилась инфляция. Летом 1990 года Г.А.Явлинским и С.С.Шаталиным была разработана программа «500 дней», предполагавшая приватизацию государственных предприятий. Согласительная комиссия программу отвергла. В июне 1991 года Президентом России был избран Б.Н.Ельцин. Уже в июле того же года Верховный Совет РСФСР принял закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Разбор типового тренировочного задания
13. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте
Вставьте пропущенные слова.
_________________ — принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него никто не выступает, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.
_______________ — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи государственной собственности в частные руки.
Правильный ответ: консенсус, Госагропром, приватизация.
10. Восстановление последовательности элементов вертикальное
Расположите в хронологической последовательности события1985-1990 гг.:
А) принятие постановления о борьбе с нетрудовыми доходами
Б) избрание Б.Н.Ельцина Президентом России
В) провозглашение политики ускорения социально-экономического развития страны
Г) вступление в силу закона о государственном предприятии
Правильные варианты: В, А, Г, Б.
1) провозглашение политики ускорения социально-экономического развития страны
Источник
Курс на ускорение развития общества в середине 1980-х гг.
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».
Причины и программа политики «ускорения»
В марте 1985 г. М. С. Горбачев занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Вступив в должность генсека, он тут же пообещал по традиции продолжить курс своего предшественника, однако общество ожидало перемен, устав от эпохи «застоя».
В это время страна имела большой комплекс внутриполитических и внешнеполитических проблем: затянувшаяся война в Афганистане, поддержание военного паритета с США (эти расходы занимали около 40 % всех ресурсов СССР), а экономика держалась только за счет активной продажи сырья. Именно проблема темпов экономического роста виделась Горбачеву требующей немедленного разрешения. Когда Горбачев получил разметку на ближайшую пятилетку, где рост экономики предусматривал 2,8 % в год (в 1950-е гг. экономический рост составлял 19 %), то он заложил в базис политики концепцию ускорения развития, заключающегося в повышения темпов роста экономики. В частности, за 15 лет планировалась:
Помощь со студенческой работой на тему
Курс на ускорение развития общества в середине 1980-х гг.
- увеличить национальный доход практически в два раза;
- повысить в 2,3-2,5 раза производительность труда;
- проводить социальную политику, которая была основана на принципах социальной справедливости – продовольственная и жилищная проблема были выделены как основные, и для них были определены сроки решения.
Также М.С. Горбачев отказался от концепции развитого социализма, так как на то время она уже не соответствовала реальности. Сама программа КПСС была пересмотрена, переработана, и ее новый вариант был утвержден на XXVII съезде КПСС (25 февраля-6 марта 1986 г.). В нем не было предусмотрено конкретных социально-экономических обязательств партии перед народом, а также была снята задача непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм стал идеалом общественного устройства как общество свободных тружеников, где нет классовой системы, а его наступление было перенесено на неопределенно далекое будущее. Главное внимание уделялось всестороннему улучшению и совершенствованию социализма путем ускорения социально-экономической системы.
Для этого новое правительство СССР разработало план 12-й пятилетки (1986-1990 гг.) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, фактически как «вторая индустриализация». XXVII съезд КПСС одобрил данный план, а после утверждения Верховным Советом план стал законом. Согласно этому плану, основной упор делался на тяжелой промышленности: машиностроение стало играть роль ключевого звена. Согласно «генеральной линии» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова, были необходимы переход от производства станков, выполняющих отдельные операции, к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрение новых типов машин в сельское хозяйство, придав ему «ускорение».
Содержание политики «ускорения»
Реализация таких задач требовала больших затрат бюджета и энтузиазма рабочих, поэтому в сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми «стахановцами» М.С. Горбачев призвал население не «сводить дело к рублю», а направлять энергию молодежи на решение задач, которые поставила партия. Энтузиазм молодого поколения хотели использовать для приведения в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно получить требуемое ускорение, а техническое оснащение появится позже.
Предполагалось использовать следующие резервы:
- полностью разгрузить действующие мощности, переведя их на многосменную форму работы;
- равняясь на опыт прошлых лет, укрепить трудовую дисциплину;
- проводить механизацию и автоматизацию производства при помощи местных изобретателей;
- повысить качество выпускаемой продукции.
Моральное поощрение выпуска высококачественной продукции особых результатов не дало, поэтому в 1986 г. руководство вводит государственную приемку по образцу уже существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военных организаций.
Осенью 1985 г. цены на нефть резко снизились, что оказало влияние на ход политики ускорения. Вследствие того, валютная выручка СССР сократилась на две трети, следствием чего стал экономический кризис. Вместе с тем огромные расходы шли на ликвидацию катастрофических последствий чернобыльской аварии, а несколько позже, и землетрясения в Армении, увеличились капиталовложения в машиностроение, а снижение торговли алкоголем также сократило поступления в бюджет. Дефицит валюты привел к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.
Итоги политики «ускорения»
Вследствие этих факторов в 1987 г. появилась угроза срыва ранее взятого курса на ускорение, поэтому было принято решение перейти к перестройке экономической системы как основному средству достижения ускорения. Перестройка, происходившая в 1987-1988 гг. представляла собой частичный возврат к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях административной экономики. С этого времени ускорение стало целью, а перестройка – средством его достижения. При этом пришло осознание того, что единственным путем исправления экономического кризиса является не плановая экономика, а переход к рыночной экономике.
Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Источник
Повышение производительности труда – одна из ключевых тем в разрабатываемом плане ускорения экономического роста до 2025 года
Доклад министра экономического развития Максима Орешкина, принявшего участие в заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством Владимира Путина.
Министр экономического развития Максим Орешкин
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Текущий этап развития российской экономики характеризуется непростой демографической ситуацией. Это и следствие тяжёлого экономического кризиса 1990-х годов, и эхо Второй мировой войны. На этом фоне наш рынок труда испытывает две проблемы.
Первая – это быстрое снижение численности населения в трудоспособном возрасте. У нас базовый прогноз Росстата предполагает снижение этого показателя на 800 тысяч человек в год с 2018 по 2020 годы и в среднем на 600 тысяч в год до 2024 года. И вторая проблема – это снижение доли молодого поколения в структуре рабочей силы, что серьёзно замедляет процессы трансформации структуры рынка труда.
В настоящее время Минэкономразвития вступил в завершающую фазу доработки комплексного плана действий Правительства до 2025 года, который предполагает реализацию целого ряда мер, обеспечивающих ускорение темпов экономического роста до среднемировых. Значительную роль в этом плане играют меры, направленные на улучшение динамики экономически активного населения и снижение уровня структурной безработицы.
Однако очевидно, что для обеспечения более высоких темпов экономического роста ключевой историей должна стать тема повышения производительности труда – особенно учитывая, что одним из значительных резервов нашего рынка труда является структурно высокий уровень так называемой занятости с низким уровнем производительности.
Стоит выделить четыре ключевые проблемы сохранения низкой производительности. Первое – это низкий уровень у предприятий проблемной группы управленческих и технологических компетенций, необходимых для качественного скачка в производительности. Вторая проблема – это неразвитость механизмов проектного финансирования, необходимых для реализации проектов по повышению эффективности производства. Третья история – это значительный объём барьеров, мешающих повышению производительности, которые сосредоточены не только и даже не столько в Трудовом кодексе, сколько в многочисленных нормах отраслевого регулирования, устанавливающих, например, избыточные требования, приводящие к необходимости держать избыточные штатные единицы. Четвёртая проблема – это, конечно же, высокие социальные риски массовых сокращений и не всегда работающие механизмы быстрого поиска новой работы и переобучения и повышения квалификации сотрудников. Именно на преодоление этих проблемных зон и предполагается направить работу в рамках приоритетного проекта «Производительность труда».
Его задача – сформировать необходимый фундамент, а также управленческую и организационную рамку, позволяющую фокусировать усилия бизнеса, региональных властей и федерального Правительства на поддержке создания и реализации программ повышения производительности труда на конкретных предприятиях. В качестве названной управленческой рамки предлагается использовать региональные программы повышения производительности, которые должны обеспечивать: первое, разработку и реализацию корпоративных дорожных карт по повышению производительности; второе обязательное условие – мероприятия по содействию трудоустройству высвобождаемых с предприятий сотрудников.
На чём предполагается основывать работу первого элемента корпоративных дорожных карт? Здесь первый инструмент – создание так называемых центров компетенций на федеральном и региональном уровне. Федеральный центр будет формировать и поддерживать общедоступную базу знаний о современных управленческих практиках, технологиях организации производственных процессов, доступных технологических решениях в разных отраслях, а также содержать информацию об успешно реализованных проектах по повышению производительности труда на конкретных предприятиях. Общедоступность базы знаний очень важна, так как она позволит мультиплицировать эффект, в том числе за пределами тех предприятий, которые войдут в региональные программы по повышению производительности.
Федеральный центр компетенций предлагается создать на базе «Внешэкономбанка», предусмотрев для этого его дофинансирование. Этот центр не только обеспечит реализацию проекта по производительности труда, но и станет логичным дополнением уже реализуемого в настоящее время Минэкономразвития совместно с управленческой командой ВЭБа проекта по созданию так называемой фабрики проектного финансирования. Региональные центры компетенции, которые можно создать на базе имеющихся институтов развития, будут координировать разработку и реализацию региональных программ, оказывать содействие предприятиям в разработке корпоративных дорожных карт.
Второй инструмент содействия подготовке корпоративных дорожных карт, который тоже можно использовать, – это президентская программа подготовки управленческих кадров. Её можно в том числе ориентировать на подготовку как региональных команд в рамках данного проекта, так и менеджмента конкретных предприятий и участников программы.
Стоит отметить, что зачастую Россия серьёзно отстаёт как раз в вопросах современных управленческих технологий, поэтому есть также предложение: в качестве меры, активизирующей обмен лучшими управленческими практиками, переформатировать один из имеющихся национальных экономических форумов в Красноярске в управленческий форум. При этом предлагается проводить его попеременно в Красноярске и Калининграде.
Другие инструменты в рамках данного блока – это повышение качества работы механизмов проектного финансирования, снятие законодательных барьеров на пути повышения производительности труда и предоставление дополнительных налоговых стимулов.
Второй ключевой элемент проекта – это обеспечение максимально полного трудоустройства высвобождаемых работников. Высвобождение, с одной стороны, является затратным для предприятия, с другой – региональные органы власти зачастую сдерживают этот процесс из-за понятных социальных последствий.
Какие инструменты здесь предлагаются? Первый инструмент – это переформатирование служб занятости и перевод их в проактивный режим работы с предприятиями ещё на стадии формирования корпоративных дорожных карт с тем, чтобы обеспечить максимально быстрый, социально безболезненный и незатратный для компаний процесс трудоустройства высвобождаемых работников, в том числе через подбор индивидуальных предложений на основе оценки поведенческого и компетентностного профиля работников через переподготовку и повышение квалификации, необходимых для трудоустройства.
Второй инструмент – это совершенствование инструментов поддержки внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности, программ повышения квалификации на предприятиях, в том числе через снятие имеющихся законодательных барьеров и создание налоговых стимулов для компаний, принимающих высвобождаемых сотрудников на работу. Что очень важно, такие налоговые стимулы в каждом случае должны нести положительный итоговый эффект для бюджетной системы. Компания, принимая на работу сотрудника и получая льготы, должны будет гарантировать определённый уровень налоговых платежей в будущем.
Безусловно, работа на направлении обеспечения трудоустройства работников должна быть скоординирована с уже имеющимися федеральными и региональными программами, а также с работой по другим приоритетным проектам, в частности по развитию малого предпринимательства и поддержке развития моногородов. Инструменты, формируемые в рамках этих проектов, также значительно расширят возможности для трудоустройства высвобождаемых сотрудников или для начала собственного бизнеса.
Об организационной стороне вопроса. За ближайшие полгода нам будет нужно на федеральном уровне решить следующие задачи.
Первое. Разработать в тесном взаимодействии с бизнесом и начать исполнение дорожной карты по необходимым поправкам в трудовое, налоговое и отраслевое законодательство, направленным на снятие барьеров и создание стимулов по повышению производительности труда.
Минэкономразвития организует эту работу совместно с коллегами по Правительству, в первую очередь с Минтрудом, Минпромторгом и Минфином, а также с бизнес-объединениями. Естественно, все эти изменения нужно будет проводить в тесном взаимодействии со сторонами социального партнёрства.
Второе. Обеспечить создание на базе ВЭБа федерального центра компетенций.
Третье. Принять необходимую для запуска региональных программ методическую и правовую базу.
Четвёртое. Обеспечить заключение соглашений с регионами, организовать мониторинг их реализации.
Пятое. Разработать план дополнения функционала к программе подготовки управленческих кадров.
Шестое. Разработать программу перезагрузки служб занятости.
Седьмое. Уточнить набор инструментов финансовой и административной поддержки реализации программы.
С точки зрения региональной части программы предполагается отобрать на первом этапе порядка пяти пилотных регионов, которые за первые полгода должны будут создать региональные институты развития и подготовить региональные программы повышения производительности труда, в рамках которых в том числе осуществить отбор предприятий – участников данной программы и детально прописать меры, направленные на сохранение качественной занятости высвобождаемых работников.
Управленческая конструкция работы над проектом предполагает роль функционального заказчика для Министерства экономического развития, роль куратора проекта в руководстве Правительства возьмёт на себя Аркадий Владимирович Дворкович.
Источник
Политика ускорения повышение производительности труда таблица цели и результаты
В марте 1985 г. на пост генсека вместо умершего К. У. Черненко избирается молодой М.С. Горбачев. Обществом это было воспринято как победа политики перемен над продолжением застоя, который олицетворяли конкуренты Горбачева Г. В. Романов и В. В. Гришин – сторонники жесткой линии.
Мобильность, свободная речь без бумажки, обнадеживающие слова – все это сразу придало Горбачеву популярность, снискало поддержку интеллигенции. Но в области экономики у нового лидера не оказалось в запасе продуманного плана реформ. Только получив власть, он занялся его проработкой.
Первые же шаги в этой области были, можно сказать, импульсивными.
Шаг первый – борьба с алкоголизмом, предложенная Е.К. Лигачевым, новым членом Политбюро, бывшим первым секретарем Томского обкома КПСС, где был накоплен определенный опыт антиалкогольной кампании.
Надо сказать, что к тому времени в застойном Советском Союзе алкоголизм представлял огромную опасность: в силу комплекса исторических, социальных, экономических причин население активно спивалось. Пожалуй, наиболее красочно об этом рассказано Венедиктом Ерофеевым в книге «Москва–Петушки» и А.А. Зиновьевым в «Зияющих высотах». «Водка да хвост селедки», «Веселие Руси есть питие», – под этими лозунгами происходило повышение смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте.
Так что нельзя сказать, что борьба с алкоголизмом была несвоевременной. Но как ее вести? Не имея возможности устранить социально-экономические корни пьянства, новое руководство КПСС пошло по пути кампании андроповского типа: запреты продавать спиртное, выкорчевывание виноградников в районах исконного виноградарства и виноделия, ханжеский отказ от подачи шампанского и вин на официальных приемах – все это вызвало в итоге реакцию отторжения.
Для нас наиболее интересны экономические и финансовые последствия антиалкогольной кампании, с которыми по обыкновению партийное руководство не привыкло считаться.
В преддверии реформ забота о финансовой сбалансированности должна была бы выдвинуться на первый план. Но этого не случилось. Известно, что доходы от продажи алкоголя были одной из главных опор советского бюджета, давая до 15% поступлений. Министр финансов В.Ф. Гарбузов, два десятилетия правдами и неправдами обеспечивавший сбалансированность бюджета в условиях застойной советской экономики, предупреждал о рискованности этого плана, но его сочли консерватором и отправили на покой.
На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК М.С. Горбачев докладывал, что в 11-й пятилетке (1981–1985) поступления налога с оборота от продажи алкогольных напитков достигли 169 млрд. руб., тогда как в 8-й пятилетке (1966–1970) они составляли всего 67 млрд. руб. Важно, однако, то, что в 1986–1987 гг. доходы бюджета от торговли алкоголем упали на 10–15 млрд. руб. в год, или на 3–4% всех бюджетных доходов. И это происходило при том, что одновременно стали падать доходы от экспорта нефти. Я бы сказал, что антиалкогольная кампания была первым роковым шагом к будущему финансовому кризису (см. табл. 4.1,4.2).
Источник: Народное хозяйство СССР в 1990 году. М.: Госкомстат СССР, 1991. С.132.
По оценкам, в 1990 г. произведено 150 млн. дал самогона против 160 млн. дал в 1984 г. – явная недооценка. Потери бюджета достигли максимума в 1987 г.
Шаг второй – политика ускорения. Суть ее примитивна: если до сих пор был застой и это выражалось прежде всего в снижении темпов роста экономики, то теперь застой надо преодолеть и, стало быть, темпы роста поднять. Экономисты говорили, что для этого нужны реформы. Правда, надо признать, что тогда никто из них не предупреждал о том, что реформы первым делом могут вызвать спад, кризис или распад системы. Исходная посылка состояла в том, что какими бы ни были реформы, они все равно будут проходить в рамках» социалистической плановой системы, в закрытой экономике и максимум, что могут дать, это – как в Венгрии, ГДР или Польше – поднять темпы роста до 5–7% в год. При этом, используя методы планирования, можно осуществить структурный маневр, который уменьшил бы диспропорции в экономике и дал бы импульс ее росту на основе повышения эффективности. Таковы в общем виде были взгляды А. Г. Аганбегяна, который на первых шагах был привлечен М.С. Горбачевым в качестве экономического советника. Ему же приписывают авторство в политике ускорения. Справедливости ради надо сказать, что подобные взгляды разделялись большим отрядом советских экономистов, в том числе весьма видных (А.И. Анчишкин, Ю.В. Яременко). Они мыслили категориями правильных пропорций, которые может менять Госплан. А больше все равно не позволят.
По мнению А. Г. Аганбегяна, отставание с ростом инвестиций объяснялось недостаточным объемом производства инвестиционных товаров, прежде всего машин и оборудования*. Поэтому плановые инвестиции надо было прежде всего направить в машиностроение, обеспечить его переоснащение, а затем на этой основе – обновление всего производственного аппарата на современной технологической базе. Это дало бы повышение эффективности и позволило бы мобилизовать резервы для роста в долгосрочной перспективе.
* Аганбегян А.Г. Предисловие // Бирман А.М. Указ. соч. С. 7.
Резервы же совершенствования управления (а к ним относились и реформы, и укрепление дисциплины) рассматривались как фактор временный, среднесрочного действия, позволяющий достичь ускорения в течение 3–5 лет.
На этой теоретической базе и был выдвинут лозунг ускорения. Характерно, что при этом интерес верхов к начатым прежде экономическим экспериментом поубавился. Хотя по видимости все развивалось, масштабы экспериментов расширялись, начинались новые, но уже в конце 1985 г. те, кто непосредственно занимался экспериментами, почувствовали, что высшее руководство не относится к ним серьезно, не рассчитывает на успех.
Добро бы речь шла об анализе полученных результатов и о выводах из этого анализа – что нужно делать иначе, от чего отказываться. А то просто как бы начали и бросили. На смену же вернулись методы административного давления с целью увеличения валовых показателей. Ведь ускорение! А оно, теоретически выглядя вполне респектабельно, в практике командной экономики оборачивалось накачками начальников дать больше выполнения плана по валу. И опять предприятиям приходилось заниматься уже порядком забытым делом – производить и сдавать на склад неукомплектованную продукцию, на которую нет заказов.
Благодаря этим испытанным методам партийного руководства хозяйством ускорение все-таки было достигнуто. Темпы прироста промышленного производства в 1985–1986 гг. составили в среднем 4,4% против 1–2% за предыдущие два года, в сельском хозяйстве – 3%. Цена – новая волна разбазаривания ресурсов.
Полагаю, подлинная цена подобных «успехов» была хорошо известна тем, кто их добивался. Ускорение в пропагандистском плане также стало давать негативный эффект, превратившись очень скоро в предмет насмешек и анекдотов. Нужны были новые, неординарные действия
Источник