Организации и проведения диспута в школе

Организации и проведения диспута в школе

В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.

Что такое диспут. Определение

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.

Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:

  • диспут-лекция;
  • диспут-конференция;
  • диспут-дискуссия.

По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.

Подготовительный этап

  • формирование организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.

Основной этап

  • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.

Итоговый этап

  • краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

Источник

Диспут — это. Значение слова

Диспут – это что такое? Данный термин достаточно часто встречается в нашей жизни. Но вот точное его значение известно немногим. Тем более, что существуют еще и похожие по смыслу слова, такие, как, например, полемика, дискуссия. Чем они отличаются друг от друга? Подробнее о том, что это – диспут будет рассказано в статье.

Что сказано в словаре?

Культура диспута во Франции

О том, что значит «диспут», в словаре сказано следующее:

  1. Спор на научные темы, проводимый публично. (Пример: Происхождение человека является одной из самых популярных тем диспутов).
  2. В устаревшем значении – это публичная защита диссертации. (Пример: В огромной аудитории на диспут магистра философии собралась тьма народа).

Чтобы лучше понять слово «диспут», ознакомимся с его происхождением. По мнению ученых, оно восходит к праиндоевропейскому pau в значении «бить». От него в латинском языке образовался глагол putāre, обозначающий «обдумывать, взвешивать». К нему была присоединена приставка dis, которую используют, когда нужно выразить разделение, разъединение.

В результате получился глагол disputāre – «подсчитывать, рассуждать», от которого и произошло существительное disputātio – «рассмотрение; обсуждение». В русский язык, изучаемый нами термин, «перебрался» при Петре I из польского, образовавшись от слова dysput. Но существует и еще одна версия, говорящая о том, что источником для русского «диспута» был немецкий disput.

Синонимы

Среди синонимов к «диспуту» находятся такие, как:

  • спор;
  • дискуссия;
  • обсуждение;
  • дебаты;
  • полемика;
  • прения;
  • словопрение;
  • препирательство;
  • контроверза;
  • дискутирование.

Диспуты схоластов

Средневековый схоласт

Рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием схоластической системы образования, распространенной в средневековой Европе. Данная система представляет собой одну из философских школ, сконцентрированных вокруг университетов. Это соединение христианского богословия (католического) и логики Аристотеля.

При этом не нужно путать обозначение философского направления со «схоластикой», под которой понимают любые представления, которые оторваны от реальной жизни и основаны на отвлеченных рассуждениях, не подтвержденных опытом.

Проведение диспутов средневековыми схоластами было основано на формальном способе ведения спора, который проводился с целью установления научной или богословской истины. Основным правилом являлись ссылки на письменные источники, которые признавались устоявшимися и авторитетными. А также было необходимо анализировать аргументы каждой из сторон.

Как проходили диспуты?

Средневековый университет

В формальном диспуте схоластов один из участников осуществлял защиту некоторого тезиса перед оппонентами, которые выдвигали возражения и контраргументы. В средневековых университетах данный метод был общепринятой практикой.

Он рассматривался как основной способ подготовки к экзамену, а также как форма проведения самого экзамена. Это в полной мере касалось всех четырех основных наук, какими тогда являлись искусство, теология, медицина и юриспруденция.

По своей структуре диспут напоминал юридический процесс. Его возглавлял магистр, который наподобие судьи выносил окончательный вердикт относительно результатов спора. При этом существенным условием являлось соблюдение принципа о несении бремени доказательств. То есть тезис должно было доказывать то лицо, которое его выдвинуло. Указанные правила были основаны на теории, изложенной в работах Аристотеля и Цицерона.

Другие разновидности

Фома Аквинский - схоласт

В германских университетах диспут в качестве способа защиты докторских диссертаций появился в Средние века. Он применялся как в гуманитарных, так и в естественных науках.

Еще одна категория диспутов – это межконфессиональные диспуты, которые призваны доказывать превосходство какого-либо религиозного учения. В Средневековье большое внимание уделялось диспутам между христианскими и иудейскими богословами.

Зачастую в них использовался следующий прием. На христианской стороне выступал крещеный еврей, который был хорошо подкован по части содержания талмудической литературы. Одним из самых известных было состязание под названием «Парижский диспут», проведенное в 1240 году между Николаем Донином, францисканским монахом, и четырьмя уважаемыми раввинами из Франции. В нем последние потерпели поражение, в результате чего Талмуд был приговорен к сожжению.

Похожее:  Государственное автономное образовательное учреждение Республиканский олимпиадный центр Министерства образов

Диспут и дискуссия

В заключение рассмотрения вопроса о том, что это – диспут, выясним, чем он отличается от дискуссии. Под дискуссией подразумевается обсуждение какого-либо спорного вопроса, которое происходит на публичном уровне. При этом спор направляется на выяснение истины, и в нем используются только корректные приемы. В качестве одной из важных характеристик дискуссии, отличающих ее от прочих видов спора, выступает аргументированность.

Очень похоже на диспут, не так ли? В чем же состоит отличие? Последний более связан с публичными спорами по конкретной тематике, с обсуждениями научных работ, литературных произведений. К таким обсуждениям привлекают специалистов из области обсуждаемых проблем. В то время как дискуссия, имея объединяющее начало в виде темы, характеризуется отсутствием научного тезиса. Она может возникнуть спонтанно, а диспут является подготовленным мероприятием.

Источник



Что такое результат диспута

Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение. Таким образом, если при организации беседы им достаточно пассивного следования ходу мысли педагога, то диспут представляет собой поиск самостоятельного решения проблемы в споре с помощью сопоставления различных точек зрения.

Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин».

Однако более высокие, чем при беседе, требования к развитию мышления и коммуникативных способностей воспитанников делают этом метод доступным для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особенно хорошо соответствует особенностям старшеклассника, так как. личность, которая формируется на этой ступени развития, не стремится верить на слово, ней скорее проявляется желание сравнивать факты в поисках смысла жизни.

Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например:
— Почему поведение не совпадает с требованиями жизни?
— Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?
— Как стать кузнецом своего счастья?
— Откуда берутся равнодушные?

Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей).

Для данного способа организации общения требуется тщательная подготовка как воспитателя, так и воспитанников. Вопросы готовятся заранее, к их подготовке полезно привлечь самих участников.

В ходе диспута педагог должен уметь преподнести все так, чтобы воспитанники почувствовали его личность, волю, культуру. Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. Данная манера поведения никого не унижает, не отбивает желания участвовать в полемике и высказывать свою точку зрения.

Но и молчание для педагога непозволительно, поскольку всякая недоговоренность оставляет возможность для искаженных догадок, домыслов, неправильных толкований. Кроме того, спор есть спор, и задача педагога состоит в том, чтобы столкновение мнений и естественное желание воспитанников победить сохраняли общение в рамках культурных норм. Для этого заранее вводятся правила диспута, и педагог следит за их неукоснительным выполнением, вмешиваясь в спор, если нарушены эти правила (повторение уже высказанного без новых аргументов, «переход на личности», угрозы и оскорбления участников в адрес друг друга и т.д.).

Диспут развивает умение мыслить логически и критически, учит владеть устной речью, организовать свои мысли, быть уверенным в собственных силах, работать в группе, сосредоточиться на сути проблемы, держаться на публике.

Источник

Что такое результат диспута

Обзор научной литературы, посвященной изучению дискурса, позволил выявить ряд проблем, связанных с неоднозначностью данного понятия, а также сферой его применения. С одной стороны, термин дискурс востребован многими дисциплинами – философией, психологией, социологией, языкознанием, педагогикой и др. В настоящее время активно разрабатывается новое направление – дискурсология. Тем не менее с точки зрения лингвистики еще не установился объем понятия дискурс, что стало причиной его широкой трактовки. С другой стороны, несмотря на большое количество направлений и научных течений, изучающих дискурс, еще не определена его методология. Дискурс – сложное коммуникативное явление, включающее не только акт создания определенного текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств – знаний о мире, мнений, установок и конкретных целей говорящего [ван Дейк; А. Фуко и др.].

Изучение частных видов дискурса в зависимости от объекта исследования не позволяет выделить иерархически организованную структуру «глобального» дискурса в силу взаимообусловленности, взаимодействия, пересечения отдельных его разновидностей.

Так, если принять во внимание диалогичность общения, базовым для всех выделяемых видов дискурсов будет диалогический дискурс, который включает такие виды, как устный и письменный дискурс. Общими для диалогических видов дискурса являются признаки логичность изложения и культура мышления; сфера функционирования (по стилям речи); тема/тематика общения (по областям знания); учет конвенциональности общения.

Цель исследования – изучить роль интенций в педагогическом дискурсе.

Материал и методы исследования

Материалом работы явился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, наблюдение и анализ уроков. Применены общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, классификация и обобщение, а также описательно-аналитический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Признавая диалогический дискурс как родовой по отношению к другим видам дискурсов, обратимся к одному из его видов – педагогическому дискурсу.

Цель педагогического дискурса – социализация нового члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов)… Стратегии педагогического дискурса состоят из коммуникативных интенций, конкретизирующих основную цель социализации человека – превратить человека в члена общества, разделяющего систему ценностей, знаний и мнений, норм и правил поведения этого общества. Можно выделить следующие коммуникативные стратегии: объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую, организующую [2, с. 302].

Похожее:  МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Действительно, динамика коммуникативного акта, его продуктивность, гармоничность / дисгармоничность зависят от выбора говорящими тех или иных стратегий и тактик. Определенную роль играют и целеустановка речевых партнеров, социокультурные, психологические, индивидуальные особенности и др. «Успешность диалога зависит от многих факторов: психологических, социальных, иерархических и т.п. Процесс кодирования сообщения адресатом и его декодирование адресантом довольно сложен. Например, в ситуации бесконфликтного общения часто используются реплики-подхваты – ответные реакции, которые являются структурно-семантическим продолжением инициальной реплики» [3, с. 159].

Под интенцией понимается ведущая (глобальная) цель субъекта, его стратегия; под установкой – контроль над реализацией ведущей цели, который реализуется посредством набора конкретных тактик.

Компонент установка выделяется В.Н. Степановым в рамках провокационного дискурса, который «в целом относится к дескриптивному типу текстов и нацелен на «проговаривание» того, что мыслится в качестве объекта когнитивной установки адресанта, с целью эксплицировать ее для адресата и тем самым предложить, а точнее «навязать» последнему то или иное речевое действие, определенного рода речевой «поступок». Последнее звено возникающего речевого произведения, содержащего собственно номинацию конкретной обстановки, остается скрытым. Таким образом, при удачном для адресанта стечении обстоятельств его когнитивная установка будет распознана и воспринята, а провокация окончится успехом» [4, с. 116].

Справедливо мнение, что «в соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающего целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:

1) провокация эмоций;

2) привлечение внимания;

3) распространение знаний;

4) создание намерений;

5) побуждение к действию;

6) формирование навыков» [1, с. 104].

Изучению интенциональных характеристик в ткани того или иного дискурса посвящен ряд исследований. Так, например, в рамках научного дискурса выявляется, что «интенции автора составляют его когнитивную и психологическую стороны речи и во многом определяют взаимодействие с собеседником или аудиторией. Изучение интенционального подтекста, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с целями автора в научной коммуникации, необходимо для описания процессов формирования научной мысли в тексте. Такие значимые в современной науке темы, как научная дискуссия, научная оценка, научная полемика, непосредственно связаны с изучением интенциональной основы текста» [6, с. 192].

В зависимости от коммуникативных ситуаций выделяются контактоустанавливающие интенции, регулирующие интенции (побуждение к действию – выражение просьбы, предложение, пожелание, требование, приказ и др.), информативные интенции (запрос о событиях, фактах, причине, следствии и др.), интенция-поддержка (разновидности: поддержка-одобрение, поддержка-согласие и др.), оценочные интенции и др.

Репертуар интенций разнообразен, и используется для создания гармоничного взаимодействия педагога и учащихся.

Интенциональную направленность имеют все типы и виды уроков, все структурные компоненты занятия, начиная с организационного момента, заканчивая рефлексией.

Большое внимание уделяется методической разработке урока: определение типа урока, его вида, темы урока, постановка цели, постановка задач для достижения цели, выбор методов и приемов, учет психологических требований к уроку, выбор форм и методов контроля, техническое оснащение урока и др.

Формулировка цели урока не с позиции преподавателя (ввести новое понятие, показать, научить, закрепить, проверить), а с позиции обучаемого (Что я узнаю?, Чему научусь?, Где и как я применю эти знания?) дает возможность сменить вектор от передачи знаний к поиску, осмыслению новых знаний.

Вектор «к знаниям» вполне обеспечивается использованием интерактивных методов обучения: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, метод «мозговой штурм», игровые методики и др.

Повышению продуктивной деятельности студентов способствуют творческие задания.

Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для студентов; связано с жизнью студента; вызывает интерес у студента; максимально служит целям обучения [5, с. 65].

В процессе обучения активизируются речевые формулы той или иной интенции. К примеру, для организации и проведения занятий в форме диспута необходима предварительная подготовка.

Приведем фрагмент занятия по теме: «Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации». Лексическая тема: «Средства массовой информации. Средства связи и их роль в жизни современного человека».

1. Развитие семантики предложения в функции прогрессии в последующих микротемах посредством новой информации.

2. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста.

1. Уметь увеличить объем микротекста за счет добавления новой информации (прогрессия текста).

2. Уметь находить в микротексте предложение, выполняющее функцию обобщения текста.

На изучение темы отводится следующее количество часов: практические занятия – 2 ч., СРСП – 2 часа, СРС – 2 ч.

Практическое занятие, второй час. Урок – систематизации и обобщения учебного материала. Форма проведения – урок-диспут.

Проведение занятия в форме урока-диспута вполне обосновано: с одной стороны, закрепляются знания по определенной теме, с другой стороны, активизируется работа студентов на занятии.

Под диспутом понимается организованное, регламентированное профессиональное общение участников, каждый из которых выдвигает свою точку зрения.

В отличие от дискуссии, диспут – это форма аргументированной речи полемического дискурса, в которой принимает участие большое количество участников, каждый из которых предлагает свое мнение, свою точку зрения на общественно важный вопрос. В диспуте результат общения сводится организаторами к необходимому, заранее определенному итогу.

Специфика дебатов заключается в наличии узкой аудитории, в обмене мнениями на конкретный вопрос как реакции на выступление одного из участников речевого события.

Дебаты как форма аргументированной речи представляет собой коммуникативное взаимодействие субъектов при наличии конкретного вопроса, требующего прояснения, уточнения и т.д. Субъекты общения настаивают на своей точке зрения, однако выбор правильного решения определяется большинством голосов.

Постановка следующей цели занятия по данной теме является достаточно объемной:

повторить и углубить знания о научном тексте; отработать умения и навыки опознавания прогрессии текста на основе анализа научного произведения; формировать умения развертывать высказывания посредством увеличения объема предложений; создать условия для осознания студентами значения и роли средств массовой информации; проанализировать роль и влияние СМИ.

развивать коммуникативную компетенцию учащихся; развивать логическое мышление, навыки самоконтроля, необходимого на этапе совершенствования русской речи; развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом при изучении теоретического материала, умений доказывать свою точку зрения; развивать у студентов самостоятельную познавательную деятельность; умения работать в команде, формировать у учащихся собственную позицию по отношению к средствам массовой информации.

воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; сознательный интерес к русскому языку как средству получения знаний; формировать интерес учащихся к работе с научной литературой, ее поиска и трансформации в необходимом ключе.

Поэтому постановка цели конкретного урока, в которой четко обозначены основные критерии, является понятной студентам, что, соответственно, и способствует ее достижению:

В течение занятия систематизировать знания по теме «Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации» путем подготовки микротекста по лексической теме с выделением предложений, выполняющих функцию обобщения текста, с последующей презентацией полученного текста, обсуждением его основных положений между микрогруппами для формирования и отстаивания своей точки зрения.

Похожее:  Самоактуализация и ее особенности

В данной формулировке представлена попытка представить триединство цели занятия (образовательная – систематизация теоретических знаний, умение выделить предложения с функцией обобщения; развивающая – развитие умения самостоятельной работы с научной литературой, с текстом; умение представить свою работу; умение формулировать вопросы; умение отвечать на вопросы; формирование и отстаивание своей точки зрения; умение работать в команде; умение распределять задания в команде; воспитательная – развитие интереса к русскому языку; расширение кругозора) с указанием времени для реализации цели (в течение занятия).

План проведения диспута:

Вступительное слово. Цель – подготовка студентов на участие в диспуте.

Выступление команд. Цель – презентация самостоятельной работы, демонстрация полученных знаний по изучаемой теме.

Обсуждение презентаций. Цель – развитие диалогической речи и критического мышления.

Основная форма речи на диспуте – диалогическая речь, которая предполагает обмен высказываниями по предложенной проблематике, поэтому важно умение конструировать диалог с разными коммуникативными интенциями. В данном виде речевого взаимодействия важную роль играют следующие умения:

– умения и навыки распознавания конфликтных ситуаций;

– умения находить из них выход;

– умение управлять ходом развития диалога;

– умение изменять ход диалога;

– умение задавать вопросы и отвечать на них и др.

Цель – систематизация и закрепление знаний по грамматической и лексической темам, умение оценивать свою работу, работу команды.

Рефлексия. Цель – осмысление, осознание своей деятельности на занятии.

В процессе коммуникативного взаимодействия вырабатывается умение критически мыслить, принимать решения, решать проблемные задачи и др. Так, знание различных видов интенций, оптимальное их использование положительно отражается не только на коммуникативном взаимодействии в процессе обучения, но и шире – при общении в различных ситуациях в разных видах дискурса.

Верная постановка цели урока с учетом его типа, продуманность каждого блока урока, их соотнесенность дают высокие результаты. Материал данной работы обсуждался членами методической секции, использовался при анализе открытых занятий, проводимых ППС кафедры.

Постановка цели и задач урока, каждого его этапа, четкость переходов от одного этапа занятия к другому, пропорциональность заданий каждого этапа, активизация всех видов речевой деятельности, понимание обучаемыми стратегии урока способствует повышению качества процесса обучения и его эффективности. Так, роль интенций в педагогическом дискурсе велика. Определение иерархии интенций, их структурных особенностей составляет перспективу изучения интенционального плана педагогического дискурса.

Источник

Что такое диспут

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В мире постоянно кто-то с кем-то спорит, противопоставляет свою точку зрения по какому-либо вопросу противоположному мнению других людей.

Но некоторые обсуждения имеют цель доказать свою правоту, выйти в споре победителем, а некоторые – найти истину, прийти к единому мнению. Здесь проходит тонкая грань между понятиями «диспут» и «дискуссия».

Оживленный диспут

Это всё виды спора, как и близкие по значению с ними слова «дебаты» и «полемика» (что это?), Но то, как они проходят и их конечный результат отличаются между собой. В этой статье разберёмся, что такое диспут.

Значение слова диспут — что это

Слово диспут произошло от лат. disputare – рассуждать, обсуждать, спорить. В толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова дано следующее определение понятия.

Диспут – это публичный спор на научные, культурологические, литературные, философские и другие общественно важные темы.

Например, фраза с этим словом может выглядеть так: «Диспут о пользе альтернативных методов лечения перенесли на следующий день, поскольку не все были готовы к выступлению».

Диспут это..

Участники диспута (их называют оппонентами) противопоставляют мнения, взгляды на ту или иную проблему, сравнивают их, пытаясь переубедить противника, навязать ему свою точку зрения.

Спор

Раньше существовало ещё одно значение этого слова: диспут (устар). – это публичная защита диссертации для присуждения академической или учёной степени (кандидата или доктора наук).

У Тютчева читаем:

«Он спорил в жизни только раз на диспуте магистра».

Публичный характер обсуждения диссертационной работы придавал политическую окраску выступлениям соискателя учёной степени, но не менял их сути – утверждение норм и критериев научности. Их нарушение приводило к скандалу.

«Скандальные» диспуты считались наиболее значимыми для исследователей диссертационной культуры.

Диспуты пришли из философии и теологии

В Средние века во всём мире были распространены публичные философские диспуты – споры мыслителей и учёных разных богословских школ и направлений об обосновании христианской веры и церковных догматов. Их цель – доказать превосходство того или иного философского учения.

Философы

Диспуты также применялись в университетской практике и служили основным методом проведения устного экзамена в социальных дисциплинах (медицине, праве, искусствоведении, культурологии).

Процедура напоминала судебный процесс и возглавлялась компетентным в соответствующей области знаний учёным, который принимал окончательное решение о результате спора между участниками.

Диспуты проходили с соблюдением формальных правил и основывались на анализе конкретных событий либо аргументов. Участники ссылались на общепризнанные факты и авторитетные источники.

Особенности проведения диспута сейчас

В наше время диспуты чаще всего проводятся среди учащихся образовательных учреждений, молодёжных клубов, литературных кружков.

Такие споры считаются достаточно эффективным способом обучения студентов. Они расширяют их кругозор, воспитывают самостоятельность суждений, учат всесторонне анализировать и оценивать общественно значимые проблемы.

Ученики

Выделяют несколько характерных особенностей и правил диспута:

  1. он проводится в большой аудитории со специальным оформлением (плакаты, выставка книг, презентации);
  2. каждый участник может выразить свою точку зрения («Если хочешь – говори»);
  3. тема и круг обсуждаемых вопросов известны заранее;
  4. установлен строгий временной регламент выступлений оппонентов (каждый выступает не более трёх раз и не более трёх минут); , эмоциональная корректность и правила приличия («Если спорим, то лишь с тактом, а доказываем фактом!»)

Диспут считается успешно проведённым в том случае, если оппоненты проявили следующие качества:

  1. активность;
  2. компетентность;
  3. аргументированность;
  4. убедительность;
  5. умение отстаивать свою позицию.

Переговоры

Итог диспута – это правильный вывод по отношению к рассматриваемой проблеме.

Делаем выводы

Таким образом, главные отличительные особенности диспута перед другими видами спора – это публичность, обсуждение общественно важного или научного вопроса и отстаивание своей точки зрения.

Например, выяснение семейных отношений с криками и спорами нельзя назвать диспутом, а обсуждение новых неоднозначных законопроектов депутатами в Государственной Думе – это диспут.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (3)

Хорошая статья. Спасибо! Творческих успехов.

Диспут, в отличие от спора, должен быть полностью лишен эмоций. Если речь идет о науке, нужно оперировать только фактами.

Сейчас диспут может быть перенесен и в интернет, на форумы, это очень удобный вид ведения полемики, поскольку вся информация сохраняется в виде естественной стенограммы, в диспуте могут принять участие неограниченное количество лиц, независимо от их местоположения.

Источник

Организации и проведения диспута в школе

Темы для дебатов и дискуссий

Человек, который изо всех сил старается прожить без врагов, теряет друзей (Ю. Яковлев, писатель).

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

Подлецы редко бывают веселыми людьми (М. Горький).

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери (Г. Сковорода).

Попробуйте сказать, что хотите, — всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н. Г. Чернышевский).

Опыт — как клюка, помогает ходить, но мешает летать.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была (Петр I).

Я прожил долгую жизнь и не снес ни одного яйца. Но это совсем не значит, что я не могу судить о качестве яичницы (Б. Шоу).

Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди (Р. Роллан).

Если голодному человеку вы дадите рыбу, то он будет сыт один день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сытым всю жизнь (индийская мудрость).

Даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание. Власть, кредит, слава создают индивидуальность и лицо тому, кого природа лишила этих свойств (Л.. Фейхтвангер).

Если кто-то плюнул сзади на мой фрак, дело моего лакея смыть плевок (А. Пушкин).

Вопросы истины не решаются большинством голосов (Демокрит).

Я точен, когда иду на свидания, потому что заметил, что те, которые ждут, не думают ни о чем другом, как о недостатках людей, заставляющих их дожидаться (Буало).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

Когда глупые люди делают что-то, чего они стыдятся, они оправдываются тем, что выполняют свои обязанности (Б. Шоу).

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок (Г. Лихтенберг).

Опираться нужно только на то, что оказывает сопротивление (Стендаль).

С людьми нужно обращаться лучше, чем они того заслуживают.

Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

Если меня лягнул бы осел, разве я стал бы подавать на него в суд? (Сократ)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. О. Ключевский).

Правила поведения для подчиненных: Пункт 1. Босс всегда прав. Пункт 2. Если босс неправ, см. пункт 1. Пункт 3. Пункты 1 и 2 обсуждению не подлежат.

Утверждение не станет истиной лишь оттого, что мы повторяем его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование (С. Паркинсон).

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, — иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

В смутные года всегда слепец идет за сумасшедшим (В. Шекспир).

Три заповеди успеха в делах: никому не верь, ни него не бойся, ничего ни у кого не проси (С. Федоров).

Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

Чем мельче жители, тем более великой кажется им империя (С. Лец).

Говорят, у потерявшего зубы несколько свободнее язык (С. Лец).

Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют (Екатерина II).

Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Постоянная важность- признак посредственности (Вольтер).

Если в голове нет мыслей, то глаза не видят фактов (И.Павлов)

Среди нас есть люди, находящиеся на разных ступенях развития (М.Жванецкий)

Не может быть утверждения более нелепого и вредного для человечества, как то, что все люди равны. В природе нет двух предметов, абсолютно равных (Г. Форд).

На производстве действует принцип: «Дай мне мое, а я еще и прихвачу». Он принят на вооружение всеми сотрудниками — от правления компании до рабочих (Н. Тичи, М. Деванна, американские менеджеры).

Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им (В. И. Ленин).

Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган).

Гремит пустая посуда (Я.А.Коменский).

Есть два способа разложить нацию: первый — это наказывать безвинных, второй — не наказывать виновных (Ф. Энгельс).

Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д. С. Лихачев).

Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии (Ф. Ницше).

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак (Ф. Ницше).

Сильные струи увлекают за собой много камней и хвороста, сильные умы — много глупых и запутанных голов (Ф. Ницше).

У всякого дела — четыре стадии: 1. Шумиха. 2. Неразбериха. 3. Наказание невиновных. 4. Награждение непричастных.

Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь — и уже больше ни с чем не спутаешь.

Люди — плавающие горшки: один бьется о другой (В. Гете).

Надо, чтобы руководитель, специалист и интеллигент были одним и тем же лицом (М. Жванецкий).

Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести (Талейран).

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н.Озеров, поэт).

Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью (Р. Шеридан).

Посторонние люди оказываются справедливее друзей (Л. Вовенарг).

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят (Паганини).

Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоинствам других (Л. Вовенарг).

Ум острый, но не широкий выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может (Р. Тагор).

Не стыдно учиться, стыдно не знать.

Люди ненавидят тех, кому они вынуждены лгать (В Гюго).

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Л. да Винчи).

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).

Бездарные люди — обычно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного (В. О. Ключевский).

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора (Ларошфуко).

Все купцы в мире исповедуют одну религию (Г. Гейне).

Я поставил себе в правило верить лишь в то, что понимаю (Б. Дизраели).

Страсть к власти идет не от силы, а от слабости (А. Фромм).

Вести народ легче, чем сдвинуть его с места (Д. Финк).

Агрессия – оборотная сторона страха.

Когда нечего красть, вор — блюститель закона (Талмуд).

Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего не делал (П. Муни).

Седина — признак старости, а не мудрости.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Я никогда не отказываю. Я никогда не возражаю. Я просто забываю (Б. Дизраели).

Обращение с евреями в каждой стране — термометр ее цивилизованности (Наполеон).

Каждый человек — как буква в алфавите; чтобы образовать слово, надо слиться с другими.

Покорная жена повелевает мужем (Б. Дизраели).

Молчаливая женщина — подарок Божий (Апокрифы).

Если бы не способность забывать, человек так никогда бы и не отделался от печали (А. Бахья).

Бога мы сердим нашими грехами, людей — достоинствами.

Восток — истинный хитрец, он почитает маньяков как пророков, мы же смотрим на пророков, как на маньяков (Г. Гейне).

Каждая догма имеет свой час, вечны лишь идеалы (И. Зангвил).

Когда из комнаты уходит зануда, кажется, будто кто-то входит.

Иллюзия, то есть заблуждение, а не знание—вот что приносит удовлетворение и счастье (С. Цвейг).

Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

Нет такой истины, которая не может быть искажена (Спиноза).

Искусство начинается там, где познание сливается с любовью или ненавистью (Л. Фейхтвангер).

Истина не становится значительнее от частого повторения (М. Маймонид).

Обаяние первой любви обусловлено незнанием того, что она может когда-нибудь кончиться (Б. Дизраели).

Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быть вечной (Спиноза).

То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией (Б. Дизраели).

Если бы люди догадывались, что о них думают другие, они бы перебили друг друга.

Чем больше нищеты, тем больше надежды (Шолом-Алейхем).

Национализм — разновидность детской болезни: это корь человечества (А. Эйнштейн).

Там, где много людей, много и невежества (У. Д’Акоста).

Люди ненавидят то, чего, не понимают (А. Ибн Эзра).

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили (А. Эйнштейн).

Я пребываю в одиночестве, которое тягостно в юные годы, но сладостно в зрелые (А. Эйнштейн).

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? (Эйнштейн).

Бойся того, кто боится тебя.

Умирать за убеждения — дело воина. Миссия писателя — передавать их другим (Л. Фейхтвангер).

Похожее:  Вирусы бактерий Бактериофаги Классификация бактериофагов Мология бактериофагов Типы бактериофагов

Споры не означают ошибочности утверждения, равно как всеобщее согласие — его правильности (Б. Паскаль).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б. Паскаль).

Юность — не пора жизни, а свойство ума (С. Ульман).

Счастье — это состояние души.

Человек устает от всего и даже от любви. Эту истину полезно пропагандировать, потому что многим молодым, да и старым людям она, по-видимому, неизвестна (А. Моруа).

Есть одна вещь, которая важнее свободы — это порядок (В. Гете).

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их (А.Чехов).

Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем (Геродот).

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле, мы не бессильны, а безвольны (Ф.Ларошфуко).

Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти (Э. Севрус).

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие (Аристотель).

Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

Самое большое преступление – это безнаказанность (Б.Шоу).

Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным (Т.Карлейль).

Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль (Б.Франклин).

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых (Л.Вовенарг).

Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают (Ли Якокка)

Здоровый нищий счастливее больного короля (А.Шопенгауэр)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут (А.Паре).

Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника другом, большая – врагом (Сенека).

Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает (Т.Манн).

Лучший способ избавиться от врага – сделать его другом (Генрих IV).

Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо (И.Гете).

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Ф.Вольтер).

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает(Т. Фуллер)

Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного (И. Гете)

Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с дураком может сладить лишь самая умная (Р. Киплинг).

Завистник сам себе враг, созданного им самим, потому что страдает от зла (Ш. Монтескье).

Руководить надо так: расставить людей и не мешать им работать (проф. И.П.Распопов).

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок (И.Гете).

Любовь подобна удаче: она не любит, чтобы за ней гонялись (Т.Готье).

Образ жизни, который ведут некоторые люди, убедительно подтверждает гипотезу о том, что они произошли от обезьяны (Э.Севрус).

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф.Бэкон)

Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее (Д.Свифт).

Надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало (М.Монтень).

Афоризмы об общении и риторике

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

Риторика – это искусство управления умами людей (Платон).

Речь – это показатель ума (Сенека).

Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

Мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их (Г.Гейне).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б.Паскаль).

Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами (А.Граф).

Речи с кафедры студентов считаю полезными только и единственно для тех из них, которые сами готовятся служить по ученой или учебной части; для прочих же считаю сие решительно вредным и не могу дозволить продолжать сего, ибо оно вселяет в них привычку и желание блистать красноречием, что противно духу наших постановлений и вовсе бесполезно (Николай I.) (Мнения русских о самих себе. Сост. К. Скальковский. М., 2001,с. 246)

Спор нельзя устранить другим спором, так же, как бешенство одного нельзя устранить бешенством другого. Необходимо убеждать (Антисфен).

В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего (А. Чехов).

Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа (Б.Бартон).

В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную (Ж.Лабрюйер).

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

Длинная речь также не продвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш.Талейран).

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова.(П.Кальдерон)

Мы еще не созрели для публичных обсуждений (Е.Ламанский, управляющий госбанком России. Конец 19-го века).

Если хочешь быть известным — задавай вопросы.

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Брацлав).

Тот, кто много разговаривает, говорит обычно о себе.

Дураков опровергают фактами, а не аргументами (И. Флавий).

Люди обзаводятся мнениями так же, как дети усваивают азбуку, — путем многократного повторения (Браунинг).

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу»; другие: «А вот и я!» (Э. Ван Берен).

Джентльмен — это человек, который может не соглашаться, оставаясь при этом приятным (Американское изречение).

Из двух сорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Кто много говорит, тот говорит много глупостей (П.Корнель).

Мудрено пишут только о том, чего не понимают (В.Ключевский).

Любой текст от сокращения выигрывает (проф. З.Д.Попова).

Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа (М.Жванецкий).

Сила у тебя, Федя, в словах есть, но ты расставить их не умеешь (М.Жванецкий).

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать (К.Морли).

Сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью (П.Сопер).

В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно (Цицерон).

Не следует требовать от оратора точных доказательств, точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения (Аристотель).

Бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить (Гельвеций).

Большего всего лают беспородные собаки.

Не говори « у меня мало времени, а то бы я рассказал вам…», так как эта трудность преодолевается оратором на этапе подготовки.

Оратора, соблюдающего регламент, все любят.

У того, кто соблюдает регламент, всегда хороший доклад.

С регламентом не спорят.

Кто говорит кратко, тот говорит правильно.

Соблюдающий регламент дарит слушателям несколько минут жизни.

Есть люди, которых нельзя слушать; есть люди, которых можно слушать; а есть люди, которых нельзя не слушать.

Основная использованная литература

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче. М., 1984

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. М., 1989.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.,1997.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Педагогическая риторика /Под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Снелл Ф. Искусство делового общения, М., 1990.

Сопер Поль А. Основы искусства речи. М. , 1992.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2010.

Стернин И.А. Практическая риторика. Изд.5, доп. и испр. М., «Академия», 2008.

Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж, 2009.

Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

Ушакова Н.В. Козлов Н.И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1990.

Источник

Диспут для подростков "Успех в жизни"

Какие бы воздействия не оказывала среда на ребёнка, какие бы требования она ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей ребёнка, они не выступят действительными факторами его развития. Собственными же потребностями ребёнка они становятся лишь в том случае, если их выполнение обеспечивает ему сохранение не только объективно занимаемого положения, но и его внутренней позиции.

Л.И.Божович

  1. Исследовать уровень сформированности личностно-нравственного самоопределения обучающихся 8-9 класса.
  2. Определить уровень сформированности умения принимать коллективные решения, аргументируя свою точку зрения.
  3. Развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения.

Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы.

1. Знакомство или выявление проблем подростка.

Выявить основные проблемы современного подростка и определить противоречия развития личности школьников 8-9 классов поможет анкета. Цель анкеты: определить круг проблем подростков, очерченных откровенно и неформально.

Инструкция для учащихся.

Ты заметил, что в последнее время больше начинаешь задумываться о себе и своих проблемах. Это естественно: радости и огорчения есть у каждого человека. Они могут быть связаны с учёбой, друзьями, родителями, отдыхом и т.п. Расскажи немного о них, отвечая на вопросы нашей анкеты. Напиши, что действительно, тебя волнует.

  1. Что тебе доставляет радость в жизни?
  2. Какие у тебя обиды? Из-за чего тебе приходится часто переживать?
  3. Какие твои проблемы взрослым безразличны, а для тебя важны?
  4. Какую цель в жизни ты сейчас ставишь перед собой?
Похожее:  Изучение корейского баскетбола шанс неплохо заработать

Анкетирование проводил педагог-психолог школы Орлов В.В. На вопросы анкеты отвечали 20 обучающихся 8 класса МОУ Андрейковской средней школы и 15 обучающихся 9 класса очно-заочной школы для способных детей села.

Подробный анализ позволил окунуться в мировосприятие подростков. Ответы на первый вопрос анкеты варьировались от сугубо конкретных (“мой мотоцикл”) до ценностно-обобщённых (“ценность моей жизни”). Чаще всего радость в жизни подростка доставляет общение с людьми, одноклассниками, друзьями и т.д. В ответах на второй вопрос наиболее частой причиной указывалось непонимание значимых для респондента людей. Что является дополнением к ответам на первый вопрос. На третий вопрос школьники не дали конкретных ответов, поскольку они считают, что в целом, окружающие их взрослые люди понимают их проблемы. С другой стороны можно предположить, что проблемы подростков по ряду причин мало известны их родителям. Ответы на четвёртый вопрос связаны с получением перспективной работы и образованием, следует отметить, что конкретно выбор ВУЗа или работы ребята не указывают.

  • Помогайте сельскому школьнику приобретать жизненный опыт.
  • Развивайте жизнеспособность личности подростка, с тем, чтобы подросток мог переключаться со своей личности на окружающих.
  • Учите ставить цель и её достигать.
  • Помните, что подросток прислушается к вам только в том случае, если ваш интерес к его личности и судьбе будет неподдельным и искренним.
  • Помните, что оценка сверстников гораздо важнее для подростка, чем ваша.

2. Изучаем ценности.

Цель: определить тенденции в формировании ценностей подростков.

Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями. Осознание подростками собственных целей и стремлений, что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром.

Перед началом работы необходимо разделить школьников на группы.

Диспут предполагает наличие игры как формы подведения итога. В соответствии с правилами игры каждый школьник подходит к “Чёрному ящику” и достаёт фишку определённого цвета. Количество фишек соответствует количеству играющих. Количество цветов, которыми окрашены фишки соответствует выбранной классификации обсуждаемых ценностей, определяющих успех в жизни. После процедуры выбора фишек школьники делятся на группы, в соответствии с выбранным цветом. Учитель объясняет в самом общем объёме понятия “материальные ценности” и “нематериальные ценности”.

Инструкция для учащихся.

  1. Определите материальные и нематериальные ценности, поставив “М” или “Н”.
  2. Выделите для себя пять целей, которые вы хотели бы достичь в жизни.
  3. Обсудите своей группой, над какими стремлениями человек властен, над какими не властен.
  4. Докажите мнение вашей группы по поводу того, какие цели являются наиболее важными в жизни.

К чему стремятся люди в жизни.

  • Хорошее образование.
  • Хорошая работа и карьера.
  • Счастливая семья.
  • Слава.
  • Деньги, богатство.
  • Дружба.
  • Достижения в искусстве, музыке, спорте.
  • Уважение и восхищение окружающих.
  • Наука как познание нового.
  • Хорошее здоровье.
  • Уверенность в себе и самоуважение.
  • Хорошая пища.
  • Красивая одежда, ювелирные украшения.
  • Власть и положение.
  • Хороший дом, квартира.
  • Сохранение жизни и природы на земле.
  • Счастье близких людей.
  • Благополучие государства.

Вопросы для обсуждения в группах:

  1. Каковы пять самых важных вещей в твоём списке?
  2. Думаешь ли ты, что будешь по настоящему счастлив, если этого добьёшься?
  3. Совпадает ли мнение группы по поводу важности некоторых твоих ценностей?
  • Поведение людей мотивируется поставленными целями.
  • Некоторые цели важнее других в силу ценности получаемого результата.
  • Цели и вознаграждения разнообразны: от конкретных до абстрактных.
  • Для достижения целей необходимо приложить усилия.
  • Иногда для достижения целей возникают противоречия.

Инструкция для учащихся.

Перед тобой список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей. Необходимо сравнить эти понятия попарно между собой. Из каждой пары (см. лист ответов) выбери ту, которая тебе кажется наиболее важной, более привлекательной для будущей взрослой жизни.

  1. Активная, деятельная жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Интересная работа.
  4. Красота природы и искусства.
  5. Любовь.
  6. Материально обеспеченная жизнь.
  7. Наличие хороших и верных друзей.
  8. Уверенность в себе.
  9. Возможность расширения своего образования, кругозора, культуры
  10. Свобода поступков.
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Творчество.

Необходимо подсчитать ценностный выбор для каждого ученика отдельно. Далее определить количество выборов в целом группы. В заключение составляется рейтинг ценностей выбора школьников (смотри приложение).

4. Итогова игра “Ключ к успеху”.

Цель игры: личностно-ценностное самоопределение учащихся; формирование навыков принятия коллективного решения, умения аргументировано высказать своё мнение; формирование умения принимать верное решение в рамках игровой модели аукциона.

Правила и содержание игры.

В соответствии с цветом выбранных фишек, участники диспута распределены на группы. Цвет фишек соответствует определённой категории ценностей, обеспечивающих успешную человеческую деятельность. Согласно данной классификации таковыми ценностными категориями являются:

  1. Образование
  2. Работа и карьера.
  3. Достижения в науке.
  4. Возможность работы за границей.
  5. Уважение и восхищение окружающих
  1. Занятия физкультурой и спортом.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Сохранение жизни и природы на земле.
  4. Отсутствие вредных зависимостей
  5. Уверенность в себе и самоуважение.
  1. Дружба.
  2. Счастье близких людей.
  3. Достижения в музыке, искусстве.
  4. Благополучие государства.
  5. Слава, известность.
  1. Деньги.
  2. Благополучная семья.
  3. Хороший дом.
  4. Хорошая пища и одежда.
  5. Власть и положение.

Перечисленные ценности в данной игре выполняют роль “акций”, которые можно вложить в достижение успеха в жизни. Таким образом, каждая группа учащихся условно получает акции одной ценностной категории. Каждый участник группы обладает одной определённой акцией в соответствии с номером фишки. Общее количество ценностей (акций) приведено в сводной таблице, которая вывешивается перед учащимися.

В самом начале игры участникам, разбитым на группы, предлагается придумать название для каждой группы, которые выступают в игре как “акционерные кампании”. Далее участникам предлагается в течение 10 минут подумать и решить для каждой группы какие акции из предложенных необходимо вложить в достижение успеха, а какие можно выставить на аукцион и обменять на акции других ценностных категорий. Пропорции обмена акций не регламентируются, т.е. на одну акцию в зависимости от её ценности в глазах участников игры можно получить одну или несколько акций других категорий. В принципе обменять можно любые акции, в том числе и те, которые были ранее вложены в достижение успеха, если группа – кампания считает это целесообразным. Если какая-либо группа смогла приобрести три или более акции одной ценностной категории (контрольный пакет), то она в праве произвести обмен любой оставшейся акции этой категории на любую свою, без учёта интересов противоположной стороны. Обмен акциями происходит в течение 15-20 минут. По истечении этого времени кампаниям предлагается подвести итог и обосновать перед общей аудиторией участников аукциона полученный набор (суммарный индекс) акций различных ценностных категорий, которые необходимы, по их мнению, человеку для достижения успеха в жизни. Кроме этого каждая группа — кампания имеет право дополнить сводный индекс свободной акцией, в которой участники самостоятельно записывают ценность, отсутствующую в ранее предлагаемом перечне, но с точки зрения членов группы необходимую для успеха.

Таким образом, итоговым результатом диспута будет аргументированная защита каждой группы участников своего набора жизненных ценностей, дискуссия о понимании школьниками что такое успех в жизни и возможные варианты его достижения.

“Аукционно-рыночная” форма проведения игры естественным образом создаёт положительное мотивационное поле для её участников, расширяет круг актуальных понятий, используемых в ходе игры. Достоинством предложенной игровой модели является то, что перечень ценностей — акций можно изменять в зависимости от конкретных дидактических целей, стоящих перед учителем. Например, ценности можно конкретизировать по другим содержательным критериям (человеческие качества, необходимые для достижения успеха в жизни: умение общаться, креативность, наличие теоретического и практического интеллекта, организаторские способности, эмпатия и т.д).

Подведение итогов диспута.

Итоговым этапом диспута стало обсуждение каждого варианта ценностных выборов, представленных участниками. Каждая группа обосновывала жизнеспособность своего выбора ценностей, которые с точки зрения участников необходимы для достижения успеха в жизни. В результате дискуссии сделаны выводы, что понятие успеха не сводится только лишь к какой-то одной ценностной категории. Успех – это сочетание многих слагаемых и главным является стремление самого человека сделать успешным свою жизнь.

Результатом дискуссии стал выбор ценностей общих для всех участников. Совместное групповое решение выглядит следующим образом:

  1. Здоровье.
  2. Счастливая семья.
  3. Счастье близких людей.
  4. Работа и карьера.
  5. Образование.

Уместно привести вариант выбора ценностей, набравших меньший рейтинг среди участников:

  1. Деньги.
  2. Самоуважение.
  3. Уважение и восхищение окружающих.
  4. Дружба.
  5. Власть и положение в обществе.

Слабая репрезентативность материальных ценностей в приоритетном варианте объясняется тем, что главным образом материальные вопросы, возникающие перед школьниками, решаются их родителями. На данном этапе их жизни вопросы материального благосостояния не являются актуальными.

Источник



Организации и проведения диспута в школе

В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.

Что такое диспут. Определение

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.

Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:

  • диспут-лекция;
  • диспут-конференция;
  • диспут-дискуссия.
Похожее:  МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.

Подготовительный этап

  • формирование организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.

Основной этап

  • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.

Итоговый этап

  • краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.

Требования к организации и проведению диспута

Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:

Источник

Диспут «Умейте уважать людей и самих себя»

1. Расширение знаний детей о понятии «уважение».

2. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4.Формирование нравственных качеств воспитанников: умение уважать других, общаться в коллективе.

I. Организация группы. Эмоциональный настрой

Под музыку читается курдская сказка «Три товарища»

Трёх товарищей по дороге застала ночь, и решили они заглянуть в ближайшую деревню. Постучали в первый дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего.Спросил одного:

-Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?

-Эти двое – ослы, — ответил гость, — им со мной рядом сидеть не положено.

Чрез некоторое время хозяин спросил второго гостя:

— Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.

— След моей ноги дороже их голов, — ответил гость, они – собаки.

Наконец,хозяин вызвал третьего:

— Дорогой, не скажешь ли ты, кто у вас за старшего, я желал бы с ним побеседовать.

— Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ.

— Дорогой гость, прости, что я задержал тебя, а теперь прошу за стол.И велел хозяин своим слугам:

— Накройте три стола. На один положите сена, на другой – костей, а на третий – всё, что полагается для дорого гостя.

Удивились гости.А хозяин говорит:

Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем в сами представились, то вам и подано…

Беседа по содержанию.

О чём эта сказка?

Как выдумаете, кого из трёх спутников можно назвать настоящим товарищем? Каким должен быть настоящий товарищ? Как вы думаете, почему двое спутников так относились к другим?

Как бы вы поступили на месте хозяина? Изменятся ли двое товарищей, после «угощения» хозяина?

II. Сообщение темы и цели занятия

— О чём мы будем говорить сейчас?

— Как вы понимаете смысл слова «уважение»?

Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «Умеете ли вы уважать других

III. Беседа о значении слова «уважение»

Уважение – отношение, основанное на признании достоинств, заслуг человека. Уважать человека – достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, вежливо говорить с ним, не насмехаться, не задевать его честь и т. п.

IV. Письменная работа.

Разделите лист на две половинки.На одной половинке листа дети составляют список: «Люди, которых я уважаю больше всех»; на второй – «Люди, уважение которых я хочу заслужить».

Затем дети письменно отвечают на вопросы:

Почему я их уважаю?

Почему и за что я хочу, чтобы они уважали меня?

Кого труднее уважать: знакомых или незнакомых?

Какие правила (средства) лучше всего помогают людям научиться уважать друг друга?

После того, когда дети выскажут свои мнения, выводом должно быть «Золотое правило» уважения.

VI. «Золотое правило» уважения. (из религий мира)

«Относись к другому так, как ты хотел бы, чтоб они относились к тебе»

«То, что зло для тебя, не делай ближнему своему»

«Только тот человек хорош, который не делает другому того, что плохо для него самого»

«Люби ближнего твоего, как самого себя»

Как вы думаете, почему это правило называют «золотым»?

Расскажите случаи, когда вы поступали так, как учит «золотое правило».

В чём, по- вашему мнению, заключается уважительное отношение к людям?

Все ли люди достойны уважения?

Чувствуете ли вы, когда к вам относятся уважительно? В чём это выражается?

Что вы испытываете по отношению к людям, уважающим вас?

Изменяетесь ли вы под влиянием уважения?

Уважаете ли каких- либо людей, которых, кроме вас никто не уважает никто? За что вы их уважаете? Расскажите об этих людях.

Почему говорят, что старость нужно уважать? Согласны ли вы с этим? Значит ли это, что дети не нуждаются в уважении?

Уважают ли вас взрослые?

VI. Работа в группах. Каждая группа составляет список самых главных правил уважения. Затем представитель от каждой группы зачитывает свой список правил уважения. Ответы детей обсуждаются и на основе их составляются общие «Правила уважения», которые можно будет повесить на стенде.

– Сейчас вы только учитесь уважать друг друга, других людей, а чтобы уважение было взаимным, надо соблюдать эти «Правила уважения».

Уважение предусматривает, что любой человек достоин уважения. Ни его особенности характера, ни образ жизни, ни социальное положение не могут лишить его права на уважение. Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага за какие – то качества, совершённый им поступок. Уважать нужно и себя.

— Выберите человека, который вам не очень нравится, и каждый день постарайтесь относиться к нему с уважением и добротой. Вы должны внимательно следить за всеми изменениями, происходящими с этим человеком. Можете записывать их. Мы вернёмся к нашей беседе, обсудим, что получится.

— Давайте встанем, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!

Фотоотчёт «Чтобы себя защитить, надо себя изучить»Фотоотчёт «Чтобы себя защитить, надо себя изучить» В детском саду проводят множество занятий по различным темам,одно из них посвящено валеологии. Валеология — это формирование у детей знаний.

«Косметичка». Подарок для себя и близких«Косметичка». Подарок для себя и близких Слово косметичка стало чуть ли не синонимом слову женщина. Там где есть женщина, обязательно есть косметичка. Специалисты рекомендуют иметь.

Мое хобби-для себя и для друзейМое хобби-для себя и для друзей Рискуя быть навязчивой, хочу в очередной раз поделиться с Вами, мои дорогие друзья, своим хобби, т. е. любимым делом. Оно для меня как глоток.

Для Вас, родители. «Как учить детей уважать старших?» «Как учить детей уважать старших?» «С годами люди становятся мудрее» — очень часто мы слышим от наших родителей, людей старшего поколения.

Конспект НОД «Как вести себя с незнакомцами»Конспект НОД «Как вести себя с незнакомцами» Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми Формировать навыки поведения в отношениях.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу»Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Легкоатлетический пробег: «Испытай себя» — фотоотчетЛегкоатлетический пробег: «Испытай себя» — фотоотчет В нашем любимом городе Санкт-Петербурге 9 сентября состоялся ХХХ массовый легкоатлетический пробег «Испытай себя — 2016». Участники 10.

Памятка для родителей «Как вести себя в лесу»Памятка для родителей «Как вести себя в лесу» На этой неделе мне по вопросам профессиональной деятельности пришлось побывать в одном учреждении. В фойе было много народу. Заняв очередь,.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: — правильно общаться друг с другом; — наладить обратную связь; — развивать чувство открытости.

Источник

Adblock
detector