Ответ Русской православной церкви по поводу выпечки в Страстную пятницу

Священники ответили на вопрос прихожан по поводу выпечки куличей в Страстную пятницу

Фото: ShutterStock

17 апреля 2020 года по церковному календарю во всех храмах Российской Федерации проводятся службы в честь Страстной пятницы. В связи с тем, что в эту скорбную дату существует запрет на домашнюю и любую другую хозяйственную работу, православные верующие задают вопросы священникам, можно ли печь куличи в Страстную пятницу и является ли данное занятие греховным. Священнослужители не замедлили с ответом по этому поводу.

Ответ Русской православной церкви по поводу выпечки в Страстную пятницу

Священнослужители Русской православной церкви сообщают, что выпечка куличей и подготовка к праздничному пасхальному столу в Страстную пятницу является единственной позволенной домашней работой 17 апреля 2020 года. Православная вера не предполагает никаких запретов, которые не позволяют христианам готовить куличи в скорбный день. Более того, существует некоторое количество доводов, выражающих позицию «за», чтобы выпечка делалась в Страстную пятницу.

  • Великая суббота и Светлое Воскресенье являются днями, когда у человека уже может не хватать времени для приготовления торжественного пасхального стола.
  • Приготовлением куличей в день Пасхи никто не занимается, так как, согласно традициям, торжественную дату принято отмечать с самого утра за столом и в семейном кругу.
  • Печь куличи в Чистый четверг довольно рано, из-за чего Страстная пятница является оптимальным днем, так так более ранняя выпечка может зачерстветь за несколько дней, что способно испортить ее.

Данные аргументы говорят о том, что нет ничего страшного в том, чтобы заниматься выпечкой куличей во время Страстной пятницы. Излишне фанатично настроенные христиане считают, что 17 апреля 2020 года необходимо проводить только в обязательных молитвах.

Однако приготовление куличей не противоречит данному обычаю, так как это занятие является частью традиции. Ничто не мешает домохозяйке испечь куличи, покрасить яйца и после этого помолиться или сходить на службу в храм.

Какие существуют аргументы против выпечки в Страстную пятницу

Несмотря на многочисленные комментарии со стороны служителей Русской православной церкви о том, что печь куличи и красить яйца в Страстную пятницу можно, существуют верующие, уверенные в том, что данное действо является запрещённым, как и любая другая хозяйственная работа в этот день.

Предположительно, мнение о том, что куличи нельзя печь, берёт свои корни из старообрядческого православия, так как оно появилось во времена существования Киевской Руси. Согласно традициям тех лет, все приготовления к Пасхе должны были быть завершены в Чистый четверг. Предполагалось, что данное занятие мешает тому, чтобы настроиться на правильный лад и подготовиться к священному дню.

Однако стоит учесть, что в стародавние времена приготовиться к любому из праздников было значительно сложнее, чем в сегодня, так как нужно было для разведения огня наколоть дрова, зажечь печь и так далее.

В настоящее время таких проблем не существует, так как практически в каждом доме есть газ и электричество, что позволяет заниматься и приготовлением куличей, и готовиться к праздникам духовно без проблем, совмещая и первое, и второе занятие. Таким образом, современному человеку стало проще соблюдать многочисленные церковные традиции.

Источник

14. Что такое «пасхальный кулич»?

Отвечает священник Константин Пархоменко:

Кроме крашеных яиц, православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи (на Украине куличи называются Пасхами): сладкие хлебы с изюмом, цукатами, орехами.

Еще древние язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущаго века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб – кулич прообразовательно напоминает нам о хлебе, который мы будем вкушать в Царствии Небесном (если окажемся достойны).

Читайте также

Классический кулич

Классический кулич 1 кг муки, 60 г свежих дрожжей, 1 ? стакана молока, 2 стакана сахарного песка, 4 яйца и 4 желтка, 150 г топленого масла, 150 г маргарина, тертая цедра 1 апельсина, 170 г изюма, 200 г ядер миндаля, толченые сухари, сахарная пудра, соль.1. Дрожжи развести в ? стакана

Ванильный кулич

Ванильный кулич 2 стакана муки, ? стакана молока, 30 г дрожжей, ? стакана сахарного песка, 2 яйца, ? стакана изюма (без косточек), 100 г сливочного масла, 2 ст. ложки толченых ядер орехов, ? пакетика ванильного сахара, кокосовая стружка, растительное масло, соль.1. В кастрюле

Кулич домашний

Кулич домашний 3 стакана муки, 40–50 г дрожжей, 4 желтка, ? стакана молока, ? стакана сахарного песка, 100 г сливочного масла, 2 ст. ложки изюма (без косточек), ? пакетика ванильного сахара, натертая цедра ? лимона, по 2 ст. ложки порошка какао и сахарной пудры, нарезанные цукаты,

Глазированный кулич

Глазированный кулич 3 стакана муки, 50 г свежих дрожжей (или 1 пакетик сухих), 1 стакан молока, 1 стакан сахарного песка, 6 яиц, 200 г маргарина, 2 ст. ложки водки, ? стакана изюма (без косточек), 1 ст. ложка тертой цедры лимона, ванильный сахар, нарезанный мармелад.Для глазури: 250 г

Кулич-поплавок

Кулич-поплавок Мука по потребности, 1 л молока, 1 ст. ложка сухих дрожжей, 200 г сливочного масла, 5–6 яиц, 2 стакана сахарной пудры, ? стакана изюма (без косточек), 2 ст. ложки толченых ядер миндаля, растительное масло, 1 пакетик ванильного сахара.1. В большой кастрюле в теплом

Простой кулич

Простой кулич 6 стаканов муки, 6 яиц, отдельно белки и желтки, 80—100 г дрожжей, 2 стакана молока, 3 стакана сахарного песка, 250–300 г маргарина, 1 стакан изюма (без косточек), ванильный сахар.1. Теплое молоко влить в большую кастрюлю, всыпать 1 ? стакана сахарного песка, слегка

Кулич на опаре

Кулич на опаре / кг муки, 40–50 г свежих дрожжей, 1 ? стакана молока, 5 яиц, отдельно белки и желтки, 1 желток, 300 г сливочного масла, 1 ? стакана сахарного песка, 150 г изюма (без косточек), 50 г нарезанных цукатов, панировочные сухари, ванильный сахар, соль.Для глазури: 1 белок, ?

Ореховый кулич

Ореховый кулич 2 ? стакана муки, 30 г дрожжей, 3 яйца, отдельно белки и желтки, 1 стакан молока, ? стакана сахарного песка, 150 г сливочного масла, ванильный сахар, сахарная пудра, половинки ядер грецких орехов, лимонная цедра, соль.Для начинки: 1 стакан толченых ядер орехов, ?

Кулич ароматный

Кулич ароматный 2 стакана муки, 1 ? стакана сахарного песка, 1 стакан сливок, 6 желтков, 40 г дрожжей, 100 г сливочного масла, тертая цедра 1 лимона, 50 г изюма, 50 г ядер миндаля, сахарная пудра, ванильный сахар, растительное масло, соль.Для глазури: 2 белка, 200 г сахарной пудры,

Похожее:  Наводящие вопросы своей девушке

Варшавский кулич

Варшавский кулич 1 кг муки, 60–70 г свежих дрожжей, 2 стакана сливок, 3 стакана сахарного песка, 250 г сливочного масла, 5 яиц, 3 желтков, ? стакана промытого изюма (без косточек), ? стакана толченых сухарей, соль.1. В миске развести дрожжи в ? стакана воды, добавив 1 ч. ложку

Кулич миндальный

Кулич миндальный 1 кг муки, 2 стакана молока, 60 г свежих дрожжей, 5 яиц, отдельно белки и желтки, 300 г сливочного масла, 1 стакан сахарного песка, 200 г очищенных от кожицы ядер миндаля, 150 г изюма (без косточек), 2 ст. ложки тертой цедры лимона, соль,1. В эмалированной кастрюле

Кулич

Кулич Замесить с вечера достаточно крутое тесто. 1 кг пшеничной муки, 1,5 стакана теплой воды, пол-палочки (50 г) дрожжей, 2 яйца, 125 г сливочного масла, 100 г сахарного песка, 100 г промытого изюма, горсть мелко нарезанного кубиками цуката, толченый кардамон, корицу. Все

Кулич царский

Кулич царский Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки. Когда опара поднимется, ввести в нее растертые со сливочным маслом и сахарным песком яичные желтки (масла и сахара по 200 г, 15 желтков), добавить еще 600 г муки, два

Кулич

Кулич ИнгредиентыМука – 2 кг, масло сливочное – 350 г, молоко – 300 мл, дрожжи – 80 г, яйца – 10 шт., изюм – 85 г, сахар – 100 г, орехи – 200 г, соль по вкусу.Способ приготовления Дрожжи разводят в теплом молоке и добавляют 500 г муки, хорошо размешивают, готовя опару. Затем на опаре

Заварной кулич

Заварной кулич ИнгредиентыМука – 1,7 кг, масло сливочное – 150 г, молоко – 300 мл, яйца – 15 шт., дрожжи – 60 г, изюм – 1 стакан, миндаль – 1 стакан, пудра сахарная – 5 г.Способ приготовления200 г муки заливают вскипевшим молоком, размешивают до однородной массы и остужают. Дрожжи

Кулич по-старинному

Кулич по-старинному ИнгредиентыМука – 1 кг, масло сливочное – 100 г, молоко – 400 мл, сахар – 150–200 г, яйцо – 1 шт., дрожжи – 50 г, изюм – 30 г, соль по вкусу.Способ приготовленияДрожжи разводят в 1 стакане подогретого молока, добавляют 500 г муки и замешивают тесто, которое затем

Источник



Пасха Христова в вопросах и ответах

Иерей Андрей Родионов

— Мы радуемся Воскресению Христову. Именно этим Он дал нам надежду на то, что и мы воскреснем и будем жить вечно с Ним в Царствии Небесном. Воскресение — это победа над смертью и дорога к жизни вечной. Пойдем мы по этой дороге или нет, зависит уже от нас.

— Многим трудно поверить в вокресение. После смерти Иисуса были великие знамения — трехчасовая тьма, землетрясение, завеса храмовая разодралась, многие усопшие святые воскресли. Но почему не было знамений, когда Христос воскрес?

— Эти знамения произошли по воле Божией: смерть на Кресте, трехчасовая тьма, потом вышли из ада покойники — ветхозаветные праведники. Ад был не везде одинаков, он имел место, где нет страданий, но и радости там не было, так как не было Бога. Это место называлось «лоно Авраамово».

Радость ветхозаветных праведников была в том, что они и после смерти верили, что придет Спаситель и освободит их из ада. Мы знаем притчу о богаче и бедном Лазаре. Бедняк после смерти попал на лоно Авраамово, а богач — в место мучений. Богач просил Авраама послать Лазаря к его братьям, чтобы рассказать им о страшном месте мучений, чтобы им не попасть туда. Но ему было сказано, что «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). То есть, если человек не верует, то ему никакие знамения не помогут. Вспомним и то, что воскресший Господь сказал Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Представим, что были бы знамения при Воскресении. В таком случае Его распинатели опять объяснили бы это тем, что ученики хорошо Его спрятали и все инсценировали.

— После Воскресения Иисус явился только Своим ученикам. Почему же Он не явился всем людям, ведь тогда бы все уверовали?

— По Своем воскресении Господь явился многим. Апостол Павел пишет о явлении Его более 500 людям одновременно (1 Кор. 15:6-8). Это кроме апостолов и жен-мироносец. Когда апостолы пошли «проповедовать Евангелие всей твари», они свидетельствовали о Воскресшем Христе, и смысл предыдущих знамений становился понятным. Многие уверовали и принимали крещение. Но не все. Уверовали бы все, если бы Он явился всем людям? Вера, основанная на знании, будет требовать новых доказательств и свидетельств. В такой вере нет доверия, нет любви, и потому она не стала бы спасительной.

— Что значит красный цвет в церковной символике и каково его значение для праздника Пасхи?

— Во-первых, это цвет крови Христовой, которую Он пролил за нас, грешных, Своими страданиями, чтобы открыть нам дорогу к вечной жизни. Во-вторых, это царственный цвет любви Божией к людям. Настолько крепкой и безграничной, что Он не пожалел даже собственного Единородного Сына, чтобы спасти человека. Облачения красного цвета принято надевать священникам не только на Пасху, но и в дни памяти мучеников.

— На пасхальной службе священники много раз меняют облачения. Объясните, что это значит?

— Это даже не устав, а традиции поместных православных Церквей. Пасха — день всеобщего ликования, радования тому, что нам снова открыта дорога к вечной жизни. Именно поэтому мы в радости «переливаемся всеми цветами радуги». На Руси также была традиция служить на Пасху в самых дорогих разноцветных облачениях в знак благодарности жертвователям. — Что символизирует Пасхальное яйцо? — По древней символике яйцо — это символ символ жизни. С пасхальным яйцом связано следующее предание. После Воскресения Христова равноапостольная мироносица Мария Магдалина, которая первая сподобилась увидеть воскресшего Христа, отправилась возвестить об этом императору Тиверию. Некогда очень богатая женщина, вхожая в царские дворы, теперь она была очень бедна, и нечего ей было принести в дар императору. Она взяла с собой только яйцо как символ возрождения и жизни. Преподнеся императору яйцо, она сказала: «Христос Воскресе». Император ответил ей: «Я, может, и поверил бы в Воскресение, если бы вдруг это яйцо стало красным. Но это невозможно. Слыхано ли, чтобы кто-то из покойников воскресал?». И в этот момент яйцо стало красным. Растерянный и убоявшийся император сказал: «Воистину Воскресе!».

Похожее:  Гносеология как раздел философского знания

Что такое артос?

— Артосом мы именуем большую пасхальную просфору, из которой частицы за проскомидией не вынимаются. Мы ее называем «всецелая». Это именно пасхальная просфора, потому что квасной хлеб — символ жизни. Христос Спаситель сам говорил о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Этот хлеб символизирует Христа, всю Церковь Христову и наше единство с Ним. Артос так и переводится — «квасной хлеб». Мы освящаем его в конце Пасхальной Божественной Литургии, всю Светлую седмицу обносим его вокруг храма в торжественных Крестных ходах, а в Светлую субботу раздробляем и раздаем верующим на целый год «во исцеление душ и телес». Артос вкушают натощак со словами «Христос Воскресе».

— Многие люди приходят на Пасху на могилы близких и приносят спиртное и продукты. Когда по христианской традиции на самом деле нужно посещать могилы родных?

— Есть народные традиции, глубоко укоренившиеся в нашей культуре из-за своей древности, а есть очень нехорошие обычаи, ничего общего с православием не имеющие. Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди не могли пойти в храмы и шли на кладбище, чтобы втайне, в тишине помолиться, порадоваться Христову Воскресению. Кладбище как бы заменяло посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище. Что касается спиртного и продуктов — это язычество. По отношению к покойникам это даже оскорбительно и кощунственно: покойники не едят и не пьют, им нужна только молитва. Церковь рекомендует посещать могилы усопших в родительские субботы, в дни поминовения, предписанные уставом и традициями местных поместных церквей, ну и, конечно, во все дни памяти усопшего — 9 дней, 40 дней, день Ангела, годовщину смерти. Усопшие больше живых нуждаются в молитве.

Правильно по традиции христианской, посетив в этот день храм, помолившись за своих усопших на Литургии и панихиде, пойти на кладбище и пропеть там литию по усопшим. Если есть возможность, то со священником, если нет — то мирским чином.

— На Пасху принято биться яйцами. Есть ли какой-то церковный смысл в этом обычае?

— В этом как раз никакого смысла нет, это просто народное развлечение. Пасха — это день радости, значит и день, когда можно друг друга щедро угощать. — Есть поверие, что умершие на Пасху сразу попадают в рай… —Конечно, это заблуждение, никто сразу в рай не попадает. Душа должна пройти мытарства. Если человек был нераскаянным грешником, ему этих мытарств не избежать. Но несомненно, Пасха — самое благодатное время, чтобы душе отходить ко Господу.

— Почему в народе день воспоминания о Фоме называется «Красной горкой»? И почему в этот день в загсах резко возрастает число браков?

Фомина неделя приходится на дни весеннего солнцестояния, и в древности, еще до принятия на Руси христианства, в эти дни русские язычники почитали бога Ярилу — бога весны и плодородия. Собирались они на возвышенной местности — на горке, и встречали так рассвет. Почему именно «красная» горка? Либо потому что «красно», то есть красиво рядились (одевались), либо красным рассветом была залита эта горная долина. Для христиан же это — первый день, когда после долгого воздержания поста и молитвы благословляется вступать в брак. Традиция сама по себе хорошая, но будет брак счастливым или нет, зависит от других факторов.

— Как лучше провести Пасхальный день?

— Как любой церковный праздник — в чистоте, благочестии и миролюбии. Не упиваться вином настолько, чтобы потом было стыдно за свое поведение, веселиться от души, но не безудержно. В этот день мы не посещаем кладбища, так как будет искажен весь смысл победы над смертью. Священники в Пасху не совершают отпевания, если человек умер, а переносят его на Светлую седмицу и совершают по особому чину.

— Отец Андрей, что Вы пожелаете нашим читателям в преддверии Пасхи?

— Пожелаю всем искренней и светлой радости о том, что совершено наше спасение Господом Иисусом Христом. Всем, кто во время Великого поста добросовестно готовился душой и телом к этому великому празднику, пожелаю сохранить свою душу, омытую постом и покаянием, в чистоте. И пусть пасхальная радость озаряет наши сердца и умы всю нашу жизнь. Христос Воскресе!

Источник

Правда о Пасхе: простые вопросы священнику о традициях и смысле праздника

Можно ли красить яйца в зеленый цвет, поздравлять с Пасхой в соцсетях и зачем власти пускают дополнительные автобусы на кладбище.

Накануне Светлого Христова Воскресения настоятель двух храмов – Покрова Божией Матери и блаженной Ксении Петербургской – руководитель отдела по связям с обществом и СМИ Тверской епархии, протоиерей Сергий Дмитриев побеседовал с корреспондентом Tverigrad.ru о главном церковном празднике. Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи.

Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью.

Большое вступление

— Действительно, любой церковный праздник обрастает народными обрядами, которые разнятся в зависимости от региона или конкретной местности, — начал разговор отец Сергий Дмитриев. — Воцерковленность населения у нас нельзя назвать высокой, хотя считается, что в Тверской области около 70% крещеных. Крещеных, но не просвещенных. Поэтому акцент праздника смещается в сторону народных традиций. Для людей эти традиции становятся важнее самого события праздника.

Похожее:  Переходный возраст инструкция для родителей

На самом деле на праздник Пасхи достаточно сказать ближнему: «Христос Воскресе!». И ответить: «Воистину воскресе!». Радоваться воскресшему Христу. Остальное – это дополнение. У нас Христос воскрес, что еще нужно? Это главное событие мировой истории, которое повернуло человеческую цивилизацию. В ХХ веке, к сожалению, большинство наших граждан утеряло понимание Пасхи. В советское время священнику, по сути, было невозможно выйти за ограду церкви. Но людям было необходимо почувствовать пасхальную радость, а на кладбище разрешали похристосоваться, стукнуться яичком.

Уже почти 30 лет мы возрождаем истинный смысл праздника, но люди по-прежнему делают акцент на материальную часть. Для них важна праздничная трапеза с освященными продуктами, важно в Пасху пойти на кладбище, а например, в Вербное воскресенье освятить в церкви веточки…

Суббота – своеобразный день тишины на Страстной неделе. В этот день, по крайней мере, мне, служить очень непросто. Духовенство уже в белых одеждах, мы уже душой чувствуем, что Христос воскреснет. Тем более, что сегодня мы это знаем. Утренняя служба достаточно долгая. А люди приходят на нее святить куличи и яйца, стоят в храме с другой мотивацией. Священник чувствует, что люди томятся: когда же это закончится, когда же мне освятят мою трапезу. Но Церковь — это же не театр, когда священник молится, а люди наблюдают за ним как зрители. Должна быть общая молитва, поэтому и служба начинается словами: «Мiром Господу помолимся». То есть все вместе.

Что же делать? Надо терпеливо разъяснять, что главное, а что второстепенное, помочь правильно расставить духовные приоритеты. Зачем нужен сорокадневный пост, например? Это не временное вегетарианство, а возможность, чтобы человек настроился и принял воскресшего Христа. И, в первую очередь, очистил свою душу.

Короткие вопросы

— Нужно ли в принципе освящать яйца?
— По идее, нужно. В таком случае это будет освященная трапеза – разговение на Пасху.

— Яйца обязательно должны быть покрашены?
— Это известная история о святой Марии Магдалине. Она пришла к римскому императору Тиберию и воскликнула, что Иисус Христос воскрес. Он не поверил в это и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем человек воскреснет. И после этих слов яйцо в руках императора покраснело. Отсюда пошла эта пасхальная традиция.

— Но сегодня яйца красят в любые цвета радуги.
— Красят обычно луковой шелухой, а все остальное, как говорится, hand-made. Фантазия безгранична – зеленые, синие, разноцветные. Мне кажется, особенно оригинальничать не стоит. Но вот есть, например, народное творчество, когда яйца красиво расписывают. Они так и называются – писанки. Это очень интересно.

— Еще наклейки из супермаркета любят на скорлупу клеить.
— А вот это уже какой-то околоцерковный бизнес. Уходить в бизнес-услуги лучше не надо, это не тот случай. Сами покрасили, расписали – так гораздо правильней.

— А если сам покрасил, но не освятил?
— Ничего страшного. Вы все равно скажите ближнему: «Христос воскресе!». И с радостью и любовью подарите яйцо. Бывает, что люди страдают, когда не смогли освятить яйца или кулич и считают, что жизнь дальше не пойдет, жди неприятностей – нет такого, не надо так упрощать.

— Накануне Пасхи крупные производители заявляют, что их куличи освящены.
— Я думаю, что на предприятиях служится молебен на начало доброго дела. Конечно, никто муку или тесто не освящает, окропляется оборудование, скорее всего, так это происходит.

— А как правильно говорить – Христос воскресе или Христос воскрес?
— Воскресе – это по-церковнославянски, воскрес – современный русский язык. Я, кстати, эти слова говорил и на итальянском, и на грузинском, и на молдавском.

— Традиция посещения могил на Пасху настолько глубоко соблюдается людьми, что власти ежегодно организуют дополнительные рейсы общественного транспорта на кладбища.
— Поминовение усопших начинается после Пасхи с Радоницы. Но повторю еще раз: надо просвещать людей. Не говорить о том, что они грех совершают. Они об этом могут и не знать вовсе, а делать это, потому что их родители, бабушки и дедушки всегда на Пасху на кладбище ходили. По мне, так самый подходящий праздник для посещения могил — даже не Радоница, а родительская суббота перед Троицей – специальный день поминовения усопших. Но в Пасху совсем не стоило бы, тем более, если человек с ночной праздничной службы поздно пришел, на утро ему еще ехать на кладбище…

— Пасха в соцсетях и мессенджерах. Картинки и поздравления от всех и всем подряд – это корректно?
— Вот такое сейчас у нас динамичное общение. Гифки, смайлики и так далее. Но и первые христиане поздравляли друг друга с Пасхой. А открытки с пасхальными сюжетами и до революции люди друг другу посылали, просто их тогда тщательно подписывали. К тому же они долго шли до адресата. Мне тоже в соцсетях много присылают. Сам стараюсь поздравить всех, написав на своей странице добрые слова и прикрепив живописное полотно художника. Изображение иконы на поздравлении, на мой взгляд, выглядит в соцсетях не слишком корректно. Как и смешные стишки со спецсайтов поздравлений.

— А отвечать надо на такие сообщения?
— Если тебе написали «Христос воскрес!», наверное, надо ответить «Воистину воскрес!». Тем более, если тебя поздравляют близкие люди. Ведь когда ты пишешь своей рукой ответ, то подбираешь для конкретного человека особенные слова. Сегодня это унифицировано, но не думаю, что такая унификация полностью себя оправдывает.

— Вы сказали, что в субботу, когда освящают яйца и куличи, на службе многолюдно. По вашей оценке, когда в храме больше людей: утром или на вечерней пасхальной службе?
— Думаю, что освящают трапезу в течение дня больше людей. Именно поэтому нужно найти слова для них, постараться поговорить пусть не с каждым, но со многими. Это поле для миссионерской деятельности. Сейчас многие священники это стараются делать. И это хороший знак.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Adblock
detector