Педагогическое общение его нюансы и необходимость

Педагогическое общение, его нюансы и необходимость

Педагогическое общение – это специфическое профессиональное взаимодействие педагога с коллегами, родителями и детьми во время педагогического процесса и за его пределами.

Общение является одним из важнейших элементов педагогического процесса, без него невозможно достигнуть воспитательных и обучающих целей.

Педагогическое общение направлено на становление личности ребенка, его развитие в рамках воспитательно-образовательного процесса, создание комфортной психологической атмосфере в классе (группе) и сплочение детского коллектива.

Осуществление педагогического общения возможно посредством вербальных, визуальных и тактильных средств.

Педагогическое общение направлено на создание эффективных условий реализации педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение является основной формой реализации воспитательно-образовательного процесса.

Продуктивность педагогического процесса определяется целями и ценностью общения.

Основной целью педагогического общения выступает передача профессионального и общественного опыта от педагога к детям, в виде знаний, умений и навыков.

В процессе общения происходит становление личности, развитие индивидуальностей и способностей ребенка, но совершенствование личности педагога.

Педагогическое общение выполняет ряд функций, определяющих его значимость и специфику:

  • Контактная функция – направлена на установление контакта между участниками педагогического процесса, передачу учебной информации.
  • Побудительная функция — стимулирует и направляет активность детей на выполнение учебных заданий и в целом на педагогический процесс.
  • Амотивная функция — побуждает нужные эмоциональные переживания, необходимые для обмена эмоциями и состояниями между детьми.

Качество педагогического общения определяется в первую очередь реализацией специфической обучающей функцией, которая включает в себя и воспитательный элемент. Это связано с тем, что исходной позицией организации педагогического общения является развивающий и воспитывающий характер обучения. Обучающая функция является ведущей, но при этом она не самодовлеющая. Это процесс естественного и многостороннего взаимодействия педагога на учащихся.

Высшей ценностью педагогического общения являются честь и достоинство педагога и детей. Кроме того, педагогическое общение должно ориентироваться на этические ценности и нормы морали.

Направленность педагогического процесса

Особенность педагогического общения в первую очередь проявляется в его направленности. Оно направлено на процесс взаимодействия и непосредственно на детей, с целью их личностного развития, становления и освоения учебных знаний. В силу этого направленность педагогического процесса тройственна:

  • учебное взаимодействие педагога и детей: передача и освоение учебного материала, формирование умений и навыков;
  • влияние на учащихся с целью актуализации мотивации на обучения и перспективных линий развития;
  • влияние на предмет усвоение, то есть непосредственно на учебный материал и информацию.

В то же время педагогическое общение характеризуется тройной направленностью на субъекты педагогического процесса: социальной, предметной и личностной. Это связано с тем, что педагог, работая с одним ребенком, всегда ориентируется на успехи других детей, тем самым он фронтально воздействует в целом на всю группу (класс).

Таким образом, одной из особенностей педагогического общения, являются совокупные характеристики его направленности.

Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия педагога и ребенка. При этом большое значение в организации общения придается личности педагога. От того как он организует процесс общения, выстраивает взаимоотношения с детьми, зависит эффективность взаимодействия. Основное влияние оказывают следующие личностные характеристики педагога:

  • умение организовать детский коллектив и руководить им;
  • умение слушать и выслушивать детей;
  • развитие речевой коммуникации;
  • знания психологии ребенка;
  • личное отношение к детям (любовь, уважение, стремление к общению с детьми и т.д.).
  • владение методами подхода к детям;
  • способность сопереживать, сочувствовать, проявлять эмпатию.

Основные стороны педагогического общения

В педагогике принято выделять следующие стороны педагогического общения.

Перцептивный аспект педагогического общения, характеризуется взаимным восприятием и пониманием друг друга участниками педагогического процесса. Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения.

Коммуникативный аспект, направлен на обмен информацией между участниками педагогического процесса. Данный компонент во многом обусловлен характером взаимоотношений между педагогом и детьми, их ролями в общении. Вначале педагогического процесса дети имеют небольшой багаж знаний, основным носителем опыта, заложенного в образовательную программу, является педагог. Со временем дети овладевают всё большим массивом знаний и становятся более активными участниками учебного диалога, вносят значительный вклад в коммуникативный обмен.

Интерактивный аспект, предусматривает осуществление совместной деятельности в рамках педагогического процесса, его непосредственными участниками.

Педагог выступает в качестве организатора совместной с детьми деятельности, посредством общения он управляет деятельностью и направляет работу детей. Интерактивный аспект реализуется во всех видах совместной деятельности (учебная, трудовая, исследовательская и т.д.)

Источник

Теория и практика педагогического общения

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.
  1. Авторитарный
  2. Попустительский
  3. Демократический
  4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
  5. Общение-дистанция
  6. Общение – устрашение
  7. Заигрывание

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.

2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Модели общения педагога:

Модель первая. Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве “общего контекста” к науке. Такая позиция, как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой.

Негативные последствия — отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда – пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.

Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить:

  • подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
  • преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
  • отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников;
  • снисходительно — покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать “взрослое” взаимодействие.

Негативные последствия — отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю.

Модель третья. Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными:

  • учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным;
  • учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся;
  • не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным.

Негативные последствия — на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения, она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. “Узор” общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально — психологической основы урока.

Похожее:  Вопросы для допроса учредителя

Модель четвертая. Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.

Негативные последствия — теряется обратная связь, вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум, педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе, учебно — воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.

Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения.

Негативные последствия — такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально — психологической аранжировке воспитания и обучения. В ходе учебно-воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.

Модель шестая. Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п.

Негативные последствия — педагог превращается в единственную движущую силу учебно — воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, а, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно — потребностная сфера обучения и воспитания, теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.

Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п.

Негативные последствия — педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.

Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.

Проведем несколько упражнений

О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей:

  • А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше?
  • А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу?
  • Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами.
  • Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: “Улыбаться будешь в коридоре!” А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять?
  • У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина.
  • Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?

1. Оцените информацию каждого высказывания детей. Какие из этих высказываний вызовут тревогу, настороженность родителей? Почему?
2. Какая реакция родителей на каждое высказывание будет наиболее педагогически правильной? А какая реакция возможна?
3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если бы, будучи классным руководителем или руководителем педагогического коллектива школы, получили такую информацию от родителей своих учеников?

Упражнение 2. «Управление педагогическим общением»

Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.

1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.
2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.
3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.
4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником.

Рекомендации по эффективному педагогическому общению

Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться:

1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.
6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
7. Продуктивность общения.
8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.
9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

План анализа педагогической ситуации:

1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).
2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.
3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).
4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.
6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.

Правила педагогического общения.

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Совместная деятельность сближает людей.
Правило 5. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Источник



Педагогическое общение

Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Похожее:  Функции и задачи местного самоуправления

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний. Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации. Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ И ЕГО СИСТЕМЕ
статья по истории (11 класс) на тему

Сущность и структура педагогического общения, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЕ ». Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок — это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано — некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивался человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание.

Все прекрасно знают, что такое общение. С этим словом связываются привычные представления о контактах и отношениях людей друг с другом, о встречах с друзьями и незнакомыми людьми, о личных взаимоотношениях, возникающих на почве профессиональных, любительских, творческих и личных общих интересов. Существует много определений общения. Например, общение — это взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера; или общение — это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера.

По словарю Ожегова, общение — взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно, что общение как психологический процесс помимо субъекта общения предполагает, как минимум, еще одного или нескольких людей, которые являются его партнерами по общению /коммуникантами/. Понятно также, что каждый из партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения. Следовательно, в общении всегда участвуют двое или более субъектов.

Таким образом, коммуникация — процесс обеспечения взаимопонимания людей. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ. Общение представляет собой процесс, в котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:

-коммуникация (обмен информацией);

-интеракция (обмен действиями);

-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).

Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми. Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнёра другому и её приёма называется коммуникативным актом.

В зависимости от разных критериев классификации коммуникативных актов выделяют следующие типы:

-по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические;

— по форме контактирования: прямые, опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа — прямой формой контактирования;

-по типу связи: однонаправленные, двунаправленные;

-по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицатель-ная;

— по результатам: от негативного через нулевой к позитивному. ^ Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определёнными действиями между партнёрами по общению. В процессах восприятия друг друга партнёрами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.

Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» 11 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.. С этим перекликается определение, согласно которому «общение — это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга» 11 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982..

Из рассмотренного можно сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.

СТАДИИ ОБЩЕНИЯ. Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.

Первая стадия — ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия — пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).

Похожее:  Что нибудь о сексе вопросы

Вторая стадия — привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.

Третья стадия — поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.

Здесь учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

-умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

-способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

-умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

-владение приемами риторики;

-использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

-преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой фазе путём выжидания и маневрирования идёт поиск согласия. Это подготовительные стадии.

На четвёртой стадии идёт обмен и оценка фактов, идёт поиск общей, совпадающей точки зрения, обнаружение приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идёт демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.

На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.

На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.

Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто «движется» информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.

Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к «языку тела», который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.

Таким образом, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. При изучении любого объекта проводят его классификацию. Классифицируют и общение. Вот одна из наиболее принятых схем.

1. По положению коммуникантов в пространстве и времени различают о бщение контактное и дистантное.

Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимическое и интонационные сигналы. К видам дистантного общения относят все те, где коммуниканты разделены пространством и временем.

2. По наличию или отсутствию какого — либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное и опосредованное.

Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно — это обычный разговор, беседа, доклад и т.д.

К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению, через книгу.

3. С точки зрения формы существования языка различают общение устное и письменное.

Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное — с признаками дистантности и опосредованности.

4. С точки зрения переменной

постоянной позиции я — говорящего и ты — слушающего различают общение диалогическое и монологическое.

5. С точки зрения количества участников общение: межличностное и массовое.

Количественные отношения «I — I» и «I — несколько» приводят к межличностной коммуникации, отношение «I — много» — к массовой коммуникации. Массовое общение — это и публичное выступление, лекция, доклад и т.д. Массовая коммуникация требует внимания к правилам, нормам лексического и грамматического выбора при организации текста как ясного, доходчивого, логичного, краткого, выразительного, воздействующего.

6.С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся различают частное и официальное.

В отличие от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации, группы, поэтому текст официального общения содержит немало клишированных, стереотипных компонентов.

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Педагогическое общение — это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

В ходе эксперимента К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах занимались одинаковой работой — изготовлением игрушек. В целях необходимой чистоты эксперимента группы были совершенно идентичны по возрастному критерию, по физическим и интеллектуальным данным участников, по структуре межличностных отношений. Все группы работали в одних и тех же условиях, по общей программе, выполняли одно и то же задание. Единственным важным отличием было существенное различие инструкторов в стилях руководства: преподаватели придерживались кто авторитарного, кто демократического, а кто попустительского стиля. Каждый из них работал с одной группой шесть недель, а затем осуществлялся обмен группами. Такая процедура делала эксперимент чрезвычайно корректным: группы не только были идентичными исходно, но и претерпели одинаковое влияние всех преподавателей и всех стилей. Таким образом, фактор группы сводился к нулю, и у исследователя была отличная возможность последить именно влияние стиля руководства на межличностные отношения в группе, на мотивацию деятельности, на результативность труда.

При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю выражалась в следующем. Преподаватель значительно чаще, чем в других группах, прибегал к тону приказа, делал резкие замечания. Характерным были также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задание и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.) Авторитарный преподаватель жестко пресекал всякое проявление инициативы, рассматривая ее недопустимое самоуправство. Кроме того, оказалось, что авторитарный лидер оценивал успехи участников субъективно, адресуя упреки или похвалу исполнителю как личности.

При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.

Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.

По результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество оставляло желать лучшего. Важно было и то, что участники отмечали низкую удовлетворенность работой в группе, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.

При авторитарном стиле исследователь отметил проявления враждебности во взаимоотношениях участников в сочетании с покорностью и даже заискиванием перед руководителем.

Наиболее эффективным оказался демократический стиль. Участники группы проявляли живой интерес к работе, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Значительно повышалось качество и оригинальность выполнения заданий. Групповая сплоченность, чувство гордости общими успехами, взаимопомощь и дружелюбие во взаимоотношениях — все это у демократической группы развилось в очень высокой степени.

В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы). Г.М.Андреева 11 Андреева Г.М. Социальная психология М., 1980. дает полную характеристику содержательной и формальной сторонам трех стилей. [Таблица 1.]

Источник

Adblock
detector