§ 3. Правила постановки вопросов
«Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше — ночь или день?». Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», — но увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы[7]. Позже эту же мысль повторил немецкий философ И. Кант. «Умение ставить разумные вопросы, — остроумно заметил он, — есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето»[8].
Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила:
1. Вопросы ставить необходимо корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например, на вопрос: «Признает ли Петров себя виновным в предъявленном ему обвинении?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, признает» или «Нет, не признает».
3. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Например, «Были ли братья Иван и Константин Аксаковы издателями газеты «День»?». Это сложный вопрос следует разбить на два простых, так как ответы будут различными — «да», «нет». Это связано с тем, что Иван Аксаков был издателем газеты «День», а Константин — нет, он был только автором многочисленных статей в ней.
5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, «К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?». Здесь не указана третья альтернатива — суд надзорной инстанции.
6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.
Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции как в научном познании, так и в дискуссии, и в обучении.
Например, одним из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни является опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных (мнения, настроения, интересы и т. п.) фактах со слов опрашиваемых. Многие правовые проблемы вообще нельзя изучать, не прибегая к опросу: общественное мнение о нормах уголовного права, престиж правоохранительных органов, правовое сознание, эффективность правовой пропаганды и т. п.
Главное в этом методе — формулирование вопросов. В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.
Во-первых, вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
Во-вторых, вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
В-третьих, в вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значений.
В-четвертых, контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.
В-пятых, вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).
В-шестых, при необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.
В-седьмых, формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
В-восьмых, нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы[9].
Читайте также
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и
§ 2. Виды вопросов
§ 2. Виды вопросов Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке
2.14. Виды вопросов
2.14. Виды вопросов Суждение – это форма мышления, представляющая собой какое-либо утверждительное или отрицательное высказывание. Следовательно, вопрос не является суждением, ведь в нем ничего не утверждается и не отрицается. Тем не менее, вопрос весьма близок к суждению.
§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов
§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов При таком состоянии науки, когда нельзя отделить индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, возврат к принципиальным вопросам остается задачей, к которой следует постоянно приступать сызнова. В
Разработка вопросов атеизма и религии
Разработка вопросов атеизма и религии В конце 70-х, в 80 – 90-х годах XIX столетия Энгельс посвящает проблемам религии и атеизма несколько специальных статей. Затрагиваются эти темы и в ряде его крупных произведений. Анализ этого наследства показывает преемственность
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ § 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии
§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ
§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.1. Отношение к обсуждаемой теме.В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ
В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники — в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем
b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ В противоположность массе «дух» тотчас же показывает свою критичность, рассматривая своё собственное ограниченное произведение, «Еврейский вопрос» Бруно Бауэра, как абсолютное и лишь противников этого произведения — как
§ 9. Два значения «фюсис» у Аристотеля. Вопрос о сущем в целом и вопрос о существе (бытии) сущего как двойное направление постановки вопросов πρώτη φιλοσοφία («первой философии»)
§ 9. Два значения «фюсис» у Аристотеля. Вопрос о сущем в целом и вопрос о существе (бытии) сущего как двойное направление постановки вопросов . . («первой философии») Мы бросим лишь беглый взгляд на ту стадию в развитии античного философствования, когда оно достигло
Важность постановки вопроса
Важность постановки вопроса Однако для того, чтобы показать, какое коренное значение имеет проблема будущей жизни, нет необходимости определенно устанавливать относительное значение идеи бессмертия по сравнению с другими религиозными и философскими идеями. Ее
II. Критика новой постановки проблемы
II. Критика новой постановки проблемы Подобно тому как мы задаем вопрос: «В чем состоит ответ на проблему в ее новой форме?», можно спросить: «Заслуживает ли рассмотрения проблема в ее новой постановке?». Этот последний вопрос мы рассмотрим, не откладывая дела в долгий ящик,
Источник
Постановка вопросов и построение ответов
Вопрос и ответ – ключевые элементы диалогаи спора. Вопрос – языковое выражение, фиксирующее требование к устранению неопределенности в знании или понимании некоторого предмета. Ответ – высказывание, вызванное вопросом и уменьшающее неопределенность последнего.
Свойства вопросов и ответов, их взаимосвязи изучаются в разделе неклассической логики, который называется интеррогативной или эротетической логикой.
В процессе спора обычно оппонентами выдвигаются вопросы и даются на них ответы. Вопросно-ответный метод, точнее, сам ход спора как бы составляет «скелет» любой дискуссии, формирует ее философию, диалектику разговора. Вопросы и ответы должны соответствовать предмету спора и тезисам оппонентов, не выходить за их рамки, чтобы не превратить дискуссию в разговор ни о чем. Вопросно-ответный ход должен быть направлен на выяснение сущности спорной проблемы, а не внешних, наблюдаемых, но второстепенных и изменчивых характеристик. Выяснение истины в споре желательно на принципиальной, объективной основе. Поэтому вопросы должны ставиться таким образом, чтобы познать диалектику явления, проникнуть в содержание основных внутренних и внешних связей и противоречий, оценить их динамику.
Всякий вопрос включает определенную исходную информацию, указывающую на предмет познания, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе обязательно содержится указание на недостаточность информации и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Чтобы правильно поставить вопрос, необходимо иметь некоторое исходное представление о возможном ответе на него, знать, какую информацию необходимо получить. Иначе говоря, вопрос должен ставиться с определенной целью.
В зависимости от цели обычно выделяют:
— уточняющие (закрытые) вопросы. Они бывают направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Ответ на такие вопросы предполагается в форме «да» или «нет»;
— восполняющие (открытые) вопросы. Такие вопросы предполагают в ответ обстоятельное рассуждение оппонента. Они не связывают отвечающего строгими рамками и позволяют давать ответы в свободной и непринужденной форме (примером таких вопросов могут служить вопросы экзаменационных билетов),
— наводящие вопросы. Такие вопросы содержат определенную информацию, как бы подталкивающую оппонента дать нужный и заранее предполагаемый ответ.
Вопросы имеют общую логическую структуру. В них, во-первых, должно быть обозначено искомое, во-вторых, должно содержаться некоторое базовое знание и, в-третьих, выражаться требование перехода от незнания к знанию.
По составу вопросы бывают простыми и сложными. Простыми вопросами называются такие, которые не могут быть расчленены на другие вопросы. Сложными вопросами считаются такие, которые можно разбить на два или несколько простых. Пример простого вопроса: «Что представляет собой юридическая служба предприятия?», и пример сложного: «Что представляет собой юридическая служба предприятия, каковы ее задачи, функции, права и ответственность?»
Вопросы различают по форме. Если их базисом являются истинные суждения, то вопросы считаются по форме риторически и логически корректными, поставленными правильно. И, наоборот, некорректными считаются вопросы, основанные на ложных суждениях, а также провокационные, направленные против личности оппонента, преследующие достижение каких-либо безнравственных целей и т. п. По форме различают также вопросы нейтральные, благожелательные и враждебные. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать обстоятельно, стремясь как можно полнее и точнее объяснить искомую мысль, но необходимо также проявлять максимум выдержки и терпения и при ответах на вопросы недоброжелательного характера. По отношению к ним нежелательно демонстрировать раздражение и выказывать пренебрежение.
В общественной практике часто при обсуждении каких-либо проблем ставятся острые вопросы, жизненно важные, принципиальные и психологически трудные. Уклоняться от таких вопросов нельзя. Надо стремиться дать на них нравственно и политически корректные, правдивые и честные ответы.
Вопросы могут иметь также творческий либо нетворческий характер. Ответить на нетворческий вопрос трудности не составляет. Например, на вопрос: «Что такое абзац?» достаточно заглянуть в словарь, чтобы ответить общепризнанной формулировкой этого понятия: «Абзац – это отступ вправо в начале первой строки какой-либо части текста». Что касается творческих вопросов, они требуют умственного напряжения, размышлений, определенной интеллектуальной подготовки и изложения обстоятельно продуманного ответа.
Существуют основные требования, которым должны соответствовать вопросы. Они, во-первых, должны быть разумными, т. е. имеющими смысл в данной ситуации спора, во-вторых, поставлены ясно и точно, конкретно.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, за исключением вопросов риторического характера, которые не требуют ответа. Условием разумности постановки вопроса является соблюдение семантических и синтаксических правил языка общения. Вопрос потеряет смысл, если будет поставлен вне контекста диалога. Бессмысленный вопрос предполагает такой же ответ, и диалог превращается в зрелище, когда один, по выражению Канта, «доит козла», а другой «держит под козлом решето».
В споре ценится адекватный вопросу, разумный, по возможности краткий и остроумный ответ. Основное назначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить или полностью исчерпать неопределенность, выраженную в вопросе. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов не равнозначных по риторико-логическим характеристикам. Ответы классифицируются по ряду признаков.
По содержанию различают правильные и неправильные ответы. Если в ответе содержатся суждения истинные и логически связанные с вопросом, то он считается правильным. К неправильным, ошибочным ответам относят те, которые связаны с вопросом, но по существу неверно отражают действительность. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как ответ не по существу и не принимается во внимание в дальнейшем споре.
Выделяют также позитивные (содержащие стремление разобраться в сущности предмета спора) и негативные (выражающие отказ отвечать на поставленный вопрос по существу) ответы. Мотивом для отказа может быть недостаточная подготовленность и компетентность по обсуждаемой проблеме, слабое знание предмета спора.
По объему информации различают ответы краткие и развернутые, по характеру информации – прямые и косвенные. Например, прямым ответом может считаться простое перечисление названий планет в ответ на вопрос: «Какие планеты входят в состав Солнечной системы?» Такой ответ будет точным. Косвенный ответ на этот же вопрос мог бы выглядеть следующим образом: «Смотря как считать. Если причислить сюда и крупные астероиды, то…». Косвенный ответ всегда уклончив, практически никогда не бывает истинным. В спорах такие ответы используют, чтобы оставить себе варианты для отступления, а требование вопроса отчасти удовлетворить.
При ответах на вопросы необходимо учитывать следующие основные требования к ним:
— ответ должен быть ясным, однозначным, даваться по существу вопроса и быть по возможности лаконичным, не содержать избыточной информации;
— ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, а не увеличивать ее, быть информативнее вопроса;
— при некорректно поставленном вопросе ответ должен заключаться в указании на эту некорректность;
— не следует отвечать вопросом на вопрос.
В риторике существуют также рекомендации по организации ответов. В соответствии с ними следует сначала внимательно выслушать вопрос, не перебивая того, кто его задает. Обдумать вопрос. При необходимости – перефразировать его вслух, с тем чтобы убедиться, правильно ли вопрос понят. Сложный вопрос следует расчленить на части и отвечать раздельно. Если спрашивающий перебивает, надо сделать корректное замечание («Я вас не перебивал»), не горячиться, сделать паузу и дать договорить оппоненту, затем продолжить ответ, попутно обдумывая услышанные возражения или замечания, с тем чтобы соответствующим образом на них отреагировать.
При ответах на вопросы не рекомендуется допускать неточности, недосказанность, вводить новую информацию, способную вызвать дополнительные вопросы оппонента.
В дискуссиях иногда прибегают к различным неэтичным приемам постановки вопросов и построения ответов, преследующим цель запутать оппонента или поставить его в затруднительное положение. Одним из самых распространенных является прием «атака вопросами». Суть его в том, что противоположной стороне под видом одного вопроса задается сразу несколько и в быстром темпе, причем один вопрос может противоречить другому, а задающий их требует при этом немедленного прямого ответа: «да» или «нет». «Клюнувший» на эту уловку рискует быть истолкованным превратно или просто запутаться, начать отвечать сумбурно и несвязно. Поэтому в подобных случаях рекомендуется указывать собеседнику на некорректность постановки вопросов, предложить ему обдумать их и задавать по порядку, последовательно.
Источник
Правила формулировки вопроса и ответа
1. Правило предметности вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его предмет должен быть достаточно определен для понимания отвечающего. Нарушение данного правила влечет ошибку «беспредметного разговора». Один шутник любил задавать каждому лектору один и тот же вопрос: «Что такое ропс?» Не желая показаться неосведомленным, некоторые лекторы в меру своей профессиональной ориентации пытались высказать некоторые соображения по данному поводу и незамедлительно наталкивались на возражения спрашивающего. Завязывался спор, тянулось время. Когда же один из лекторов догадался задать шутнику встречный вопрос: «А как Вы думаете?», тот скромно ответил, что это термин «спор», прочитанный наоборот.
2. Правило определенности вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его содержание должно быть строго и ясно определенным. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого содержания» вопроса, например, вопрос: «Неужели никто еще не понял, куда клонит мой оппонент?» размыт по содержанию, так как неопределенной является пресуппозиция вопроса.
3. Правило корректности вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его пресуппозиция должна быть истинным утверждением. Нарушение данного правила влечет ошибку «безответного вопроса», так как при ложной пресуппозиции объем истинных ответов на вопрос являет-
ся пустым множеством. Например, на вопрос: «Ты бросил курить?», предполагающий ответ «да», либо «нет», никогда не куривший человек не сможет дать прямой ответ.
4. Правило непротиворечивости вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его пресуппозиция не должна содержать противоречивых утверждений. Нарушение данного правила влечет ошибку «тривиального вопроса», так как из противоречивости пресуппозиции с логической необходимостью следует тривиальная полнота ответа на вопрос: любой ответ, как и его отрицание, является истинным ответом на вопрос. Классический пример противоречивого вопроса: «Может ли всемогущий и всесильный всевышний сотворить камень, который сам не сможет поднять?» Можно ответить «Да», предполагая истинность пресуппозиции «Бог всемогущий», можно ответить «Нет», предполагая истинность пресуппозиции «Бог всесильный». Каждый ответ истинен по определению пресуппозиции.
5. Правило конкретности вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его объем должен определять конечное непустое множество альтернатив для ответа. Нарушение данного правила влечет ошибку «размытого объема» вопроса. Например, вопрос: «Кто победит на следующих президентских выборах? » размыт по объему, так как неопределенным является множество альтернативно возможных ответов на него.
6. Правило нейтральности вопроса: в логической структуре правильно сформулированного вопроса его содержание не должно предвосхищать предполагаемый спрашивающим ответ. Нарушение данного
правила влечет ошибку «наводящего вопроса». Наводящим будет вопрос-реплика: «Согласитесь, что кроме обвиняемого никто не мог совершить это преступление», так как его пресуппозиция содержит в качестве элемента внушения предполагаемый ответ.
7. Правило последовательности вопроса: каждый эвентуальный вопрос (то есть вопрос, ответ на который возможен лишь при определенных обстоятельствах) может быть сформулирован только после истинной верификации ответа на главный вопрос (о данных обстоятельствах). Нарушение данного правила влечет ошибку «предвосхищения основания» вопроса. Например, вопрос: «Почему Сергей разбил стекло?» является эвентуальным, так как любой возможный ответ на него предполагает истлнность пресуппозиции «Сергей разбил стекло». Последняя же является положительным ответом на главный вопрос: «Разбил ли стекло Сергей?». Поэтому нельзя ответить на любой эвентуальный вопрос без ответа на его главный вопрос, не допустив ошибки «предвосхищения основания» вопроса.
8. Правило соответствия ответа содержанию вопроса: в логической структуре правильно сформулированного ответа на вопрос его истинность логически обусловлена истинностью соответствующей пресуппозиции вопроса, и наоборот. Нарушение данного правила влечет ошибку «ответа не по существу». Например, на вопрос: «Это Сергей разбил стекло?» — ответ: «Он только хотел открыть форточку» является ответом не по существу.
9. Правило соразмерности объема ответа объему вопроса: объем ответа должен определяться подмножеством множества утверждений, образующих объем вопроса. Нарушение данного правила влечет
ошибку широкой или узкой трактовки вопроса. Широкой трактовкой вопроса «Пойдешь ли ты на последние две лекции?» является ответ: «Нет, я пойду в кино», узкой — «На первую лекцию я точно пойду».
10.4. Методы и средства эротетики
Основные элементы эротетики определяются выбором стратегии и тактики диалога в вопросно-ответной форме, а также использованием логических, психологических или этических средств его контроля. Вовлеченные в обсуждение вопросы и ответы имеют, как правило, случайный характер. Они обычно строго целенаправленны на реализацию стратегической задачи и в интересах ее решения формируются в последовательности взаимосвязанных между собой вопросов и ответов. Эта взаимосвязь последовательности вопросов и ответов устанавливается как по логическим, так и по тактико-психологическим соображениям и контролируется в процессе всего хода обсуждения.
Как уже было сказано, можно различать три основные стратегии диалога: бесконфликтный диалог в форме беседы, направленной на решение задачи, имеющей обоюдный интерес; диалог со слабым конфликтом в форме дискуссии, направленной на поиск компромиссной позиции по обсуждаемому вопросу; диалог с острым конфликтом в форме полемики, направленной на поиск победы в споре. Каждой из названных стратегических целей диалога соответствуют определенные логико-тактические методики
построения последовательности вопросов и ответов. Объясним здесь основные методы формирования системы вопросов в процессе спора и некоторые психологические приемы контроля за ответами на них.
Метод дедуктивной последовательности вопросов. Дедуктивный метод предполагает, кратко говоря, построение такой цепочки вопросов, в которой каждый последующий вопрос является конкретизацией, детализацией или уточнением предшествующего, более общего вопроса. В таком случае, и последовательность ответов на заданные вопросы имеет вид цепочки от общих утверждений к более частным. В данной последовательности все ответы оказываются логически взаимосвязанными: каждый предшествующий в цепочке ответ является логическим следствием из предшествующих, а поэтому его истинность с необходимостью вытекает из истинности последних.
Дедуктивная форма построения вопросов эффективна как в режиме ведения бесконфликтного диалога, так и в ситуациях споров со слабым или острым конфликтом. Если, скажем, имеют место бесконфликтная беседа, консультация или деловой разговор, направленные на выработку некоторого конструктивного решения проблемы, то дедуктивная цепочка вопросов — основных, дополняющих, уточняющих, напоминающих, детализирующих или конкретизирующих — служит, прежде всего, целям расширения информационного поля для более полного взаимопонимания собеседников. Если же речь идет о конфликтном споре — о политической полемике, допросе «трудного свидетеля или подозреваемого», — то, помимо указанной цели, дедуктивная цепочка вопросов имеет эффект «логической атаки» с
целью переубеждения, изобличения оппонента, а также выполняет функции контроля.
Метод обобщающей индукции. Дедуктивный метод формулировки вопросов обычно приводит к доказательным результатам, так как предполагает использование строгих логических средств контроля за ответом на заданный вопрос. В этом отношении каждый из приведенных ниже методов индуктивного построения последовательности вопросов в большинстве случаев приводит только к правдоподобным, вероятностным ответам. Это означает, что ответ на индукционный (результирующий в индуктивной последовательности) вопрос может оказаться ложным, даже если все предшествующие ответы были истинными. В то же время ответы на дедуктивную цепочку вопросов лишь расширяют поле уже известной информации за счет приемов детализации, конкретизации или уточнения. Они не дают принципиально новую информацию об обсуждаемой проблеме. Напротив, индуктивная методология формулировки вопросов направлена на получение в результирующем индукционном ответе принципиально нового знания о проблеме, которое не может быть получено в результате дедуктивного анализа уже известной информации. Поэтому дедуктивная и индуктивная методологии построения последовательности вопросов необходимо взаимодополняют друг друга в процессе диалога.
Наиболее распространенным методом эротетичес-кого общения является построение последовательности вопросов в форме обобщающей индукции. Этот метод предполагает, что в результате последовательности фиксированных ответов на частные вопросы обсуждаемой проблемы задается индукционный
вопрос, требующий обобщающий ответ. Скажем, в процессе политической полемики полезно переходить от конкретных, вопросов о частных характеристиках обсуждаемой политической программы к общему вопросу о ее основных целях. В деловом разговоре общему вопросу об экономическом состоянии предприятия, фирмы вполне естественно предшествуют вопросы частного характера: об уставном фонде, финансовом состоянии, сфере влияния, группе посредников и партнеров. Эффективен данный метод для ведения допроса в режиме слабого конфликта на переубеждение.
Метод энумеративной индукции последовательности вопросов. Его смысл заключается в том, что вопросы задаются в последовательности, упорядоченной некоторым важным для обсуждения проблемы отношением. Таким отношением может быть хронологический порядок анализируемых фактов или событий, причинно-следственная зависимость ряда социальных процессов или явлений. Теперь, если на изученный ряд вопросов получены однотипные ответы, то можно предположить подобные ответы и на последующие в ряду вопросы. Например, при допущении детерминированности науки от образования, образования от социальной политики, а социальной политики от экономики общества можно заставить неуступчивого оппонента в парламентских дебатах признать кризисное состояние науки, получив от него утвердительные ответы на более очевидные вопросы о кризисе в областях экономики, социальной политики и образования. Важное значение этот метод имеет в следственной практике при уточнении в ходе допроса времени происшествия реконструируемого события.
Метод элиминапгивной индукции последовательности вопросов. С помощью данного метода из определенного класса полученных от оппонента ответов на заданные вопросы исключаются ответы, не имеющие отношение к существу дела, ложные ответы, логические и эпические софизмы. Метод широко применяется в судебной практике, в процессе ведения деловых совещаний, в ходе парламентских дебатов.
Для оказания психологического воздействия на интеллектуальную сферу оппонента используются дополнительные методики и приемы введения вопросов в обсуждение. Иногда полезно задавать вопросы в «шахматной» последовательности, т.е. внешне не упорядоченной и маскирующей направленность намерений спрашивающего. Дезориентирующую функцию выполняет также методика варьирования информативных и дихотомических вопросов. В сложное положение оппонирующую сторону могут поставить вопросы-дилеммы, предполагающие вынужденный выбор лишь одного ответа из пары или даже спектра возможных. Для оказания психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу личных качеств оппонента используют форсированный или замедленный темп последовательности вопросов, а также варьирование темпов. Осторожно следует обращаться с вопросами-провокациями.
Психологические особенности правдивых ответов: репродуктивность изложения, ограниченная вопросом мера воображения, искренность, безвер-сионность, компетентность ответов; для ложных ответов: неограниченная мера воображения, прагматичность, уклончивость.
Источник
Правила постановки вопросов
Содержание ответа на конкретный вопрос находится в прямой зависимости от правильности его выражения и применения. «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше – ночь или день?» Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», – но, увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы. Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила.
1. Грамматическая форма вопроса должна четко выражать все элементы его логической структуры, обеспечивая возможность отличить вопрос от невопроса.
2. Вопросы необходимо ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
3. Следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы («да» или «нет»). Например, на вопрос «Удовлетворяют ли потребности общества предметы потребления?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, удовлетворяют» или «Нет, не удовлетворяют».
4. Вопрос надо формулировать кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
5. Вопрос должен быть простым. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы, так как ответы на них могут быть разные. Например: «Имеют ли справедливое распределение дохода и экономическая свобода точное количественное измерение?» Формулируя ответ на этот вопрос, следует иметь в виду, что для экономической свободы в масштабе страны не существует количественных оценок, а для справедливого распределения доходов – существует.
6. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: «К какому виду налогов относится дорожный налог: федеральному или местному?» Здесь не указана третья альтернатива – региональный налог.
7. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, представляют собой суждения, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.
8. Вопрос необходимо формулировать в позитивной форме («Вы на следующей остановке выходите?»), а не в негативной («Вы на следующей остановке не выходите?»), которая может «подсказать» неправильный ответ и др.
Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции и в аргументации, и в дискуссии, и в обучении. Например, один из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни – опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных (процессы, события, происшествия) и субъективных (мнения, настроения, интересы и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. Главное в этом методе – формулирование вопросов.
В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.
1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.
2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями.
4. Контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.
5. Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).
6. При необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.
7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.
8. Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.
Среди приемов убеждающего воздействия на оппонента известен метод Сократа, названный по имени древнегреческого философа. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других людей самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «Что такое х?» Под «х», как правило, понималось добро, справедливость или какое-либо другое нравственное явление. В ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся собеседниками ложными.
Профессиональная деятельность налагает свою специфику на правила постановки вопросов. Применительно к PR-деятельности, например, даются такие рекомендации: «Стройте вопросы так, чтобы самые важные из них (для вас) задавались бы после установления непосредственного контакта между опрашиваемым и лицом, проводящим опрос. В этом случае ответы, скорее всего, будут более точными. Первые вопросы должны быть полезными для целей опроса, но они не обязательно являются самыми важными.
Если имеется ряд смежных вопросов, объединяйте их в определенной последовательности в одну группу. Это поможет опрашиваемому сосредоточиться. Разброс в вопросах сбивает респондента с толку.
Если вы хотите задать особо деликатный вопрос, постарайтесь сделать это в конце. Таким образом, если опрашиваемый уклонится от ответа и откажется отвечать на последующие вопросы, у вас, по крайней мере, будет «спасена» первая часть опроса. »[1]. Как видно, в постановке вопроса, его формулировке, времени «введения в беседу» состоит большое искусство мыслить и управлять аргументацией.
Соблюдение правил постановки вопросов и приемов их практического использования с логической необходимостью приводит к соответствующим ответам.
1.3. Ответ: сущность, виды и правила выражения
Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основные функции ответа – уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или указание на неправильную постановку вопроса.
1.3.1. Классификация ответов.Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают следующие виды ответов.
1. По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные.
Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений.
Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности.
Например, на вопрос «Кому принадлежит мысль: «действительная цена всякого предмета, то есть то, что каждый предмет действительно стоит тому, кто хочет приобрести его, есть труд и усилия. нужные для приобретения этого предмета»?» можно ответить: «Эта мысль принадлежит известному шотландскому экономисту XVIII века, одному из крупнейших представителей классической политэкономии». Этот ответ – косвенный. Он, как и схема его построения, то есть его основа, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «Эта мысль принадлежит А. Смиту». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.
2. По объему информации различают полные и частичные ответы.
Полный ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и делает неизвестное известным. Им является всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое суждение, из которого следует прямой ответ. Полный истинный ответ называется исчерпывающим. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот.
Частичный ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и приближает превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Например, на вопрос «Готово ли правительство России твердо взять власть в свои руки и поднять жизненный уровень граждан?» депутат ответил: «Правительство России не может поднять жизненный уровень граждан, так как не разработана его концепция». Ответ частичный: нет ответа на первую часть вопроса.
3. Кроме этого, по отношению к вопросуразличают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным.
4. По степени точности ответы могут быть определенными и неопределенными.
5. По грамматической структуре – краткими и развернутыми.
6. По семантической характеристике – истинными или ложными.
1.3.2. Правила выражения ответа.Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующее.
1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно.
2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», – говорят в таких случаях.
3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В-третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки.
4. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: «Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом. – Да что ты говоришь? Неужели?»
Вопросно-ответный комплекс играет важную роль в искусстве аргументации. Поэтому современному специалисту нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды и правила, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.
Источник