ПР 05 Русский 5 Лексика Культура речи

ПР-05 Русский 5 Лексика. Культура речи

ПР-05 Русский 5 класс (УМК Ладыженская) + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку в 5 классе с ответами «Лексика. Культура речи». Ознакомительная версия для принятия решения о покупке пособия.

Русский язык 5 класс (УМК Ладыженская)
Проверочная работа № 5. Вариант 1

  1. Прочитайте текст.

(1) И пре..ставить себе трудно, как внизу хор..шо! (2) Серая тр..пинка скво..ь бур..ян (з,с)бега..т зигзагами к океану. (3) Отлив… (4) Из воды выл..зли д..леко-д..леко вперёд м..рщинистые корич..невые камни. (5) Вокруг камней густыми макаронами л..жат водоросли там и сям сквозят луж..цы голубоватой воды. (6) На берегу, в у(з,с)ком ск..листом ущел..е, бродят дети и взрослые роют лапами п..сок собаки… (7) Соня не выд..ржала подошла к краю обрыва и, ц..пляясь за крепкий бур..ян, стала по тр..пинке спускат..ся вниз — к детям к голубым лужицам к весёлому доброму океану.
(8) Соня перебралась через гряду валунов и попала в соседнее ущел..е, выбитое в высоком б..регу с незапамятных вр..мён волнами.
(9) Ни души. (10) Вверху небо светлым треугольником над ущельем застыло. (11) Океан шлёпает за камнями, шлейф по водорослям волочит…
(12) Соня села под скалой в тени и засмотрелась вдаль. (13) Сидела долго и неподвижно, убаюканная тёплым ветром, ленивым солнцем и ворчаньем воды.
(14) И вдруг всмотрелась. (15) Где же дальние коричневые камни? (16) Почему водоросли набухли и просочились водой? (17) О! Как сердито шлёпнула волна об угол скалы… (18) Пена до самых пяток докатилась.
(19) Соня быстро вскочила. (20) Прилив? (21) Конечно, прилив!
(22) Она побежала к наклонному камню, под которым был проход в соседнее ущелье. (23) Прохода не было, и под камнем шипела и пенилась вода…

(По Саше Чёрному; 188 слов)

  1. Выполните задания.
  • 1). Перепишите предложения 1-8 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
  • 2). Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
  • 3). Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
  • 4). Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 1-6.
  • 5). В предложениях 1-7 найдите слово, имеющее значение «ломаная линия, направление по ломаной линии». Выпишите это слово.
  • 6). Напишите лексическое значение слова бурьян (предложения 2, 7).
  • 7). В предложениях 8-18 найдите многозначное слово, первое значение которого «у длинного женского платья: волочащаяся сзади удлинённая часть подола».
  • 8). Напишите синоним к слову валун (предложение 8).
  • 9). Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).
  • 10*). В предложении 7 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.
  • 11*). Выпишите из текста словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.
  • 12*). Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.

Проверочная работа № 5. Вариант 2

  1. Прочитайте текст.

(1) Вы подумайте только: мален..кая кроткая девоч..ка и огромный, одуревший океан… (2) Ни вправо, ни влево дороги нет вода закрыла все проходы и л..зейки пена и раскатистая волна с каждым ударом всё ближе подбирают..ся к мален..ким дрожащим ногам… (3) А вверху, над гол..вой, на высоте трёхэтажного дома, пр..езжают вдол.. края обрыва автомобили проходят беспеч..ные п..шеходы, и никому и в голову (не)придёт взглянуть вни(з,с) на прижавшуюся к мокрой скале девоч..ку…
(4) Где остановит..ся прилив (5) На какой линии у какой чёрточки (6) Камыш.. в глубине ущел..я был сух, значит, волна туда (не)докатывает..ся? (7) Или он высох в часы отлива на горячем со..нце под тёплым сквозным ветром?
(8) Соня заметалась во все стороны и, наконец, стала кричать пронзительным голоском: «Спасите! Спасите! Меня захватил прилив…» (9) Но грубый океан басистым рёвом покрыл Сонин голосок, ветер унёс и разметал испуганные слова… (10) И опять стала Соня кричать всё громче, всё отчаяннее.
(11) Кричала, кричала, даже закашлялась…
(12) И вот, представьте себе изумление Сони: из-за угла скалы, прямо из лопочущей воды вышел на её зов…
(13) Нептун, настоящий морской бог Нептун, как его во всех книжках рисуют. (14) Седая, разметавшаяся борода, косматые брови, в руке трезубец, сам весь в водорослях, на плечах прозрачная мантия…

(По Саше Чёрному; 187 слов)

  1. Выполните задания.
  • 1). Перепишите предложения 1-7 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
  • 2). Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
  • 3). Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
  • 4). Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 13, 14.
  • 5). В предложениях 8-14 найдите слово, имеющее значение «широкая длинная одежда в виде плаща». Выпишите это слово.
  • 6). Напишите лексическое значение слова беспечный (предложение 3).
  • 7). Среди слов предложений 8-11 найдите многозначное слово, одно из значений которого «нанести на поверхность тонкий слой чего-либо».
  • 8). Выпишите из предложений 1-6 пары синонимов (не менее двух).
  • 9). Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).
  • 10*). В предложении 3 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.
  • 11*). Выпишите из текста словосочетания, в которых определения употреблены в переносном значении.
  • 12*). Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.
Похожее:  Тест по quot Базы данных БД quot Ответы Часть 1

ОТВЕТЫ на проверочную работу № 5

ПР-05 Русский 5 Ладыженская ПР-05 Русский 5 Лексика. Культура речи

Пояснительная записка к работе
«Лексика. Культура речи»

За письменные задания 2-8 выставляется по 1 баллу; за задания 9-12 — от 1 до 2 баллов.

0-7 набранных баллов — отметка 2 по пятибалльной системе.
8-10 баллов — отметка 3.
11-12 баллов — отметка 4.
13-15 баллов — отметка 5.

ПР-05 Русский 5 Ладыженская + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку с ответами «Лексика. Культура речи» 5 класс. УМК Ладыженская и др. Цитаты из пособия «Русский язык. Проверочные работы. 5 класс / Н. В. Егорова. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях.

Источник

Тест по теме "Лексика. Культура речи " (5 класс)
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Овчинникова Валентина Владимировна

Тест по теме «Лексика. Культура речи » (5 класс) проверяет умение учащихся определять значение слова (прямое\переносное, однозначное\многозначное), находить синонимы, антонимы, омонимы, находить олицетворения. Состоит из 12 вопросов.

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_lekika._kultura_rechi.docx 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Овчинникова В.В.

Вид работы: контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи».

А1. Какое слово является однозначным?

2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении ?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

3. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.

2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

3) Метель метёт, и вьюга плачет.

4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) красный – желтый б) дом – сад в) избушка – домик г) красивый – уродливый

5. Подберите к данным словам антонимы .

6. В каком предложении есть синонимы ?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4) Яблоки не кислые, а сладкие.

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) скучно б) уныло в) тоскливо г) бесполезно

8. Продолжите ряд синонимов : бежать, …

9. В каком ряду приведены омонимы ?

а) медведь (животное) — медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний

10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы .

Говядину можно тушить с овощами.

11. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

12. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, костер горит

1. Какое слово является однозначным?

2. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

3. В каком предложении есть антонимы ?

1) Хлеб мягкий, свежий.

2) Ищи не дом, а соседей.

3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.

4. В каком ряду приведены антонимы ?

а) телефон – телеграф б) движение – покой в) голова – нога г) невежа – неряха

5. Подберите к данным словам антонимы .

6. В каком предложении есть синонимы ?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) В поэтической речи глаза часто называют очами.

4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов .

а) нужный б) важный в) необходимый г) недолговечный

8. Продолжите ряд синонимов : маленький, …

9. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)

10. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь — осторожное и ловкое животное.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6 . Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

Источник



Тест по русскому языку Лексика и культура речи 5 класс

Тест по русскому языку Лексика и культура речи 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 9 заданий (в части А — 6 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) звонок
2) крепкий
3) карта
4) полотно

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) крепкая дружба
2) весеннее солнце
3) внимательно смотреть
4) ветки клёна

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Вдали мелькал белый потрёпанный парус.
2) Горя бояться — счастья не видать.
3) Жестокий, лютый мороз шёл по земле.
4) Резкое, грубое слово больно ранит человека.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он не говорил, а молчал.
2) Быль — трава, небыль — вода.
3) Нет худа без добра.
4) Свет несколько раз затухал и под конец погас.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Гнездо орла помещается на самой большой, громадной сосне.
2) Красные и жёлтые листья пестрели на деревьях.
3) Злой, бессердечный поступок обидел старика.
4) Неправда, ложь приносят людям беду.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.
2) На голове густо, а в голове пусто.
3) Он любил своего наставника и восхищался его знаниями.
4) Поиграем в игру «Холодно — горячо».

B1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омонимы.

На песчаной косе вспыхивали огоньки.

В2. Выпишите антонимы.

На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю.
(А. Пушкин)

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова в переносном значении.

2 вариант

A1. Какое слово является однозначным?

1) ключ
2) свёкла
3) остров
4) плоский

А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

1) остывший чай
2) букет цветов
3) ледяной взгляд
4) новая тетрадь

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Мы жёлуди в землю сажали весной.
2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.
3) Волка бояться — от белки бежать.
4) Больше дела, меньше слов.

А4. В каком предложении есть синонимы?

1) Он работал не за страх, а за совесть.
2) Беды терпеть — надо каменное сердце иметь.
3) Под порывами ветра снег запорхал, заметался, закружился.
4) Доброе дело — правду говорить смело.

А5. В каком предложении нет синонимов?

1) Деревья стояли грустные, печальные под осенним дождём.
2) Надо бежать, мчаться туда.
3) Подул лёгкий весенний ветерок.
4) Светлые, лучезарные потоки солнца заливали поляну.

А6. В каком предложении нет антонимов?

1) Заяц укрылся, спрятался в густых зарослях.
2) Молчаливый думает, а болтливый словами сыплет.
3) В громадной коробке лежал маленький флакончик.
4) Горячий чай согревает, а холодная вода укрепляет.

B1. Из предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

После праздника мы долго собирали от ёлки иголки.

В2. Выпишите антонимы.

Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.

C1. Напишите, с какой целью используются в речи слова с переносным значени­ем.

Ответы на тест по русскому языку Лексика и культура речи 5 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-2
А6-3
В1. косе
В2. печальная, веселою
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
А5-3
А6-1
В1. иголки
В2. горя, счастья

Источник

Лексика культура речи 5 класс контрольная работа с ответами

Тестовые задания по русскому языку для 5 класса по теме: «Лексика»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Что такое лексика?

А) Словарный запас человека

+ Б) Словарный состав языка

В) Речь, свойственная людям, проживающим на определенной территории

Г) Слова, которые используются представителями определенной профессии

2. Какая наука изучает лексику?

3. По своему лексическому значению слова делятся на:

+ А) Многозначные и однозначные

Б) Сложные и простые

В) Однородные и неоднородные

Г) Склоняемые и несклоняемые

4. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?

5. Какие слова могут обладать переносным значением?

6. Основное лексическое значение слова называется:

7. Что возникает на основе переносного значения слова?

+ Г) Средства художественной выразительности

8. Какие слова пишутся и звучат по-разному, но имеют близкое значение?

9. Антонимы – это:

А) Слова, которые одинаково пишутся, но имеют различное значение

Б) Слова близкие по значению

+ В) Слова противоположные по значению

Г) Слова близкие по звучанию

тест 10. Сколько слов русского языка зафиксировано в «Словаре современного русского литературного языка»?

11. Какой главный признак слова?

А) Количество букв

Б) Количество слогов

12. Каким синонимом можно заменить словосочетание «лексическое значение»?

13. Как называются слова, которые одинаково пишется, но имеют разное значение?

14. Что нужно делать, чтобы обогатить свой словарный запас?

А) Ходить в музей

Б) Учить правила

15. Выберите словосочетание с переносным значением:

+ Б) Лелеять мечту

В) Быть расстроенным

Г) Железные инструменты

16. В каком словосочетании слова имеют прямое значение?

А) Жемчужные зубы

Б) Берёзовые сережки

+ Г) Медный колокольчик

17. Какое прилагательное употребляется в переносном значении?

+ А) Железный характер

В) Каменная дорога

Г) Кислое яблоко

18. Укажите многозначное слово:

19. Какое слово можно отнести к однозначным?

тест-20. Выберите слово, которое имеет только одно лексическое значение:

Источник

Тест по русскому языку Лексика. Культура речи для 5 класса

Тест по русскому языку Лексика. Культура речи для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части (в части А — 6 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

Вариант 1

А1. Какое слово является многозначным?

1) диалог
2) суффикс
3) корень
4) тюль

А2. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

1) тонкая шутка
2) тонкий слой
3) тонкий намёк
4) тонкий слух

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Вдали мелькал белый потрёпанный парус.
2) Горя бояться — счастья не видать.
3) Жестокий, лютый мороз шёл по земле.
4) Резкое, грубое слово больно ранит человека.

А4. В каком ряду слова не являются синонимами?

1) говорить, кричать
2) лукавить, обманывать
3) смешной, забавный
4) ветер, ветряной

A5. Какая из пар слов не является синонимами?

1) бежать — нестись
2) известие — новость
3) одолеть — преодоление
4) светиться — лучиться

А6. В каком ряду выделенные слова не являются антонимами?

1) ссориться с другом — мириться
2) победапоражение
3) силаслабый
4) мокрое бельё- сухое

В1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омонимы.

У девушки красивая русая коса.

В2. Выпишите антонимы.

Корень учения горек, а плод его сладок.

С1. Напишите, с какой целью используются в речи слова в пе­реносном значении.

Вариант 2

А1. Какое слово является многозначным?

1) подлежащее
2) монолог
3) поле
4) флейта

А2. В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

1) мягкий хлеб
2) мягкий характер
3) мягкое наказание
4) мягкий свет

А3. В каком предложении есть антонимы?

1) Мы жёлуди в землю сажали весной.
2) Она услышала быстрый, тревожный шёпот.
3) Волка бояться — от белки бежать.
4) Больше дела, меньше слов.

А4. В каком в ряду слова не являются синонимами?

1) видеть, смотреть
2) говорить, произносить
3) дом, хата
4) велосипед, автомобиль

A5. Какая из пар слов не является синонимами?

1) сыро — влажно
2) сверкать — блестеть
3) изумить — диво
4) алый — красный

А6. В каком ряду выделенные слова не являются антонимами?

1) Глубокая река — мелкая
2) Чистые руки — грязные
3) Хвалить ребёнка — ругать
4) Трудолюбивый человек — лень

В1. Выпишите из предложения слово, которое имеет омонимы.

Ручка выпала из рук ученика.

В2. Выпишите антонимы.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С1. Напишите, с какой целью используются в речи слова с пе­реносным значением.

Ответы на тест по русскому языку Лексика. Культура речи для 5 класса
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-2
А4-4
А5-3
А6-3
В1. коса
В2. горек — сладок
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-4
А4-4
А5-3
А6-4
В1. ручка
В2. счастье — несчастье

Источник

Рубрики Ответ