Проверка профпригодности военнослужащих



Проверка профпригодности военнослужащих

Содержимое
Что это такое
Этапы проверки
Вопросы теста и ответы к ним
Разновидности и категории соответствия
Реально ли подготовиться к тесту
Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор». Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах). При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги. Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих. Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом. Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру. Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Вопросы теста и ответы к ним

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого. Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут. СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова». Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Разновидности и категории соответствия

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования). Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.). Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей. Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам. Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

Источник

Время проверки знаний и навыков

Итоговая проверка проводится в два этапа: одна часть воинских коллективов будет проверена в первой половине октября, другая – во второй. В качестве проверяющих выступают как представители центральных органов военного управления, так и вышестоящее командование на местах – командующие, командиры в военных округах, на флотах, в армиях, дивизиях, бригадах и полках. В первую очередь проверяются состояние боевой и оперативной подготовки, вооружения и военной техники, укомплектованность личным составом и многие другие показатели. В результате можно сделать вывод о способности воинского формирования выполнить боевую задачу.

Особое внимание во время проведения проверки уделяется таким предметам, как тактика, огневая подготовка, вождение боевых машин, техническая и специальная подготовка. В сложившейся эпидемической ситуации, которая характеризуется ростом числа заболевших COVID-19 в Российской Федерации, гораздо большее значение сегодня имеют такие предметы обучения, как радиационная, химическая и биологическая защита, и, конечно, медицинская подготовка. Специалисты войск РХБ защиты в целях профилактики коронавирусной инфекции будут привлекаться для обработки военной техники, используемой в ходе проверки.
Известно, что наилучшим образом воинское формирование можно проверить в деле в мирное время в ходе тактических (тактико-специальных) учений с боевой стрельбой, которые начинаются с получения сигнала на приведение в высшую степень готовности. С учётом этого большинство подразделений и частей Вооружённых Сил РФ сейчас проверяется именно так.
Надо отметить, что в ходе проверки оценивается способность подразделений выполнять тактические приёмы, характерные для опыта современных вооружённых конфликтов, в том числе приобретённого в Сирии.
Все проверяемые знают, насколько важна объективность при оценке боеспособности воинского формирования. Именно этот фактор в ходе стартовавшей проверки будет в центре внимания, что подразумевает активное применение комплексов с беспилотными летательными аппаратами. БПЛА будут использоваться для того, чтобы в режиме реального времени фиксировать положение проверяемых войск в любой момент времени по отношению к условному противнику, их передвижение, точность поражения целей и другие вопросы.
Говоря о ходе проверки в Сухопутных войсках, обратим внимание прежде всего на восток. Войска общевойсковой армии Восточного военного округа, дислоцированной на территории Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономии, проверяет комиссия офицеров штаба округа под руководством командующего войсками ВВО генерал-полковника Геннадия Жидко. Она изучает вопросы оперативной и боевой подготовки органов военного управления, соединений и воинских частей, оценивает организацию службы войск и безопасности военной службы, тылового и медицинского обеспечения и другие стороны деятельности. Наряду с упомянутой выше проверкой усвоения опыта боевых действий современных войн особое внимание уделяется готовности к противодействию терроризму, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В обязательном порядке каждая воинская часть Амурского объединения проверяется на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и требований по препятствию распространению опасных вирусных инфекций.

Похожее:  Актуальные тенденции для нефтегазового комплекса

Проверка в объединении пройдёт в два этапа, при этом основную часть войск проверят в течение первых двух недель

Во время проверки в органах военного управления армии и подчинённых соединений пройдут десятки штабных тренировок, в том числе в полевых условиях. Военнослужащие продемонстрируют навыки стрельбы из штатного оружия и вооружения боевых машин. Кроме того, все категории военнослужащих будут оценены по физической подготовке.
Проверка в объединении пройдёт в два этапа, при этом основную часть войск проверят
в течение первых двух недель.
Комиссии Главного командования Воздушно-космических сил приступили к проверкам объединений, соединений и воинских частей ВКС. Эти проверки пройдут в два этапа: с 5 по
16 октября и с 17 по 30 октября.
В подразделениях ВКС будут проведены контрольные занятия по сдаче практических нормативов под руководством командиров соединений ВКС.
В ходе контрольной проверки будет определено состояние боевой готовности органов военного управления, соединений и воинских частей, полнота и качество выполнения задач по предназначению. Руководящий состав ВКС окажет практическую помощь командующим и командирам в устранении недостатков, выявленных в ходе проверки. Кроме того, во время контрольной проверки будет организована сдача зачётов на квалификационную категорию, в результате которой военнослужащие смогут повысить или подтвердить свой уровень классности.
В Главном командовании Военно-морского флота в Санкт-Петербурге в ходе итоговой проверки за 2020 учебный год прошла сдача нормативов по физической подготовке. Сдающие проверку офицеры Главного командования ВМФ были вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на быстроту, силу и выносливость.
Итоговая проверка прошла на спортивных объектах Санкт-Петербурга, к ней было привлечено более 200 военнослужащих. Как отметил помощник главнокомандующего Военно-морским флотом по физической подготовке капитан 1 ранга Алексей Пивачёв, за последние несколько лет отмечено значительное повышение уровня физической подготовленности офицеров Главного штаба ВМФ. Сейчас подводятся итоги проверки, результаты которой будут доложены главнокомандующему ВМФ адмиралу Николаю Евменову. Военнослужащие, которые выполнили по итогам проверки нормативы на второй квалификационный уровень и выше, будут получать ежемесячную надбавку к денежному довольствию.
В свою очередь, в рамках подготовки к зимнему периоду обучения в пунктах базирования кораблей Балтийского флота на территории Калининградской области и Санкт-Петербурга командиры кораблей приступили к сдаче зачётов на допуск к самостоятельному управлению кораблём. К учебным мероприятиям привлечены все командиры кораблей Балтийского флота и их старшие помощники. Моряки-балтийцы в ходе экзаменов подтверждают свой профессионализм и право на самостоятельное управление кораблём. В частности, военно-
служащие сдают зачёты по теоретической и практической частям своей специальности как на берегу, так и при выполнении практических задач в морских полигонах боевой подготовки.
Тем временем на берегах Байкала завершилось масштабное командно-штабное учение РВСН, в котором приняли участие более трёх тысяч военнослужащих и было задействовано около 300 единиц техники Иркутской ракетной дивизии. Это учение было проведено в рамках контрольной комплексной проверки комиссии командования Ракетных войск стратегического назначения в соответствии с планом подготовки РВСН.
Данное мероприятие стало первым после полного перевооружения Иркутского ракетного соединения на мобильный комплекс «Ярс». В рамках КШУ ракетные полки выходили на маршруты боевого патрулирования как в дневное, так и в ночное время. При этом отрабатывался обширный перечень задач и вводных, в том числе по приведению в высшие степени боевой готовности, совершению манёвренных действий на маршрутах боевого патрулирования, противодействию диверсионно-разведывательным формированиям и выполнению учебно-боевых задач в условиях активного радиоэлектронного подавления и интенсивных действий условного противника в районах дислокации войск.
Стоит отметить, что в КШУ было также задействовано около десяти образцов современной специальной техники. Для поиска и борьбы с ДРФ применялись вертолёты армейской авиации и боевые противодиверсионные машины БПДМ «Тайфун-М», оснащённые беспилотными летательными аппаратами.
При сопровождении подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» на маршрутах боевого патрулирования применялась новейшая машина дистанционного разминирования (МДР) «Листва». Её электроника способна обнаружить мины на дальности до 100 метров.
Если КШУ в Иркутске уже завершилось, то проверочные мероприятия ряда других соединений под руководством командующих ракетными армиями ещё в самом разгаре. Так, в Оренбургской армии проверяется Тагильское ракетное соединение, в Омской – Глуховская ракетная дивизия (Новосибирск), а во Владимирском объединении инспектируются стратегические ракетчики из Тейково.
В Воздушно-десантных войсках итоговая проверка, как и в других видах и родах войск Вооружённых Сил, организована в два этапа. В первую очередь проверяются соединения и воинские части, дислоцированные в Пскове, Иванове, Туле, Костроме, Рязани, Наро-Фоминске и Улан-Удэ. Во вторую очередь, то есть с 12 по 23 октября, будут проверены воинские части и соединения, дислоцированные в Московской области и Омске. Десантно-штурмовые соединения из Новороссийска, Ульяновска и Камышина получат оценку по результатам стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020», а Уссурийское десантно-штурмовое соединение – по итогам предстоящего в третьей декаде октября КШУ с десантированием и боевой стрельбой. При этом личному составу и этих четырёх соединений в ходе проверки предстоит сдать отдельные предметы (специальную и физическую подготовку).
В настоящее время комиссия, возглавляемая командующим ВДВ генерал-полковником Андреем Сердюковым, проводит проверку Псковского гвардейского десантно-штурмового соединения. В ходе неё, кроме прочего, проверялись практические действия личного состава соединения при приведении в высшие степени готовности. После чего была проведена командно-штабная тренировка с органами управления дивизии. Итоги сдачи соединением проверки командующий подведёт в конце этой недели.
Традиционно главной отличительной особенностью проверки в крылатой гвардии является сдача воздушно-десантной подготовки всеми военнослужащими, независимо от их воинской специальности. Есть и ещё одна особенность – требования, предъявляемые к уровню физической подготовленности десантников, значительно выше, чем военнослужащих других видов и родов войск Вооружённых Сил.

Источник

Порядок оценки состояния БВСв воинской части при проведении проверок

На основании требований приказа Министра обороны 1999 года № 050 оценка состояния БВС является обязательным элементом при проведении проверок войск (сил).

При этом состояние БВС в воинской части оценивается «удовлетворительно«, если:

1. В воинской части осуществляются мероприятия управления обеспе­чением БВС и поддерживаются безопасные условия повседневной деятельности военнослужащих.

При этом состояние БВС оценивается “удовлетворительно”, если:

а) в целях осуществления мероприятий управления обеспечением БВС командиром (начальником):

принято и реализуется решение на обеспечение БВС в воинской части;

мероприятия обеспечения БВС в установленном порядке спланированы, организован строгий контроль за их выполнением, а также за состоянием БВС в подразделениях и службах воинской части;

осуществляется систематический анализ состояния БВС, подводятся итоги работы по ее обеспечению с изданием приказов и постановкой конкретных задач должностным лицам, всему личному составу;

осуществляется в установленном порядке расследование происшествий и преступлений с гибелью военнослужащих и гражданских лиц по вине военнослужащих, фактов травматизма и иных несчастных случаев, случаев массовых заболеваний и отравлений личного состава;

обеспечивается эффективная работа комиссии по БВС в воинской части;

Похожее:  Проконтролировать чтобы менеджеры начали лучше работать

организовано взаимодействие с органами местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением, предупреждения взаимных противоправных действий.

б) в целях поддержания безопасных условий повседневной деятель­ности военнослужащих в воинской части:

должностными лицами неукоснительно выполняются требования статьи 77 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

в соответствии с установленными требованиями проводятся мероприятия по поддержанию в безопасном (безаварийном) состоянии зданий, сооружений, помещений, рабочих мест, агрегатов, оборудования и механизмов;

осуществляется надзор за состоянием безопасности использования и функционирования опасных объектов (зданий и сооружений, установок и систем), контроль порядка допуска к работе в них (на них) личного состава;

обеспечение военнослужащих, боевых постов и рабочих мест, зданий и сооружений средствами индивидуальной и коллективной защиты, страховки, пожаротушения, оказания дов­рачебной помощи пострадавшим соответствует установленным нормам, осуществляется контроль их готовности для применения по назначению, своевременное обновление и освежение;

утвержден перечень работ с повышенной опасностью, установлены необходимые требования безопасности и осуществляется надлежащий контроль за их безопасным производством;

реализуются установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации дополнительные льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, проходящих службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

2. В воинской части проводятся занятия, инструктажи и иные обязательные мероприятия подготовки личного состава к обеспечению БВС.

При этом состояние БВС оценивается «удовлетворительно», если в воинской части:

проводится обучение всех категорий военнослужащих требованиям безопасности — в системе боевой (командирской) и общественно-государственной подготовки, а также проведением специальных занятий по изучению требований безопасности: со всем личным составом (перед началом очередного периода обучения, перед учениями, в период подготовки к проведению смотров вооружения и военной техники, крупных технологических работ на них) и с солдатами и матросами, прибывшими на пополнение;

в установленном порядке осуществляется проверка теоретических знаний и практических навыков военнослужащих по требованиям безопасности, допуск к самостоятельной работе, а также присвоение военнослужащим соответствующих квалификационных групп по электробезопасности;

в повседневной деятельности реализуется система инструктажей личного состава (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой);

в установленном порядке ведутся предусмотренные формы отчетных документов, отражающие проведение мероприятий подготовки личного состава к обеспечению БВС.

3. В воинской части личный состав знает и практически выполняет требования безопасности при исполнении служебных обязанностей.

При этом состояние БВС оценивается «удовлетворительно», если в воинской части при проведении проверки военнослужащие при выполнении служебных задач показали хорошие знания требований безопасности и твердые практические навыки их реализации, не бы­ло случаев получения личным составом тяжелых увечий (ранений, травм, контузий) вследствие их нарушения.

4. В воинской части осуществляется удовлетворительное санитарно-эпидемиологическое обеспечение.

При этом состояние БВС оценивается «удовлетворительно», если в воинской части:

организовано соблюдение требований федерального санитарного законодательства и установленных санитарных норм и правил, регулирующих порядок размещения военнослужащих, организацию их питания, водоснабжения и другие виды материального и бытового обеспечения личного состава, осуществляется контроль их выполнения;

проводятся гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на оздоровление личного состава, предупреждение и распространение заболеваний и отравлений, предотвращение и ликвидацию загрязнений окружающей среды; организованы работы по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территории воинской части;

отсутствуют массовые заболевания и отравления (под «массовыми заболеваниями» подразумеваются вспышки инфекционных заболеваний, критерии различных видов которых установлены директивой ГВМУ МО РФ 1997 года № 161\600; «массовые отравления», в соответствии с директивой ГВМУ МО РФ 1987 года № М-4, — групповые отравления с числом отравившихся 2 и более человек) военнослужащих, явившиеся следствием неисполнения (ненадлежащего исполнения) служебных обязанностей должностными лицами, установленного на основании предс­тавлений соответствующих военных прокуроров об устранении нарушений закона, материалов административных расследований, проведенных старшими командирами (начальниками), должностными лицами медицинской службы.

5. В воинской части отсутствуют несчастные случаи с военнослужащими со смертельным исходом, явившиеся следствием неисполнения (ненад­лежащего исполнения) служебных обязанностей должностными лицами, установленного по представлению органа дознания, представлению (протесту) органов военной прокуратуры или проведенным административным расследо­ванием.

При невыполнении требований по любому из вышеназванных критериев состояние БВС в воинской части при проведении проверки оценивается «неудовлетворительно«.

Источник

МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК В ЧАСТЯХ ГРУППАМИ ОФИЦЕРОВ

Хочу заметить, что худо, когда офицеры проверяющей группы живут на территории части, особенно, если у командира притупляется нюх.

Наша комиссия жила на такой уютной площадке. Вечерами нас возили в жилой городок – показывали видеофильмы. Командир части принял мудрое решение – отвлечь нас от быта солдат.

Но эти поездки были хоть и ежедневно, но после ужина. А до ужина чем заняться?

Нашли мы бассейн почти в центре части. В нем даже ходили карасики. Один наш майор сломал прут, наладил к нему леску (опытный проверяющий ее всегда возил с собой) и интересно проводил время.

Пригласил он и меня. Народу на бассейне полно – кто ловит, кто загорает. Как-то неудобно проверяющему заниматься таким несерьезным делом, как рыбалка на людях. Что остается делать? Правильно – идти по казармам и проверить, как там выполняется распорядок дня – почему вместо спортивно-массовой работы бесхозные солдаты бродят в свое удовольствие по части.

Зато на следующий день рыбачить можно было без зазрения совести – солдаты прослушивали увлекательные беседы под руководством командиров рот, остальные офицеры в порядке стажировки учились организовывать такие мероприятия. Возглавляли все эту работу лично командиры батальонов, а его заместители контролировали правильность доведения решений партии до личного состава. Такое решение принял командир воинской части после моего замечания. Инцидент был исчерпан.

Источник

Вопросы проверки службы войск

от 22 июля 2015 года N 444

В целях реализации подпункта 26 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст.3538; 2005, N 37, ст.3740; N 38, ст.3799; 2006, N 17 (ч.II), ст.1819; 2007, N 20, ст.2391; N 27, ст.3255; N 46, ст.5565; 2008, N 31, ст.3705; N 43, ст.4921; N 47, ст.5430, 5431; 2009, N 21, ст.2550; N 36, ст.4311; 2010, N 20, ст.2435; N 28, ст.3656; N 35, ст.4530; 2011, N 1, ст.191; N 2, ст.267; N 15, ст.2082; N 17, ст.2356; N 24, ст.3405; N 28, ст.4170; N 31, ст.4708; N 33, ст.4924; N 48, ст.6877; 2012, N 10, ст.1194; N 29, ст.4074; N 53 (ч.II), ст.7857; 2013, N 26, ст.3314; N 30 (ч.II), ст.4085; N 52 (ч.II), ст.7137; 2014, N 5, ст.481; N 7, ст.671; N 24, ст.3077; N 44, ст.6041; 2015, N 1 (ч.I), ст.200; N 4, ст.641), главы 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч.I), ст.5749; 2008, N 43, ст.4921; 2011, N 4, ст.572; N 18, ст.2595; N 31, ст.4714; 2013, N 3, ст.171; 2014, N 27, ст.3754; 2015, N 13, ст.1909),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2015 года.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

в Министерстве юстиции

29 сентября 2015 года,

регистрационный N 39038

Приложение
к приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 22 июля 2015 года N 444

Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Руководство по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации* (далее — Руководство) определяет общую организацию деятельности органов военного управления и должностных лиц воинских частей (организаций) по поддержанию условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность военнослужащих от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности воинской части (организации).

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны Российской Федерации — Управлением службы войск и безопасности военной службы; военные округа, Северный флот — военными округами; объединения, соединения, воинские часта, региональные и территориальные управления, отделы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комендатуры, а также организации Вооруженных Сил Российской Федерации — воинскими частями (организациями); военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации — военнослужащими.

II. Управление обеспечением безопасности военной службы в Вооруженных Силах

2. Управление обеспечением безопасности военной службы в Вооруженных Силах осуществляется посредством целенаправленной деятельности органов военного управления и должностных лиц воинских частей (организаций) (далее — должностные лица) по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил** (далее — общевоинские уставы), правовых актов Министерства обороны, направленных на создание безопасных условий военной службы, выявление и прогнозирование вредных и опасных факторов военной службы, предупреждение причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих, а также местному населению, его имуществу и окружающей среде.

Похожее:  Знаешь ли ты где находится озеро Байкал

3. Управление обеспечением безопасности военной службы в подчиненных воинских частях (организациях) осуществляется их командирами (начальниками).

Принятие решения на обеспечение безопасности военной службы

4. Решение на обеспечение безопасности военной службы (далее — решение) принимается командиром (начальником) воинской части (организации)* при формировании воинской части (организации), утверждается вышестоящим командиром (начальником) и уточняется перед каждым периодом обучения (учебным годом), а также в случае изменения условий повседневной деятельности войск (сил), при поступлении новых образцов вооружения, военной и специальной техники, изменении законодательства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны по вопросам безопасности военной службы.

5. Принятию решения предшествуют изучение и уяснение исходных данных, оценка обстановки и подготовка предложений командиру (начальнику) его заместителями, начальниками служб, специалистами, непосредственно занимающимися вопросами обеспечения безопасности военной службы.

6. Решение оформляется графически (на карте) и текстуально и состоит из основной части и приложений. Структура решения на обеспечение безопасности военной службы приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству.

7. В решении командир (начальник) определяет:

меры по ограничению (нейтрализации) опасных факторов военной службы;

требования безопасности при выполнении воинской частью (организацией) и ее подразделениями (службами) мероприятий повседневной деятельности с учетом особенностей деятельности военнослужащих;

комплекс обязательных к проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.

8. В дополнение к решению разрабатываются:

таблица паспортных данных объектов с указанием опасных и вредных факторов;

перечень разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью и порядок их безопасного (безаварийного) выполнения;

программа проведения вводного инструктажа военнослужащих по требованиям безопасности;

перечень мероприятий для обеспечения задач безопасности военной службы;

количественный и должностной составы комиссий, команд и групп по обеспечению безопасности;

схема управления и взаимодействия должностных лиц.

9. На основе решения в воинской части (организации):

разрабатываются (уточняются) обязанности должностных лиц;

в разрабатываемые по вопросам обеспечения безопасности военной службы планирующие документы включаются задачи, мероприятия и ответственные должностные лица по указанным вопросам;

организуется работа по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы.

Планирование мероприятий по обеспечению безопасности военной службы

10. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности военной службы является составной частью общего планирования повседневной деятельности в воинской части (организации) на период обучения (учебный год), осуществляется совместно с планированием боевой подготовки и включает разработку системы мероприятий, направленных на реализацию принятого командиром (начальником) решения.

11. Для организации работы по обеспечению безопасности военной службы в комплексный план по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы (далее — комплексный план), разрабатываемый в воинской части (организации), включается отдельный раздел "Обеспечение безопасности военной службы".

12. Перечень мероприятий раздела "Обеспечение безопасности военной службы" комплексного плана разрабатывается с учетом решения, результатов анализа причин и обстоятельств гибели (смерти) военнослужащих и получения ими увечий (ранений, травм, контузий), конкретных задач и мероприятий по поддержанию боевой готовности в планируемом периоде, сложившихся или прогнозируемых условий их выполнения.

13. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы, предусмотренные комплексным планом, а также мероприятия, необходимость осуществления которых вызвана конкретными задачами, изменившимися условиями деятельности или приказами, директивами и указаниями вышестоящих командиров (начальников), включаются в календарный план основных мероприятий на месяц и план воспитательной работы воинской части (организации), расписание занятий подразделений (служб), планы работы должностных лиц на месяц (неделю).

Контроль за состоянием безопасности военной службы

14. Контроль за состоянием безопасности военной службы является одной из функций управления обеспечением безопасности военной службы.

15. Цель контроля заключается в проверке, анализе, оценке состояния безопасности военной службы в воинской части (организации) и ее подразделениях (службах), оказании помощи должностным лицам в устранении выявленных недостатков, определении мер по их устранению, выработке эффективных форм и методов профилактической работы.

16. Задачами контроля являются:

изучение и анализ состояния безопасности военной службы, работы должностных лиц по созданию и обеспечению условий военной службы в воинской части (организации);

определение причин и предпосылок гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) с учетом особенностей выполняемых воинской частью (организацией) задач и сезонных факторов, выработка мер по снижению влияния вредных (опасных) факторов военной службы;

оказание помощи подчиненным командирам (начальникам), штабам по планированию, проведению и всесторонней организации мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.

17. Контроль осуществляют:

командиры (начальники) воинских частей (организаций);

штабы воинских частей (организаций);

комиссии по безопасности военной службы;

заместители командира (начальника) воинской части (организации) и иные должностные лица воинской части (организации) в объеме должностных обязанностей;

должностные лица суточного наряда.

18. Контроль осуществляется посредством плановой работы должностных лиц, указанных в пункте 17 настоящего Руководства, а также вышестоящих органов военного управления в подчиненных воинских частях (организациях).

19. В воинской части (организации) проверки состояния безопасности военной службы проводятся согласно утвержденному командиром (начальником) воинской части (организации) графику, при этом в течение квартала проверяется не менее двух-трех структурных подразделений (не менее 15% от общего числа подразделений).

20. Результаты проверки оформляются актом проверки состояния безопасности военной службы (приложение N 2 к настоящему Руководству).

21. Акты проверок состояния безопасности военной службы после окончания проверок хранятся в несекретном делопроизводстве воинской части (организации) в течение пяти лет и используются для проведения анализа состояния безопасности военной службы воинской части (организации), осуществления контроля устранения ранее выявленных нарушений.

Анализ состояния безопасности военной службы

22. Анализ состояния безопасности военной службы проводится в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (периодом обучения, учебным годом), результаты анализа состояния безопасности военной службы оформляются в письменном виде и включают:

сбор информации о состоянии безопасности военной службы;

установление характерных недостатков в работе должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, причин гибели (смерти) военнослужащих и получения им увечий (ранений, травм, контузий) при выполнении задач конкретных видов служебной деятельности, массовых заболеваний, а также групповых пищевых отравлений;

определение воинских частей (организаций) с неблагополучным состоянием безопасности военной службы, форм и методов работы должностных лиц, командиров (начальников) воинских частей (организаций), а также мер по предотвращению случаев причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих.

23. При проведении анализа безопасности военной службы по количественным показателям и их коэффициентам (значение количественного показателя фактов гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) в пересчете на одну тысячу военнослужащих) определяется эффективность работы органов военного управления и должностных лиц по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы, их умение добиваться выполнения подчиненными требований общевоинских уставов и нормативных правовых актов Министерства обороны по вопросам обеспечения безопасности военной службы.

24. К количественным показателям анализа состояния безопасности военной службы относятся:

гибель (смерть) военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;

получение военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями при исполнении обязанностей военной службы;

причинение вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (организации).

25. На основе проведенного анализа делаются выводы о состоянии безопасности военной службы в воинской части (организации) и определяются меры, направленные на повышение безопасности военной службы, предупреждение и предотвращение случаев гибели (смерти) военнослужащих и получения ими увечий (ранений, травм, контузий).

26. Выводы из анализа состояния безопасности военной службы включаются в приказ командира (начальника) воинской части (организации) об итогах боевой подготовки, состоянии правопорядка, службы войск и безопасности военной службы.

27. На основании анализа состояния безопасности военной службы подводятся итоги работы должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы:

в видах Вооруженных Сил, военных округах, родах войск Вооруженных Сил, а также в центральных органах военного управления — не реже двух раз в год;

Источник

Проверка профпригодности военнослужащих



Проверка профпригодности военнослужащих

Содержимое
Что это такое
Этапы проверки
Вопросы теста и ответы к ним
Разновидности и категории соответствия
Реально ли подготовиться к тесту
Многие призывники негодуют, слыша о тестировании на профпригодность военнослужащих. Наравне с обязательным медицинским освидетельствованием, заключающемся в проверке состояния физического здоровья, дополнительно проходят психологический «отбор». Но сразу стоит отметить, что процедура не является обязательной, она актуальна только для тех, кто планирует получение высшего военного звания (речь идет о будущих офицерах). При этом тестирование не такое простое, как кажется на первый взгляд, поэтому перед прохождением стоит взвесить все плюсы и минусы, оценить свои шансы и решить, обоснован ли риск или все-таки лучше остановиться на общем медосмотре.

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги. Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих. Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом. Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Этапы проверки

Отбор на службу по контракту состоит из 3 стадий, следующих в таком порядке:

  • Психологическое тестирование. Проводят в самом начале, так как доминирующие требования – это обладание подходящим складом ума, характера, темперамента. Проверка направлена на выявление психических и психологических отклонений, нарушений поведения, скрытых форм поведенческих отклонений. Уже на этой стадии учитывается умение быстро принимать решение, мыслить логически, быть спокойным и рассудительным.
  • Медосмотр. Практически ничем не отличается от того, что проходят все юноши, попадающие в военкомат. Независимый эксперт проводит расширенное освидетельствование, для которого важны сильное сердце и здоровые легкие (поскольку контрактника с перспективой стать офицером ожидает повышенная нагрузка).
  • Полевые испытания. Предполагает прохождение полосы препятствий с многочисленными преградами за ограниченный промежуток времени. На практике распространена командная работа, позволяющая выявить лидерские качества и способность налаживания контакта с подчиненными.

Проверки на профпригодность проходят поэтапно, постепенно. Несоответствие требованиям одного этапа препятствует прохождению следующего за ним. Например, кандидата с психологическими отклонениями не допустят к медосмотру. Так же, как и при выявлении физических изъянов пройти полосу препятствий не представляется возможным. Если мужчина намеренно отказывается от прохождения одного из обязательных этапов контроля, это служит основанием для отказа в присвоении ему необходимой категории для получения офицерского чина.

Вопросы теста и ответы к ним

Психотбор контрактников требует серьезного отношения участников тестирования к процедуре, повышенной концентрации внимания. Но не стоит путать этот вид контроля с проверкой знаний в школе или в институте – правильных ответов здесь нет. Ведь ответы описывают состояние, характер и темперамент интервьюируемого. Настоятельно рекомендовано отвечать честно, не юлить. Однако тех, кто мечтают стать офицерами «во что бы то ни стало», часто спасает логическое мышление. Так, тест состоит из 86 вопросов, на которые нужно правдиво ответить в течение 20 минут. СПРАВКА! Создатель теста для выявления нервно-психологической устойчивости (НПУ) военных – Рыбников В. Ю., поэтому в народе распространено название «анкета Рыбникова». Опросник состоит из коротких суждений. Если вы согласны с утверждением и считаете, что поступили бы так же, достаточно поставить «+» в колонке напротив предложения. Несогласие, соответственно, выражается знаком «-».

Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов, любые, они предназначены для определения поведения, душевного/морального состояния человека в неординарной ситуации Результаты тестирования исчисляются в баллах. В зависимости от их количества выносят заключение о психологическом состоянии потенциального командира. Чем меньше количество баллов, тем лучше для опрашиваемого:

  • наилучшим считается показатель, не превышающий 18 баллов – такие данные свидетельствуют о высоком уровне НПУ и исключении нервных срывов;
  • 19-32 балла говорят о среднем уровне психологической устойчивости – при том, что человек находится в стабильном моральном состоянии, сохраняется риск появления срывов или потери контроля в опасных ситуациях;
  • 33 и выше – показатель неустойчивой психики, рекомендована консультация невропатолога, психиатра. С таким вердиктом можно и не мечтать о звании офицера.

Для лучшего понимания специфики тестирования военнослужащего предлагаются тезисы из опросника:

  • Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
  • Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
  • Счастливей всего я бываю, когда я один.
  • Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
  • Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

ВНИМАНИЕ! Тестирование применимо не только к призывникам и абитуриентам военных вузов. На практике профотбор распространен во всех силовых структурах (МВД, МЧС, подразделения полиции) причем как с потенциальными сотрудниками, так и с действующими.

Разновидности и категории соответствия

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования). Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.). Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей. Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам. Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

Реально ли подготовиться к тесту

Ответственные военные хотят заранее подготовиться к тестированию, а лучше – обзавестись готовыми ответами. В интернете создано немало сайтов, предлагающих помощь в предоставлении готовых решений к тестам государственного образца (естественно, не на бесплатной основе). В большинстве случаев так обогащаются мошенники. Даже если вы заучите ответы на вопросы, велик риск несовпадения заданий. Учитывайте, что любая хитрость раскроется (например, отсутствие лидерских качеств быстро проявится). Перед прохождением тестирования в военкомате каждый желающий может пройти самотестирование на официальном сайте Министерства обороны РФ в онлайн-режиме. Таким образом, тесты на профпригодность для контрактников, претендующих на получение офицерских чинов, – один из трех обязательных этапов проверки. Сдают их не все призывники, а только те, кто планирует обучаться в военных вузах или получать звание офицера в будущем. Проводятся обычно в военкоматах независимо от действия призывной кампании. Все, что требуется от мужчины – сообщить в военный комиссариат о желании прохождения тестирования. В подразделениях Вооруженных сил России (МЧС, МВД, полиция и др.) тесты на профпригодность периодически сдают и действующие сотрудники.

Похожее:  Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

Источник

Методика 2.5. Установление закономерностей

Цель : определить способности к анализу и сравнению, оценить умения делать логические построения, скорость переключения с одного способа умственного действия на другой.

Инструкция : «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения устанавливать закономерности. На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.

Слева перед каждой строчкой изображены значки : + ? *и т. п. Этими условными значками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача – отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, + * : = пуля няня тара дядя (правильный ответ – пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : * + * ?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, * : I : O I – статья сорока мнение скалка.

Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О = * Х = тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, т. к. кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которые надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.

По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.

Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».

1. Х*+* клад пила рана жижа вода 1. рана
2. *Х:* репа шлак соус крик луна 2. соус, крик
3. *=.Х крик обод тара воск рама 3. воск
4. . = лупа хата обои град лапа 4. обои
5. +?*? лицо река желе квас окно 5. желе
6. Х=ХО+ старт сосна пепел ребро ответ 6. сосна
7. *+??+ маска касса месса сумма лассо 7. касса
8. О=*Х= слово вахта олово казак жажда 8. вахта
9. ?ХО:? аванс холод стихи рупор чашка 9. рупор
10. =*Х=* тайна кашка шапка ванна ответ 10. кашка
11. *:О:ХО молоко фараон ананас метеор мнение 11. мнение
12. +Х?Х:! статья талант стакан рапира сорока 12. статья, сорока
13. ?-О=-О пурпур филиал шедевр скалка фосфор 13. скалка
14. Х:*+=О почерк стакан полоса ангина старик 14. почерк, старик
15. ?+О*+= разлад окорок капкан сундук список 15. разлад, сундук
16. Х*О*Х*О балаган порошок леденец колокол соломка 16. колокол
17. +=О?О?* барабан пулемет чувство филолог фамилия 17. филолог
18. *+О=+:! гипофиз конвоир гиацинт кипарис лазарет 18. конвоир, гиацинт
19. О=*=О:! шеренга кантата милиция веревка колокол 19. веревка
20. *:О!Х:! поворот гравюра складка селедка адмирал 20. складка
21. !=+*+О=: синоптик градация оболочка фантазия биология 21. биология
22. ?*О=+*О: анаконда прокурор снижение внимание описание 22. внимание
23. ?=!-ОХ-! антрекот квартира антрацит скакалка практика 23. квартира, практика
24. !?+?=Х?О катафалк царапина бурундук анфилада карандаш 24. бурундук, карандаш
25. !+=ХООХ: пассажир оперетта коллизии рассылка комиссия 25. комиссия

Обработка результатов : По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):

Где А – коэффициент успешности,

Д – количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отведенные ему 8 минут;

Пропуски – количество неподчеркнутых слов, которые нужно было подчеркнуть в данном объеме материала;

Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов;

С – общее количество всех просмотренных слов.

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 – отлично; 85-100 – хорошо; 70-84 – удовлетворительно; 55-69 – плохо; менее 55 – очень плохо.

Источник

Бланк ответов к тесту «Установление закономерностей»

Инструкция’ «Ниже приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую пришедшую вам в голову мысль. Делайте это как можно быстрее. Если не можете сразу закончить какое-либо предложе­ние — обведите его номер кружком и займитесь им позднее»

1. Думаю, что мой отец редко

2. Если все против меня, то

3. Я всегда хотел (хотела)

4. Если бы я занимал (занимала) руководящий пост

5. Будущее кажется мне

6. Мое начальство

7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. Думаю, что настоящий друг

9. Когда я был (была) ребенком

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

11. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной

12. По сравнению с большинством других семей моя семья

13. Лучше всего мне работается

15. Сделал (сделала) бы все, чтобы забыть

16. Если бы мой отец только захотел

17. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы

18. Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой)

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

21. В школе мои учителя

22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь

23. Не люблю людей, которые

25. Считаю, что большинство девушек (юношей)

26. Супружеская жизнь кажется мне

27. Моя семья обращается со мной, как

28. Люди, с которыми я работаю

30 Моей самой большой ошибкой было

31. Я хотел (хотела) бы, чтоб мой отец

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33 Моим скрытым стремлением в жизни

34 Мои подчиненные

35. Наступит тот день, когда

36. Когда ко мне приближается мой начальник
37 Хотелось бы мне перестать бояться

38. Больше всего люблю людей, которые

39 Если бы я снова стал (стала) молодым (молодой)

40. Считаю, что большинство мужчин (женщин)

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

42. Большинство известных мне семей

43. Люблю работать с людьми, которые

44. Считаю, что большинство матерей

45 Когда я был (была) моложе, то чувствовал (чувствовала) себя виноватым (виноватой), если

46. Думаю, что мой отец

47. Когда мне начинает не везти, я

48. Больше всего я хотел (хотела) бы в жизни
49 Когда я даю другим поручение

50. Когда я буду старым (старой)

51 Люди, превосходство которых над собой я признаю

52 Мои опасения не раз заставляли меня

53. Когда меня нет, мои друзья

54. Мне очень не нравится, когда мужчины (женщины)

55. Моим самым живым воспоминанием детства является

56. Моя половая жизнь

57. Когда я был (была) ребенком, моя семья
58 Люди, которые работают со мной,

59. Я люблю свою мать, но

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

11.2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)

Инструкция- «Предположим, что после соответствующе­го обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Похожее:  Анонимные вопросы своей девушке

Текст опросника

la. Ухаживать за животными. или 16. Обслуживать машины, прибо­ры (следить, регулировать).
2а. Помогать больным. или 26. Составлять 1аблицы, схемы, программы для вычислитель­ных машин.
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. или 36. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материа­лы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.). или 46. Доводить товары до потре­бителя, рекламировать, про­давать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи. или 56. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). или 66. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении ка­ких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкаль­ные инструменты). или 76. Управлять каким-либо гру­зовым (подъемным или транспортным) средством — подъемным краном, тракто­ром, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять лю­дям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д). или 86. Оформлять выставки витри­ны (или участвовать в под­готовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изде­лия (одежду, технику), жилище. или 96 Искать и исправлять ошиб­ки в текстах, таблицах, ри­сунках
10а. Лечить животных. или 106. Выполнять вычисления, рас­четы
Па. Выводить новые сорта растений. или 116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, по­ощрять. или 126. Разбираться в чертежах, схе­мах, таблицах (проверять, уточ­нять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной или 136. Наблюдать, изучать жизнь мик­робов.
14а. Обслуживать, налажи­вать медицинские приборы,аппараты. или 146. Оказывать людям меди­цинскую помощь при ранени­ях, ушибах, ожогах и т. п.
15а. Художественно описы­вать, изображать события (наблюдаемые и пред­ставляемые). или 156. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явле­ниях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или 166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а.Красить или расписы­вать стены помещений, поверхность изделий. или 176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культ­походы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, турис­тические походы и т.п. или 186. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по черте­жам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или 196. Заниматься черчением, копи­ровать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болез­нями растений, с вредителями леса, сада. или 206. Работать на клавишных маши­нах (пишущей машинке, теле­тайпе, наборной машине и др.).

f

[ • 11.3. МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»

Инструкция: «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу.

Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предла­гаем перечень вопросов.

Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) — один плюс; если не знаете, сомневаетесь — ноль; если не нравится (не любите) — минус; если очень не нравится — два минуса.

Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время запол­нения листа ответов не ограничивается.

Примечание. «Если вам нравится еще нечто такое, что не предусмотрено опросником, то напишите об этом на полях листов ответов».

Вопросы: любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам?

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги и статьи по астрономии.

5. Читать об опытах и животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телевизор.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, их экономике государствен­
ном устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной
работы и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о морских летчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Готовить обеды.

21. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь,
живете, работаете.

23. Читать о достижениях техники.

24. Знакомиться с устройством бытовых электро- и радио­
приборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях
и физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из
журналов, радио- и телепередач и т.д.).

28. Смотреть телепередачи о космонавтах. 29 Изучать биологию.

30. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

36. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытиях новых месторождений полезных
ископаемых

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или
младших.

41. Путешествовать по стране.

42 Давать объяснение товарищам, как решить трудную
задачу, правильно написать предложение и др.

43 Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства
46 Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о дости­
жениях в области радиотехники. ,

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51. Ставить опыты по химии, следить за ходом химических
реакций.

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при уши­
бах и т.д.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью людей.

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыски­
вать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. -Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомо­
биль.

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги,
что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швей­
ных машин, часов и т.п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарем и литературными источниками,
библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Выступать с докладами на исторические темы.

84. Играть на музыкальных инструментах, рисовать или
резать по дереву.

Источник

Определение логичности по методике «Установление закономерностей»

Вводные замечания. Методика служит для оценки качества мышления – способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б.Л. Покровским в 1961 году.

Цель исследования– изучить уровень логического мышления.

Используемые материалы. Заранее заготовленные бланки с рядами слов, секундомер.

Процедура исследования. Исследуемым предъявляется бланк с рядами слов. В каждом задании нужно подчеркнуть слова, порядок букв в которых соответствует порядку расположения символов в начале строки, остальные слова должны быть отвергнуты. После того, как будет зачитана инструкция, необходимо разобрать пример. Всего предъявляются 12 заданий на 5 минут (или 25 заданий на 8 минут).

Похожее:  Проконтролировать чтобы менеджеры начали лучше работать

Инструкция: «На предлагаемом ниже бланке 12 строк. В начале каждой строки стоят условные символы, а затем идут 5 слов. Порядок расположения символов соответствует порядку букв в одном или нескольких словах в данной строке. Ваша задача определить, в каких словах порядок букв соответствует расположению символов и подчеркнуть это слово (или слова). На выполнение задания дается только 5 минут».

Бланк

1. =+=# крот араб мост арба куст

2. ?;=? лоск поза борт тест болт

3. ?#=+ пила рама торт обоз реле

4. +)+х окно стук кома бобр пост

5. +#+?= колба бомба титул ложка тумба

6. #0+0+ тиран балка крыша банан мышка

7. ?+=х+ атлет румба финиш треск байка

8. -х?х! ломка херес арбуз халат карта

9. ?+#=+= баскак киргиз бостон мускат тройка

10. =?х?+?0 самовар молоток казарма акробат беседка

11. х=?х?+!0 квартира тарантас крокодил антрацит маргарин

12. #+0х#+?х артефакт инстинкт скорпион строение орнамент

Обработка и анализ результатов. Заполняется протокол стандартной формы.

1. По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):

где А – коэффициент успешности;

Д – количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отведенное ему время;

Пропуски — количество неподчеркнутых слов, которые необходимо было подчеркнуть в данном объеме материала;

Ошибки – количество неправильно подчеркнутых слов;

С – общее количество всех просмотренных слов.

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 – отлично; 85-100 – хорошо; 70-84 – удовлетворительно; 55-69 – плохо; менее 55 – очень плохо.

2. Также проводится оценка по количеству правильных ответов, которая высчитывается по следующей схеме:

— за каждый правильный ответ в первых восьми строчках по 1 баллу;

— за каждый правильный ответ в 9 и 10 строках по 2 балла;

— за каждый правильный ответ в 11 и 12 строках по 3 балла.

Максимальное количество баллов, которое можно получить по этому тесту, равно 20.

Интерпретация:

Если Вам удалось набрать 18-20 баллов, то у Вас прекрасно развиты оперативная память и внимание, что необходимо для выполнения сложной интеллектуальной деятельности;

Если Вы набрали 14-17 баллов, то Ваши показатели мыслительных процессов в пределах нормы, что позволяет Вам справляться с большинством возникающих проблем;

Если Вам не удалось набрать более 13 баллов – тренируйтесь, если хотите достичь успеха.

Ключ

1.Араб. 2.Тест. 3.Пила. 4. Бобр. 5. Титул. 6. Банан. 7. Атлет и байка. 8. Херес и халат. 9. Баскак. 10.Молоток. 11. Крокодил. 12.Инстинкт.

Литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. — М., 1982. — Т. 2.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 2003.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

4. Лучшие психологические тесты./ Пер. с англ. Е.А.Дружининой. – Харьков, 1994.

5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Просвещение, 1997. — Кн. 1.

6. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. — М., 1988.

7. Петухов В. В. Психология мышления. Учебно-методическое посо­бие. — М., 1987.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/Под ред. А.А.Крылова, А.А.Маничева. – М., Спб., 2003.

9. Психологические тесты /под ред. А.А.Карелина. в 2 т. – М., 1999. — Т.1.

10. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие. – М., 2002.

11. Романов К. М. Формирование психологического мышления учите­ля. — Саранск, 1994.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т.- М., 1989. — Т. 1.

13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

14. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. – М., 2002.

15. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум.- Ростов н/Д, 2006.

16. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

17. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов/ Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В. Корниловой. – М., Аспект Пресс, 2002.

ГЛАВА III. ВНИМАНИЕ

Опыт 1

Тест для определения уровня внимания «Числовой квадрат»

Цель исследования – оценка объема распределения и переключения внимания.

Используемые материалы – бланки, на которых, в квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40, пропущено 15 чисел, демонстрационный плакат, карандаши, секундомер.

Процедура исследования. Опыт проводит преподаватель. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу — 1,5 минуты.

Инструкция испытуемым:«Перед вами квадрат с 25-числами и числовой ряд из 40 чисел, Вам необходимо за 1,5 минуты зачеркнуть в числовом ряду чис­ла, отсутствующие в квадрате».

14 5 31 7 37
40 34 23 1 20
19 16 32 13 33
2 6 8 25 9
12 26 36 28 39
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.

Обработка и анализ результатов. При обработке подсчитывается количество правильных ответов (пропуск, исправление — ошибка). Оценка проводится по 9-бальной шкале

Источник

Тест «установление закономерностей»

Методика служит для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. Методика заимствована из практики авиационных врачей, составлена и апробирована Б. Л. Покровским в 1961 году.

Инструкция испытуемым: «Задание требует от вас внимательности, сообразительности, умения улавливать закономерности.

На бланке имеются 25 строчек по 5 слов в каждой.

Слева перед каждой строчкой изображены значки : +?* и т п. Этими условными знаками обозначены или зашифрованы одно или несколько слов из тех, что имеются в данной строчке. Ваша задача — отыскать и подчеркнуть эти слова. Чтобы это сделать, вы должны уловить закономерность расположения знаков. Так, если все значки разные, значит, и слово, которое надо найти, состоит из различных, неповторяющихся букв. Например, +*:= пуля няня тара дядя (правильный ответ — пуля). Если же в начале строки имеется набор знаков такого рода : *+*?, то очевидно, что этому набору знаков будут соответствовать слова, у которых вторая и четвертая буквы одинаковые. Слова могут состоять из 4, 5, 6, 7 и 8 букв, т. е. задание по мере увеличения букв усложняется, однако принцип обозначения и расшифровки слов один и тот же. Иногда значками могут обозначаться слова, в которых встречаются две пары одинаковых букв. Например, *:I:OI — статья сорока мнение скалка.

Если в наборе знаков только два повторяющихся знака, то вы не должны подчеркивать слова, где кроме этих 2 букв повторяются еще и другие буквы, не указанные значками, например О=*Х= тайна жажда ответ пепел. Очевидно, что слово «жажда» подчеркивать не надо, так как кроме второй и последней здесь повторяются еще первая и третья буквы. Не забудьте, количество слов, которое надо отыскать, может быть одно, два и более, т. е. вы должны просматривать всю строчку от начала до конца. Ошибки можно исправлять в том случае, если вы это заметили.

По команде «Начали» приступите к работе, по команде «Конец» поставьте вертикальную черту после последнего проверенного вами слова.

Работать нужно 8 минут, без излишней спешки и без ошибок».

Обработка результатов. По данным эксперимента рассчитывается коэффициент успешности (А):

A=(D – пропуски)/(D + ошибки)*C

где А — коэффициент успешности;

Д — количество слов, которые нужно было подчеркнуть в том объеме материала, который просмотрел испытуемый за отводеные ему 8 минут;

пропуски — количество неподчеркнутых слов, которое необходимо было подчеркнуть в данном объеме материала;

ошибки — количество неправильно подчеркнутых слов;

С — общее количество всех просмотренных слов.

Успешность выполнения задания оценивается по коэффициенту А: более 100 — отлично; 85—100 — хорошо, 70—84 удовлетворительно, 55—69 — плохо, менее 55 — очень плохо.

Источник

Adblock
detector