Раздел I Теоретические основы логопедии

Раздел I Теоретические основы логопедии

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ. ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Источник

билеты по логопедии 5 курс. 1 Теоретические и методологические основы логопедии

Л — это наука о наруш речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Л изуч причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений реч деятельности, систему коррекционного воздействия..

Предмет-нарушение речи и процесс обучения и воспитания людей лиц с расстройством речевой деятельности. Объект-человек, страдающий нарушением речи. Структура:дошкольная,школьная, подростковая и взрослая логопедия. Цель – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а так же профилактика речевых расстройств. Задачи: 1.изучение онтогенеза речевой деятельности при различный формах речевых нарушений 2. определение распространенности, симптоматики и степени проявления нарушений речи 3. выявление динами речевого развития 4 изучение особенностей формирования речи при различный отклонениях в развитии 5. выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики 6.разработка методов пед диагностики 7. систематизация речевых расстройств 8 разработка принципов, методов и средств устранения расстройств 9 совершенствование методов профилактики 10. разработка методов организации логопед помощи. Л опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Рассмотрим некоторые из них.(по Левиной)

Принцип развития. Определяется причина нарушения речи. Механизм, и прогноз наруш речи.

С позиции пр развития собирается сведения: анамнез, (общий и речевой); строение органов артикуляц; состояние моторики (общая, мелк, артикуляц); состояние голоса и темпа речи. На основании этих данных определяется клинический вариант речевой патологии(дислалия, ринолалия и др.)

Определяются специалисты, которые должны принять участие в процессе коррекц нарушения речи, ориентировочно прогнозируется время коррекц работы и возможные результаты.

Принцип системного подхода. Речь – это единая система, которая включает в себя след компоненты: Звукопроизношение, словарь, граммат строй.

Необходимо исследовать у пациента уровень развития каждого компонента речи т.е. всю языковую систему. В связи с этим определ структура речевого дефекта.

Компоненты языковой системы взаимосвязаны др с др и взаимно обуславливают развитие др др.

Варианты реч патологии

ФНР – нарушено звукопроизношен.

Фонематическое НР – у пациента недоразвит фонематический слух.

ФФНР ; ОНР + лексика грамматика.

В соответствии со структурой реч деф планируются этапы и содержание коррекц раб и и осуществляется отбор речевого материала. Определяется образовательный маршрут для ребенка.

Принцип связи речи с др сторонами психологич развития. Речь должна быть осмысленной, а мысль оречевленной (Выгодский) При значительных нарушениях речи идет спецефич развитие психики реб. Возникает вторичная задержка психич развития, в тоже время у детей имеющих те или иные психолог отклонения своеобразно развив речь. Логопеду необходимо определять являются ли нарушения речи первичными или это следствие другого дефекта. (У/о => речь ; ОНР => вторично ЗПР.) Это необходимо для определения типа образават учреждения, для выбора адекватных приемов обучения. Логопедическая работа не должна замыкаться только на речевой деятельности, требуется психолого-логопедическое обследование. Реакция на речевой дефект появляется выраженная фиксированность на нем. Тяжелые переживания, меняется характер, появляется страх речи. Логопед должен владеть некоторыми приемами психотерапевтической работы, привлекать в случаи необходимости психолога и психотерапевта.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты

2 Классификация нарушений речи.

Выделяют две классификации — Клинико-педагогическая(дислалия, дизартрия, алалия, заикание и др.) и психолого-педагогическая — Левина.(структура речевого дефекта ФНР, Фонематическое НР, ФФНР, ОНР)

На основании клинико-педагогической классификации учитываются клинические симптомы нарушений. Состояние мышечного тонуса; моторики (общей, мелкой, артикуляционной); состояния голоса и дыхания.

Для каждого вида клинической патологии существует свой набор клинических симптомов, свои причины, своя динамика, коррекционная работа. Выделяют несколько групп:

— нарушение устной речи

а) расстройство фонационного оформления высказывания (голосообразование, темп речи, интонационно-мелодическая сторона речи, звукопроизношение) Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствии патологического изменения голосового аппатара, Брадилалия — замедленный темп речи, тахилалия – ускоренный темп речи, заикание – наруш темпо-ритм организации речи , обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия – наруш звукопр при норм слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопр, обуслов анатомо-физиологи дефектами речевого аппарата, дизартрия – нарушение голоса и темпа и интонационной стороны речи и звукопроизношения, обуслов недостаточ иннервацией речев аппатрата.

б) нарушение структурно семантического высказывания – алалия — и афазия.

— нарушение письменной речи

а) нарушение чтения (дислексия, алексия)

б) нарушение письма (дисграфия, аграфия.)

3. Определение понятия «дислалия», причины, виды, классификация.

Нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушение взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализатора, либо нарушение строения периферического отдела речевого аппарата. Нет органики. Не может быть онр, т.е. словарь и грамматический строй развиты в соответствии с возрастом. Причины: 1. соматическая ослабленость – ведет к слабости нейродинамики, замедлен процесс образования новых условно-рефлекторных связей.2. генетически обусловленные или травматические нарушения в анатомическом строении речевого аппарата.3.неблагоприятное речевое окружение. Функциональная дислалия и механическая дислалия. Особых недостатков поведения, нарушений работоспособности нет, ВПФ сформированы по возрасту. Могут быть недостатки поведения связанные с особенностями воспитания. Функциональная: акустико-фонематическая: первично недоразвитие ф.с. возможности артикуляции сохранны. Дефект проявляется в смешении звуков, а так же замене — фонологический дефект преобладает. Дефект спонтанно не исправляется, требует логопедической помощи; артикуляторно-фонематическая: первично — не до конца сформированная артикуляционная база, участвующая в образовании звука – переход на более легкую артикуляцию. Может быть, либо полная замена звуков, либо по мере появления сложного звука набл смешение данного звука с предыдущим заменителем. Вторично недоразвит ф.с., по структуре реч дефекта — ФФНР; эти дети входят в группу риска как потенциально неуспевающие дети в нач школе по письму и чтению. Способны к самокоррекции. Гл задача помощи – параллельное развитие арт моторики (выработки необходимых арт укладов) и развитие ФС на смешиваемые звуки. артикуляторно-фонетическая: первичен антропофонический дефект (искажение звуков), межзубное, боковое, горловое произношение. Причиной может быть подражание, так же временные отклонения в строении органов артикуляции. ФС. сохранен, но не всегда сформировано чувство языковой нормы. Ребенок не замечает своего дефекта, нет самокоррекции, Обязательно должен получить Лого помощь. Механическая: периферический отдел речевого аппарата имеет врожденные или приобретенные дефекты. Механическая дислалия может наступить в любом возрасте.

Похожее:  Какие вопросы можно задавать старшему брату

4. Система коррекционной работы при механической дислалии..

При первичном осмотре пациента нужно всестороннее обследование органов артикуляции. Выявленные нарушения строения соотнести с имеющимися дефектами звукопроизношения => пациент направляется на обследование к соответствующим специалистам. В большинстве случаев может быть оказана мед помощь по коррекции дефектов арт аппарата. Если коррекция полная то логопед обязан добиться нормированного звука. В некоторых случаях это невозможно в силу своеобразия дефекта. Логопед подбирает мксимально близкий вариант звука, доступный произношению.

Система работы вкл теже этапы что и при функциональной дислалии.

Этапы работы логопеда:1.подготовительный – проводится полное, всестороннее обследование речевых и неречевых функций. Ребенка знакомят со строением и функцией арт органов (акцент на тех частях, которые нужны для коррегируемого звука). Формулировки простые и доступные ребенку. Ребенок начинает осознавать, что различные звуки требуют разного положения губ, языка, выдоха. Ребенок тренируется в выполнении различных арт движений. Формируется чувство языковой нормы. Сформировать у ребенка критическое отношение к дефекту. Надо сформировать положительную мотивацию к предстоящей работе.

2. постановка звука. – цель – выработать новую условно-рефлекторную связь на изученный звук. Способы постановки звука: -по подражанию, от арт гимнастики, от опорного звука, с механической помощью. Если звук в ходе урока не получается, то исключаются все этапы автоматизации. Усиливается арт гимнастика, упр-ия по развитию ФС.

3. автоматизация звука. – закрепление условно-рефлекторной связи на корригируемый звук. Самый продолжительный этап. Предстоит заменить дефектный звук на нормированный. Не используется речевой материал с оппозиционными звуками. Следует использовать ту речь, которую ребенок использует в быту, в общении. Если школьник – программа года обучения. Речевой материал разнообразен и усложняется от урока к уроку. Автоматизация заканчивается когда ребенок без напоминаний, без внешнего контроля правильно произносит звук в свободной речи.

4. дифференциация звуков. – нужен не всем детям. Необходим если было смешение или замена звуков. В противном случае велика опасность возникновения специфических ошибок при письме и чтении. Этап возможен тогда когда оба звука произносятся нормировано и звуки автоматизированы, но в самостоятельной речи допускаются ошибки употребления этих звуков.

Ведущие варианты дефекта звукопроизношения: искажение замена.

5. Система коррекционой работы при функциональной дислалии.

Надо учитывать следующий факторы: возраст, структура речевого дефекта, индивидуальные особенности ребенка, характер нарушения произношения звука, учет общих дидактических принципов.

Этапы работы логопеда:1.подготовительный – проводится полное, всестороннее обследование речевых и неречевых функций. Ребенка знакомят со строением и функцией арт органов (акцент на тех частях, которые нужны для коррегируемого звука). Формулировки простые и доступные ребенку. Ребенок начинает осознавать, что различные звуки требуют разного положения губ, языка, выдоха. Ребенок тренируется в выполнении различных арт движений. Формируется чувство языковой нормы. Сформировать у ребенка критическое отношение к дефекту. Надо сформировать положительную мотивацию к предстоящей работе.

2. постановка звука. – цель – выработать новую условно-рефлекторную связь на изученный звук. Способы постановки звука: -по подражанию, от арт гимнастики, от опорного звука, с механической помощью. Если звук в ходе урока не получается, то исключаются все этапы автоматизации. Усиливается арт гимнастика, упр-ия по развитию ФС.

3. автоматизация звука. – закрепление условно-рефлекторной связи на корригируемый звук. Самый продолжительный этап. Предстоит заменить дефектный звук на нормированный. Не используется речевой материал с оппозиционными звуками. Следует использовать ту речь, которую ребенок использует в быту, в общении. Если школьник – программа года обучения. Речевой материал разнообразен и усложняется от урока к уроку. Автоматизация заканчивается когда ребенок без напоминаний, без внешнего контроля правильно произносит звук в свободной речи.

4. дифференциация звуков. – нужен не всем детям. Необходим если было смешение или замена звуков. В противном случае велика опасность возникновения специфических ошибок при письме и чтении. Этап возможен тогда когда оба звука произносятся нормировано и звуки автоматизированы, но в самостоятельной речи допускаются ошибки употребления этих звуков.

6. Ринолалия: определение, причины, симптоматика, структура дефекта..

Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Различают открытую и закрытую ринолалию. Открытая ринолалия: ведущий анатомический дефект расщелина тв и мяг неба. Струя воздуха попадает в носовую полость — назальность звуков. Расщелины тв. неба м.б. открытые(сквозные) и скрытые(субмукозные), частичные и полные, односторонние, двусторонние и центральные. Деформации мягк. неба: полное отсутствие, несформированная небная занавеска, укорочение, расщепление. Сопутствующие дефекты: расщепление верхней губы, расщепление лица. Деформации носа, деформации челюсти, деформации зубов. Ринолалия может быть врожденной (наследственность, патология беременности в первый триместр, механическое давление на плод, многоплодная беременность, опухоли матки, недостатки стороения матки, узкий таз, внутриутробная гипоксия, токсикоз, стрессы, повышенная температура тела матери, проживание в высокогорных районах, перенесенные заболевания, химические факторы, неполноценность половых клеток) и приобретенной (травмы, послеоперационные осложнения, запущенный сифилис). Закрытая ринолалия: в результате анатомо-физиологического дефекта полости носа и носоглотки. Страдают звуки М и Н, снижается палетность звуков. Причины: 1. органические: узкие носовые ходы, заращение носовых ходов, искривление носовой перегородки, разрастание аденоидов, опухоли, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки. 2. физиологические: при заболеваниях — заложенность носа, снижение физического слуха, подражание. Это состояние может возникнуть в любом возрасте.

7. Система коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период.

Дооперационный период распадается на этапы: 1 этап – с рождения до 1 года.2 этап – 1-3 лет, 3 этап – с 3-х лет до момента операции. 1 этап – основная работа проводится родителями и воспитателями под руководством логопеда. На этом этапе необходимо стимулировать у ребенка появление лепета, гуления: развивать все виды восприятия; развивать пальчики. 2 этап – работа по развитию речи на созданной базе 1 этапа. Обратить внимание на сроки появления первых слов, первых фраз, продолжается работа по накоплению словаря. Предлагать пальчиковые игры, упражнения на развитие ротового и речевого дыхания, простые артикуляционные упражнения. Следить за общим физическим развитием ребенка. 3 этап – начинается проведение логопедических занятий (в д/с, либо в поликлинике), не реже 2-3 раза в неделю. Задачи: 1. Подготовка артикуляционного аппарата ребенка к операции уранопластики. 2.Активизация небно-глоточного смыкания. 3.Дифференциация ротового и носового выхода. 4.Коррекия звукопроизношения. Содержание логопедической работы: I. Подготовка артикуляционного аппарата к операции: а) артикуляционные упражнения – они направлены на создание базы произнесения звуков: упражнения направленные на перемещение языка в ротовой полости вперед («Лопаточка», «Иголочка» и др.). по опусканию спинки корня («Кошечка»). упражнение на закрепление кончика языка («Дятел», «Чистим зубы»). упражнение на активизацию движений губ («Улыбка», «Колечко»). упражнение на выработку целенаправленной воздушной струи.

Они помогают предотвратить дистрофию мышц, подготавливают постановку отсутствующих звуков.

II. Задачи: Активизация небно-глоточного дыхания: увеличение подвижности мягкого неба, снятие излишнего мышечного тонуса (растормаживание мягкого неба).

Виды работ: 1. массаж пассивный и активный. Активный – на фоне произнесения гласных а или э. 2. выполнение специальных упражнений, направленных на активизацию задней стенки глотки и мягкого неба: рефлекторные упражнения, имитационные (зевание). III. Дифференциация носового и ротового выхода по системе Ипполитовой. Коррекция звукопроизношения. В дооперационный период изучаются гласные звуки: а,э,о,и,у,ы. Порядок работы: а) звук артикулируется беззвучно; б) шепотом; в) тихим голосом; г) громко: 1 звук на твердой атаке, 2-3 звука на твердой атаке, 3-4 звука на твердой атаке. Система работы над согласными звуками.Задачи: 1) научить ребенка опознавать изучаемый звук; 2) научить правильно воспроизводить артикуляцию изучаемого звука; 3) научить ребенка использовать звук в речи. Работа над звуком в 4 этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация. Автоматизация только обратных слогов. Дополнительные приемы: работа по развитию фонематического слуха (выделение звуков во фрезах и т.д.). Массаж верхней губы, если рубцовая деформация верхней губы. Массаж лица. Массаж шейно – плечевого пояса (только поглаживание от шеи к голове).

Источник



Научно-теоретические основы логопедии

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ.

Научно-теоретическая основа логопедии обусловлена педагогическим характером этой науки, то есть самой логопедией, а также сущностью ее предмета, целей, задач. К научно-теоретическим основам относятся положения различных наук.

Первая теоретическая основа логопедии — положение психологии – о речи, ее видах, функциях, а также о связи речи с другими психическими процессами. Речь рассматривается как ВПФ, следовательно, она обеспечивается сложной структурой функциональной системы. Формируется речь прижизненно, зависит от социальной ситуации развития ребенка. Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.

Речь является функцией произвольной и в процессе онтогенеза развивается от простых форм устной речи до сложных видов речевой деятельности как устной, так и письменной.

Речь разделяется на импрессивную (восприятие, понимание, чтение) и экспрессивную (то есть собственное говорение, письмо) форму. Наиболее крупным делением речи на виды является ее разграничение на устную и письменную, представленную чтением и письмом.Устная речь подразделяется в зависимости от сложности ее построения:

Похожее:  СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА

1. Диалогическая речь — взаимодействуют два или несколько партнеров.

2. Монологическая речь – связное речевое высказывание одного человека.

Для логопедииважно выделение других видов речи:

-Отраженная речь; сопряженная речь (хоровая); самостоятельная речь.

Речь выполняет следующие функции:

1-ая базовая – коммуникативная функция (внутри коммуникативной выделяется информационная и регулирующая речь). Коммуникативная функция речи появляется самой первой в онтогенезе. Именно эта функция страдает в первую очередь при различных нарушениях устной речи, но особенно грубо она страдает при ОНР (1-2 уровень речевого развития, открытой ринолалии, псевдобульбарной дизартрии, заикании.

2-ая функция речи – познавательная (когнитивная). Речь начинает использоваться ребенком для познания в раннем возрасте в 3 года (Почему). Речь становится средством для развития мышления.

3-ья функция речи – метаязыковая. Метаязык- это язык, речь о речи. Использование речи для обозначения ее закономерностей и правил. Метаязыковая функция в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте, особенно это проявляется в 6-7 летнем возрасте и затем продолжает развиваться в школьном возрасте. Ее развитию способствует изучение языка.

В логопедии использование метаязыковой функции очень важно в процессе коррекции речевых недостатков у детей. Эта функция формируется у детей сложно и длительно.

В первую очередь речь связана с мышлением, поэтому всякое недоразвитие интеллекта негативно отражается на недоразвитии речи. Проявляется у детей с ЗПР и УО.

Речь связана с другими познавательными процессами, а именно с памятью, разными видами восприятия, воображением. Нарушение речи, особенно в виде ОНР негативно влияют на развитие этих познавательных психических процессов. Недостатки памяти, особенно оперативной, а также слуховой и зрительной памяти в свою очередь затрудняют речевое развитие (в частности это негативно сказывается на развитии словаря).

Недостатки зрительного восприятия, а также функций пространственного анализа и синтеза могут быть причиной нарушений чтения и письма.

Таким образом, психологический аспект теоретического базиса логопедии важен:

Во–первых, для правильного подхода к отграничению нарушенного речевого развития от нормального развития речи или от онтогенеза.

Во-вторых, для реализации системного подхода в диагностике и коррекции речевых нарушений.

В – третьих, для учета роли др. психических функций в коррекции и развитии речи (в частности учет личностного компонента, т. е. отношение ребенка или взрослого к своему недостатку и мотивация коррекционной работы по преодолению этого нарушения).

Второй теоретической основой логопедии является положение о анатомо-физиологических основах речи.

Согласно этому положению речь реализуется сложными структурными образованиями или функциональными системами, в которые объединены центральный и периферический отдел.

Центральный отдел представлен головным мозгом, корой больших полушарий, подкорковыми и стволовыми образованиями, основная функция которых заключается в программировании и уточнении программ различных речевых действий.

Лобные префронтальные отделы коры головного мозга обеспечивают общие смысловые программы речевых высказываний, их последовательность, целенаправленность и контроль. Височные отделы коры левого полушария обеспечивают фонемное восприятие, следовательно, опознание языковых единиц в устной речи. Двигательные отделы обеспечивают выбор артикуляционных программ и переключение от одной артикуляции к другой в процессе говорения. Затылочные отделы коры левого полушария выполняют функцию букворазличения. Проводящие пути, соединяющие кору головного мозга с ядрами мозговых нервов (находятся в стволе продолговатого мозга) обеспечивают передачу речедвигательных программ, уточнение которых происходит в мозжечке (координация движения). От ядер мозговых нервов начинается периферический путь к исполнительным органам, к периферическим мышцам периферического аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный). Блуждающий нерв осуществляет регуляцию дыхательной функции. Языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего). В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными

Таким образом, анатомо-физиологические основы дают представление о нормальном строении речевой функциональной системы, что важно как для диагностики и коррекции нарушений речи, при простых дефектах звукопроизношения, так и при сложных нарушениях как заикание, сенсорная и моторная алалия.

3 –ей основой является психолингвистическая основа.

Психолингвистика изучает речевую деятельность с точки зрения соотношения процессов речепорождения и речевосприятия в связи с личностью, то есть она изучает особенности и закономерности использования языка в речевой деятельности личности. С психолингвистической точки зрения дается оценка роли мотивации в активности речи, роли условий способствующих повышению речевой мотивации ребенка, роли коммуникативных и социальных факторов в преодолении недостатков речи. В этом же направлении рассматриваются механизмы самоконтроля и самокоррекции речевых недостатков.

4-ая нейропсихологическая основа понимания мозговой организации речи.

Нейропсихология дает сведения о современном понимании мозговых механизмов речевых нарушений.

Например: установлено, что нарушение письма у младших школьников может быть обусловлено не только специфическими недостатками фонематического восприятия, слуха, зрительно-пространственного анализа и синтеза, но и незрелостью регуляторных механизмов, которые обеспечиваются третьим функциональным блоком мозга. В связи, с чем выделяется регуляторная форма дисграфии. Например, Т. В. Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы, которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля).

5-ая неврологическая основа патологии речи (невропатология и психопатология).

Данные невропатологии и психопатологии учитываются в анализе нарушений речи в клинической картине различных неврологических и психиатрических расстройств: заикание, распад речи по типу афазии, при РДА, при ранней форме шизофрении, при УО.

6-ой теоретической основой логопедии являются лингвистические положения о фонетической, о лексической, о грамматической системах языка; о закономерностях строения и правилах использования языковых средств. Лингвистические основы важны для определения содержания и последовательности работы над различными языковыми единицами и различными языковыми действиями.

Например: сад-садик-садовник. (словообразование)

7-ой теоретической основой логопедии является положения специальной психологии о структуре и закономерностях дизонтогенеза для теории и практики логопедии.

Согласно положениям специальной психологии дефицит одной нарушенной функции, в данном случае речи, рассматривается как первичный дефект.При отсутствии или недостаточной эффективности коррекционной работы этот первичный дефект может обусловить вторичные нарушения: задержку в интеллектуальном развитии, искажения в развитии личности.

Положения специальной психологии важны для правильной оценки соотношения актуального уровня развития ребенка с нарушением речи и его потенциальных возможностей при условии оказания специальной коррекционной помощи.

8-ой основой логопедии являются педагогические основывоспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

Специальная коррекционная педагогика является понятием родовым логопедии, поэтому логопедия использует все принципы коррекционной педагогики. Она использует принятые в специальной педагогике методы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, научно-теоретические основы логопедии имеют междисциплинарный характер, который можно обозначить как клинико-психолого-педагогический, анатомо-физиологический и лингвистический.

Межрегиональные конференцииМежрегиональные конференции Сегодня заведующая и педагоги нашего детского сада приняли участие в двух межрегиональных научно — практических конференциях. Педагоги участвовали.

Участие в конференциях 2013 годаУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Источник

Теоретические основы логопедии

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: Астрель, 2005.

3. Глухов В.П. Основы психолингвистики. — М.: Астрель, 2005.

4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 2001.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 2000.

7. Основы логопедии / Под ред. Т.В. Волосовец. — М., 2000.

8. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.

9. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997.

10. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. Ч. I, II. — М., 1997.

Нарушения голоса

Звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильность речи. Нарушения голосамогут сказываться на общем развитии детей и под- ростков, их нервно-психическом состоянии, формировании речи. Значимость голоса для процесса общения трудно переоценить. Характер и степень отрицательного влияния нару- шений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глу- бины расстройства.

Похожее:  Тема 16 Законодательная исполнительная и судебная власти в Российской Федерации

Причины расстройств голоса разнообразны, характер нарушений варьируется от незначительных его изменений до полной потери голоса (афония). Расстройства голоса ана- лизируются в медицинском, психологическом и логопедическом аспектах.

Воспитание голоса — это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи. Крайне важны про- филактические мероприятия для предупреждения расстройств голоса, которые включают собственно профилактику, воспитание здорового голоса и постоянную его тренировку.

Важно следить за голосом лицам голосоречевых профессий, у которых большие голо- совые нагрузки. Не менее важная проблема — охрана голоса подростков в период мутации, для чего разработаны специальные голосовые режимы.

Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами — силой, высотой, длительностью и тембром и их изменчивостью в речевом процессе. В ряде случаев работа над голосом предваряется и сопровождается медицинскими мероприятиями.

Комплексное воздействие с использованием разнообразных специальных методик обеспечивает нормализацию или значительное улучшение голоса.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

1. Охарактеризуйте организацию логопедической помощи при нарушениях голоса.

2. Раскройте возрастную эволюцию голоса.

3. Как можно охарактеризовать лиц с психогенными нарушениями голоса?

4. Раскройте виды психотерапии, которые применяются при коррекции нарушений голоса.

5. Перечислите условия проведения дыхательной гимнастики с детьми.

6. Дайте сопоставительный анализ ринолалии и ринофонии.

Литература

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М.,

2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.

3. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

4. Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1970.

5. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968.

6. Ермолаев В.Г. Некоторые вопросы фониатрии. — М., 1963.

7. Лаврова Е.В. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани. — М., 1977.

8. Максимов И. Фониатрия. — М., 1987.

9. Орлова О.С. Детский голос в норме и патологии. — М., 2002.

10. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие. — М., 2005.

11. Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. —

Дислалия

Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следую- щем:

• Резко возросла её распространённость (с 8–17 % в 50-е годы ХХ века до 52,5 % в 90-е годы).

• Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстрой- ства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.

• Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, про- являющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).

• Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннерва- ции артикуляторного аппарата.

• Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.

• Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии аку- стическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разби- раться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства. Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возраст- ных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю кор- рекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.

Источник

Теоретические основы логопедии вопросы

О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена

Шпаргалка по логопедии
Вопрос 1. Определение логопедии как науки. Цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявле­ния и преодоления.
Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо:
• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Эти данные имеют важное значение для правильного педа­гогического анализа речевого нарушения и организации ло­гопедической работы выбора профиля специального учреждения.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Источник

Adblock
detector