Реальный текст ЕГЭ 2018. Паустовский. Бакенщик Семен.
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Сторожка была на другом берегу. Я покричал Семену, чтобы он подал мне лодку, и пока Семен отвязывал ее, гремел цепью и ходил за веслами, к берегу подошли трое мальчиков. Их волосы, ресницы и трусики выгорели до соломенного цвета. Мальчики сели у воды, над обрывом. Тотчас из-под обрыва начали вылетать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки; в обрыве было вырыто много стрижиных гнезд. Мальчики засмеялись.
— Вы откуда? — спросил я их.
— Из Ласковского леса, — ответили они и рассказали, что они пионеры из соседнего города, приехали в лес на работу, вот уже три недели пилят дрова, а на реку иногда приходят купаться. Семен их перевозит на тот берег, на песок.
— Он только ворчливый, — сказал самый маленький мальчик. — Все ему мало, все мало. Вы его знаете?
— Только вот все ему мало, — печально подтвердил худой мальчик в кепке. — Ничем ему не угодишь. Ругается.
Я хотел расспросить мальчиков, чего же в конце концов Семену мало, но в это время он сам подъехал на лодке, вылез, протянул мне и мальчикам шершавую руку и сказал:
— Хорошие ребята, а понимают мало. Можно сказать, ничего не понимают. Вот и выходит, что нам, старым веникам, их обучать полагается. Верно я говорю? Садитесь в лодку. Поехали.
— Ну, вот видите, — сказал маленький мальчик, залезая в лодку. — Я же вам говорил!
Семен греб редко, не торопясь, как всегда гребут бакенщики и перевозчики на всех наших реках. Такая гребля не мешает говорить, и Семен, старик многоречивый, тотчас завел разговор.
— Ты только не думай, — сказал он мне, — они на меня не в обиде. Я им уже столько в голову вколотил — страсть! Как дерево пилить — тоже надо знать. Скажем, в какую сторону оно упадет. Или как схорониться, чтобы комлем не убило. Теперь небось знаете?
— Знаем, дедушка, — сказал мальчик в кепке. — Спасибо.
— Ну, то-то! Пилу небось развести не умели, дровоколы, работнички!
— Теперь умеем, — сказал самый маленький мальчик.
— Ну, то-то! Только это наука не хитрая. Пустая наука! Этого для человека мало. Другое знать надобно.
— А что? — встревоженно спросил третий мальчик, весь в веснушках.
— А то, что теперь война. Об этом знать надо.
— Ничего вы не знаете. Газетку мне намедни вы принесли, а что в ней написано, того вы толком определить и не можете.
— Что же в ней такого написано, Семен? — спросил я.
— Сейчас расскажу. Курить есть?
Мы скрутили по махорочной цигарке из мятой газеты. Семен закурил и сказал, глядя на луга:
— А написано в ней про любовь к родной земле. От этой любви, надо так думать, человек и идет драться. Правильно я сказал?
— А что это есть — любовь к родине? Вот ты их и спроси, мальчишек. И видать, что они ничего не знают.
— А раз знаете, так и растолкуйте мне, старому дураку. Погоди, ты не выскакивай, дай досказать. Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь: «Иду я за родную землю». Так вот ты и скажи: за что же ты идешь?
— За свободную жизнь иду, — сказал маленький мальчик.
— Мало этого. Одной свободной жизнью не проживешь.
— За свои города и заводы, — сказал веснушчатый мальчик.
— За свою школу, — сказал мальчик в кепке. — И за своих людей.
— И за свой народ, — сказал маленький мальчик. — Чтобы у него была трудовая и счастливая жизнь.
— Все вы правильно говорите, — сказал Семен, — только мало мне этого.
Мальчики переглянулись и насупились.
— Обиделись! — сказал Семен. — Эх вы, рассудители! А, скажем, за перепела тебе драться не хочется? Защищать его от разорения, от гибели? А?
Источник
Текст 11
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Сторожка была на другом берегу.
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Сторожка была на другом берегу. Я покричал Семену, чтобы он подал мне лодку, и пока Семен отвязывал ее, гремел цепью и ходил за веслами, к берегу подошли трое мальчиков. Их волосы, ресницы и трусики выгорели до соломенного цвета. Мальчики сели у воды, над обрывом. Тотчас из-под обрыва начали вылетать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки; в обрыве было вырыто много стрижиных гнезд. Мальчики засмеялись.
— Вы откуда? — спросил я их.
— Из Ласковского леса, — ответили они и рассказали, что они пионеры из соседнего города, приехали в лес на работу, вот уже три недели пилят дрова, а на реку иногда приходят купаться. Семен их перевозит на тот берег, на песок.
— Он только ворчливый, — сказал самый маленький мальчик. — Все ему мало, все мало. Вы его знаете?
— Только вот все ему мало, — печально подтвердил худой мальчик в кепке. — Ничем ему не угодишь. Ругается.
Я хотел расспросить мальчиков, чего же в конце концов Семену мало, но в это время он сам подъехал на лодке, вылез, протянул мне и мальчикам шершавую руку и сказал:
— Хорошие ребята, а понимают мало. Можно сказать, ничего не понимают. Вот и выходит, что нам, старым веникам, их обучать полагается. Верно я говорю? Садитесь в лодку. Поехали.
— Ну, вот видите, — сказал маленький мальчик, залезая в лодку. — Я же вам говорил!
Семен греб редко, не торопясь, как всегда гребут бакенщики и перевозчики на всех наших реках. Такая гребля не мешает говорить, и Семен, старик многоречивый, тотчас завел разговор.
— Ты только не думай, — сказал он мне, — они на меня не в обиде. Я им уже столько в голову вколотил — страсть! Как дерево пилить — тоже надо знать. Скажем, в какую сторону оно упадет. Или как схорониться, чтобы комлем не убило. Теперь небось знаете?
— Знаем, дедушка, — сказал мальчик в кепке. — Спасибо.
— Ну, то-то! Пилу небось развести не умели, дровоколы, работнички!
— Теперь умеем, — сказал самый маленький мальчик.
— Ну, то-то! Только это наука не хитрая. Пустая наука! Этого для человека мало. Другое знать надобно.
— А что? — встревоженно спросил третий мальчик, весь в веснушках.
— А то, что теперь война. Об этом знать надо.
— Ничего вы не знаете. Газетку мне намедни вы принесли, а что в ней написано, того вы толком определить и не можете.
— Что же в ней такого написано, Семен? — спросил я.
— Сейчас расскажу. Курить есть?
Мы скрутили по махорочной цигарке из мятой газеты. Семен закурил и сказал, глядя на луга:
— А написано в ней про любовь к родной земле. От этой любви, надо так думать, человек и идет драться. Правильно я сказал?
— А что это есть — любовь к родине? Вот ты их и спроси, мальчишек. И видать, что они ничего не знают.
Мальчики обиделись:
— А раз знаете, так и растолкуйте мне, старому дураку. Погоди, ты не выскакивай, дай досказать. Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь: «Иду я за родную землю». Так вот ты и скажи: за что же ты идешь?
— За свободную жизнь иду, — сказал маленький мальчик.
— Мало этого. Одной свободной жизнью не проживешь.
— За свои города и заводы, — сказал веснушчатый мальчик.
— За свою школу, — сказал мальчик в кепке. — И за своих людей.
— И за свой народ, — сказал маленький мальчик. — Чтобы у него была трудовая и счастливая жизнь.
— Все вы правильно говорите, — сказал Семен, — только мало мне этого.
Мальчики переглянулись и насупились.
— Обиделись! — сказал Семен. — Эх вы, рассудители! А, скажем, за перепела тебе драться не хочется? Защищать его от разорения, от гибели? А?
Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892— 14 июля 1968) — русский советский писатель, классик русской литературы.
Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель, классик русской литературы. В данном тексте автор поднимает проблему воспитания подрастающего поколения в трудные для родины годы.
Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю, которая произошла с которая произошла с ним во время войны. Автор путешествовал «по заросшим луговым дорогам» и у сторожки встретил троих мальчишек, которые рассказали ему о бакенщике Семене. Они пожаловались автору, что бакенщик строг и требователен с ними. Вскоре автор познакомился и с самим бакенщиком, который и объяснил все атору: “Ты только не думай, — сказал он мне, — они на меня не в обиде. Я им уже столько в голову вколотил — страсть! Как дерево пилить — тоже надо знать. Скажем, в какую сторону оно упадет. Или как схорониться, чтобы комлем не убило”. Автор хочет сказать читателю, что этот немолодой человек, неравнодушен к подрастающему поколению, он пытается вложить в их головы как можно больше житейской мудрости и понимания того, как должен вести себя человек в трудные годы войны, понимать: ”- А что это есть — любовь к родине?”. Учит он их ненавязчиво, заставляет думать и рассуждать о самом насущном, важном для каждого человека.
Авторская позиция обозначена очень четко: в трудные для страны годы все должны объединиться, сражаться, знать, почему важно всем миром, всем народом противостоять врагу. Автор учит нас понимать, что нет ничего лучше, чем жить в свободной стране, поэтому воины советской армии воевали “за свободную жизнь”, “за свои города и заводы”, “за свою школу”, “и за своих людей”, “ за свой народ”, “за перепела…”, которого шли “защищать … от разорения, от гибели”
С позицией автора трудно не согласиться. Во время Великой Отечественной войны весь народ как один человек встали на защиту родины. Все понимали, что только всем миром, всем народом, всей землей можно победить врага. Это единение, чувство небывалого патриотизма, желания не жить в рабстве и освободиться от фашистов поддерживало действующую армию, позволило выстоять и выжить всем. Считается, что во время Великой Отечественной войны у детей не было детства, они сразу становились взрослыми. Как в тексте Паустовского мальчики уже научились точить пилу, пилить деревья, то есть выполнять взрослую работу. А сколько по всей стране было подростков, которые вместе с матерями работали в поле, стояли у станков на заводах, выпускающих снаряды и оружие. Получается, что победа ковалась не только руками взрослых, но и детей, понявших и принявших происходящее правильно.
Таким образом, правильное воспитание позволяет в тяжелые для страны годы встать на защиту родины всем, даже самым маленьким ее гражданам.
Источник
Викторина по произведениям Паустовского с ответами, 3-4 класс
Литературная викторина для младших школьников. Рассказы К. Г. Паустовского
Вопросы
1. Назовите деревню, где жил Филька с бабкой из рассказа «Теплый хлеб». (Бережки.)
2. Назовите любимое выражение Фильки из рассказа «Теплый хлеб». («Да ну тебя!»)
3. Отчего наступил такой внезапный лютый мороз в рассказе «Теплый хлеб»? (Злорадный окрик Фильки, наотмашь ударил коня.)
4. Какое спасение от стужи придумал Филька, чтобы снять с себя вину, в рассказе «Теплый хлеб»? (Прорубить с ребятами лед у лотка мельницы, а значит, будут и мука, и вода, и всеобщее спасение.)
5. Назовите внучку деда Кузьмы из рассказа «Стальное колечко». (Варюша.)
6. Какое чудо принесет перстенек, если носить его на среднем пальце руки, из рассказа «Стальное колечко»? (Здоровье всем.)
7. Как звали старого воробья, живущего в избе Кузьмы, из рассказа «Стальное колечко»? (Сидор.)
8. За что низко поклонился Петя деревьям, шмелям, реке, птицам, рыбам и бобрам в рассказе «Дремучий медведь»? (Защитили Петю и телят от голодного медведя.)
9. Что подарил папа Маши маме в рассказе «Растрепанный воробей»? (Маленький букет цветов из тонкого стекла.)
10. Назовите разбойницу, воровавшую всё, что попадалось на глаза, из рассказа «Растрепанный воробей». (Седая ворона.)
11. Назовите имя растрепанного воробья из рассказа. (Пашка.)
12. В каком спектакле впервые танцевала мама Маши в рассказе «Растрепанный воробей»? («Золушка».)
13. Какой героический поступок совершил жук из рассказа «Похождения жука-носорога» в сражении с немцами? (Жук с налета ударил в глаз немца, стрелявшего в Петра, чем спас ему жизнь.)
14. Запах какой еды, жарившейся на сковороде, так привлек барсука, что он забыл про осторожность и обжег свой нос, в рассказе «Барсучий нос»? (Жареная картошка.)
15. Природное лекарство для обожженного носа барсука из рассказа «Барсучий нос». (Гнилой сосновый пень.)
16. Почему ласточки из рассказа «Сивый мерин», увидев человека на лугах, часами могут за ним летать? (Человек спугивает кузнечиков и жуков, и ласточки кормятся без всякой заботы.)
17. Из чего плетут лески для ловли рыбы местные жители из рассказа «Сивый мерин»? (Из конского волоса.)
18. Почему дед Ларион Малявин из рассказа «Заячьи лапы» так дорожит зайцем? (Заяц спас деда от лесного пожара.)
19. Сколько ребятам понадобилось времени, чтобы выследить рыжего кота, в рассказе «Кот-ворюга»? (Месяц.)
20. Какой приманкой Ленька, сын деревенского сапожника, вытащил кота из-под дома в рассказе «Кот-ворюга»? (Плотицей.)
21. Какой благородный и неожиданный поступок совершил рыжий кот, переставший воровать, в рассказе «Кот-ворюга»? (Негодовал, когда куры влезали на стол и воровали еду с тарелок; отучил кур воровать.)
22. Единственное, что мог сжевать в резиновой лодке Мурзик из рассказа «Резиновая лодка». (Резиновую пробку.)
23. Назовите цветок, который выделяет тепло и защищает растения от холода, из рассказа «Заботливый цветок». (Кипрей.)
24. Что подарил композитор Эдвард Григ маленькой девочке — дочери лесника из рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Музыкальную пьесу по поводу ее восемнадцатилетия.)
25. Назовите кривоногую таксу из Москвы в рассказе «Жильцы старого дома». (Фунтик.)
26. Твердые привычки кота Степана из рассказа «Жильцы старого дома». (По утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц, точить когти на сгнившей скамье.)
27. Сварливый голенастый петух, которого Фунтик обходил стороной, из рассказа «Жильцы старого дома». (Горлач.)
28. Какими способностями обладала черная курица из рассказа «Жильцы старого дома»? (Летала, как ворона, дралась, по несколько часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать.)
29. Что так сильно привлекало лягушку, что она могла часами сидеть и приходилось щекотать ее палкой, чтобы очнулась и ушла, в рассказе «Жильцы старого дома»? (Яркий огонь керосиновой лампы.)
30. Каким узором были разрисованы ходики из рассказа «Жильцы старого дома»? (Пышными розанами и трилистниками.)
31. Назовите мастера музыкальной шкатулки из рассказа «Жильцы старого дома». (Гальвестон.)
Источник
Константин Паустовский — Бакенщик: Рассказ
Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Сторожка была на другом берегу. Я покричал Семену, чтобы он подал мне лодку, и пока Семен отвязывал ее, гремел цепью и ходил за веслами, к берегу подошли трое мальчиков. Их волосы, ресницы и трусики выгорели до соломенного цвета. Мальчики сели у воды, над обрывом. Тотчас из-под обрыва начали вылетать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки; в обрыве было вырыто много стрижиных гнезд. Мальчики засмеялись.
— Вы откуда? — спросил я их.
— Из Ласковского леса, — ответили они и рассказали, что они пионеры из соседнего города, приехали в лес на работу, вот уже три недели пилят дрова, а на реку иногда приходят купаться. Семен их перевозит на тот берег, на песок.
— Он только ворчливый, — сказал самый маленький мальчик. — Все ему мало, все мало. Вы его знаете?
— Только вот все ему мало, — печально подтвердил худой мальчик в кепке. — Ничем ему не угодишь. Ругается.
Я хотел расспросить мальчиков, чего же в конце концов Семену мало, но в это время он сам подъехал на лодке, вылез, протянул мне и мальчикам шершавую руку и сказал:
— Хорошие ребята, а понимают мало. Можно сказать, ничего не понимают. Вот и выходит, что нам, старым веникам, их обучать полагается. Верно я говорю? Садитесь в лодку. Поехали.
— Ну, вот видите, — сказал маленький мальчик, залезая в лодку. — Я же вам говорил!
Семен греб редко, не торопясь, как всегда гребут бакенщики и перевозчики на всех наших реках. Такая гребля не мешает говорить, и Семен, старик многоречивый, тотчас завел разговор.
— Ты только не думай, — сказал он мне, — они на меня не в обиде. Я им уже столько в голову вколотил — страсть! Как дерево пилить — тоже надо знать. Скажем, в какую сторону оно упадет. Или как схорониться, чтобы комлем не убило. Теперь небось знаете?
— Знаем, дедушка, — сказал мальчик в кепке. — Спасибо.
— Ну, то-то! Пилу небось развести не умели, дровоколы, работнички!
— Теперь умеем, — сказал самый маленький мальчик.
— Ну, то-то! Только это наука не хитрая. Пустая наука! Этого для человека мало. Другое знать надобно.
— А что? — встревоженно спросил третий мальчик, весь в веснушках.
— А то, что теперь война. Об этом знать надо.
— Ничего вы не знаете. Газетку мне намедни вы принесли, а что в ней написано, того вы толком определить и не можете.
— Что же в ней такого написано, Семен? — спросил я.
— Сейчас расскажу. Курить есть?
Мы скрутили по махорочной цигарке из мятой газеты. Семен закурил и сказал, глядя на луга:
— А написано в ней про любовь к родной земле. От этой любви, надо так думать, человек и идет драться. Правильно я сказал?
— А что это есть — любовь к родине? Вот ты их и спроси, мальчишек. И видать, что они ничего не знают.
— А раз знаете, так и растолкуйте мне, старому дураку. Погоди, ты не выскакивай, дай досказать. Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь: «Иду я за родную землю». Так вот ты и скажи: за что же ты идешь?
— За свободную жизнь иду, — сказал маленький мальчик.
— Мало этого. Одной свободной жизнью не проживешь.
— За свои города и заводы, — сказал веснушчатый мальчик.
— За свою школу, — сказал мальчик в кепке. — И за своих людей.
— И за свой народ, — сказал маленький мальчик. — Чтобы у него была трудовая и счастливая жизнь.
— Все вы правильно говорите, — сказал Семен, — только мало мне этого.
Мальчики переглянулись и насупились.
— Обиделись! — сказал Семен. — Эх вы, рассудители! А, скажем, за перепела тебе драться не хочется? Защищать его от разорения, от гибели? А?
— Вот я и вижу, что вы не все понимаете, — заговорил Семен. — И должен я, старый, вам объяснить. А у меня и своих дел хватает: бакены проверять, на столбах метки вешать. У меня тоже дело тонкое, государственное дело. Потому — эта река тоже для победы старается, несет на себе пароходы, и я при ней вроде как пестун, как охранитель, чтобы все было в исправности. Вот так получается, что все это правильно — и свобода, и города, и, скажем, богатые заводы, и школы, и люди. Так не за одно это мы родную землю любим. Ведь не за одно?
— А за что же еще? — спросил веснушчатый мальчик.
— А ты слушай. Вот ты шел сюда из Ласковского леса по битой дороге на озеро Тишь, а оттуда лугами на Остров и сюда ко мне, к перевозу. Ведь шел?
— Ну вот. А под ноги себе глядел?
— А видать-то ничего и не видел. А надо бы поглядывать, да примечать, да останавливаться почаще. Остановишься, нагнешься, сорвешь какой ни на есть цветок или траву — и иди дальше.
— А затем, что в каждой такой траве и в каждом таком цветке большая прелесть заключается. Вот, к примеру, клевер. Кашкой вы его называете. Ты его нарви, понюхай — он пчелой пахнет. От этого запаха злой человек и тот улыбнется. Или, скажем, ромашка. Ведь ее грех сапогом раздавить. А медуница? Или сон-трава. Спит она по ночам, голову клонит, тяжелеет от росы. Или купена. Да вы ее, видать, и не знаете. Лист широкий, твердый, а под ним цветы, как белые колокола. Вот-вот заденешь — и зазвонят. То-то! Это растение приточное. Оно болезнь исцеляет.
— Что значит приточное? — спросил мальчик в кепке.
— Ну, лечебное, что ли. Наша болезнь — ломота в костях. От сырости. От купены боль тишает, спишь лучше и работа становится легче. Или аир. Я им полы в сторожке посыпаю. Ты ко мне зайди — воздух у меня крымский. Да! Вот иди, гляди, примечай. Вон облак стоит над рекой. Тебе это невдомек; а я слышу — дождиком от него тянет. Грибным дождем — спорым, не очень шумливым. Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит. Я часто, ближе к вечеру, сижу у сторожки, корзины плету, потом оглянусь и про всякие корзины позабуду — ведь это что такое! Облак в небе стоит из жаркого золота, солнце уже нас покинуло, а там, над землей, еще пышет теплом, пышет светом. А погаснет, и начнут в травах коростели скрипеть, и дергачи дергать, и перепела свистеть, а то, глядишь, как ударят соловьи будто громом — по лозе, по кустам! И звезда взойдет, остановится над рекой и до утра стоит — загляделась, красавица, в чистую воду. Так-то, ребята! Вот на это все поглядишь и подумаешь: жизни нам отведено мало, нам надо двести лет жить — и то не хватит. Наша страна — прелесть какая! За эту прелесть мы тоже должны с врагами драться, уберечь ее, защитить, не давать на осквернение. Правильно я говорю? Всё шумите, «родина», «родина», а вот она, родина, за стогами!
Мальчики молчали, задумались. Отражаясь в воде, медленно пролетела цапля.
— Эх, — сказал Семен, — идут на войну люди, а нас, старых, забыли! Зря забыли, это ты мне поверь. Старик — солдат крепкий, хороший, удар у него очень серьезный. Пустили бы нас, стариков, — вот тут бы немцы тоже почесались. «Э-э-э, — сказали бы немцы, — с такими стариками нам биться не путь! Не дело! С такими стариками последние порты растеряешь. Это, брат, шутишь!»
Лодка ударилась носом в песчаный берег. Маленькие кулики торопливо побежали от нее вдоль воды.
— Так-то, ребята, — сказал Семен. — Опять небось будете на деда жаловаться — все ему мало да мало. Непонятный какой-то дед.
— Нет, понятный, совсем понятный, — сказал маленький мальчик. — Спасибо тебе, дед.
— Это за перевоз или за что другое? – спросил Семен и прищурился.
— За другое. И за перевоз.
Мальчики побежали к песчаной косе — купаться. Семен поглядел им вслед и вздохнул.
— Учить их стараюсь, — сказал он. — Уважению учить к родной земле. Без этого человек — не человек, а труха!
Источник
Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "К.Паустовкий "Бакенщик"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения был направлен на расширение кругозора детей, на знакомство их с великим русским писателям, Константином Паустовским как человеком горячо любящим свою Родину, прославляющим её красоту и силу. Силу духа её людей, готовых в любую минуту отдать жизнь за Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: "К.Паустовский "Бакенщик" | 20.42 КБ |
Презентация урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: "К.Паустовский "Бакенщик" | 235.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Подготовила: учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна
К. Паустовский «Бакенщик»
продолжить знакомство с работами великих русских литераторов
Познакомить детей с новым литературным произведением Константина Паустовского; совершенствовать навыки чтения; прививать любовь к русской литературе; расширить литературный запас слов (УУД)
Развивать речь и воображение учащихся; умение соотнести текстовый материал и собственное мнение с мнением других людей (регулятивные и коммуникативные УУД)
Воспитывать бережное отношение к природе, к ценности человеческой жизни; к Родине; терпимое отношение к чувствам и мыслям других людей; благодарность ко всем кто помогает тебе.
Выставка книг – сочинений К.Паустовского (или урок, возможно, проводить в библиотеке). Если урок проходит в классе, то книги должны быть не в сборнике, а, по — возможности, отдельно, чтобы привлечь внимание детей к многообразию творчества Константина Георгиевича Паустовского. Сборник произведений К.Паустовского у каждого ребёнка с рассказом «Бакенщик» и сказкой «Дремучий медведь», рабочая тетрадь по чтению, презентация урока, проектор, экран, компьютер.
Выставка книг оформляется задолго до урока. По возможности за 1-2 дня, чтобы дети, без комментария учителя смогли познакомиться с произведениями.
- Проверка домашнего задания
- Какие произведения К. Паустовского вам удалось прочитать?
(Сказка «Растрёпанный воробей», рассказы «Барсучий нос», «Кот Ворюга», «Заячьи лапы» — этот рассказ мы читали на уроке литературного чтения)
- Вам было рекомендовано прочитать сказку К.Паустовского «Дремучий медведь». Кто, по-вашему, является главным героем этой сказки?
(Мальчик – сирота Петя и Медведь)
- Прочитайте прилагательные, которые характеризуют медведя из сказки К.Паустовского «Дремучий медведь».
(Злой, жадный, голодный, нетерпимый, завистливый, несчастный, испуганный)
— Почему такие разные по содержанию прилагательные характеризуют этого персонажа?
(Это животное само по себе не хотело причинять зло никому. Природа требовала еды, и он искал её)
— Можно ли сказать, что медведь – это образ человека, а не животного?
(Возможно, К.Паустовский не о животном говорит, а о человеке, который остался один, без помощи других людей, без любви. Это ведёт к гибели).
— А почему все животные в лесу помогали Пете?
(Он был внимательным – не топтал зря траву, не рвал цветов в лесу. Он добрый – не стрелял, как другие мальчишки из рогатки, не ломал ветки деревьев. Он умел мечтать.)
3. Актуализация знаний
— Как вы думаете, кому хочется помогать? Каким людям?
(Тем, кто сам не может справиться с чем-либо. Или человек попал в беду)
— А нужно ли помогать человеку, если он запутался? Думает неправильно, ошибается. От этого человек может принять неправильные решения?
(Наверное, нет. Человек сам выбирает, как ему поступать.)
Послушайте отрывок из сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб» и подумайте, как писатель относится к сороке? Захочется ли вам дать совет сороке?
«Все улыбались и радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт»
— Как писатель относится к сороке?
(Я думаю, что писатель жалеет сороку. Он хочет её помочь. Она ведёт себя глупо.)
Посмотрите на нашу выставку книг.
— Какие книги вы видите впервые?
— Что вам удалось прочитать?
Сегодня мы познакомимся с ещё одним прекрасным произведением Константина Паустовского «Бакенщик».
А) Словарная работа.
Ворчит – ворчливый – ворчун;
Речь – речевая – многоречивый.
Труха – сыпучая сухая масса, мелкие остатки перегнившего дерева;
Развести пилу – наточить пилу;
Пионеры – первые во всём.
Б) знакомство с текстом рассказа «Бакенщик».
Постарайтесь при чтении обратить внимание на то, как относится писатель к своим героям? Чему хочет научить нас К.Паустовский?
(Дети читают рассказ, совместно с учителем)
В) Работа по содержанию текста.
Чему хочет научить нас К.Паустовский?
(уважать людей, любить природу, помогать друзьям)
— Что называет Семён любовью к Родине?
— Почему Семён говорит, что следить за бакенами – это государственное дело?
— Прочитайте отрывок, в котором К.Паустовский говорит о своей стране – «Прелесть какая»?
— Что значит любить Родину, по мнению К.Паустовского?
— Как научиться уважению к родной земле?
5. Домашнее задание.
Постарайтесь выбрать для себя интересный рассказ, сказку или повесть К.Паустовского, прочитайте и поделитесь со всеми что вас привлекло?
— Чем взволновал вас рассказ «Бакенщик» (или не взволновал)?
— Назови основных персонажей рассказа и место действия.
— Как К.Паустовский определяет понятие Родина?
(Из обычных людей, простых мест вокруг нас, из их отношений состоит весь мир. Оглянитесь вокруг, может быть кому – то нужна ваша помощь именно сейчас?)
Спасибо за плодотворную работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок внеклассного чтения Константин Паустовский «Бакенщик»
Произведения Константина Паустовского Сказки: «Растрёпанный воробей» «Дремучий медведь» Рассказы «Кот Ворюга» «Барсучий нос» «Заячьи лапы» «Бакенщик» Для детей Для взрослых
Проверка домашнего задания Мальчик: умный, добрый, трудолюбивый, отзывчивый, уважал старших, смелый. Медведь: злой, жадный, голодный, нетерпимый, завистливый, несчастный, испуганный.
Объясни значение слов и выражений. Спорый дождь — Соломенный цвет — Схорониться —
Объясни значение слов и выражений. Спорый дождь – быстрый, скоро закончился Соломенный цвет – жёлтый цвет Схорониться — спрятаться
Итог урока Любить природу, значит любить Родину! Государственное дело – человек должен заботиться о себе и о том, кто рядом и ждёт твоей помощи! Уважать родную землю – беречь природу и людей!
Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций.
урок внеклассного чтения 2 класс
урок по русской народной сказке «Как мужик гуся делил».
Презентация к уроку внеклассного чтения 4 класс «Тот самый Мюнхаузен»
Красочная презентация к уроку внеклассного чтения на тему «Тот самый Мюнхаузен», с описанием жизни в России самого барона Мюнхгаузена, музыкальным сопровождением.
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Тема: «Лес не школа, а всему учит».
Урок внеклассного чтения по теме: «Лес не школа, а всему учит» по произведениям М. М. Пришвина и Н. И. Сладкова проводится в виде соревнования между командами. Учащимся предлагаются различные задания.
урок «Внеклассное чтение — 2 класс»
Открытый урок на РМО начальных классовВнеклассного чтения во 2 классе Тема: В гости к дедушке КорнеюЦель:1. Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.
урок внеклассного чтения 2 класс «В гостях у Чукоши»
Во время урока дети знакомятся с биографией Корнея Чуковского, с его произведениями, показывают сценки из сказки «Федорино горе», отгадывают загадки и смотрят мультфильм с участием К.И.Чуковского.
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- .
Источник