Тема 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ

Основной вопрос социальной философии

Философия, как мы знаем, изучает всеобщее. Ранее, в курсе общей философии, под всеобщим понимался мир в целом. Но сейчас мы рассматриваем строго социальную форму материи.

Для чего нужно изучать отдельно социальную часть, если мы уже изучили мир в целом? Дело в том, что отношение общей философии и социальной — не отношение целого и части, а отношение общего и особенного.

Особенность соц.формы материи проявляется в том, что обладает сознанием. Нам ещё только предстоит доказать, что общество — это форма материи, которая развивается по объективным законам. Тут может возникнуть вопрос — откуда берутся объективные законы, если общество составляют осознанно действующие люди?

Общество изучают многие дисциплины, кроме соц.философии — психология, педагогика, история, экономика, социология и т.п. Всё это — частные науки об обществе, изучающие отдельные стороны общества. Если мы просто возьмём знания, полученные частными дисциплинами, то явно не получим «полной» картинки, т.к. общество всегда больше суммы частей. Части взаимодействуют и дают новые интегральные свойства. Например, вода обладает свойством тушить огонь, а если разложить её на водород и кислород — то способствует горению.

Итак, можно подвести черту здесь. Соц.философия имеет предметом общество, наиболее общие стороны и законы его развития, осуществляет целостный анализ, опираясь на результаты частных наук.

Кратко наметим план и опишем те подходы, которые будем применять при изучении.

Структурный — из каких частей состоит общество. СФ не интересуют частные результаты частных дисциплин. Однако, она проводит их целостный анализ.

Функциональный — части взаимодействуют между собой. Каким образом это происходит? Действительно ли политика — это концентрированное выражение экономики? Как связана мораль и религия, политика и экономика? Прав ли Маркс, который считает, что все сферы жизни общества в конечном счёте определяются экономикой? Или наоборот прав ли французский социолог Арон (?), который считает, что развитие общества — это всегда развитие человеческих идей?

Динамический — общество относится к саморазвивающимся системам. Поэтому нужно поставить вопрос — где инициируются источники развития общества? Почему происходит развитие общества? Тут есть небольшое подразделение:
материалистический подход — главный источник развития общества лежит в материальной сфере (экономика)
идеалистический — источник сокрыт в духовной сфере: религия (Бердяев, Соловьёв), право (Гегель), мораль (Шопенгауэр).

Какова роль личности в развитии общества? Кто будет играть решающую роль в истории — массы или одно лицо? При каких условиях переход на следующие ступени развития происходит революционно, а когда — естественным образом?

СФ изучает общество вообще. Однако, как и для любого другого предмета, мы не можем обнаружить общество вообще — оно всегда пребывает на каком-то этапе развития. Однако, за понятием общества вообще есть конкретное содержание, а именно — то общее, что есть у обществ. К примеру, первобытное общество и современное общество. Общим для них будет определённый набор видов деятельности, без которых общество не может существовать — труд. Так же общим является взаимодействие между всеми видами деятельности, и источники развития всегда инициируются в какой-то одной сфере. СФ изучает наиболее общие стороны общества.

Предмет СФ самый сложный — объективно сложный, т.к. в мире нет ничего сложнее человека и общества.

Сегодня практически любая проблема упирается в человеческую сущность, т.к. человек находится во вполне конкретном отношении ко всему бесконечному миру. Здесь есть несколько концепций (см. сущность человека в рамках общей философии):

· случайное появление (при этом человек оказывается ущербным существом)

· круговорот (человек — некоторый поток развития)

Может ли человек быть носителем свободы? Немного не ясно, к чему это сказано.)

Внимание! Щас будет бред!)

Сегодня проблемы, бывшие ранее сугубо академическими, встали практически перед каждым. Можно сказать, что 21век — это век философии. Так нужно выбрать собственную философскую сторону, иначе дальнейшее развитие не будет иметь смысла.

Основной вопрос социальной философии

ОВФ, как помним, может быть кратко назван как «отношение сознания к материи». По аналогии, можно задать ОВСФ — отношение общественного сознания к общественному бытию.

Здесь также можно выделить три уровня.

1. Первичность/вторичность общественного сознания и общественного бытия. На этом уровне решение вопроса оказывается куда сложнее, нежели в ОФ. На первый взгляд — сознание очень активно, ибо человек ничего не делает без идеи. Но при более глубоком подходе мы обнаружим, что сами идеи, которыми руководствуется человек — порождены общественным бытием. Особенность соц.формы материи в том, что она не существует и не развивается без участия сознания. Оборотная сторона ОВСФ — вопрос о познаваемости сущности человека и общества. Решение этого вопроса зависит от ответа на ОВСФ на первом уровне. Если человек — часть мира, высшая ступень его развития, несущая в себе всё богатство мира, то человек может познавать этот мир. Если человек может познавать мир — то он может познавать и свою сущность. Причем, вообще говоря, человек только и может, что познавать свою сущность, т.к. чем больше он открывает сущности мира, тем больше открывает и свою внутреннюю сущность. Т.е. «человек может познавать свою собственную сущность, смотря в мир как в зеркало».

2. Второй уровень ОВСФ содержит конкретизацию первого уровня — вопрос о сущности общественного сознания, общественного бытия и о сущности их отношения. Через этот уровень мы можем раскрыть первый, т.к. без знания о сущности не можем разобраться с вопросом первичности/вторичности. Главное в общественном бытии людей — производство человеком самого себя, своей сущности. Человек — единственное в мире существо, которое творит само себя, поднимает себя на следующий уровень развития.

3. Третий уровень отсюда проистекает — вопрос о сущности человека, смысле его существования и перспективах развития.

Источник

Основной вопрос социальной философии

Социальная философия – её предмет уже, конкретнее. Это наиболее общее учение об обществе, законах человеческой деятельности.

В общей философии основными разделами являются

1- учение о сущности мира

2- учение о развитии

3- учение о сознании

4- учение о познании

Мир – это материя, которая развивается, в ходе развития порождает человека, наделённого сознанием, который познаёт этот мир.

В социальной философии основные разделы соответствуют разделам общей философии: 1- учение о человеке и обществе

2- учение об историческом процессе (история = развитие общества)

3- учение об общественном сознании

(4- учение о понимании общества (как человек познаёт общество, как объясняет общественные явления, какие формы принимает социальная философия).

Из этих двух планов видно, что социальная философия включает в себя основные понятия, категории общей философии, такие, как материя, развитие, сознание, необходимость-случайность, причина-следствие и т.д. Но эти категории используются при анализе более конкретных задач, более узкого фрагмента действительности – человеческого общества.

Основной вопрос социальной философии

В социальной философии, как и в общей философии есть основной вопрос. Если в общей философии это вопрос об отношении материи к сознанию или бытия к сознанию, то в социальной философии – это вопрос об отношении общественного бытия к общественному сознанию. Что первично – ОБ или ОС.

Общественное бытие

ОБ – это бытие общества, т.е. то, что включает в себя общество как социальная форма материи.

Главный элемент, базовый уровень ОБ – это люди, т.е.

1- ОБ – это реальная жизнь реальных людей, их материальная деятельность. Кроме этого, так как люди существуют не в пустоте, то ОБ включает

2- Внешние (материальные) условия жизни людей.

Как их определить? Во-первых, строго говоря, это весь материальный мир, в результате развития которого и появилось человеческое общество.

Но, как правило, в рамках социальной философии мы сужаем эти условия до физико-географических и экономико-географических условий жизни (существования) человека.

Физико-географические условия – это исходные природные условия возникновения и существования человека. Т.е. это населённая часть суши планеты, природные условия, в которых люди появились и существуют по сей день.

Экономико-географические условия – это природные условия, изменённые в результате преобразующей деятельности человека. Потому что человек не просто существует в мире, он его преобразует, т.е. создаёт специфическую предметную среду.

3- Не во всех учебниках выделяется этот элемент, поскольку, строго говоря он является частьюпервого уровня ОБ. Это материальные отношения между людьми.

Материальные отношения — это отношения между людьми как материальными существами, выражающиеся во взаимодействии с материальными предметами и друг с другом пот поводу материальных предметов.

Н: отношения разделения труда, отношения кооперации, отношения собственности и др.

Т.е. общество – это не механическая сумма индивидов и не хаотическая «куча» людей, а это упорядоченная совокупность, система, которая образуется благодаря материальным отношениям между людьми. И эти материальные отношения также составляют часть общественного бытия.

Общественное сознание

ОС – это отражение ОБ в сознании людей.

Оно включает в себя 2 уровня.

1- содержание индивидуальных сознаний. Но этим оно не исчерпывается, т.к. ОС – это не просто совокупность индивидуальных сознаний, оно представляет собой целостность, и эта целостность выражается (объективируется) в наиболее общих формах духовной деятельности человека, называемых

2- формами ОС или наиболее общие формы духовной деятельности человека.

Н: наука, искусство, религия, политика, мораль.

Более подробно об этом – позже.

Как и в общей философии, в социальной философии по решению основного вопроса философии выделяется 2 направления – материалистическое и идеалистическое. Называются они несколько иначе: не просто материализм и идеализм, а материалистическое понимание истории (исторический материализм) и идеалистическое понимание истории (исторический идеализм).

Выражение «понимание истории» означает выяснение того, каким путем, под воздействием каких факторов происходит развитие человечества, общественной жизни, включая, конечно, и политику.

Источник

Тема 13. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОНЯТИЯ

Социальная философия — это философское рассмотрение общества, рассмотрение отношений человека и общества во всей их сложности и многозначности. В любой философии присутствуют мотивы социальной философии. В античности социальная философия главным образом интересовалась государством, в 17-18 веках — проблемами философии истории. Наиболее значительный вклад в разработку социальной философии в 19 веке внесли Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер. Г. Гегель дает грандиозную картину общества, диалектики общества и человека на основе идеи свободы и её реализации. К. Маркс создаёт исторический материализм, показывает тесную связь социально-философского, политико-идеологического, практически-прагматического пластов анализа социальной реальности. О. Конт выделяет в обществе социальную статику и социальную динамику и разрабатывает основы социологии. Однако именно Г. Гегель первым придал социальной философии статус теоретической дисциплины и создал её понятийный аппарат. В 20 веке в этой дисциплине происходят мощные интеграционные процессы и складывается целостная концепция социальной философии.

Похожее:  Тупые вопросы которые можно задать девушке

Социальная философия занимает важное место в структуре философского знания. Она изучает социальное бытие или бытие общества как систему. Это размышления об обществе как системе отношений, которые создают люди в процессе своей деятельности. Что характерно для социальной философии как специфической формы осмысления общества и его динамики? Каков характер ее связи с современными социально-гуманитарными науками?

Социальная философия в отличие от корпуса социально-гуманитарных наук включает в себя естественно и позитивно сосуществование различных, зачастую несовместимых, парадигм, исследовательских программ и теоретических моделей общества. Плюралистический характер социальной философии позволяет с разных сторон и концептуальных позиций рассмотреть единый предмет своего познания – общество и его феномены.Основными функциями социальной философии являются мировоззренческая и методологическая. Они взаимосвязаны и взаимопроникают: метод включен в мировоззрение, ибо знание об обществе будет неполным, если мы отвлечёмся от универсальной связи и развития в нём; мировоззренческие принципы входят в состав философского метода. Гуманистическая функция направлена на воспитание личности в духе реального гуманизма, обосновывающего пути освобождения человека и его дальнейшего совершенствования. Социальная философия даёт конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут — мировоззрение и методологию, общегуманистический смысл и культурологическую значимость. Обращение к метафизическому измерению общества имеет важное мировоззренческое, методологическое и аксиологическое значение. Оно не уводит познание общественной жизни в область спекулятивно-схоластических рассуждений, а наоборот, дает возможность приблизиться к реальной конкретике социального бытия.

В этом качестве социальная философия является базой социологии и других конкретных дисциплин об обществе. Общественная жизнь исследуется под углом мировоззренческих проблем, смысложизненных вопросов, целей существования общества, его генезиса, перспектив и возможных закономерностей его развития.

Общество— открытая материальная система, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Вместе с тем это социальная система, основу которой составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека как общественного существа.

Общественная жизнь по мнению К. Маркса как социальная материя является высшей формой движения материального мира.

Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалось как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем. Ее основными формами жизнедеятельности являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Общество характеризуется также особым механизмом передачи информации и способом наследования. Общественная жизнь — это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переход друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальное и идеальное является фундаментом социальной философии.

Материальное в обществе— это материальное производство, отношение людей к природе, материальная сторона всех тех отношений, которые складываются между людьми и социальными группами. Идеальное в обществе — это производство духовных ценностей, эстетическое отношение людей к природе, это духовная сторона всех тех отношений, которые складываются между людьми и социальными группами, это общественное сознание, которое состоит из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений людей, образующих данное общество. Материальное первично по отношению к идеальному в том смысле, что в обществе без материального не может быть идеального. Но идеальное обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на материальное и всю систему общественной жизни. Сознание людей может опережать ход событий, определять их направленность и конкретные формы. Используя знания, человек преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности людей, идеальное превращается в материальное, материальное в обществе есть воплощение идеального.

В процессе общественной жизни действуют объективный и субъективный факторы. Объективным является все то, что данное поколение, вступая в общественную жизнь, застает, получает от предыдущего поколения. Это способ материального производства, общественные отношения, знания, умения, навыки. Субъективным является то, как данное поколение восприняло, поняло, усвоило объективное и основанная на этом деятельность данного поколения. Исторический процесс есть постоянная субъективизация объективного и объективизация субъективного; то, что для данного поколения является субъективным, для следующего поколения превращается в объективное. Но субъективный фактор может проявляться как стихийность — люди неправильно понимают, что им нужно делать и не предвидят отдаленных последствий своих действий, и как сознательность — люди правильно предвидят последствия свах действий, правильно определяют направления этих действий.

Основные программы обществознания.

В учебной и научной литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

— выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней

реальность, характеризующаяся системной организацией

и спецификой объективных законов развития;

— система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

— система взаимодействия (интеракции)между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

— система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

— система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

— система отношений между большими (макросоциальными) группами –классами, этносоциальными общностями и выражающими их коренные интересы учреждениями;

— система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

— система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

Каждое из этих определений репрезентативно и характеризует общество с определенных концептуальных позиций, задавая определенную его интерпретацию. Многообразие этих интерпретаций обусловливается сложным характером системной организации общества, в которой в качестве образующих ее элементов могут быть выделены различные феномены – индивиды, социальные группы, институты и учреждения, с характерными для них социальными действиями, функциональными особенностями, типами коммуникативного взаимодействия, специфическими отношениями и т.д. В различных интерпретациях акценты расставляются по-разному в зависимости от того, что претендует на роль ведущего феномена – социальное действие (индивидуально-деятельностное начало общества, связанное с субъективной стороной социальной реальности), или структурно-функциональные институты и общности — универсальные начала социума, в которых проявляются надличностные закономерности, выражающие объективную сторону социальной реальности.

Обратим внимание на три фундаментальных теоретических концепции общества, оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

Общество как реляционная система («система общественных отношений») К. Маркса. Исходным для ее понимания является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества, прежде всего способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в принципе определяют духовную жизнь общества – всю совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей. Прекрасно понимая роль субъективной стороны социальной реальности, о чем свидетельствует его замечание «история – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека», К. Маркс фокусирует внимание на главном, с его точки зрения, в обществе – системе общественных отношений, ибо общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».

Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые К. Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди, ведя коллективный образ жизни, должны вступать в отношении производственной кооперации, хотя могут и не осознавать их характер. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также порождают и существенным образом влияют на соответствующую ему надстройку. К ней относятся возникающие на данном базисе и обусловленные им политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи. Эти отношения К. Маркс называет также идеологическими, ибо они складываются на основе обязательного осознания людьми их характера.

Такова системная организация общества в интерпретации К. Маркса, в которой надстройка не пассивна по отношению к базису, но, тем не менее, принципиально определяется им. Не случайно в одной из работ К. Маркс отмечает: «Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом…».

Общество как структурно-функциональная система Т. Парсонса. Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Т. Парсонс, так же как и К. Маркс, интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе. Однако в дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма, ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

1) адаптации (к физическому окружению);

2) целедостижения (получения удовлетворения);

3) интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

4) воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (адаптация – целеполагание – интеграция – латентность) обеспечиваются соответствующими подсистемами (экономика – политика – право — социализация), каждая из которых имеет специализированный характер. Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя, во имя избежания возможных противоречий, соизмерять социальные действия акторов. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

Общество как рационализация социальных действий в концепции М.Вебера.

Роль субъективного фактора, особенно его сознательного оформления, постоянно возрастает в истории: все большее количество людей сознательно творит историю и тем самым увеличивают степень своей свободы.

Известный социолог М. Вебер ввел понятие социального действия как исходный элемент анализа общества. Он выделяет 4 типа действий людей:

1. Аффективное (стремление к удовлетворению страсти, во власти которой находится человек, не всегда осмысленно);

Источник

Социальная философия и социология

Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками. Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

Похожее:  Что показывает Ваш внешний вид Анализируйте

Оглавление

  • Тема 1. Социальная философия как теория и методология познания общества
  • Тема 2. Социология как наука. Основные этапы ее становления и развития

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная философия и социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

© С. А. Хмелевская, 2002.

© ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2002

Данное учебное пособие предваряет цикл дисциплин, связанных с изучением тех или иных сторон жизни общества. Социальная философия и социология дают общее представление об обществе как целостной системе, которое затем конкретизируется в ряде иных аспектов его исследования другими науками.

Изучение курса социальной философии и социологии является важным этапом профессиональной подготовки юриста. Без знания основ общественной жизни, ее структуры и динамики невозможно изучать правовые отношения, являющиеся неотъемлемой частью процессов и явлений, имеющих место в социуме. Поэтому будущий юрист должен иметь научные представления об обществе как целостной социокультурной системе, о социологическом подходе к личности, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, о видах социальных процессов. Он должен знать основные функции социальной философии и социологии, главные направления применения социологического знания, современные социально-политические проблемы российского общества, базисные методы и методики исследований политической социологии, структуру, содержание и функции социологии права.

Студент юридического вуза должен овладеть методикой и техникой социологических исследований, что безусловно, пригодится ему в будущей работе. При изучении проблем социальной философии и социологии важна и выработка умения самостоятельно анализировать социологические проблемы, выявлять источники их возникновения и определять возможные пути решения.

В данном учебном пособии речь пойдет лишь о тех проблемах социальной философии, которые связаны с макросоциологическим изучением общества.

Тема 1. Социальная философия как теория и методология познания общества

1.1. Предмет социальной философии

Как и другие части философского знания, социальная философия представляет собой синтез научного знания с ценностными мировоззренческими выводами, являя, тем самым, амбивалентность философии вообще, которая, по определению, включает в себя собственно научное знание и ценностные суждения. Оставим пока в стороне мировоззренческий аспект социальной философии, связанный с аксиологическим осмыслением общества, и остановимся на социальной философии как науке.

В самом общем плане объектом социально-философского изучения выступает общество. Но это высказывание нуждается в уточнении. Социальная философия, рассмотренная как наука, должна находить и изучать определенные законы, существующие в обществе. Однако прежде чем раскрыть эти законы, важно уяснить специфику их проявления в общественной жизни, их отличие от законов, действующих в природе.

Законы в обществе и природе имеют ряд общих черт, что обусловлено самой сутью закономерной связи вообще. Так, любой закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений действительности. Вместе с тем проявление закономерностей в обществе имеет свои существенные особенности, связанные с тем, что общественные отношения формируются под воздействием разных, в том числе и нематериальных факторов. «В природе… действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели… Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Но как ни важно это различие для исторического исследования…, оно нисколько не изменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам» [1] .

Конкретная жизнь людей во времени и пространстве происходит в неповторимых, уникальных формах. Но эти формы не являются самодостаточными и фиксируют общие, повторяющиеся признаки. Конечно, к примеру Великая Отечественная война 1941–1945 годов была уникальным событием в истории, имеющим свои неповторимые черты. И вместе с тем она несла в себе и родовые признаки войн вообще, те закономерности, которые свойственны всем войнам. Поиск и изучение подобных регулятивных инвариантов общественной жизни и составляют задачу социальной философии как науки.

Законы общества являются продуктом его внутренней самоорганизации, характеризуют его системную целостность, условия существования и развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Эти законы проявляются в общественной деятельности людей. Будучи законами системной организации общества, они носят объективный характер, а это значит, что люди по своему желанию, произвольно не могут отменять их действие.

Однако при такой трактовке общественных законов необходимо избегать как крайностей фатализма, так и волюнтаризма. Фатализм не учитывает того обстоятельства, что формирование и действие законов общества связаны с проявлением субъективного фактора. Волюнтаризм же преувеличивает роль сознания, по сути дела игнорируя объективные закономерности, действующие в обществе.

Общественные законы по своей природе объективны, но их проявление происходит через целенаправленную человеческую деятельность, которая связана с осознанностью, реализацией мотивов, желаний, интересов. Учет или не учет объективных закономерностей обнаружится в том, совпадут ли поставленные цели с полученными результатами в процессах деятельности или нет.

Решение вопроса о соотношении объективных законов и сознательной деятельности людей неразрывно связано с проблемой необходимости и свободы. Необходимость может быть понята как способ существования, обязательность проявления объективных законов истории, которые в своем развертывании, реализации опосредуются конкретными обстоятельствами, условиями исторического процесса, в силу чего в реальных конкретных явлениях не всегда осуществляется однолинейный характер обусловленности (детерминации) исторических событий. В обществе действуют законы-тенденции (закономерности), которым свойственно многообразие форм проявлений. Законы-тенденции пробивают себе дорогу сквозь массу случайностей, других тенденций, что придает каждой отдельной форме их проявления неповторимость. В связи с этим можно говорить о двух видах необходимости, существующих в обществе: необходимость общего характера, выраженная в законах, и необходимость, обусловленная конкретными обстоятельствами места, времени, действия. Для законов общества характерна в основном вероятностная детерминация. Они действуют как тенденция, проявляющаяся в массовом совокупном действии.

Однако было бы неправильно утверждать, что все законы в обществе имеют только вероятностный (статистический) характер. Существуют и такие виды связей в обществе, которые имеют строго однозначный характер.

Как отмечалось, необходимость соотносится со свободой. Свобода в социально-философском аспекте — это деятельность отдельных, преследующих свои интересы людей, социальных групп или общества в целом. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне свободы.

Итак, для познания специфики общества большое значение имеет раскрытие его законов. Последние выражают существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между разными типами общественных отношений, явлений общественной жизни. Наиболее общие законы общества изучает социальная философия.

Главная цель, стоящая перед социальной философией, — понять, что такое общество в его действительном и потенциальном бытии, в единстве его сущности и существования. «Именно социальная философия призвана ответить на вопросы: что мы называем обществом, чем оно является и чем оно не является, почему и как оно существует в мире, каковы условия, механизмы и формы его реального исторического бытия» [2] .

Итак, основная задача социальной философии — раскрыть сущностные характеристики общества, рассмотреть его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ними в единый мировой универсум. Отметим, что термин «общество» здесь трактуется в двух смыслах: как социальность вообще (антитеза природному началу) и как организационная форма совместной деятельности людей.

Социальная философия изучает общество в его сущностных аспектах, специфику его генезиса, строения, функционирования и развития, которая определяет способ бытия социального в мире.

Особенности социально-философского изучения общества состоят в том, что оно раскрывает всеобщие, инвариантные свойства общественной организации, выражающие ее родовую, исторически константную сущность, а также структуру, существующую во всех разновидностях общества. Социальная философия исследует суть социального как рода бытия в мире, всеобщие условия и механизмы его реального существования.

Социальная философия, изучая строение общества, устанавливает образующие его части, выделяет их специфику, координационные и субординационные зависимости между ними, их связь с общим целым, обнаруживает интегративные эффекты их взаимодействия.

Помимо структурного анализа общества социальная философия раскрывает и закономерности его функционирования, где обнаруживаются механизмы системной целостности общества.

И, наконец, социальная философия не оставляет без внимания и проблемы социальной динамики. Именно эта наука должна выявить импульсы изменений общественной жизни, ответить на вопросы, каковы характер, цели, направленность развития общества и т. д.

Социально-философский анализ касается всеобщих, инвариантных свойств общественной организации, т. е. когда речь идет «об обществе вообще». Это один из важнейших уровней познания социального, хотя иногда в истории социальной философии понятие «общество вообще» рассматривалось как своего рода фикция, лишенная реального содержания. Зачем изучать общество вообще, если в действительности оно не существует? Такой подход методологически не верен. «Общество вообще» — это сложнейшая концептуальная модель, которая воплощает в себе реальные отношения сходства и подобия между конкретными обществами.

Конечно, на первый взгляд, кажется маловероятным, как можно сравнивать общество, к примеру, существовавшее в V веке до н. э. в Древней Греции, и ту форму совместной деятельности людей, которая сложилась в конце 90-х годов XX века в Японии?! Вместе с тем социально-философский анализ обнаруживает нечто общее в их структуре, функциях, динамике и т. д. Значит, если до известной степени абстрагироваться от конкретики, то можно прийти к понятию «общество вообще», заключающему в себе ценную информацию об общих инвариантах строения, функционирования и развития общественной жизни.

Здесь опять же важно избегать крайностей. С одной стороны, анализ модели «общества вообще» имеет огромную познавательную ценность, обнаруживая инварианты общественной организации. Поэтому не правы те авторы, которые не видят эвристического потенциала данного подхода. С другой стороны, нельзя ограничивать социальную теорию родовыми определениями общества, игнорируя конкретное многообразие его форм. Еще более не допустимо, когда под абстрактные схемы стремятся подогнать все реалии общественной жизни.

Поэтому философский анализ общества необходимо дополнять другими, имеющими более частный характер. Важно изучение отдельных социальных организмов — конкретных стран и народов, взятых в их реальной истории. Знание лишь всеобщих законов социальной организации не дает понимания исторических судеб отдельных человеческих обществ. Если социально-философский анализ общества выявляет его общие закономерности, касающиеся структуры, функций и динамики, формируя, тем самым, методологические принципы познания общества вообще, то конкретный анализ социальных организмов позволяет понять специфику их строения, функционирования и развития.

Однако уровни предельных философских абстракций и конкретики не исчерпывают всех уровней изучения общества. Между ними выстраиваются теории среднего уровня обобщения, которые изучают особые типы общественной организации, имеющие место в реальной истории общества, т. е. специфические свойства общественного устройства. Речь идет об исторической типологизации обществ (формационной, цивилизационной, культурологической).

Похожее:  Тупые вопросы и задачи

Таково общее представление о предмете социальной философии. Но до конца выявить специфику социальной философии можно, лишь показав ее место среди прочих наук, изучающих общество.

1.2. Место социальной философии в системе наук, изучающих общество

Рассмотрим, прежде всего, те науки, которые направлены на системное изучение общества.

Социальная философия и социология. Если анализировать историю социологии как самостоятельной науки, то можно убедиться, что в трудах многих ученых, именовавших себя социологами (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. Сорокин и др.), обнаруживается весь спектр проблем социально-философского плана. И наоборот, в работах таких философов, как Г. Гегель, Э. Фромм и др., исследуются вопросы, традиционно относящиеся к социологии.

Для того чтобы понять сходство и различие между социальной философией и социологией, вновь обратимся к уровневому рассмотрению общества: уровню изучения всеобщих свойств социальной организации, уровню исследования ее исторически конкретных типов и уровню анализа реальных социальных организмов.

По своему концептуальному статусу философия исследует лишь первый из названных уровней, т. е. уровень всеобщих свойств социальной организации. Все другие уровни являются предметом изучения социологии. Она выявляет законы строения, функционирования и развития исторически конкретных типов социальной организации, объединяющих родственные в социокультурном отношении страны и народы, исследует конкретные виды социальных организмов.

И только на высшем, общесоциологическом (макросоциологическом) уровне социология пересекается с философией, рождая феномен бинарного философско-социологического познания общества. И философия, и социология стремятся познать общество в качестве системного образования, как интегральное целое. Однако единый подход к обществу не означает тождества социальной философии и социологии. Как отмечалось, социальная философия изучает лишь «общество вообще» и ее предметом не являются прочие уровни рассмотрения общества. Вместе с тем это вовсе не означает, что социальная философия не использует материалы изучения конкретных обществ. Именно такое использование позволяет установить и уточнить универсальные законы строения, функционирования и развития социальной системы.

Социальная философия не ограничивается только социологическим рассмотрением общества, а обращается еще и к изучению истории (философия истории).

Социальная философия и история. Говоря о реальной истории, имеется ввиду событийная жизнь общества — конкретная жизнь людей, их совместная деятельность, которая проявляется в цепи взаимосвязанных событий, произошедших в определенном месте и времени. Предметом исторической науки являются не общественные законы как таковые, а вероятностное проявление этих законов в конкретной исторической ситуации, т. е. особые закономерности, возникающие в событийном пласте совместной человеческой деятельности.

На долю философского анализа истории приходятся, прежде всего, постановка и решение общеметодологических проблем исторического познания. Философия уточняет концептуальную природу и предметные задачи истории как науки, она определяет само понятие «история», соотнося его с категориями «социум», «общество» и пр. Именно она исследует проблему законосообразности исторического процесса. Вместе с тем социальная философия (философия истории) решает и целый ряд содержательных задач: например, осмысление существования всемирной истории, установление механизмов и фаз становления и развития человечества. Философию занимает интегративный аспект целостности мировой истории.

Итак, подведем некоторые итоги. Исходя из понимания социальной философии как науки, ее предмет составляют законы, выявляющие системную целостность общественной жизни, а именно:

• законы, выражающие структурную, функциональную и динамическую целостность общества, т. е. законы системного взаимодействия составляющих его сфер, элементов и компонентов деятельности;

• законы, выражающие исторически универсальные связи и отношения, с необходимостью воспроизводимые в любом обществе.

1.3. Методологическая функция социальной философии

Значение социальной философии в системе общественных наук не сводится только к содержательной разработке тех или иных теоретических проблем. Она имеет большое значение в разработке методологии анализа социальных явлений. Законы и категории социальной философии выполняют роль орудия научного познания для всех отраслей обществознания.

Методологическая функция социальной философии обусловлена предметом этой науки. Особенности подхода к изучению общественных явлений с позиции предмета социальной философии состоят в том, чтобы рассматривать их с точки зрения причин возникновения, общих законов развития, всеобщей взаимосвязи, обнаружения сходства и различий в структуре, функциях и динамике. Выделяя структурные, функциональные и динамические инварианты, раскрывая родовые признаки конкретных явлений общественной жизни, она создает логическую модель «общества вообще», которая затем детализируется частными науками. Формируя дефиниции общественных явлений и процессов, социальная философия образует определенный категориально-понятийный аппарат, используемый прочими науками об обществе. Кроме того, каждая общественная наука имеет свои философские (в том числе и социально-философские) основания — те принципы и категории философии, которые используются для решения философских проблем в той или иной науке. Философские основания тесно связаны с собственными основаниями конкретной науки, могут опережать или замедлять их развитие. Например, среди тех проблем, которые ставит и решает философия истории: проблема неравномерности исторического развития, становление мировой истории в аспекте синтеза ее этнического и цивилизационного многообразия и др. Именно философское мышление способно рассмотреть предпосылки интеграции, взглянув на историю в аспекте ее общих принципов и механизмов этногенеза. Точно так же философия истории может помочь страждущему человечеству начала XXI столетия обрести себя в новых исторических реалиях, извлечь уроки из прежних исторических событий.

Источник

Основы социальной философии

Предмет социальной философии – это общество в виде целостной системы и законы, по которым оно развивается и функционирует. Наука изучает явления, происходящие на макроуровне. Это означает, что социальная философия не ставит целью изучить политические, экономические и другие явления общества. Цель данной науки – исследовать структуру.

Проблемы

К проблемам относятся следующие аспекты:

  1. Причины, по которым определяются характер и динамика жизни социума.
  2. Деление истории человечества на эпохи, культы, цивилизации – периодизация. Социальная философия стремится выделить признаки, по которым человеческую историю разделяют на временные отрезки.
  3. Развитие общества и институтов с точки зрения отношений прошлого, настоящего и будущего.
  4. Предназначение истории человечества, и ее смысл.
  5. Острая проблема – изучение общих тенденций, по которым развивается общество в современном мире.
  6. Опасные стороны современного развития (перенаселенность, угроза термоядерной войны, терроризм, экологические проблемы).

Общество и его функции

Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:

  1. Конкретно-социологический: в качестве предмета рассматривает существующие страны и народы.
  2. Типологический: рассматривает типы организации общества, которые есть сейчас или были в истории человечества.
  3. Общесоциологический: предмет рассмотрения – «общество в целом», исследование фундаментальных схожих черт, присущих организации различных видов общества. Время и место существования видов не играют роли.

Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.

Современная

Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.

Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.

К главным задачам относят следующие:

  1. Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
  2. Определение смысла истории, главных тенденций.
  3. Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
  4. Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.

Историческое развитие

Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.

Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов. В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:

  • история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
  • в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
  • доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.

Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.

Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.

Модель и структура

Существуют следующие социально-философские модели:

  1. Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо. и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
  2. Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
  3. Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.

Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:

  1. Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями. Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
  2. Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
  3. Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.

Основы

Под социальной философией понимают изучение индивидов. Исследователи современности выделили возможные модели социальной реальности:

  1. Натуралистическая – человека следует рассматривать, как животное существо. Общество же понимают, как популяцию биологического вида.
  2. Материалистическая – деятельность человека приводит к созданию новой реальности.
  3. Идеалистическая – общество рассматривается с позиций духовного начала, как символ высшего.
  4. Феноменологическая – социальная реальность конституируется оценками и действиями человека в реальном времени.

К областям исследования социальной философии относят социальное познание в целом. Социальная философия стремится к объективному знанию об истории социума.

Источник

Adblock
detector