Тема 2 Социальный обмен как тип взаимодействия в общественных отношениях

Тема 2. Социальный обмен как тип взаимодействия в общественных отношениях

В общественных отношениях взаимодействия социальных сил, сегментированных групп могут носить принудительный или добровольный характер. Последний содержит в себе примиряющие и сближающие взаимовыгодные начала, составляющие основу добровольного социального обмена предложениями, ценностями, идеями, программами и т.п., дающими социальный эффект — баланс интересов взаимодействующих субъектов. В итоге сотрудничество на основе взаимной выгоды научает людей, социальные группы и организации «жить вместе» и эффективно управлять общественными отношениями. Если же отношения социального обмена не принимаются в расчет, то результаты взаимодействия субъектов будут неадекватными, неэффективными. Решение проблемы социального обмена между участниками общественных отношений связано с поисками ответа на вопросы:

— в чем заключается суть социального обмена;

— в чем заключается и как проявляется выгода в социальном обмене;

— в чем заключаются особенности некоммерческого обмена в сетях общественных отношений;

— какими принципами руководствуются в обменных сделках;

— какова природа ложных обменов.

Социальное поведение как обмен деятельностью

В социальном поведении люди корреспондируют друг с другом на основе взаимовыгодных обменов, когда действия каждой стороны взаимно вознаграждаются. Данный добровольный социальный обмен совершается на основе выгоды: люди и их группы продолжают те отношения, в которых получают желаемое, то, к чему стремятся. Такова общая социально-психологическая предпосылка социального обмена. Проблема заключается в том, что нужно научиться «жить вместе» при разнообразных (противоречивых) интересах, признавать (учитывать) выгоды других и управлять социальными процессами в условиях их действий.

Данная проблема разрешается на основе теории и практики социального обмена с главной ее функцией — это создание доверия, опирающегося на свободу выбора и ожидания взаимности в добровольном обмене между взаимодействующими сторонами различными ценностями: материальными (деньги, время, информация, привилегии и т.п.), духовными (общественное внимание, признание, престиж, сотрудничество, любовь и т.п.), практическими (действия, поступки, помощь, статусы и т.п.). В процессе обмена каждый участник что-то приобретает, а при прекращении ожиданий обменные отношения также прекращаются.

Социальная выгода. Социальное поведение является обменом деятельностью — это непосредственные контакты индивидов, когда действие каждого взаимно подкрепляет (подавляет) — коррелирует — действие другого и, соответственно, каждый влияет на другого: они «дают» другим и стараются «получить» взамен соответствующий эквивалент (взаимные подкрепления) [6] . В результате происходит социальный обмен — это тип взаимодействия в границах таких отношений, при котором получаемое от других лиц «вознаграждение» (наказание) ожидается. Всякий раз, когда ожидания подтверждаются, человек испытывает чувство удовлетворения (неудовлетворения). Например, пары влюбленных. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости. Эмоциональная привязанность влюбленных заставляет их бережно относиться друг к другу, то есть строить обмен по принципу: делай другому то, что хотел бы, чтобы он тебе сделал. Даря свою любовь, партнер надеется, что взамен получит не меньшее ответное чувство. И так во всем: от обмена подарками до обмена приветствиями и чувствами.

Если при обмене имеет место поощряющая реакция, то поведение, вероятно, будет воспроизведено в будущем в подобных ситуациях. Наоборот, отрицательная реакция уменьшит вероятность воспроизведения поведения. Следовательно, основой социального обмена является личный (групповой) интерес, базирующийся на сочетании экономических и социально-психологических (поведение человека, группы) потребностей. Суть же социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что ему представляется более ценным, чем вам (плата), и получить от него то, что для вас представляет большую ценность, чем для него (вознаграждение) [7] .

Социальное поведение в конкретных ситуациях можно рассматривать как функцию платы: его количество и вид зависят от количества и вида вознаграждения (наказания), получаемых человеком. При этом плата — это функциональные обязанности и ответственность личности (то, что она должна), то есть чем она должна поведенчески платить. Вознаграждение — это функциональные права личности (то, что ей должны), то есть поведенческое вознаграждение, на которое она может рассчитывать. Проблема: как их уравнять?

Социальный обмен осуществляется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно.

Выгода — это мера (разница) платы и вознаграждения, извлекаемая в процессе социального обмена субъектами взаимодействия. Каждый из обменивающихся стремится минимизировать свои «затраты» (плату) и максимизировать «прибыль» (вознаграждение), избегая при этом негативных санкций. Это стремление вытекает из эгоистической природы человека. Поэтому на уровне социума идет постоянный поиск данной меры и, соответственно, ее реформирование в зависимости от конкретно-исторических условий.

На основе данного подхода функционирует модель социального поведения, отражающая личностный принцип рыночной культуры (Г. Спенсер):

— стремление к личной выгоде;

— страх наказания (перед людьми и Богом) за способы ее достижения: страх перед живыми поддерживает государство, а перед мертвыми — церковь;

— учет общественных интересов.

Эта модель обеспечивает механизм взаимодействия личности и общества в рыночных отношениях. В частности, общество, отражая социальные интересы, является нормативным устройством, обеспечивающим порядок, устойчивость (статику), общие нормы и ценности. Однако утрата меры, ведущая к приоритету общественных (коллективных) интересов над частными, ведет, соответственно, к утрате демократических свобод и установлению тоталитаризма [8] . При этом любая нестандартность рассматривается как социальная угроза существующему статус-кво. Охранительным инструментом подобного общества является всесильное государство, общественная собственность, централизованная экономика, подавляющие личность и ликвидирующие свободу производственно-хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, ведет к застою, стагнации и коллапсу.

Наоборот, индивидуальная предприимчивость, стремление к личной выгоде и свободе придают обществу подвижность, динамику, обеспечивая его развитие. Вместе с тем утрата меры, ведущая к приоритету индивидуального эгоизма, ведет к неизбежной «борьбе всех против всех» и подготавливает почву для появления разных форм диктатуры (авторитаризма).

Вопрос заключается в том, как примирить противоположности общественного и частного интересов, какие механизмы их согласования при этом использовать?

Современная история со всей очевидностью подтвердила бесперспективность тоталитарно-авторитарных режимов, с любой внешней атрибутикой, и, наоборот, разумность либерально-демократических механизмов. В условиях рыночных отношений инструментом согласования индивидуальной предприимчивости (стремления к выгоде) и социального порядка выступает плюралистическая демократия (в том числе и экономическая). Она способна уравновешивать «порядок и прогресс», используя возможности политического (социального) правового государства (сверху) и гражданского общества (снизу).

Проблема в том, какова при этом мера вмешательства государства и прав человека?

Либерально-демократические механизмы обеспечивают приоритет частной собственности и частного интереса в рамках социального порядка, задающих обществу динамику и самоорганизацию. Последняя означает возрастание своей организации, в основе которой лежат обменные процессы, поддерживающие и обновляющие все формы изменений. В конечном счете формула взаимодействия выглядит так: поиск личности — предложения общества — выбор личности — ответственность перед обществом. При этом государство не мешает людям зарабатывать и не душит в них милосердия, но и не дает нарушать существующий социальный порядок (законы).

Таким образом, социальное поведение есть обмен, при котором деятельность одного человека подкрепляет или наказывает деятельность другого. Каждый из нас стремится (должен) получать «прибыль» (материальную, духовную, практическую) от контактов с другими людьми. При этом уместно ставить вопрос: а что я «буду иметь от контакта с тем или иным человеком?». Оказав услугу, мы вправе ожидать, что нам ответят взаимностью, хотя природа вознаграждения далеко не всегда может быть предметом переговоров. Нельзя гарантировать вознаграждение за щедрость, гостеприимство, благотворительность и т.п. Кроме того, многие социальные «выгоды» не имеют цены (денежного эквивалента). Однако если люди не получают «прибыли», то они изменяют свое поведение, чтобы получить ее или прекращают контакты. При этом целесообразно действующие субъекты руководствуются рациональным выбором между минимизацией своих затрат и получением максимальной выгоды (пользы).

Дж. Хоманс рассматривает суть социального обмена на следующем примере. Два канцелярских служащих А и В делают свою работу. Каждый работает самостоятельно и по правилам конторы, если нуждается в помощи, должен обратиться к начальнику. Служащий А — новичок, который постоянно нуждается в помощи. Однако он не хочет идти к начальнику, так как проявление некомпетентности может повредить его карьере. Вместо этого он обращается за помощью к служащему В. Тот оказывает помощь и в обмен получает благодарность от А. Таким образом происходит обмен деятельности служащего В на благодарность (сентимент) служащего А: два человека обменялись помощью и одобрением. Чем более ценной для А будет помощь В, тем чаще он будет выражать ему свою благодарность.

Отсюда вытекает основное положение концепции социального обмена: чем более ценной является для человека единица деятельности, которую ему дает другой человек, тем более часто он будет производить деятельность, вознаграждаемую деятельностью другого.

Некоммерческий обмен. В общественных отношениях люди, социальные силы ориентированы вступать в объединения на основе социального обмена, учитывающего выгоды всех участвующих сторон: подтверждают их, если находят эти действия реально вознаграждаемыми. Данный обмен носит некоммерческий характер, когда ключевые взаимодействующие субъекты стремятся к достижению социального (а не коммерческого) эффекта и присущим ему результатам. Последние не связаны непосредственно с получением полной прибыли, как это имеет место в материальном производстве и торговле, а направлены на благо отдельных групп населения или общества в целом В конечном счете данная деятельность способствует получению экономического (финансового) результата, который, однако, не является прямой целью некоммерческого обмена.

Похожее:  Сколько нужно пить гейнера чтобы увидеть результаты

В качестве ключевых субъектов выступают некоммерческие образования: органы государственного и местного управления, объединения промышленников и предпринимателей, профсоюзные организации, образование, социальная защита и т.п. В частности, их деятельность по регулированию отношений выведена из сферы политики и способствует решению широкого круга социальных проблем жизнедеятельности общества в области экономики, культуры, медицины, занятости населения, социальной защиты, охраны труда, экологической безопасности и др. Обязательное условие успеха данной деятельности — это создание доверия на основе свободы выбора ключевых субъектов и ожидания взаимности (отклик другой стороны) в добровольном обмене предложениями, ценностями, идеями, информацией, знаниями, программами и т.п. Только на этой основе возможно достижение согласия (соглашения), то есть получения от кого-либо желаемого решения (некоммерческий продукт) спорного вопроса с предложением (средство платежа) чего-либо взамен. Реализация данного соглашения направлена на то, чтобы получить некий ожидаемый поведенческий отклик (позитивную ответную реакцию), дающий социальный эффект.

Таким образом, в системе государственно-общественного взаимодействия процессы социального обмена и сделки между ключевыми субъектами рыночных отношений являются консенсусной формой удовлетворения их потребностей и достижения целей. Задача заключается в том, чтобы с помощью инструментов некоммерческого маркетинга создать комплекс условий, стимулирующих стороны к повторным сделкам (а не просто разовых), делающих прочными общественные отношения.

Источник

Теория социального обмена: сущность и основные положения

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соцвзаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо – знак уважения и престижа, положительные эмоции и прочее.

Теория социального обмена выделяет особенности мотивации тех людей, которые совершают поступки, полезные для других. Дело в том, что объяснение кроется в наличии ожидания, устойчивого представления о том, что на свои действия они в ответ получат значительную пользу от поступков другого человека.

Поэтому концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение «стимул — реакция».

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности, которые объясняют персональное поведение тем, что каждый хочет поддержать свой социальный обмен.

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно агрессивное поведение, а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, а избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это — прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о бюджетном финансировании, либо об обучении на договорной основе.

В целом, теория социального обмена охватывает все без исключения сферы человеческого взаимодействия.

Источник



Основные положения теории социального обмена

Теория социального обмена распространилась преимущественно на Западе.
Эта теория акцентировала внимание на мотивах, определяющих взаимодействие людей в аспекте экономических отношений, касающихся обмена товарами.

Теоретики концепции социального обмена рассматривали в качестве предмета обмена материальные и духовные ценности. Именно обмен этими ценностями во всех сферах общества, по их мнению, образует социум.
Изучение механизмов социального обмена способствует объяснению социальных взаимоотношений в обществе.

Теория обмена была задумана в качестве попытки применения принципов и правил исследования бихевиористской психологии в сочетании с другими идеями к социологическим задачам познания сущности социального. При условии, что теория обмена была артикулирована научным сообществом достаточно давно, вершина её развития и актуальности приходится на 50-60 гг ХХ века и связана с именем Джорджа Хоманса и Питера Блау.

Теория социального обмена Дж. Хоманса

Теория социального обмена Дж. Хоманса

Дж. Хоманс (1910-1989) – выдающийся американский социолог, автор работ Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение и его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и других.
Основное влияние на него оказали взгляды В. Парето и Т. Парсонса. Хоманс критиковал теорию социального действия и выявил закономерности в поведении людей, которым соответствуют разные типы социальной организации.
Концепция Хоманса представляла собой реакцию на кризис методологии, который возник в Америке после войны.

Хоманс пытался объяснить, как поведение индивида с присущими ему психическими особенностями помогает сохранению устойчивых социальных структур.
Социолог долгое время наблюдал за непосредственными контактами между индивидами в малых группах на промышленных предприятиях. Это позволило ему выявить некоторые закономерности поведения людей в малых группах. Так, Хомансом была выявлена зависимость взаимной симпатии в группе от частоты общения индивидов. Такой же причиной социолог обозначал сходство поведения и проявление чувств у членов малой группы.
Универсальным стимулам, определяющим мировое движение, по мнению Хоманса, являются личные интересы.

Социолог изучал элементарные формы социального поведения. Он определил детерминирующие особенности социального поведения в психологии человека. Так же он применял методы психологического направления бихевиоризма в социологии.
Центральным определением социологии Хоманса является понятие социального действия.

Социальное действие, по Хомансу, – непосредственные контакты индивида, в процессе которых происходит обмен ценностями, строящийся по принципу рациональности, т.е. люди взаимодействуют, исходя из определенного интереса. Они всегда стремятся получить большую выгоду при минимальных затратах.

Предмет обмена – то, что имеет социальную ценность.
Ценность отдельной личности состоит из качеств, подлежащих обмену.
Но в сущности равных обменов не существует, что приводит к социальному неравенству.

Согласно Дж. Хомансу, поведение человека обусловлено вознаграждениями, которые человек получал за свои поступки в прошлом. Так, социологом были определены принципы вознаграждения:

  1. Частота повторений определенного типа поведения зависит от частоты вознаграждений. Другими словами, чем больше вознаграждается какой-то тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
  2. При вознаграждении за определенные типы поведения при определенных условиях, личность пытается воссоздать эти условия.
  3. Чем выше вознаграждение, тем больше усилий готов затратить человек ради получения этого вознаграждения.
  4. Если потребности человека близки к насыщению, то он будет прилагать гораздо меньше усилия по их удовлетворению.

Таким образом, исходя из данных положений, Хоманс объясняет функционирование всех социальных процессов.
Обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социального действия, а человеческое поведение выполняет функцию платежа.

Теория Хоманса была подвергнута критики, согласно которой представленная теория не может объяснить функционирование социальных объектов на макроуровне.

Теория обмена П. Блау

Теория обмена П. Блау

П. Блау (1918-2002) — австро-американский социолог, ученик Дж. Хоманса, автор работ «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964).
Однако в отличии от своего учителя Дж. Хоманса, социолог акцентировал внимание не на психических мотивах поведния, а на социологических взаимодействиях в разных типах социальных структур.

Основным отличием теории Блау от теории Хоманса является то, что у П. Блау отношения обмена сразу институализируются.

Обмен, по Блау ,представляет собой действия, которые зависят от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием получения этих вознаграждений.

Социальная жизнь – это «базар», на котором акторы взаимодействуют между собой для того, чтобы получить наибольшую выгоду.

П. Блау определил следующие законы обмена:

  1. Чем большую выгоду ждет человек, тем больше возрастает вероятность осуществления определенной деятельности.
  2. Чем большим количеством вознаграждений люди обменялись между собой, тем больше вероятность следующих актов обмена.
  3. Чем чаще нарушаются взаимные обязательства при обмене, тем меньше становится роль негативных санкций (наказаний).
  4. При приближении момента вознаграждения ценность деятельности падает, а вероятность ее осуществления значительно снижается.
  5. Чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность того, что обмен будет управляться нормами «справедливого обмена».
Похожее:  Завершение этапа Задачи и результаты стадии завершения этапа

Блау экстраполировал законы обмена на взаимодействия между организациями и иными социальными структурами. В их отношениях обмен косвенный, поэтому носит опосредованный характер. В него активно «вмешиваются» факторы нормативности и контроля. Такая интерпретация предоставила возможность Блау перевести трактование обмена с микроуровня на мезоуровень.

П. Блау определил следующие виды вознаграждений:

  • деньги;
  • социальное одобрение;
  • уважение;
  • уступки.

Самое высокое вознаграждение получают те, кто имеет власть. Именно поэтому социальные группы структурированы по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и т.д.

Властные отношения формируют в группе две силы: с одной стороны — стремление к интеграции, с другой стороны — тяготение к оппозиции и конфликту. Основным источником конфликта выступает дисбаланс в отношениях обмена, вытекающий из неравного отношения различных ассоциаций к обладанию ресурсами.
Конфликт, по П. Блау, — источник изменений, уточнения нормативности и ценностей.

Социальные структуры трактовались социологом как многомерное пространство, которое образуется линиями дифференциации. Он характеризовал их как входящие друг в друга серии последующих уровней все более широкого масштаба. Приведем пример. Структура трудового коллектива имеет непосредственную социальную среду — условия в подразделении организации, где они работают. В структуре фирмы такое непосредственной социальной средой будут являться условия рынка.

Блау пытался интегрировать теорию обмена и социальной структуры в контексте социального взаимодействия.
Теория обмена сама по себе не может объяснить сложные социальные структуры. Так же и теория социальной структуры в отдельности не в состоянии объяснить многие отношения и процессы в обществе, т.к. она лишена аналитических возможностей характеристики поведения людей.

П. Блау очертил две «картины» социального анализа.

  1. Первая картина — результат использования теории обмена для анализа микропроцессов, которые связаны с межличностным взаимодействием.
  2. Вторая картина –активное применение теории социальной структуры для характеристики макропроцессов общества. Здесь основной проблемой является глубина и плотность связи между названными уровнями анализа.

Подводя итог, важно отметить, что теоретический и практический ресурс теории социального обмена на сегодняшний день полностью не исчерпан. Социальный обмен пронизывает повседневную социальную жизнь людей. Социальный обмен
определяет различные уровни социального взаимодействия, выступает в качестве реальных и идеальных моделей поведения.

Источник

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

Блок 1. Социальный обмен. Эволюционное наследие.

Цель в переговорах неразрывно связана с взаимным обменом РЕСУРСАМИ ПОМОЩИ (инструментальными, социальными, психологическими, информационными, экономическими, природными). Обмен как явление своими корнями опускается в эволюционное наследие от наших предков.

Так Мэтт Ридли в своей книге «Происхождение альтруизма и добродетели: от инстинктов к сотрудничеству» (скачать книгу) приводит различные примеры.

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

1 Обмен осуществляется в колониях летучих мышей – вампиров, при этом излишек крови отрыгивают другой голодной особи. Во время группового груминга особи чистят шерсть друг другу и в особенности область желудка, поэтому скрыть наполненный желудок кровью проблематично, в результате «приходиться» делиться едой. При этом впоследствии та мышь, которая ранее поделилась, вправе рассчитывать получить от других в «голодные времена» пищу.

2 Обмен характерен для верветок – разновидность африканских обезьян. Они также делятся едой и помогают участвовать в драках тем, кто раньше им самим помогал.

3 На коралловых рифах рыбы чистильщики «обслуживают» тропических хищников без всякого страха быть съеденными. При этом большая рыба получает «чистое тело», а чистильщики еду.

4 Дельфины афалины на западном побережье Австралии объединяются в группы по 5 особей, что неестественно для них в обычных условиях, только для того, чтобы отбить самку у другого трио, а впоследствии приходят на помощь тем, кто им помог ранее.

5 Шимпанзе – прямые родственники человека практикуют не только совместный груминг, а также и делятся едой друг с другом, объединяются во временные союзы для того, чтобы завоевать лидерство и/или отбить самку у соперника.

ВИДЕО “Переговоры. Как избежать наказания со стороны начальника?!”

Блок 2. Социальный обмен. Первобытные племена.

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

Люди, проживающие в настоящем времени на островках собственной цивилизации, регулярно осуществляют обмен пищей между собой. Это характерно и для индейских племен Тупи–гуарани из Парагвая, Бразилии, Боливии, Перу.

И для группы племен Яномамо из Венесуэлы, Бразилии; и Тиви из Австралии. Так, при удачной охоте индеец, которому повезло, разделяет мясо между другими семьями. Отдает до 90 % от массы всего животного. Это позволяет сохранять относительное благополучие в недели «неудач», когда другие охотники возвращают «долг». В этом проявление реципрокности, взаимности.

Помимо этого, дары в виде мяса женщинам способствуют сексуальным «победам» мужчин. Лучшие охотники чаще всего имеют больше сексуальных контактов, чем их менее умелые «коллеги по цеху». Происходит обмен мяса на секс. Это также проявление взаимности.

Мужчины и женщины племени, состоящие в брачных союзах, регулярно производят обмен между собой. Женщины получают добытое мужчинами мясо, а мужчины, коренья, фрукты от женщин. Присутствует половое разделение труда. Налицо реципрокность.

Блок 3. Социальный обмен. Формы.

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

Наиболее простые формы социального обмена выглядят следующим образом:

1. «Мне хорошо «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», и я сделаю хорошо тебе, чтобы ты сделал хорошо мне в будущем».

2. «Мне хорошо «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», и я сделаю тебе хорошо, потому что ты делал мне хорошо в прошлом.»

3. «Мне плохо «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», и ты сделай мне хорошо, а в будущем я тебе сделаю хорошо».

4. «Мне плохо «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», и ты сделай мне хорошо, потому что я делал тебе хорошо в прошлом.»

Социальный обмен как обратная связь позволяет людям поощрять «СВОИХ», наказывать «ЧУЖИХ». Подобное распределение взаимных доступов к целевым результатам позволяет племенам – индейцев успешно выживать, несмотря на активное давление глобальной человеческой цивилизации.

В современном обществе, где связи между людьми существенно сложнее, а количество участников «огромного племени» превышает 7 миллиардов (посмотреть счетчик численности населения) воспроизвести справедливый обмен становится более затруднительным процессом. И само понятие справедливости варьирует в зависимости от места – пространства.

Принцип справедливости при обмене подразумевает распределение благ между участниками в соответствии с их вкладом в общий результат. В тех ситуациях, где затруднено определение степени вклада, участники стараются разделить ресурсы в равных долях между собой.

Блок 4. Социальный обмен. Мифология.

Вся мифология, созданная человечеством, пронизывается идеей обмена. Обмен в виде наказания или в форме поощрения. Обмен как способ получить доступ к целевому ресурсу. Обмен как следствие переговоров или силового захвата (Статья «Формальная логика – это источник проблем) Стороны используют различные коммуникативные технологии для того, чтобы состоялся обмен.

4.1. Орфей и Эвридика.

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

«…Вот и трон великих владык подземного мира Аида и Персефоны. Остановившись перед ними, запел Орфей лучшую из своих песен – песню о любви. И пока он пел, принесенная им веточка вербы распустилась. Из лопнувших почек показались зеленые листочки, напомнившие Персефоне луг под Энной, на котором она резвилась, не зная о предназначенной ей участи. Как упоителен запах свежей зелени, не ведающей смерти и тлена! Слезы навернулись на глаза владычицы. Заплакали и мстительные эринии, не знающие пощады к преступившим божеские законы. Перестал Тантал искать иссохшим ртом убегающую от него воду. Неутомимый Сизиф остановил свой камень и, присев на него, прислушался.

Замерла песня, и наступило глубокое молчание. И прозвучал в нем голос Аида:

– Что ты просишь, пришелец?

– Я пришел ради моей возлюбленной Эвридики, пребывающей в мире теней. Танат похитил ее у меня на самой заре любви. Тебе ли не знать, что все мы сюда придем. Вернется она под твою власть, и я вместе с нею. На время прошу ее у тебя. Дай испытать Эвридике радость любви.

– Пусть будет по-твоему, – молвил Аид. – Веди Эвридику в верхний мир. Она пойдет за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят.»

Слушать Глюк “Орфей и Эвридика”

4.2. Индра и святые подвижники.

Обмен присутствует и в истории про Индру и святых подвижников (скачать книгу Мифы Древней Индии_Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина ). Миф, использующий характерный мотив борьбы богов с подвижничеством смертных взят из «Махабхараты» .

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

«… И, стремясь обрести свою цель, Явакри предался суровому подвижничеству. Он постился, стоял на одной ноге неподвижно и в зной, и в холод, жег свое тело огнем и охлаждал его в студеной воде, и, когда заслуги его возросли благодаря такому подвижничеству, он воззвал к Индре и сказал:

– За мой суровый подвиг даруй мне, владыка богов, знание священных Вед.

– Не в подвижничестве путь к постижению Вед, — возразил ему Индра.

– Ступай к наставнику, о Явакри, и выучи Веды, как должно, с прилежанием и смирением.

Но Явакри не захотел следовать обычным путем постижения Вед и продолжал свое подвижничество. И, накопив еще больше заслуг истязанием плоти, он опять воззвал к Индре.

– Ты не добьешься своей цели умерщвлением плоти, — снова отвечал ему Индра.

– Ступай к наставнику, о сын, Бхарадваджи.

– Нет ничего в этих трех мирах, чего нельзя было бы обрести подвижничеством, — возразил, упорствуя, Явакри.

– Если ты не исполнишь теперь моего желания, я предамся еще более жестокому истязанию плоти; я начну отсекать часть за частью моего тела и одну за другой стану бросать их в огонь; и власть твоя на небесах поколеблется от моего подвига!

Тогда Индре пришлось даровать ему исполнение желаний. По просьбе Явакри он дал ему и его отцу совершенное знание Вед и обещал им победу над всеми соперниками во владении священным знанием…».

Заказать тренинг “Переговоры – Схватка!”

Тренинг "Переговоры - Схватка". Тренер - Якимов Владислав.

Блок 5. Социальный обмен. Определение.

Социальный обмен это? Причина эволюции человека?

Что такое обмен?

Похожее:  Справочный Коммерческий Словарь 1926

Социальный обмен – это ключевое явление, на котором построена современная цивилизация.

Обмен не всегда предполагает получение человеком субъективно значимых окончательных целевых результатов (Статья «Переговоры и цель. Системный подход. Циклы жизнедеятельности. ). Полученные результаты при обмене могут быть расфокусированными до начала взаимодействия. Однако, обретенные результаты способны становится ресурсами помощи в случаях переосмысления субъектом их ценности в перспективе.

– Усложнения структуры общества.

– Возникновения и распространения технологических возможностей для свободной коммуникации.

– Стирания границ между людьми.

– Появления реальных возможностей общаться каждого с каждым.

Именно обмен продолжает оставаться главным феноменом социальной жизни.

На сегодня это все! Продолжение данной темы в следующей статье!

Спасибо за Ваше внимание и труд прочитать написанное мной!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, Ваш пальчик вверх это не обо мне, это о Вас, о Вашем позитивном подходе в жизни, о Вашем умении быть позитивным! И пишите свои комментарии, потому что Вы живой человек и Вам есть, что сказать!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

Источник

Лекция 4. Отношения обмена как объект социологического анализа

1. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998. – Лекция 5, с.89-94, с.41.

2. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология: Монография. – М., 2002. – С.253-279.

3. Верховин В.И. Структура и функции монетарного поведения //Социс, 1993, №10. – С.67-73.

4. Кузина О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении //Социологический журнал, 1999, №12, с.171-181.

5. Кузина О. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков финансовых пирамид // Вопросы социологии, 1998, №8.

6. Радаев В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» //Вопросы социологии, 1998, №8.

1. Обмен и обменное поведение как предмет экономической социологии

Как отмечалось в предыдущей лекции экономическое поведение представляет собой систему социальных действий, направленных на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от использования и обращения имеющихся экономических ресурсов. Экономическое поведение является социальной субстанцией хозяйственных процессов.

Обменное поведение является одним из видов экономического поведения. Это поведение, которое обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) по каналам рынка на основе учета и сравнения их ценности по отношению друг к другу. Мера ценности обращающихся товаров фиксируется в ценах, которые устанавливаются в процессе взаимоприспособления различных рыночных элементов. Участниками рыночного обмена являются множество экономических субъектов, выступающих по отношению друг к другу в качестве продавцов и покупателей.

Сущность экономического обмена выражается во взаимовыгодном перераспределении экономических ресурсов, технологий достижения результатов и самих результатов экономической деятельности. Как пишет Мизес Л., «Все человеческие действия, поскольку они разумны, можно рассматривать как обмен одного состояния на другое. Человек использует хозяйственные блага, личное время и труд, чтобы получить наивысшую степень удовлетворения, возможную при данных обстоятельствах. Люди пренебрегают удовлетворением менее настоятельных нужд ради более настоятельных потребностей. В этом суть экономической деятельности – в осуществлении актов обмена».

Социальный обмен является более широким явлением, чем обмен экономический. Любой вид социального поведения включает в себя (индивидуального, группового и массового) включает в себя компоненты обмена различными ценностями, благами, которые переходят от одних субъектов к другим. Так коммуникационное поведение есть процесс обмена информацией, ее носителями (символами, знаками, значениями, способами ее кодирования и декодирования). Любое социальное взаимодействие представляет собой поиск ресурсов, информации и других средств, позволяющих реализовать тот или иной интерес. Субъекты включены в сети социального обмена, образуемыми индивидами, группами и институтами, производящими и контролирующими блага.

2. Социальные элементы экономического обмена

В экономический обмен могут включаться не только материальные блага (вещи, собственность, деньги) и технологии их использования, но и культурно-символические блага (знание, умения, знаки и значения, информация), социальные блага (статусы, власть, обязательства, уважение).

Базовыми составляющими экономического обмена являются:

Субъекты обмена – преследующие свои интересы индивиды, группы и организации, которые рациональным или традиционным образом вступают в обменные отношения, предполагая получить определенные выгоды или «средства» приращения своих возможностей;

Объекты обмена – это те ценности, ресурсы, возможности, которыми обмениваются субъекты, предполагающие реализовать свой интерес в системе различных социальных взаимодействий;

Предмет обмена – это те выгоды (реальные и мнимые), которые ожидают и предполагают получить субъекты, вступающие в обменные отношения.

Основным мотивом, стимулом экономического обмена является поиск партнеров, которые: а) обладают свободными для обмена ресурсами; б) желают эти ресурсы эквивалентно обменять; в) предоставляют явные или косвенные гарантии того, что они обладают этими ресурсами и намерениями.

3. Эквивалентность социального обмена

Основой обмена является не только потребность и желание обменяться взаимодополняющими ресурсами, но, прежде всего, обменяться эквивалентно. Эквивалентность обмена – это такое перераспределение объектов и предметов обмена, которое приносит равную выгоду обеим сторонам. Социальный обмен может быть возмездным и безвозмездным, эквивалентным и неэквивалентным. Возмездный эквивалентный обмен предполагает равновесное распределение ценностей между сторонами, при возмездном неэквивалентном обмене одна сторона получает больше, другая меньше. Одна и та же ситуация обмена между работодателем и работником может интерпретироваться ими по-разному. Если стороны обмена при оценке своих выгод базируются на одних критериях и ценовых ожиданиях, можно ожидать заключение контракта между ними. Однако, если рыночная цена на рабочую силу упадет, работник, который высоко оценивает свой квалифицированный труд и свои профессиональные качества, свои вложения в человеческий капитал, может отказаться от участия в невыгодной сделке. С другой стороны, для работника более важными, чем материальная выгода, могут оказаться творческая и социально значимая работа, уважение и занятие любимым делом.

Эквивалентность обмена измеряется как количественными, так и качественными методами. В качестве универсального измерителя, количественной шкалы экономического обмена товарами используются цены и деньги, которые позволяют соотносить и сравнивать эти блага друг с другом на рынке. В то же время существуют качественные измерители обмена, которые основаны на субъективно-личностных, социально-психологических, стратификационных, арбитражных и других критериях. Эти шкалы несводимы друг к другу, являются результатами функционирования различных культур и субкультур.

Например, нормативно-стратификационные измерители социального и экономического обмена позволяют оценить позиции сторон обмена в социальной стратификации. Обмен на базе этой шкалы предполагает: а) взаимную оценку статусов партнеров социального обмена; б) распределение между ними социальных ролей в процессе взаимодействия; в) перераспределение преимуществ (статусов) и возможностей от одного партнера к другому; г) совместное поддержание устойчивости (кооперацию) их социального положения. Так преуспевающие предприниматели предпочитают вступать в устойчивые деловые сети с партнерами, не только имеющими денежный капитал, но и добившимися высокого статуса и хорошей деловой репутации в деловых кругах. Работодатель стремится пригласить к себе на работу известного специалиста, профессионала, что также улучшает имидж компании и соответственно повышает ценность акций фирмы.

Методы и способы обмена зависят от множества факторов: от вида экономических ресурсов, находящихся в обороте, от механизма ценообразования; от степени компетентности действующих субъектов; их умения учитывать рыночную конъюнктуру и принимать на этой основе рациональные решения.

В целом можно утверждать, что обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации. Экономические действия людей, преследующих свою индивидуальную выгоду, требуют конструирование и ранжирование преследуемых целей. Конечная ценность целей, их рациональность определяется доступностью или редкостью средств, необходимых для их достижения. Выбор этих средств для реализации своих целей происходит в процессе социально-экономического обмена. Механизм цен подсказывает каждому экономическому субъекту направления поиска, связанные с максимизацией выгоды.

Источник

Adblock
detector