Тест по литературе Живое пламя 7 класс

Тест по литературе Живое пламя 7 класс

Тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 4 задания с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
— Не помешает?
— Что вы!
— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цвет­ков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым арома­том, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знако­мых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветоч­ной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. Распустились они на другой день…
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колы­хал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, от­чего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались гус­тым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепе­сток и расправил его на ладони.
— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бом­бардировщика…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

…солнце пронизывало светом … лепестки.

3. Как называется прием?

… вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля …

4. Герой-рассказчик обменивается репликами с тетей Олей. Как на­зывается такая форма речевого взаимодействия?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

А в центре клумбы … поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

маки… вспыхивали… огнем

3. Как называется прием?

4. Как называется развернутое высказывание героя в литературном произведении («Да, сгорел…»)?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

Фрагмент из рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в ле­су, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде…
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она ве­лела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его ша­гами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину…
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский ла­герь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка­-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немно­го лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стес­нившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к се­бе безмолвным голосом своего благоухания.

Ответы на тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов)
1 вариант
1. эпитет
2. метафора (олицетворение)
3. сравнение
4. диалог
2 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. антитеза (контраст)
4. монолог

Источник

Живое пламя (окончание)

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали гренетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят.

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижскиски красавицы, львиные зевы и прочая цветочная арнстократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых cyток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел. — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки в полную силу прожита. И у людей так бывает.

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядим на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Похожее:  Вопросы про 2 мировую войну с ответами для детей

Вопросы и задания

1. Что имела в виду тетя Оля, когда сказала: «Да, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает. »?

2. Как вы понимаете конец рассказа? Почему тетя Оля отдала предпочтение макам? Какие литературные приемы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков?

3. О чем этот рассказ Е. И. Носова и как можно объяснить его название?

4. Что волнует писателя? Можно ли сказать, что это проблемы и нашего времени? Подготовьте развернутый ответ.

Источник



Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Крюкова Ольга Михайловна

Учебник Коровина В.Я., Литература: 7 класс. Учебник в 2 частях. – М .: Просвещение, 2007.

Коровина В.Я. Литература: 7 кл. Метод. советы. – М .:Просвещение, 2003.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

1) познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя».

2) Обучать навыкам анализа рассказа.

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать

оценки поступкам героев.

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к

погибшим в годы Великой Отечественной войны.

2) Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и

нравственному осмыслению жизни.

Оборудование. 1)Компьютер, мультимедийный проектор (для показа портрета Е.Носова),

СD с записью песни Ю.Антонова «Маки». 2) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый

словарь русского языка. 3) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира

Методы деятельности : репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приѐм технологии критического мышления – чтение с остановками

На уроке сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности,

уделено должное внимание самостоятельной творческой работе учащихся.

Формы и виды текущего контроля

а) текущий контроль: написание творческих самостоятельных работ учащимися.

б) устные высказывания учащихся, чтение наизусть.Ход урока

На доске эпиграф:

Маки, маки, красные маки,

Горькая память земли,

Неужели вам снятся атаки,

Неужели вам снятся атаки,

Тех, кто с этих холмов не пришли.

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Словарная работа: Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки, носки

Куртинка (здесь) цветочная грядка.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

I. Учитель. Стадия вызова. Обращение к личному опыту :

— Ребята! Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше

запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать,

и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Напишите о случае, к которому вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Прослушивание работ учащихся.

II. Прогнозирование по названию .

— Рассказ, который мы будем читать, называется «Живое пламя». Как вы думаете, о

чѐм это произведение?

III. А сейчас послушаем сообщение о жизни и творчестве Носова Е. И .

На экране его портрет.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в

семье потомственного мастерового, кузнеца.

Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушѐл на фронт, поступил в артиллерийские

войска, стал наводчиком орудия. Воевал в Польше. В боях под Кѐнигсбергом 8 февраля 1945 был

тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чѐм позже написал рассказ

«Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учѐбу, закончил среднюю школу. Учится на Высших

литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения

«Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждѐн Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975

году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году — Международной

премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

Рассказ «Живое пламя» написан в 1957 году .IV. Чтение I части рассказа . «Ну, какой из мака цвет!»

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тѐте Оле?

2) Как жила Ольга Петровна? Какой у неѐ был домик?

3) Какие ещѐ детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаѐнной печали,

переполнявшей еѐ сердце?

4) Как вы считаете, почему тѐтя Оля занимается разведением цветов?

5) Почему тѐтя Оля не любила маки?

6) Почему рассказчик посеял маки?

7) Почему тѐтя Оля оставила несколько маков?

8) Какие отношения были у рассказчика с тѐтей Олей?

9) Чей портрет висел над письменным столом в комнате рассказчика?

10) Как вы думаете, чей это портрет?

Чтение II части рассказа. «Клумба стояла неузнаваемой».

1. Как изменилась клумба?

2. Какие цветы росли на ней?

3. Что напоминали цветы?

4. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

5. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце

героя, как и маки?

Чтение III части рассказа. «Два дня буйно пламенели маки».

1.Что напоминали издали цветущие маки?

2. Почему казалось страшным их прикосновение?

3. Какая яркость была у маков?

4. Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»?

5. Сколько дней пламенели маки?

6. Что случилось на исходе вторых суток?

7. Как выглядела пышная клумба без маков?

IV. Прогнозирование. Как будут развиваться события дальше? ( Прогнозирование )

Почему так? (Аргументы)

Чтение IV части рассказа «И у людей так бывает…»

1. С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак?

2. Что каждый из них сказал о жизни мака?

3. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чѐм это нам говорит?

4. Почему она вздохнула, словно по живому существу?

5. Что имела в виду тѐтя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без

оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

6. Как изменилась сразу тѐтя Оля?

7. Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

8. Что мы узнали о сыне тѐти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой

поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

V. Прогнозирование. Что будет дальше, как вы думаете ? (ответы учащихся)

Чтение V части рассказа «. не дать погаснуть живому огню» 1. Где теперь живѐт рассказчик ?

2. Навещает ли он тѐтю Олю?

3. Что изменилось у неѐ на клумбе?

4. С каким расчѐтом были ею посеяны маки?

5. Почему тѐтя Оля отдала предпочтение макам?

VI. Беседа по идейному содержанию .

1.Почему рассказ так озаглавлен?

2. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа?

3. Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? Понятен ли вам смысл образа

«буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнѐм», то наливающегося

Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор

сравнивает маки с «зажжѐнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками

пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещѐ совсем свежий, в

капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого

духа и сгоревшего «без оглядки».

4. Как вы понимаете конец рассказа?

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной

жизненных сил земли, подымались всѐ новые и новые туго свѐрнутые бутоны, чтобы не дать

погаснуть живому огню».

Ответы учеников: Память о героях продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память

Похожее:  Вопросы другу про футбол

питает корни «нравственного духа народа», его подвигов. Память. Она всегда с нами.

Красный мак – символ Памяти.

Обратиться к эпиграфу, записанному на доске

Звучит песня Ю. Антонова на слова Г. Поженяна «Маки»

Чтение наизусть учеником отрывка из стихотворения Е. Акимовой «Маки»:

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит, не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слѐзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

Своим огнѐм до страшной нашей боли.

4. В чѐм видите сходство между рассказом Е.Носова и прозвучавшим стихотворением и песней?

5. Как Е. Носов на страницах небольшого рассказа показывает жестокость войны?6. Какую иллюстрацию вы бы придумали к этому рассказу?

7. В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

VII. Рефлексия. Написать эссе или ответить на вопросы :

1. Слушая рассказ Е. Носова.

2. О чем заставляет задуматься этот рассказ?

3. Почему тѐтя Оля изменила своѐ мнение о маках?

VIII. Прослушивание детских работ.

IX. Заключительное слово учителя :

Прошло 68лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает в

человеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мы

не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы

обязаны помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы

обязаны помнить, чтобы жить.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

-Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их преодолевал

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

XI. Домашнее задание: подготовить рассказ о своих родственниках, участниках

Великой Отечественной войны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:»Человек и природа в творчестве писателей-вологжан» ( по рассказу Ю.М.Леднёва «Пеструха»).

Разработка урока литературы 6 класс по теме «Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ.

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина «Цифры».

Технологическая карта к уроку по теме «Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина «Цифры». Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора.

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: .

Источник

Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу Н. Носова «Живое пламя» в 7 классе

Автор: Захарова Лидия Афанасьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 ГО «Город Якутск» РС (Я).

Эпиграф: «Да, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.»

Ход мастерской.

I. Что изображено на картинках, которые лежат у вас на столах? (Следы людей.) Чем они отличаются друг от друга? (какие-то четко отпечатались, а какие-то не очень). Только ли в прямом значении употребляется слово «след»? (Нет. В переносном. «оставить след на земле – прожить жизнь и оставить память о себе». Синоним к слову «след» — память)

II.Запишите в тетради слово:

— Запишите свои ассоциации к данным словам. Собираем значения и оттенки значений.

III. Поделитесь с другими своими записями.

IV. Вы подобрали «холодные» слова или «теплые»? Почему к слову «ВОЙНА» подбираются в основном «холодные» слова?

V. — Попробуйте «раскрасить» эти слова в цвета. Подумайте, какой цвет, звук, жест могут подойти к этим словам?

VI. Слово литературоведам.

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

ПАМЯТЬ. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений. О хорошей памяти. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, ёмкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная (разг., незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная (разг., твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая (разг., хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая. О плохой памяти. Гусиная (разг., девичья (разг., дурная (разг., дырявая (разг., капризная, короткая, куриная (разг., неважная, незавидная, непрочная, никудышная (разг., отвратительная, плохая, птичья (разг., слабая, худая, Анафемская, демонская, зеркальная, крылатая, нерастраченная, помертвелая, тучная, усталая. Аффективная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная и т. п. 2. Воспоминания о ком. -, чем-либо. Бессмертная, благодарная, блаженная (устар., вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар., священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная. Гранитная, кровавая, темная, яростная. Всеобщая, людская, народная, человеческая и т. п. (Словарь эпитетов. К. С. Горбачевич.)

VII. Слово исследователям. Фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ.

Врезаться в память (хорошо запомниться).

Свежо в памяти (еще хорошо помнится).

Это на его памяти (о чем-нибудь отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходившего).

Прийти на память (вспомниться).

Короткая память (о человеке, который быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-нибудь).

По старой памяти (в силу прежней дружбы, старого знакомства, старых отношений).

Хранить в памяти (никогда не забывать).

Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо, тяжело пережито).

Вечная память (выражение пожелания всегда помнить умершего).

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая эти годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,

Горят они в степных просторах, в поле

И обжигают сердце всей стране,

Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть

О тех боях за жизнь и за свободу,

О тех, кто смог себя не пощадить,

Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,

Как капли крови, да горячей крови.

И обжигают сердце всей стране,

VIII. Своим огнём до страшной нашей боли

IX. Как вы думаете, почему мы рассказали вам это стихотворение?

X. Объясните смысл названия рассказа.Давайте поразмышляем: Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека? (роза- любовь, хризантемы – печаль) Согласны ли вы с тем, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей? Все ли могут совершить подвиг? Согласны ли вы с тем, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?

Похожее:  Английский язык Тесты по чтению для 2 класса

XI. Слово биографу. Знакомство с биографией писателя (по ходу сообщения учащиеся заполняют «Ленту времени»/

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе». (5 слайд)Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце». 6 слайд

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году — Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

-Какими делами, поступками наполнил свой след в жизни Евгений Иванович Носов?

XII. Работа по тексту рассказа.

1. Возьмите белые листы бумаги, которые лежат у вас на столах и запишите, какова основная мысль этого рассказа? (Мы вернемся к ним в конце урока)

2. Проверка домашнего задания. Прием «Дневник двойных записей»

3. На какие композиционные части можно разделить текст?

Тема развивается на основе простого сюжета.В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части:

1. Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» — развитие действия.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация. 4. Маки погасли – спад действия.

5. «Я теперь живу в другом конце города…» — развязка.

4. Вопросы по пониманию основной идеи произведения

— Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

— Выразительно прочитайте описание клумбы.

• Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Какие изобразительно – выразительные средства использует Носов в рассказе для раскрытия темы? (Сравнение -маки сравниваются с другими » парижскими красавицами»– читаем со слов…»Клумба стала неузнаваемой…»; эпитеты – обжигающая, озорная яркость; трепетно–ярким огнем; цветочная пестрота; олицетворение – поднялись маки, раскачивались)

• Каким цветам автор уделяет особое внимание? Почему?

— Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

• Как показана недолгая красота маков?

• Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Как называется этот художественный прием?

Словарная работа: Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация

— Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

— Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

— О судьбе Алексея Е. Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

— Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

— Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

Вдумайтесь в слова рассказа.

(- Да, сгорел. — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.)

— Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ «буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

— Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

— Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

— Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

XIII. Возвращаемся к началу урока. Почему мы урок начали со слов ПАМЯТЬ и ВОЙНА? Какова была цель нашего урока? Мы его достигли?

• увидеть умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям;

• уважительно относиться и чувствовать благодарную память к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Человек прошёл по Земле и оставил след. Что это за след?

Какие слова из произведения могут стать темой нашего урока? («Не дать погаснуть живому огню»)

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю «беспокоят»: они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

XIV. Обучающиеся по очереди читают стихотворение Р. Рожественского «Реквием»

Источник

Adblock
detector