Учитель и результаты его труда



Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что является результатом профессиональной деятельности учителя?

В педагогическом процессе учитель организует деятельность детей ради обеспечения возможности их личностного развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим я постоянно задаю себе вопрос: что же считать результатом моей профессиональной деятельности?

Ещё из работ К. Маркса известно, что любая деятельность носит двойственный характер с точки зрения её цели. С одной стороны она имеет целью получение некоего продукта («цель-в-продукте»), а с другой – целью является достижение некоторых изменений в самом деятеле, её субъекте («цель-в-субъекте»). Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней «цель-в-субъекте» имеет первичное, первостепенное значение. Это значит, что деятельность воспитанников организуется ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития.

При осуществлении своей деятельности педагог выдвигает два вида целей: одни цели содержат его представления о предполагаемых личностных изменениях и проявлениях воспитанников в процессе организуемой деятельности. Другие – об их практических достижениях: творческих, интеллектуальных, трудовых, спортивных и др. Логично предполагать, что этим двум видам целей будут соответствовать два вида результатов.

Доктор педагогических наук Е. В. Титова считает, что первый вид составляет качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления позитивных качеств и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.

Второй слой результатов педагогической деятельности составляют практические результаты: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально–творческой и др.).

И, наконец, третий, глубинный слой результатов, под которыми следует понимать не вообще уровень сформированности тех или иных качеств личности, т. к. этот уровень может быть достигнут не за счёт воспитательной образовательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, разнообразной совместной деятельности и отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников.

Цели своей деятельности я задаю на диагностической основе. К нам приходят дети с довольно низким уровнем развития познавательной деятельности, несформированной мотивацией (что наблюдается и у большинства родителей), неустойчивой чувственно-эмоциональной сферой. Передо мной встаёт цель: так организовать деятельность воспитанников, чтобы в ней учащиеся проявили себя наилучшим образом и получили максимальное развитие, а так же достигли возможных практических результатов. Этому способствует и созданная мною программа «Патриот». Дети и родители могут увидеть практические результаты, ведь качественные изменения в личности воспитанников: в системе личностных отношений, позиции личности, развитии ценных личностных качеств — обнаружить очень сложно.

Необходима тщательная разработка критериев результативности и прежде всего признаков и показателей качества образования. Проблема поиска критериев эффективности воспитания едва ли не самая острая из проблем практической методологии педагогики. Быть может ТВОСКу позволят реально отслеживать все виды результатов педагогической деятельности?

Источник

Критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Деятельность преподавателя

Сложившаяся на сегодня система отечественного образования находится на сложном этапе своего развития. Что в общем-то не удивительно, поскольку в современном глобализирующемся мире любой социальный институт определённым образом трансформируется, пытаясь приспособиться к новым условиям существования.

Требования, которые сегодня выдвигает общество к образованию, уже не позволяют ему игнорировать процессы, происходящие как внутри государства, так и на международном уровне. Все вышесказанное приводит к необходимости определения основных критериев оценки деятельности людей, занимающихся реализацией одной из важнейших социальных задач – образования.

Кто оценивает работу преподавателя и для чего это нужно

Задача, о который пойдёт речь, достаточно сложна и очень ответственна. Она требует к себе особого внимания, поскольку критерии оценки эффективности деятельности работников образования определить непросто, учитывая характер вида их работы.

критерии оценки эффективности деятельности работников образования

Этому вопросу сегодня посвящено немалое количество публикаций научного и публицистического характера, а также ряд нормативно-правовых актов.

Последние включают документы различного уровня:

  • законы, задающие общее направление развития этой сферы;
  • решения комитета по образованию, регулирующие деятельность всех уровней, включённых в этот процесс;
  • государственные стандарты; здесь конкретизируются требования, касающиеся структуры, объёма, условий реализации и освоения документов следующего уровня;
  • программы, которые разрабатываются на основе предыдущих бумаг самими образовательными учреждениями;
  • положения; здесь уже чётко сформулированы требования и критерии оценки эффективности деятельности работников образования конкретной учебной организации.

Как видим, процесс определения качественных показателей труда преподавателя, учителя привлекает целую систему государственных органов. Естественно, что в нём также задействованы и сами образовательные организации.

профессиональный преподаватель

Целью этого процесса является получение возможности оценивать качество преподавательской деятельности, влиять на него и на основании этого экономически мотивировать работников этой сферы. Хотя, следует отметить, что на сегодняшний день вся эта система ещё далека от совершенства.

Как формируется система оценки

Каждый уважающий себя педагог, как правило, имеет свои представления о том, как реализовывать процесс обучения. Понятно, что на определённом этапе деятельности он формирует свои методы, способы преподавания, которые в целом можно представить как педагогические технологии. Эффективность реализации последних во многом зависит от сформированной системы, которая будет отображать взаимосвязь между особенностями этих технологий и показателями, позволяющими оценить степень их исполнения. Она обязательно должна пройти экспериментальную проверку педагогическим составом, которая выявит её недостатки и позволит скорректировать их.

Похожее:  Порядок оформления результатов испытаний

Что входит в систему

Она должна включать основные критерии оценки эффективности деятельности работников образования. Понятно, что для каждого учебного заведения они будут свои, но есть ряд наиболее общих, в рамках которых сформированы все остальные. Итак, сюда включают:

  • динамику индивидуальных достижений в учебном процессе, степень освоения учениками той или иной предметной программы;
  • возможность и степень вовлечения учащихся в исследовательскую и внеучебную деятельность, включающую различные конкурсы, соревнования, олимпиады и т. д.;
  • результаты методической работы учителя и его участие в написании программ;
  • проведение инновационной, научно-исследовательской работы и наличие её документального подтверждения;
  • степень участия в различных дополнительных проектах социального, оздоровительного, учебно-воспитательного характера, экскурсионных программах и т. д.;
  • работа со сложными учениками, включающая психологические и различные инновационные формы деятельности;
  • степень вовлечения в различные педагогические проекты, которые реализуются коллективом;
  • осуществление мероприятий, которые позволяют взаимодействовать с родителями учащихся, их уровень, периодичность проведения и наличие обратной связи;
  • участие в оформлении составляющих образовательной инфраструктуры: кабинетов, специальных аудиторий, мастерских, лабораторий, музеев и т. д.;
  • презентация особенностей своей педагогической деятельности и результативность её организации: наличие сертификатов, дипломов, участие в профессиональных конкурсах и т. д.

Как видно из приведённого перечня, критерии оценки эффективности деятельности работников образования не исчерпываются только учебно-методической и воспитательной работой, но также касаются самых разных сфер его активности.

Сложности оценивания

Понятно, что в целом приведённые критерии лишь устанавливают верхнюю планку. К сожалению, они не всегда могут отобразить все стороны и особенности учительского труда. Для получения адекватной оценки необходимо, чтобы она как интегральный показатель соответствовала ряду факторов, среди которых называются следующие: объективность, универсальность, своевременность, надёжность, точность и гибкость.

Однако определённо можно сказать, что главной задачей любого педагога является активная работа над собой и постоянное совершенствование своих навыков. Этой цели служат специальные организации, деятельность которых направлена на повышение квалификации работников образования.

Где могут учиться преподаватели

Учитывая, что на учителей школ, преподавателей высших учебных заведений и других участников этого процесса возложена такая важная и непростая задача, как обучение и воспитание подрастающего поколения, то и уровень их собственного образования всегда должен быть на высоте. Как правило, раз в пять лет учитель или преподаватель должен повышать свой профессиональный уровень, и помогает ему в этом институт повышения квалификации работников образования.

институт повышения квалификации работников образования

Подобные организации также реализуют учебный процесс, который имеет свои особенности.

Первое – это, конечно, то, что специалисты здесь должны быть высокого уровня. Сюда приглашаются лучшие представители сферы образования, которым уже есть чем поделиться, психологи-практики, программисты, юристы и т. д.

Второе – длительность подготовки. Она, как правило, непродолжительна и может составлять 36, 72 или 108 часов.

Третье — это то, что после обучения институт повышения квалификации работников образования может продолжать с педагогами сотрудничество, предлагая различные платформы для стажировки, программы, целевые проекты и другие виды так называемых учебных продуктов.

Как определяется уровень квалификации учителей

От вышеупомянутых критериев, которые задают рамки в характеристике деятельности педагога следует перейти к более конкретным показателям. Сегодня в российских школах применяется такая оценка профессиональной деятельности педагога, как аттестация. Она позволяет установить уровень его квалификации и производится один раз в пять лет. Существует две формы аттестации:

  • добровольная, позволяющая повысить свою категорию и уровень оплаты труда;
  • обязательная, определяет соответствие педагога занимаемой им должности.

В первом случае результатом успешного прохождения аттестации является присвоение соответствующей категории: первой или высшей. Форма прохождения здесь регламентируется на основе аттестационных правил. Однако она может включать различные творческие элементы, которые определяются проводящей это мероприятие комиссией.

тесты для аттестации педагогов

Второй вид – обязательная аттестация, является подтверждением компетентности учителя. Форма её проведения, как правило, включает тесты для аттестации педагогов. На основании полученных результатов принимается решение о соответствии учителя занимаемой должности.

Иногда путают аттестацию работников образования школ и вузов, говоря о категории преподавателей, которой формально не существует. Такой вид квалификации возможен лишь применительно к учителям.

Рейтинговая система оценки учителей

Применяется в качестве дополнения к вышеупомянутой. В этом случае оценка деятельности педагога формируется в виде рейтинга. Он составляется на основе непрерывной диагностики результатов работы учителя. В конце каждого отчётного периода производится расчёт рейтинга, исходя из ряда показателей.

оценка деятельности педагога

Критерии, включённые в рейтинг

Они касаются разных сторон деятельности учителя и характеризуют:

  • результаты учебной работы;
  • наличие и формы методических разработок;
  • различные виды и формы общественной работы;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • аккуратность в ведении документов;
  • классное руководство и формы внеклассной работы;
  • соблюдение техники безопасности в вопросе охраны здоровья и жизни учащихся.
Похожее:  Результат округлите до целого числа сантиметров

На своё усмотрение педагогический коллектив школы может вносить собственные коррективы в этот перечень, исходя из реальной ситуации.

Основной задачей рейтинговой оценки является повышение мотивации учителя к дальнейшему саморазвитию.

Особенности оценки работы преподавателей высших учебных заведений

Здесь тоже есть свои критерии и формы. Они позволяют получить представление об особенностях оценки таких участников образовательного процесса, как преподаватели вузов.

преподаватели вузов

Модернизация затронула и эту сферу. Яркий пример тому – введение рейтинговой системы оценивания, которая включает показатели, характеризующие деятельность преподавателя. В целом они сформированы по такому же принципу, как и для учителей школ, только больший акцент делается на научно-исследовательской работе.

Традиционная квалификационная система в вузах

Сложилась она достаточно давно и позволяет определить ранг научно-педагогического сотрудника. Эта система включает учёные степени и звания.

Что касается первого показателя, то здесь различают кандидата и доктора наук. Учёная степень присуждается на основе написания преподавателем соответствующего научного труда (диссертации) и защиты её на заседании специального совета. Он может проходить при вузе, научно-исследовательском институте или какой-либо другой организации. Степень доктора наук может присуждаться лишь в том случае, если уже есть кандидатская.

деятельность преподавателя

Второй показатель квалификации преподавателя – учёное звание. С 2013 года их два: доцент и профессор. Раньше учёное звание могло быть присвоено по кафедре или по специальности. Делалось это, исходя из места работы. Если речь шла о ВУЗе, то присваивалось звание доцента или профессора по кафедре, если же говорилось про научно-исследовательский институт, то присвоение шло по специальности. Сегодня эта норма отменена Высшей аттестационной комиссией. Теперь учёные звания присваиваются без ссылки на кафедру или специальность.

Кто такой профессиональный преподаватель

Сегодня можно встретить и такое словосочетание. О чём здесь идёт речь?
В формально определённой сфере квалификации преподавателей или аттестации учителей такая категория не встречается. Как правило, речь может идти либо о профессиональной культуре преподавателя, либо же о каких-либо других качествах, которые его характеризуют с этой точки зрения.
Чаще всего такую характеристику дают в том случае когда речь касается обучения какому-либо одному предмету или навыку, например, английскому языку, физике или математике. Иногда можно встретить предложения своих услуг профессиональным преподавателем по танцам или музыке.

Источник

Учитель и результаты его труда

Эффективный педагог получает больше. Именно этот критерий — основание для получения стимулирующих выплат и присвоения квалификационных категорий. Но в каких цифрах измеряется эффективность? В отличниках, олимпиадниках, баллах за тесты? Закон молчит.

Что такое эффективность труда педагогов?

Четкого понятия, закрепленного формально и цифрами, нет.

В законе «Об образовании» перечислены обязанности педагогов — семь из них имеют отношение к эффективности труда: преподавание учебного предмета согласно образовательным стандартам, уважение профессиональной этики, применение обоснованных методов обучения и далее по списку. В законе «Об образовании» ничего не сказано, в каких цифровых показателях всё это можно измерить.

Зачем вообще нужно измерять эффективность?

«Эффективные» учителя получают больше. На этот критерий опираются при начислении премий и повышении квалификации, а значит, надбавок к окладу.

Как измерять эффективность и кто это должен делать?

При начислении премий критерии эффективности выбирает сама школа: они прописываются в локальном акте о стимулировании, который составляет школьная комиссия. Это могут быть выдержки из аттестационного портфолио или закона «Об образовании» и придумывают на их основе свои цифры. Например, за участие учеников в городских олимпиадах назначают педагогу одно количество баллов, а за участие во всероссийских — больше.

При повышении квалификации аттестационная комиссия оценивает педагогов, ориентируясь на приказ Министерства образовании и науки «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников». В нем прописано, в каких случаях педагогу присваиваются первая и высшая квалификационные категории. Например, для получения первой категории нужно, чтобы ученики педагога добивались стабильно и хорошо учились, успешно проходили тесты. Также педагог должен передавать свой опыт: выступать на конференциях, писать статьи и методические пособия. Почти во всех регионах России педагог собирает результаты своей работы за пять лет в специальное портфолио и предоставляет его комиссии. Конкретные пункты портфолио отличаются от региона к региону.

Все ли учителя признаются эффективными?

В интересах школы признать всех эффективными. Поэтому акты составляются так, чтобы учесть разные заслуги — и образовательные, и воспитательные. Но всё же есть педагоги, которые «пролетают мимо». И в этом есть как минимум две проблемы.

За что и как часто вы получаете премии, обозначено в локальном акте о стимулировании. Вы подписываете его при приеме на работу

Первая — деградация педагога. Педагог может разочароваться и остановится в развитии, если он будет сидеть на одном окладе. Деградирующий учитель — обуза, поэтому его мотивируют и тянут.

Вторая — склоки в коллективе: не получающие стимулирующие завидуют получающим. А когда хоть сколько-то получают все, то возможности для разлада меньше.

Нужно ли учитывать мнение учеников?

Нужно, но делают это редко. Некоторые образовательные организации проводят опросы учеников, чтобы узнать, как учитель ведет предмет, проводит проверочные и контрольные работы, какая атмосфера на уроках. В большинстве же школ этого не делают, считая, что ученики могут опираться на эмоции и добавить оценок симпатичным педагогам и снизить строгим учителям.

Похожее:  Критерии воспроизводимости результатов измерений

Источник

Как оценивать результаты работы учителя.

Как труд наш оценить, скажите?
Каков твой результат, учитель?
Он в поколениях новых виден,
Он значим, важен, очевиден.
Сознательно свой выбор сделав,
Хочу добиться в нем признания,
Служу стране своей и детям,
Давая им образование.

Вот такие примерно блоки показателей могут быть при распределении стимулирующей части учителя-предметника:
— Учитель как личность, гражданин, индивидуальность
— Образовательные технологии и методики, которые он использует
— Успехи и достижения его учеников (портфолио пресловутые)
— Его собственные успехи и достижения (порфолио и план самообразования)
— Мотивация его учеников на освоение преподаваемого предмета
— Отношения учеников к нему самому
— Отношения между его учениками

Критериями оценки работы учителя на сегодняшний день являются
1. педагогическая аттестация
— внешняя экспертиза (ЕГЭ)
— внутренняя экспертиза (оценка экспертной комиссией его уроков, срезы знаний, мониторинг)
2. портфолио учителя (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, публикации, распространение передового педагогического опыта )
3. портфолио ученика (участие в олимпиадах. Результативность ЕГЭ, ГИА, проектная и исследовательская деятельность)

Но в каждом из этих критериев можно обнаружить приблизительность , нынешняя система оценивания работы учителя не четко очерчена.
Учитель –профессия творческая. Как нельзя однозначно, объективно оценить работу художника, скульптора, композитора , так нельзя без индивидуального подхода оценить творчество учителя.
Рассмотрим все критерии современного оценивания педагога с критической точки зрения:
ЕГЭ может сдать на 90-100 баллов совершенно безграмотный в методике учитель, учитель, работающий в среднем звене, также столкнется с трудностями в этом испытании. В результате такой жесткой аттестации большое количество учителей поменяло категорию на более низшую, что естественно отдалило их от творчества.
Таким образом, ЕГЭ с одной стороны стимулирует учителя к повышению своего профессионального уровня, но с другой стороны, отсекает часть учителей от этого же повышения.

Конечно, срезы — это один из показателей, но надо обязательно учитывать с какими детьми работает учитель. Есть школы элитные. Есть – самые обычные . естественно, что показатели срезов будут сильно отличаться.
Можно, конечно, оценивать результативность в динамике по параллелям, классам. четвертям, и требовать неизменного повышения качества знаний учащихся, но разные темы по- разному усваиваются детьми по ряду объективных причин(возрастных особенностей, конфликтных ситуаций)
Олимпиады и конкурсы – тоже не совсем четкий показатель результативности . ведь готовя одно сильного ученика, учитель, порой, не уделяет должного внимания остальным.

При оценивании результата работы педагога надо учитывать возрастные особенности детей, с которыми он работает.
Для начальной школы – «учитель- мама»
Для среднего звена — «учитель- друг»
Для старшей школы – «учитель-наставник»
Их нельзя оценивать однобоко, у всех у них разные воспитательные задачи.
Наивысшей оценкой работы учителя начальной школы является тот факт, что на него идут ученики, то есть родители дошколят заранее планируют, к какому учителю они определят своего ребенка.
Наивысшей оценкой учителя средней и старшей школы является традиционная встреча выпускников, где они с благодарностью отзываются о педагоге, который помог им самоопределиться в жизни.
Оценить работу учителя сможет только повзрослевший его сегодняшний ученик и то общество, в котором ему предстоит жить. Однако все это станет ясным не так уж скоро после обучения в школе.
А учителю, как и всякому человеку, хочется видеть оценку своего труда немедленно. И тут возникают иллюзорные пути оценки. Очень «близорукий» учитель видит положительную оценку своего труда в том, что за ближайшую контрольную работу поставлены хорошие оценки. Конечно, это неплохо. Но ведь эта контрольная – не цель, а только маленький этап на пути к цели. Более «дальнозоркий» видит свою цель в успешно сданном учениками экзамене в конце учебного года. Но и это не цель обучения. А что касается оценок, получаемых на контрольных и на экзаменах, то «хорошие результаты» работы учителя можно получить очень просто – исключив из учебной программы трудно дающиеся ученикам темы.

На сегодняшний день очень актуально применение анкетирования учащихся и родителей для оценивания работы учителя. Можно ли целиком и полностью полагаться на эти анкеты? Для самого учителя, его рефлексии, это неплохой вид оценивания, позволяет учесть ошибки, недостатки, вовремя их скорректировать, но , я считаю, что к оцениванию должны привлекаться компетентные структуры.

Самый большой минус в определении четких критериев оценки труда учителя – отсутствие конкуренции среди учителей.
Пока нет конкуренции среди учителей (по объективным причинам) нет и четких критериев, по которым можно оценивать работу учителя. Возникнет конкуренция – возникнут сами по себе параметры оценивания.

Источник