Вопросы фильтры являются открытыми



Классификация вопросов

Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблицы, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине.

Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:

1. Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните).

2. Ваш пол? (подчеркните).

3. Ваш пол? (обведите соответствующий код).

мужской 1 женский 2

4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста) _____________

Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.

Рассмотрим три формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов.

Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов.

“Что нравится Вам в Вашей работе?

— Хорошее отношение товарищей.

— Работа дает возможность повышать квалификацию».

С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может, потому что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т.д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине.

Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции, поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.

Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки.

Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.

Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?».

Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительны, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что. А как думаете Вы?».

рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.

Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет”иальтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

«Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?».

Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить, тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

Например: «Какие газеты Вы выписываете?

«Московский комсомолец»
«Вечерняя Москва»
«Труд»
«Правда»
и т.д.»

Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

«Довольны ли Вы своей работой?

— работой очень доволен

— скорее доволен, чем недоволен

— работа для меня безразлична

— скорее недоволен, чем доволен

— работой очень недоволен».

Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)».

Шкала может быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.

Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.

Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будетвопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.

Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.

При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: «мужском» и «женском».

По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.

Содержательные — направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.

Функциональные — главная их функция — упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы.

Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.

К функционально-психологическим вопросам относятся:

— контактные вопросы;

— буферные (с преамбулой) вопросы;

— вопросы-диалоги;

— вопросы-иллюстрации.

Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.

Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:

Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства) или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной
проблеме.

Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. Ответив на него, респондент обретает уверенность в своей компетентности и начинает уверенно отвечать на последующие вопросы, высказываясь полнее и развивая дальше свои мысли.

Буферные вопросы.Главная их цель — смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода от одной темы к другой. Например: «А теперь несколько слов о . «.

Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени, может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естествен наш интерес — с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т.д. «.

Похожее:  Основные вопросы экономике 2011

Так же буферные вопросы необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие (нейтрализация эффекта излучения): «Мы говорили о . теперь перейдем к другой теме. «. Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить.

Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе.

Вопросы-диалоги.Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: «Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: «Я считают, что . «, а Петров ему возражает: «Ты не прав, главное . «. В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.

Вопросы-иллюстрации.Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.

Вопросы-фильтры.Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:

«Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N 10).

Контрольные вопросы.Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.

К контрольным вопросам относятся:

— вопрос-тест;

— вопрос-ловушка (трюковый вопрос).

Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:

«Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?

— знаю хорошо

— читаю от случая к случаю

— меня эта литература не интересует».

А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.

Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) — это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и насколько доверять респонденту.

Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: «Читали ли Вы недавно переведенную монографию . известного английского физика-теоретика . «. Или: «Читали ли Вы книги?» и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее «читал», то это означает, что его ответам доверять нельзя.

По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).

Вопросы о фактах.Главная цель этих вопросов — сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т.п.). К этой группе относятся и вопросы «паспортички».

Вопросы о знаниях.С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) — это мера соответствия между сведениями, данными респондентами, и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т.п.). Самый простой и распространенный способ ее измерить — самооценка респондента своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: «Знаете ли Вы. «, «Слышали ли Вы. » или «Насколько хорошо Вам известны . » и т.п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения не подвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.

Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.).Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).

Источник

Дополнительные вопросы

Дополнительные вопросы выполняют в исследовании различные вспомогательные функции: помогают жесткую стандартизированную форму опроса приблизить к диалогу, отфильтровать компетентных респондентов, собрать дополнительную информацию, которая поможет правильно интерпретировать полученные результаты, проверить репрезентативность данных и т.п.

Вопросы-фильтры. Под вопросом-фильтром подразумевается вопрос, отсеивающий тех респондентов, к которым не относится после-дующий вопрос. Например, вопросу «Посещают ли Ваши дети музыкальную школу?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас дети школьного возраста?» Вопросу «Какая национальность у Вашей жены (мужа)?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас жена (муж)?»

Поскольку любой вопрос занимает определенное физическое место, и перед автором анкеты всегда стоит проблема — какие вопросы можно отсеять без существенного ущерба для содержания и качества информации, то следует учитывать, что во многих случаях нет необходимости ставить прямой вопрос-фильтр.

Достаточно, задавая основной вопрос, включить в веер ответов вариант типа «у меня нет детей школьного возраста» или «у меня нет жены (мужа)» и т.п. Такая форма отсеивания позволяет сокращать общий объем анкеты; это удобнее и при анализе по-лученных данных, так как позволяет без дополнительных сопоставлений сравнивать разные группы респондентов. Кроме того, позволяет дополнительно проконтролировать качество заполнения анкет и ввода данных.

Открытые вопросы. Открытым называется вопрос, в котором автор не
предлагает респонденту набор подготовленных ответов, а оставляет место для свободного ответа в произвольной форме.

  • Пример I. «Что такое демократия?»
  • Пример 2. «Если Ваше здоровье ухудшилось, то в чем Вы видите главные причины его ухудшения ?»

Обычно социолог ставит открытые вопросы по двум причинам. Во-первых, и чаше всего, потому что не имеет достаточно полного представления о предмете исследования. Он предполагает, что, получив ответы респондентов, изучит их, на основе изучения составит классификатор и кодификатор, открытые вопросы будут закодированы и таким образом преобразованы в стандартизованный веер ответов для дальнейшего анализа.

Во втором случае социолог заранее имеет кодификатор (перечень ответов), но он хочет скрыть его от респондента для того, чтобы установить, какая доля респондентов напишет определенный ответ, если он не подсказывается анкетой (в этом случае открытый вопрос относится не к вспомогательным, а к содержательным).

И в том, и в другом случае социолог допускает ошибку. Опыт показывает, что на открытые вопросы отвечает обычно не более трети респондентов. Формулировки их ответов носят либо слишком стереотипный и общий характер, либо очень конкретный. Анализировать ответы общего характера нецелесообразно, так как многие респонденты не дали его просто потому, что им было лень писать.

Классификация же конкретных формулировок, да еще и без определенного основания (критерия) классификации, настолько трудоемкий и длительный процесс (каждый новый вариант формулировки ставит перед автором анализа проблему — вводить ли новый класс ответов или возможно соотнести данный ответ с предыдущими вариантами), что чаще всего не доводится автором добросовестно до конца, и докодировка оставшихся вариантов ответов перекладывается на технических исполнителей, каждый из которых классифицирует ответы по своему усмотрению.

1. У респондента, отвечающего на закрытые вопросы анкеты, может возникнуть желание более подробно высказаться по поводу предмета опроса, особенно если у него есть определенная позиция или были в жизни конкретные эпизоды, имеющие отношение к предмету исследования (например, причины ухода с работы или обращения в инстанции и т.п.). Он испытывает чувство неудовлетворенности от слишком стандартных ответов, предусмотренных анкетой.

Открытый вопрос является своего рода отдушиной, позволяющей человеку высказаться, если у него возникла такая потребность в связи с предметом опроса. (Часто в анкетах, в которых отсутствуют открытые вопросы, люди пишут свои дополнения и комментарии на полях анкеты или в просветах между текстом).

2. Ответы на открытые вопросы не обязательно анализировать по стандартной программе. Можно использовать методы контент-анализа при их обработке. Часто
автору анкеты достаточно просто все их внимательно прочитать. Ознакомление с ответами людей на открытые вопросы часто помогает исследователю «почувствовать»
живых людей, которые стоят за цифрами, полученными в результате статистического анализа.

Отдельные наиболее типичные или наиболее яркие комментарии могут быть включены в текст отчета (или другого научного документа). Это позволяет не только исследователю, но и читателю «увидеть» живого человека за сухими статистическими выкладками.

3. Ознакомление с ответами на открытые вопросы поможет исследователю в углублении разработки данной проблемы, если он предполагает продолжать ею заниматься.

Вопросы социально-демографического блока анкеты. Блок вопросов, касающихся социально-демографических характеристик респондента, обычно заключает ан-кету, предназначенную для социологического исследования. Какие характеристики следует в него включать? Этот вопрос, которого социологи почему то избегают в начале работы над программой, неизбежно встает перед исследователем, когда он считает, что работа над анкетой практически закончена.

Похожее:  ДЕПАРТАМЕНТАМ ТРУДА И ЦЕНТРАМ ЗАНЯТОСТИ

Ощущение завершенности нередко подводит исследователя, и он может небрежно оформить эту часть работы; впоследствии (при анализе полученного материала) испытывает трудности, связанные с недостатком информации, необходимостью перегруппировки данных и т.п., так как значительная часть анализа и представления данных отводится именно влиянию социально-демографических факторов на изучаемое явление.

Выбор демографических характеристик должен определяться в первую очередь гипотезами исследования. Основная проблема при подготовке демографического блока заключается, пожалуй, не только и не столько в отборе демографических характеристик, сколько в классификации и группировке по ним респондентов.

Технически это означает, что особое внимание при подготовке блока демографических вопросов следует уделять закрытому вееру ответов. Даже при открытом вопросе анкеты, например, «Ваш возраст?» программой должен быть предусмотрен первоначальный вариант группировки данных по этому признаку.

Другим ориентиром при отборе демографических характеристик являются документы государственной статистики и ведомственной отчетности. Сбор информации по тем признакам, которые имеются в статистических документах, всегда позволит социологу сопоставить материал, полученный в результате Исследования, с имеющимися статистическими данными, оценить репрезентативность выборки, качество информации и расширить возможности анализа и интерпретации.

Очень сложным является вопрос, касающийся социально-профессионального положения. Тот, кому приходилось сталкиваться с разработкой этого вопроса, знает, как трудно найти такой критерий классификации, который, с одной стороны, был бы обоснован теоретически, а с другой — позволил бы каждому респонденту найти свое место среди предложенных вариантов.

В практике социологических опросов существуют эмпирически отработанные варианты данного индикатора, одна из моделей которых отработана в Институте социологии НАН Украины: на вопрос «Род Ваших занятий?» предлагается следующий перечень ответов:

  • 1 — Профессиональный политик, руководящий работник госаппарата
  • 2 — Руководитель (заместитель руководителя) предприятия, учреждения; председатель колхоза, совхоза
  • 3 — Служащий госаппарата (должностное лицо)
  • 4 — Специалист технического профиля (с высшим или средним специальным образованием)
  • 5 — Специалист в области науки, культуры, здравоохранения, образования, дошкольного воспитания (с высшим или средним специальным образованием)
  • 6 — Работник правоохранительных органов, военнослужащий
  • 7 — Предприниматель, занятый крупным или средним
    бизнесом
  • 8 — Занимаюсь мелким бизнесом, работаю на бизнесмена
  • 9 — Служащий из числа вспомогательного персонала
  • 10 — Квалифицированный рабочий
  • 11 — Разнорабочий, подсобный рабочий
  • 12 — Колхозник, работник совхоза
  • 13 — Фермер
  • 14 — Учащийся
  • 15 — Неработающий пенсионер
  • 16 — Домохозяйка
  • 17 — Не имею постоянного-места работы, но подрабатываю в разных местах в зависимости от обстоятельств
  • 18 — Не работаю и не имею никаких источников дохода
  • 19 — Другой ответ (напишите)

Вопрос о возрасте лучше задавать в открытой форме: «Ваш возраст?» лет. Такая форма вопроса предоставляет больше возможностей для анализа. Вопрос о национальности тоже лучше оставлять открытым: «Ваша национальность? », с последующей кодировкой. Это лучше делать по двум причинам. Все национальности в анкете учесть невозможно, да и не целесообразно.

Человеку же, национальности которого нет в перечне, неприятно писать себя в графе «другая» (некоторые авторы пишут и «другое»). Многими респондентами болезненно также воспринимается порядок (место), на котором его национальность указана в перечне ответов.

Источник

Открытые вопросы

Дополнительные вопросы выполняют в исследовании различные вспомогательные функции: помогают жесткую стандартизированную форму опроса приблизить к диалогу, отфильтровать компетентных респондентов, собрать дополнительную информацию, которая поможет правильно интерпретировать полученные результаты, проверить репрезентативность данных и т.п.

Наиболее распространенными среди дополнительных вопросов являются вопросы-фильтры и открытые вопросы.

Под вопросом-фильтром подразумевается вопрос, отсеивающий тех респондентов, к которым не относится последующий вопрос. Например, вопросу «Посещают ли Ваши дети музыкальную школу?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас дети школьного возраста?» Вопросу «Какая национальность у Вашей жены (мужа)?» должен предшествовать вопрос-фильтр «Есть ли у Вас жена (муж)?»

Поскольку любой вопрос занимает определенное физическое место, и перед автором анкеты всегда стоит проблема — какие вопросы можно отсеять без существенного ущерба для содержания и качества информации, то следует учитывать, что во многих случаях нет необходимости ставить прямой вопрос-фильтр. Достаточно, задавая основной вопрос, включить в веер ответов вариант типа «у меня нет детей школьного возраста» или «у меня нет жены (мужа)» и т.п. Такая форма отсеивания позволяет сокращать общий объем анкеты; это удобнее и при анализе полученных данных, так как позволяет без дополнительных сопоставлений сравнивать разные группы респондентов. Кроме того, позволяет дополнительно проконтролировать качество заполнения анкет и ввода данных.

Открытым называется вопрос, в котором автор не предлагает респонденту набор подготовленных ответов, а оставляет место для свободного ответа в произвольной форме.

Пример 1. «Что такое демократия?»_____________ ________________________________________________________________________________

Пример 2. «Если Ваше здоровье ухудшилось, то в чем Вы видите главные причины его ухудшения?»

________________________________________________________________________________________________________________________

Обычно социолог ставит открытые вопросы по двум причинам. Во-первых, и чаще всего, потому что не имеет достаточно полного представления о предмете исследования. Он предполагает, что, получив ответы респондентов, изучит их, на основе изучения составит классификатор и кодификатор, открытые вопросы будут закодированы и таким образом преобразованы в стандартизованный веер ответов для дальнейшего анализа.

Во втором случае социолог заранее имеет кодификатор (перечень ответов), но он хочет скрыть его от респондента для того, чтобы установить, какая доля респондентов напишет определенный ответ, если он не подсказывается анкетой (в этом случае открытый вопрос относится не к вспомогательным, а к содержательным).

И в том, и в другом случае социолог допускает ошибку. Опыт показывает, что на открытые вопросы отвечает обычно не более трети респондентов. Формулировки их ответов носят либо слишком стереотипный и общий характер, либо очень конкретный. Анализировать ответы общего характера нецелесообразно, так как многие респонденты не дали его просто потому, что им было лень писать. Классификация же конкретных формулировок, да еще и без определенного основания (критерия) классификации, настолько трудоемкий и длительный процесс (каждый новый вариант формулировки ставит перед автором анализа проблему — вводить ли новый класс ответов или возможно соотнести данный ответ с предыдущими вариантами), что чаще всего не доводится автором добросовестно до конца, и докодировка оставшихся вариантов ответов перекладывается на технических исполнителей, каждый из которых классифицирует ответы по своему усмотрению.

Но из сказанного не следует, что от открытых вопросов надо отказываться. Открытые вопросы целесообразно использовать в анкетах по следующим причинам.

1. У респондента, отвечающего на закрытые вопросы анкеты, может возникнуть желание более подробно высказаться по поводу предмета опроса, особенно если у него есть определенная позиция или были в жизни конкретные эпизоды, имеющие отношение к предмету исследования (например, причины ухода с работы или обращения в инстанции и т.п.). Он испытывает чувство неудовлетворенности от слишком стандартных ответов, предусмотренных анкетой. Открытый вопрос является своего рода отдушиной, позволяющей человеку высказаться, если у него возникла такая потребность в связи с предметом опроса. (Часто в анкетах, в которых отсутствуют открытые вопросы, люди пишут свои дополнения и комментарии на полях анкеты или в просветах между текстом).

2. Ответы на открытые вопросы не обязательно анализировать по стандартной программе. Можно использовать методы контент-анализа при их обработке. Часто автору анкеты достаточно просто все их внимательно прочитать. Ознакомление с ответами людей на открытые вопросы часто помогает исследователю «почувствовать» живых людей, которые стоят за цифрами, полученными в результате статистического анализа.

Отдельные наиболее типичные или наиболее яркие комментарии могут быть включены в текст отчета (или другого научного документа). Это позволяет не только исследователю, но и читателю «увидеть» живого человека за сухими статистическими выкладками.

3. Ознакомление с ответами на открытые вопросы поможет исследователю в углублении разработки данной проблемы, если он предполагает продолжать ею заниматься.

Источник

Вопросы-фильтры

Гораздо проще вопросы-фильтры. Это чисто функциональные элементы, их цель — отсекать тех, кто не может отвечать. Они отсеивают «чужих», не относящихся к данному вопросу или ан­кете в целом респондентов. Так, при исследовании читательской аудитории конкретной газеты, скажем, «Вечерней Москвы», пе­ред тем как переходить к собственно содержательному блоку воп­росов, социолог размещает вопросы-фильтры, где спрашивает, знаком ли респондент с этой газетой.

Надобность в них возникает в том случае, когда исследователю важно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности респондентов, а лишь к их части. В роли такого спецраспределите­ля и выступают вопросы-фильтры. После ответа на вопрос-фильтр следует задать несколько вопросов, посвященных только этой груп­пе людей. После того как «анкета в анкете» закончилась, целесооб­разно поместить обращение: «Внимание! Вопросы для всех».

Вопросы-фильтры относятся к классу не основных вопросов социологической анкеты, поскольку в их задачу входит не выяс­нение содержания изучаемого социального явления, а установле­ние основного адресата вопроса.

Когда нет вопросов-фильтров, а выборка неоднородна (напри­мер, в нее попали и семейные, и холостые, а вы этого еще не зна­ете), велика опасность искажения информации. Допустим, об из­менениях в семье будут отвечать и те, у кого ее нет. Стало быть, ваши вопросы заданы не тем людям, для кого они предназнача­лись. Если вы хотите знать чей-то ответ о том, за кого он голосо­вал на последних выборах, прежде спросите, был ли этот человек там. Иначе лжи от истины вам никогда не отличить. Ваш вопрос­ник просто не рассчитан на проведение таких различий. Иногда вопросом-фильтром служит уже само название инструмента, на­пример — «Анкета для увольняющегося».

Похожее:  Кого лучше выбрать mdash щенка или взрослую собаку

Иногда специалисты разделяют вопросы-фильтры и конт­рольные вопросы на два похожих, но тем не менее разных вида. Контрольные и фильтрующие вопросы во многом выполняют похожие функции. Авторы «Рабочей книги социолога» советуют: сначала можно спросить о том, насколько респондент доволен своей работой. Через несколько вопросов задать первый конт­рольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» — затем второй, косвенный: «Предположим, что по каким-то при­чинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на три вопроса дает инфор­мацию об искренности респондента. Если обнаружено противо­речие в ответах, результаты бракуются. Такой же вариант пост­роения контрольных вопросов предлагает и В.А. Ядов.

Он рассмат­ривает и ряд полезных правил:

— в анкете основной и контрольный вопросы должны переме­жаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;

— реальная ситуация контролируется вариантами прожектив-ной ситуации;

— косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, от­крытые — на закрытые, безличные — на личные;

— контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основ­ными задачами исследования, тогда как прочая информация мо­жет быть менее обстоятельной.

Конечно, из всего многообразия технических приемов, кото­рыми располагает профессиональный социолог, владеющий тонким искусством социологического исследования, социологу-об­щественнику надо знать только главные. Те, которые позволяют ему получить надежную информацию по интересующей теме, но не дают возможности претендовать на научное открытие или ус­тановление эмпирических закономерностей. Разница здесь доста­точно разительная.

Чтобы она была еще более очевидной, приве­дем пример из книги немецкой исследовательницы Элизабет Но­эль. В одном из опросов формулировался следующий косвенный вопрос: «Иногда случается, что по телевидению в будни переда­ют важный футбольный матч в то время, когда предприятия еще работают. Одни говорят, что в таком случае предприятия должны отпускать своих людей, чтобы они могли посмотреть футбольный матч, это время можно отработать заранее или после матча. Дру­гие говорят, что из-за телевизионной передачи переносить рабо­ту на другое время — это уже чересчур. Работа ведь важнее, чем футбольный матч. Как Вы думаете?»

Мы провели любопытный эксперимент. Задав этот вопрос группе начинающих социологов, мы попросили их ответить, о чем данный вопрос. Суждения были самые различные. Одни предпо­лагали, что вопрос направлен на выработку практических реко­мендаций. Как известно, производительность труда на некоторых предприятиях колеблется в зависимости от того, кто, когда и как сыграл футбольный матч. Настоящий болельщик всегда найдет повод уйти с работы раньше, чтобы посмотреть матч. А их мил­лионы. Чтобы не страдало общее дело, можно разработать комп­лекс практических мероприятий. Предлагали даже, какие имен­но. Другие оценили вопрос как контактный, т.е. усиливающий доверительные отношения, создающий свободную, непринужден­ную обстановку. Третьи назвали его отвлекающим.

На самом деле этот вопрос носил у Э. Ноэль провоцирующий характер и был призван выяснить отношение к работе и к свобод­ному времени. Только изучался он в прожективной форме, и клю­чом служила фраза: «Работа ведь важнее, чем футбольный матч». Иными словами, в вопросе столкнулись две системы ценностей: в одной работа предпочиталась досугу, в другой — наоборот. Од­нако истинный замысел исследователей был тщательно замаски­рован полуразвлекательной и отводящей внимание в сторону фор­мулировкой.

В профессиональном социологическом исследовании, хотя та­ковых у нас в стране из-за низкого уровня подготовки большин­ства социологов еще недостаточно, вопросы, как правило, не формулируются «в лоб». Даже если их содержание совершенно оче­видно для респондента.

В полупрофессиональном, методически не изощренном иссле­довании цель формулируется в самом вопросе. Если вам надо изучить текучесть кадров, то прямо так и задаются вопросы. Но в высокопрофессиональном цель исследования зачастую невоз­можно найти во всем вопроснике. Задача исследования дробит­ся на блоки, основные понятия тщательно операционализируют-ся, и вместо них уже появляются «крупные блоки вопросов, смысл которых нельзя передать в нескольких словах и которые часто похожи на провокационно глупую игру. Утрируя, можно сказать: чем лучше проект анкеты, тем менее ясна его цель для читателя. Поэтому для заказчика убедительна не анкета с ее опе­рациональными вопросами, а отчет, содержащий результаты ана­лиза».

Вопросы-фильтры задаются специально для того, чтобы выде­лить в общей массе тех, кто обладает изучаемой характеристикой. Если в анкете содержится несколько разных блоков вопросов, посвященных условиям труда, его организации, участию в управ­лении и т.д., то необходимо каждый раз удостоверяться, имеют ли отношение к этим проблемам респонденты. Каждый специализи­рованный блок вопросов («анкета в анкете») открывается вопро­сом-фильтром. Например, «Ходите ли Вы на работу пешком или пользуетесь общественным (личным) транспортом?» После него помещается блок вопросов для тех, кто пользуется общественным транспортом, а затем — блок вопросов для владельцев автомашин. Рядом с каждым из соответствующих вариантов ответов следует дать указание: «Переходите к вопросу №. ».

Отсылки к ближайшим вопросам можно обозначить стрелками. Иногда вопрос-фильтр заменяется обращением к респондентам, которым адресован блок вопросов: «Внимание! На следующие три вопроса отвечают только те, кто приезжает на работу обществен­ным транспортом». Такие обращения выделяют графически (рам­кой, шрифтом, цветом, иллюстрациями). После окончания специ­ализированного блока, как уже говорилось, можно опять обратиться к респондентам: «Внимание! Вопросы для всех!» Такого рода обра­щения относятся не только к правилам постановки отдельных воп­росов. Они являются средством организации композиции анкетных вопросов и обеспечивают благоприятную психологическую атмос­феру: снижают монотонность восприятия вопросов, активизируют внимание респондента.

Источник

Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры

заполнение анкеты

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

1

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

2

3. Оценить параметры товаров (матрица):

3

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

4

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

5

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

6

7

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

8

9

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

blic

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

11

12

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Источник

Adblock
detector