Вопросы которые рассматривает только федеральный центр

30 июня президент ответит на вопросы граждан. Как обратиться и что делать, если ваш вопрос не выбрали?

Ежегодная «Прямая линия с Владимиром Путиным» состоится 30 июня, в среду, в 12-00 по московскому времени. В прошлом году мероприятия не было, и теперь есть шанс наверстать упущенное. Каждый может задать вопрос президенту уже сейчас — есть много способов сделать это. В 2019 году главе государства было направлено 2,18 миллиона вопросов — более 70 из них попало в программу. Шанс невелик, но есть и другие способы добиться ответа.

Куда бежать и каков формат вопросов?

Мероприятие иногда длится более 4 часов. Фото: forpostsevastopol.ru

Вопросы могут быть любыми: люди делятся бытовыми ситуациями, спрашивают о пенсиях, интересуются политикой и личной жизнью президента. Ограничения касаются только нецензурных выражений, оскорблений и прочих незаконных способов самовыражения — обращения с ними не будут рассмотрены.

Есть несколько способов подать обращение, и ни один из них не ограничивает полёт фантазии.

  1. По телефону 8-800-200-40-40 (он бесплатный на территории России). На номере установлен автоответчик, который просит назвать фамилию, имя и отчество и задать вопрос. На это даётся 1 минута.
  2. С помощью СМС или MMS. Их принимают по номеру 0-40-40.
  3. Через отечественные социальные сети «Одноклассники» и «Вконтакте»: на обеих площадках есть сообщества под названием «Прямая линия с Владимиром Путиным», именно туда в личные сообщения и можно направлять вопросы.
  4. На сайте проекта. Там можно не только ввести текст вопроса, но и загрузить видео или сделать видеозвонок. Правда, для этого придётся зарегистрироваться, указав фамилию, имя и номер телефона, и войти с помощью кода, отправленного на мобильный. По желанию можно указать также социальное положение (от ветерана до матери-героини), город и другие данные.
  5. С помощью специального приложения «Москва-Путину». Оно разработано для смартфонов на Android и iOS, скачать его можно бесплатно. В приложении также придётся зарегистрироваться.

Где смотреть ответ?

Не всем интересно, но все смотрят. Фото: moldova. europalibera.org

Редакция выберет наиболее интересные по её версии вопросы и задаст их главе государства в ходе «Прямой линии». Трансляцию можно будет посмотреть в эфире телеканалов «Первый», «Россия 1», «Россия 24», НТВ, ОТР, «Мир», радиостанций «Маяк», «Вести FM» и «Радио России». Социальные сети тоже присоединятся: «Вконтакте» запустит показ программы в сообществе проекта.

Если ваш вопрос не выбрали

Администрация президента уверяет, что многие вопросы обрабатываются и за рамками прямого эфира. Если вы боитесь, что этого не произойдёт, или у вас есть вопрос, но по каким-либо причинам вы стесняетесь задать его на «Прямой линии», то не всё потеряно.

  • президенту,
  • в администрацию президента,
  • должностному лицу администрации президента (в раскрывающемся списке представлен полный список, откуда можно выбрать нужного чиновника).

Выбрав адресата, нужно ввести текст обращения и при желании прикрепить файлы.

Помимо электронного способа есть и классический: можно писать письма по адресу 103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23.

Источник

Разграничение полномочий федерального центра и субъектов РФ

Важно знать для выполнения задания 16 ЕГЭ по обществознанию.

СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ

→ обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

→ защита прав и свобод человека и гражданина;

→ защита прав национальных меньшинств;

→ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

→ режим пограничных зон;

→ вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

→ разграничение государственной собственности;

→ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

→ особо охраняемые природные территории;

→ охрана памятников истории и культуры;

→ общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

→ координация вопросов здравоохранения;

→ защита семьи, материнства, отцовства и детства;

→ социальная защита, включая социальное обеспечение;

→ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

→ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

→ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

→ кадры судебных и правоохранительных органов;

→ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

→ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

→ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

→ принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

→ федеративное устройство и территория Российской Федерации;

→ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

→ гражданство в Российской Федерации;

→ регулирование и защита прав национальных меньшинств;

→ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

→ федеральная государственная собственность и управление ею;

→ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

→ установление правовых основ единого рынка.

→ федеральные налоги и сборы;

→ федеральные фонды регионального развития;

→ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

→ деятельность в космосе;

→ внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;

→ вопросы войны и мира;

→ внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

→ оборона и безопасность;

→ определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

→ уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;

→ амнистия и помилование

→ федеральное коллизионное право;

→ метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов;

Источник



Вопросы которые рассматривает только федеральный центр

Полномочия федерального центра (сфера ведения Российской Федерации) определяются российским законодательством в соответствии с распространенными в мировой практике тенденциями.
/. Внешняя политика и национальная безопасность.
Внешнеполитическая сфера, международные отношения, вопросы национальной безопасности относятся преимущественно к компетенции центра.
В ведении федерального центра находятся внешняя политика и международные отношения, заключение международных договоров, внешнеэкономические отношения, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Федеральный центр ведает вопросами обороны и безопасности, войны и мира, оборонного производства, продажи и покупки оружия и т.п.
К сфере совместного ведения отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов. Это — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон.
2. Основы политического режима.
Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой территориально-политической системы находятся в исключительной компетенции центра. При этом регионы имеют свои полномочия, позволяющие конкретизировать параметры региональной государственной власти и местного самоуправления в зависимости от региональной специфики.
В ведении федерации находится принятие и изменение российской конституции и федеральных законов. Федеральный центр устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определяет порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. В его ведении — федеральная государственная служба. Именно центр отвечает за федеративное устройство и территорию России (что подразумевает сохранение федерализма и территориальной целостности).
Вопросы российского гражданства также находятся в исключительном ведении федерации (что исключает серьезную постановку вопроса о гражданстве отдельных республик, если с этим не согласится центр)».
В ведении центра находятся и такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. Однако часть этих полномочий, связанных с непосредственной защитой гражданских прав, имеет отношение к регионам. В сферу совместного ведения входит защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. К совместному ведению также относится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере совместного ведения находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На практике это значит, что регионы имеют возможность правового регулирования региональной государственной власти и системы местного самоуправления, при том, что общие принципы их организации (общефедеральные стандарты) могут быть установлены с помощью федеральных законов.
В сферу совместного ведения также включено обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов конституции и федеральным законам. Вопросы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным решаются и на региональном уровне, поскольку именно регионы должны привести свои нормативные акты в должное соответствие.
3. Судебная власть.
Особенностью России является высокая степень централизации судебной власти и прокурорского надзора, а также ряда связанных с ними сфер законодательства.
В соответствии с Конституцией в компетенции центра находятся судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
К сфере совместного ведения отнесены административное и административно-процессуальное законодательство, адвокатура и нотариат. Важным способом влияния регионов является отнесение к сфере совместного ведения кадров судебных и правоохранительных органов, что на практике предполагает те или иные формы согласования назначений.
4. Инфраструктура и стратегические вопросы экономики. Федеральный центр оставляет за собой принципиально важные с точки зре ния общенациональных интересов объекты инфраструктуры, энергетики и т.п.
К исключительному ведению центра отнесены федеральные энергетические системы и ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения и связь. Федеральный центр определяет стандарты и эталоны, в частности метрическую систему и исчисление времени, официальный статистический и бухгалтерский учет. В его ведении находятся метеорологическая служба, геодезия и картография, наименования географических объектов. Центр регулирует российскую активность в космосе.
В то же время используемая в Конституции постановка вопроса делает возможным создание региональных систем транспорта, связи и иной инфраструктуры, которые, соответственно, оказываются в ведении регионов.
5. Экономика и социальная сфера.
Наиболее сложным и потенциально конфликтным вопросом является разграничение полномочий в сфере экономики и в социальной сфере.
К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих «правил игры» в экономике и управление федеральными экономическими активами:
• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
• федеральная государственная собственность и управление ею;
• федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
К совместному ведению отнесены следующие вопросы:
• разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государствен ной собственностью);
• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
• земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
• законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана памятников истории и культуры;
• трудовое законодательство;
• жилищное законодательство:
• социальная защита, включая социальное обеспечение;
• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
• семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Особенностью современного российского законодательства является продолжающаяся конкретизация полномочий, входящих в сферу совместного ведения. С этой сферой связаны основные конфликты. В ситуации слабого регионального влияния на федеральном уровне федеральный центр проводил с начала 2000-х гг. политику конкретизации и перераспределения полномочий в сфере совместного ведения в свою пользу.
Ярким примером стала отмена в 2004 г. «правила двух ключей», присутствовавшего в прежней редакции федерального закона «О недрах». В соответствии с законом лицензия на добычу полезных ископаемых ранее подписывалась на федеральном уровне и главой региональной исполнительной власти (поскольку законодательство о недрах находится в сфере совместного ведения). В результате отмены правила «двух ключей» участие региональных властей в лицензировании добычи ценных полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды) стало очень ограниченным (решение принимается на федеральном уровне, региональные представители входят в состав государственной комиссии), и их основные полномочия свелись к лицензированию добычи общераспространенных полезных ископаемых (месторождения строительных материалов и т.п.).
Некоторые региональные лидеры в этой ситуации считают необходимым отказаться от сферы совместного ведения и четко определить, какие полномочия относятся к федеральным, а какие — к региональным (с такими предложениями, в частности, выступал президент Татарстана М. Шаймиев). Конфликты, связанные с фактическим переделом сферы совместного ведения и ущемлением региональных интересов, могут привести в перспективе к принципиальному изменению ситуации в случае конституционной реформы. Одним из возможных выходов может стать переход к установочному принципу по индийскому образцу. При сохранении либерального принципа может быть использован вариант, не предполагающий наличия сферы совместного ведения, но с расширением и детализацией полномочий федерального центра за счет тех полномочий, которые уже фактически относятся к его ведению в рамках предусмотренного конституцией совместного ведения.
Другой важной тенденцией является фактический раздел сферы совместного ведения на две части в соответствии с поправками к закону «Об общих принципах. «, принятыми в июле 2003 г. Причиной для такого раздела стало введение принципов финансирования предметов ведения. Закон делит предметы совместного ведения на те, которые финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, и те, которые самостоятельно финансируются регионами. К числу самостоятельно финансируемых регионами отнесен 41 предмет. Все остальные предметы совместного ведения финансируются из федерального бюджета. В 2004 г. было проведено изменение и уточнение данного законодательства. Определенная централизация полномочий произошла во второй половине 2004 г. в связи с принятием федерального закона № 122 (который принято называть законом о «монетизации льгот»).
В 2005 г. наметилась обратная тенденция: отдельные федеральные чиновники при поддержке региональных лидеров стали выступать за передачу некоторых «частных» экономических полномочий региональным властям. В инициативах представителя президента в Южном федеральном округе Д. Козака речь шла о передаче регионам 48 из 58 функций, исполняемых федеральными структурами на местах, с одновременной передачей необходимых субвенций из федерального бюджета. В частности, говорилось об управлении недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, контроле, надзоре и государственных услугах в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологическом надзоре, содержании и эксплуатации федеральных автодорог и др. При таком подходе за федеральным центром остались бы на региональном уровне только силовые структуры, территориальные управления Центробанка, почтовая служба.
В целом практика «тонкой настройки» отношений между центром и регионами через перераспределение полномочий в сфере совместного ведения может быть постоянной. Можно привести два важных примера из законодательной практики одного только 2004 г.
• В 2004 г. многие детали разграничения конкретных полномочий между центром и регионами были уточнены или изменены с помощью закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (закон о «монетизации льгот» № 122-ФЗ).
• В самом конце 2004 г. был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
В продолжение этой тенденции в 2005 г. рабочая группа Госсовета представила доклад «О совершенствовании механизма федеративных отношений». В частности, в нем были перечислены конкретные полномочия, которые предлагалось закрепить за субъектами федерации (список более ста полномочий). Далее, в конце 2005 г. был принят федеральный закон, который передал регионам длинный список полномочий.
Таким образом, процесс перераспределения полномочий между центром и регионами, а также формулирования новых полномочий (и их отнесения к тому или иному уровню власти) в процессе совершенствования российского законодательства может быть постоянным

Похожее:  Человечек со знаком вопроса картинки

Источник

Все вопросы, которые задают граждане на «Прямую линию», стекаются в Центр приема обращений

Он работает в течение последних десяти дней. Все звонки, смс и видео будут принимать вплоть до окончания общения президента с россиянами.

Для Центра обработки сообщений, для тех, кто здесь трудится, это такая финишная прямая. 20 июня прием обращений начался, остается уже менее трех часов до начала Прямой линии. Предварительные итоги уже можно подводить. Во-первых, цифры. Еще накануне Дмитрий Песков сообщил, что число заданных вопросов приближается к миллиону, к концу эфира, наверняка, эту отметку перевалит. Люди начинают активнее звонить, писать, присылать видео. Самая горячая пора наступит во время Прямой линии. Тот массив сообщений, который уже поступил, дает точное представление о том, что сейчас волнует россиян больше всего. Это такой срез актуальных тем. На первом месте, предсказуемо, коронавирус. И все, что с ним связано, вакцинация, лекарства, ограничения. Наверняка, такие вопросы мы услышим и во время эфира.

Кроме того есть вопросы, которые волнуют всех и всегда. Зарплаты, пенсии, рост цен, строительство дорог, жилье, проблемы сферы ЖКХ. Некоторые обращения звучат как крик о помощи.

– У нас уже 12 лет не работают лифты, мы обращались в разные инстанции, везде ответ был один, нет средств, в доме проживают инвалиды всех категорий, бывшие шахтеры, среди них есть ликвидаторы Чернобыльской аварии, инвалиды-колясочники. Уважаемый Владимир Владимирович, мы обращаемся к вам как к гаранту закона и справедливости, пожалуйста, услышьте нас и помогите, – рассказывает Валентина Коваль/Кабардино-Балкария.

Как видите, бывает так, что по вопросам, которыми должны заниматься местные органы власти, люди вынуждены обращаться к президенту, это, к сожалению, не такая уж и редкость. Еще одно похожее обращение.

Похожее:  Мифология религия их общая характеристика

– Нас давно забыла администрация, отменили давно рейсовый автобус, народу много, добраться до города очень далеко, дети пешком ходят в школу, поехать в больницу старикам очень тяжело, пожалуйста, помогите решить эту небольшую проблему, – обращается Светлана Клинкова.

В масштабе страны эта проблема, может, и небольшая, но каково приходится людям, которые там живут. Такие видео отправляют в органы местной власти. По окончании Прямой линии главы регионов получат подборку наиболее острых вопросов, которыми им нужно будет заняться.

Приходят вопросы о газификации, они перекликаются с инициативой президента о том, что за прокладку газовых труб к границам участка люди платить не должны.

– По указу президента до забора должны были проводить бесплатно, но с меня взяли 280 тысяч.

Прозвучать во время прямого эфира должны самые острые и актуальные вопросы. Принимать обращения в Центре будут самого конца , до последней секунды Прямой линии.

И подробнее о способах, как обратиться к президенту. Первый – сайт Москва-Путину.рф. Второй – прислать сообщение на номер 0-40-40 или позвонить по телефону 8-800-200-40-40. Кроме того, отправить вопрос можно с помощью мобильного приложения «Москва — Путину». Через него же можно будет выйти на связь со студией непосредственно во время «Прямой линии». Также спросить главу государства можно через официальные группы в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». Формат самый разный. Кроме привычных звонков и СМС принимаются и видеосообщения. Отправить свой вопрос можно вплоть до окончания «Прямой линии».

До нее уже менее трех часов. Трансляцию, как и всегда, будет вести Первый канал. Начало «Прямой линии» в полдень по московскому времени.

Источник

Вопросы которые рассматривает только федеральный центр

Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

Б) федеральные фонды регионального развития

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами

Г) судоустройство, прокуратура

1) только федеральный центр

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Полномочия федерального центра (сфера ведения Российской Федерации) определяются российским законодательством в соответствии с распространенными в мировой практике тенденциями. Внешнеполитическая сфера, международные отношения, вопросы национальной безопасности относятся преимущественно к компетенции центра.

В ведении федерального центра находятся внешняя политика и международные отношения, заключение международных договоров, внешнеэкономические отношения, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Федеральный центр ведает вопросами обороны и безопасности, войны и мира, оборонного производства, продажи и покупки оружия и т.п. К сфере совместного ведения отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов. Это — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон.

Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой территориально-политической системы находятся в исключительной компетенции центра. При этом регионы имеют свои полномочия, позволяющие конкретизировать параметры региональной государственной власти и местного самоуправления в зависимости от региональной специфики.

В ведении федерации находится принятие и изменение российской конституции и федеральных законов. Федеральный центр устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определяет порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. В его ведении — федеральная государственная служба. Именно центр отвечает за федеративное устройство и территорию России (что подразумевает сохранение федерализма и территориальной целостности).

Вопросы российского гражданства также находятся в исключительном ведении федерации (что исключает серьезную постановку вопроса о гражданстве отдельных республик, если с этим не согласится центр)».

В ведении центра находятся и такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. Однако часть этих полномочий, связанных с непосредственной защитой гражданских прав, имеет отношение к регионам. В сферу совместного ведения входит защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. К совместному ведению также относится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

В сфере совместного ведения находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На практике это значит, что регионы имеют возможность правового регулирования региональной государственной власти и системы местного самоуправления, при том, что общие принципы их организации (общефедеральные стандарты) могут быть установлены с помощью федеральных законов.

В сферу совместного ведения также включено обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов конституции и федеральным законам. Вопросы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным решаются и на региональном уровне, поскольку именно регионы должны привести свои нормативные акты в должное соответствие.

Особенностью России является высокая степень централизации судебной власти и прокурорского надзора, а также ряда связанных с ними сфер законодательства.

В соответствии с Конституцией в компетенции центра находятся судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.

Похожее:  Как задавать наводящие вопросы детям

К сфере совместного ведения отнесены административное и административно-процессуальное законодательство, адвокатура и нотариат. Важным способом влияния регионов является отнесение к сфере совместного ведения кадров судебных и правоохранительных органов, что на практике предполагает те или иные формы согласования назначений.

Инфраструктура и стратегические вопросы экономики. Федеральный центр оставляет за собой принципиально важные с точки зре ния общенациональных интересов объекты инфраструктуры, энергетики и т.п.

К исключительному ведению центра отнесены федеральные энергетические системы и ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения и связь. Федеральный центр определяет стандарты и эталоны, в частности метрическую систему и исчисление времени, официальный статистический и бухгалтерский учет. В его ведении находятся метеорологическая служба, геодезия и картография, наименования географических объектов. Центр регулирует российскую активность в космосе.

В то же время используемая в Конституции постановка вопроса делает возможным создание региональных систем транспорта, связи и иной инфраструктуры, которые, соответственно, оказываются в ведении регионов.

Наиболее сложным и потенциально конфликтным вопросом является разграничение полномочий в сфере экономики и в социальной сфере.

К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих «правил игры» в экономике и управление федеральными экономическими активами: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная собственность и управление ею; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению отнесены следующие вопросы: разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государствен ной собственностью); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана памятников истории и культуры; трудовое законодательство; жилищное законодательство; социальная защита, включая социальное обеспечение; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.

Особенностью современного российского законодательства является продолжающаяся конкретизация полномочий, входящих в сферу совместного ведения. С этой сферой связаны основные конфликты. В ситуации слабого регионального влияния на федеральном уровне федеральный центр проводил с начала 2000-х гг. политику конкретизации и перераспределения полномочий в сфере совместного ведения в свою пользу.

Ярким примером стала отмена в 2004 г. «правила двух ключей», присутствовавшего в прежней редакции федерального закона «О недрах». В соответствии с законом лицензия на добычу полезных ископаемых ранее подписывалась на федеральном уровне и главой региональной исполнительной власти (поскольку законодательство о недрах находится в сфере совместного ведения). В результате отмены «правила двух ключей» участие региональных властей в лицензировании добычи ценных полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды) стало очень ограниченным (решение принимается на федеральном уровне, региональные представители входят в состав государственной комиссии), и их основные полномочия свелись к лицензированию добычи общераспространенных полезных ископаемых (месторождения строительных материалов и т. п.).

Некоторые региональные лидеры в этой ситуации считают необходимым отказаться от сферы совместного ведения и четко определить, какие полномочия относятся к федеральным, а какие — к региональным (с такими предложениями, в частности, выступал президент Татарстана М. Шаймиев). Конфликты, связанные с фактическим переделом сферы совместного ведения и ущемлением региональных интересов, могут привести в перспективе к принципиальному изменению ситуации в случае конституционной реформы. Одним из возможных выходов может стать переход к установочному принципу по индийскому образцу. При сохранении либерального принципа может быть использован вариант, не предполагающий наличия сферы совместного ведения, но с расширением и детализацией полномочий федерального центра за счет тех полномочий, которые уже фактически относятся к его ведению в рамках предусмотренного конституцией совместного ведения.

Другой важной тенденцией является фактический раздел сферы совместного ведения на две части в соответствии с поправками к закону «Об общих принципах. », принятыми в июле 2003 г. Причиной для такого раздела стало введение принципов финансирования предметов ведения. Закон делит предметы совместного ведения на те, которые финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, и те, которые самостоятельно финансируются регионами. К числу самостоятельно финансируемых регионами отнесен 41 предмет. Все остальные предметы совместного ведения финансируются из федерального бюджета. В 2004 г. было проведено изменение и уточнение данного законодательства. Определенная централизация полномочий произошла во второй половине 2004 г. в связи с принятием федерального закона № 122 (который принято называть законом о «монетизации льгот»).

В 2005 г. наметилась обратная тенденция: отдельные федеральные чиновники при поддержке региональных лидеров стали выступать за передачу некоторых «частных» экономических полномочий региональным властям. В инициативах представителя президента в Южном федеральном округе Д. Козака речь шла о передаче регионам 48 из 58 функций, исполняемых федеральными структурами на местах, с одновременной передачей необходимых субвенций из федерального бюджета. В частности, говорилось об управлении недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, контроле, надзоре и государственных услугах в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологическом надзоре, содержании и эксплуатации федеральных автодорог и др. При таком подходе за федеральным центром остались бы на региональном уровне только силовые структуры, территориальные управления Центробанка, почтовая служба.

В целом практика «тонкой настройки» отношений между центром и регионами через перераспределение полномочий в сфере совместного ведения может быть постоянной. Можно привести два важных примера из законодательной практики одного только 2004 г.

• В 2004 г. многие детали разграничения конкретных полномочий между центром и регионами были уточнены или изменены с помощью закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о «монетизации льгот» № 122-ФЗ).

• В самом конце 2004 г. был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».

В продолжение этой тенденции в 2005 г. рабочая группа Госсовета представила доклад «О совершенствовании механизма федеративных отношений». В частности, в нем были перечислены конкретные полномочия, которые предлагалось закрепить за субъектами федерации (список более ста полномочий). Далее, в конце 2005 г. был принят федеральный закон, который передал регионам длинный список полномочий.

Таким образом, процесс перераспределения полномочий между центром и регионами, а также формулирования новых полномочий (и их отнесения к тому или иному уровню власти) в процессе совершенствования российского законодательства может быть постоянным.

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами —совместно федеральный центр и субъекты РФ.

Б) федеральные фонды регионального развития — только федеральный центр.

В) осуществление мер по борьбе с катастрофами — совместно федеральный центр и субъекты РФ.

Г) судоустройство, прокуратура — только федеральный центр.

Д) федеральная государственная собственность и управление ею — только федеральный центр.

Источник

Adblock
detector