Вопросы по повести А И Куприна Гранатовый браслет Помогите пожалуйста Заранее спасибоо



Тест с ответами: А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

2. Какой прием используется в отрывке, что представлен ниже?
«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода) Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».
а) интерьер+
б) портрет
в) пейзаж
г) деталь

3. Как зовут главную героиню повести?
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

4. Какая из данных проблем в повести не была затронута?
А.чести
б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви
г) разрушающего влияния денег+

5. Какой героине подходит данное описание: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»?
а) Анна Николаевна Фриессе+
б) Вера Николаевна Шеина
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

6. Как зовут мужа княгини Веры?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович
г) Василий Львович+

7. Какое отношение было у Анны Николаевны к своему мужу? Она его:
а) страстно ненавидела
б) безумно любила
в) просто боготворила
г) терпеть не могла+

8. Кто является автором данных слов:«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?
А.генерал Аносов
б) граф Шеин
в) Николай Николаевич
г) Желтков+

9. Отметьте продолжение фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в…»
а) в такую же страстную ненависть
б) непреодолимое отвращение
в) чувство прочной, верной, истинной дружбы+
г) любовь спокойную, вдумчивую, верную

10. Что княгиня Вера праздновала 17 сентября?
а) день рождения+
б) именины
в) новоселье
г) день ангела+

11. Характеристика какого героя представлена ниже?
«…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных Миниатюрах».
А.Анна
б) Вера+
в) Женни Рейтер
г) Даша

12. Что княгине Вере нравилось больше всего?
а) море
б) лес+
в) парк
г) степь

13. Какой прием используется в представленном ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
А.пейзаж
б) портрет+
в) деталь
г) интерьер

14. Кто подарил княгине Вере гранатовый браслет?
а) муж
б) любовник
в) поклонник+
г) брат

15. Как Желтков подписал свое письмо?
а) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга) Г.С.Ж.+
б) Ваш до смерти и после смерти покорный слуга) Желтков.
в) С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.
г) С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

16. Что сделала княгиня Вера, когда получила письмо?
а) порвала его
б) тотчас его спрятала
в) сожгла его
г) показала письмо мужу+

17. Какой жанр у произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?
а) рассказ
б) повесть+
в) поэма
г) роман

18. В итоге Желтков…
а) переезжает в другой город
б) убивает себя+
в) попадает в полицию
г) вызван на дуэль мужем Веры

19. Характеристика какого героя представлена ниже?
«По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, – черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости».
а) граф Шеин
Б.профессор Спешников
в) генерал Аносов+
г) полковник Пономарев

20.Что произошло с браслетом в итоге?
а) перепродан
б) выброшен в море
в) уничтожен
г) повешен на икону+

II вариант.

1.Кто сказал так: « «Гранатовый браслет» – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?
а) Толстой А.К.
б) Горький М.
в) Шолохов М.
г) Паустовский К.Г.+

2. Кто сказал следующие слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость»?
а) Желтков
б) графиня Вера Шеина
в) генерал Аносов+
г) граф Василий Шеин

3. Вспомните, где начинаются описываемые события?
а) На побережье Балтийского моря
б) На побережье Чёрного моря+
в) На побережье Азовского моря
г) На побережье Каспийского моря

4. Как звали мужа Анны Николаевны?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович+
г) Василий Львович

5. Каково продолжение данной фразы: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в…»?
а) в такую же страстную ненависть
б) непреодолимое отвращение
в) чувство прочной, верной, истинной дружбы+
г) любовь спокойную, вдумчивую, верную

6. Как Анна Николаевна относилась к своему мужу?
а) страстно ненавидела
б) безумно любила
в) просто боготворила
г) терпеть не могла+

7. Кого описывают в данном отрывке: «..унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница.»?
а) Анна Николаевна Фриессе+
б) Вера Николаевна Шеина
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

8. Что больше всего любила главная героиня?
а) море
б) горы
в) лес+
г) небо

9. Что было общего между сёстрами Верой Николаевной и Анной Николаевной?
а) были очень красивыми+
б) любили флиртовать с мужчинами
в) были не верны своим мужьям
г) были верны своим мужьям+
Д. любили азартные игры+

10. 17 сентября княгиня Вера отмечала:
а) день рождения+
б) именины
в) новоселье
г) день ангела+

11. Имя главной героини повести:
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

12. Кого описывают в следующем отрывке: «..пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом..»?
а) Анна Николаевна Фриессе
б) Вера Николаевна Шеина+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна Дурасова

13. Имя подруги княгини Шеиной:
а) Анна Николаевна
б) Вера Николаевна+
в) Жени Рейтер
г) Людмила Львовна

14. Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом?
а) 5-6
б) 6-7
в) 7-8+
г) 4-5

15. Выберите, какая из данных проблем не поднята в повести?
а) чести
б) истинной любви
в) самопожертвования ради любви
г) разрушающего влияния денег+

16. Вспомните, кто говорил Вере следующие слова: «.. может быть, твой жизненный путь, …, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
а) брат Николай
б) генерал Аносов+
в) подруга
г) сестра Анна

17. Кто резко и немедленно требовал «..прекратить эти дурацкие письма..»?
а) брат Николай+
б) муж Веры
в) генерал Аносов
г) гусар Бахтинский

18. Что подарила сестра главной героине на день рождения?
а) табакерку
б) шкатулку
в) записную книжку+
г) пудреницу

19. Как звали мужа княгини Веры?
а) генерал Аносов
б) Николай Николаевич
в) Густав Иванович
г) Василий Львович+

20. Вспомните, что больше всего любила княгиня Вера?
а) море
б) лес
в) парк
г) степь

Источник

«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счёт перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8–9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А.И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времён.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

Похожее:  Уважаемые родители спросите своих детей знают ли они правила обращения с огнем

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться — с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона — “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет — дар Желткова, серьги — дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сёстры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определённой границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдаёт себе отчёт в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем — в несчастной жизни в браке — обе сходны. Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна её красота, стёрта её исключительность (для всех и для неё самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чём говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удаётся скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остаётся без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи — о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна — история собственной жизни — об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с её чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усреднённость”, стёртость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал её и привёл в беспокойство всё семейство, включая её брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Всё это приводит к трагической развязке. Что же сделали не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она замужем, и муж — подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чём его не так. Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. В этом — не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает не так, поскольку живёт не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды — с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г.Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки влюблённого юноши — от деяний поистине любящего зрелого человека. Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чём говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе — в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его. Вере — она отказывается выслушать Желткова — говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната № 2 — о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона — “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости героя, возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру — и в ответ на её встречные вопросы даёт определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознаёт в нём героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нём.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена — величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же — не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру самой себе. Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Так быстро всё объяснить человеку могут только три вещи — любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом — особый смысл музыкальной темы, дающей — от эпиграфа к последней сцене — исключительную завершённость произведению.

Похожее:  Логические вопросы для кругозора

9. Напряжённо работает система деталей и символов в повести. Роза — символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно). Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом — два разъединённых предмета, украшенные символом скорби и слёз) и Желткова (гранатовый браслет с зелёным гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, — воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зелёный гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов — Николая Николаевича и Желткова — при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за её прозрачностью — глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Ещё один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь — князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нём), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь — это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и сильной. В этом особенности купринского подхода к теме.

Можно предложить ученикам после беседы по «Гранатовому браслету» поработать с небольшим текстом «Портрет княгини Веры». Сначала необходимо вставить в него пропущенные буквы и знаки препинания (особенно хорошо отрабатывать здесь тему «Однородные и неоднородные определения»), а затем написать по нему изложение. Для более сильных учеников можно предложить продолжить наблюдения, сделанные в тексте, сравнив этот портрет Веры с тем, который мы встречаем в финале повести.

Портрет княгини Веры

Героиня повести «Гранатовый браслет» княгиня Вера появляет..ся на фоне осен..их цветов: “…она ходила по саду и осторожно ср..зала ножницами цветы к обеден..ому столу. Клумбы опустели и имели бе..порядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а так(же) левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях пахнувших капустой розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие редкие точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры распростр..няя в чутком воздухе осен..ий травянистый грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и ч..резмерного материнства тихо осыпали на землю бесчислен..ые семена будущей жизни”. Героини кажется ещё и нет — перед нами описание цветов, которые она ср..зает. Присмотримся к нему внимательнее: из всех цветов выделен..ы и помещен..ы в центр фрагмента георгины, пионы и астры — союз “зато” противопост..вляет их левкоям и розам цветущим не так “пышно” “холодно” и “высокомерно”, слово “остальные” в начале следу..щего предложения опять выделяет их из ряда — уже по признаку бесплодности. Все остальные цветы не только цвели, но и дали семена, им были ведомы любовь и радость материнства, осень для них — не только пора ум..рания, но и время начала “буду..щей жизни”.

Источник

вопросы по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Помогите, пожалуйста! Заранее спасибоо!

1. Какой предстает княгиня перед читателем в первых главах повести? Способна ли она на пылкую любовь? (сравнить с сестрой Аней)
2. Желтков. Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? Почему знакомство с героем происходит в конце повести? Каким нам представляет своего героя Куприн?
3. Какова роль генерала Аносова в повести?

пхахахахаха!! !
ищу тут ответы, а тут бац- Кристина Шабетник)) )
вот, что-то нашёл!

№1. Жизнь протекает спокойно, всё, как у всех, ничего примечательного… Просто жили и любили, но эта жизнь и любовь не приносила особой радости… Жизнь тянулась скучно и однообразно… Сама Вера олицетворяла холодность, равнодушие, хранила в себе царственное спокойствие, чувство превосходства. Внешняя недоступность была заявлена вначале её титулом и положением в обществе – она жена предводителя дворянства.
В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”
№2. Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г. С. Желтков. О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.
Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души… ”
№3. Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «. может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины. » Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Источник

“Гранатовый браслет” в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а “пробегать” произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов (особенно выпускного) за счет перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8-9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые

Так можно поступить, например, с “Гранатовым браслетом” А. И. Куприна, который удачно встраивается в линию с “Ромео и Джульеттой”, рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времен.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести “Гранатовый браслет”, которые помогут им провести “инвентаризацию” сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чем причины несчастья во всех трех историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадежной и вежливой любви”? Расскажите о “трех шагах” Желткова в последней попытке объясниться – с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона – “великих страдальцев”?

8. В чем, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряженной с темой истинной любви и истинной жизни?

Похожее:  Due Diligence что это и как проводить

Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет – дар Желткова, серьги – дар Шеина), жеста, цифр. В чем их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

1. Сестры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах (английская породистость Веры и татарская порода, “грациозная некрасивость” Анны), и в их мироощущении (Вера следует светским обычаям, Анна своевольна и дерзка, но до определенной границы: “под глубоким декольте носит власяницу”), и в их семейной жизни (Вера не ведает, что не любит мужа, потому что не знает любви, а Анна отдает себе отчет в нелюбви к мужу, но, согласившись на брак, терпит его). В последнем – в несчастной жизни в браке – обе сходны.

Вера как бы “потеряна” в привычной жизни, не заметна ее красота, стерта ее исключительность (для всех и для нее самой), а Анна “презирает” мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с “мучнистыми” лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чем говорит его положение, внешне благополучен (средств не хватает, но это удается скрывать; о “недостаточности” любви в семье он не подозревает). Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести.

Отважный солдат, он на старости лет остается без семейного очага. Это главное несчастье всех троих героев.

3. “Девочки” по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи – о том, что есть “не любовь, а какая-то кислятина” (подделка, заблуждение), а одна – история собственной жизни – об антилюбви. Смысл всех трех вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига.

Человек должен быть достоин любви и не унижать ее.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с ее чуткостью (“море пахнет арбузом”, “в лунном свете есть розовый цвет”), генерал разделяет подлинность чувства “телеграфиста” и принятую в свете “усредненность”, стертость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о “похождениях телеграфиста” Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал ее и привел в беспокойство все семейство, включая ее брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Все это приводит к трагической развязке. Что же сделали Не так (по определению Веры) князь Шеин и Николай Николаевич?

Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника “на место”. За тем они и идут к нему. Шеин пассивен, он “влеком” Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она Замужем, и муж – подтверждение тому.

Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чем его Не так. Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком.

В этом – Не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви (и, как его проявление, дар браслета), тоже поступает Не так, поскольку живет не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним (дважды – с телом и с душой).

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г. Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки Влюбленного юноши – от деяний поистине Любящего зрелого человека.

Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чем говорит лексика, строй предложений, система аргументов “позднего” Желткова. Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним.

Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе – в возможности видеть его самосовершенствование. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять.

Но обещает, что больше не потревожит его. Вере – она отказывается выслушать Желткова – говорит о том же, но уже посмертно (в письме). И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может Слышать, является бетховенская соната № 2 – о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона – “великих страдальцев”. Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости Героя, возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви. Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру – и в ответ на ее встречные вопросы дает определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял.

Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознает в нем героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нем.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена – величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же – не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, Что есть жизнь и Что есть любовь.

Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру Самой себе. Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой.

Так быстро все объяснить человеку могут только три вещи – любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом – особый смысл музыкальной темы, дающей – от эпиграфа к последней сцене – исключительную завершенность произведению.

9. Напряженно работает система деталей и символов в повести. Роза – символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний – посмертно).

Символичны дары князя Шеина (серьги с жемчугом – два разъединенных предмета, украшенные символом скорби и слез) и Желткова (гранатовый браслет с зеленым гранатом посредине; браслет, замкнутый в кольцо, – воплощение гармонии, гранат, по преданию, приносил своему обладателю радость и веселье, а зеленый гранат сообщал, как справедливо предупреждает сам Желтков, дар прозрения). Символичны жесты героев, особенно антиподов – Николая Николаевича и Желткова – при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за ее прозрачностью – глубина и размах. Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен.

Еще один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь – князь Мышкин (портрет, речь в сцене объяснения Желткова с Шеиным и Николаем Николаевичем напоминают нам о нем), персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь – это “великая трагедия”. Однако, несмотря на трагедию, любовь остается в нашей памяти величественной и сильной.

Источник

Adblock
detector