VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Сегодня уже никто не сомневается в необходимости изучения зарубежного опыта менеджмента. Но не существует «идеального» рецепта того, как за короткий промежуток времени и с минимальными издержками обеспечить решение проблем, стоящих перед фирмой. Для выявления правильной стратегии менеджмента необходимо изучить основные подходы в управлении – японскую и американскую модели. Принципиальным отличием двух названных моделей менеджмента есть то, что японская, построенная на коллективизме, а американская – на индивидуализме и конкуренции между людьми.
Ключевые слова: канбан, качество исполнения, корпоративный дух фирмы, система пожизненного найма, стратегия, тактика.
В настоящее время ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных «моделей» — японской или американской. До сих пор ведутся жаркие споры и дебаты по поводу выбора «правильной» модели управления, опираясь не только на эффективность и производительность, но и на менталитет и исторически сложившиеся отличия в теории и практике управления.
Источником многих экономических проблем, таких как перепроизводство, неправильное или несвоевременное принятие управленческого решения, недостаточная квалификация персонала и неправильная модель управления, в России является неэффективное управление предприятиями. В большинстве российских организаций не используются современные достижения мировой практики в области менеджмента. Можно сказать, только некоторые руководители российских предприятий в лучшем случае изучали американский или японский опыт управления и теперь используют его в своей деятельности. В связи с тем, что среда, в которой работают российские предприятия, не может в чистом виде воспринять западную или азиатскую культуру управления, идет процесс адаптации менеджмента к российским условиям, и мы видим некоторые положительные результаты такой деятельности.
Также при создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений. Но для начала необходимо четкое разделить американскую и японскую модели менеджмента, которые в настоящее время являются передовыми в системе управления.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, ориентирован на корпорации и базируется на трех исторических аспектах:
1. наличие рынка.
2. индустриальный способ организации производства.
3. корпорация как основная форма предпринимательства [1, с. 89]
В американской модели менеджмента принятие управленческих решений происходят сверху вниз, путем привлечения работников к процессу, решения принимаются быстро, но реализуются медленно, менед-жеры разрабатывают свои планы на 5-8 лет, с учетом внутренних и внеш-них факторов. Основной чертой американских менеджеров является направленность на индивидуализм и стремление к продуманному риску.
Главные принципы при выборе персонала в этой связи – настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до логического конца. Американским специалистам свойственна тенденция перехода от узкой специальности к овладению несколькими смежными специальностями. Руководство компании стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и привязать их к своей организации.
Борьба за прибыльность предприятия для работника не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Главным критерием высокой занятости кадров является стремление к доходу, а также быстрое продвижение по социальной лестнице. Работнику в американской организации ставятся такие условия, при которых он обязан выполнять общие цели, а не то, что ему хочется. К национальным особенностям американского менеджмента также относят единство слова и дела у всех его представителей.
Основной формой деловых отношений является контракт и подписанные обязательства, которые для американских менеджеров сродни святым писаниям.
Рассмотрим японскую модель менеджмента, которая опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции 1 .
Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода куль труда, превращение работы и службы, не рассчитанных на рекламу и похвалу, в религиозный идеал. Японская модель управления это симбиоз американской теории менеджмента и азиатского трудолюбия 2 .
Японским организациям свойственна бюрократическая структура управления со знаком плюс. Главной отличительной чертой японской модели менеджмента является ориентированность на человеческий фактор как на основной ресурс производства. Принятие управленческих решений происходят по принципу консенсуса, на высшем уровне руководства, решение принимается долго, но реализуется быстро. Японские менеджеры разрабатывают свои планы на 10 и более лет. Основное внимание уделяется цеху — низовому звену производства, используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов, также различные виды работ кадры выполняют, полагаясь на ситуацию 3 .
Обязательная переподготовка, постоянное место работы, письменные отчеты, жизненный опыт и хорошее знание производства – критерии для большинства специалистов в японской организации. Умение работать в "команде", ориентация на коллектив и нежелание рисковать – свойства идеального работника. Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», когда организация или фирма гарантирует своим работникам занятость до выхода на пенсию, а система оплаты труда имеет незначительную дифференциацию. В этом случае различия меду зарплатой президента крупной компании и принятого рабочего находятся в достаточно маленьком соотношении. Основной формой деловых отношений являются личные контакты на основе взаимного доверия и долговременные партнерские взаимоотношения.
Опираясь на основные характеристики базовых моделей управления можно создать собственную модель, учитывая менталитет, политику, а также современные рыночные условия.
Американский опыт управления в России принимают без особой радости, но с особой необходимостью, так как своею концепцию управления наша страна еще не сумела выработать, а концепция капитализма нам еще нова и не совсем понятна. Я считаю, что куда больше нашей стране подходят японски методы управления не только персоналом, но и организацией в целом. Японский менеджмент сейчас завоевывает популярность не только в старнах Азии, но и на западе, а еще чаще его методы и концепции используют в США, как, ни странно 4 . Это выражается тем, что японская система дает возможность наиболее полно использовать знания и навыки персонала для достижения целей организации 5 . Нам, россиянам, таким образом, достается японский опыт уже прошедший адаптацию на Западе. Я считаю, следовало бы сейчас обратить более пристальное внимание на методы управления, применяемые на современных японских предприятиях, чтобы наиболее рациональные из них заимствовать напрямую из Японии, а не потом, по прошествии времени, внедрять их на основе опыта деятельности западных компаний. И вполне естественно, что для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:
1. Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления.
2. В общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным.
3. Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы.
Но у Японии, как и у других стран существует свой менталитет, который в полной мере повлиял на становление системы управления. И главным я считаю, в японских компаниях исходят из того, что именно условия, а не управляющие должны заставлять работника эффективно трудиться. Поэтому японские руководители создают на своих предприятиях такие условия, при которых у сотрудников появляются мотивации к результативной работе.
Очень мало работ посвящено изучению возможности заимствования наиболее рациональных элементов японского стиля управления за границами страны, в том числе российской экономикой.
С другой стороны, нельзя сторониться американской модели менеджмента, которая на протяжении долгих десятилетий показывала блистательные результаты в управлении. Можно с уверенностью сказать, основа американской системы управления – психология индивидуализма, которая не чужда и россиянам. Выбор модели менеджмента все еще стоит не столько за менеджерами, сколько за руководителями организаций. Считается, что смешивать японский и американский менеджмент – пустая трата не только времени, но и денег. Но у России есть и время и деньги, чтобы попробовать применить и адаптировать обе системы исходя из особенности нашей страны и людей.
На данный момент можно выделить две тенденции. Часть фирм, как правило, крупные компании, придерживаются американской модели управления. Обычно это объясняется их происхождением. В России существует не так много крупных компаний, изначально построенных на российском капитале. Компании, созданные частично на западном капитале, планировались по западному образцу не в самом лучшем смысле этого слова. Известно, что в России в таких компаниях эксплуатация работников значительно более жесткая, чем в аналогичных компаниях на Западе, а социальных гарантий в них меньше. Таким образом, в этих фирмах реализуется американская модель управления: каждый работник рассматривается как человек, способный занимать конкретное рабочее место. В таких фирмах работник может быстро сделать карьеру, однако он часто не имеет никаких гарантий своей занятости через некоторый промежуток времени. Отсутствие стабильности может отрицательно влиять на мотивацию работника (хотя бывает и наоборот).
В мелких фирмах один работник часто вынужден выполнять множество функций, часто ему не свойственных. В таких фирмах речь не идет о какой-либо модели управления. Существующая ситуация весьма далека от японской модели, хотя отдельные элементы присутствуют — медленное продвижение, например. При этом часто нестабильность положения работника такая же, как и в крупных компаниях. Руководство мелких фирм часто пытается формально использовать элементы американской модели управления (жесткий отбор потенциальных работников по ряду существенно завышенных критериев). Такой подход часто не оправдывает себя и снижает эффективность управления фирмой.
В идеале можно рекомендовать небольшим фирмам использовать в своей деятельности индивидуалистическую модель управления, однако, в современных условиях немногие фирмы способны реально следовать подобной рекомендации. Многие элементы этой модели зависят от законодательной базы и от общеэкономической ситуации в стране.
1.Гагин В.Н. Модели менеджмента в условиях постмодернизма. – М: Астрель, 1999.- 238 с.
2.Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность менеджеров в системе модели управления. – М.: Дело, 2004. – 335 с.
3.Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. -436 с.
4.Демченко А.И. Возможности менеджмента // Вопросы управления. – 1996. — № 7. — С.10 — 13.
5.Демченко А.И. Некоторые проблемы в системе модели управления. – М.: Олимп, 2004. – 249 с.
6.Дискин И.Е. Стратегии развития фирмы. – М.: Экономика, 2000. — 107 с.
7.Ерошенков И.Н. Деятельность менеджера в современных условия.- М.: Астрель, 2004.- 332 с.
8.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
9.Мизина Д.Ф. Управление предприятием: модели и подходы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 473 с.
1 Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. -436 с
2 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
3 Грейсон Д., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991. – С. 48
4 Мизина Д.Ф. Управление предприятием: модели и подходы. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – С. 119.
5 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – С. 182.
Источник
Модуль 2. Б1.О.02.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.3. Зарубежный опыт использования информационных технологий в образовании
1. Глобальный опыт развития и использования открытых образовательных ресурсов
Открытые образовательные ресурсы (ООР) стали основной темой дискуссий в образовательных кругах и инициатив в сфере образования, в особенности высшего образования.Движение ООР появилось в конце 1990-х гг. и приобрело всемирный масштаб в 2001 году,когда Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект OpenCourseWare (/ocw.mit.edu/),открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов.
С этим явлением связанцелый ряд понятий, таких как «открытый контент», «открытый образовательный контент», «открытые образовательные ресурсы», «открытые образовательные технологии»,«открытые научные ресурсы» и «открытые учебные курсы», которые используются в разных контекстах в литературе, а также в виртуальных и реальных дискуссиях. Однако наиболее распространенным является термин «открытые образовательные ресурсы», принятый на Конференции ЮНЕСКО в 2002 году:
ООР — это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободномдоступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себяполные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
В этом определении не делается явного различия между ресурсами, специально созданными в учебных целях (например, конспекты лекций) и ресурсами, которые могут бытьиспользованы в учебных целях (например, архивные исторические фотографии), но косвенно подразумеваются именно ресурсы первого типа.
За последнее время значительно вырос объем ООР, предоставляемых через университетские репозитории, получающие специальное финансирование (например, MITили Открытый Университет Великобритании/open.ac.uk/openlearn/), финансируемые и общественные инициативы (например, Connexions, WikiEducator), каналы, являющиеся собственностью крупных компаний (например. iTunesU, YouTubeEDU), а также через многочисленные сайты,принадлежащие проектам, группам или частным лицам. Распространение ООР связано срасширением использования лицензий CreativeCommons (/creativecommons.org/about/who-uses-cc/), разрешающих свободное использование и модификацию цифрового контента.
Для содействия расширению сферы использования ООР был создан ряд международных,региональных и национальных консорциумов (например, OpenCourseWareConsortium,EADTU), были инициированы глобальные дискуссии и обмен опытом (например, в рамках ООР-сообществ UNESCO).
Несмотря на то, что движение ООР приобрело глобальныйразмах (например, Консорциум OpenCourseWare объединяет 41страну), наиболее крупные и щедро финансируемые инициативы были реализованы в развитых странах Северной Америки и Европы и фокусировались преимущественно на англоязычных ООР.
ООР привлекают всеобщий интерес, их использование в образовательной практике неуклонно расширяется, но этот рост имеет очень неоднородныйхарактер.
Изначальной причиной для развития ООР является, как и в случае с инициативой MIT, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей. Большинствосуществующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями,убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссиивысшего образования, способствуя получению новых и распространению существующихзнаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям (OpenAccessPublishing), ООР играют ключевую рольв реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунскойдекларации.
Несомненно, именно повышение доступности цифровых технологий для создания и воспроизведения контента, коммуникативные возможности Интернета и появление открытых лицензий способствовали реализации этих идей на практике. Кроме того, очевидно,что открытость ООР является залогом их устойчивости и определяет масштабы их влияния. Эта открытость обусловила появление общественных инициатив (WikiEducator, P2PUniversity), университетскихпроектов (MITOpenCourseware; программа TESSA), а также инициированных правительством государственных программ (например, программа UKOER; WikiWijs), и определила то внимание, которое уделяется ООРна многих международных форумах и в публикациях.
Как гласит Коммюнике Всемирнойконференции 2009 года по высшему образованию:ОДО и ИКТ дают возможность расширить доступ к качественному образованию,особенно когда Открытые образовательные ресурсы беспрепятственно используются совместно многими странами и учреждениями высшего образования.
Перечисленные достижения создают благоприятные условия для публикации и использования ООР, однако, большинство разработок и исследований в области эффективных методов поддержки ООР стали возможны только благодаря целевому финансированию состороны частных фондов и правительственных программ (таких, например, как StrategicContentAlliance в Великобритании). Ключевым остается вопрос о том, должны ли образовательные ресурсы, созданные при поддержке государственных или благотворительныхорганизаций, публиковаться под открытой лицензией, подобно тому, как результаты научных исследований, профинансированных аналогичным образом, должны быть открытыдля всеобщего доступа.
При рассмотрении этого вопроса, необходимо принимать во внимание огромный рынокучебных материалов, имеющий свои особенности в разных странах и для разных уровнейобразования. Распространение свободных и открытых образовательных ресурсов несет всебе угрозу для объемов продаж лицензированных учебных материалов. То же самое происходит и в результате нелегального копирования и использования цифровых материалов,опубликованных в Интернете, даже если пользователь получает к ним доступ за плату. С такой же проблемой столкнулась музыкальная индустрия; единственное отличие заключается в том, что преподаватели высшей школы часто являются и создателями, и посредникамипри использовании как закрытых, так и открытых образовательных ресурсов, т.к. именноони принимают решение о том, какие ресурсы использовать при составлении курсов и чтоименно будут изучать студенты.
Следует отметить, что, несмотря на указанные преимущества, цифровой разрыв и различный уровень компьютерной грамотности — как в разных странах, так и в пределах однойстраны — являются основным барьером для желающих использовать ООР.
Открытость ицифровые технологии способны дать многим людям доступ к знаниям, но это не означает,что потенциал этих ресурсов можно в полной мере реализовать без помощи преподавателей или до тех пор, пока ООР не будут распространяться другими способами — например,в виде печатных изданий.
Стимулы для разработки и/или использования ООР, описанные в литературе, для разныхкатегорий заинтересованных лиц, могут быть самыми разными.
Студентам, получающим формальное образование или проходящим неформальныйпрофессиональный тренинг, или лицам, занимающимся самообразованием, наличие ибольшаядоступность ресурсов помогает (в произвольном порядке)знавать новое или получать дополнительную информацию по изучаемым курсам; делиться информацией и обсуждать ее в асинхронном или синхронном режиме сдругими учащимися; принять решение о поступлении в вуз или продолжении формального образования; выбрать учебное заведение; повысить эффективность профессиональной деятельности; самостоятельно создавать или дополнять ООР.
Учителям и педагогическим коллективам ООР дают возможность более эффективно создавать курсы, особенно с использованием мультимедийныхресурсов, требующих специальных технических и медианавыков; узнавать о новых методиках преподавания предметов; создавать ресурсы совместно с коллегами, а не в одиночку; вступать в профессиональные сообщества и обсуждать с коллегами использованиеновых открытых технологий и средств, совершенствовать методику преподавания; адаптировать ресурсы к местным условиям, переводить или локализовывать их.
Учебным заведениям ООР позволяют: продемонстрировать учебные и научные программы более широкой аудитории; привлечь большее число абитуриентов; снизить затраты на разработку учебных ресурсов; по-новому сотрудничать с общественными и коммерческими организациями, втом числе и с издательствами, публикующими учебные материалы; расширить охват просветительской деятельностью.
Правительствам и организациям национального масштаба ООР позволяют продемонстрировать образовательную систему своей страны; привлечь студентов-иностранцев (по крайней мере, в высшие учебные заведения); стимулировать проведение реформ в области образования; разрабатывать учебные материалы на языках национальных меньшинств(коммерческие издательства в этом не заинтересованы); разрабатывать учебные материалы с учетом местных культурных особенностей ипредпочтений; организовывать сотрудничество в международном масштабе по созданию общихресурсов, отвечающих общим потребностям.
Приведенные списки не являются исчерпывающими, и присутствующие в них идеалистические намерения только начинают появляться в литературе и проявляться в таких инициативах, как, например, OpenLearningNetwork (/olnet.org/). Однако, как было отмечено ранее, главныепоставщики контента все шире используют лицензии CreativeCommons, кроме того расширяется повторное использование контента, лицензированного таким образом, что свидетельствует о наличии хоть и не радикальных, но постепенных и неуклонных измененийобразовательных методик и систем.
ООР — не самоцель, а средство для достижения цели. Учащиеся высоко оценивают хорошие ресурсы, но наибольшую пользу от их использования в самостоятельном обученииполучают более подготовленные учащиеся. Большинство учащихся, даже обладающихопределенными навыками, предпочитают, чтобы их обучение было структурировано ипроходило под руководством опытного преподавателя и/или вместе с другими учащимися.Им также хотелось бы получать в той или иной форме оценку и одобрение собственныхуспехов, как для мониторинга прогресса, так и для непрерывной регистрации достижений.Учителя тоже ценят качественные ресурсы, но рассматривают их как дополнение к своимсобственным курсам и в качестве поддержки преподавательской деятельности.
Главным из перечисленных выше достоинств ООР является их способность стимулировать изменения в образовательной политике и практике в интересах учащихся, преподавателей и учебных заведений. Так, многие из давно спонсируемых проектов, ставивших своей задачей публикацию ООР, в настоящее время в большой степени посвящены изучению роли ООР в практике преподавания и обучения и включают в себя проведение исследований (по крайней мере, в Европе).
Многие правительства и организации признали исключительное значение ООР не только как общественного блага, но и как средства, позволяющего улучшить существующие системы образования.
Современные ООР повлияли на характер дискуссий о системах образования, продемонстрировав возможность более легкого и доступного по цене способа получения знаний и их лучшего восприятия. Количество ресурсов и людей, их использующих, объемы скачиваемых данных и воздействие на людей во всем мире весьма велики, хоть они и ограничены уровнем доступности цифровых устройств и коммуникационных сетей. Так, в развивающихся странах разработка и использование ООР распространены в меньшей степени, чем в развитых государствах.При этом оказывается, что ООР в значительно большей степени влияют на совершенствование системы образования в развивающихся странах, нежели вразвитых, что наглядно демонстрируют результаты деятельности Содружества Обучения(CommonwealthofLearning) (/col.org/Pages/default.aspx) и ООРАфрики (/oerafrica.org/).Особое внимание уделяется учету местных особенностей в интересах органического развития и совершенствования существующих образовательных систем.
Для большинства стран характерны следующие основные проблемы в сфере управленияначальным, средним и высшим образованием:
• Обеспечение условий и изыскание средств, необходимых для повышения посещаемости начальной и/или средней школы, а также увеличения числа поступающих в вузы и/или расширение охвата высшим образованием;
• Наличие преподавателей и их профессиональная подготовка, достаточная для эффективной разработки и/или использования учебного контента и технологий;
• Наличие и ценовая доступность образовательных ресурсов, необходимых для поддержки процесса обучения, их соответствие местным особенностям, а также доступность методических указаний к этим ресурсам на языке, на котором ведется обучение.
Как отмечалось ранее, деятельность, связанная с ООР, осуществляется преимущественно в сфере высшего образования, и практически не затрагивает, за несколькими исключениями,начальную и среднюю школу. В настоящее время отдельные организации осуществляют пересмотр своей деятельности, ориентируясь на использования ООР для расширения своих возможностей. Правительства ряда стран поддерживают инициативы, направленные на привлечение более широкой аудитории через консорциумы (например, WikiWijs), а также законодательное закрепление использования открытого ПО и открытых образовательных ресурсов государственными учреждениями. Несмотря на это, из трех отмеченных выше проблем, активно решается только последняя, о второй только начали задумываться, а для использования ООР с целью привлечения большего количества людей в систему образования пока сделано очень мало.
На основе вышесказанного организация ЮНЕСКО сформулироваосновные рекомендации по стимулированию разработки и использования открытых образовательных ресурсов:
1. Следует использовать любую возможность для того, чтобы выпускать под открытой лицензией любые учебные публикации или ресурсы, а также использовать лицензированные таким образом материалы в собственной работе. Станьте примером для других в продвижении принципов ООР;
2. В тех случаях, когда это практически возможно, следует поощрять преподавателей,преподавательские сообщества и учебные заведения изучать и пересматривать собственные методики преподавания, принципы профессионального развития и поощрения, используя ООР как одну из возможностей для повышения эффективности учебных программ, преподавательской и просветительской деятельности. Основной характеристикой ООР является их доступность для широкой публики: возможность их изучения,критического рассмотрения и оценки их воздействия, — аналогично опубликованным исследовательским работам (хотя и по другим каналам);
3. В тех случаях, когда это возможно, следует формировать на государственном и/или региональном уровне мнение о необходимости предоставлять в открытый доступ учебные ресурсы, финансируемые за счет общественных средств. Правительства должны играть ведущую роль в пересмотре законодательных норм по защите авторских правв отношении учебных материалов из таких открытых источников, как государственны еколлекции, библиотеки и музеи. Они также должны поощрять и поддерживать использование ООР в обучении взрослых, а также общественными группами и коммерческими организациями в процессе непрерывного образования и перевод ООР на другие языки, с тем, чтобы их можно было использовать в других странах.
Источник
Рейтинги университетских факультетов: мировой опыт составления и использования
С чем связан набирающий силу тренд по созданию разнообразных рейтингов? Можно ли считать феномен рейтингов проявлением закона Э.Фромма о переходе качества в количество? Какие на сегодняшний день существуют рейтинги эффективности деятельности университетских факультетов? Каковы их сильные и слабые стороны?
Новый этап в развитии экономической науки
В начале XXI века мир захлестнула волна разнообразных рейтингов. Сегодня рейтингуется всё и вся. Рейтингуются шахматисты, теннисисты, боксеры и футболисты; рейтингуются художники и их картины; рейтингуются коммерческие компании, футбольные клубы и политические лидеры, целые страны и их отдельные регионы, школы и университеты; рейтингуется деловой климат и экономический потенциал государств; рейтингуются даже сами рейтинги. В зону компетенции рейтингов попадают не только люди и зримые результаты их деятельности, но и трудноуловимые процессы и социальная обстановка. Составление рейтингов превращается в самостоятельную профессию, а сами рейтинги становятся предметов академических исследований. При этом в научных, собственно, как и в широких, кругах никто не обольщается насчет достоверности и объективности рейтингов; все понимают, что все рейтинговые оценки весьма условны и к ним нельзя относиться слишком серьезно. В то же время рейтинги превратились в самостоятельную силу: ими пользуются для принятия решений, они играют роль нового конкурентного инструмента.
В чем же причина столь широкого распространения рейтингов всех мастей и почему к ним столь противоречивое отношение?
Ответ на поставленный вопрос имеет эволюционное звучание. Дело в том, что на протяжении почти всей своей истории экономическая наука развивалась как наука количественная. И в этом направлении были достигнуты вполне зримые и впечатляющие успехи. Сегодня многие экономические параметры можно не только измерить с вполне приличной точностью, но и соединить между собой различными функциональными и статистическими зависимостями. Современная экономическая теория успешно провязывает между собой такие явления и показатели, как цены, доходы, издержки, налоги, инфляцию, процентные ставки, монопольная власть, капитал, ожидания, валютные курсы, производительность труда, заработки и т.п. При этом проблема качества до недавнего времени экономистами решалась довольно просто и утилитарно – они считали, что вся информация о рынке, в том числе о качестве товаров и услуг, заложена в цене. Следовательно, ценовая конкуренция автоматически содержала в себе и конкуренцию за качество продукции. Однако сегодня, в эпоху колоссального усложнения системы товарных рынков, простая связь между ценой и качеством нарушается – она становится либо неочевидной, либо вообще разрывается. Таким образом, на повестку дня выходит проблема измерения и оценки качества товаров и услуг. Без решения этой проблемы становится невозможным отследить рыночные искажения, которые в глобальной экономике могут достигать чудовищных размеров.
Отметим сразу, что под рыночными искажениями мы подразумеваем разрыв между ценой и рыночной оценкой качества. Малые искажения говорят об эффективности механизма ценообразования, большие – о его неудовлетворительной работе. Соответственно рыночные участники (субъекты) нуждаются в качественных характеристиках для того, чтобы предотвратить возможную переплату за те или иные товары и услуги. Причем если потребителю такая информация нужна для принятия решения о покупке товара, то производителю она нужна для проведения более разумной ценовой политики и для ликвидации недостатков в работе по обеспечению качества производимой продукции. Следовательно, качество товара (услуги) должно быть оцифровано в виде одного числа, которое могло бы быть сопоставимо с ценой.
Надо сказать, что сама идея рейтингования сложных рыночных объектов заложена в самом капитализме. Так, еще Э.Фромм проницательно подметил, что одна из особенностей капитализма состоит в сведении всего к количеству и абстракции [1, с.131]. При становлении эффективной системы обезличенного обмена все виды человеческого труда, все товары и услуги должны получить свою стоимостную оценку. Лишь после этого они могут «выйти» на рынок и участвовать в сделках. Подытоживая эту мысль Фромма, можно сказать, что капитализм осуществил тотальное оцифровывание окружающего мира. Все качественные признаки рыночных объектов «сжимаются» в одну количественную характеристику. Тем самым Э.Фромм вскрыл важный закон развития социальных систем – закон перехода качества в количество. Данное явление дополняет хорошо известные диалектические законы Г.Гегеля, в том числе закон перехода количества в качество. Следовательно, в реальной жизни имеет место двунаправленный процесс: развитие материального мира происходит в соответствии с гегелевским законом перехода количества в качество, тогда как его осмысление и включение в социальный кругооборот осуществляется в соответствии с фроммовским законом перехода качества в количество [2]. Процедура рейтингования сложных рыночных объектов прекрасно укладывается в закономерность, открытую Э.Фроммом.
Если говорить о феномене активизации рейтингового движения в начале XXI века, то он связан с принципиальным усложнением всей социальной жизни. Логика событий примерно такова: усложнившийся мир привел к его непониманию и недопониманию рыночными субъектами; непонимание или неадекватное восприятие мира порождает ошибки и большие рыночные искажения; наличие больших рыночных искажений генерирует экономические кризисы. Такое положение дел поставило перед экономической наукой новую задачу – систематически измерять качество сложных рыночных объектов. В настоящее время решение данной задачи видится в составлении разнообразных рейтингов. При всей инструментальной простоте рейтинговых методик можно говорить о новом этапе в развитии экономической мысли [3].
Следует сразу отметить тот факт, что все рейтинги обладают определенной однобокостью, содержат в себе массу условностей и неточностей. Довольно часто увлечение рейтингами может приводить к откровенным нелепостям. Более того, во многих случаях использование рейтингов приводит к активизации закона Ч.Гудхарта, который сам по себе является проявлением регулятивных искажений в социальной системе [6]. Почему же тогда рейтинговое движение продолжает процветать и развиваться?
Ответ на этот вопрос тривиален. При оценке качества сложных объектов у нас нет альтернативы рейтинговому инструментарию. Здесь ситуация примерно такая же, как в случае с эконометрикой и моделированием. Все модели воспроизводят мир условно и упрощенно, но другого способа исследования реальности у нас нет. Все эконометрические методы несовершенны, но иного способа установления системных связей у нас нет. То же самое и с рейтингами. Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что лучше рейтинга может быть только другой рейтинг.
Система университетских рейтингов
Наиболее ярким воплощением рейтинговой идеологии являются рейтинги университетов. Применительно к субъектам рынка образовательных услуг рейтинги играют двоякую роль. С одной стороны они фиксируют результаты конкуренции, с другой – выступают в качестве инструмента, стимулирующего конкурентные процессы на разных уровнях образовательного рынка. В настоящее время сформировалась трехуровневая система университетских рейтингов и образовательного рынка. Так, университеты, будучи крупными корпоративными образованиями, уже сами по себе представляют собой рынок, на котором конкурируют, по крайней мере, студенты и преподаватели; в российской системе особую конкурентную группу образуют администраторы. Чтобы инициировать внутригрупповую конкуренцию среди студентов и преподавателей в университетах используется сложная система критериев их оценки, которая в ряде случаев может принимать форму рейтинга. Таким образом, внутриуниверситетский рынок и внутриуниверситетские рейтинги являются исходной точкой университетской конкуренции, ее низовым звеном. Сюда же относится и конкуренция между факультетами (департаментами) одного вуза, хотя она редко принимает форму рейтинга.
На следующем уровне разворачивается конкуренция между профессиональными группами (факультетами) разных университетов на общенациональном рынке образовательных услуг. Итогом таких процессов являются рейтинги факультетов (департаментов) вузов одной страны. Для передовых факультетов такая конкуренция перерастает в международную, когда осуществляется сравнение факультета некоего профиля среди всех вузов мира. Аналогичные два уровня рынка – национальный и мировой – имеют место и для конкуренции университетов в целом. Результатом такой борьбы являются национальные и глобальные (международные) рейтинги университетов. Общая схема сопряжения образовательных рынков и рейтингов разных уровней приведена на рис.1.
Подобная система позволяет пронизать конкурентными процессами всю систему высшего образования – от учета деятельности каждого конкретного человека (студента и преподавателя) вуза до оценки его успеха как единой целостности, включая его отдельные части (факультеты). При этом в вузах-лидерах мирового рынка действует колоссальная система учета всех сторон университетской жизни, а вузы-аутсайдеры могут вообще не участвовать ни в каких рейтингах, довольствуясь своими низкими образовательными котировками.
В последнее время большую популярность приобрели глобальные рейтинги университетов (ГРУ), которым посвящена обширная литература; обзор данной проблематики приведен в работах [4-7]. Набирает обороты и практика составления национальных рейтингов университетов (НРУ); Россия подключилась к этому процессу. Однако большая неоднородность вузов приводит к тому, что ГРУ и НРУ оказываются довольно грубым ориентиром при оценке профессиональных успехов вузов и выборе абитуриентами специальности. Более тонкая калибровка образовательных успехов вузов сосредоточена в рейтингах университетских факультетов (РУФ), которые имеют гораздо меньшую общественную популярность, чем ГРУ и НРУ, и пока не нашли широкого распространения в российской практике. В связи с этим в данной работе нами будет представлен обзор практики составления и использования РУФ за рубежом.
Рейтинги университетских факультетов: практика составления
Ориентация абитуриентов при выборе профессии на данные ГРУ и НРУ может приводить к существенным ошибкам. Для иллюстрации этого тезиса приведем выборочные данные о месте ведущих университетов по разным научным направлениям (табл.1).
Таблица 1. Места ведущих университетов по некоторым дисциплинам в РУФ QS–WURS в 2011 г.
Научное направление | Университет | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оксфорд | Кембридж | Гарвард | МТИ | Университет Токио | Университет Цюриха | Университет Мельбурна | |
Физика и астрономия | 3 | 1 | 2 | 4 | 11 | 10 | 14 |
Математика | 6 | 3 | 1 | 2 | 32 | 10 | 26 |
Медицина | 4 | 2 | 1 | 3 | 20 | 51-100 | 15 |
Экономика и эконометрика | 5 | 6 | 1 | 2 | 26 | 51-100 | 16 |
Право | 2 | 3 | 1 | Нк* | Нк* | 51-100 | 9 |
Философия | 2 | 3 | 1 | 14 | Нк* | Нк* | 15 |
География | 1 | 4 | 3 | 18 | 12 | 51-100 | 22 |
*Нк – данное направление не является профильным для университета, в связи с чем он либо не котируется в рейтинге, либо его котировки заведомо низкие.
Из табл.1 видно, что даже Массачусетский технологический институт (МТИ) не в состоянии удержать одинаковые позиции по всем дисциплинам. Например, если в математике он является фактически явным лидером (2-е место), то в области географии ему с трудом удается войти в 20 лучших вузов. Подобные различия возрастают по мере отдаления университета от узкой группы самых лучших вузов мира – «золотого ядра». Так, Университет Цюриха легко перемещается с 10-го места в своих «коронных» дисциплинах за 50-е место в прочих науках (табл.1).
Сегодня практика составления РУФ является довольно обширной. Рассмотрим некоторые самые популярные рейтинговые системы.
1. Рейтинг QS–WURS и его особенности. Один из ведущих британских разработчиков университетских рейтингов – Quacquarelli Symonds (QS) – имеет обширную практику не только в области ГРУ, но и в области РУФ. Данным ренкером с 2005 г. разрабатывается множество факультетских рейтингов QS World University Rankings by Subject (QS–WURS), которые агрегируются в пять стандартных разделов, которые в свою очередь включают 26 научных дисциплин [8]. Так, выделяются следующие типовые разделы и научные направления: раздел искусство и гуманитарное знание (Arts & Humanities) включает философию (Philosophy), современные языки (Modern Languages), географию (Geography), историю (History), лингвистику (Linguistics), английский язык и литературу (English Language & Literature); раздел инженерия и технологии (Engineering & Technology) включает информатику (Computer Science), химическую промышленность (Chemical Engineering), гражданское строительство (Civil Engineering), электротехнику (Electrical Engineering) и машиностроение (Mechanical Engineering); раздел науки о жизни и медицина (Life Sciences & Medicine) включает медицину (Medicine), биологию (Biological Sciences) и психологию (Psychology); раздел естественные науки (Natural Sciences) включает физику и астрономию (Physics & Astronomy), металлургию и материаловедение (Metallurgy & Materials), математику (Mathematics), науки об окружающей среде (Environmental Sciences), науки о Земле и Море (Earth & Marine Sciences) и химию (Chemistry); раздел социальные науки и менеджмент (Social Sciences & Management) включает статистику и исследование операций (Statistics & Operational Research), социологию (Sociology), политологию и международные исследования (Politics & International Studies), право (Law), экономику и эконометрику (Economics & Econometrics) и бухгалтерию и финансы (Accounting & Finance).
Разумеется, данный список может быть дополнен неучтенными научными дисциплинами. Так, многолетние исследования компании QS позволили выявить 52 тематических области; в 2012 г. рейтинг QS–WURS в 2011 г. должен был охватить 29 научных направлений; оценка остальных дисциплин остается в качестве задачи на более отдаленную перспективу.
По сравнению с ГРУ РУФ строятся по усеченной методологии. Так, ГРУ и международные региональные рейтинги компанией QS строятся на основе 12 критериев оценки, однако для РУФ разработчик оставляет только 3 фактора: академическую репутацию, мнение работодателя и цитируемость.
Для оценки академической репутации используется следующая процедура опроса экспертов. Сначала академический эксперт сам определяет 1-2 узких направления своей научной дисциплины, в которых он сам себя считает специалистом. Затем он определяет не более 10 местных (своей страны происхождения) и 30 иностранных вузов, в которых его научное направление представлено наилучшим образом; при этом собственный вуз, в котором работает эксперт, он называть не может во избежание необъективности. Впоследствии учет мнения эксперта для вузов его страны ведется с весовым коэффициентом в 1/3, а для иностранных – с коэффициентом в 2/3.
Для оценки репутации вузов в глазах работодателя используется следующая процедура опроса. Сначала работодатель определяет не более 10 отечественных и 30 иностранных вузов, выпускников которых он предпочитает нанимать в силу их высокой профессиональной подготовки. Затем он определяет дисциплины (профессии), которые он предпочитает при найме рабочей силы. На пересечении данных сведений разработчик рейтинга определяет истинную меру качества выпускников соответствующих вузов по изучаемым дисциплинам. Разумеется, не у всех людей карьера напрямую связана с полученной профессией. Например, многие инженеры становятся бухгалтерами и т.п. Для учета этого факта используются дополнительные процедуры взвешивания ответов работодателей.
Для оценки среднего цитирования на одну статью факультета используются стандартные библиометрические процедуры учета цитирований в базе «Scopus». Специфика данного учета состоит в том, что анализ ведется только применительно к одной научной дисциплине; междисциплинарные публикации не учитываются.
По результатам оценки трех факторов все данные нормируются и взвешиваются. При этом в РУФ в отличие от обычных ГРУ используется система не фиксированных, а переменных (адаптируемых) весовых коэффициентов.
Система адаптируемых весов заключается в том, что разные научные дисциплины оцениваются по указанным трем группам факторов, но вес этих групп факторов для разных наук неодинаковый. Разработчики рейтинга справедливо указывают, что показатели публикуемости и цитируемости гораздо выше для наук о жизни и естественных наук, чем для социальных и гуманитарных наук и для искусства. Например, совсем не будет иметь смысла одинаковый акцент на показателях цитируемости при оценке медицинских наук и языкознания (литературы). Аналогичным образом варьируется популярность разных дисциплин среди предпринимателей. Так, совершенно неправомерным будет одинаковый акцент на мнении предпринимателей в отношении экономистов и философов. В связи с этим в рейтинге QS–WURS используется дифференцированная система весовых коэффициентов для разных научных дисциплин (табл.2). Кроме того, в указанном рейтинге используются разные выборки опрашиваемых экспертов и предпринимателей; такой подход можно назвать системой адаптируемой структуры выборки (табл.3).
Таблица 2. Зависимость весовых коэффициентов рейтинга QS–WURS от специфики научного направления.
Источник
Качество цифровой жизни в России. Мировые лидеры или аутсайдеры?
В детстве в какой-то книге прочитал о том, что Рим производил на приглашенных на переговоры варваров неизгладимое впечатление – огромный каменный город с красивыми зданиями, фонтанами и богато одетыми горожанами. Разница в культурном коде обуславливала изумление, которое испытывали люди, впервые попавшие в город, причем не просто город, а один из крупнейших полисов того времени.
Другое воспоминание из детства, на дореволюционной коробке от конфет – надписи «Париж», «Петербург», «Лондон» и, кажется, «Мадрид». При закрытых для большинства границах СССР это было воспоминание о другой жизни, когда страна была встроена в ткань Европы, одни и те же конфеты, да и другие товары, продавались в главных городах мира, к которым принадлежала и российская столица. Шел обмен эстетикой товаров, их восприятием, мир постепенно становился близким, вы могли получать те же товары, что и в других уголках мира. Мы на долгий срок выпали из такого обмена, зато с лихвой наверстали это сейчас, строя с нуля новые городские районы, создавая товары и услуги. Достаточно приехать в московский Сити, чтобы посмотреть на туристов, которые пришли полюбоваться на небоскребы. Они ходят, задрав голову, и постоянно фотографируют здания, людей, объекты искусства, раскиданные вокруг, словно кто-то забыл убрать свои игрушки.
Помимо физических изменений в городах России есть еще и виртуальный мир, который представлен различными сайтами, услугами и всем тем, что существует в цифровой среде, тем, что можно назвать нашей цифровой жизнью. По умолчанию отчего-то считается, что мы сильно отстаем от Америки, которая и создала эту среду, обосновалась в ней, задает стандарты и в какой-то мере правит миром. Мне это напоминает времена владычества Испании, когда за счет серебра и в меньшей степени золота Нового Света империя вызывала ненависть почти всех стран мира, каждый хотел отщипнуть от богатств испанской короны, а заодно и ослабить страну. Нечто подобное происходит с Америкой сегодня, но в цифровом мире нападки идут со всех сторон, в сети возникло движение за независимость от засилья американских социальных сетей, приложений и услуг. Оно пока только набирает обороты, но то, что эта тенденция будет усиливаться, не вызывает сомнений.
Люди привыкли к определенному качеству цифровой жизни, удобству тех или иных приложений, сервисов. Любая независимость моментально упирается в то, что нельзя из ничего создать сервисы и приложения отличного уровня, которые будут работать на ура и не вызовут отторжения. Люди хотят получать качественный сервис, и им все равно, по большому счету, кто его создал. Мы всегда голосуем рублем и ногами, выбираем то, что для нас лучше, а про патриотизм вспоминаем только в момент, когда он совпадает с качественным сервисом.
Каким является качество цифровой жизни в России? Убогим? Достойным? Таким же, как в других странах? Как его оценить? Всеобъемлющих оценок этого качества мне не встречалось, но понятно, что формироваться оно будет из нескольких составляющих. Первая и безусловная – это стоимость доступа к этой самой цифровой жизни, то есть сколько мы платим за то, чтобы быть всегда на связи. И тут выясняется, что как в абсолютных, так и в относительных числах цена мобильного интернета в России одна из самых низких в мире при отличном качестве услуг, наличии хорошего покрытия не только в больших городах, но и в небольших населенных пунктах. Плюс у нас есть конкуренция между четырьмя операторами, что позволяет выбрать те услуги, которые вас устроят.
Посмотрите на скорость мобильного интернета в Рязани, это не самый большой город России.
Устойчивым остается миф о том, что в других странах связь намного лучше и дешевле, но это совершенно не так. Гипотетические размышления о том, что в Нью-Йорке текут кисельные реки, деньги растут на деревьях, натыкаются на реальность, когда люди впервые попадают в этот город и неожиданно обнаруживают, что все довольно дорого и связь также дорогая. Обычно тут же вступает довод о том, что зато они зарабатывают минимум 5 000 долларов в месяц! То, что на такие деньги прожить в Нью-Йорке невозможно, никто в расчет не берет. Важно не только то, сколько вы зарабатываете, но и то, сколько вы вынуждены тратить, какие налоги платить.
Реальность и перспективы рынка IT‑профессий
Какие профессии наиболее популярны и высокооплачиваемы?
ASUS ZenBook Pro Duo 15 OLED: RTX 3070 и OLED-экран
ASUS ZenBook Pro Duo 15 OLED – это флагманская модель линейки, рассчитанная как на дизайнеров и профессионалов, плотно работающих с творческими приложениями…
Субботний кофе №160
Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Qualcomm представила новый Snapdragon, в сеть утекла информация по новинкам Samsung, озвучены цены на новую Creta, а приложение Brickit поможет собрать новые модели LEGO.
Обзор колонки JBL Partybox 310 – громогласные 240 ватт
Большая колонка для вечеринок: колесики и ручка для перевозки устройства, яркая и динамическая светомузыка, подключение микрофона и гитары, их настройка…
Надеюсь, что смог убедить вас в том, что доступ к цифровым услугам у нас стоит недорого, что формирует возможность быть всегда на связи. Что мы попробуем оценить следующим? Давайте посмотрим на взаимодействие человека с государством в цифровом мире, когда нет необходимости куда-то идти ногами и можно получить услугу на своем телефоне.
Самолет из Дубая, стюардессы раздают бумажные анкеты для прибывающих из-за рубежа, нам нужно сдать два теста на COVID, чтобы не попасть в изоляцию на пару недель. Долгое и муторное заполнение бумажек, очередь в аэропорту для тех, кто не освоил Госуслуги, подобную анкету можно заполнить за пять минут в личном кабинете и получить QR-код. Все ваши данные подтягиваются из кабинета, дальше нужно просто внести информацию о рейсе, все очень просто и легко.
Когда вы сдаете тесты в Москве, их результаты приходят на почту позже, чем появляются в системе на городском сайте! Что тоже показывает интеграцию лабораторий с городской системой. Быстро, безболезненно, и теперь можно получить другой QR-код на посещение ресторанов, он также выдается автоматически.
Цифровое взаимодействие с государством с каждым годом становится все проще и проще, нам не нужно куда-то ехать, хотя бы в тот же МФЦ, чтобы получить эти услуги. Большая их часть живет теперь в телефоне, ни одна страна, сравнимая с Россией по размеру населения, не может похвастаться такими возможностями. И это также большая часть цифровой жизни, которая становится совершенно другой на наших глазах.
Сказать, что тут все идеально, невозможно, нас раздражает множество мелочей, возможные утечки информации (как это было с персональными данными в Москве во время изоляции). Но, по большому счету, направление развития верное, и наше возмущение скорее о том, что мы хотим получить идеальные услуги, причем работающие как можно быстрее. Когда детям рассказываешь о том, что получение одной справки раньше могло занять целый день, они не верят. Для них получение справки – это пара нажатий в телефоне, а не стояние в очереди с другими людьми.
Итак, мы рассмотрели доступность интернета, развитие государственных услуг, но ведь цифровая жизнь намного шире и богаче. Что тут можно оценить? Наверное, само качество цифровой среды, то, как выглядят наши виртуальные города – это деревни или современные мегаполисы?
Есть опасение, что можно скатиться в обсуждение конкретных ресурсов, но остановлюсь на том, чем мы пользуемся постоянно, – банковских приложениях. Тут Россия не просто лидирует в мировой табели, наши банки незаметно совершили переворот в сознании. Уехав из России куда-то пожить, люди удивляются, что они переносятся в прошлое с точки зрения банковских приложений. В них нельзя сделать многие вещи, они выглядят как динозавры. Вы же знаете, что Россия лидирует в мире по бесконтактным платежам, в том числе с помощью телефонов или часов. В абсолютных числах мы можем уступать, но с точки зрения проникновения этих технологий в процентном соотношении мы впереди планеты всей. У нас уже бабушки прикладывают в магазинах часы, которые им подарили дети, и ждут оплаты, эта сценка больше не вызывает изумления. А когда банковская карта не имеет бесконтактной оплаты, человек извиняется и говорить что ее нужно вставить, – это выглядит архаично во всех смыслах. Что-то из прошлого.
Русский человек в самом широком смысле этого слова очень любопытен и любит все новое, это в нашей ментальности. Поэтому наши новые игрушки воспринимаются на ура, а главное, не возникает вопроса, почему их нужно создавать. Западным компаниям очень тяжело на российском рынке, менеджмент не понимает, почему нужно создавать ежегодно новые версии приложений и чем не устраивает то приложение, что прекрасно работает. Конкуренция разработчиков такова, что нужно постоянно добавлять что-то новое, что-то интересное и привлекать потребителя.
В этом аспекте меня искренне порадовали слова Артема Геллера, что уровень цифрового дизайна в России один из самых высоких в мире. От человека, который специализируется на дизайне онлайн-проектов, такое услышать архиважно, но главное, что у Артема и его компании огромный пласт просветительской работы, когда он несет свои идеи в массы. То есть фактически еще больше повышает уровень той самой цифровой культуры среди разработчиков.
Мы проболтали час с Артемом про качество дизайна в России, разговор получился очень любопытным, советую обратить на него внимание.
Но одна из тайн, почему в России все так неплохо с дизайном, невольно всплыла в разговоре, люди у нас интересуются искусством и не подобны односторонним специалистам. Наши дизайнеры, программисты погружены в современную жизнь, интересуются не только своей работой. И это тоже наша ментальность, в которой нас интересует все многообразие окружающего мира. Что невольно проливается в те продукты и сервисы, которые они создают. И растет общий уровень таких продуктов.
Я уверен, что среда определяет наше сознание. Мы живем в мире, где нас постоянно окружают те или иные вещи, частью этого мира стала цифровая среда. И Россия перемалывает эту цифровую среду, делает ее значимой частью жизни, комфортной и удобной. Качество цифровой жизни у нас отличное, хотя я коснулся только части вопросов, не затронул огромные пласты этой жизни. Вы сами можете вспомнить то, чем пользуетесь ежедневно, как меняются сервисы и приложения, как меняется их визуальная составляющая.
Впору поверить, что раз в сто лет в России происходят тектонические сдвиги, словно в 2020-х мы повторяем то, что сделали сто лет назад конструктивисты, среди которых первую скрипку играли наши соотечественники. Обидно, что зачастую люди знают про Баухаус, но не помнят, насколько конструктивизм изменил облик наших городов. Тем, кто совершенно далек от этой темы, предлагаю вспомнить здание «Известий» на Пушкинской площади, оно даст отдаленное представление о том, что мы обсуждаем. А ведь в дизайне как тогда, так и сегодня гремело имя Родченко. Недавно в музее Москвы была отличная выставка о ВХУТЕМАСе, где частично раскрывались корни нашей цифровой культуры.
Мое глубокое убеждение состоит в том, что Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по качеству цифровой жизни для широких масс населения, а развитие этого направления дает основания считать, что дальше будет именно так. К нам уже приезжают смотреть, как организованы сервисы в розничных магазинах, как работает городская среда, интегрированная с приложениями, и это только начало. Мы живем в мире чудес, которые для нас настолько обыденны, что мы не понимаем этого и не осознаем.
Оцените в нашем опросе, каково качество цифровой жизни в России, насколько оно вас устраивает.
Россия готова к 5G – ждут операторы, ждут абоненты, ждут производители
Россия готова к появлению 5G-сетей в коммерческой эксплуатации; единственное препятствие, которое не дает запустить 5G сейчас.
Источник