КАТОЛИЦИЗМ И РЕФОРМАЦИЯ
Важной вехой в истории католицизма стали крестовые походы. Так назывались завоевательные походы европейских феодалов в 11–15 веках, организованные по инициативе церкви. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.
Самую большую беду народам Европы принёс 4-ый крестовый поход, во время которого в 1204 году крестоносцы штурмом овладели Константинополем – столицей Византии и духовным центром православных христиан.
Для борьбы с «еретиками» (такими же христианами, но мыслящими иначе) в конце 12-го века был создан особый церковный суд – инквизиция. Она существовала около 600 лет. Ею были замучены и уничтожены более 500 тысяч человек.
С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Духовная свобода была безвозвратно утеряна. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали «еретиков» и всех кто в чём-либо смел отклониться от взглядов церкви. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах «святой» инквизиции, а остальным запуганным «грешникам» церковь охотно продавала индульгенции – отпущение грехов.
С течением времени государей средневековой Европы стала тяготить власть поставившей себя над ними католической церкви. Покончив с феодальной раздробленностью и усилившись, они бросили вызов всесилию католической церкви, причём более ощутимо это проявилось в сфере культуры. В 14–15 веках наступила эпоха Возрождения (Ренессанс).
Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Томас Мор и Кампанелла, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие другие) опрокинула веками создававшийся заслон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Деятели Возрождения черпали из сокровищницы культурных традиций античности, возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и творчества.
Деятельность инквизиции, злоупотребления и падение нравственности в среде духовенства привели к серьёзному кризису римско-католической церкви. И если гиганты Возрождения изменили лишь верхний слой культуры, возродив принципы гуманизма и свободомыслия, то сильнейший удар по основам католицизма нанесла Реформация, которая следовала по пятам за Возрождением и была реакцией церкви на него.
Реформация преследовала цель сохранить церковь от ударов, нанесённых ей Возрождением, и свелась к решительной реформе основ католического христианства. Её лидеры (Лютер, Кальвин, Мюнцер и другие) резко выступили против догмата о непогрешимости Папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и Богом.
Вдохновлённые характерным для Ренессанса стремлением вернуться к первоосновам, реформаторы хотели возвратиться к ранним апостольским церковным образцам. В условиях растущей грамотности и увеличения численности среднего класса они добивались возможности проводить богослужения и читать Библию на местных языках, а не на латыни, предписанной католическим духовенством, а также не видели причин запрещать священникам жениться.
Всеобщее недовольство Римской церковью вылилось в Реформацию – движение за переустройство церкви. Начавшись в 16-ом веке, реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран северной и частично средней Европы – Англии, Голландии, Швейцарии, Германии.
Идеи протестантов импонировали нарождавшейся европейской буржуазии и отвечали её интересам. Протестантизм стал духовной основой и этической нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы. Однако католическая церковь оказывала ожесточённое сопротивление протестантизму и Реформации. Ярким примером этому явилась Варфоломеевская ночь в Париже в 1572 году, когда католики устроили массовую резню протестантов.
В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Но и она раскололась на несколько направлений, основными из которых являются лютеранство, кальвинизм, англиканство.
В наши дни наиболее крупным протестантским течением остаётся лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах и Германии, значительное их присутствие наблюдается в Америке, в Азии их мало. Общее число лютеран к концу 20-го века составляло примерно 80 миллионов.
Протестанская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась Англиканской. Англиканская церковь является в Великобритании государственной.
В 1929 году была восстановлена светская власть Папы Римского. Папе была выделена небольшая часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной. Так на карте Европы появилось теократическое государство Ватикан.
Эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой» инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм (следом за протестантской церковью) вынужден был согласиться на то, что Богу положено «богово», то есть определённое место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от её вмешательства и оценки.
Отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в дальнейших судьбах стран Западной Европы, направив их по пути капиталистического развития.
Католицизм сегодня является одной из наиболее влиятельных конфессий, сфера действия которой вышла далеко за религиозные рамки. Сегодня католическая церковь проводит широкую образовательную деятельность, и сейчас иезуитские колледжи (в которых учатся представители разных конфессий) во всём мире славятся высоким уровнем образования.
Правда, католической церкви пришлось пересмотреть свой традиционный тезис о единстве церкви. В настоящее время это единство превратилось в свободный рынок конкурирующих между собой течений. Теперь католическая церковь выступает как истинная церковь Христа. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что истинные христиане есть во многих церквях. Христиане разных конфессий способны жить и работать вместе, а различные церковные течения перестали обвинять друг друга в антихристианстве. Это само по себе уже является важным завоеванием.
Конец 20-го – начало 21-го века в истории католицизма были связаны с деятельностью одного из самых ярких Пап, бывшего краковского архиепископа Иоанна Павла II (1978 – 2005 гг.) – личности, признавшей необходимость если не сближения христианских конфессий, то преодоления разногласий, ослабляющих христианский мир на протяжении тысячи лет. Благодаря его подвижнической деятельности авторитет католицизма, как и всего христианства, значительно возрос.
Католическая церковь несмотря ни на что сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с Папой Римским являет собой серьёзную силу, влияние которой ощущается во многих регионах мира.
Источник
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — самое массовое религиозное и социально-политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.
Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.
Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.
Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.
Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обеспокоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.
В отличие от гуманистов, ориентированных на образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Начавшись в Германии, Реформация очень быстро охватила почти все европейские страны.
Источник
Реформация церкви: как появился протестантизм
Мы знаем, что начало Реформации положил Мартин Лютер, когда прибил, в 16 веке на ворота Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые «Тезисы». Считается, что этот поступок положил начало Лютеранской церкви и привел к расколу в Католической церкви.
Однако это далеко не так, ведь в те времена еще не было ни лютеранства, ни протестантизма.
Сам же Лютер, всего лишь хотел реформировать традиции католицизма. Рассылая свои тезисы по всей Европе, он ожидал, что они вызовут дискуссию, которая позволит их реформировать.
Однако, в результате господству в римско-католической церкви в Западной Европе пришел конец, а в мире появилась новая христианская конфессия.
Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви
Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической Церкви.
Кроме того этим же термином обозначается период в истории Нового Времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517 — 1648 гг.).
Несмотря на то, что это крупнейшее событие всемирной истории часто называют религиозной (или церковной) реформацией, оно имеет гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.
«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе. Фото:
В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин реформация получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения.
Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более правильной точки зрения. Так, например, именно тогда Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны».
Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге. Фото: kraeved1147.ru
Принято считать, что история Реформации началась 31 октября 1517 года. Легенда гласит, что в этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Эпоха Реформации закончилась с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Таким образом, историкам точно известно, кто положил начало Реформации католической Церкви.
Церковная Реформация — это идеология нового класса западного общества — буржуазии
Реформация Церкви началась после окончания в Западной Европе периода Средневековья. В это время здесь господствовал феодальный строй. При нём церковная иерархия была полным отражением иерархии светской.
Если в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира делились по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре.
Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.
Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями. Фото: upload.wikimedia.org
После того, как феодальный строй стал распадаться, потребовалась реформа католицизма. Дело в том, что уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии — буржуазии.
При этом буржуазия не отказывалась от христианство, но настаивала на его изменении. В первую очередь буржуа хотели удешевления и упрощения церковных обрядов.
Причины Реформации разнообразны, но основной из них стало недовольство «язычеством вавилонской блудницы», т.е. Католической Церкви.
При этом основными её целями были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок», и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Среди наиболее важных причин выступления против Римской Церкви можно назвать:
- отрицание католицизмом национальной государственности стран Западной Европы;
- признание главенства Папа Римского над светскими государями;
- привилегированное положение дворянства в обществе;
- несоответствие образа жизни служителей Католической церкви тому, что они проповедовали;
- недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии:
- высокие материальные запросы Католической церкви, например, необходимость уплачивать «церковную десятину», торговля индульгенциями и церковными должностями и т.д.;
Необходимо отметить, что протестантская идеология, имела своих предшественников. Так, например, ещё в XIV веке возник протест против авиньонских пап в Англии.
Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли.
Таким образом, Реформация была подготовлена сложившимися в XV веке в Западной Европе общественно-политическими и социальными условиями, а не возникла на пустом месте из-за недовольства Католической Церковью отдельных личностей.
Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту
Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов», направленные против торговли папскими индульгенциями и злоупотреблений в Католической Церкви.
Точно же сказать, с какого года началась Реформация во все Западной Европе тяжело. Дело в том, что она распространялась здесь постепенно.
Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин. Фото: upload.wikimedia.org
Сторонники Мартина Лютера активно действовали в тех странах, где они проживали.
В результате протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Наиболее известные деятели Реформации следующие:
- Мартин Лютер (1483–1546) — Германия;
- Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия;
- Ганс Таусен (1494–1561) — Дания;
- Олаус Петри (1493–1552) — Швеция;
- Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария;
- Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария;
- Томас Кранмер (1489–1556) — Англия;
- Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия;
- Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция;
- Г. Брисонне (1470-1534) — Франция;
- М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия;
- Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия.
Вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.
Если же рассматривать период Реформации по годам, то она распространилась по Западной Европе следующим образом:
1520-е годы — Германия;
1525 — Пруссия, Ливония;
1530-е годы — Англия;
1527 — 1544 — Швеция;
1518 — 1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева;
1520 — 1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм;
1550-е — Франция: кальвинизм;
1540 — 1560-е годы — Нидерланды.
Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно. Фото: doklad-referat.ru
Вполне естественно, что распространение Реформации в Западной Европе началось с родина Мартина Лютера. Укрепившись в Германии, где жил этот выдающийся реформатор католицизма, протестантизм стал проникать на территорию Франции и Англии.
Лютер выступал против не только индульгенций и злоупотреблений, творимых католическим духовенством, но и провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.
Он также объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.
Второй этап Реформации вызвал в Европе религиозные войны
Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания только верой») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Папа Римский вначале не обратил внимание на выступление Мартина Лютера, так как в то время монашеские ордена часто ссорились между собой. Заручившись поддержкой германских князей и Фридриха, курфюрста Саксонского, Лютер не отказался от своих убеждений, но согласился хранить молчание.
Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге 1521 года. На нём был принят Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и изгнанником в Священной Римской империи
После того, как католический церковный собор осудил его, он 10 декабря 1520 года сжег папскую буллу, где осуждались его взгляды, чем поставил себя вне закона на территории Священной Римской империи.
25 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V на Вормсском рейхстаге 1521 года издал Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. После этого он стал изгнанником.
Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты и Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сначала Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы в Германии, так. 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, поднял восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации.
Кроме того, вскоре разгорелась Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.
Нападение крестьян на рыцаря, гравюра. Реформация породила многочисленные религиозные войны в Западной Европе, в том числе Крестьянскую войну в Германии 1524—1526 года. Фото: agesmystery.ru
Религиозные войны шли на территории и других европейских государств. Сразу по окончании Крестьянской войны 1524 — 1526 года на рейхстаге в Шпейере действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено.
Через три года Второй Шпейерский рейхстаг подтвердил Вормсский эдикт, что вызвало протест шести германских князей и четырнадцати имперских городов.
По названию документа, составленного протестующими, — Шпейерской протестации — сторонники Реформации стали именоваться протестантами. После этого в Германии началось строительства протестантских церквей.
Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств
Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.
Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.
Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru
Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).
При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.
В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.
Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org
Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.
В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.
Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
Источник
Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков
Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.
Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.
Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.
Причины Реформации
Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;
Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;
Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.
Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.
Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.
Предпосылки
Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.
Распад феодального общества
Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала». Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть. По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.
Церковь перестала быть центром науки и культуры
Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.
Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки. Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога». Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.
Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни. Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей. Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.
Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.
Страны и социальный состав реформаторских течений
Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан. Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства. Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.
Реформация в Европе
- 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
- 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
- 1530-е годы – в Англии;
- 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
- 1518 – 1520 – в Швейцарии;
- С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
- 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
- 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.
Деятели Реформации
- Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
- Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
- Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
- Дания: Ганс Таусен;
- Швеция: Олаус Петри.
Итоги Реформации и контрреформация
Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную. Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.
Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).
Значение Реформации
Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».
Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.
В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.
Источник