Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в 10 класс

КАТОЛИЦИЗМ И РЕФОРМАЦИЯ

Важной вехой в истории католицизма стали крестовые походы. Так назывались завоевательные походы европейских феодалов в 11–15 веках, организованные по инициативе церкви. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.

Самую большую беду народам Европы принёс 4-ый крестовый поход, во время которого в 1204 году крестоносцы штурмом овладели Константинополем – столицей Византии и духовным центром православных христиан.

Для борьбы с «еретиками» (такими же христианами, но мыслящими иначе) в конце 12-го века был создан особый церковный суд – инквизиция. Она существовала около 600 лет. Ею были замучены и уничтожены более 500 тысяч человек.

С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Духовная свобода была безвозвратно утеряна. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали «еретиков» и всех кто в чём-либо смел отклониться от взглядов церкви. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах «святой» инквизиции, а остальным запуганным «грешникам» церковь охотно продавала индульгенции – отпущение грехов.

С течением времени государей средневековой Европы стала тяготить власть поставившей себя над ними католической церкви. Покончив с феодальной раздробленностью и усилившись, они бросили вызов всесилию католической церкви, причём более ощутимо это проявилось в сфере культуры. В 14–15 веках наступила эпоха Возрождения (Ренессанс).

Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Томас Мор и Кампанелла, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие другие) опрокинула веками создававшийся заслон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Деятели Возрождения черпали из сокровищницы культурных традиций античности, возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и творчества.

Деятельность инквизиции, злоупотребления и падение нравственности в среде духовенства привели к серьёзному кризису римско-католической церкви. И если гиганты Возрождения изменили лишь верхний слой культуры, возродив принципы гуманизма и свободомыслия, то сильнейший удар по основам католицизма нанесла Реформация, которая следовала по пятам за Возрождением и была реакцией церкви на него.

Реформация преследовала цель сохранить церковь от ударов, нанесённых ей Возрождением, и свелась к решительной реформе основ католического христианства. Её лидеры (Лютер, Кальвин, Мюнцер и другие) резко выступили против догмата о непогрешимости Папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и Богом.

Вдохновлённые характерным для Ренессанса стремлением вернуться к первоосновам, реформаторы хотели возвратиться к ранним апостольским церковным образцам. В условиях растущей грамотности и увеличения численности среднего класса они добивались возможности проводить богослужения и читать Библию на местных языках, а не на латыни, предписанной католическим духовенством, а также не видели причин запрещать священникам жениться.

Всеобщее недовольство Римской церковью вылилось в Реформацию – движение за переустройство церкви. Начавшись в 16-ом веке, реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран северной и частично средней Европы – Англии, Голландии, Швейцарии, Германии.

Идеи протестантов импонировали нарождавшейся европейской буржуазии и отвечали её интересам. Протестантизм стал духовной основой и этической нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы. Однако католическая церковь оказывала ожесточённое сопротивление протестантизму и Реформации. Ярким примером этому явилась Варфоломеевская ночь в Париже в 1572 году, когда католики устроили массовую резню протестантов.

В результате Реформации во многих странах Европы появилась новая протестантская церковь. Но и она раскололась на несколько направлений, основными из которых являются лютеранство, кальвинизм, англиканство.

В наши дни наиболее крупным протестантским течением остаётся лютеранство. Лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах мира. Наиболее влиятельны они в скандинавских странах и Германии, значительное их присутствие наблюдается в Америке, в Азии их мало. Общее число лютеран к концу 20-го века составляло примерно 80 миллионов.

Протестанская церковь в Англии, полностью подчинённая королю, называлась Англиканской. Англиканская церковь является в Великобритании государственной.

В 1929 году была восстановлена светская власть Папы Римского. Папе была выделена небольшая часть Рима. Эту часть города обнесли высокой стеной. Так на карте Европы появилось теократическое государство Ватикан.

Эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой» инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм (следом за протестантской церковью) вынужден был согласиться на то, что Богу положено «богово», то есть определённое место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от её вмешательства и оценки.

Отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в дальнейших судьбах стран Западной Европы, направив их по пути капиталистического развития.

Католицизм сегодня является одной из наиболее влиятельных конфессий, сфера действия которой вышла далеко за религиозные рамки. Сегодня католическая церковь проводит широкую образовательную деятельность, и сейчас иезуитские колледжи (в которых учатся представители разных конфессий) во всём мире славятся высоким уровнем образования.

Правда, католической церкви пришлось пересмотреть свой традиционный тезис о единстве церкви. В настоящее время это единство превратилось в свободный рынок конкурирующих между собой течений. Теперь католическая церковь выступает как истинная церковь Христа. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что истинные христиане есть во многих церквях. Христиане разных конфессий способны жить и работать вместе, а различные церковные течения перестали обвинять друг друга в антихристианстве. Это само по себе уже является важным завоеванием.

Конец 20-го – начало 21-го века в истории католицизма были связаны с деятельностью одного из самых ярких Пап, бывшего краковского архиепископа Иоанна Павла II (1978 – 2005 гг.) – личности, признавшей необходимость если не сближения христианских конфессий, то преодоления разногласий, ослабляющих христианский мир на протяжении тысячи лет. Благодаря его подвижнической деятельности авторитет католицизма, как и всего христианства, значительно возрос.

Католическая церковь несмотря ни на что сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся её церковная иерархия во главе с Папой Римским являет собой серьёзную силу, влияние которой ощущается во многих регионах мира.

Источник

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — ​самое массовое религиозное и социально-­политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — ​вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.

Похожее:  Денситометрия расшифровка результатов таблица для чайников с формулами

Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.

Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.

Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — ​это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.

Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обес­покоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — ​Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — ​также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.

В отличие от гуманистов, ориентированных на образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-­богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Начавшись в Германии, Реформация очень быстро охватила почти все европейские страны.

Источник



Реформация церкви: как появился протестантизм

Мы знаем, что начало Реформации положил Мартин Лютер, когда прибил, в 16 веке на ворота Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые «Тезисы». Считается, что этот поступок положил начало Лютеранской церкви и привел к расколу в Католической церкви.

Однако это далеко не так, ведь в те времена еще не было ни лютеранства, ни протестантизма.

Сам же Лютер, всего лишь хотел реформировать традиции католицизма. Рассылая свои тезисы по всей Европе, он ожидал, что они вызовут дискуссию, которая позволит их реформировать.

Однако, в результате господству в римско-католической церкви в Западной Европе пришел конец, а в мире появилась новая христианская конфессия.

Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической Церкви.

Кроме того этим же термином обозначается период в истории Нового Времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517 — 1648 гг.).

Несмотря на то, что это крупнейшее событие всемирной истории часто называют религиозной (или церковной) реформацией, оно имеет гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.

«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе

«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе. Фото:

В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин реформация получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения.

Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более правильной точки зрения. Так, например, именно тогда Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны».

Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге

Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге. Фото: kraeved1147.ru

Принято считать, что история Реформации началась 31 октября 1517 года. Легенда гласит, что в этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Эпоха Реформации закончилась с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Таким образом, историкам точно известно, кто положил начало Реформации католической Церкви.

Церковная Реформация — это идеология нового класса западного общества — буржуазии

Реформация Церкви началась после окончания в Западной Европе периода Средневековья. В это время здесь господствовал феодальный строй. При нём церковная иерархия была полным отражением иерархии светской.

Если в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира делились по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре.

Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.

Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями

Свидетельство о получении индульгенции, датированное 19 декабря 1521 года. Одной из причин Реформации стало недовольство населения западноевропейских государств торговлей католической Церковью индульгенциями. Фото: upload.wikimedia.org

После того, как феодальный строй стал распадаться, потребовалась реформа католицизма. Дело в том, что уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового социального класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии — буржуазии.

При этом буржуазия не отказывалась от христианство, но настаивала на его изменении. В первую очередь буржуа хотели удешевления и упрощения церковных обрядов.

Причины Реформации разнообразны, но основной из них стало недовольство «язычеством вавилонской блудницы», т.е. Католической Церкви.

При этом основными её целями были «возвращение христианства к апостольским временам», посредством «очищения веры от людских выдумок», и «освобождение духа от мертвящей буквы предания». Среди наиболее важных причин выступления против Римской Церкви можно назвать:

  • отрицание католицизмом национальной государственности стран Западной Европы;
  • признание главенства Папа Римского над светскими государями;
  • привилегированное положение дворянства в обществе;
  • несоответствие образа жизни служителей Католической церкви тому, что они проповедовали;
  • недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии:
  • высокие материальные запросы Католической церкви, например, необходимость уплачивать «церковную десятину», торговля индульгенциями и церковными должностями и т.д.;

Необходимо отметить, что протестантская идеология, имела своих предшественников. Так, например, ещё в XIV веке возник протест против авиньонских пап в Англии.

Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф, профессор Оксфордского университета, провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли.

Таким образом, Реформация была подготовлена сложившимися в XV веке в Западной Европе общественно-политическими и социальными условиями, а не возникла на пустом месте из-за недовольства Католической Церковью отдельных личностей.

Похожее:  Расчет коэффициентов уравнения линейной регрессии

Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов», направленные против торговли папскими индульгенциями и злоупотреблений в Католической Церкви.

Точно же сказать, с какого года началась Реформация во все Западной Европе тяжело. Дело в том, что она распространялась здесь постепенно.

Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин

Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин. Фото: upload.wikimedia.org

Сторонники Мартина Лютера активно действовали в тех странах, где они проживали.

В результате протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Наиболее известные деятели Реформации следующие:

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия;
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия;
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания;
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция;
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария;
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария;
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия;
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия;
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция;
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция;
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия;
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия.

Вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

Если же рассматривать период Реформации по годам, то она распространилась по Западной Европе следующим образом:

1520-е годы — Германия;

1525 — Пруссия, Ливония;

1530-е годы — Англия;

1527 — 1544 — Швеция;

1518 — 1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева;

1520 — 1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм;

1550-е — Франция: кальвинизм;

1540 — 1560-е годы — Нидерланды.

Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно

Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно. Фото: doklad-referat.ru

Вполне естественно, что распространение Реформации в Западной Европе началось с родина Мартина Лютера. Укрепившись в Германии, где жил этот выдающийся реформатор католицизма, протестантизм стал проникать на территорию Франции и Англии.

Лютер выступал против не только индульгенций и злоупотреблений, творимых католическим духовенством, но и провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.

Он также объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.

Второй этап Реформации вызвал в Европе религиозные войны

Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания только верой») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Папа Римский вначале не обратил внимание на выступление Мартина Лютера, так как в то время монашеские ордена часто ссорились между собой. Заручившись поддержкой германских князей и Фридриха, курфюрста Саксонского, Лютер не отказался от своих убеждений, но согласился хранить молчание.

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге 1521 года. На нём был принят Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и изгнанником в Священной Римской империи

После того, как католический церковный собор осудил его, он 10 декабря 1520 года сжег папскую буллу, где осуждались его взгляды, чем поставил себя вне закона на территории Священной Римской империи.

25 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V на Вормсском рейхстаге 1521 года издал Вормсский эдикт, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. После этого он стал изгнанником.

Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты и Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сначала Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.

Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы в Германии, так. 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, поднял восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации.

Кроме того, вскоре разгорелась Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.

Нападение крестьян на рыцаря, гравюра. Реформация породила многочисленные религиозные войны в Западной Европе, в том числе Крестьянскую войну в Германии 1524—1526 года

Нападение крестьян на рыцаря, гравюра. Реформация породила многочисленные религиозные войны в Западной Европе, в том числе Крестьянскую войну в Германии 1524—1526 года. Фото: agesmystery.ru

Религиозные войны шли на территории и других европейских государств. Сразу по окончании Крестьянской войны 1524 — 1526 года на рейхстаге в Шпейере действие Вормсского эдикта по требованию германских князей было приостановлено.

Через три года Второй Шпейерский рейхстаг подтвердил Вормсский эдикт, что вызвало протест шести германских князей и четырнадцати имперских городов.

По названию документа, составленного протестующими, — Шпейерской протестации — сторонники Реформации стали именоваться протестантами. После этого в Германии началось строительства протестантских церквей.

Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств

Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.

Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.

Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств

Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru

Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».

Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.

В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.

Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией

Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org

Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.

В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.

Похожее:  Показатели использования планового фонда заработной платы

Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.

Источник

Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков

Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.

Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.

Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.

Причины Реформации

Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;

Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;

Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.

Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.

Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.

Предпосылки

Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.

Распад феодального общества

Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала». Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть. По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.

Церковь перестала быть центром науки и культуры

Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.

Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки. Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога». Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.

Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни. Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей. Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.

Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан. Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства. Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.

Реформация в Европе

  • 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
  • 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
  • 1530-е годы – в Англии;
  • 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
  • 1518 – 1520 – в Швейцарии;
  • С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
  • 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
  • 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.

Деятели Реформации

  1. Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
  2. Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
  3. Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
  4. Дания: Ганс Таусен;
  5. Швеция: Олаус Петри.

Итоги Реформации и контрреформация

Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную. Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.

Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).

Значение Реформации

Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».

Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.

В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.

Источник

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в 10 класс

Урок 3. Цивилизации Древнего Востока

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Культура и религия народов Востока развивались, переплетаясь и обогащая друг друга. Так, из Индии своеобразная танцевальная драма – гигаку – была занесена в южно-китайское царство (по-японски Го), а оттуда в Корею. В VI в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название гогаку – «музыка Го». Через Китай в Японию было занесено танцевальное представление – «бугаку».

Моисеева Л. «История цивилизаций»

Тренировочные задания:

  1. Выберите верный вариант ответа.

«Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии:

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

  1. Для древневосточной деспотии характерно:

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Для успешного выполнения данного задания необходимо элиминировать неправильные варианты. В условии задания обозначен исторический период: древний мир, т. е. эпоха зарождения первых государства. Среди основных признаков государства ученые выделяют наличие налогов и письменных законов, поэтому третий и четвертый варианты ответов отпадают сразу. В первом варианте говорится о демократии, которая не сочетается с деспотией. Поэтому верный вариант ответа расположен под номером два.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

1. Добанова Е.Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 320с.

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). — М.: Айрис-пресс, 2006. — 176с.

Источник

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

Какое значение имеет изучение истории для развития общества?

Что изучает история? На какие периоды делится всемирная история? Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников? (История Древнего мира, 5 класс)

Похожее:  Показатели использования планового фонда заработной платы

РАЗДЕЛ I. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Вы научитесь:

• ориентироваться в современном мире, понимая, как возникли и развивались древние мировые цивилизации, наследниками которых являются многие страны, народы, религии современного мира;
• анализировать процесс формирования культурных и религиозных традиций народов и государств в древности, понимать причины современных противоречий культур и религий в исторической перспективе.

РАЗДЕЛ ІІ. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Вы научитесь:

• ориентироваться в современном мире, понимать, как сложились и развивались цивилизации Cредневековья, наследниками которых ­являются многие страны, народы, религии современного мира;
• анализировать причины и последствия современных конфликтных ситуаций, знать, как формировались культуры (цивилизации), возникали и разрешались конфликты между людьми разных культур, религий, народов, государств в Средние века.

Источник



История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты

Настоящее пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Истории Древнего мира». Предложенное издание рассматривает основные и наиболее важные вопросы, необходимые как для подготовки к экзамену, так и для успешной его сдачи.

Оглавление

  • Первобытный мир
  • Взаимосвязь природы и человека в условиях возникновения цивилизации
  • Варианты периодизации древней истории
  • Восточные государства. Формирование особого типа государства – восточной деспотии
  • Структура общества
  • Возникновение закона
  • Борьба за власть

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Древнего мира. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Первобытная история начинается с эпохи праобщины. Эта эпоха открывается появлением орудийной деятельности и возникновением древнейших людей: архантропов, образующих первые коллективы. Основное содержание эпохи — преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованных от стада человекообразных обезьян и предлюдей, упрочнение социальных связей, а вместе с тем и завершение биологического развития самого человека.

Древние цивилизации должны были создавать цивилизационную традицию, преодолевая первобытность. Каждая цивилизация предполагает достижение определенного уровня культуры, возникновение протогосударственного образования на основе общества, характеризуемого как военная демократия.

Таким образом, история Древнего мира представляет собой описание процесса, в результате которого из аморфных протогосудартственных образований сформировались государства, приближенные к понятию современных государств. Причем теория возникновения, формирования и разложения государств Древнего мира не носит чисто описательного характера: она предполагает выявление причинно-следственных связей, поиск доказательств к той или иной теории государственного генезиса, которые чаще всего находятся в непримиримом противоречии друг с другом.

Задача историка-профессионала соблюсти научный подход к изучению той или иной проблемы и творческую интерпретацию фактов, полученных в ходе археологических раскопок и работы с архивом. Чтобы правильно понять суть происходящего, историк должен проникнуться духом той или иной эпохи: неплохую базу при постижении сути происходящего в незапамятные времена может сослужить изучение мифов, легенд и сказаний архаических обществ.

Древние сказания дают нам возможность в полной мере ощутить дыхание той или иной эпохи и почувствовать ветер исторических перемен, изучая; скажем, историю Древнего Египта, не помешает отслеживать рост влияния и популярность культа отдельных божеств. Только непосвященным могло показаться, что популярность Амона-Ра переживала пик и спад сама по себе. Для того чтобы подобное происходило в Древнем Египте, нужна была реальная политическая подоплека. Другим немым свидетелем былых времен остались исторические памятники, пережившие не одну тысячу лет. Именно они могут рассказать о славных деяниях великих царей, о древней истории, которая полностью не исчезла, в большей или меньшей степени оставаясь в сознании людей и в жизни общества. В этом заключалась одна из важнейших особенностей цивилизаций Древнего мира.

При изучении законов развития древнего общества профессионалы выделяют ряд общих закономерностей:

— человечество начинает свою историю с роста социальной дифференциации и разделения на классы. Нужно сказать, что цивилизационный подход не исключает данного теоретического положения;

— центрами политического, экономического, культурного и административного развития оказываются города;

— неизбежно формирование сильной централизованной власти;

— неизбежен конфликт между общинной и централизованной властью монарха.

Древнему миру известны два пути развития общества: восточная деспотия и античная демократия, причем последний случай — скорее исключение из правил, чем само правило.

На исторический промежуток Древнего мира приходится эволюция религиозных взглядов: именно в этот момент человек проходит свой путь от магии к религии, и от политеистической религии к религиям монотеистическим (например, христианство).

Формируется два вида культуры: элитарная и массовая. Причем они находятся в оппозиции друг к другу. Если первая отвечает взглядам правящих кругов, то вторая формируется снизу вверх и носит оппозиционный характер.

Источник

Самые древние цивилизации мира

История цивилизаций началась примерно 5500 лет назад с периода, который мы называем Древние цивилизации.

Древние цивилизации мира: описание

Признаки цивилизации:

  • выход людей из пещер и поселения вдоль рек;
  • рост поселений, развитие гончарных искусств, появление письменности;
  • становление городской культуры, архитектуры, скульптуры.

Родовое общество характеризует любую древнюю цивилизацию, в то время, как современные цивилизации отличаются политическими или классовыми признаками.Собственность в древности была коллективной, и принцип власти в них также осуществлялся на основе родового признака.

Появление первых научно доказанных цивилизаций началось в 5 тысячелетии до н.э. и остановилось в 1 тысячелетии до н.э. Первые цивилизации появились на Востоке и Европе. Они тянулись от Средиземного моря до Тихого океана. Самое раннее их появление археологи обнаружили в Двуречье, в районе рек Евфрат и Тигр.

Ученые-историки определили 5 периодов, в течение которых развивалось человечество. Каждый период поделен на эпохи.

Первобытное общество существовало, начиная с 3000 года до нашей эры, когда объединялись Нижний и Верхний Египет.

К этому периоду относятся эпохи:

  • палеолит и мезолит;
  • неолит;
  • бронзовый век;
  • железный век.

Древний мир длился с 3000 г. до н.э. до падения Римской империи в 476 г. н.э.:

  • эллинизм;
  • древний Рим.

Средние века — это начало эпохи, названной "Великие географические открытия" (с 476 года нашей эры до конца XV века):

  • раннее Средневековье: конец V — середина XI веков;
  • высокое или классическое Средневековье: середина XI — конец XV веков.

Период Раннего Нового времени или позднего Средневековья:

  • Возрождение или Ренессанс начались со 2-й половины XIII века и продолжались до середины XVI века;
  • продолжение Великих географических открытий, с XV века по XVII век;
  • эпоха Реформации продолжалась с XVI века по XVII век;
  • первая часть эпохи Просвещения началась в XVIII веке.

Период Нового времени

  • вторая половина эпохи Просвещения продолжается в XVIII веке;
  • эпоха промышленного переворота началась во второй половине XVIII века и продолжалась в XIX веке.

Мы живем в периоде Новейшей истории, который начался в 1918 году и продолжается в настоящее время.

Древние цивилизации

Список древних цивилизаций

  1. Древняя Месопотамия (3500 — 500 гг. до н.э.).
  2. Индская цивилизация (3300 — 1300 гг. до н.э.).
  3. Древний Египет (3100 — 332 гг. до н.э.).
  4. Древняя Греция (3000 — 30 гг. до н.э.).
  5. Крито-минойская (2600 — 1400 гг. до н.э.).
  6. Древняя китайская (2070 — 500 гг до н.э.).
  7. Нубийская цивилизация (2000 — 1000 гг. до н.э.).
  8. Цивилизация Хеттов (1600 — 1178 гг. до н.э.).
  9. Цивилизация Ольмеков (1500 — 401 гг. н.э.).
  10. Финикийская цивилизация (1200 — 332 гг. до н.э.).
  11. Цивилизация Майя (1200 — 900 гг. до н.э.).
  12. Чавинская цивилизация (898 — 200 гг. до н.э.).
  13. Древний Рим (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.).

Древность

Чавинская цивилизация (898 — 200 гг. до н.э.)

Находилась на территории нынешнего государства Перу.Расположилась в долине Мосна, в месте, где сливаются реки Мосна и Уачекса. Территориально это Южная Америка, северные нагорья Анд, самых длинных и высоких горных систем планеты.

Ученые обнаружили целый комплекс археологических памятников, расположенный на высоте 3200 м над уровнем моря в 250 км к северу от столицы Перу, города Лимы. Среди этих памятников наиболее ценен храмовый комплекс, имеющий многочисленные подземные галереи.

Чавинцы научились плавить металлы и делать ювелирные изделия, строили каналы.

Чавинцы

Цивилизация Ольмеков (1500 — 401 гг. до н.э.)

Ольмеков считают высокоразвитой цивилизацией Центральной Америки. Они занимали территорию современной Мексики. Поселения были небольшие, самым крупным был город Сан-Лоренсо.

Занятия: земледелие, пчеловодство, гончарное искусство, ткачество, ловля рыбы, скотоводство, строительство культовых храмов. Занимались ольмеки также резьбой по камню и изготовлением керамических изделий. Их отличали познания в астрономии и математике. Ольмеки придумали лунный календарь, игру в мяч. Цивилизация ольмеков отличается созданием памятников. Ученые обнаружили на территории каменные головы, высотой от 1,5 до 3 метров и весом от 5 до 40 тонн.

Похожее:  Целеполагание и целеосуществление

Историки предполагают, что цивилизация была уничтожена из-за восстания неимущих слоев населения, в результате которого каменные головы были изуродованы и зарыты в землю.

Цивилизация Хеттов (1600 — 1178 гг. до н.э.)

Хетты — индоевропейский народ, поселившийся в Малой Азии, где основал Хеттское царство. Первые поселения выросли на месте современной Турции, затем территория расширилась до земель Сирии и Ливана. Основные занятия хеттов — скотоводство и земледелие. Они изготавливали керамику, изделия из камня. Хетты владели письменностью на глиняных табличках. Они первыми придумали колесницы и использовали их в сражениях.

Расцвет цивилизации начался во II веке до н. э, когда хетты нашли залежи железной руды. Сначала они научились плавить ее, затем начали ковать оружие и доспехи. Это позволило им разбогатеть. Благодаря этому они создали мощную армию.

Причиной упадка великой цивилизации историки называют нападение причерноморских племен. Они отрезали хеттов от торговых путей, разорили землю.

Цивилизация Майя (2000 — 250 гг. до н.э.)

Место размещения — Центральная Америка. Высоко были развиты письменность, искусство, архитектура, математика и астрономия. Майя занимала территорию нынешних стран: Мексика, Сальвадор, Гватемала, Белиза, Гондураса. Всего существовали более 1000 городов майя и около 3000 посёлков.

Достигли больших успехов в скульптуре и живописи, резьбе по нефриту, создали свой собственный солнечный календарь, вырезанный из камня. Их астрономические расчеты сильно опередили время. Майя и ацтеки построили пирамиды, часть которых больше, чем в Египте.

Майя

Нубийская цивилизация (2000 — 1000 гг. до н.э.)

Территория цивилизации находилась в плодородной долине Нила, севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте. Нубийское царство являлось независимым государством, имело собственную культуру, традиции и религиозные представления.

На культуру Нубии мощное воздействие оказал Древний Египет. Государства торговали и часто воевали друг с другом. Причиной войн были плодородные земли Нубии, а также драгоценные и цветные металлы.К историческим памятникам государства относятся пирамиды, которых около 290. Это в три раза больше гробниц фараонов Древнего Египта. Известно, что вождей нубийцев хоронили в гробницах в окружении сотен слуг, со всем богатством.

Древняя китайская цивилизация (1600 — 1046 гг. до н.э.)

Ее считают одной из самых древних культур на планете. Начиналась китайская цивилизация в долине реки Хуанхэ. Постепенно была освоена долина реки Янцзы. Древние китайцы выращивали рис, позже занялись скотоводством, козами, овцами. Территория была богата металлами, особенно много было свинца, меди, олова.

В III в. до н.э. Китай расширяется за счет Маньчжурии и Монголии, государство делится на 36 царств. Начинается сооружение Великой китайской стены, чтобы защитить север от кочевников. В конце III века царства объединились под властью Цинь. Эта династия была у власти всего 11 лет. Эти годы называют расцветом династии, который длился до конца II века. После этого начался кризис и упадок государства.

Эпохи могущества Древнего Китая периодически сменялись упадком. Но государство, переживая кризисы, вновь возрождалось, сохраняя свою уникальность и своеобразие.

Открытия того времени

Цивилизация известна всему миру своими открытиями. Бумага, шелк, порох, компас, технология книгопечатания изобретены китайцами.

В Китае применялось орошаемое земледелие. В эту эпоху возникла китайская иероглифическая письменность. Вначале существовало около 30 тыс. различных знаков, позже количество иероглифов сократилось. Китай стал родиной шелка. Технику шелководства держали в секрете почти 2,5 тыс. лет. Китайские мастера умели работать с камнем и металлом, особенно с нефритом, бронзой, золотом. В VI в. до н.э. в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги.

Значительное развитие в Китае получила астрономия, появились карты звездного неба. Китайские астрономы умели предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет.

Огромное влияние на формирование китайского мировоззрения оказал мудрец Кун-Цзы (Конфуций), живший в период около 551 —479 гг. до н.э. Согласно его учению каждый человек должен помнить свое место в обществе, быть справедливым, скромным, бескорыстным, выше всего ставить чувство долга. Конфуций ввел в китайскую культуру принципы гуманизма.

Китайская стена

Крито-минойская цивилизация (2600 — 1400 гг. до н.э.)

Ее считают одной из самых загадочных культур бронзового века. Минойцы возводили целые города, в которых строили огромные дворцы, умели создавать уникальные по красоте фрески, ювелирные украшения, красивую керамику и глиняные таблички с письменами.

Началась культура на острове Крит в эпоху бронзового века. Позже переместилась на другие острова в Эгейском море и на материковую Грецию. На острове развивались города-государства. К началу XVII в. до н.э. город Кносс, как наиболее развитый, подчинил себе остальные города. Был создан мощный флот, который господствовал в восточной части Средиземного моря. Строились города, дороги. Во главе стоял царь, его родственники назначались военачальниками и наместниками городов.

Основное достижение их культуры — так называемые дворцы. Среди сооружений самым мощным был комплекс царского дворца в Кноссе.

Гибель цивилизации произошла очень быстро и неожиданно. Находясь на пике своего могущества, цивилизация пострадала от извержения вулканов, которое началось на острове Крит. Извержение было таким мощным, что вода и воздух оказались отравленными ядовитыми выбросами, улицы городов и дороги покрыло толстым слоем вулканического пепла. Население, спасаясь от неминуемой гибели, в ужасе бежало с острова. Наступил глубокий упадок государства. Этим воспользовались ахейцы, греческое племенное объединение, которые вторглись в поверженный остров и захватили его.

Цивилизация Древнего Египта (3100 — 332 гг. до н.э.)

Древние египтяне отличаются своей развитой культурой. Они сооружали уникальные пирамиды, огромных сфинксов. В стране правили фараоны. Эта уникальная цивилизация располагалась по берегам реки Нил.

Первые поселенцы появились вокруг долины Нила в начале 3500 года до н.э. Благодаря периодическим разливам этой огромной реки сложились отличные условия для земледелия.

Открытия и достижения

Открытия и достижения египтян в самых разных сферах жизни имели фундаментальное значение для мирового развития. Они добывали в предгорьях кремень, известняк, гранит и другие строительные материалы. Камень нужен был для строительства пирамид — огромных каменных гробниц, которые возводились для фараонов. Всего было возведено около 100 пирамид. Самой крупной считается пирамида Хеопса. Ее высота — 146,5 м, стороны в основании — 230 м.

Значительные достижения сделали египтяне в астрономии. При изучении храма в городе Луксор историки обнаружили зодиакальные знаки. Жрецы располагали знаниями об анатомии человека. Они делали сложнейшие операции на череп, производили ампутацию конечностей, делали операции на глазах.

Египтяне изобрели папирус из стеблей лотоса, на котором писали исторические летописи.

Поклонение идолам дало толчок строительству храмовых комплексов, созданию фигурок на религиозные темы. Мистическое значение придавали отдельным животным. В храмах часто изображались фигуры или лепились скульптуры сфинкса, в котором соединялись черты животного и человека.

Немало сделано и в области математики. Создана десятичная система счета, египтяне умели вычислять площадь треугольника, трапеции и круга. Наблюдая за звездами, они составили календарь, согласно которому год поделили на 12 месяцев и 365 дней.

В Древнем Египте впервые в мире были созданы политические, социальные и экономические институты.

Египет долгий период оставался богатейшей страной Древнего Востока. Упадок начался в первом тысячелетии до н.э. из-за политических разногласий. Страну разоряли междоусобные войны враждующих династий. Начались нападения иноземцев на великую державу. В 332 году до н.э. Александр Македонский отвоевал Египет у персов и установил правящую династию Птолемеев. Египет подчинился Древней Греции. В 30 годах до нашей эры Египет стал южной провинцией Римской империи, а в 395 году нашей эры отошёл к Византии. В 640 году Египет был завоёван армией Арабского халифата, покорившего всю Северную Африку.

Индская цивилизация (3300 — 1300 гг. до н.э.)

Размещалась на территории северо-восточной части современных Пакистана, Афганистана и северо-западной Индии. Это третья по времени появления древневосточная цивилизация Бронзового века наравне с Древним Египтом и Месопотамией. Жители занимались скотоводством: выращивали овец, свиней, зебр, буйволов. Осваивали земледелие, применяли орошение полей. На полях высаживали ячмень, пшеницу и другие культуры. Приручили слонов и верблюдов.

В городах строились дома из кирпича. В домах были водопровод и сливная канализация. Были хорошо развиты различные ремесла, процветала торговля.

Во втором тысячелетии до нашей эры в долине Инда начался упадок цивилизации. Причинами историки называют участившиеся наводнения, обеднение почвы, а также частые войны. Способствовали упадку и частые тропические болезни населения.

Похожее:  Зачем делать анализы на вирус простого герпеса 1 и 2 типов

Около 1500 г. до нашей эры долину Инда захватили арийские племена. Они жестоко обошлись с населением, превратив их в рабов или слуг. Позже арии стали распоряжаться на всей территории, и цивилизация индов сошла на нет.

Открытия, особенности общественного строя

Поселения отличались высоким уровнем архитектуры, в строительстве домов применялась кирпичная кладка, использовалась дренажная система. В крупных городах в домах были сливные туалеты, подключенные к системе канализации высокого инженерного уровня.

Жители Инды умели довольно точно измерять длину, массу и время. Имели свою письменность, которая историками до сих пор не расшифрована.

Общественный строй до конца не изучен. Известно, что все города строились по единому принципу. Стандартные решения в постройках, изготовлении вещей говорят о том, что была централизованная власть, которой все подчинялись.

Сфинкс

Цивилизация Древней Месопотамии (3500 — 500 гг. до н.э.)

Месопотамия располагалась по берегам рек Евфрат и Тигр. Поэтому получила название «междуречье». Это территория нынешней страны Ирак. Цивилизация существовала около 25 веков.

Основные достижения

Жители осваивали берега рек, занимались осушением болот. Изобрели плуг, который хорошо рыхлил почву. Строили на полях оросительные сооружения, умели создавать запасы воды. Поселения постепенно разрастались и превращались в города-государства. Дома строили из кирпича, который изготовливали из глины с илом.

В земледелии культивировали пшеницу, ячмень. Выращивали овощи и финики. Приручили овец и коров, в реках ловили рыбу. Добывали руду и научились получать из нее чистую медь, затем научились плавить медь, серебро и золото. Изготавливали золотые украшения. Они создали письменность, которая называется клинопись. В архивах древнего Междуречья ученые нашли сотни тысяч глиняных табличек.

Месопотамцев отличали глубокие астрономические знания и высокая степень урбанизации.

Историческая ценность, влияние на развитие человечества

Знание культуры древности помогает нам понять, как происходило формирование человеческого общества.

Историки и археологи, проводя раскопки, изучают найденные артефакты и по ним определяют состояние цивилизации, уровень ее развития. Это помогает изучать быт и образ жизни древнейшего общества. Многие знания, полученные античными учеными, до сих пор лежат в основе современных учебников. Например, книга по геометрии Евклида не потеряла своей актуальности и сегодня.

Произведения античных поэтов и историков занимают почетные места в мировой культуре. Современные деятели искусства часто обращаются к античной культуре и сюжетам мифов. Остатки храмов и египетские пирамиды до сих пор восхищают.

Культура Древнего Египта, Греции, Рима заложила прочный фундамент развития современной культуры. Без него не было бы современной Европы.

Тема Древних цивилизаций очень обширна и требует много времени для изучения, которого всегда не хватает. Чтобы его освободить от студенческих работ, обращайтесь в Феникс.Хелп.

Источник

§ 1. Древний Восток и античный мир

Первые древние цивилизации зародились в V – IV тыс. до н. э. на берегах Тигра и Евфрата (здесь впоследствии существовали несколько сменявших друг друга цивилизаций – шумеро-аккадская, ассирийская, вавилонская) и в долине реки Нил. Несколько позднее – в III – II тыс. до н. э. – в долине реки Инд зародилась индийская, а во II тыс. до н. э. – китайская (в долине реки Хуанхэ) цивилизация.

Первые цивилизации называют «речными», так как они возникли в долинах великих рек Африки и Азии, и вся хозяйственная жизнь протекала вокруг них.

2. Каковы причины возникновения первых государств?

Основной причиной возникновения первых государств была необходимость следить за созданием и использованием системы ирригационных сооружений. Один вождь не мог справиться с организацией подобных работ, ему нужен был аппарат управления и многочисленные помощники: стражники, учетчики, писцы и т. д. Из этих людей формировались правящие группы, объединенные общим интересом. На содержание аппарата управления тратилась часть общественного достояния, созданного трудом массы общинников. По мере того как этот аппарат отделялся от общества, возникали ранние государства.

3. Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

Деспотия – это особая форма государства, где власть и собственность были неразделимы и правитель обладает абсолютной властью и является верховным собственником всей земли.

— неограниченная власть правителя;

— отсутствие частной собственности;

— передача по наследству государственной должности с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

— наличие централизованного аппарата управления, который контролировал всю жизнь страны;

Отношения между государством и человеком складывались на основании законов и традиций, которые определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

4. В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в полисах?

При аристократической форме правления знатные и богатые получали большие возможности в управлении государством. Аристократы уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении. Как результат знатных людей избирали и военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.

При демократической форме правления в управлении государством принимали все граждане вне зависимости от происхождения и богатства. Демократический строй сложился в Афинах и для него были характерны такие черты, как власть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.

5. Какие черты восточного общества были восприняты греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи?

Греческим и римским мирами в эпоху эллинизма и Римской империи были восприняты следующие черты восточного общества:

— система управления, во главе государств стояли цари, управление стало напоминать восточную деспотию;

1. Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах Греко-Римского мира. Какие слои населения и почему были заинтересованы в развитии античной демократии?

В древневосточных обществах взаимоотношения государства и человека строились на принципе полного подчинения и отсутствия каких-либо прав у жителей государства. Правитель обладал абсолютной властью, являлся верховным собственником всей земли. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями.

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

В полисах Греко-Римского мира отношения между человеком и государством строилось на наличии прав граждан, их участии в государственном управлении. Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

В становлении и развитии античной демократии были заинтересованы ремесленники и торговцы, которые составляли значительную часть жителей полиса. Они выступали против того, чтобы вся власть в государстве принадлежала земледельческой знати и боролись за свое право на участие в управлении государством.

2. Римскую империю называли мировой державой. Пользуясь картой № 1 (стр. I на цветной вкладке), определите, почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?

Потому что Рим стал владыкой не только Италии, но и всего Средиземноморья. В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн человек. Провинции государства были расположены в трех частях света. Рим захватил земли таких древних цивилизаций: Древний Египет, Вавилон, Древняя Греция.

Сегодня на этих землях расположены государства: Италия, Греция, Македония, Испания, Британия, Египет, Франция, Германия, Израиль, Палестина и т.д.

Источник

Adblock
detector