Собачья дружба
Продолжительность сценки: 3 минуты; количество актеров: 2 или 3.
Полкан
Барбос
Повар-рассказчик
На первом плане слева – дом с открытым окошком, справа – кусты. На втором плане вдалеке – забор с воротами и хозяйственные постройки.
В окне кухни появляется Повар.
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
Из-за кустов выходят Полкан и Барбос.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днем –
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О х у ́де, о добре и, наконец, о дружбе.
Повар скрывается окне.
Не ведаю, что может лучше быть,
Чем с другом сердце к сердцу жить;
Во всем оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за др у ́жню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить
И в дружном счастье все свое блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело.
А что же? это дело!
И п о ́ сердцу оно и по уму!
Давно, Полканушка, мне больно самому.
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживем без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней,
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно.
Полкан (с воодушевлением)
Явим же в ней пример мы в наши времена! –
Барбос, друг мой! Дай лапу!
Барбос (протягивая лапу)
Собаки обнимаются. Повар выглядывает из окна.
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться.
Мой Пилад! Прочь свары, зависть, злость!
А то ли будет, если кинуть кость?
Повар бросает собакам кость. Собаки бегут за ней, а потом яростно с лаем, рычанием и визгом дерутся.
Повар (насмешливо комментирует)
Вот новые друзья к ней вз а ́пуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят.
Пойду-ка от греха их разолью водою.
Повар выбегает из дома с ведром и льет воду на собак. Собаки, рыча и отряхиваясь, расходятся в разные стороны.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не один а ́ки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!
© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.
© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2006 г.
Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.
Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.
Басни в стихах. Современные поучительные басни про людей и животных.
Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.
Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра
Источник
Анализ басни Крылова «Собачья дружба»
Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в 1814 году. Впервые басня напечатана в 1815 году, в трехтомном издании басен Крылова. В этой басне с оригинальным сюжетом две собаки, Полкан и Барбос, сытно поевшие, лежат возле хозяйского дома и рассуждают о разных вещах. В числе прочего они обсуждают и дружбу. Полкан и Барбос принимают решение дружить друг с другом и скрепляют это решение рукопожатием. Но в этот момент повар бросает собакам кость. Забыв о том, что они решили дружить, собаки начинают драться из-за брошенной кости.
Их с трудом разнимают, облив водой. В конце басни автор приводит мораль, которая заключается в том, что «в свете» много есть людей, дружба которых держится лишь до первого спора за обладание какой-либо ценностью.
Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в связи с определенными историческими событиями. После разгрома Наполеона судьба Европы находилась в руках тройственного союза — России, Австрии и Пруссии, а также и примкнувшей к этому союзу Англии. Эти четыре державы могли бы на Венском конгрессе произвести раздел добычи, полученной от побежденной Франции по своему усмотрению, если бы они сохранили между собой ту солидарность, с какой действовали во время войны. Но дошло дело до раздела, и обнаружилась невозможность примирить между собой их противоречивые интересы. «Костью», брошенной «собакам», оказались Польша и Саксония. Первую хотел Александр I, вторую – прусский король Вильгельм III. Но Австрия боялась усиления Пруссии. Англия же не хотела усиления России. В итоге, 3 января 1815 года был подписан тайный договор между Францией, Австрией и Англией, направленный против России и Пруссии. Так «благодарили» Александра I за спасение Европы.
«Свет полон дружбою такой,
…
А только кинь им кость, так что твои собаки!.»
Из этой же басни вышло выражение «До первой кости». Когда собакам кинули первую же кость, они, забыв о дружбе, тут же передрались из-за нее. Когда хотят сказать, что дружба ненадежна, говорят: «Какая же это дружба? До первой кости!»
Басня «Собачья дружба», помимо оценки конкретной исторической ситуации, высмеивает также такое явление, как неискренняя, показная дружба. Подобное явление встречается и в наши дни, в силу чего басня остается актуальной до сих пор.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Источник
"Собачья дружба" Крылов: чему учит басня?
Басня Крылова "Собачья дружба" была написана в 1814 году.
Две собаки — Палкан и Барбос, оазвалившись на солнышке, после сытного обеда, решили быть друзьями. Но как только хозяин кинул им кость, они сразу забыли о дружбе и стали драться.
Из этой басни появилось выражение "до первой кости", то есть дружба длится до той поры, пока не появится какая-нибудь материальная ценность.
Басня учит тому, что настоящая дружба проверяется трудными временами. Не нужно верить словам о дружбе, а проверять делом.
В басне Крылов высмеивает не искреннюю, показную дружбу, которая разваливается, как только появляется выгода.
Бесня Крылова "Собачья дружба" рассказывает о двух псах, которые наелись и лежат на солнышке, рассуждая о дружбе. Они говорят, как хорошо бы было, если бы он не дрались, защищали бы друг друга, не ели друг без друга и не пили. Они начали обниматься, но их согласия и их дружбы хватило ровно до того момента, пока им кинул повар одну кость. Тогда они забыли о дружбе и кинулись драться друг с другом, да так, что их пришлось разливать водой, чтобе прекратить драку. Басня учит тому, что не всегда нужно доверять заверениям о дружбе. Потому, что когда появляется что-то, нужное "друзьям", вот тогда и видны их истинное отношение друг к другу. И не стоит верить всем словам, нужно проверять их делами.
В басне Крылова "Собачья дружба" два пса, что жили в одном дворе (Полкан и Барбос) рассуждают о том, как же здорово быть друзьями. Какое это счастье, когда у тебя есть друг. Так они грелись у ворот и решили крепко дружить. Тем более, что жилось им неплохо: пищи всегда хватало.
Но лишь новые друзья обнялись, как повар бросил им одну на двоих кость. Тут дружбе и конец пришел: стали они за кость драться так, что только шерсть кусками летела.
(Это краткое содержание, если нужно в читательский дневник).
Мораль басни:
Настоящие друзья никогда не станут драться. Если им что и придется делить, то сделают они спокойно, поделят поровну. А если друзья показные, но "гнилые" внутри, завистливые и жадные, то будет у них именно собачья дружба. Т.е. вроде бы и улыбаются друг другу, но ровно до первого конфликтного момента. Тогда уж каждый будет лишь за себя.
Чему учит басня:
На мой взгляд искренности, честности. Если друзья, то только настоящие. А если просто знакомые, то нечего дружбу изображать. К тому же произведение показывает, что дружба — вещь не простая, для нее нужно прикладывать много усилий. Она существует только в том случае, если обе стороны этого хотят и к этому искренне стремятся.
Отзыв к басне "Квартет".
Басню "Квартет" написал великий русский баснописец Иван Крылов.
В басне рассказывается о животных, которые решили заняться не своим делом и сыграть квартетом музыкальное произведение.
В квартет вошли медведь, козёл, осёл и мартышка.
С самого начала стало понятно, что хорошего музыкального исполнения у них не получится, но тем не менее квартет старался искать причину их неуспеха.
А причина заключалась в них самих, они взялись за то дело, в котором не разбираются. Мне понравилась эта басня именно тем, что она показывает, что самоуверенность людей не разбирающихся в том или ином деле, не поможет им стать профессионалами.
Чтобы в чём-то разбираться и хорошо выполнять, нужно этому как следует учиться, а также обладать способностями и талантами.
Мне кажется, что мораль всей басни Ивана Крылова, "Ларчик" кроется уже в первом куплете его басни.
Далее Иван Крылов просто глумится над "мудрецом механики". И нам не известно, действительно ли он являлся опытным специалистом в области механики или просто был обыкновенным тщеславным хвастуном.
Так как мы так и не узнали из этой басни, был ли этот ларец вообще без замка и открывался без всякого хитрого приспособления. Либо же "мудрец механики" просто не сумел найти замок и разгадать, как ларец можно открыть.
Но главное, что все поняли прочитав эту басню, так это то, что не стоит хвастаться до того, пока работа еще не сделана. По тому, что может получиться так, что работу в итоге так выполнить и не удастся. Как и получилось с механиком.
В данной басне два героя — Волк, в горле которого кость застряла, и Журавль, который ему помог. Иван Андреевич Крылов в образе Волка описал людей жадных, жестоких, неблагодарных и очень опасных. А в образе Журавля он показал людей добрых, желающих помочь другому, но при этом не бескорыстных.
План к этой басне можно составить такой:
1). Волк ел мясо и подавился костью.
2). Волку плохо, он не может дышать.
3). Поблизости проходил Журавль, и Волк знаками просит его помочь.
4). Журавль своим длинным клювом вытаскивает кость из волчьего горла.
5). Он просит отблагодарить его за помощь.
6). Волк свирепеет от такой "наглости", говорит, что Журавль остался цел — в этом и есть благодарность.
Вывод: Плохо, когда люди не ценят сделанное им добро (это Волк). Плохо, когда люди за добрый поступок требуют благодарности (это Журавль).
Довольно просто в прозе пересказать содержание этой басни Ивана Крылова. Можно это сделать так:
Жил-был Волк, который любит мясо, как и все его собратья. Много уже мяса съел Волк вместе с костями, но однажды косточка застряла в его горле. Волк не мог дышать, ему было очень плохо. И тогда он обратился к Журавлю, чтобы тот своим длинным клювом кость из его горла вытащил.
Журавль не отказал в помощи, с большим трудом извлек он косточку из горла хищника. Волк задышал свободно. А Журавль попросил платы за свою "хирургическую" работу.
И тогда Волк рассвирепел и сказал, что в знак благодарности он не съел Журавля, хотя мог бы это сделать. И Волк прогоняет своего спасителя.
Выводы: есть много людей (а образы животных — это собирательные образы людей), которые являются неблагодарными, черствыми и даже жестокими. И может быть, стоит подумать, прежде чем с такими людьми связываться.
А если уж взялся кому-то помочь, то делай это от души и не требуй потом платы за свою помощь. Этому басня также учит.
В басне рассказывается о двух соседях. Первый старательно работал на своем огороде. Второй, философ-недоучка, все время насмехался над ним. Говорил, что тот не обучался никаким наукам. Обещал, что его огород не сравнится с огородом неученого соседа. Нахватавшись разрозненных знаний, пытался неумело применять их на практике, без конца перекапывал и пересаживал, как только вычитывал в журнале что-то новое. В общем, результат оказался предсказуемым — у работящего мужика все уродилось, а философ остался ни с чем.
Автор высмеивает таких вот "специалистов", которые ничего не умея, берутся тем не менее за работу, кичась своей "образованностью". А итогом поднятого ими шума, треска и бурной деятельности оказывается полный провал.
Мужик же, хоть и не был образованным, имел практический опыт и знания, полученные на основании этого опыта. Он не тратил время на пустые разглагольствования, а прилежно трудился, и был вознагражден отличным урожаем.
Источник
Басня «Собачья дружба»
Удивительная басня известного российского баснописца и поэта Ивана Андреевича Крылова «Собачья дружба» повествует о том, как слово отличается от дела. Выдуманная история показывает мальчикам и девочкам, что дружба – дружбой, но иногда даже самый близкий друг может поступить в соответствии с личной выгодой. Грелись на солнышке под окном два друга – Полкан с Барбосом. И начали рассуждать о их чудесной дружбе. Милая история закончилась, когда им бросили кость…
Собачья дружба
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.
Хоть у ворот перед двором
Пристойнее б стеречь им было дом;
Но как они уж понаелись –
И вежливые ж псы притом
Ни на кого не лают днём –
Так рассуждать они пустилися вдвоём
О всякой всячине: о их собачьей службе,
О худе, о добре и, наконец, о дружбе.
«Что может, – говорит Полкан, – приятней быть,
Как с другом сердце к сердцу жить;
Во всём оказывать взаимную услугу;
Не спить без друга и не съесть,
Стоять горой за дружню шерсть,
И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить
И в дружнем счастье всё своё блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у нас
Такая дружба завелась:
Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело»,
«А что же это дело! –
Барбос ответствует ему. –
Давно, Полканушка, мне больно самому.
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
Мы дня не проживём без драки;
И из чего? Спасибо господам:
Ни голодно, ни тесно нам!
Притом же, право, стыдно:
Пёс дружества слывёт примером с давних дней,
А дружбы между псов, как будто меж людей,
Почти совсем не видно». –
«Явим же в ней пример мы в наши времена! –
Вскричал Полкан, – дай лапу!» – «Вот она!»
И новые друзья ну обниматься,
Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
«Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
Где делся и совет и лад?
С Пиладом мой Орест грызутся, –
Лишь только клочья вверх летят:
Насилу, наконец, их розлили водою.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать, кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки! Поучительные
Источник