Тест 20 высказываний «Кто Я?»
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.
Инструкция к тесту. В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос.
Тест «Кто Я?» — для изучения содержательных характеристик идентичности личности
Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов – количественный:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
• «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
• «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
• «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
• сколько всего получилось ответов,
• сколько ответов каждого знака».
Интерпретация теста достаточно сложна, поэтому приведу только классификацию идентификационных характеристик по семи обобщенным показателям-компонентам идентичности:
I. «Социальное Я» включает 7 показателей:
1. Прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
2. Сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
3. Учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
4. Семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
5. Этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
6. Мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
7. Групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
1. Дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
2. Общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:
• описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
• оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги);
• отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:
• субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
• фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
• пристрастия в еде, вредные привычки.
V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
1. Занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
2. Самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
1. Профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
2. Семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
3. Групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
4. Коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
5. Материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
6. Физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
7. Деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
8. Персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
9. Оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек).
VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
1. Персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
2. Глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
Два самостоятельных показателя:
1. Проблемная идентичность (я ничто, не знаю – кто я, не могу ответить на этот вопрос);
2. Ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен). опубликовано econet.ru .
М.Кун, Т.Макпартленд (модификация Т.В.Румянцевой)
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА «КТО Я ТАКОЙ»
1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.
Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый «образ-Я в группе». Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.
Примером этого может служить известный текст «20 ответов», предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: «Кто я»? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:
А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я – блондин», «Я живу в Казани»),
Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент», «Я – дочь»),
В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – веселый», «Я люблю рок-музыку»),
Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я – живое существо», «Я – часть вселенной»).
Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе («Я – отец», «Я – бухгалтер», «Я – охотник» и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики («Я – вспыльчивый», «Я – педант», «Я – не усидчивый» и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество «ролевых» отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.
Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.
Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:
§ семейные роль и статус,
Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
Интересы и увлечения,
Стремления и цели,
Самооценка.
Как правило, «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.
… далее идет описание исследования Орловой
Данный тест используется не очень часто, поэтому не было возможности сопоставить результаты нашего исследования с результатами аналогичных исследований на постсоветском пространстве[2].
В нашем исследовании мы применяли сокращенный вариант данного теста, т.е. вместо 20-ти вариантов ответов опрашиваемые должны были ответить 10 раз. Такое сокращение было связано с тем, что пилотажное исследование, проведенное на выборке из 30-ти человек, выявило, что большинство опрашиваемых с большим трудом находят 10 вариантов ответов. Среднее количество ответов равно восьми.
В опросе приняли участие 245 человек. Большинство опрошенных составляют студенты Бакинского и Воронежского государственных университетов и педагоги средних школ (64,1%). Женская часть выборки превалирует над мужской (74% и 26% соответственно). Возрастной диапазон опрошенных колебался от 13 до 70 лет, но большинство опрошенных – это люди молодого возраста, до 35 лет (73,5%). По национальности – в основном, азербайджанцы (86,1%). Уровень образования опрошенных: с неполным средним образованием – 18,4% (школьники); со средним – 1,2%; с неполным высшим – 44,5%; с высшим – 33,5%; с ученой степенью – 2,4%.
Результаты теста обрабатывались при помощи контент-анализа. Были некоторые сложности при выделении категорий анализа. Категории определялись как на основе частоты высказываний, так и на основе теоретических представлений автора о структуре личности [1] . С нашей точки зрения, личность можно представить как четырехмерное образование:
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. 1, 2. – М., 1982.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С-Пб, 2001.
3. Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.
4. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб, 2000.
5. Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». – Баку, 2001.
6. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина.– М,1987.
[1]Представления автора о структуре личности изложены в монографии «Психологические типы. Типология 69»[6].
Тест «Кто Я?»
1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.
Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый «образ-Я в группе». Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.
Примером этого может служить известный текст «20 ответов», предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: «Кто я»? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:
А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я – блондин», «Я живу в Казани»),
Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент», «Я – дочь»),
В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – веселый», «Я люблю рок-музыку»),
Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я – живое существо», «Я – часть вселенной»).
Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе («Я – отец», «Я – бухгалтер», «Я – охотник» и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики («Я – вспыльчивый», «Я – педант», «Я – не усидчивый» и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество «ролевых» отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.
Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.
Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:
§ семейные роль и статус,
Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА «КТО Я ТАКОЙ»
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: как отделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальной желательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Однако не всегда необходимо «вычитание» социальной желательности из самоописаний: «Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». Поэтому, если «Я-концепция» определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а истинной характеристикой «Я-концепции»[6,с.246].
Следующая сложность при анализе «Я-концепции» заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может привести к ошибочным заключениям[1].
Для исследования «Я-концепции» нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test [6] – личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не является доказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д. Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности.
Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующие категории контент-анализа:
Источник
АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА «КТО Я ТАКОЙ»
1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.
Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый «образ-Я в группе». Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.
Примером этого может служить известный текст «20 ответов», предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: «Кто я»? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:
А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я – блондин», «Я живу в Казани»),
Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент», «Я – дочь»),
В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – веселый», «Я люблю рок-музыку»),
Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я – живое существо», «Я – часть вселенной»).
Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе («Я – отец», «Я – бухгалтер», «Я – охотник» и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики («Я – вспыльчивый», «Я – педант», «Я – не усидчивый» и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество «ролевых» отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.
Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.
Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:
§ семейные роль и статус,
Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
Интересы и увлечения,
Стремления и цели,
Самооценка.
Как правило, «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.
… далее идет описание исследования Орловой
Данный тест используется не очень часто, поэтому не было возможности сопоставить результаты нашего исследования с результатами аналогичных исследований на постсоветском пространстве[2].
В нашем исследовании мы применяли сокращенный вариант данного теста, т.е. вместо 20-ти вариантов ответов опрашиваемые должны были ответить 10 раз. Такое сокращение было связано с тем, что пилотажное исследование, проведенное на выборке из 30-ти человек, выявило, что большинство опрашиваемых с большим трудом находят 10 вариантов ответов. Среднее количество ответов равно восьми.
В опросе приняли участие 245 человек. Большинство опрошенных составляют студенты Бакинского и Воронежского государственных университетов и педагоги средних школ (64,1%). Женская часть выборки превалирует над мужской (74% и 26% соответственно). Возрастной диапазон опрошенных колебался от 13 до 70 лет, но большинство опрошенных – это люди молодого возраста, до 35 лет (73,5%). По национальности – в основном, азербайджанцы (86,1%). Уровень образования опрошенных: с неполным средним образованием – 18,4% (школьники); со средним – 1,2%; с неполным высшим – 44,5%; с высшим – 33,5%; с ученой степенью – 2,4%.
Результаты теста обрабатывались при помощи контент-анализа. Были некоторые сложности при выделении категорий анализа. Категории определялись как на основе частоты высказываний, так и на основе теоретических представлений автора о структуре личности [1] . С нашей точки зрения, личность можно представить как четырехмерное образование:
ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. 1, 2. – М., 1982.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С-Пб, 2001.
3. Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.
4. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб, 2000.
5. Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». – Баку, 2001.
6. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина.– М,1987.
[1]Представления автора о структуре личности изложены в монографии «Психологические типы. Типология 69»[6].
Тест «Кто Я?»
1. Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.
Социальная идентичность, или образ социального Я, называемый «образ-Я в группе». Такой фокус идентичности выбран не случайно: давно установлен факт, что большинство людей, когда они говорят и о себе, говорят о других в их жизни, о группах, к которым они принадлежат, о явлениях, которые особенно важны для их взглядов и понимания динамики социального окружения в целом.
Примером этого может служить известный текст «20 ответов», предложенный М.Куном и Т.Макпартлендом. Испытуемым задают вопрос: «Кто я»? и на него нужно дать двадцать ответов. В методике все ответы разделяются на четыре группы:
А – физическое Я (как объект во времени и пространстве: «Я – блондин», «Я живу в Казани»),
Б – социальное Я (место в группе, социальная роль: «Я – студент», «Я – дочь»),
В – рефлексивное Я (индивидуальный стиль поведения, особенности характера: «Я – веселый», «Я люблю рок-музыку»),
Г – трансцендентальное Я (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации: «Я – живое существо», «Я – часть вселенной»).
Обычно ответы группы А и Г составляют меньшинство, поэтому анализируются, как правило, ответы групп Б и В. Измеряется количество таких ответов, где человек, отвечая, относит себя к определенной группе («Я – отец», «Я – бухгалтер», «Я – охотник» и т.п.) и таких, где он преимущественно фиксирует свои личностные черты или характеристики («Я – вспыльчивый», «Я – педант», «Я – не усидчивый» и т.п.). В многочисленных исследованиях установлено, что количество «ролевых» отчетов всегда значительно превышает число личностных ответов.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть. Как, наверное, хорошо известно любому учителю, роль — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее “Я” наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека.
Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: “Кто я такой?” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике.
Полученный список прежде всего рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки.
Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие:
§ семейные роль и статус,
Особоевнимание следует обращать на ответы, которые передают сознательнуюидентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
АНАЛИЗ «Я-КОНЦЕПЦИИ» С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА «КТО Я ТАКОЙ»
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: как отделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальной желательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Однако не всегда необходимо «вычитание» социальной желательности из самоописаний: «Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». Поэтому, если «Я-концепция» определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а истинной характеристикой «Я-концепции»[6,с.246].
Следующая сложность при анализе «Я-концепции» заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может привести к ошибочным заключениям[1].
Для исследования «Я-концепции» нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test [6] – личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не является доказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д. Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности.
Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующие категории контент-анализа:
Источник
Как правильно ответить на вопросы теста СМИЛ (MMPI), чтобы пройти аттестацию?
Миннесотский тест MMPI (российская адаптация СМИЛ — С тандартизированный многофакторный М етод И сследования Л ичности) используется в ЦПД МВД для аттестации вновь поступающих и переаттестации старослужащих сотрудников.
Также тест СМИЛ применяют в других госструктурах : правоохранительных органах (МВД, МЧС, УФСИН, Суды и т.д.) и спецслужбах, в том числе и в некоторых крупных частных компаниях и корпорациях при профотборе.
Тест MMPI — довольно сложная методика исследования личности, состоящая из 556 вопросов и более 200 шкал диагностики.
Основные шкал всего 10 (+3) , на которые в первую очередь обращают внимание при прохождении аттестации (переаттестации). Если не пройти тест по одной-двум из этих 10-ти шкал, то аттестацию вы вероятно не пройдете.
Если не ответите правильно по трем первичным шкалам: Лжи, Достоверности и Коррекции, то с вами дальше даже разговаривать не будут.
Основные 10 шкал теста (+3), на вопросы которых нужно обязательно правильно ответить
Главное правильно ответить на дополнительные, первичные 110 вопросов из 566 теста MMPI , которые покажут склонны ли вы лгать (шкала "L" Ложь), достоверно ли вы проходили тестирование (шкала "F" Достоверность) и шкала "K" Коррекция — склонны ли вы подстраивать ответы под себя.
«L» Ложь (15 вопросов из всего теста)
«F» Достоверность (65 вопросов из 566)
«К» Коррекция (30 вопросов)
Если по этим трём шкалам (L, F и K) вы ответите неправильно, то другие шкалы вам уже не понадобится проходить. Вы уже не прошли.
- Сверхконтроль (Ипохондрия, Hs)
- Пессимистичность (Депрессия, D)
- Эмоциональная лабильность (Истерия, Hy)
- Импульсивность (Импульсивность, Pd)
- Женственность (для женщин) (Маскулинность/Фемининность, Mf) и Женственность (для мужчин) (Маскулинность/Фемининность)
- Ригидность (Ригидность, Pa)
- Тревожность (Психастения, Pt)
- Индивидуалистичность (Шизоидность, Sc)
- Оптимистичность (Гипомания, Ma)
- Интроверсия (Интроверсия, Si)
Остальные около 200 шкал используют опционально, в зависимости от вашей должности и особенностей службы.
Например , служащему архива МВД или аналитику нужны совершенно другие личностные особенности и психофизиологические данные, чем оперативнику или спецназовцу.
Что значит правильно ответить на вопросы теста СМИЛ?
Как бы глупо не прозвучало, но на вопросы теста СМИЛ, даже по 10 шкалам, в принципе невозможно ответить правильно или неправильно. Здесь просто нет правильных и неправильных ответов, от слова "совсем".
Это тест ИССЛЕДОВАНИЯ личности, а не викторина на эрудицию или игра "Кто хочет стать миллионером", и даже ни ЕГЭ и ни билеты в ГИБДД, где предлагаются правильные ответы из нескольких возможных.
Как бы вы ни ответили проходя тест СМИЛ, это отразится в общей схеме диагностики вашей личности. И если вы будете подыгрывать себе, пытаться подобрать "правильные" ответы, чтобы пройти аттестацию любой ценой, вас легко вычислит опытный психолог-психодиагност из ЦПД МВД и вы не пройдете аттестацию.
Причем может получится так, что если бы вы отвечали честно на вопросы теста MMPI, так как есть, то вероятно прошли бы аттестацию (переаттестацию). А начав жульничать и мудрить, вы можете пролететь как раз из-за жульничества, а не из-за проблем с личностью.
Как же пройти аттестацию, если нельзя сделать шпаргалку с правильными ответами?
Как ни странно — честно, просто искренне отвечая на вопросы теста СМИЛ.
Но подготовиться к тестированию все же нужно, т.к. внутренние переживания и страхи, что вдруг не пройду тест, могут спровоцировать неосознанные защиты психики, из-за которых вы ответите на вопросы теста MMPI не так, как есть у вас в реальности. И не пройдете аттестацию как бы по глупости. Второй шанс могут и не дать, особенно вновь поступающим на службу.
Настройтесь морально и эмоционально-психологически к прохождению тестирования, и вероятность аттестации в разы повысится.
И еще нюанс по подготовке к прохождению теста MMPI
Изучите суть вопросов теста СМИЛ по трем первичным шкалам (L-ложь, F-достоверность и K-коррекция), чтобы не облажаться по ним случайно.
На остальные вопросы отвечайте так, как есть.
Вот эти вопросы (номера и формулировка вопросов может быть нарочно изменена в отдельном, предложенном вам тесте) :
Шкала "L" Ложь 15, 30, 45, 75, 105, 135, 195, 225, 255, 285, 60, 90, 120, 150, 165 (на эти вопросы нельзя отвечать "Неверно", но не на все, хотя бы на парочку нужно ответить "неправильно", иначе подозрение )
Шкала "F" Достоверность
1) 14, 23, 27, 31, 33, 34, 35, 40, 42, 48, 49, 50, 53, 56, 66, 85, 121, 123, 139, 146, 151, 156, 168, 184, 197, 200, 202, 205, 206, 209, 210, 211, 215, 218, 227, 245, 246, 247, 252, 256, 269, 275, 286, 291, 293 (на эти вопросы лучше не отвечать "Верно", но на несколько из них ответить "неправильно", чтоб не было подозрений)
2) 17, 20, 54, 65, 75, 83, 112, 113, 115, 164, 169, 177, 185, 196, 199, 220, 257, 258, 272, 276 (на эти вопросы лучше не отвечать "Неверно", но опять же не на все)
Шкала "K" Коррекция
1) 30, 39, 71, 89, 124, 129, 134, 138, 142, 148, 160, 170, 171, 180, 183, 217, 234, 267, 272, 296, 316, 322, 374, 383, 397, 398, 406, 461, 502 (на эти вопросы лучше отвечать "Верно", но на несколько ответить наоборот)
2) 96 (всего один вопрос, на который лучше ответить "Неверно")
Сами вопросы вы можете посмотреть в действующем онлайн тесте СМИЛ
Приведем пару-тройку вопросов для примера
Если будут просьбы в комментариях, допишем все вопросы по этим трем шкалам.
Проверка лживости (шкала "L"Ложь) — вопрос 15 " Временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать" (Да или НЕТ).
Многие захотели бы ответить "Нет", типа у меня нет таких мыслей, представляя чего-то сверх постыдное или ужасное. Это и будет ложью согласно специфики теста. Отвечайте — "ДА" (Верно).
Проверка достоверности (шкала "F" Достоверность), можно ли вам доверять) Вопрос 14 " Раз в месяц или чаще у меня бывает понос" (Да или Нет).
Кто-то подумает и обобщит — проверка на откровенность, ну типа у кого не было поноса. и ответит "Да". Но нужно сказать — НЕТ.
Или вопрос 17 " Мой отец хороший человек " (Да или Нет). Многие семьи неполные, часто детям внушают, что отец бросил, плохой. И человек отвечает — Нет. Но нужно ответить — Да.
Проверка коррекции (шкала "K" Коррекция), насколько вы искажаете тест, подстраивая его под себя.
Вопрос 30 " Несколько раз в неделю меня беспокоит изжога " (Да или Нет).
Многие ответят, — НЕТ, вы что. у меня все нормально с желудком. Но надо ответить — Да.
А вот на единственный вопрос 96 из этой шкалы " Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи " — многие, наверное бы, захотели ответить — НЕТ, я хороший и не конфликтный. возьмите меня в полицию. И это будет правильно.
Если будут вопросы — пишите в комментариях
Подпишитесь на канал, чтобы получать новые полезные психологические советы на все случаи жизни
Источник