АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения
Автор: Гладышева Любовь Валентиновна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением зрения
Тема: АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
родители (законные представители)
приказом от. №______
Адаптированная образовательная программа
для воспитанника первой младшей группы №
Иванова Ивана Ивановича
Дата рождения: 2015
Срок реализации октябрь 2017 — май 2018
Целевой раздел
Пояснительная записка
адаптированной образовательной программы (далее — АОП) для ребенка с гиперметропией
слабой степени, прошедшего ТПМПК 17.03.2017 года и не получившего место в группах
дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.
АОП разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами:
образовании в Российской Федерации»;
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
— Областной закон от 02 июля 2013 г. № 712-41-03 «Об образовании в Архангельской
— Локальные акты ДОО.
Цели и задачи АОП
Целью АОП является создание условий для реализации индивидуально-ориентированных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ФИО
гиперметропия слабой степени) в различных видах деятельности с учётом его возрастных и
индивидуальных психофизических особенностей.
обеспечивающие благоприятные условия для развития воспитанника с ОВЗ;
обеспечивать положительную динамику развития воспитанника с ОВЗ;
оптимизировать деятельность воспитателей по преодолению и профилактике зрительных
нарушений у воспитанника с ОВЗ;
разрабатывать эффективные методы и приемы образовательного процесса.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные
возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей.
проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как
зрение вдаль остается нормальным.
Детская гиперметропия слабой степени –до +2 D: такие дети хорошо видят вдаль, но не
очень четко могут рассмотреть предмет вблизи.
нарушениями зрения необходимо получать своевременную информацию о состоянии зрения
соблюдение щадящего режима).
Планируемые результаты освоения Программы
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию
говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в
группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в
детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным
играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
10. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
культуры и искусства.
11. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных
играх с простым содержанием, несложными движениями.
Развитие зрительного восприятия
– различать основные цвета, черный и белый цвета;
– находить и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений;
треугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр);
– соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
– сопоставлять предметы по величине (2-3)
Ребенок может самостоятельно:
– понимать назначение рук, пальцев рук;
– узнавать игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры;
– различать величину предметов.
1.5.Система оценки достижения планируемых результатов.
АОП предусматривает систему диагностики динамики развития ребенка:
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности);
– различные шкалы индивидуального развития.
– диагностика речевого развития (проводит учитель-логопед);
– диагностика состояния психических процессов и эмоционально-волевой сферы (педагог-
Результаты диагностики (первичной и динамической) обсуждаются на медико-психолого-
педагогическом консилиуме и фиксируются в специально разработанных картах.
Индивидуальная карта
Дата рождения
Медицинские сведения.
Соматический статус: развитие среднее гармоничное.
Психологическая характеристика
Мышление: средний уровень
Внимание: средний уровень
Восприятие: средний уровень
Воображение: средний уровень
Память: средний уровень
Поведение: соответствует возрасту
Педагогическая характеристика
Социально-коммуникативное развитие
Легко вступает в контакт со взрослыми, часто бывает инициатором общения.
Взаимодействие со сверстниками: легко идет на контакт со сверстниками, охотно играет с ними,
выступает инициатором игр и общения.
Умение попросить о помощи: умеет просить о помощи взрослых и сверстников и делает это при
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами: способен придерживаться норм
и правил поведения в общественных местах и коллективе.
Физическое развитие
Уровень физической подготовки
Речевое развитие (заполняется учителем-логопедом)
Речевое развитие соответствует / не соответствует возрастной норме
Речевые нарушения имеются /отсутствуют
Речевая коммуникация нарушена / не нарушена
Познавательное развитие: ребёнок любознательный, различает и называет геометрические
следственные связи, познавательное развитие соответствует возрасту.
Художественно-эстетическое развитие: проявляет интерес и занимается конструктивной
деятельностью, изобразительные умения сформированы недостаточно.
Мотивация к различным видам деятельности, общению: сформирована мотивация к различным
видам деятельности и общению.
Обучаемость (способность к усвоению новых знаний, умений, навыков):
способен к усвоению
новых знаний, умений и навыков.
Особенности общения: активный, жизнерадостный, эмоциональный ребёнок, в игре понимает и
выполняет правила, предпочитает находиться в обществе, взаимодействуя со сверстниками,
доброжелателен в общении.
Увлечения и интересы:
2. Содержательный раздел
2.1.План индивидуального сопровождения
на 2017 — 2018 учебный год
Рекомендуемые направления деятельности
1. Охрана здоровья воспитанника
3. Взаимодействие с врачами детской поликлиники.
1. Создание чувства психологической защищенности.
2. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
3. Развитие психических процессов.
1.консультирование родителей (законных представителей).
применение специальных методов и приемов работы.
2.консультирование родителей (законных представителей)
по вопросам воспитания и обучения.
2.2. Содержание работы по образовательным областям.
Воспитанник имеет заключение ТПМПК – гиперметропия слабой степени. Поэтому необходимо индивидуализировать (адаптировать)
Источник
Офтальмологические программы для лечения зрения у детей.
К сожалению, число людей, нуждающихся в коррекции зрения, постоянно растет. Но самое ужасное, что самые высокие темпы роста замечаются у детей: компьютер, телевизор, учебные нагрузки — все это заставляет глаза ребенка трудиться до 15-и часов в сутки, что, конечно, приводит к снижению зрения ребенка.
И сегодня уже не удивительно, что в данной ситуации на помощь в этой проблеме приходят именно компьютерные программы. Специальное программное обеспечение стоит на страже детского зрения. Каждая программа направлена на коррекцию определенного вида нарушения зрения ребенка, она представлена в игровой интерактивной форме, что, безусловно, любят современные дети. Использование специальных компьютерных программ в лечении зрения называется аппаратной коррекцией зрения. Программы восстановления детского зрения призваны быстро и безболезненно избавить от целого ряда глазных болезней. Это эффективная альтернатива оперативному вмешательству. Программы для лечения зрения — это упражнения для устранения различных глазных болезней, как то: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, амблиопия и других. Они отличаются друг от друга в зависимости от своей задачи сроками выполнения, принципом действия, процедурами и, конечно, упражнениями.
Рассмотрим самые популярные офтальмологические программы для лечения зрения, которые существуют сегодня.
Программа «Чибис» — позволяет осуществлять тестовые и тренировочные процедуры для оценки состояния бинокулярного стереозрения и функционального лечения бинокулярных расстройств. Лечебное действие программы — это стимуляция координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов — стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.
Программа «КЛИНОК-2» — комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре. Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.
Программа «ЦВЕТОК» — интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка.
Программа «eYe» («Ай») — предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.
Программа «Контур» — программа для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения. В бинокулярных упражнениях пациент в красно-синих очках, видя опорный рисунок одним глазом, обводит или дорисовывает его «пером», видимым другим глазом. Всего в программе 38 рисунков различной сложности. Для устранения функционального подавления и тренировки фузии предусмотрены многочисленные регулировки: изменяется соотношение контрастов объектов и толщина линий рисунка и «пера», объекты могут независимо переключаться из светлых в темные, включается мигание с управляемой частотой, регулируется сила стимула для периферической фузии.
Программа «Крестики» — это игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующееся шахматное поле. Этот стимул активизирует нейроны и восстанавливает межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы. В ходе игры клетки уменьшаются до порога различения их игроком. Частоты инвертирования связаны с размером клеток, обеспечивая наибольший лечебный эффект. Контраст изображения можно выбирать в широких пределах: от максимального для стимуляции, до едва различимого для тренировки. Для воздействия на яркостный и цветооппонентные каналы зрительной системы используются черно-белые, красно-зеленые или желто-синие шахматные поля. Продолжительность одной игры — 5 минут.
Программа «Паучок» — еще одна игра для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями. Игровая задача побуждает пациента удерживать взор вблизи центров подвижных радиальных или спиральных решеток. В результате макула и периферия одновременно возбуждаются стимулами оптимальных размеров: макула — мелкими, периферия — крупными. Также в процессе игры активизируются визомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация. Различные настройки и цветовые переходы позволяют стимулировать все типы фоторецепторов, а также on- и off-нейроны. Контраст изображения можно выбирать.
Кроме вышеперечисленных программ, популярны следующие: Color Eyes Keeper, DAZZLE, Eye Corrector, FLASHER, Калейдоскоп, RELAX, SafeEyes, STRABISMUS, VISUS, Головоломы, Доска. Подробнее о них мы расскажем в ближайшее время.
Источник
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в ДОУ
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.
Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.
На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.
Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.
Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.
Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.
Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.
Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:
1.Развитие зрительного восприятия.
В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.
Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.
2.Развитие осязания и мелкой моторики.
Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.
Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.
3.Ориентировка в пространстве.
Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
4. Социально-бытовая ориентировка.
Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.
Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.
Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:
- Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
- Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
- Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
- Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
- Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
- Создание офтальмологических условий.
- Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.
В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.
Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.
На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:
- Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
- Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
- Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.
Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:
- Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
- Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:
- Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
- Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
- Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
- Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.
Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры
Зрительные маршруты и гимнастики.
В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.
В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.
Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.
Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.
Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.
Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.
Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.
Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.
Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.
Источник
Рабочая программа коррекционной работы в начальной школе по разделу: «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» для детей младшего школьного возраста (1 класс)
Актуальность . Зрительное восприятие детей с нарушением зрения характеризуется малыми объемами и низким качеством воспринимаемого. Зрительная функциональная недостаточность не позволяет детям без специально организованного обучения полноценно овладеть зрительными операциями и действиями, что обуславливает трудности накопления детьми чувственного опыта на уровне возрастных возможностей даже в условиях организованного сенсорного воспитания и обучения . Познавательная деятельность детей осуществляется на суженной сенсорной основе. Следовательно, важнейшей дидактической задачей является предотвращение отрицательного воздействия первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка.
Разработка программ по охране зрения и развитию зрительного восприятия является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют индивидуально-дифференцированного подхода со стороны офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии, родителей, а также знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза. Одним из путей реализации современных достижений начального образования к охране зрения является ведение коррекционной работы в школе, в частности создание рабочей программы по охране зрения и развитию зрительного восприятия.
Охрана зрения и развитие зрительного восприятия относится к числу специальных коррекционных занятий и проводится с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных и специфических особенностей (зрительного диагноза).
Направленность – направлена на охрану зрения, коррекцию зрительного восприятия и обогащение сенсорно — перцептивной сферы, развитие познавательных процессов.
Цель программы — компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.
Задачи программы:
— совершенствовать у учащихся умения заботиться о своем здоровье;
— расширять и обогащать запас зрительных представлений;
— способствовать развитию цветовосприятия, простых и сложных форм зрительного восприятия;
— закреплять представления об основных свойствах предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации, фиксации и частоты, и способах оперирования с ними ( в макро- и микропространстве – на плоскости листа, фланелеграфа, стола);
— способствовать развитию художественного восприятия.
Отличительная особенность данной программы. Программа рассчитана для детей 1-го класса. В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по блокам, позволяющим вести целенаправленную работу по охране зрения и развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов с использованием межпредметных связей общеобразовательной программы обучения и базовой коррекционной программы. Четкость, систематичность коррекционных занятий позволяют исключить физическую, эмоциональную и психическую нагрузку и способствуют сохранению здоровья учащихся. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Блоки программы:
Охрана зрения и зрительного восприятия (12ч.)
Развитие цветовосприятия предметов и их формы ( 15 ч.)
Развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок (39 ч.)
Общее количество часов – 66.
Количество учебных тем — 22 . На изучение отдельной темы отводится по 3 часа . Пример: в неделю проводится 2 занятия по охране зрения и развития зрительного восприятия.
Первые две недели сентября отводится на диагностическое обследование за счет часов, выделенных по учебному плану (4 ч.), в мае — за счет индивидуальной работы сверх часов учебного плана.
Формы организаций занятий. Программой предусмотрено проведение индивидуально — подгрупповых занятий . На каждое коррекционное занятие отводится 15-25 минут учебного времени на одного обучающегося или подгруппу. Пример. Охрана зрения и развитие зрительного восприятия – 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты. В процессе усвоения программы у детей существенно расширяются зрительные представления об объектах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними; расширяются, закрепляются представления об основных свойствах предметов и изображений (контраст, форма, размер, цвет) в разных условиях адаптации и пространственной локализации, фиксации и частоты, и способах оперирования с ними в условиях константности, помехоустойчивости восприятия, стимулируется зрительная и интеллектуальная активность учащихся.
Подведение итогов обучения (формы контроля). Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса. Освоение программного материала проверяется с помощью традиционных ( устный контроль, письменный контроль ), нетрадиционных методов обучения ( тест, игра, головоломки, ребусы, блиц-опросы и др. ), путем диагностического обследования, на основании которого выявляется уровень развития зрительного восприятия(5 уровней).
Контроль за усвоением программы: упражнения с элементами ТРИЗ, упражнения на срисовывание фигур, работа с деформированным текстом, упражнения на поиск заданных слов (букв) в тексте, недорисованные образы слов (формирование зрительной эйдетерики – механизма запоминания зрительного образа слова), «Шифровка» (графический образ), упражнения с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, Танграм, «Что не дорисовал художник?», «Угадай, чья тень?», «Испорченный телевизор», «Ассоциации» (развитие мыслительных операций), кинопроекционные методики для закрепления полученных знаний, сочинения по художественным картинам, квазисказки, «Нарисуй картину из деталей» (целостность восприятия) и т.д.
Краткое содержание программы «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Общая цель коррекционного курса: охрана, расширение и закрепление сенсорно-специфических и опознавательных процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, а также эмоций; совершенствование зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.
Основное содержание блока, термины и понятия: охрана зрения, глаз, зрение, зрительная гимнастика, ЗОЖ, цвета спектра, цветоощущение, цветовосприятие, план-картины, схема, центральная часть, удаленность, оттенки, цветоряд, насыщенность, объемные и плоскостные фигуры, контур, силуэт, шум, маскировочная сетка, профиль, глазомер, графика, зодчество, живопись и т.д.
Программа по охране зрения и развитию зрительного восприятия составлена на основе базовых требований программы Плаксиной Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)».
Содержание курса тесно связано со школьными программами по математике, окружающему миру, русскому языку, рисованию, труду. На коррекционных занятиях у детей формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира, которые они изучают в классе с опорой на осязательное восприятие. В ходе занятий происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы: совершенствуется способность к обнаружению, восприятию основных информативных признаков, опознанию изображений. Большое внимание уделяется формированию зрительных образов и представлений об окружающем мире. Дети учатся определять обобщающие понятия и выделять натуральные объекты и их изображения, входящие в данное понятие, находить лишний объект, опознавать объект по его описанию. На сложных предметных изображениях дети обучаются опознавать объекты живой и неживой природы, данные в различных ракурсах, выделять изображенные объекты.
Таким образом, работа по охране и развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения строится комплексно. Коррекционная работа ведется на всех занятиях, педагоги способствуют охране зрения детей, расширяют представления детей о сенсорных эталонах, развивают способы сенсорной ориентировки и поэтапного обследования предметов.
Особенностями коррекционных занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия являются применение различных методик — психофизиологических и психолого-педагогических.
Занятия включают использование изображений: черно-белых, цветных, контурных, силуэтных, штриховых, использование технических средств обучения и коррекции: проекционной методики, специализированных компьютерных программ. Содержание занятий определяется программой.
Источник