АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения
Автор: Гладышева Любовь Валентиновна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Населённый пункт: город Северодвинск
Наименование материала: адаптированная образовательная программа для ребёнка с нарушением зрения
Тема: АОП ДО для ребёнка с нарушением зрения
Дата публикации: 21.01.2018
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
родители (законные представители)
приказом от. №______
Адаптированная образовательная программа
для воспитанника первой младшей группы №
Иванова Ивана Ивановича
Дата рождения: 2015
Срок реализации октябрь 2017 — май 2018
Целевой раздел
Пояснительная записка
адаптированной образовательной программы (далее — АОП) для ребенка с гиперметропией
слабой степени, прошедшего ТПМПК 17.03.2017 года и не получившего место в группах
дошкольного образования для детей с нарушениями зрения.
АОП разрабатывается в соответствии с нормативно-правовыми документами:
образовании в Российской Федерации»;
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. № 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к
— Областной закон от 02 июля 2013 г. № 712-41-03 «Об образовании в Архангельской
— Локальные акты ДОО.
Цели и задачи АОП
Целью АОП является создание условий для реализации индивидуально-ориентированных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ФИО
гиперметропия слабой степени) в различных видах деятельности с учётом его возрастных и
индивидуальных психофизических особенностей.
обеспечивающие благоприятные условия для развития воспитанника с ОВЗ;
обеспечивать положительную динамику развития воспитанника с ОВЗ;
оптимизировать деятельность воспитателей по преодолению и профилактике зрительных
нарушений у воспитанника с ОВЗ;
разрабатывать эффективные методы и приемы образовательного процесса.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таких случаях их зрительные
возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей.
проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как
зрение вдаль остается нормальным.
Детская гиперметропия слабой степени –до +2 D: такие дети хорошо видят вдаль, но не
очень четко могут рассмотреть предмет вблизи.
нарушениями зрения необходимо получать своевременную информацию о состоянии зрения
соблюдение щадящего режима).
Планируемые результаты освоения Программы
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию
говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в
группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в
детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным
играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
10. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
культуры и искусства.
11. С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных
играх с простым содержанием, несложными движениями.
Развитие зрительного восприятия
– различать основные цвета, черный и белый цвета;
– находить и называть цвета окружающих предметов и предметных изображений;
треугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, цилиндр);
– соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;
– сопоставлять предметы по величине (2-3)
Ребенок может самостоятельно:
– понимать назначение рук, пальцев рук;
– узнавать игрушки и предметы ближайшего окружения, геометрические фигуры;
– различать величину предметов.
1.5.Система оценки достижения планируемых результатов.
АОП предусматривает систему диагностики динамики развития ребенка:
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
динамику и перспективы развития ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности);
– различные шкалы индивидуального развития.
– диагностика речевого развития (проводит учитель-логопед);
– диагностика состояния психических процессов и эмоционально-волевой сферы (педагог-
Результаты диагностики (первичной и динамической) обсуждаются на медико-психолого-
педагогическом консилиуме и фиксируются в специально разработанных картах.
Индивидуальная карта
Дата рождения
Медицинские сведения.
Соматический статус: развитие среднее гармоничное.
Психологическая характеристика
Мышление: средний уровень
Внимание: средний уровень
Восприятие: средний уровень
Воображение: средний уровень
Память: средний уровень
Поведение: соответствует возрасту
Педагогическая характеристика
Социально-коммуникативное развитие
Легко вступает в контакт со взрослыми, часто бывает инициатором общения