С каким первым вопросом подошла лида рассказ вечером
Посвящаю Лиде Терентьевой
Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл все на свете.
Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:
– Что тебе, Лидочка?
С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.
– Я читаю, дитя мое, о тактике жирондистов.
Она долго смотрит на меня.
– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.
– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.
– Да. Это патологический термин.
У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.
– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.
Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:
– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.
– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.
– И потом, я хочу сказку.
Около ее голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.
– У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше ты мне.
Она карабкается на колени и целует меня в шею.
– Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?
Я делаю изумленное лицо:
– Первый раз слышу.
– Ну, слушай… Жила-была Красная Шапочка…
– Виноват… Не можешь ли ты указать точно ее местожительство? Для уяснения, при развитии фабулы.
Лида задумывается и указывает единственный город, который она знает.
– В этом… В Симферополе.
– Прекрасно! Я сгораю от любопытства слушать дальше.
– …Взяла она маслецо и лепешечку и пошла через лес к бабушке…
– Состоял ли лес в частном владении или составлял казенную собственность?
Чтобы отвязаться, она сухо бросает:
– Казенная. Шла, шла, вдруг из лесу волк!
– Я спрашиваю: большой волк?
– Вот такой. И говорит ей…
Она морщит нос и рычит:
– Кррасная Шапочка… Куда ты идешь?
– Лида! Это неправда! Волки не говорят. Ты обманываешь своего старого, жалкого дядьку.
Она страдальчески закусывает губу:
– Я больше не буду рассказывать сказки. Мне стыдно.
– Ну, я тебе расскажу. Жил-был мальчик…
– А где он жил? – ехидно спрашивает она.
– Он жил у Западных отрогов Урала. Как-то папа взял его и понес в сад, где росли яблоки. Посадил под деревом, а сам влез на дерево рвать яблоки. Мальчик и спрашивает: «Папаша… яблоки имеют лапки?» – «Нет, милый». – «Ну, значит я жабу слопал!»
Рассказ идиотский, нелепый, подслушанный мною однажды у полупьяной няньки. Но на Лиду он производит потрясающее впечатление.
– Представь себе. Очевидно, притупление вкусовых сосочков. А теперь ступай. Я буду читать.
Минут через двадцать знакомое дергание за пиджак, легкое царапание ногтем – и шепотом:
– Дядя! Я знаю сказку.
Отказать ей трудно. Глаза сияют, как звездочки, и губки топырятся так смешно…
– Ну, ладно. Излей свою наболевшую душу.
– Сказка! Жила-была девочка. Взяла ее мама в сад, где росли эти самые… груши. Влезла на дерево, а девочка под грушей сидит. Хорошо-о. Вот девочка и спрашивает: «Мама! Груши имеют лапки?» – «Нет, детка». – «Ну, значит, я курицу слопала!»
– Лидка! Да ведь это моя сказка!
Дрожа от восторга, она машет на меня руками и кричит:
– Нет, моя, моя, моя! У тебя другая.
– Лида! Знаешь ты, что это – плагиат? Стыдись!
Чтобы замять разговор, она просит:
– Ладно. Хочешь, я найду в журнале твоего жениха?
Я беру старый журнал, отыскиваю чудовище, изображающее гоголевского Вия, и язвительно преподношу его девочке:
В ужасе она смотрит на страшилище, а затем, скрыв горькую обиду, говорит с притворной лаской:
– Хорошо-о… Теперь дай ты мне книгу – я твоего жениха найду.
– Ты хочешь сказать: невесту?
Опять тишина. Влезши на диван, Лида тяжело дышит и все перелистывает книгу, перелистывает…
– Пойди сюда, дядя, – неуверенно подзывает она. – Вот твоя невеста…
Палец ее робко ложится на корявый ствол старой, растрепанной ивы.
– Э, нет, милая. Какая же это невеста? Это дерево. Ты поищи женщину пострашнее.
Опять тишина и частый шорох переворачиваемых листов. Потом тихий, тонкий плач.
– Лида, Лидочка… Что с тобой?
Едва выговаривая от обильных слез, она бросается ничком на книгу и горестно кричит:
– Я не могу… найти… для тебя… страшную… невесту.
Пожав плечами, сажусь за революцию; углубляюсь в чтение.
С непросохшими глазами, Лида держит перед собой дверной ключ и смотрит на меня в его отверстие. Ее удивляет, что если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня.
Кряхтя, она сползает с дивана, приближается ко мне и смотрит в ключ на расстоянии вершка от моей спины.
И в глазах ее сияет неподдельное изумление и любопытство перед неразрешимой загадкой природы…
Источник
Аркадий Аверченко, Вечером: краткое содержание
Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя были дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отобразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
Краткий анализ
Год написания – 1909 год.
История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.
Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.
Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Аверченко, «Вечером»: краткое содержание. Начало
Главный герой увлеченно читает «Историю французской революции». Тут некто подкрадывается к нему и начинает тянуть за пиджак, царапать спину, затем ему под руку просовывают морду деревянной коровы. Но герой делает вид, что ничего не замечает. Тот, кто стоит позади него, пытается сдвинуть стул нашего персонажа, но попытка безуспешна. Только после этого раздался голос – «Дядя».
На этот раз Аркадий Аверченко избрал для описания маленькую героиню. Нашего персонажа потревожила Лидочка, его племянница. Девочка спрашивает у дяди, что он делает, а в ответ слышит, что тот читает про жирондистов. Лидочка молчит. И тогда герой решает пояснить – делает он это для того, чтобы прояснить тогдашнюю конъюнктуру.
Девочка спрашивает «зачем». Он отвечает, что для расширения кругозора. Лидочка вновь задает свой вопрос. Герой выходит из себя и вопрошает, что ей надо. Девочка вздыхает и говорит, что хочет смотреть картинки и сказку. Герой отвечает, у нее спрос выше, чем предложение, а затем предлагает ей что-нибудь рассказать. Тогда Лидочка забирается к нему на колени и целует в шею.
История создания
Аркадия Тимофеевича не зря прозвали «королем русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, легкой иронией и сатирой.
Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.
Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения.
Именно к таким тематическим произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».
Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.
Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.
Об авторе
Смотреть галерею
Аркадий Аверченко – довольно известный русский писатель, драматург, сатирик и журналист, живший и работавший в конце 19 — начале 20 веков. Наиболее известен своими юмористическими рассказами и повестями.
Был редактором «Сатирикона» и собрал под своим началом лучшим фельетонистов, юмористов и сатириков. Стиль самого писателя часто сравнивали с ранними работами Чехова. А с 1912 года собратья по перу провозгласили его королем смеха. В это время приходит к Аверченко настоящая слава, его пересказывают, цитируют, о нем говорят.
Но после революции писателю пришлось эмигрировать. Последние годы своей жизни он провел в Праге, где и скончался в 1925 году.
Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.
Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.
Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.
Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.
Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.
Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.
Тема и проблематика произведения
Главной темой произведения является отношение детей и взрослых. Это можно чётко отследить по взаимоотношению двух главных героев — Лидочка и её дядя.
В произведении Лидочка является воплощением всех детей. Она любит жизнь, ни о чём не заботится. Тогда её дядя является отражение всех взрослых людей, которым присуще серьёзность и сосредоточенность на своих делах. Однако, несмотря на противоположные характеры, оба героя прекрасно находят общий язык.
Всё общение Лидочки и дяди завязано на том, чтобы показать читателю проблемы взрослых и детей, которые присуще уже не одному поколению. Дядя специально показан как слишком серьёзный и деловой человек, давно забывший о жизнелюбии и той лёгкости, которая когда-то была у него в детстве.
Лидочка же, в свою очередь, любит познавать мир и задаёт своему дяде множество вопросов. Сначала мужчина отвечает ей с присущей серьёзностью, но потом понимает, чего именно она добивается. Дядя начал на любой вопрос девочки придумывать весёлую историю, что очень забавляло и веселило её. Она за один вечер успевает узнать много нового.
Таким образом, писатель пытается донести до читателя, что порой нужно срывать с себя маски серьёзности и попробовать посмотреть на мир детскими глазами. Возможно, он станет от этого гораздо красочнее. Если взрослые хоть иногда перестанут быть чопорными и надменными, то станут лучше понимать своих детей и их потребности. Таким образом общение двух поколений будет приносить радость каждому из них.
В своём произведении Аверченко хочет очередной раз показать, что взаимопонимание между людьми возникает только тогда, когда каждый может встать на сторону оппонента и пойти на уступки. И неважно дети это или человек с другим социальным статусом.
Проблематика:
- Проблема детской доверчивости.
- Проблема детской искренности.
- Проблема детского мировоззрения.
- Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Композиция
При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.
Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.
Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Популярные сегодня пересказы
- Карамзин
Если у человека интерес к истории выше общественного мнения, то он способен творить и преобразовать мир. Явным примером служит Н. Карамзин со своей книгой История государства Российского. - Парфюмер. История одного убийцы — краткое содержание романа Зюскинда
События произведения разворачиваются во Франции в восемнадцатом веке. Главным героем романа является Жан Батист Гренуэй, рожденный - Бойцовский клуб — краткое содержание романа Паланика
История рассказанная Чаком Паллаником во многом является, по признанию самого автора, биографичной. Помимо этого одной из отличительных черт этой, да и других его книг, является изобилие различных подробностей - Жатва — краткое содержание рассказа Шукшина
1942 год. Лето, страда. Двое подростков жнут хлеб. Ваньке Попову, от лица которого ведется рассказ, 13 лет. Его товарищу, Саньке Кречетову, больше – 16. Ребята управляют машиной, жнейкой. Ванька сидит впереди, на коне
Сказка
Отлично удается изобразить детскую непосредственность и взрослую серьезность Аверченко. «Вечером» (краткое содержание представлено в этой статье) – рассказ о том, насколько по-разному смотрят на мир взрослые и дети.
Смотреть галерею
Итак, Лидочка деловито спрашивает у дяди, знает ли он про Красную Шапочку. Герой делает изумленный вид и отвечает, что впервые слышит о такой сказке. Тогда девочка начинает свой рассказ.
Лида начинает, то тут герой просит ее указать точное место жительства Красной Шапочки. Девочка называет единственный город, который знает – Симферополь. Лида продолжает. Но герой снова ее перебивает – лес, через который шла Красная Шапочка, был в частном владении или казенный? Девочка сухо отвечает – казенный. И вот, Шапочке навстречу выходит волк и говорит, но тут дядя вновь перебивает – звери разговаривать не умеют. Тогда Лида закусывает губу и отказывается продолжать рассказывать сказки, так как ей стыдно.
Герой начинает свой рассказ про мальчика, который жил на Урале и случайно съел жабу, перепутав ее с яблоком. Сам рассказчик понимает, что его история дурацкая, но на девочку она производит большое впечатление.
После этого герой ссаживает Лидочку и отправляет ее играть, а сам возвращается к чтению. Но проходит всего 20 минут, как вновь его царапают ногтем, а затем раздается шепот: «Я знаю сказку».
Развязка
Подходит к концу рассказ Аверченко «Вечером» (краткое содержание). Наш герой не может отказать просьбе племянницы рассказать сказку, так как у нее сияют глаза и губки смешно «топырятся». И он разрешает ей «излить свою наболевшую душу».
Лидочка рассказывает про девочку, которую мама однажды взяла в сад. Героиня сказки съела грушу, а потом спрашивает у мамы, есть ли у груши лапки. И когда та ответила, что нет, она сказала, что съела курицу.
Герой с изумлением восклицает, что это его сказка, только вместо мальчика девочка, а вместо яблока груша. Но Лида в восторге отвечает, что это ее история и что она совершенно другая. Дядя в шутку обвиняет племянницу в плагиате и призывает стыдиться.
Смотреть галерею
Тогда девочка решает сменить тему и просит показать картинки. Герой соглашается и обещает найти в журнале жениха девочке. Он выбирает изображения Вия и указывает на него. Лида в обиде забирает журнал и начинает разыскивать для дяди невесту.
Она долго листает журнал, потом подзывает дядю и неуверенно показывает на старую иву. Герой просит поискать получше и найти женщину пострашнее. Девочка вновь листает журнал, а затем слышится ее тонкий плач. Дяди спрашивает, что с ней. Тогда Лидочка, уже вголос рыдая, говорит, что не может найти ему страшную невесту.
Герой пожимает плечами и возвращается к чтению. Через какое-то время он оборачивается и видит, что девочка уже увлечена новым развлечением – она рассматривает его в старый ключ. Ей удивительно, почему, если смотреть через его отверстие близко, дядя видится весь, а если отвести ключ подальше, то только его часть.
Так оканчивается произведение Аверченко «Вечером». Краткое содержание, представленное здесь, дает возможность составить впечатление о задумке автора. Однако настоящее удовольствие от рассказа можно получить, лишь прочитав его в оригинале.
Источник
Анализ рассказа А. Т. Аверченко «Вечером»
Аркадий Тимофеевич Аверченко знаменит своими неповторимыми произведениями о детях. Все его творчество, а особенно раннее, пронизано теплыми жизнеутверждающими нотами, добрым юмором и веселой беззаботностью. Главные герои у Аверченко – неизменно дети, увлекающие своей простотой мироощущения и жизнелюбия, доброты и непосредственности. Рассказ «Вечером» — также о детях, здесь писатель показывает два удивительно разных мира – взрослый и детский. Данный анализ будет полезен как учащимся, так и всем любителям качественной художественной литературы.
История создания
Излюбленной темой творчества Аркадия Тимофеевича всегда были дети. Именно через них автор доносит до читателей свои взгляды на жизнь, касающиеся сложных взаимоотношений взрослых и детей. Будучи хорошим психологом, он удивительно тонко умел передать всю красоту и непосредственность детской души. Все его «детские» рассказы объединены общим смыслом, заключенным в стремлении донести до читателя чрезвычайно простую и в то же время необычайно важную мысль о том, что дети – наше точное отражение.
И как бы мы их не воспитывали и чему бы не учили, они все равно будут смотреть на нас и наше поведение. Потому, произведения Аркадия Аверченко, несмотря на то, что они едва ли не все – о детях, важны прежде всего для взрослых. Это своеобразный пример, учащий нас воспитывать в первую очередь самих себя, чтобы дети, глядя на нас, перенимали лишь положительные качества.
Рассказ «Вечером» написан в 1909 году, и практически сразу был представлен на суд читающей публике в журнале «Сатирикон». В 1916 году автор издал сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях», куда включил также и рассказ «Вечером». Сборник начинался с послания Аверченко к своим читателям, сообщая о предназначении его лишь тем, кто искренне любит детей. Предисловие к самому рассказу «Вечером» гласит, что данное произведение Аверченко посвятил своей любимой племяннице Лидочке Терентьевой, которая, по всей видимости, и явилась прототипом главной героини.
Сложную тему затрагивает писатель в данном рассказе – тему непростых взаимоотношений двух поколений – отцов и детей. В произведении присутствуют два основных действующих персонажа – дядя и племянница, через общение которых автор и раскрывает свою тему.
Дядя и его маленькая племянница Лидочка в рассказе задуманы автором как собирательные образы. Дядя – взрослый и состоявшийся мужчина, мудрый, серьезный, и в то же время веселый. Он является олицетворением всех взрослых. Именно таким хочет видеть Аверченко старшее поколение и в реальной жизни. Лидочка – это все дети в целом. Она – воплощение простоты и наивности, потрясающего жизнелюбия и неукротимого стремления к знаниям. И такие, на первый взгляд, совершенно разные люди, в рассказе с легкостью находят общий язык.
Продолжающийся в течение всего повествования диалог между Лидочкой и дядей, отражает широкий круг проблем, которые необходимо преодолевать разным поколениям на протяжении всей жизни. Намеренно изобразив своего героя излишне серьезным и важным, писатель предлагает нам со стороны увидеть самих себя. Ведь мы, как и герой рассказа, уже давно позабыли, что такое свобода и беззаботность, простота и открытость. Мы уже давно утратили легкость и искреннее, непосредственное отношение к жизни, свойственное лишь детям.
Поначалу диалог между поколениями строился сложно. Ведь на бесконечные Лидочкины вопросы дядя отвечал «по-взрослому» — сухо и непонятно. Но, видя упорство девочки в познании окружающего мира, мужчина идет на уступки и пытается поговорить с ребенком на ее языке. Такой его поступок чрезвычайно нравоучителен для всех взрослых, ведь в конечном итоге, такой подход пойдет всем на пользу.
Аверченко учит нас смотреть на жизнь глазами детей, еще не успевшими устать и озлобиться. Он предлагает взрослым увидеть и прочувствовать всю многогранность нашей жизни, ведь она так удивительна и интересна. Став на время детьми, мы можем лучше понять подрастающее поколение, чем существенно облегчим свою жизнь и взаимоотношения. В этом нравоучительный смысл данного рассказа.
Композиция
Композиция рассказа построена на основании противопоставления двух миров – детей и взрослых, особенностях их взаимоотношений. Данный прием принято называть антитезой. Еще одной значительной деталью композиционного строения рассказа «Вечером» является наличие «композиционного отражения». Этот прием избран автором с целью наглядного изображения точного копирования всех действий взрослых маленькими детьми.
Такое «отражение» поведения мы наблюдаем на протяжении всего произведения. И такое поведение детей вполне понятно и объяснимо, ведь взрослые для малышей всегда были неким незыблемым авторитетом. От нас подрастающее поколение возьмет все, что видит, несмотря на то, чему мы их будем учить – и манеры и проявление эмоций, и даже – мельчайшие детали в разговоре. Аверченко все это очень хорошо понимал и передал накопленные знания через свое творчество читателю, создав множество произведений, раскрывающих такие важные элементы детской сущности.
Композиция рассказа «Вечером» в целом содержит все традиционные компоненты, характерные для любого произведения. Завязкой здесь будет знакомство читателя с главными героями рассказа – девочкой Лидой и ее дядей. Развитие событий представлено диалогом между действующими лицами, как представителями разных поколений, продолжающимся на протяжении всего текста, а конкретно – ответами мужчины на непрекращающийся поток вопросов со стороны любознательного ребенка. Кульминация – переживания Лиды, ее рыдания по поводу того, что ей не под силу помочь найти для своего дяди «страшную» невесту. Дальнейшее изучение девочкой окружающего мира и новая вереница вопросов заканчивает произведение, представляя собой завязку.
Жанр, направление
Небольшой объем, несколько действующих лиц и наличие всего одной сюжетной линии с полной уверенностью позволяет определить жанр данного произведения как рассказ. Реальные действующие лица, а также их взаимоотношения и правдиво описываемые жизненные ситуации говорят о том, что перед нами произведение, относящееся к реалистическому направлению.
Источник
Сочинение Анализ рассказа Вечером Аверченко
Ключевой темой произведения являются авторские размышления, раскрывающие взаимоотношения взрослых и детей, описанные на примере двух основных персонажей – дяди и его племянницы Лидочки.
Сюжетная композиция рассказа построена на событиях одного из вечеров, когда дядя увлеченно занимается чтением книги, повествующей о французской революции. В какой-то момент мужчина замечает вокруг себя некие движения в виде топающих детских ножек, скрежета, звука сдвинутого стула, подкладывания под книгу различных игрушек.
Дядя понимает, что его внимание старается привлечь маленькая обаятельная девочка, являющаяся его племянницей Лидой. Строгим голосом дядя пытается выяснить причину появления девочки, которая с присущей ей детской непосредственностью начинает приставать к любимому дядюшке, выясняя причину его занятости, беспрерывно задавая непонятные вопросы.
Терпеливый мужчина спокойно объясняет Лидочке содержание литературного произведения, которое он желает изучить в свое свободное время, но маленький ребенок не желает расставаться с дядей и настаивает на том, чтобы он выслушал в ее исполнении известную ей сказочную историю.
Надеясь в скором времени избавиться от назойливой племянницы, дядя соглашается, но как только Лида приступает к изложению сказки о Красной Шапочке, начинает задавать малышке сложные для ее разумения вопросы относительно места жительства волшебной героини, принадлежности лесного пространства и прочие. Лидочка теряется от давления взрослого и сильно расстраивается из-за неудавшегося выступления.
Дядя понимает, что непростительно ведет себя по отношению к маленькой девочке и решает исправить ситуацию, рассказав ребенку юмористический рассказ, по окончании которого девочка с восторгом убегает. Наконец-то мужчина может насладиться любимой книгой, но в этот момент Лида снова возвращается с требованием снова выслушать ее новую историю, которую, как оказалось, она просто сочинила на основе услышанного только что от дядюшки, не признаваясь в переделке произведения.
Писатель в незамысловатой форме раскрывает трепетные, порой нетерпеливые, но добрые, нежные отношения между взрослым мужчиной и маленьким ребенком, в которых сквозит неприкрытая любовь, легкость, притягательность, сочетающаяся с серьезным, рациональным началом, позволяющие людям независимо от возраста находить общую точку соприкосновения.
Сочинение 2
В рассказе автор, с мягким юмором, показывает разницу в мышлении и поведении взрослых и детей. Аверченко показывает, что привычное для нас поведение может выглядеть не так, как мы его привыкли воспримимать, если посмотреть на него с другой стороны.
Действующие лица произведения – это дядя и его маленькая племянница. Взрослый человек намеренно показан подчеркнуто серьезным. Он читает историю Великой французской революции, интересуясь тактикой партии жирондистов. Когда ребенок хочет общаться с ним, то старший родственник задает ряд «серьезных», но в данном контексте выглядящих глупо, вопросов. Подчеркнуто взрослый подход смотрится нелепо рядом с детской непосредственностью. Например, когда он спрашивает в частном или государственном владении был лес, через который Красная Шапочка шла к бабушке.
Однако вскоре дяде меняет тон и рассказывает Лидочке глупую, но смешную историю о мальчике, который по ошибке съел лягушку. Ребенку, естественно, подобные разговоры, понятные ей, нравятся и психологический контакт восстановлен. Дядя показывает племяннице страшные картинки в журнале, они разговаривают на языке, понятном ей.
Автор демонстрирует свои представления о восприятии мира и мышлении детей и взрослых. По его мнению, старшее поколение воспринимает все рационально, даже слишком. Общение с другими помогает человеку жить более разносторонней жизнью. Начав рассказывать и слушать сказки, в которых нет полезного содержания, взрослый серьезный человек может выйти из своей скорлупы и увидеть оттенки мира, которые оставались для него скрытыми из-за мышления шаблонами.
Следует также отметить, что этот рассказ Аверченко, хотя и затрагивает серьезные темы разных черт, присущих взрослым и детям, но пропитан теплотой и добром. Видно, что дядя и племянница, несмотря на свою непохожесть, любят друг друга.
Писатель напоминает прописную истину, которую многие часто забывают и игнорируют: необходимость время от времени встать на позицию другого человека и посмотреть на ситуацию под его углом зрения. Это, разумеется, касается не только взрослых и маленьких детей, но и людей с разным социальным положением, образованием и жизненным опытом.
Анализ №3
ема детства занимает значительное место в творчестве писателя Аркадия Аверченко. Рассказ «Вечером» является замечательной иллюстрацией взаимоотношений взрослого и ребенка, заставляя читателя задуматься о том, как прекрасен мир детства своей чистотой, непосредственностью и совершенно непостижимой логикой. И если бы не было этого постоянного вторжения малышей в суровый обыденный мир взрослых, жизнь вчерашних детей была бы совершенно постылой и невыносимой в своем занудстве.
Герои рассказа – автор и его племянница Лидочка. Мужчина занят серьезным, как ему кажется, делом, чтением исторической книги, поэтому он не хочет отвлекаться на всякие глупости, с которыми к нему пристает девочка. Он игнорирует хитрости шалуньи и сдается только перед ее прямым вопросом: «Что ты делаешь, дядя?»
Взрослому вопрос кажется глупым, потому что ответ на него очевиден, и поэтому он отвечает на него не менее глупо. Он читает о тактике жирондистов для пополнения знаниями своего серого вещества из коробочки, именуемой головой. Но то, что утомляет взрослого, совершенно не раздражает ребенка, и Лидочка, не понимая ни слова из дядиной речи, но чувствуя, что от нее хотят отделаться, готова бесконечно задавать свои «зачем». Мужчина, не обладающий такой великолепной выдержкой, сдается, отвлекается, наконец, от французской истории и интересуется, зачем Лидочка пришла. Как истинная женщина, племянница кокетливо отвечает, что хочет посмотреть картинки в журналах и послушать сказку. То, с каким простодушием и непосредственностью произносятся эти слова, умиляет автора. На секунду он понимает, что любая «История революции» бледнеет перед красотой и чистотой пары любопытных детских глаз. Снисходительно-ласково он предлагает милой кокетке придумать сказку самой, и когда та, целуя, карабкается к нему на колени и спрашивает, знает ли он историю про Красную Шапочку, дядя удивленно приподнимает бровь: «Ну, конечно, нет!» А племянница, совершенно по-взрослому сетуя: «Ох, и надоел ты мне, дядька, расскажи да расскажи», начинает свою историю.
Сказка начата и не закончена, новая рассказана дядей, придумана еще одна Лидочкой, на страницах гоголевского «Вия» найден страшный жених для девочки и совершенно нет ни одной страшной невесты для вредного дядьки ни в одной детской книжке, а неугомонная племянница по-прежнему свежа, любопытна, ни сколько не расстроена и продолжает отвлекать автора от важного дела. Разглядывая читающего мужчину через дверной ключ, Лидочка смотрит на него безмятежными голубыми глазами, а читатель задумывается, когда же взрослые теряют эту простоту общения с миром и возможность по-настоящему чувствовать жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Вечером Аверченко
Популярные сегодня темы
Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве.
Основным персонажем сатирического произведения является зайчишка, представленный писателем в образе заумного философа.
Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть
Характер – это совокупность определённых признаков в поведении человека. Так можно выделить различные категории, в которых проявляется личность. Это отношение к окружающим, к труду, своей деятельности
Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846.
Источник
«Вечером» анализ произведения Аверченко – жанр, чему учит рассказ
Раннее творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. В центре внимания писателя были дети и их удивительная непосредственность и жизнелюбие. Одним из произведений на тему детства стал рассказ Аверченко «Вечером», в котором отобразились два мира – взрослый и детский. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 7 классе.
Краткий анализ
Год написания – 1909 год.
История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.
Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.
Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Аркадия Тимофеевича не зря прозвали «королем русского смеха» – его дореволюционные произведения проникнуты добрым юмором, легкой иронией и сатирой.
Пожалуй, самой любимой темой писателя были дети. В посвященных им рассказах как нельзя лучше раскрывались взгляды Аверченко на жизнь, его представления о том, какими должны быть отношения между взрослыми и детьми.
Писателю удавалось удивительно тонко подмечать всю многогранность детской души, ее наивность, доверчивость, непосредственность. В своих детских рассказах он пытался донести ту простую истину, согласно которой дети, словно губка, впитывают и полностью копируют поведение окружающих их взрослых. Именно поэтому произведения Аверченко предназначались не только для детей, но, в первую очередь, для взрослых. В мягкой юмористической форме писатель давал понять всю важность правильного примера детям и самого бережного отношения к ним отношения.
Именно к таким тематическим произведениям относится и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году и опубликованный в седьмом номере литературного журнала «Сатирикон».
Впоследствии Аверченко включил его в свой сборник «О маленьких – для больших. Рассказы о детях» (1916 год). Во вступлении к сборнику он написал, что его книга предназначена только тем, кто искренне любит детей.
Свой рассказ Аркадий Тимофеевич посвятил любимой племяннице Лидочке Терентьевой.
Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и ее дяди.
Главные герои представляют собой собирательный образ: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка представляет собой сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, в то время как дядя представляет собой рациональное серьезное начало. Но, несмотря на явную несхожесть, они без особого труда находят общий язык.
Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми вынуждены сталкиваться взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьезным и важным. Он уже давно позабыл, что такое детская непринужденность и открытость, он утратил легкость и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.
Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестает мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком, с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребенка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.
Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна, и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на нее глазами ребенка. Если взрослые, хотя бы иногда, будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьезности, они смогут лучше понимать своих детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.
Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием.
Композиция
При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.
Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.
Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Произведение «Вечером» написано в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: краткостью, одной сюжетной линией, небольшим количеством действующих лиц.
Направление, которому принадлежит рассказ – реализм, поскольку все герои абсолютно реальны, равно как и их взаимоотношения.
Источник