Болонская система образования: что это такое, плюсы и минусы, особенности Болонского процесса в России
Образовательная система, выстроенная в советское время в России, уходит в небытие. Ей на смену приходит единый европейский стандарт высшего образования, или Болонская система.
Что подразумевает под собой Болонская декларация, какие цели преследует, в чём плюсы и минусы данной системы, а также какие особенности у Болонского процесса есть в России — об этом вы узнаете из статьи.
Хотите первыми получать полезную информацию из области образования? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться горячими акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Болонская система образования: определение, история, предпосылки создания
Итак, что же такое Болонская система обучения и в чём её отличие от специалитета? Чтобы разобраться, давайте дадим определение и разберём основные особенности образовательного процесса.
Болонская система: определение
Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз.
Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе.
История подписания Болонского соглашения
Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами.
Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы.
Предпосылки создания Болонской системы
Предпосылками же для официальной разработки основных положений болонского процесса можно назвать:
- ускоренное экономическое развитие ЕС;
- усиление процессов глобализации;
- тесное сотрудничество между университетами;
- требования к развитию практических компетенций;
- уход от длительного карьерного роста на одном месте;
- требования к расширению профессиональной квалификации;
- необходимость развивать гибкое мышление у студентов;
- сложности с признанием дипломов других стран, необходимость подтверждения знаний;
- конкуренция с американской системой образования.
Болонское соглашение об образовании должно было решить все эти вопросы, помочь студентам получать конкурентоспособные знания и навыки и легко устраиваться на востребованную работу.
На самом деле декларация, которая дала официальный старт Болонской системе образования в 1998 году, называется Сорбоннской. Её подписание проходило в одноимённом парижском университете. А своё имя документ получил благодаря событию 1986 года. Тогда Болонский университет призвал другие вузы Европы принять Великую Хартию университетов.
Страны-участницы Болонского процесса
Необходимость создания единого образовательного пространства признавали многие государства, и уже после 1999 года список стран Болонской системы образования начал стремительно расширяться. На данный момент принципы болонского процесса разделяет 48 государств.
Какие же страны инициировали у себя Болонский процесс и в какое время:
- 1999 год: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария;
- 2001 год: Хорватия, Кипр, Лихтенштейн, Турция;
- 2003 год: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия, Ватикан и Российская Федерация;
- 2005 год: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина;
- 2007 год: Черногория;
- 2010 год: Казахстан;
- 2015 год: Беларусь.
Краткий обзор основных требований Болонского процесса
Прежде чем углубиться в цели и основные положения Болонского процесса в образовании, давайте кратко рассмотрим фундаментальные требования данной системы:
Обязательные критерии | Рекомендуемые критерии | Факультативные критерии |
Ввести трёхэтапную образовательную систему: бакалавриат, магистратура, аспирантура. | Разработать единую систему оценок. | Гармонизировать программу по направлениям подготовки. |
Внедрить кредитную систему накопления баллов (ECTS). | Делать акцент на вовлечённость студентов в процесс обучения. | Предлагать курсы по выбору, чтобы студент сам формировал своё обучение. |
Поощрять академическую мобильность. | Оказывать материальную и социальную поддержку нуждающимся студентам. | Ввести модульную систему обучения. |
Выдавать приложение к диплому, установленного образца. | Поддерживать идею непрерывного образования в течение всей жизни (Lifelong learning). | Запустить дистанционные программы. |
Поддерживать высокое качество высшего образования. | Ввести рейтинговую систему для преподавателей и студентов. | |
Создавать единое европейское научное и культурное пространство. |
Цели и основные положения Болонского соглашения
Болонское соглашение представляет собой документ, у которого есть определённые цели и основные положения. Давайте рассмотрим их подробнее.
Цели Болонского процесса
Цели Болонского образовательного процесса направлены на гармонизацию образовательных программ разных стран, чтобы привести их к единым стандартам. Итак, среди них можно назвать следующие:
- Создать единую образовательную зону в Европе и сблизить национальные образовательные системы разных стран.
- Сделать высшее образование более доступным для всех слоёв населения.
- Увеличить мобильность преподавателей и студентов, развивая связи между высшими учебными заведениями.
- Повысить возможности для трудоустройства молодых специалистов в новом глобальном мире.
- Усилить и развивать научный, культурный и интеллектуальный потенциал.
- Поднять престиж европейских университетов и снизить отток студентов в США и Канаду.
- Повысить качество и практическую направленность высшего образования.
- Усилить роль и функцию учебных заведений в формировании и развитии общих для Европы культурных ценностей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из самых главных тезисов современных критиков Болонской системы образования — это обвинения в том, что она развивает тотальную толерантность ко всему и размывает понятия истины и лжи.
Основные положения Болонского процесса
К основным принципам болонского процесса относится требование принять общую образовательную систему, которую можно описать формулой 3+2. Что это означает? Что весь учебный процесс в вузах делится на два уровня подготовки по Болонской системе. К ним относятся:
- Предварительный. В него входит бакалавриат, который длится не менее трёх лет. Стандартно — четыре.
- Выпускной. Он состоит из магистратуры и аспирантуры, длится не менее двух лет и должен подводить учащегося к получению степени магистра или доктора.
Помимо этого, у Болонской системы образования есть свои положения:
- разработать выпускные дипломы, которые будут признаваться во всех странах, подписавших Болонскую конвенцию об образовании;
- усилить возможности успешного трудоустройства для европейских граждан в едином экономическом пространстве;
- внедрить Болонскую систему оценивания ECTS, которая представляет собой зачётные баллы или кредиты, которые студент зарабатывает во время обучения;
- обеспечить студентам право самостоятельно выбирать изучаемые дисциплины;
- расширить возможности для мобильного перемещения преподавателей и студентов по разным европейским университетам;
- сблизить учебные критерии и методологии в разных странах;
- разработать совместные программы обучения в разных университетах;
- использовать методы адаптивного и интегрированного обучения.
Болонская система в России
Причины участия России в Болонском процессе: кратко
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Это решение приняли, исходя из нескольких причин:
- советская система образования устарела и перестала соответствовать духу времени;
- возникла необходимость в проведении реформ и поиске современной и востребованной системы образования;
- появилась потребность в усилении уровеня компетенций, востребованных в мире;
- появился запрос общества на открытие границ, сближение с другими странами;
- правительство Российской Федерации определило курс на усиление участия нашей страны в глобальных процессах;
- также выбрали цель повысить качество российского образования.
Требования для перехода на Болонскую систему
Присоединение России к Болонскому процессу не было простым. Внедрение основных положений документа потребовало значительной перестройки всей системы образования. Для это пришлось:
- практически с нуля разработать педагогические программы, чтобы привести их к единым европейским стандартам;
- ввести единый государственный экзамен в российских школах (ЕГЭ);
- отказаться от специалитета, который готовил профильных специалистов, разделив его на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру;
- разработать квалификационные стандарты для оценки знаний учащихся;
- внедрить кредитно-модульный принцип.
Критика участия России в Болонском процессе
Болонский процесс в России имеет свои особенности. Многие специалисты признают, что внедрение системы сложно привести к образовательным стандартам, которые прописаны в конвенции. Это связано с сильными традициями советской школы и трудностями быстрого перехода на новую систему.
Параллельно с функциональными вопросами, появились и идеологические. Ведь за 17 лет уже видны первые результаты. Поэтому Болонская конвенция об образовании в России — это постоянный предмет для споров. Критике подвергаются следующие положения:
- Самый главный недостаток — это диплом бакалавра. Многие работодатели воспринимают этих специалистов, как людей с неоконченным высшим образованием. Хотя в самой системе их оценивают как специалистов широкого профиля.
- Российские вузы, несмотря на участие РФ в Болонском процессе, всё равно не особо котируются на западе. А значит, у выпускников продолжают возникать вопросы и трудности с признанием дипломов.
- Очень много критики вокруг самого процесса обучения. Специалисты считают, что стандартизация знаний, введение тестирования и кредитной системы плохо сказывается на развитии критического мышления учащихся и их способности думать.
- Отсутствие полноты и системности знаний. Так как студенты сами должны выбирать обучающие курсы, на которые они будут тратить свои силы и время, они часто выхватывают лишь часть знаний вместо комплексного подхода. В идеале за этим должен следить куратор, который присматривает за студентом с первого курса и помогает ему составлять грамотную программу обучения.
Плюсы и минусы Болонской системы
Болонская система имеет свои проблемы и перспективы. Давайте же подведём итоги и рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этого образовательного процесса.
Плюсы Болонской системы образования
- высшее образование становится доступнее;
- студенты могут переходить в вузы других стран без потери баллов;
- студенты могут выбирать обучающие курсы, которые им интересно изучать;
- высокие баллы открывают большие перспективы для научной карьеры;
- основной акцент делается на профессиональные компетенции;
- увеличивается привлекательность образования в национальных университетах стран-участниц Болонского процесса;
- система определяет чёткие стандарты высшего образования;
- растёт конкурентоспособность европейских вузов.
Минусы Болонской системы образования
- бакалавр воспринимается как недоучившийся специалист;
- вузы предоставляют малое количество бюджетных мест в магистратуре;
- система тестирования не позволяет точно оценить уровень знаний;
- часто у студентов не формируется чёткой картины мира и системного подхода;
- студенты могут получать не комплексные знания, а отрывочные;
- возникают сложности с внедрением образовательной системы в России.
Приживётся ли Болонская система в России или всё-таки наша страна пойдёт своим путём — это вопрос времени. А все вопросы с написанием, оформлением и подготовкой письменных работ можно решить с помощью студенческого сервиса! Обращайтесь — и сдавайте в срок!
- Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Источник
Пора хлопнуть дверью. Почему Болонский процесс работает против России
Вопрос стоит ребром: нужно ли России оставаться в Болонском образовательном процессе? Именно он обсуждался на круглом столе, прошедшем 15 марта 2020 года в Общественной палате РФ. Помимо Общественной палаты организаторами мероприятия выступили Союз православных женщин, Общество "Царьград" и Всемирный Русский Народный Собор.
Те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними выпускниками вузов, констатируют очевидный факт: некоторая их часть – это очень умные и эрудированные ребята, стремящиеся к самосовершенствованию. Однако образовательный уровень большинства таков, что даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами.
Наверное, бухгалтер, айтишник или специалист гостиничного бизнеса может выполнять свои функции и без фундаментальных знаний, обладая лишь достаточным набором профессиональных умений. Однако в профессиях, где достойный уровень базового образования – это «наше всё», где требуется аналитическое и ассоциативное мышление, где необходимо видеть ситуацию в объёме, дела обстоят поистине ужасающе. Журналист, который не в состоянии описать событие в исторической ретроспективе, педагог, делающий пять ошибок в слове из трёх букв, социолог, не улавливающий взаимосвязи между общественными тенденциями – это, увы, реалии нашего времени.
Нужно ли объяснять, куда в итоге придёт страна, имея таких специалистов?
Сами напросились
Говоря о причинах описываемого явления, конечно, следует рассматривать структуру и содержательную часть образования в целом, начиная со школы. Про «жертв ЕГЭ», которых учат не думать, а запоминать и угадывать ответы, говорилось уже достаточно. Однако, по мнению ряда экспертов, решающий и почти смертельный удар по системе подготовки профессиональных кадров был сделан в 2003 году, когда Россия начала переход к Болонской системе образования. Спустя несколько лет уже появились бакалавры и магистры. Вначале их считали экзотикой, а потом – ничего, привыкли.
История вопроса такова: 29 июня 1999 года министры образования 29 государств собрались в итальянском городе Болонья, где подписали декларацию «Зона европейского высшего образования». По мнению кандидата исторических наук, сопредседателя правления Союза православных женщин Нины Жуковой, у европейских стран были на то свои причины: им нужно было подтягивать до приемлемого уровня образование детей прибывших в ЕС мигрантов из государств третьего мира. Отучившись четыре года и став бакалаврами, они получали необходимые профессиональные компетенции и навыки жизни в Европе – то есть становились полезными членами общества. За 10 лет после введения Болонской системы число людей с высшим образованием в Европе увеличилось с 15 до 65 процентов.
Принципиально иная ситуация была в СССР, где, по словам Нины Жуковой, около 60 процентов граждан имело высшее образование. То есть у нас не стояло задачи массового ликбеза и социализации миллионов людей – она была выполнена ещё в первой половине XX века.
К сожалению, Россию в Болонскую систему никто не тащил силком: инициатива исходила именно от нас. Одной из главных мотиваций для её введения была возможность интеграции в мировую систему образования: унифицированные стандарты учебного процесса позволяли получить степень бакалавра в родном Отечестве, а магистратуру закончить, например, в Европе. Однако по факту многие ожидания не оправдались: на фоне возможности учиться в «лучших европейских вузах» (доступной, к слову, ничтожной доле студентов) качество образования упало до критических отметок.
Без фундамента
Болонскую систему последовательно критикуют уже давно. Ректор МГУ Виктор Садовничий ещё в 2016 году высказал мнение, что российским высшим учебным заведениям стоит от неё отказаться, а её введение назвал ошибкой. По его словам, необходимо вернуться к пяти-шестилетнему обучению – как это, кстати, сделали ведущие западные университеты.
Падение общего уровня современных специалистов, по мнению Нины Жуковой, вызвано тем, что образование перестало быть фундаментальным:
Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили «компетенциями». У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках этой инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться – уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний – поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку.
Публицист Анатолий Вассерман считает, что у Болонской системы есть ещё один серьёзный недостаток: она, говоря языком афоризмов, ставит телегу впереди лошади. То есть три-четыре года (бакалавриат) будущему специалисту преподают некие практические компетенции без серьёзной теоретической основы, и только в магистратуре углублённо изучают теорию. Должно же быть, по логике, наоборот.
Ещё немаловажный момент: формально бакалавр получает диплом о высшем образовании, но фактически, как уже говорилось выше, зачастую бывает невозможно впихнуть в студента за четыре года необходимый объём знаний. Поэтому многие работодатели, мягко говоря, относятся к таким специалистам с недоверием – особенно если речь идёт о профессиях, требующих не только владения некими компетенциями, но и базового образовательного уровня. Ну а если без политеса – слова «бакалавр» и «недоучка» воспринимаются уже почти как синонимы. Но беда в том, что бюджетных мест в магистратуре значительно меньше, чем выпускаемых бакалавров, – об этом говорил, в том числе, и президент России Владимир Путин. Выходит, кто-то, не имея средств, так и останется недоучкой, даже если очень хочет доучиться?
Вперёд в прошлое
Выступающие на круглом столе в Общественной палате подметили интересный факт: европейская система образования в Болонском процессе многое взяла из России, тем самым значительно улучшив своё качество. Россия же, кроме унификации и призрачной возможности для студентов продолжать обучение за рубежом, не получила практически ничего.
Самое радикальное предложение – выйти из Болонского процесса. Но нет ли здесь опасности снова всё разрушить «до основания» – как это уже было, когда упоённо крушили советскую систему?
Доктор юридических наук, профессор Сергей Бабурин предлагает «не бить посуду», отметив при этом, что Болонская система – не что иное, как адаптация Европы к опыту лучшего в тот момент советского образования. По его мнению, необходимо устранить «технологический сбой» – проблему соотношения бакалавриата и магистратуры.
Давайте называть пяти- или шестилетний цикл сквозной магистратурой. А бакалавриат нужно сделать либо средним профессиональным, либо незаконченным высшим образованием, ограничив его тремя годами. Те, кто захочет идти сразу на работу, в практику, кто посчитает ненужным получать фундаментальные знания по специальности, может после трёх лет обучения получить диплом бакалавра и идти работать. Это обеспечит нам и взаимопонимание с традиционными европейскими подходами, и возвращение здравого смысла в нашу образовательную систему,
Источник
Болонская система образования в современной России
Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования, в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.
Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.
Что такое Болонский процесс?
Болонский процесс — организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:
1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.
2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:
3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).
При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.
- компетентность — это способность достигать определенных результатов работы
- компетенция это — необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.
На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия «компетенция»:
- американский подход – описание поведения сотрудника
- европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
- Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.
Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.
Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!
Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.
Результаты внедрения Болонской системы в России
Что дала Болонская система России? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.
В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.
Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.
А как вообще оценивается эффективность образования?
Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.
Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.
При этом под оценкой качества понимается:
- оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
- оценка учебной программы в целом
- качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
- качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.
Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.
Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:
- высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
- объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.
Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов «с руками отрывали» в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.
По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:
- ориентации на реальный рынок труда;
- мобильности обучающихся;
- использования инновационных методов обучения.
А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования.
Источник
Что такое Болонский процесс. Болонский процесс: суть, реализация и развитие в России
Болонский процесс в системе образования Российской Федерации – вопрос, к рассмотрению которого необходимо подходить с учетом истории формирования, становления и развития высшей школы за пределами государства. В частности, конец ХХ века стал во многом определяющим для российской национальной системы образования, поскольку в этот период происходили кардинальные перемены на всех ступенях сформировавшейся к тому моменту высшей школы.
Точки соприкосновения европейского и российского образования
Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу.
На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности.
Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера.
Переход на новый уровень и зарождение Болонской системы
С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов. Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг.
Следует отметить, что Болонский процесс в России практически перевернул с ног на голову отечественную систему образования. До направленности на европейскую систему образовательный механизм выглядел абсолютно по-другому. Чтобы обеспечить качество профессионального образования, в стране утверждали государственные образовательные стандарты сначала первого, а затем и второго поколения. Целью установления данной стандартизации руководство страны считало создание единого образовательного пространства и установление эквивалентной равности документов об образовании с таковыми других развитых государств.
О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования
Болонский образовательный процесс начал свое зарождение ещё с мая 1998 года. Тогда в Сорбонне было подписано многостороннее соглашение «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Декларацию, которую впоследствии стали считать вступлением к Болонскому договору, приняли министры Франции, Великобритании, Италии и Германии.
Соглашение в Болонье
Процесс (Болонский он стал называться потому, что подписание соответствующего договора произошло в Болонье) создания нового европейского образования был направлен на гармонизацию и слияние отдельных образовательных систем каждого государства в цельное пространство высшей школы. Датой, которая дала отсчет этому важному шагу в истории мирового образования, считают 19 июня 1999 года. В тот день представители образовательной сферы и министры более чем 20 европейских держав договорились о подписании соглашения, именуемого после Болонской декларацией. 29 участниц – страны Болонского процесса – оставили договор открытым, и на данный момент к «Зоне европейского высшего образования» могут присоединиться и другие государства.
Внедрение Болонского процесса в России
Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.
Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.
Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:
- приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
- повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
- повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.
Первые сдвиги в системе высшего образования
Болонский процесс в России уже через несколько лет функционирования помог достигнуть заметных результатов. Основной заслугой данной системы является:
- выстроена зона высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, основной задачей которых является развитие мобильности учащихся с перспективой трудоустройства;
- гарантирована конкурентоспособность каждого высшего учебного заведения в борьбе за контингент учащихся, государственное финансирование в сравнении с иными образовательными системами;
- университеты наделены важной ролью центральных объектов-носителей правильного общественного сознания в ходе развития культурных ценностей народов Европы.
Кроме того, в течение последних лет заметно укрепились нынешние и осуществляется постепенное завоевание более высоких позиций интеллектуального, научно-технического и социально-культурного ресурса Европы, где система Болонского процесса способствует повышению престижности каждого вуза.
Подготовка России к принятию Болонского процесса
На данный момент численность государств, принявших Болонскую декларацию, продолжает расти. Сегодня реализация Болонского процесса – задача как минимум для 50 современных государств на территории Европы. Однако стоит обратить внимание и на предварительную Концепцию модернизации российского образования. Этот документ, подготовленный Министерством образования, был одобрен российским правительством и Государственным советом. Действовал этот документ до 2010 года.
Концепция являлась основополагающим направлением державной политики в образовательной сфере, при том, что не содержала ни малейшего намека на Болонскую декларацию или на другой какой-либо документ процесса. Между тем, сравнивая тексты Концепции и положений, содержащихся в Болонском процессе, найти существенные различия будет нелегко.
Так же, как оценено по достоинству высшее образование в Болонском процессе, в Концепции отмечена важность признания того, что образование является неотъемлемым фактором становления новейшего уровня экономики и общественного уклада. По сути, такому документу вполне под силу конкуренция с иными образовательными зарубежными системами.
Описание предшествующей Концепции
Признавая за российской системой образования способность конкурировать со структурами образования передовых стран, Концепция говорит о необходимости широчайшей поддержки со стороны социума, а также общественно-экономической политики, возвращение должного уровня ответственности государства, его важной роли в образовательной сфере.
Составление Концепции модернизации российского высшего образования стало подготовительным этапом в процессе вхождения российского государства в Болонскую систему. Несмотря на то что тогда это не являлось главной задачей документа, он стал определенным прологом ко вступлению страны на новый путь образовательной сферы. Среди важных установок, стоящих перед главами соответствующих ведомств, стоит упомянуть о разработанных моделях федеральных государственных образовательных стандартов квалификационных уровней «бакалавр», «магистр», касающихся спектра технических и технологических специальностей.
По сравнению с государствами, которые подписали Болонское соглашение в 1999 году, Россия имела более выгодное для себя положение. Обратившись к документам Болонского процесса только в начале 21 века, Россия уже имела возможность взять на заметку опыт европейских стран. К тому же основные принципы обучения, системы сотрудничества и контрольный механизм над осуществлением процесса были давно сформированы и даже прошли этапы проверки.
Пополнить ряды передовых государств с Болонской системой образования Россию побудила надобность организации соответствующего механизма для уверенной конкуренции с европейскими, налаженными до «автоматизма» образовательными укладами.
Позитивные перемены
Благодаря вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, выпускники отечественных вузов получают дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Все страны Болонского процесса признали такие документы в качестве единого образца, подтверждающего получение высшего образования, в том числе и приложения к диплому, принятое Советом Европы и ЮНЕСКО. Таким образом выпускникам российских вузов предоставляется возможность стать полноправными членами программ академической мобильности.
Характерные черты Болонской системы в России
Из основополагающих пунктов и положений, которые привнес в российскую образовательную систему Болонский процесс, можно выделить несколько:
- разделение системы высшего образования на два уровня: бакалавриат и магистратура (для получения диплома бакалавра необходимо пройти 4-5-летнюю подготовку; магистры учатся 1-2 года);
- включение в учебные рабочие планы структуры часовых кредитов, которые представляют собой комплекс лекционных, семинарных занятий и самостоятельной работы студента (только пройдя программу по каждой дисциплине, рассчитанную на определенное количество часов, можно перейти на следующий курс обучения);
- оценивание качественной составляющей полученных знаний по мировым стандартизированным схемам;
- возможность непрерывно продолжать обучение практически в любом европейском вузе в случае, например, переезда из России;
- акцентирование внимания на проблемы общеевропейского уровня и содействие их изучению.
Преимущества для студентов
Отсюда следует, что выпускники российских университетов получат дипломы об образовании, не только подтверждающие их квалификацию в родной стране, но и будут котироваться среди работодателей по всей территории Европы. В свою очередь, иностранные студенты имеют огромные шансы трудоустроиться здесь. Кроме того, самым успешным учащимся будет предоставлена возможность прохождения обучения на протяжении семестра или года в университетах за рубежом благодаря характерным программам мобильности. Возможной стала и смена выбранной специальности при переходе, например, с бакалавриата на магистратуру.
Среди преимуществ непосредственно учебного процесса стоит назвать накопительную систему кредитов дисциплин, именно она позволит применить их для ускоренного получения второго высшего образования или углубленного изучения приоритетного иностранного языка, причем как в стенах вуза, так и в других странах.
Заключение
Развитие Болонского процесса во многом предопределялось условиями общих реформ, затрагивавших практически все жизненные сферы российского государства. Формирование установленной модели образовательной системы значительно усложняли различия двумя столь непохожими культурами обучения Высших школ: отечественной и европейской. Несовпадения можно было наблюдать во всем: в продолжительности обучения, квалификационных составляющих, направлений специальной подготовки. Отличия можно было с легкостью заметить даже в том, как организован учебный процесс.
Болонский договор, внесший кардинальные изменения в образовательную систему России, подразумевал переход к двухуровневой системе высшего образования от одноуровневой. До подписания соглашения вузы обучали студентов беспрерывно, на протяжении 5 лет. Дипломированных и высококвалифицированных профессионалов готовили на основе разработанной образовательной программы. Её дисциплинарный подход подразумевал выбор конкретной единицы измерения выполненной работы учащихся и преподавателей, которой являлся академический час. Расчет необходимого количества учебной нагрузки лежит в основе образовательных программ высшего образования.
Источник