Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС
Наверное, самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур. Например, насколько выпускники школы, получившие золотые медали, успешны в ЕГЭ.
На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.
Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.
2. Объективное оценивание
Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.
Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.
Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.
Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.
3. Дефициты системы оценивания
Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.
В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.
Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращаются в разбор ошибок, а не анализ достижений.
Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.
Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.
Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!
4. Виды оценивания. Функции оценивания
Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.
Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.
Вид оценивания
Функция
Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая
Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.
Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.
Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.
Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.
Формирующее оценивание стало лейтмотивом нашей работы в 2018-19 учебном году.
5. Оценивание и контроль
Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.
Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.
Линия сравнения
Оценивание
Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований
Выявление существующего уровня
Возможность уровневой градации результатов
Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)
Критерии задаются нормативно
Согласование критериев с другими учителями или учениками
Представление результата
Установление соответствия / несоответствия требованиям
Результат процесса
Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов
Развернутая обратная связь
обычно не могут быть сформулированы
Пути изменения ситуации по описанию результатов
могут быть сформулированы
В МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова используется «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:
1. Тематическое планирование
Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.
В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.
2. Составление списка планируемых результатов обучения
- Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
- На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
- В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
- Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.
Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой
Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через
— Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.
3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:
1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).
2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.
3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.
4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.
(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)
Критерии оценки достижений при формирующем оценивании
Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы.
Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.
Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить
- в чём недостатки конкретной работы,
- чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
- какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).
Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.
Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.
Приведенные выше критерии (с комментарием после таблицы) многократно встречаются в сети Интернет. Однако в таком виде их сложно использовать для оценивания и самооценки работы обучающегося. Формулировка «Контурная карта в целом заполнена правильно» учениками и их родителями может быть понята произвольно; также ученику сложно понять, чем карта, имеющая ряд недостатков, отличается от карты, заполненной неверно.
Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:
- На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
- Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
- Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
- В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
- Все надписи сделаны четко;
- На контурную карту не нанесено лишней информации.
Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.
Возможно, вы согласитесь, что для выставления отметки «4» необходимо нанести на карту не менее 80% объектов, соответствующих заданию, или выберите вариант «не нанесено не более 2 объектов». Выбор уровня определяется самим заданием, возрастом обучающихся.
Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.
4. Использование методов формирующего оценивания
Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.
Источник
ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования в школе (ВСОКО) является системой управления качеством образования. Она основана на проектировании, сборе и анализе информации о нескольких параметрах.
- -содержание образования:
- -результаты усвоения основной образовательной программы;
- -условия реализации основной образовательной программы;
- -эффективность компонентов, из которых она состоит, и подпрограмм;
- -содержание результатов освоения дополнительных образовательных школьных программ;
- -условия реализации данных программ.
Основным направлением внутренней системы оценки качества образования в школе является обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования. ВСОКО осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями к порядку проведения процедуры самообследования в школе, а также к различным параметрам, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в школе
У ВСОКО существуют несколько целей.
- Первой целью является формирование единой системы оценки состояния образования, а также своевременное выявление изменений, которые влияют на качество школьного образования.
- Вторая цель заключается в получении объективной информации о функционировании и развитии системы школьного образования, о тенденциях его изменения и о тех причинах, которые влияют на его уровень.
- Третья цель ВСОКО в школе – предоставить общественности и непосредственным участникам образовательных отношений достоверную информацию о качестве образования.
- Четвертую цель можно определить как принятие своевременных и четко обоснованных управленческих решений, которые связаны с образовательным совершенствованием. Принимая подобные решения, необходимо повышать уровень информированности потребителей образовательных услуг.
Также целью ВСОКО является прогнозирование развития образовательной системы.
Основная задача внутренней системы оценки качества образования в школе – установить степень соответствия образовательных программ не только нормативным требованиям, но и запросам потребителей образовательных услуг. Качество образования должно соответствовать требованиям ФГОС, федеральным компонентам государственных стандартов, а также потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг. В школе в обязательном порядке должно быть разработано положение о внутренней системе оценки качества образования. Результаты ВСОКО – это основа отчёта о самообследовании, подходы к которому регламентированы на федеральном уровне. Сама ВСОКО является непосредственным предметом самообследования, и в соответствующем отчёте приводятся ссылки как на положение о ВСОКО, так и на дополнительную оценочную информацию, выходящую за рамки критериев эффективности деятельности образовательной организации.
В процессе самообследования оценивается:
- образовательная деятельность;
- система управления образовательной организацией;
- содержание и качество подготовки учащихся;
- организация учебного процесса;
- дальнейшая востребованность выпускников;
- качество кадрового, учебно-методического и иного обеспечения, материально-технической базы;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования.
Структура внутренней системы оценки качества образования в школе
Структура ВСОКО должна включать следующие направления:
- качество образовательных результатов, к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
- Следующий компонент внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество реализации образовательного процесса. К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.
- Третий компонент структуры внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Локальный нормативный акт в данном случае выступает нормативной основой ВСОКО. Внутренняя система качества образования в школе функционирует в прямой взаимосвязи с системой целей внутришкольного контроля и мониторинга, создавая основы управления образовательной деятельностью школы. ВСОКО не заменяет внутришкольный контроль, однако, её материалы следует использовать в рамках внутришкольного контроля, особенно в сфере контроля образовательных достижений учащихся.
Источник
Внутренняя система оценки качества образования в школе
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО. В настоящей статье, выстроенной в вопросно-ответной форме изложения, раскрыты наиболее существенные организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.
Нужно ли отражать в локальном нормативном акте положения ВСОКО
В настоящее время можно выделить как минимум три нормативно-правовых основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ, где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»1; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана основного общего обучения.
Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте – Положении о внутренней системе оценки качества образования2.
С чего начинается внутренняя система оценки качества в школе
Разработка ВСОКО начинается с:
1. Оценки условий реализации ООП
приложение 1 «Структура оценки условий реализации ООП»;
приложение 2 «Структура стартовой оценки содержания обучения и образовательной деятельности (качества процесса)».
2. Планирования результатов реализации ООП
приложение 3 «Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП»;
приложение 4 «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися ООП (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта и индивидуального итогового проекта учащихся)»;
приложение 5 «Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися ООП».
Только так, иначе оценка качества результатов образования будет носить формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество и содержание обучения, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии ООП с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующей оценки уровня современного школьного образования. В рамках общего обучения результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего). В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО.
Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе.
Внутренняя система оценки качества образования в школе: параметры
Параметры внутренней системы качества образования в школе формируются исходя из триединства составляющих качества обучения:
качества условий (приложение 1);
качества содержания (программ, процессов) (приложение 2);
качества результатов (приложения 3-5).
Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273-ФЗ, где сказано, что качество обучения – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения ООП» (ст. 2 гл. II). Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество обучения понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.
Разница между ВСОКО и ВШК
Прежде всего, в назначении. ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения, ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия. Совершенно естественно, что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какая-то внутренняя оценка деятельности образовательной организации? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОО, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений.
Цель внутришкольная система оценки качества образования – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС в средней школе.
Использование материалов ВШК при проведении ВСОКО
Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО. Особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например:
результаты итоговой аттестации учащихся;
результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся;
результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД));
результативность проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся);
состояние материально-технической базы ОО, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.;
состояние кадрового ресурса ОО.
Можно сделать и больший «заем» из материалов ВШК, но учитывая цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС – в отчетности по ВСОКО не следует выходить за рамки этих требований. К примеру, излишней будет информация, связанная с эффективностью педагогических технологий учебного процесса, особенностями электронного документооборота и особенностями общественно-государственного управления в ОО и др. К тому же информация ВСОКО открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом «оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.
Формирование системы оценки качества образования с учетом результатов самообследования
Ранее уже было отмечено, что согласно приказу Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», ВСОКО – одно из направлений самой процедуры самообследования. Дословная выдержка из приказа: «в процессе самообследования проводится оценка учебной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования ». Никаких комментариев к тому, как информация о ВСОКО должна быть представлена в отчете о самообследовании, нет. Эта проблема решается на региональном или институциональном уровне. Достаточно включить в отчет о самообследовании ссылку на размещенное на сайте ОО Положение о внутренней системе оценки качества образования и в пояснительной части к отчету указать, в каких его разделах отражаются те или иные итоги ВСОКО.
Единое положение о внутренней системе оценки качества образования в школе
Помним, что цель ВСОКО – установление степени соответствия имеющегося качества образования требованиям действующих ФГОС. Однако, несмотря на разницу ФГОС и ФКГОС, двух Положений о ВСОКО быть не должно, тем более что ФГОС сохраняет требования к учебным результатам, сформулированным в ФКГОС, и добавляет требования к содержанию и условиям образовательной деятельности. Необходимо поэтому иметь единое Положение о внутренней оценке качества образования, где различия в параметрах оценки по ФГОС и по ФКГОС будут акцентированы в блоках «Оценка содержания образования» (приложение 2), «Оценка результатов образования» (приложения 3-5).
Взаимосвязь параметров внутренней и внешней системы оценки качества образования
Во-первых, подчеркнем, что связь эта обязательна, иначе ВСОКО теряет смысл. Понятие «внутренняя» здесь не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя – значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей качества, используемых в процедурах внешней оценки.
Всероссийская система качества образования пока еще формируется, однако в большинстве субъектов РФ уже функционируют региональные системы оценки уровня качества образования, критерии которых необходимо учитывать при разработке образовательной программы основного общего образования. В любом случае целесообразно принять во внимание письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования в ОУ, реализующих ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»3. В данном документе представлены оценочные параметры, охватывающие и качество содержания учебы, и качество условий, и качество результатов. Кроме того, в целях согласования внешней и внутренней оценок следует принять в расчет и показатели эффективности образовательной деятельности ОО, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «О показателях деятельности ОО, подлежащей самообследованию»). С необходимыми ОО коррективами и дополнениями указанные внешние измерители лягут в основу параметров внутренней оценки качества образования в школе. Примеры оценочных параметров, ориентированных на взаимосвязь внешней и внутренней оценок качества образования, представлены в приложениях 1-5.
Структура оценки условий реализации ООП (сводный бланк для стартовой и контрольной оценки)
Источник
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в управлении ОО
Внутренняя система оценки качества образования создана с целью мониторинга результатов реализации ФГОС. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования модели осуществляется администрацией школы.
Существует ряд нормативно-правовых актов, на которые руководитель ОО опирается при формировании ВСОКО. К основным относятся:
Выступает как инструмент диагностики структуры управления и включает:
- оценку состояния административной системы ОО;
- ведение документооборота и оценку наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
- мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
- диагностику деятельности администрации и т.д.
Предполагается оценка следующих показателей:
- предметные результаты и достижения (проводят сравнительный анализ ВСОКО, НОКО, ГИА и др.)
- оценку социализации учащихся, состояния здоровья, личных достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
- выявление групп риска и контроль работы с ними;
- исследование эффективности социального партнерства.
В данном разделе проводится анализ по следующим критериям:
- соответствие ООП требованиям ФГОС;
- адаптация программ под нужды учащихся ОО, индивидуальная работа с учениками;
- эффективность осуществления учебного плана на уровне школы, качество преподавания;
- исследование организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
- оценка эффективности работы с родителями, степени их удовлетворенности.
Сводится к общей оценке организационной структуры ОО и функционирования отделов по следующим параметрам:
- материально-техническое и информационное (ИКТ) оснащение;
- выполнение санитарно-гигиенических требований (СанПиН 2.4.2.2821-10);
- организация медицинского сопровождения и питания;
- соответствие педагогов требованиям профстандартов;
- микроклимат в организации.
В свете введения и реализации ВСОКО, у многих руководителей организаций возникает вопрос: почему остается актуальной такая форма оценки, как ВШК? Есть ли вообще разница между ВШК и ВСОКО?
Вопрос закономерный, ведь обе формы оценки преследуют, на первый взгляд, одинаковые цели. Но следует уточнить, что ВШК – это форма внутренней отчетности для принятия внутренних управленческих решений.
Цель ВСОКО – определить соответствие качества образовательного процесса общероссийским стандартам. Результаты такого самообследования доступны потребителям услуг и их заказчикам.
Для упрощения процедуры ВСОКО руководитель может использовать отчетность ВШК. Однако, при этом стоит придерживаться требований к отчетности по ВСОКО и исключить лишнюю информацию.
Источник