Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

Наверное, самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур. Например, насколько выпускники школы, получившие золотые медали, успешны в ЕГЭ.

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращаются в разбор ошибок, а не анализ достижений.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

Формирующее оценивание стало лейтмотивом нашей работы в 2018-19 учебном году.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

В МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова используется «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

  • Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
  • На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
  • В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
  • Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

— Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

Похожее:  5 Порядок подготовки и проведения анализа со стороны руководства

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы.

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

  • в чём недостатки конкретной работы,
  • чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
  • какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Приведенные выше критерии (с комментарием после таблицы) многократно встречаются в сети Интернет. Однако в таком виде их сложно использовать для оценивания и самооценки работы обучающегося. Формулировка «Контурная карта в целом заполнена правильно» учениками и их родителями может быть понята произвольно; также ученику сложно понять, чем карта, имеющая ряд недостатков, отличается от карты, заполненной неверно.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

  • На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
  • Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
  • Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
  • В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
  • Все надписи сделаны четко;
  • На контурную карту не нанесено лишней информации.

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Возможно, вы согласитесь, что для выставления отметки «4» необходимо нанести на карту не менее 80% объектов, соответствующих заданию, или выберите вариант «не нанесено не более 2 объектов». Выбор уровня определяется самим заданием, возрастом обучающихся.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.

Источник

ВСОКО

VSOKO_1.jpg

Внутренняя система оценки качества образования в школе (ВСОКО) является системой управления качеством образования. Она основана на проектировании, сборе и анализе информации о нескольких параметрах.

  • -содержание образования:
  • -результаты усвоения основной образовательной программы;
  • -условия реализации основной образовательной программы;
  • -эффективность компонентов, из которых она состоит, и подпрограмм;
  • -содержание результатов освоения дополнительных образовательных школьных программ;
  • -условия реализации данных программ.

Основным направлением внутренней системы оценки качества образования в школе является обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования. ВСОКО осуществляется в строгом соответствии с федеральными требованиями к порядку проведения процедуры самообследования в школе, а также к различным параметрам, которые используются в процессе федерального государственного контроля качества образования.

Цели и задачи внутренней системы оценки качества образования в школе

У ВСОКО существуют несколько целей.

  1. Первой целью является формирование единой системы оценки состояния образования, а также своевременное выявление изменений, которые влияют на качество школьного образования.
  2. Вторая цель заключается в получении объективной информации о функционировании и развитии системы школьного образования, о тенденциях его изменения и о тех причинах, которые влияют на его уровень.
  3. Третья цель ВСОКО в школе – предоставить общественности и непосредственным участникам образовательных отношений достоверную информацию о качестве образования.
  4. Четвертую цель можно определить как принятие своевременных и четко обоснованных управленческих решений, которые связаны с образовательным совершенствованием. Принимая подобные решения, необходимо повышать уровень информированности потребителей образовательных услуг.

Также целью ВСОКО является прогнозирование развития образовательной системы.

Основная задача внутренней системы оценки качества образования в школе – установить степень соответствия образовательных программ не только нормативным требованиям, но и запросам потребителей образовательных услуг. Качество образования должно соответствовать требованиям ФГОС, федеральным компонентам государственных стандартов, а также потребностям заказчиков и потребителей образовательных услуг. В школе в обязательном порядке должно быть разработано положение о внутренней системе оценки качества образования. Результаты ВСОКО – это основа отчёта о самообследовании, подходы к которому регламентированы на федеральном уровне. Сама ВСОКО является непосредственным предметом самообследования, и в соответствующем отчёте приводятся ссылки как на положение о ВСОКО, так и на дополнительную оценочную информацию, выходящую за рамки критериев эффективности деятельности образовательной организации.

В процессе самообследования оценивается:

  • образовательная деятельность;
  • система управления образовательной организацией;
  • содержание и качество подготовки учащихся;
  • организация учебного процесса;
  • дальнейшая востребованность выпускников;
  • качество кадрового, учебно-методического и иного обеспечения, материально-технической базы;
  • функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Структура внутренней системы оценки качества образования в школе

Структура ВСОКО должна включать следующие направления:

  • качество образовательных результатов, к которым относятся предметные результаты обучения, метапредметные результаты обучения, личностные результаты, показатели социализации, результаты освоения учащимися основной общеобразовательной программы, здоровье учащихся, динамика, достижения на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.
  • Следующий компонент внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество реализации образовательного процесса. К нему относятся основные и дополнительные образовательные программы, реализация учебных планов и рабочих программ как составляющих образовательной программы, качество уроков и индивидуальной работы с учащимися, а также внеурочной деятельности, удовлетворённость учителей и родителей школьными уроками и условиями.
  • Третий компонент структуры внутренней системы оценки качества образования в школе – это качество условий, которые обеспечивают образовательный процесс. К нему относится материально-техническое обеспечение, информационно-развивающая среда, санитарно-гигиенические и эстетические условия, медицинское сопровождение и общественное питание, психологический климат в образовательном учреждении, использование социальной сферы микрорайона и города, кадровое обеспечение, государственное общественное управление, программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.
Похожее:  Деятельность результатом которой является создание нечто нового ранее

Локальный нормативный акт в данном случае выступает нормативной основой ВСОКО. Внутренняя система качества образования в школе функционирует в прямой взаимосвязи с системой целей внутришкольного контроля и мониторинга, создавая основы управления образовательной деятельностью школы. ВСОКО не заменяет внутришкольный контроль, однако, её материалы следует использовать в рамках внутришкольного контроля, особенно в сфере контроля образовательных достижений учащихся.

Источник



Внутренняя система оценки качества образования в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) к компетенции образовательной организации (далее – ОО). Данный нормативно-правовой посыл означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Каких-либо единых требований и рекомендаций на этот счет не существует и, по логике вышеозначенного положения закона, не предусмотрено. Вместе с тем большинство практиков нуждаются в неких ориентирах, ссылаясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО. В настоящей статье, выстроенной в вопросно-ответной форме изложения, раскрыты наиболее существенные организационно-управленческие ориентиры обеспечения функционирования ВСОКО.

Нужно ли отражать в локальном нормативном акте положения ВСОКО

В настоящее время можно выделить как минимум три нормативно-правовых основания. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ, где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО. Порядок проведения самообследования ОО утвержден приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования. В дополнение к приказу от 14.06.2013 № 462 приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности. В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) к структуре основной образовательной программы (далее – ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»1; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана основного общего обучения.

Все эти нормативно-правовые основания ведут к тому, что любая ОО, в т. ч. общеобразовательная, должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте – Положении о внутренней системе оценки качества образования2.

С чего начинается внутренняя система оценки качества в школе

Разработка ВСОКО начинается с:

1. Оценки условий реализации ООП

приложение 1 «Структура оценки условий реализации ООП»;

приложение 2 «Структура стартовой оценки содержания обучения и образовательной деятельности (качества процесса)».

2. Планирования результатов реализации ООП

приложение 3 «Структура оценки достижения предметных результатов освоения ООП»;

приложение 4 «Содержание оценки метапредметных результатов освоения учащимися ООП (помимо результатов, оцениваемых эмпирически в ходе группового проекта и индивидуального итогового проекта учащихся)»;

приложение 5 «Содержание оценки личностных результатов освоения учащимися ООП».

Только так, иначе оценка качества результатов образования будет носить формальный характер, поскольку результаты – это целевые ориентиры образовательной деятельности, вокруг которых и формируется качество и содержание обучения, процесс и условия его реализации. Результаты (целевые ориентиры) образовательной деятельности планируются в соответствии ООП с требованиями ФГОС общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП соответствующей оценки уровня современного школьного образования. В рамках общего обучения результаты планируются на уровень (начального, основного и среднего общего). В силу особенностей образовательной среды ОО, ее миссии, ресурсного потенциала и т. д., единого (федерального или регионального) пакета результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО.

Поскольку результаты (целевые ориентиры) образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов и выполнения «дорожной карты» развития условий, тоже будет разной. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ ВСОКО не может регламентироваться на федеральном уровне и даже в случае следования каким-то примерным порядкам регионального значения останется самостоятельной, оригинальной единицей образовательной практики современной ОО и социальной практики в школе.

Внутренняя система оценки качества образования в школе: параметры

Параметры внутренней системы качества образования в школе формируются исходя из триединства составляющих качества обучения:

качества условий (приложение 1);

качества содержания (программ, процессов) (приложение 2);

качества результатов (приложения 3-5).

Это триединство заложено в тексте Федерального закона № 273-ФЗ, где сказано, что качество обучения – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется учебная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов освоения ООП» (ст. 2 гл. II). Важно, что в Федеральном законе № 273-ФЗ качество обучения понимается как соответствие требованиям тех или иных стандартов, а требования ФГОС как раз и распространяются на содержание, условия образовательной деятельности и ее результаты. Следовательно, данное триединство и есть функционально-организационное ядро параметров ВСОКО.

Разница между ВСОКО и ВШК

Прежде всего, в назначении. ВШК – это контроль качества образования и управление системой обучения, ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества обучения требованиям ФГОС, а также информирование заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия. Совершенно естественно, что по мере погружения в проблематику организации ВСОКО администрация ОО задается вопросом: если уже налажен ВШК, зачем еще какая-то внутренняя оценка деятельности образовательной организации? Вопрос закономерный, поскольку и ВШК, и ВСОКО «работают» с одним и тем же материалом: содержанием учебной деятельности в ОО, ее результатами, ее ресурсным обеспечением. И ВШК, и ВСОКО как будто бы имеют одинаковую цель – обеспечить качество. Наконец, ВШК и ВСОКО осуществляются практически одним и тем же составом субъектов: администраторы, руководители предметных кафедр или методических объединений, педагоги. И все-таки ВШК и ВСОКО далеко не одно и то же. Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних управленческих решений.

Похожее:  Основные характеристики поисковых систем

Цель внутришкольная система оценки качества образования – самоаудит образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения требованиям ФГОС в средней школе.

Использование материалов ВШК при проведении ВСОКО

Материалы ВШК можно использовать в рамках ВСОКО. Особенно в части контроля образовательных достижений учащихся. Часть справок по итогам ВШК вполне может быть отражена в отчетности по ВСОКО. Например:

результаты итоговой аттестации учащихся;

результаты промежуточного контроля успеваемости учащихся;

результативность участия учащихся в олимпиадах, конференциях и др. (применительно к программам формирования и развития универсальных учебных действий (далее – УУД));

результативность проектной деятельности учащихся (применительно к оценке индивидуальных достижений учащихся);

состояние материально-технической базы ОО, в т. ч. оснащенность кабинетов и др.;

состояние кадрового ресурса ОО.

Можно сделать и больший «заем» из материалов ВШК, но учитывая цель ВСОКО – установление соответствия имеющегося качества образования требованиям ФГОС – в отчетности по ВСОКО не следует выходить за рамки этих требований. К примеру, излишней будет информация, связанная с эффективностью педагогических технологий учебного процесса, особенностями электронного документооборота и особенностями общественно-государственного управления в ОО и др. К тому же информация ВСОКО открыта для потребителей, и если ОО решает выйти за предполагаемый стандартом «оценочный» минимум, то это должно сработать на укрепление ее имиджа, а не наоборот.

Формирование системы оценки качества образования с учетом результатов самообследования

Ранее уже было отмечено, что согласно приказу Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией», ВСОКО – одно из направлений самой процедуры самообследования. Дословная выдержка из приказа: «в процессе самообследования проводится оценка учебной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования ». Никаких комментариев к тому, как информация о ВСОКО должна быть представлена в отчете о самообследовании, нет. Эта проблема решается на региональном или институциональном уровне. Достаточно включить в отчет о самообследовании ссылку на размещенное на сайте ОО Положение о внутренней системе оценки качества образования и в пояснительной части к отчету указать, в каких его разделах отражаются те или иные итоги ВСОКО.

Единое положение о внутренней системе оценки качества образования в школе

Помним, что цель ВСОКО – установление степени соответствия имеющегося качества образования требованиям действующих ФГОС. Однако, несмотря на разницу ФГОС и ФКГОС, двух Положений о ВСОКО быть не должно, тем более что ФГОС сохраняет требования к учебным результатам, сформулированным в ФКГОС, и добавляет требования к содержанию и условиям образовательной деятельности. Необходимо поэтому иметь единое Положение о внутренней оценке качества образования, где различия в параметрах оценки по ФГОС и по ФКГОС будут акцентированы в блоках «Оценка содержания образования» (приложение 2), «Оценка результатов образования» (приложения 3-5).

Взаимосвязь параметров внутренней и внешней системы оценки качества образования

Во-первых, подчеркнем, что связь эта обязательна, иначе ВСОКО теряет смысл. Понятие «внутренняя» здесь не означает «самобытная», «уникальная». Внутренняя – значит проведенная самостоятельно, внутри организации, но с учетом измерителей качества, используемых в процедурах внешней оценки.

Всероссийская система качества образования пока еще формируется, однако в большинстве субъектов РФ уже функционируют региональные системы оценки уровня качества образования, критерии которых необходимо учитывать при разработке образовательной программы основного общего образования. В любом случае целесообразно принять во внимание письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования в ОУ, реализующих ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»3. В данном документе представлены оценочные параметры, охватывающие и качество содержания учебы, и качество условий, и качество результатов. Кроме того, в целях согласования внешней и внутренней оценок следует принять в расчет и показатели эффективности образовательной деятельности ОО, подлежащей самообследованию (приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «О показателях деятельности ОО, подлежащей самообследованию»). С необходимыми ОО коррективами и дополнениями указанные внешние измерители лягут в основу параметров внутренней оценки качества образования в школе. Примеры оценочных параметров, ориентированных на взаимосвязь внешней и внутренней оценок качества образования, представлены в приложениях 1-5.

Структура оценки условий реализации ООП (сводный бланк для стартовой и контрольной оценки)

Источник

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) в управлении ОО

Внутренняя система оценки качества образования создана с целью мониторинга результатов реализации ФГОС. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования модели осуществляется администрацией школы.

Существует ряд нормативно-правовых актов, на которые руководитель ОО опирается при формировании ВСОКО. К основным относятся:

Выступает как инструмент диагностики структуры управления и включает:

  • оценку состояния административной системы ОО;
  • ведение документооборота и оценку наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
  • мониторинг работы педагогического совета, родительских комитетов;
  • диагностику деятельности администрации и т.д.

Предполагается оценка следующих показателей:

  • предметные результаты и достижения (проводят сравнительный анализ ВСОКО, НОКО, ГИА и др.)
  • оценку социализации учащихся, состояния здоровья, личных достижений (олимпиады, спортивные соревнования и т.д.);
  • выявление групп риска и контроль работы с ними;
  • исследование эффективности социального партнерства.

В данном разделе проводится анализ по следующим критериям:

  • соответствие ООП требованиям ФГОС;
  • адаптация программ под нужды учащихся ОО, индивидуальная работа с учениками;
  • эффективность осуществления учебного плана на уровне школы, качество преподавания;
  • исследование организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
  • оценка эффективности работы с родителями, степени их удовлетворенности.

Сводится к общей оценке организационной структуры ОО и функционирования отделов по следующим параметрам:

  • материально-техническое и информационное (ИКТ) оснащение;
  • выполнение санитарно-гигиенических требований (СанПиН 2.4.2.2821-10);
  • организация медицинского сопровождения и питания;
  • соответствие педагогов требованиям профстандартов;
  • микроклимат в организации.

В свете введения и реализации ВСОКО, у многих руководителей организаций возникает вопрос: почему остается актуальной такая форма оценки, как ВШК? Есть ли вообще разница между ВШК и ВСОКО?

Вопрос закономерный, ведь обе формы оценки преследуют, на первый взгляд, одинаковые цели. Но следует уточнить, что ВШК – это форма внутренней отчетности для принятия внутренних управленческих решений.

Цель ВСОКО – определить соответствие качества образовательного процесса общероссийским стандартам. Результаты такого самообследования доступны потребителям услуг и их заказчикам.

Для упрощения процедуры ВСОКО руководитель может использовать отчетность ВШК. Однако, при этом стоит придерживаться требований к отчетности по ВСОКО и исключить лишнюю информацию.

Источник

Рубрики Результат

Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

Наверное, самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур. Например, насколько выпускники школы, получившие золотые медали, успешны в ЕГЭ.

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращаются в разбор ошибок, а не анализ достижений.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

Формирующее оценивание стало лейтмотивом нашей работы в 2018-19 учебном году.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

В МБОУ ПСОШ№1 имени Г.В.Алисова используется «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

  • Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
  • На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
  • В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
  • Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

— Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы.

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

  • в чём недостатки конкретной работы,
  • чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
  • какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Приведенные выше критерии (с комментарием после таблицы) многократно встречаются в сети Интернет. Однако в таком виде их сложно использовать для оценивания и самооценки работы обучающегося. Формулировка «Контурная карта в целом заполнена правильно» учениками и их родителями может быть понята произвольно; также ученику сложно понять, чем карта, имеющая ряд недостатков, отличается от карты, заполненной неверно.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

  • На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
  • Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
  • Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
  • В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
  • Все надписи сделаны четко;
  • На контурную карту не нанесено лишней информации.

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Возможно, вы согласитесь, что для выставления отметки «4» необходимо нанести на карту не менее 80% объектов, соответствующих заданию, или выберите вариант «не нанесено не более 2 объектов». Выбор уровня определяется самим заданием, возрастом обучающихся.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.

Источник

Вопросы для оценивания качества образования

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 16 марта 2018 года N 05-71

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с целью повышения эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся направляет для использования в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов (далее — рекомендации).

Похожее:  О тестовых заданиях к слухоречевой олимпиаде laquo Родник Знаний raquo

Данные рекомендации могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций общего образования.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов

Общие положения

Целью настоящих методических рекомендаций является повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.

Повышение объективности оценки образовательных результатов может быть достигнуто только в результате согласованных действий на всех уровнях управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне образовательных организаций.

Данные рекомендации адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, а также органам исполнительной власти, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, и могут быть использованы для формирования и совершенствования региональной стратегии развития образования, подготовки программ развития, планирования деятельности в области оценки качества образования, а также подготовки рекомендаций и других документов для муниципальных органов власти и для образовательных организаций.

Меры, указанные в настоящих рекомендациях, могут быть применены как при проведении оценочных процедур федерального уровня (например, всероссийских проверочных работ), так и при проведении оценочных процедур регионального и муниципального уровней, а также при проведении отдельных оценочных процедур на уровне образовательных организаций.

Описание мер, направленных на повышение объективности оценки образовательных результатов

Основные подходы

Для повышения объективности оценки образовательных результатов рекомендуется организовать комплексные мероприятия по трем направлениям:

1. Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях.

2. Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО.

3. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

Наиболее эффективным является комплексное сочетание всех трех подходов и создание на их основе действенной системы, при которой все участники образовательных отношений заинтересованы в объективной оценке образовательных результатов, и одновременно принимаются всесторонние меры для обеспечения объективности результатов при проведении всех мероприятий по оценке качества образования.

Ниже представлено более детальное описание каждого подхода.

Подход 1: обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях

Для обеспечения возможности получения в рамках конкретной оценочной процедуры объективных результатов необходимо выполнение следующих условий.

1. Наличие описания оценочной процедуры, закрепляющего соответствие этой оценочной процедуры следующим принципам:

а. использование научно обоснованной концепции и качественных контрольных измерительных материалов;

б. применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;

в. привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах;

г. устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.

2. Организация на региональном и/или муниципальном уровнях контроля соблюдения всех положений и регламентов, приведенных в описании оценочной процедуры. Контроль может, в том числе, осуществляться посредством:

а. привлечения независимых, общественных наблюдателей;

б. выезда в пункты проведения представителей муниципальных и региональных ОИВ;

в. организации видеонаблюдения и т.п.

Условие отсутствия конфликта интересов означает, в том числе, что необходимо соблюдать следующие требования:

— в качестве наблюдателей не могут выступать родители учащихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;

— учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором работы и участвовать в проверке работ;

— проверка работ должна проводиться по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.

Более детально рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования представлены в приложении 1.

Указанные условия соблюдены при проведении единого государственного экзамена, национальных исследований качества образования (НИКО), международных сравнительных исследований.

При организации каждой оценочной процедуры регионального и/или муниципального уровней необходима разработка аналогичного описания на основании рекомендаций, содержащихся в приложении 1, а также контроль соблюдения всех положений и регламентов разработанного описания.

При организации всероссийских проверочных работ необходима разработка регионального регламента их проведения, типовых регламентов для ОО, касающихся вопросов проведения ВПР в ОО и обеспечения объективности результатов, а также контроль соблюдения всех принятых регламентов.

Примечание. Выполнение указанных условий для ВПР в части контроля является весьма ресурсоемким, поскольку требует направления в ОО независимых наблюдателей для проведения самих процедур и привлечения независимых экспертов для оценки работ участников ВПР. В связи с этим данный подход в рамках ВПР может быть применен только в ограниченном количестве ОО. В остальных ОО рекомендуется применять сочетание второго и третьего подходов, представленных ниже.

Подход 2: выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО

Выявление ОО с необъективными результатами оценочной процедуры федерального или регионального уровня может осуществляться аналитическими методами, с использованием:

— оценки доверительного интервала среднего балла для ОО относительно группы ОО из данного региона;

— оценки доверительного интервала процента выполнения каждого задания по каждой ОО, участвовавшей в оценочной процедуре, относительно контрольной выборки ОО;

— сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных об ОО;

— сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ЕГЭ с учетом контекстных данных об ОО;

Контрольная выборка ОО включает те ОО, в которых реализован первый подход или хотя бы обеспечено присутствие независимых наблюдателей на всех стадиях проведения оценочной процедуры. Поскольку контрольная выборка ОО должна быть достаточно большой (не менее 150 ОО), ее формирование возможно только в случае проведения массовых оценочных процедур, например, ВПР или региональных оценочных процедур с участием большинства ОО региона.

При использовании статистических методов выявления ОО с необъективными результатами может быть применен кластерный подход.

Признаком необъективности оценивания образовательных результатов в ОО может также служить наличие выпускников ОО, получивших золотые медали и имеющих низкие результаты ЕГЭ.

В случае обнаружения признаков недостоверности результатов в ОО рекомендуется:

— осуществить перепроверку результатов;

— в случае подтверждения недостоверности результатов выработать комплекс мер в отношении данной ОО.

Подход 3: формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов

Для формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов, рекомендуется применять следующие меры:

— реализовывать в приоритетном порядке программы помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса и т.п.; во всех перечисленных случаях применять меры административного воздействия, только если программы помощи не приводят к позитивным сдвигам в результатах;

— использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками (в независимых оценочных процедурах, соответствующих рекомендациям приложения 1) только по желанию педагога;

— способствовать повышению заинтересованности ОО в использовании объективных результатов региональных и федеральных оценочных процедур;

— проводить разъяснительную работу с муниципальными органами управления образованием и руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.

Важным механизмом обеспечения объективности оценивания является внутришкольная система оценки образовательных результатов, способствующая эффективному выполнению педагогами трудовой функции "по объективной оценке знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей". Элементами такой системы в ОО являются, в том числе:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 18.10.2013". — Примечание изготовителя базы данных.

— положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся;

— система регулярных независимых оценочных процедур, объективность результатов которых обеспечивает руководство ОО;

— принятые в ОО прозрачные критерии внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;

— непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование;

— проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.

Приложение 1

Рекомендации по организации и проведению независимых процедур оценки качества образования

Общие положения

Важнейшим условием эффективного использования результатов оценочной процедуры является обеспечение на всех стадиях разработки, подготовки и проведения оценочной процедуры определенных условий, в том числе, обеспечения валидности инструментария по отношению к тому, что оценивается, и надежности процедур (разработки инструментария, проведения самих процедур, обработки и анализа результатов). Другим важным условием, позволяющим проводить эффективный анализ результатов оценочных процедур, является наличие четкого описания этих процедур, позволяющего точно интерпретировать полученные результаты.

В методических рекомендациях изложены основные принципы, которым должны удовлетворять подготовка и проведение оценочных процедур, разработка инструментария для их проведения. Указанные принципы направлены на обеспечение объективности результатов оценочных процедур и эффективности их использования в целях принятия на их основе управленческих решений.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при формировании системы оценки качества образования на уровне субъекта Российской Федерации, муниципалитета или на уровне образовательной организации.

Источник



Тест с ответами "Качество образования в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

2. Совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой.

3. Это совокупность учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности, нормативные сроки обучения.

2) Чему должны соответствовать показатели качества образования?

1. Только федеральным стандартам.

2. Федеральным государственным стандартам и потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.

3. Только потребностям физических лиц, в чьих интересах осуществляется просветительская деятельность.

3) Что такое мониторинг качества образования?

1. Краткий доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

2. Вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

3. Мониторинг образования является внутренней частью системы по оценке его качества. Он служит информационным обеспечением по надзору за текущей деятельностью. Собственно, мониторингом является комплексное аналитическое отслеживание всех процессов, которые определяют количественно-качественные изменения особенностей образовательной деятельности.

4) Что включает в себя оценка качества образования Образовательной организации?

1. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

2. Только оценку качества образовательных достижений обучающихся.

3. Только оценку качества образовательного процесса.

5) Что является основным документом, определяющим систему оценки качества образования образовательного учреждения?

1. Образовательная программа.

2. Технологическая карта урока.

3. Технологическая карта мониторинга.

6) Что такое аттестация педагогических работников ?

1. Защита портфолио преподавателем.

2. Это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

3. Сдача итогового тестирования на курсах повышения квалификации.

7) Какие две согласованные между собой системы оценок включает в себя Система оценки качества образования?

1. Внешнюю и внутреннюю системы оценок.

2. Независимую оценку и оценку Рособрнадзора.

Похожее:  Как сформировать личностные результаты

3. Мониторинг качества образования и результаты ЕГЭ, ОГЭ.

8) Что такое педагогический контроль?

1. Комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

2. Специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

3. Это система научно-обоснованной проверки результатов образования учащихся. В более узком смысле контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков.

9) Каковы функции Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки?

1. Призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Рособрнадзора, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Рособрнадзора.

2. Призван выявлять и сравнивать изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

3. Осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях.

10) Адрес Портала общероссийской системы оценки качества образования:

Источник

Современные подходы и методы оценки качества образования

Сергеева, С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества образования / С. Ю. Сергеева, Е. Д. Обревко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 162-165. — URL: /moluch.ru/archive/275/62424/ (дата обращения: 10.07.2021).

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с оценкой качества образования. В процессе исследования проанализированы различные подходы, методы и критерии. Также установлена значительная разница между системами оценивания образования в Европе, США и России. На основе процессного подхода в статье предложено три группы критериев: критерии качества результата образовательного процесса, критерии качества условий осуществления образовательного процесса, критерии качества реализации образовательного процесса.

Ключевые слова : оценка, качество, образование, метод, процесс, критерий.

The article is devoted to the consideration of topical issues related to the assessment of the quality of education. In the process of research, various approaches, methods and criteria were analyzed. Also found a significant difference between the systems of education evaluation in EU, the USA and Russia. Based on the process approach, the article proposed three groups of criteria: quality criteria for the result of the educational process, for the conditions of the educational process, and for the implementation of the educational process.

Keywords: assessment, quality, education, method, process, criterion.

Человеческий капитал, интеллектуальный потенциал и экономика знаний в современном обществе имеют большое значение и влияние на развитие и благосостояние любой страны. В условиях стремительной разработки и распространения инновационных технологий, научно-технического прогресса возрастает роль и значение подготовки высококвалифицированных специалистов и, как следствие, приобретают все большую актуальность вопросы предоставления качественных образовательных услуг с целью соответствия уровня подготовки специалистов потребностям экономики, производства и управления [1]. Вместе с тем, влияние интеграционных процессов, растущая роль глобализации обуславливают необходимость использования международных образовательных стандартов и критериев оценки качества в сфере предоставления образовательных услуг.

Качество образования составляет основу обеспечения и повышения уровня жизни индивидуума, что представляет собой главную цель существования государства. Этот критерий является базовым, он занимает особое место в процессе реформирования общества и является составляющим элементом социальной функции государственного управления, которая рассматривает образование в рамках механизма социального воспроизводства населения с помощью создания условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина; воспитания людей, способных эффективно работать и обучаться в течение всей жизни; обеспечения социальной среды, которая генерирует потребность в качественном образовании для граждан и предоставляет возможности ее удовлетворения [2].

В последнее время повышению качества образования, а также совершенствованию системы образования уделяют значительное внимание отечественные и зарубежные ученые. Для эффективного управления, принятия взвешенных решений, сравнения и адекватной оценки современного состояния качества подготовки специалистов необходимо систематическое измерение и оценка качества образования.

Вместе с тем, следует отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует единая интерпретация понятия «качество образования», не выработаны согласованные механизмы отслеживания его реализации. Представители разных наук в процессе осознания сущности исследуемой дефиниции выделяют признаки, специфические именно для своей отрасли знаний, что затрудняет выработку общих подходов к его определению и сущности, а также не способствует выбору адекватных критериев оценки.

Например, в странах ЕС используются различные системы обеспечения качества образования, сформировавшиеся в условиях, когда требования к предоставлению образовательных услуг выдвигались непосредственными их пользователями — соискателями, учеными, предпринимателями, обществом. В частности, с целью содействия совместному пониманию качества обучения и преподавания, принимая во внимание различия между всеми стейкхолдерами, в 2015 г. на конференции в Ереване были утверждены стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG) [3].

Заметим, что в большинстве стран СНГ система оценки качества образования уходит корнями в советское прошлое, когда контроль осуществлялся административно-командными методами.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, различные подходы и механизмы оценки качества подготовки обучающихся на разных уровнях образования вызывают необходимость проведения углубленных исследований и усовершенствования модели менеджмента качества образования, что обуславливает актуальность выбранной темы статьи, а также подтверждает ее практическую и теоретическую значимость.

Проблемам развития и повышения качества образования в различных аспектах ее изучения, исследованию общих принципов мониторинга качества образовательной деятельности и управления ею, изучению опыта использования международных программ оценки качества образования посвящено значительное количество научных публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов, к числу которых можно отнести А. Бермуса, А. Бордовских, Ю. Итина, Л. Нестерова, С. Редько, Т. Трапицына, Г. Уолфорда, Ф Кайзера, И. Коваленко.

Однако проблема создания целостной системы государственно-общественного управления качеством и оценкой образования в научной среде все еще не получила должного теоретического обоснования. По-прежнему остается необоснованной возможность и целесообразность использования результатов экспертных и социологических опросов для улучшения системы управления качеством образования.

Таким образом, принимая во внимание обозначенное, цель статьи заключается в исследовании различных подходов и методов к оценке качества образования.

Как уже отмечалось ранее, качество образования — это многоплановая категория и критерии ее оценки могут быть самыми разными. Можно выделить четыре основных аспекта оценки качества образования, которые дополняют друг друга:

– гарантированное соблюдение базовых стандартов и эталонов;

– достижение поставленных целей на всех этапах образовательного процесса;

– способность удовлетворять запросы и ожидания потребителей образовательных услуг, а также участников рынка труда;

– стремление к усовершенствованию процесса обучения.

Некоторые исследователи считают, что для оценки качества образования рациональным является использование критериев, основанных на контроле за когнитивными результатами процесса обучения, полагая, что основной целью антропоцентрической школы является интеллектуальное воспитание [4].

Также на сегодняшний день широкую известность приобрело экспертное оценивание качества образования. Для получения экспертных оценок могут привлекаться руководители предприятий, выпускники, студенты, сотрудники учебных заведений и их руководство, независимые эксперты и аналитики, международное научное сообщество и др. Этот метод позволяет оценить те аспекты, по которым сложно или невозможно аккумулировать количественные данные.

Показатели, разработанные Панченковой Л. С., претендуют на большую объективность оценочных процедур: автор предлагает отслеживать и анализировать сам педагогический процесс и его результаты на основе комплексного критерия эффективности. Составляющими компонентами комплексного индикатора являются психологический, социологический, культурно-образовательный, валеологический, морально-развивающий критерии [5].

Если рассматривать состав критериев оценки качества образования в международном измерении в разрезе отдельных государств, то следует отметить, что они существенно отличается как в странах Европы, так и в США (см. табл. 1).

Перечень критериев для оценки качества образования в странах ЕС, США и России

Европейская система оценки качества образования- EQUIS

Международная ассоциация образования AACSB (США)

Россия

Миссия, цели и содержание деятельности

Цели и задачи деятельности

Концепция работы учебного заведения

Студенты (набор, текучесть контингента, устройство на работу, помощь в построении карьеры)

Студенты (набор, текучесть контингента, трудоустройство, помощь в карьерном росте)

Студенты (прием, движение контингента)

Качество образовательных программ

Содержание учебных планов, программ и их оценка

Наполненность образовательно-профессиональных программ и планов

Личностное развитие (формирование практических навыков профессиональной деятельности)

Практическая подготовка обучающихся

Исследовательские программы и развитие (приоритеты научных изысканий преподавателей, результативность, инновации)

Научная работа преподавателей

Вклад в развитие общества

Преподаватели (количественный и качественный состав, политика управления и развития)

Состав преподавателей и их развитие

Преподаватели (количественный и качественный срез)

Ресурсы (материальное обеспечение, аудитории и оборудование, библиотечный фонд, инфраструктура новых технологий)

Ресурсы для образовательного процесса

Ресурсы (здания и оборудование, библиотека, вспомогательная инфраструктура, доступ к интернету)

Связи с корпоративным сектором

Персональная ответственность преподавателей

Каждый из представленных в таблице 1 критериев, используемых в системах оценивания качества в странах Запада и США, детализируется и с использованием большого количества показателей. Процесс оценки достаточно продолжительный, занимает от 3 до 6 месяцев и позволяет решить три основные задачи: предоставление объективной информации об учебном заведении для обучающихся и работодателей; использование эталонного подхода для объективной сравнительной оценки учебных заведений; содействие повышению качества подготовки специалистов.

Также, следует отметить, что западные критерии оценки качества образования, по сравнению с отечественными, содержат несколько важных разделов, благодаря которым освещаются направления и динамика развития учебных заведений, в частности: анализ среды и позиции на рынке образования, видение, миссия, стратегические цели и возможности их реализации.

По мнению автора, т. к. образовательный процесс является одним из основных процессов деятельности учебного заведения, то оценку качества образования целесообразно осуществлять по трем направлениям: анализ условий оказаний образовательных услуг, оценка текущих показателей реализации образовательного процесса и оценка результатов образовательного процесса.

Критерии качества результата образовательного процесса позволяют определить уровень подготовки будущих специалистов для практической деятельности, а критерии качества условий и самого процесса обучения — осуществлять координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса по реализации целенаправленных воздействий на процесс.

Поскольку основной целью подготовки будущего специалиста является его профессиональная компетентность, то качество результатов представим, исходя из семантической трактовки данной дефиниции: как интегральную характеристику профессиональных и личностных качеств будущего работника. Таким образом, группа критериев качества результатов образовательного процесса позволит отслеживать практические и личностные навыки будущих специалистов.

Учитывая многогранность мониторинга образовательного процесса, считаем целесообразным выделить основные критерии, обосновать комплекс оптимальных показателей каждого из них, с тем чтобы обеспечить целостность и всесторонность оценки качества образования.

Итак, критериальный комплекс включает в себя три группы, которые конкретизированы в важнейших показателях.

  1. Критерии качества условий преподавания сводятся к оценке следующих императивов: потенциал обучающихся и кадровый потенциал; учебно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса и учебных программ; библиотечный фонд и информационные ресурсы; удовлетворенность обучающихся и сотрудников социальными условиями; материально-техническое обеспечение; научный и инновационный потенциал учебного заведения.
  2. Критерии качества реализации образовательного процесса в учебном заведении: обеспечение лидирующей роли руководства в вопросах качества и постоянного усовершенствования всех аспектов деятельности заведения; обеспечение соответствия миссии, видения, основных ценностей политики и стратегии поставленным целям; реализация образовательных программ и академической мобильности; эффективное проведение учебно-воспитательной работы; организация различных видов практической деятельности для обучающихся; осуществление общего менеджмента в учебном заведении, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными и информационными ресурсами, технологиями и т.п; соблюдение внутренних гарантий качества.
  3. Критерии качества результатов образовательного процесса в учебном заведении: результативность набора обучающихся; успешность, степень их готовности к продолжению образования; уровень сформированности профессиональных компетенций; удовлетворенность запросов работодателей; результаты, которых добилось учебное заведение относительно запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.
Похожее:  Просмотр HTML кода страницы в браузере

Таким образом, подводя итоги отметим, что сегодня существует широкий спектр различных вариантов и возможностей для выбора подходов к оценке качества образования в зависимости от поставленных задач и понимания, того что делает образование качественным для заинтересованных сторон.

С использованием результатов анализа различных аспектов оценки качества образования, в статье представлен комплекс критериев, который основан на существующих моделях, формирующих базис стандартных процедур комплексной оценки качества образования в учебном заведении. Однако принципиальной особенностью предложенного комплекса является процессный подход, позволяющий рассматривать и контролировать качество образования в учебном заведении как комплексную, системную, целостную характеристику, которая отражает все его многогранное содержание в совокупности взаимосвязанных процессов.

Источник

Организация внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации

ВСКО – одна из общих функций систем внутришкольного управления. Именно ВСКО позволяет образовательному учреждению получить информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным.

Образовательное учреждение (на основании ст.14, п.5, и ст.32, п.5,6, 23 закона «Об образовании РФ») самостоятельно в выборе методик, программ внутреннего мониторинга, но в условиях реализации ФГОС рекомендуется программу внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСКО) выстраивать на основании требований:

• к структуре основной образовательной программы;

• к условиям реализации основной образовательной программы.

Успешность работы в образовательной организации определяется показателем качества учебных достижений учащихся по общеобразовательным предметам.

ВСКО – одна из общих функций систем внутришкольного управления. Именно ВСКО позволяет образовательному учреждению получить информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным.

В связи с введением и реализацией ФГОС при планировании ВСКО рекомендуется не отвергать старые формы, а использовать многообразные виды контроля:

В качестве одной из обязанностей школ в ФЗ «Об образовании» предусматривается обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования (ВСКО). Структура и содержание мониторинга качества образования в конкретной образовательной организации должна отражать специфику образовательного учреждения, однако имеются некоторые общие требования и правила к организации и осуществлению ВСКО.

Нормативно-правовая регламентация функционирования системы ВСКО может предусматривать подготовку и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих содержание и порядок осуществления ВСКО, в частности, Положения о Системе ВСКО образовательного учреждения. При этом должны быть внесены необходимые изменения в уже действующие в образовательной организации нормативные акты (должностные инструкции и пр.).

Положение о Системе ВСКО образовательного учреждения, включает:

• описание структуры и составляющих Системы ВСКО»;

• описание порядка функционирования Системы ВСКО и взаимодействия с действующими подразделениями ОУ;

• описание содержания (системы объектов и показателей мониторинга) и адресатов предоставления информации для принятия своевременных управленческих решений.

В ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. В качестве объектов мониторинга должны быть перечислены все упомянутые в пункте 2 статьи 32 позиции, а также дополнительные позиции, которые определяются педагогическим коллективом и Советом школы.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательной организации понимается деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов.

Внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:

• систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательном учреждении для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата;

• максимального устранения эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.

Для оценки предметных образовательных результатов рекомендуется использовать единственный показатель – качество и динамика обученности:

• подтверждение обученности (измеряется отметкой по предмету) по результатам внешней, внутренней и независимой оценки;

• уровень обучаемости (определяется уровень педагогической помощи, вклад каждого учителя, воспитателя в зону развития школьника);

• участие и победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.

Предметные результаты рекомендуется отслеживать на основании следующих составляющих:

• результаты текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижении планируемых результатов освоения ООП;

• результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем этапе;

Фактические результаты подлежат итоговой оценке и могут быть оценены по балльной, рейтинговой системе, системе «зачтено» – «незачтено».

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов.

УУД – это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся, сформированность которых рекомендуется отслеживать в их совокупности. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.

Для оценки метапредметных образовательных результатов используются такие показатели, как:

• уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления);

• уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие);

• уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие);

• уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации).

В качестве критериальной основы метапредметных результатов можно использовать уровневые шкалы успешности. Например, если планируемым результатом урока является овладение таким учебным действием, как моделирование, то оно может быть оценено следующим образом:

0 уровень – ученик не владеет навыком моделирования;

1 уровень – ученик понимает и принимает моделирование как учебное действие;

2 уровень – ученик понимает учебное действие и осуществляет моделирование под руководством учителя;

3 уровень – ученик осуществляет моделирование самостоятельно.

При оценке метапредметных результатов используются:

• контрольные работы по предметам;

• оценка конкретного вида УУД;

• комплексные задания на межпредметной основе;

• совместные работы на общий результат.

Для оценки личностных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели, как:

• уровень социализации и уровень воспитанности;

• уровень учебно-познавательной мотивации каждого обучающегося по отношению к каждому предмету (знаю, умею, могу, хочу);

• уровень сформированности ценностей Родины, семьи, здорового образа жизни обучающегося, навыков организации досуга.

Личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи.

Образовательное учреждение самостоятельно вырабатывает критериальную оценку личностных результатов. Можно предложить различные уровневые шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Личностные результаты оформляются в портфолио достижений обучающихся.

В раздел ВСКО вносится мониторинг личностного роста обучающегося, уровень его социализации, воспитанности, мониторинг уровней развития универсальных учебных действий.

При планировании ВСКО вносятся вопросы позиции качества образовательного процесса:

• качество уроков, всех мероприятий, проводимых в рамках реализации основной образовательной программы;

• материально-техническое оснащение кабинета, использование учителем возможностей учебного оборудования.

При составлении ВСКО необходимо изучить качество системы управления, так как сама система управления должна стать объектом управления. Обращать внимание на реализацию учебного плана образовательной организации, программ отдельных учебных предметов, курсов, духовно-нравственного развития, воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы, системы оценки достижений планируемых результатов освоения ООП. В условиях введения системно-деятельностного подхода, являющегося основной технологией обучения, при составлении программы ВСКО рекомендуется просматривать моделирование уроков и проводить анализ их реализации.

В преддверии начала каждого учебного года на основе анализа предыдущего учебного года педагогический коллектив образовательной организации, учащиеся и их родители рассматривают Положение о Системе ВСКО (и Регламент ВСКО, если он имеется). Комиссия ВСКО, созданная администрацией школы, изучает все замечания и предложения, вносит коррективы и выносит уточненные проекты документов по Системе ВСКО на заседание Совета образовательной организации. После согласования представленных документов эти документы утверждаются директором образовательной организации.

В течение учебного года Система ВСКО функционирует в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми документами по Системе ВСКО до начала следующего учебного года.

При составлении ВСКО следует опираться на содержание мониторинга качества образования, который осуществляется по следующим трём направлениям.

1. Качество образовательных результатов:

• предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ОГЭ-9 и ЕГЭ);

• метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

• личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

• результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• здоровье обучающихся (динамика);

• достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

• удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса:

• основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС (ФГТ) и контингенту обучающихся);

• дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);

• реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ФГОС);

• качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

• качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

• удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в школе.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

• информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);

• санитарно-гигиенические и эстетические условия;

• медицинское сопровождение и общественное питание;

• психологический климат в образовательном учреждении;

• использование социальной сферы микрорайона и города;

• кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)

• общественно-государственное управление (Совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;

• документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательного учреждения).

В соответствии с нормативно-правовыми документами по Системе ВСКО в образовательной организации ведётся сбор аналитической информации по результатам проведённых мероприятий. Данные обрабатываются экспертными группами в школах:

1) группа оценки образовательных результатов;

2) группа оценки реализации образовательного процесса;

3) группа оценки условий, обеспечивающих образовательный процесс.

Каждая экспертная группа получает аналитическую информацию о качестве работы по соответствующему направлению за учебный период (четверть, триместр, полугодие, год). Специалисты экспертной группы проводят анализ полученных данных, оценку состояния каждого объекта мониторинга, характер изменения показателей, сопоставление с «нормативными показателями», установление причин отклонений. По каждой группе показателей формируется итоговое заключение, включающее не только описание имеющегося состояния, но и рекомендации по внесению изменений, которые могут обеспечить повышение качества образования.

Результаты анализа данных ВСКО являются документальной основой для составления ежегодного отчета ОО о результатах самооценки деятельности ОО и публикуются на сайте ОО.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник