Исследовательские подходы политико культурных исследований

Политическая культура

Политическая культура — это политический , социологический и исторический технический термин, который описывает распределение всех когнитивных, эмоциональных и оценочных (оценочных) отношений к политическим вопросам, в частности, отношения к общему порядку, организации политической системы в обществе и каждому человеку. собственная роль в системе.

Политическая культура государства или части его населения может принимать различные формы. Например, если большинство предпочитает демократический политический порядок, политическая культура может быть описана как «демократическая», что позволяет мыслить несколько форм демократической политической культуры. Если политическая культура и политический порядок государства значительно различаются в долгосрочной перспективе, это может привести к серьезным проблемам легитимации государства и, следовательно, к его дестабилизации. Есть также эффекты на интеграцию , участие и политическую вовлеченность членов общества.

содержание

История концепции

Термин « политическая культура» был введен Габриэлем А. Алмондом . В отличие от повседневного использования термина, термин Алмонда следует понимать эмпирически и аналитически, и поэтому он не имеет ценности.

«Каждая политическая система укоренена в определенной модели ориентации политического действия. Я счел полезным назвать этот вопрос политической культурой ».

В общем употреблении в Германии термин « политическая культура» часто используется как осуждающий и описывает манеры представителей народа. Такое использование термина в лингвистическом употреблении и в прессе следует отличать от аналитического, научного определения термина.

Исследовательские подходы политико-культурных исследований

Политико-культурные исследования развились из широкой области исследования установок и рассматривают связи между системами социальных ценностей и норм (культурой), с одной стороны, и институциональными условиями (структурой), с другой. Вопросы исследования сосредоточены на последовательности или отклонении культуры и структуры и их влиянии на стабильность политических систем.

Исследование «Гражданская культура»

Впервые, Габриэль Алмонд и Сидней Верба ввел термин политической культуры в политических исследований. В 1950-х годах они пытались ответить на вопрос, почему некоторые молодые демократии рухнули незадолго до Второй мировой войны , но почему другие системы с такой же институциональной структурой и социально-экономическим уровнем развития смогли утвердиться в долгосрочной перспективе. Международное исследование должно доказать основное предположение Алмонда и Вербы о том, что для существования политической системы необходимо определенное соответствие между политической культурой и политической системой. Ученые определяют политическую культуру следующим образом:

«Политическая культура нации — это особое распределение моделей ориентации на политические объекты среди членов нации».

Алмонд и Верба утверждают, что отношение граждан к политической системе в целом можно разделить на четыре целевых области .

  1. Первая точка отсчета — это самовосприятие отдельного гражданина в рамках политической системы (эго). Он отражает политические знания или интерес.
  2. Вторая целевая область представляет собой общее отношение к структуре и структуре политической системы.
  3. Первые две области дополняются отношением к входным возможностям политической системы (оценка возможностей участия граждан) и
  4. через отношение к выходным возможностям политической системы (оценка результатов политики).

Показанные области называются объектами отношения («я», общая система, возможности ввода и возможности вывода). Отношение граждан к этим объектам можно выразить по-разному. Например, они могут быть основаны на знаниях (когнитивные), проявляться как чувства (аффективные) или в форме оценок (оценочные).

Результат коллективного исследования этих ориентаций, включая статистический анализ, приводит двух ученых к формированию трех идеально-типичных культур:

Объекты ориентации Структура и структура системы Возможности ввода Выходные навыки Самосознание
приходская культура
Предметная культура + +
культура участия + + + +

+ означает преимущественное наличие данной ориентации в популяции, — означает преимущественное отсутствие данной ориентации в популяции.

Идеальный тип домодернистской местнической политической культуры («приход» означает «официальный округ пастыря») характеризуется взаимным «невмешательством» государства и граждан. Граждане не заинтересованы в политических действиях и не ждут от политической системы. Политологи рассматривали Мексику и Италию как пример узкой политической культуры. В Германии они нашли предметную культуру. Это также характеризуется тем фактом, что граждане считают себя в значительной степени аполитичными, но в этой форме политической культуры политические события отслеживаются и оцениваются гражданами как положительные или отрицательные. В третьей форме политической культуры, культуре участия, граждане следят за политическим процессом, а также являются политически активными и участвуют. При публикации своего исследования в 1963 году, миндальная / Верба явно выступает за смешанную политическую культуру приходских , участие элементов и при условии , как типа идеального . Политическую культуру США и Великобритании следует рассматривать как образец. Последующее исследование Алмонда и Вербы в 1980 году выявило удивительные изменения в политической культуре стран. В то время как Великобритания была классифицирована только как культура участия с большими ограничениями, и Германия, и Италия сильно изменились в направлении культуры участия. Это последующее исследование показывает изменчивость политической культуры с течением времени. Основываясь на этой концепции, концепция политической культуры была развита Сеймуром М. Липсетом и Дэвидом Истоном . В немецкоязычной среде следует упомянуть концепции Дитера Фукса . В частности, большое внимание привлекла концепция политической поддержки Дэвида Истона.

Дэвид Истон — Концепция политической поддержки

Дэвид Истон внес значительный вклад в дальнейшее развитие концепций исследования политической культуры, более детально проработав объекты политических взглядов и отношения между государством и гражданами (которые он назвал политической поддержкой). Истон проводил различие между диффузной и конкретной поддержкой, которая может относиться к трем объектам политического сообщества, политического режима и политического лидерства. В то время как конкретная поддержка возникает из удовлетворения политической продукцией и оценки конкретных событий или людей и может измениться в течение короткого периода времени, диффузная поддержка имеет тенденцию питаться общим удовлетворением самой политической системой (например, демократией) и только меняет медленно с течением времени. Поскольку диффузная поддержка также связана с легитимностью и доверием, это различие позволяет объяснить сохраняющуюся стабильность политических систем, даже если население недовольно конкретными политическими результатами.

Seymour Martin Lipset — эффективность и легитимность

Со своей классификацией политических систем Сеймур Мартин Липсет занимает важное место в политико-культурных исследованиях, направленных на трансформацию. В своей концепции политико-культурных исследований Липсет проводит различие только между оценкой эффективности политической системы и ее легитимностью среди граждан. Стабильность политической системы также имеет центральное значение в соображениях Липсета. Стабильность системы тем выше, чем более положительно оценивается населением эффективность и легитимность политической системы. Оценка эффективности состоит из оценки экономики и решения политических вопросов, таких как e. Б. коррупция или политические скандалы вместе взятые и, по словам Липсета, имеют немного меньшее влияние на стабильность, чем оценка легитимности, которая может выражаться в одобрении населением общей политической системы, несмотря на краткосрочные кризисы. Суть соображений Липсета отражена во взаимодействии легитимности и влияния, с помощью которого он разрабатывает типологию, которая может предоставить информацию о вероятной стабильности политической системы.

Карл Роэ

Единственный количественный характер исследования гражданской культуры часто подвергался критике. Карл Роэ , с другой стороны, ввел концепцию политической культуры, которая учитывает более качественные соображения. При этом он не отказывается от подходов классических политико-культурных исследований, а дополняет их, разделяя их на культуру интерпретации и культуру символов. Таким образом, символическим изображениям, таким как памятники или флаги, придается самостоятельное значение в концепции исследования политической культуры. Однако, поскольку нет фундаментальной книги, которая концентрирует и детализирует концепцию Карла Роэ, исследования в этом направлении остаются в узких рамках. Этому также способствовали проблемы с эмпирической реализацией концепции.

Политическая культура Европейского Союза

Хотя большая часть политико-культурных исследований сосредоточена на политической культуре отдельных национальных государств, также были предприняты попытки определить политическую культуру Европейского Союза. Используя различные индикаторы, такие как Например, общее отношение к демократии, удовлетворенность демократией, политическое доверие и участие в политике, политическая культура стран-членов были проанализированы и использованы в качестве основы для описания политической культуры ЕС. По словам Габриэля, политическую культуру ЕС лучше всего можно охарактеризовать девизом «Единство в разнообразии». В этом смысле поддержка демократии как политической системы как общей черты европейской политической культуры формирует рамки, в которых находят свое место разнообразные формы и различия стран ЕС в отношении удовлетворенности демократией, политическим доверием и политическими интересами.

Резюме

Концепция политической культуры — это в первую очередь макро-концепция, которая использует агрегированные индивидуальные данные (из опросов) и, таким образом, включает микроуровень в качестве базы данных. Политико-культурные исследования , являющиеся частью политической науки , имеют дело с политической культурой . Он широко используется в сравнительной политике . Особенно в контексте культурного поворота и трансформационных процессов в Восточной Европе, важность этого события значительно возросла.

Источник

ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ. Политическая культура.

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

Характерные черты политической культуры:

  • является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
  • фиксирует и закрепляет стабильные стороны политического опыта;
  • имеет всеобъемлющий характер, оказывает влияние на политическую жизнь страны;
  • обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
  • координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;
  • предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
  • характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

Функции политической культуры:

  • познавательная – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
  • интегративная – достижение согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединение усилий для достижения определенных социально значимых целей;
  • коммуникативная – установление связей между участниками политического процесса, а также передача элементов политической культуры от поколения к поколению, накопление политического опыта;
  • регулятивная – закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, мотивов, целей и норм поведения;
  • воспитательная формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;
  • нормативно-ценностная – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения;
  • социализирующая – формирование определенных политических навыков, позволяющих реализовать свои права.

Компоненты политической культуры.

Политическое поведение – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политическое сознание – включает в себя идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологические компоненты (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

Виды политического сознания:

Элементы политического сознания.

  • Политические знания – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях и т.п.
  • Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях; политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др.
  • Политические убеждения выражаются в представлениях людей о том, какой должна быть политическая система.

Политическая идеология – система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики. (Подробно читайте ЗДЕСЬ).

Политический опыт – политические традиции, обычаи, политическая память общества

Типы политической культуры.

В зависимости от уровня:
  • общая – характерна ля поведение основной массы населения)
  • субкультура – присуща определенным социальным группам и регионам).
В зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур:
  • интегрированная – характеризуется тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом;
  • фрагментарная – характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти.
По отношению к власти:
  • господствующая,
  • контркультура.
По отношению к прогрессу:
  • замкнутая – нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями;
  • открытая – ориентирована на изменения, легко усваивающая новые ценности.
Похожее:  Чтобы посмотреть результаты егэ 2020
По стилям политического поведения:
  • рыночная – политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан);
  • этатистская – демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.
По степени ориентации людей на участие в политической жизни.
Патриархальная культура.

Особенности:

  • Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к политической культуре страны, не выполняет конкретных политических ролей.
  • Почтение к власти, противодействие власти – не только нарушение дисциплины, но и аморальный поступок.
  • Стабильность.
  • Отсутствие интереса граждан к политической жизни.
  • Члены общества не ожидают никаких изменений со стороны политической системы.
  • Кругозор большинства граждан ограничен принадлежностью к своим корням, своему месту проживания.
Подданическая культура.

Особенности:

  • Ориентация на официальные государственные ценности, ожидание от политической системы либо наказания, либо предоставления благ.
  • Пассивное отношение к политической жизни.
  • Способность мобилизовать огромные массы людей, направлять их энергию на социально необходимые или надуманные преобразования, что достигается за счет жесткой дисциплины, упорядоченности, организованности.
  • Жесткая централизация управления.
Активистская культура (культура участия).
  • Высокий интерес граждан к политике, активное участие в политических процессах.
  • Хорошая политическая информированность.
  • Стремление реализовать с помощью власти собственные интересы и цели.
  • Оказание гражданами влияния на процесс выработки и принятия политических решений.
  • Демонстрация лояльности к политической системе, законопослушность и уважение к принятым законам.

Основные пути формирования политической культуры:

  • деятельность государства,
  • деятельность политических партий,
  • воздействие церкви на политическую жизнь,
  • информационно-коммуникативная деятельность средств массовой информации,
  • деятельность общественно-политических организаций и движений,
  • воздействие семьи, круга друзей, трудового коллектива и т.д.

Роль политической символики в формировании политической культуры граждан.

Символика предназначен для воздействия на человека.

Формы политической символики/
  • Национально-государственная символика:флаг, герб, гимн.

Цель подобной символики – привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

  • Политическая ритуально-процессуальная символика: церемония инаугурации (т.е. торжественного вступления в должность) президента; в общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами, празднованием исторических событий государственной важности, соответствующими салютами и фейерверками,; этопроцесс возложения венков и цветов к национальным святыням, процесс задействования в торжественных случаях почетных караулов и т.д.
  • Скульптурно-архитектурная политическая символика.

Политическая символика воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Кремль и Красная площадь в России.

  • Условно-графическая политическая символика. К таким символам можно отнести звезды различной вариации, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, подкова, изображение голубя, колосьев пшеницы и других растений и др.Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Голубой цвет – символ общности мира, защиты. Зеленый – символ жизни и экологии. Красный цвет – символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Черный – символ скорби, потери, поражения и т.д.
  • Наглядно-агитационная политическая символика. Такая символика представлена: лозунгами, художественно оформленными призывами, транспарантами, портретами политических деятелей, листовками, флажками, шарфиками, политической карикатурой и мн. др.

Таким образом, политическая культура – один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов.

Источник



Результаты исследования политической культуры

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Предлагаемое пособие построено по принципу конструктора, помогающего учителю создать собственное занятие, использовать материалы для проведения лекции, организации работы в группе, обсуждения острых проблем общественной жизни, анализа документов, работы с понятийным аппаратом.

Современная культура, — культура «незавершенного модерна», — как и всякая культура, состоит из запретов и требований эти запреты нарушать. При этом образы несвободы, господствующие в современной культуре, носят преимущественно пространственный характер: «гнет», «теснота», «давящая атмосфера», тюрьма, обездвиженность. Логика этих образов подсказывает, что человеку труднее всего смириться с запретом на свободное перемещение в пространстве, — речь идет, разумеется, не только о физическом пространстве, — и поэтому в человеке следует сызмальства воспитывать стремление этот запрет нарушить, но нарушить неким превращенным, а именно — темпоральным образом. Если среда давит и душит, то следует найти отдушину в форме «свободного времени» — «досуга» или такого «будущего», в котором гнета и тесноты уже не будет. Однако эта привычная логика — логика пространственной несвободы и темпоральной свободы — при более пристальном исследовании сама оказывается превращенной. Дело в том, что в современной экономике символического обмена главным перераспределяемым ресурсом является именно время. Здесь, чтобы быть успешным, мало свободно распоряжаться собственным временем, — надо безраздельно владеть чужим временем. Мы все ежедневно ощущаем, что наше время кому-то или для чего-то требуется. У нас ежечасно отнимают не только «досуг», но и «будущее». Мы все — школьники, преподаватели, врачи, чиновники, водители, пешеходы — ежеминутно теряем бесценное время, выполняя абсурдные, по-человечески невозможные действия. Что мы получаем взамен? — Мнимую пространственную свободу в форме мобильности. Таким образом, подавление свободы в современной культуре осуществляется в форме мнимого, как бы слишком легко преодолимого запрета на свободное пространство и действительного запрета на свободное время. Мобильность, отождествляемая с пространственной свободой, в действительности является превращенной формой темпоральной несвободы.

В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.

П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.

Основная цель исследования – сравнительный анализ влияния характеристик культуры на отношение российских и китайских студентов к инновациям.

Участники исследования: 293 респондента; них — 193 русских студента НИУ-ВШЭ (Москва, Россия), 100 китайских студентов Харбинского педагогического университета (Харбин, Китай).

В сборнике представлены материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», которые включают тексты докладов и сообщений молодых ученых и студентов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Китая, Колумбии, Монголии, Сирии, Украины, Швейцарии, Центральноафриканской Республики, Эквадора и разных регионов России, посвященных проблемам этнической, социальной и дифференциальной психологии: психологическим и кросс-культурным исследованиям личности, толерантности, межкультурной коммуникации и адаптации личности, а также специфике проявлений личности в языке и литературе. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, интересующихся актуальными проблемами современных исследований личности в психологии, педагогике, социологии, филологии, лингвистике, журналистике.

В книге рассматриваются психологические аспект восприятия справедливости.

Институты влияют на инвестиционные решения, в том числе на инвестиции в человеческий капитал. В данном исследовании такая связь распространяется на инвестиции в человеческий капитал в форме выбора способной молодежью предмета изучения в высшей школе и сферы деятельности по окончании вуза. Институты, защищающие права собственности, стимулируют производительную деятельность и процесс "созидательного разрушения" по Шумпетеру, в том время как слабые институты порождают перераспределительную деятельность и поиск ренты. Мы тестируем эту гипотезу по выборке из 95 стран мира и находим, что высокое качество институтов положительно связано со спросом на естественнонаучные специальности и отрицательно со спросом на юридические специальности. Данные зависимости особенно сильны для стран с высоким качеством человеческого капитала.

В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.

К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.

Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.

Источник

Политическая культура студенческой молодежи российских регионов: методы диагностики и технологии формирования в свете реализации государственной молодежной политики

Исследование посвящено изучению особенностей политической культуры студенческой молодежи российских регионов.

Цель проекта – в соответствии с разработанной на основе междисциплинарного подхода концептуально-методологической моделью и проведенного на ее основе эмпирического исследования определить состояние политической культуры студенческой молодежи в российских регионах, а также разработать технологии ее формирования и изменения в свете реализации государственной молодежной политики.

Задачи:

– осуществить концептуализацию понятия «политическая культура молодежи» в междисциплинарном поле на основе анализа и синтеза существующих в рамках политологии и социологии, организационной и политической психологии, юридической науки трактовок;

– разработать на основе междисциплинарного подхода концептуальную теоретико-методологическую модель анализа политической культуры молодежи как сложного психологического феномена, учитывающую национальные исторические и социально-политические традиции, специфику текущих политических процессов в России, психологические особенности современной молодежи как политического поколения, условия, факторы и механизмы его социализации в постсоветский период;

– разработать комплекс специальных методов и диагностических инструментов для выявления структурно-содержательных особенностей и механизмов формирования политической культуры в процессе политической социализации молодежи;

– провести эмпирическое исследование политической культуры студенческой молодежи российских регионов;

– на основе анализа отдельных (ценностных, образно-символических, идентификационных, психоэмоциональных, поведенческих) элементов определить общее состояние политической культуры студенческой молодежи в регионах;

– выявить сходства и различия политической культуры студенческой молодежи разных регионов;

– разработать и апробировать технологии формирования политической культуры российской молодежи в рамках реализации государственной молодежной политики на современном этапе развития страны;

– разработать комплекс рекомендаций для органов государственной власти и иных организаций, реализующих государственную молодежную политику, по повышению эффективности их деятельности в сфере формирования политической культуры молодежи.

Методы и подходы

Теоретической основой исследования является междисциплинарный синтез нескольких подходов – политологического, политико-психологического, организационно-психологического, системного, социокультурного, неоинституционального.

Методология исследования разработана в рамках междисциплинарного подхода и опирается на фундаментальные положения политической и психологической науки. Применялись методологические принципы общенаучного и конретно-научного характера являются нормативными предписаниями к исследовательской деятельности в области теоретических разработок и эмпирического анализа.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие специальные методы, диагностические инструменты и техники: формализованные интервью, психологические методики, проективные методики, экспертный опрос с применением процедур личного интервью и дискуссии, метод case-study.

Новизна исследования

Научно-теоретическая новизна. Данное исследование имеет несомненную важность для российской политической науки, поскольку полученные в результате материалы и выводы определяют новые возможности изучения неинституциональных (субъективных, «человеческих») компонентов политики и делают значительный вклад в системное осмысление политико-культурных трансформаций, протекающих в современном российском обществе на уровне его самой молодой когорты.

Научно-методологическая новизна. Данное исследование призвано продемонстрировать теоретико-инструментальные возможности междисциплинарного подхода в изучении политической культуры молодежи. Разработанный и апробированный комплекс специальных методов и диагностических инструментов исследования политической культуры молодежи показал свою состоятельность. Указанный инструментарий может быть использован в дальнейших исследованиях, что в перспективе позволит детализировать и прогнозировать состояние и развитие политической культуры российской молодежи с учетом глобальных и внутренних вызовов начала ХХI столетия, выявлять как «точки роста» позитивных политических практик в молодежной среде, так и существующие в ней проблемы и противоречия.

Научно-практическая новизна исследования связана с тем, что выработанные в рамках проекта технологии и сформулированные на основе результатов исследования конкретные рекомендации могут стать теоретико-инструментальным фундаментом для выработки и реализации эффективных механизмов и технологий формирования политической культуры российской молодежи, релевантных политико-культурным вызовам и реалиям ХХI века. Предлагаемые инструментально-технологические решения могут быть использованы в рамках реализации проектного подхода в сфере государственной молодежной политики. Они в дальнейшем могут быть востребованы органами государственной власти и управления разных уровней, общественными организациями и институтами гражданского общества для эффективного проведения работы по формированию и изменению политической культуры молодежи в целях предупреждения и минимизации негативного воздействия разнообразных (политических, культурных, информационно-психологических) угроз на политическое сознание и поведение российской молодежи.

Междисциплинарная научная новизна. Представляется, что представленные в рамках проекта концептуально-методологические разработки могут быть положены в основу комплексной социогуманитарной методологии изучения молодежи как политического поколения и субъекта социально-политических процессов в России с точки зрения особенностей ее политического сознания и поведения, социокультурных и идентификационных ориентаций, механизмов и технологий ее социализации, прогнозирования и предупреждения влияния на нее различных рисков и угроз.

Результаты реализации проекта

В рамках проекта были разработаны концептуальные теоретико-методологические основания для анализа политической культуры молодежи как сложного феномена, которые учитывают национальные исторические и социально-политические традиции, специфику текущих политических процессов в России, психологические особенности современной молодежи как политического поколения, особенности его социализации в постсоветский период.

Было проведено эмпирическое исследование политической культуры студенческой молодежи в регионах на основе специально разработанных методов и диагностических инструментов. Был проведен массовый опрос молодежи с применением процедур формализованного интервью, психологических методик и проективных техник (n = 1600), экспертный опрос 10 специалистов – ученых-исследователей (политологов, социологов, психологов), специалистов в сфере работы с молодежью, представителей региональных органов власти, реализующих государственную молодежную политику, представителей администрации средних профессиональных и высших учебных заведений, осуществляющих воспитательную работу со студентами, экспертная дискуссия, в которой приняли участие члены исследовательского коллектива, а также приглашенные эксперты – ученые-исследователи, специалисты по работе с молодежью из Вузов и общественных организаций, представители региональных органов власти по работе с молодежью (количество участников дискуссии – 15 человек).

Для изучения политической культуры студенческой молодежи отдельных регионов в рамках кейс-стадиз были выбраны регионы с количеством опрошенных студентов более 100 человек – Владимирская, Саратовская, Свердловская, Ярославская области, Москва, Санкт-Петербург, республика Кабардино-Балкария, Красноярский край. Проведенный анализ не выявил существенных региональных различий, имеющиеся особенности (например, в Москве и Санкт-Петербурге по уровню политической активности) обусловлены статусом регионов и спецификой реализации в них молодежной политики.

Результаты исследования показали, что восприятие молодежью политических процессов и отдельных резонансных политических событий носит чрезвычайно абстрактный характер. Российские студенты имеют слабое представление о функциях и сферах ответственности отдельных политических институтов, проявляют по отношению к ним определенное недоверие. Еще более неопределенными оказываются представления об обществе.

Современная российская молодежь, вследствие неоднозначного отношения к политическим институтам, не готова к активному участию в политическом процессе только ради их воспроизводства. Значимой ценностью для молодых людей является самореализация, поэтому они выбирают направления деятельности, которые помогут, прежде всего, их собственному развитию и благополучию. Слабость и размытость политических представлений проявляется на поведенческом уровне в отношении и к выборам, в которых респонденты видят способ самореализации, и к политическим организациям, привлекательными среди которых представляются те, что предлагают какие-либо варианты личного участия, в том числе в форме интернет-активности.

Образно-символическое пространство политической культуры выглядит чрезвычайно бедным и лишенным какой-либо эмоциональной окраски. Герои или враги, а также отдельные политические события представлены в сознании молодежи малосодержательными стереотипизированными именами и названиями, а их характеристики отражают почерпнутые из информационного пространства шаблоны.

Были проведены 2 нетворкинг-сессии, которые позволили апробировать разработанные в проекте технологии формирования и изменения политической культуры российской молодежи в рамках реализации мероприятий государственной молодежной политики.

Были разработаны рекомендации для органов государственной власти и иных организаций, реализующих государственную молодежную политику, по совершенствованию их деятельности в сфере формирования политической культуры молодежи. Эти рекомендации связаны с осуществлением просветительской работы среди молодежи, которая позволила бы сформировать системные, непротиворечивые и содержательные политические представления в сознании молодежи как содержательный фундамент ее политической культуры; с формированием образов героев и популяризацией лиц молодежной политики – как образцов для подражания; с созданием условий для политической активности молодежи не в сети интернет (там она приобретает характер компенсаторной активности), а в реальном социально-политическом пространстве.

Публикации по итогам реализации проекта

Результаты реализации проекта представлены в научных публикациях: запланировано к подготовке 2 статьи в рецензируемых журналах и не менее 3 статей в иных научных изданиях; по факту подготовлено 13 публикаций, в том числе 4 статьи в журналах ВАК, 9 статей и тезисов в сборниках материалов конференций.

Евгеньева Т.В., Антонов Д.Е., Селезнева А.В. Политическая культура российской студенческой молодежи: ценностные, образно-символические и поведенческие аспекты // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – №. 2. (ВАК/РИНЦ, принята к публикации по итогам рецензирования).

Антонов Д.Е. Сила слабых связей виртуальных сообществ российской молодежи // Полилог. – 2020. – №. 4. Том 4. [Электронный ресурс]. URL: https://polylog.jes.su/S258770110013200-2-1 (ВАК/РИНЦ)

Евгеньева Т.В. Мифологические образы истории в пространстве политической культуры современной молодежи // Полилог. – 2020. – №. 4. Том 4. [Электронный ресурс]. URL: https://polylog.jes.su/S258770110013200-2-1 (ВАК/РИНЦ)

Кленова М.А. Политические ценности и базисные установки в структуре политической культуры молодежи (на примере Саратовской области) // Полилог. – 2020. – №. 4. Том 4. [Электронный ресурс]. URL: https://polylog.jes.su/S258770110013200-2-1 (ВАК/РИНЦ)

Результаты исследования представлены в докладах и сообщениях в рамках следующих научных мероприятий (запланировано докладов – 6, фактически – 9):

16-я Международная научная конференция «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета», Смоленск, Смоленский государственный университет, 29-30 октября 2020 г.

Ежегодная всероссийская научная конференция РАПН с международным участием «Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы», Москва, 27-28 ноября 2020 г.

Круглый стол «Российская молодежь в государстве и обществе: социокультурное и политико-психологическое измерения», МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 4 декабря 2020 г.

Ход проекта и его промежуточные результаты освещены в информационном пространстве, на сайтах вузов/факультетов и в социальных медиа.

Татьяна Васильевна Евгеньева , к.и.н., доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, руководитель проекта

Источник

Политическая культура и ее формирующие факторы

Иваненко Ольга Борисовна

Представленная работа посвящена исследованию политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2 г. Новокубанска Краснодарского края. Тема актуальна, так как в условиях становления в России правового государства и гражданского общества важной становится проблема формирования политической культуры у молодежи. В работе раскрываются признаки, структура, функции, типы политических культур, Автор на основе анализа данных социологического опроса делает вывод о преобладании патриархального типа политической культуры у старшеклассников школы. В исследовании даны рекомендации по формированию демократической политической культуры.

Скачать:

Вложение Размер
issledovanie_efremov.doc 605 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников

в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

и ее формирующие факторы

(по данным социологического опроса

старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска)

Ефремов Станислав Геннадьевич,

10 класс, МОБУ гимназия № 2

Новокубанский район, г. Новокубанск

Иваненко Ольга Борисовна,

дисциплин МОБУГ № 2 г. Новокубанска.

1. Политическая культура: сущность, типы, функции………………………………….5

2. Определение типа политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2. 9

Список использованной литературы………………………………………………….…13

  1. Анкета «Оценка политической культуры старшеклассников МОБУГ№2.……. 14
  2. Результаты анкетирования (таблица)………………………………………………..15
  3. Результаты анкетирования (диаграммы)……………………………………………16

Политическая культура и ее формирующие факторы

Ефремов Станислав Геннадьевич

Россия, Краснодарский край, город Новокубанск, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №2, 10 класс

Научный руководитель : Иваненко Ольга Борисовна, учитель общественно-исторических дисциплин муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназии №2

Важнейшей политической задачей современной России является построение правового государства и гражданского общества, что возможно только при демократическом режиме. Становление демократии тесно связано с политической культурой граждан страны: только активные неравнодушные люди способны влиять на управление обществом, обеспечивать его жизнеспособность и стабильность.

Политическая культура – это стиль поведения человека, обусловленный его ценностными представлениями и реализуемый им в политической жизни общества. От того какой стиль поведения сформирован в стране зависит его дальнейшее процветание.

В последнее время активизировалась политическая активность россиян. В средствах массовой информации все чаще появляются сообщения о митингах, манифестациях, акциях протеста, где граждане поднимают проблемные вопросы российской действительности. Наиболее активны в выражении своего мнения жители крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ставрополя, а в нашем родном Новокубанске – все спокойно. Почему такая разница? Зная, что стиль поведения людей зависит от политической культуры, мы решили провести исследование «Тип политической культуры старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска».

Тема актуальна, так как определение политической культуры молодежи – будущего страны поможет скорректировать государственную политику по воспитанию демократического стиля поведения у граждан.

Предмет исследования — политическая культура старшеклассников МОБУГ №2 города Новокубанска.

Объект исследования – данные социологического опроса старшеклассников нашей школы.

— проанализировать научную литературу по теме;

-провести социологический опрос старшеклассников;

-обобщить имеющиеся данные;

-порекомендовать мероприятия по формированию демократической политической культуры у старшеклассников.

В работе использовались методы анализа научной литературы, обобщения, классификации, социологических опросов.

Проблема политической культуры освещается в трудах Г.А.Алмонда, А.И. Арнольдова, Ю.Р. Вишневского, Ю.А Жданова, Н.С. Злобина, Л.Г. Ионина, Ю.И. Семенова, П.А. Сорокина, В.С. Степина, В.Т. Шапко. Статистические данные по отношению российской молодежи к политике размещены на сайте центра социологических исследований Юрия Левады.

Новизна нашей работы заключается в обобщении теоретических данных и использовании их для определения политической культуры старшеклассников нашей школы.

1.Политическая культура: сущность, типы, функции.

По мнению большинства политологов, политическая культура – это ценностные представления человека, лежащие в основе его гражданской позиции и поступков, его идеалы, убеждения, представления о справедливости и несправедливости, которые определяют поведение человека в политической жизни общества. Подлинным носителем политической культуры является личность. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот немецким философом-просветителем И.Г. Гердером(1744 — 1803).

Как было замечено, существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими социологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Политическая культура — по Г. Алмонду — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. [ 1. с. 98 ]

В структуру политической культуры входят:

  1. Политическое сознание, включающее знания, мысли, чувства человека;
  2. Политическое поведение – внешние проявления сознания, выраженные в поступках и действиях человека;

Сфера сознания включает:

а) уровень знаний о политике;

б) отношение к политике, политическим деятелям, политическим структурам;

в) готовность принять участие в различных политических акциях – митингах, демонстрациях, выборах и т. д.;

г) отношение к закону, понимание границ дозволенного и недозволенного.

Политическое поведение, в свою очередь, включает в себя:

а) формы и степень участия в политической жизни общества;

б) способы участия человека в политической жизни общества;

в) поведение людей во время выборов, референдумов и т. д.

Также политическая культура является носителем нескольких компонентов:

— познавательный (знания о политической системе и ее возможных разновидностях);

-оценочный (критерии, при помощи которых личность или любой другой субъект вырабатывает оценку событий и реалий, имеющих политическое значение);

-эмоциональный (эмоциональное отношение человека к событиям и реалиям политической жизни и к участию в ней);

-поведенческий (действия, которые совершает человек как участник политической жизни: 1) формы и степень участия в политической жизни; 2) формы и уровень взаимодействия с политическими институтам; 3) формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества; 4) тип электорального поведения. Данный компонент тесно связан с другими компонентами, так как является их проявлением в виде деятельности.

Типы политической культуры:

Первый тип включает в себя

  • Отношение человека к политике основано на ценностях клана, племени, рода, узкой социальной группы;
  • Человек мало восприимчив к глобальной культуре, не выполняет конкретных политических ролей;
  • Этот тип культуры свойственен для молодых независимых государств, отстающих в своем политическом развитии.

Второй тип включает в себя:

  • Человек ориентируется на официальные государственные ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ;
  • Человек пассивен и отстраненно относится к политической жизни.

И, наконец, третий тип включает:

  • Человек хорошо знаком с государственными органами власти, партиями и др.
  • Стремится влиять на политику страны с помощью законных средств;
  • Активно, сознательно участвует в политических процессах общества.

Функции политической культуры:

1) Познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) Интегративная – помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

3) Коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

4) Регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения;

5) Воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политике, содействует политической социализации.

Каждому обществу свойственен свой тип политической культуры. Отношения между политической системой и политической культурой носят двусторонний характер. С одной стороны, политическая культура определяет отношения в политической системе общества. Люди, участвующие в политике действуют на основе имеющихся у них политических знаний, ценностей, установок и ориентаций. Политическая, в свою очередь, влияет на политическую систему: определяет характер политических организаций, наполняет ценностным содержанием политические и правовые нормы. Активистская политическая культура необходимый фактор становления демократии. Как писал президент Чехословакии Э. Бенеш: «Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и сами руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам и требованиям, которые предъявляет демократия к зрелому человеку-гражданину» [ 2. с. 240 ]

  1. Определение типа политической культуры старшеклассников МОБУГ №2, г. Новокубанска.

Для определения типа политической культуры старшеклассников нашей школы мы провели социологический опрос по вопросам отношения молодежи к политике 100 человек: 40 девятиклассников, 30 десятиклассников и 30 одиннадцатиклассников. Проверялись уровни политических знаний, политических убеждений и политического поведения.

Для проверки степени политического сознания мы задали респондентам вопрос: «Хорошо ли вы знакомы с государственными органами власти нашей страны?» 69 % ответили да, 31 % — нет. Но второй вопрос: « Как называется высший орган законодательной власти в Российской Федерации» правильно ответили только 36% респондентов. На третий вопрос: «Назовите возрастной ценз на должность Президента РФ» правильно ответило еще меньше – 12 %, что заставило усомниться в достоверности ответа на первый вопрос о знаниях политической системы. Больше правильных ответов дали ученики одиннадцатых классов, что является следствием наибольшего времени обучения. Из первых трех вопросов мы увидели, что мало кто действительно знаком с политическим строем нашей страны, что не соответствует демократическому типу политической культуры.

Центральное место в структуре политической культуре личности занимают политические ценностные ориентации. Мы протестировали наших респондентов по вопросу «имеют ли они собственные мнения, суждения о политических идеалах, принципах желаемого общественного устройства, способах его достижения». 52% старшеклассников, по их мнению, вообще не интересуются политикой. 73% респондентов не имеют представления о будущем нашей страны. То есть в среднем у 63% не сформирован оценочный компонент политической культуры. Есть представления о будущем страны у 27%, и регулярно обсуждают политические события с друзьями 29% учеников.

Высокие показатели мы получили по вопросу отношения к экстремистским методам воздействия на власть: 91% респондентов не одобряет такие методы, что говорит о хорошей постановке воспитательной работы по профилактике экстремизма в нашей школе.

82% не доверяют органам власти нашей страны. С одной стороны цифра тревожная, но с другой стороны говорит о неравнодушии в оценке современной действительности. Высокая степень критичности по отношению к власти при отсутствии попытки что-либо изменить характерна для подданнической политической культуры.

Знания и политические ценностные ориентации предопределяют политическое поведение. Важным показателем модели политического поведения является отношение к выборам. Не верят в действенность выборов 74% опрошенных, а не участвуют в политической жизни общества 72 %. Эти показатели говорят о низкой политической активности старшеклассников школы.

Таким образом, получилось, что 76% старшеклассников имеют слабые политические знания, 63% респондентов не сформировали собственного мнения о политике, и 73% проявляют пассивность к политике. То есть представителями подданнической политической культуры являются приблизительно 70 % , а остальные 30% представителями демократической политической культурой. Результаты исследования подтверждаются реальной жизнью. Невооруженным глазом видно, кому «все надо», а кому – «ничего».

Показатели по России негативного отношения к политике следующие: не интересуются политикой 54% молодых людей (в Новокубанске — 52%), нет представления о будущем России и работе органов власти у 31% (в Новокубанске -73%), не верят в действенность выборов – 62% российских подростков (в Новокубанске – 74%). [ 3. с. 59 ] . Показатели по России и по школе несильно отличаются, обнаружен высокий процент негатива к политике, что говорит о потребительском отношении к власти современного молодого поколения.

В развитых демократических странах, как правило, 60% граждан являются представителями демократической культуры, 30% — подданнической, 10% — патриархальной. Данные по нашей школе свидетельствуют о преобладании подданнических настроении в политике.

Для успешного движения к правовому государству необходимо большее количество граждан с активисткой культурой. По мнению большинства опрошенных, для активизации участия в политической жизни необходимы: уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат и даст возможность повлиять на принятие важных решений.

Исследование политической культуры старшеклассников МОБУГ № 2 г. Новокубанска показали, что около 70% подростков пассивны в общественной и политической жизни, то есть являются представителями подданнической политической культуры.

Политическая культура не берется из ниоткуда, она формируется под воздействием реальной жизненной практики, это процесс долгий, требующий смены нескольких поколений людей. В России процесс становления демократии начался в 90-е годы, и это объясняет преобладание подданнической культуры. Мы еще на пути формирования демократических традиций в поведении и мышлении.

От политической культуры зависит целостность и устойчивость общества, его жизнеспособность и стабильность. Для дальнейшего движения по пути демократии необходимо формировать активистский тип политической культуры, в первую очередь – у молодежи. Первое требование к человеку, желающему участвовать в политической жизни, — политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы поможет изучение истории, курса обществознания, изучение законов своего государства, чтение газет и журналов. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организации. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, верно оценивать ее. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь.

Активистская политическая культура – инструмент для обеспечения демократического общества, гражданина и государства. Как сказал американский писатель Генри Джордж: «В действительности совсем не короли и аристократы, не земледельцы или капиталисты порабощают повсюду народ, а его невежество». Список использованной литературы

  1. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии// Политические исследования. – М., 1992
  2. Салыгин Е. Н. Политическая культура общества. Обществознание: гражданин в государстве: 11 класс. – М.: Вентана-граф, 2007
  3. Гудков Л. Д., Дубин Б. В. Молодежь России. – М.: Московская школа политических исследований, 2011
  4. Никитин А. Ф. Политическая культура и политическая идеология. – учебник обществознания для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005
  5. Шевченко Ю. Д. Власть и политическая культура. – М., 2002

Анкета по теме: «Оценка политической культуры старшеклассников

МОБУГ №2 г. Новокубанска»

1) Хорошо ли вы знакомы с государственными органами власти нашей страны:

2) Как называется высший орган законодательной власти в Российской Федерации:

в) Федеральное собрание;

3) Сколько лет составляет возрастной ценз на должность президента Российской Федерации:

4) Интересуетесь ли вы политикой, и если да, то в чем выражается этот интерес:

а) не интересуюсь;

б) внимательно слежу за информацией о политических событиях;

в) обсуждаю политические события с друзьями.

5) Могут ли такие люди, как вы повлиять на ситуацию в стране, участвуя в выборах?

6) Как вы относитесь к экстремистским методам воздействия на власть:

в) мне это безразлично;

г) ничего об этом не знаю;

д) затрудняюсь ответить.

7) В какой мере вы доверяете органам власти нашей страны:

8) Если ли у вас представление о будущем нашей страны:

в) мне все равно;

г) затрудняюсь ответить.

9) Приходилось ли вам участвовать в политической жизни страны:

10) Что нужно для того, чтобы лично вы участвовали в общественной и политической и политической жизни:

а) Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат;

б) Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию;

в) Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких;

г) Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений

Таблица результатов социологического опроса «Оценка политической культуры старшеклассников МОБУГ №2 г. Новокубанска»

Источник

Исследовательские подходы политико культурных исследований

Политическая культура

Политическая культура — это политический , социологический и исторический технический термин, который описывает распределение всех когнитивных, эмоциональных и оценочных (оценочных) отношений к политическим вопросам, в частности, отношения к общему порядку, организации политической системы в обществе и каждому человеку. собственная роль в системе.

Политическая культура государства или части его населения может принимать различные формы. Например, если большинство предпочитает демократический политический порядок, политическая культура может быть описана как «демократическая», что позволяет мыслить несколько форм демократической политической культуры. Если политическая культура и политический порядок государства значительно различаются в долгосрочной перспективе, это может привести к серьезным проблемам легитимации государства и, следовательно, к его дестабилизации. Есть также эффекты на интеграцию , участие и политическую вовлеченность членов общества.

содержание

История концепции

Термин « политическая культура» был введен Габриэлем А. Алмондом . В отличие от повседневного использования термина, термин Алмонда следует понимать эмпирически и аналитически, и поэтому он не имеет ценности.

«Каждая политическая система укоренена в определенной модели ориентации политического действия. Я счел полезным назвать этот вопрос политической культурой ».

В общем употреблении в Германии термин « политическая культура» часто используется как осуждающий и описывает манеры представителей народа. Такое использование термина в лингвистическом употреблении и в прессе следует отличать от аналитического, научного определения термина.

Исследовательские подходы политико-культурных исследований

Политико-культурные исследования развились из широкой области исследования установок и рассматривают связи между системами социальных ценностей и норм (культурой), с одной стороны, и институциональными условиями (структурой), с другой. Вопросы исследования сосредоточены на последовательности или отклонении культуры и структуры и их влиянии на стабильность политических систем.

Исследование «Гражданская культура»

Впервые, Габриэль Алмонд и Сидней Верба ввел термин политической культуры в политических исследований. В 1950-х годах они пытались ответить на вопрос, почему некоторые молодые демократии рухнули незадолго до Второй мировой войны , но почему другие системы с такой же институциональной структурой и социально-экономическим уровнем развития смогли утвердиться в долгосрочной перспективе. Международное исследование должно доказать основное предположение Алмонда и Вербы о том, что для существования политической системы необходимо определенное соответствие между политической культурой и политической системой. Ученые определяют политическую культуру следующим образом:

«Политическая культура нации — это особое распределение моделей ориентации на политические объекты среди членов нации».

Алмонд и Верба утверждают, что отношение граждан к политической системе в целом можно разделить на четыре целевых области .

  1. Первая точка отсчета — это самовосприятие отдельного гражданина в рамках политической системы (эго). Он отражает политические знания или интерес.
  2. Вторая целевая область представляет собой общее отношение к структуре и структуре политической системы.
  3. Первые две области дополняются отношением к входным возможностям политической системы (оценка возможностей участия граждан) и
  4. через отношение к выходным возможностям политической системы (оценка результатов политики).

Показанные области называются объектами отношения («я», общая система, возможности ввода и возможности вывода). Отношение граждан к этим объектам можно выразить по-разному. Например, они могут быть основаны на знаниях (когнитивные), проявляться как чувства (аффективные) или в форме оценок (оценочные).

Результат коллективного исследования этих ориентаций, включая статистический анализ, приводит двух ученых к формированию трех идеально-типичных культур:

Объекты ориентации Структура и структура системы Возможности ввода Выходные навыки Самосознание
приходская культура
Предметная культура + +
культура участия + + + +

+ означает преимущественное наличие данной ориентации в популяции, — означает преимущественное отсутствие данной ориентации в популяции.

Идеальный тип домодернистской местнической политической культуры («приход» означает «официальный округ пастыря») характеризуется взаимным «невмешательством» государства и граждан. Граждане не заинтересованы в политических действиях и не ждут от политической системы. Политологи рассматривали Мексику и Италию как пример узкой политической культуры. В Германии они нашли предметную культуру. Это также характеризуется тем фактом, что граждане считают себя в значительной степени аполитичными, но в этой форме политической культуры политические события отслеживаются и оцениваются гражданами как положительные или отрицательные. В третьей форме политической культуры, культуре участия, граждане следят за политическим процессом, а также являются политически активными и участвуют. При публикации своего исследования в 1963 году, миндальная / Верба явно выступает за смешанную политическую культуру приходских , участие элементов и при условии , как типа идеального . Политическую культуру США и Великобритании следует рассматривать как образец. Последующее исследование Алмонда и Вербы в 1980 году выявило удивительные изменения в политической культуре стран. В то время как Великобритания была классифицирована только как культура участия с большими ограничениями, и Германия, и Италия сильно изменились в направлении культуры участия. Это последующее исследование показывает изменчивость политической культуры с течением времени. Основываясь на этой концепции, концепция политической культуры была развита Сеймуром М. Липсетом и Дэвидом Истоном . В немецкоязычной среде следует упомянуть концепции Дитера Фукса . В частности, большое внимание привлекла концепция политической поддержки Дэвида Истона.

Дэвид Истон — Концепция политической поддержки

Дэвид Истон внес значительный вклад в дальнейшее развитие концепций исследования политической культуры, более детально проработав объекты политических взглядов и отношения между государством и гражданами (которые он назвал политической поддержкой). Истон проводил различие между диффузной и конкретной поддержкой, которая может относиться к трем объектам политического сообщества, политического режима и политического лидерства. В то время как конкретная поддержка возникает из удовлетворения политической продукцией и оценки конкретных событий или людей и может измениться в течение короткого периода времени, диффузная поддержка имеет тенденцию питаться общим удовлетворением самой политической системой (например, демократией) и только меняет медленно с течением времени. Поскольку диффузная поддержка также связана с легитимностью и доверием, это различие позволяет объяснить сохраняющуюся стабильность политических систем, даже если население недовольно конкретными политическими результатами.

Seymour Martin Lipset — эффективность и легитимность

Со своей классификацией политических систем Сеймур Мартин Липсет занимает важное место в политико-культурных исследованиях, направленных на трансформацию. В своей концепции политико-культурных исследований Липсет проводит различие только между оценкой эффективности политической системы и ее легитимностью среди граждан. Стабильность политической системы также имеет центральное значение в соображениях Липсета. Стабильность системы тем выше, чем более положительно оценивается населением эффективность и легитимность политической системы. Оценка эффективности состоит из оценки экономики и решения политических вопросов, таких как e. Б. коррупция или политические скандалы вместе взятые и, по словам Липсета, имеют немного меньшее влияние на стабильность, чем оценка легитимности, которая может выражаться в одобрении населением общей политической системы, несмотря на краткосрочные кризисы. Суть соображений Липсета отражена во взаимодействии легитимности и влияния, с помощью которого он разрабатывает типологию, которая может предоставить информацию о вероятной стабильности политической системы.

Похожее:  Невыплата премии как акт дискриминации К вопросу о правомерности подмены зарплаты премией на основании статьи 191 ТК

Карл Роэ

Единственный количественный характер исследования гражданской культуры часто подвергался критике. Карл Роэ , с другой стороны, ввел концепцию политической культуры, которая учитывает более качественные соображения. При этом он не отказывается от подходов классических политико-культурных исследований, а дополняет их, разделяя их на культуру интерпретации и культуру символов. Таким образом, символическим изображениям, таким как памятники или флаги, придается самостоятельное значение в концепции исследования политической культуры. Однако, поскольку нет фундаментальной книги, которая концентрирует и детализирует концепцию Карла Роэ, исследования в этом направлении остаются в узких рамках. Этому также способствовали проблемы с эмпирической реализацией концепции.

Политическая культура Европейского Союза

Хотя большая часть политико-культурных исследований сосредоточена на политической культуре отдельных национальных государств, также были предприняты попытки определить политическую культуру Европейского Союза. Используя различные индикаторы, такие как Например, общее отношение к демократии, удовлетворенность демократией, политическое доверие и участие в политике, политическая культура стран-членов были проанализированы и использованы в качестве основы для описания политической культуры ЕС. По словам Габриэля, политическую культуру ЕС лучше всего можно охарактеризовать девизом «Единство в разнообразии». В этом смысле поддержка демократии как политической системы как общей черты европейской политической культуры формирует рамки, в которых находят свое место разнообразные формы и различия стран ЕС в отношении удовлетворенности демократией, политическим доверием и политическими интересами.

Резюме

Концепция политической культуры — это в первую очередь макро-концепция, которая использует агрегированные индивидуальные данные (из опросов) и, таким образом, включает микроуровень в качестве базы данных. Политико-культурные исследования , являющиеся частью политической науки , имеют дело с политической культурой . Он широко используется в сравнительной политике . Особенно в контексте культурного поворота и трансформационных процессов в Восточной Европе, важность этого события значительно возросла.

Источник

Политическая культура

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Содержание

История термина

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти [1] .

Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания. [2]

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах [3] , а также в странах Африки и Латинской Америки [4] .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

Похожее:  Биатлон 2014 2015 Кубок мира расписание гонок

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех [5] .

Сравнительные исследования

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной [6] . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы [7] ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю [8] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Источник



История политической культуры

В современной науке активно используется понятие политической культуры. При этом необходимо обратить внимание на то, что соответствующая категория в настоящее время насчитывает многовековую историю существования и развития. Подлинно выявить момент возникновения идей о политической культуре достаточно трудно, поскольку в политической теории и многих гуманитарных дисциплинах определенные идеи и представления формируются задолго до введения в научный оборот конкретного термина или определения, наилучшим образом отражающего содержание соответствующей категории.

Тем не менее, применительно к истории возникновения понятия «политическая культура» может быть внесена определенная ясность.

Так, в науке отмечается, что изначально возникновение политико-культурных идей связывается с западной научно-политической традицией, а соответствующий термин впервые был использован в труде И. Гердена «Идеи к философии истории человечества» в конце XVIII века.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом также отмечается, что после первого употребления в упомянутом труде И. Гердена, термин «политическая культура» долгое время практически не использовался в науке, в связи с чем не получал должного внимания научного сообщества, а также достаточного теоретического осмысления и развития.

Тем не менее, впоследствии концепция политической культуры прошла длительный путь совершенствования и развития, воплотившись в настоящее время в целом комплексе разнообразных научных представлений о понятии, содержании, типах политической культуры, и т.д.

Характеристика традиций и тенденций в истории развития политической культуры

В современной научной литературе отмечается, что проведение анализа истории развития политической культуры позволяет выявить некоторое количество направлений научной мысли, оказывавших в разное время на формирование тенденций развития идей о политической культуре. При этом, как правило, соответствующие направления формировались в рамках отдельных государств. В этой связи, в первую очередь принято выделять французскую и немецкую традиции изучения политической культуры.

Так, например, существует точка зрения о том, что история современного изучения политической культуры связана именно с течениями французской политической и социологической традиции, а конкретно – с именем Шарля Монтескье. Объясняется соответствующий тезис тем, что в его работе «О духе законов» 1748 г., обосновывалась необходимость анализа политической жизни государства на любом этапе его исторического развития, с точки зрения содержания целого комплекса факторов, в том числе:

  • климата страны;
  • образа жизни и поведения народа;
  • допускаемая степень свободы;
  • религиозные взгляда населения государства, его обычаи, традиции и т.д.;
  • богатство страны и т. д.

В результате подобного анализа становится возможным формулирование выводов о конкретной общественно-исторической обстановке, тех условиях, в которых с одной стороны существовали различные политические режима, а с другой – какие условия в наилучшей степени соответствуют тем или иным политическим режимам.

Далее, как было отмечено выше, следует обратить внимание на большое значение вклада немецкой философии в развитие теории правовой культуры.

Так, например, становлению и развитию политико-культурного анализа способствовали произошедшие на рубеже XVIII-XIX вв. изменения в немецкой философии, связанные с отходом от фатализма и предопределения и переходом к преобладанию точки зрения о способности человека через собственную активность развивать и совершенствовать мир вокруг себя, выступать необходимой для развития государства и общества движущей силой, и т.д.

Кроме того, развитию политической культуры способствовало утверждение и развитие в работах немецких философов тезиса о линейности исторического развития, то есть о том, что история человечества представляется собой единое саморазвивающееся целое, элементы которого находятся между собой в тесной логической взаимосвязи. В результате, благодаря идеям немецких философов политическая культура стала рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента государственной и общественной жизни, характеризующегося наличием определенных особенностей, предопределенных социальными и историческими условиями.

Современный этап истории политической культуры

В современной политической науке отмечается, что заслуга широкого распространения и развития понятия «политическая культура» в современной науке принадлежит Американскому ученому Г. Алмонду, поскольку именно после выхода в 1956 году его статьи «Сравнительные политические системы» начинается современная история политической культуры.

Так, в частности, Г. Алмонд неоднократно подчеркивал необходимость проведения анализа социальных условий, в том числе политико-культурных, для проведения наиболее полного и детального анализа политических процессов.

Также Г. Алмондом были выделены и сформулированы основные функции политической культуры, реализуемые по отношению к политической системе:

  1. Функция политической социализации и рекрутирования;
  2. Функция артикуляции и консолидации общественно-политических интересов;
  3. Функция политической коммуникации.

Говоря о современном этапе развития идей о политической культуре в нашей стране, необходимо обратить внимание на то, что несмотря на существование в XX веке определенной специфики объяснения политических явлений и процессов, обусловленных идеологией и устройством советского государства, с 70-х гг. прошлого века проводилось систематическое исследование политической культуры в Советском Союзе.

Однако впоследствии, в 90-х гг. XX века отечественные исследователи во многом сблизились в понимании политической культуры с теми воззрениями, которые отстаивают их западные коллеги.

Похожее:  Повышение эффективности работы предприятия это просто Новая система управления рационализаторской деятельно

Источник

История возникновения политической культуры

Актуальность темы.Политическая культура занимает одно из центральных мест в политологии. Такое внимание к ее исследованию объясняется тем, что политическая культура во многом определяет стабильность и динамизм современных политических систем. Изучение политической культуры помогает проникнуть в сущность различных политических структур, определить основные направления и перспективы их развития. Она отражает степень демократичности и цивилизованности того или иного общества. Политическая культура — один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Она выражает суть социально-политической системы, определяет “правила игры” в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности невозможно. Она отражает многообразие политической жизни и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Исследовать политическую культуру необходимо, так как это помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни. Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Из вышесказанного понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке существует самый широкий спектр мнений, определений. Это связано с тем, что сама политическая культура— развивающийся феномен, чутко реагирующий на изменения реалий современного мира, его политических и социально-экономических процессов. Данная тема полностью соответствует требованиям актуальности.

Степень научной разработанности темы.Вопрос о политической культуре, как в отечественной, так и в зарубежной литературе в целом не нов. Теоритической основой анализа феномена политической культуры послужила классическая концепция Г. Алмонда и С. Вербы. При изучении политической культуры.

Объектом исследованияявляется политическая культура России.

Предмет исследования —типология и особенности современной политической культуры.

Цель

Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач:

ознакомиться с историей возникновения политической культуры;

дать определение понятию «политическая культура»;

— рассмотреть ее типологию;

— раскрыть особенности политической культуры.

Структура исследования:Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Политическая культура: история возникновения, понятие, функции

История возникновения политической культуры

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. С точки зрения некоторых уче­ных она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают сово­купность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя поли­тическое поведение, но реализуется через него. Так же ругие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политическо­го сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения схо­дятся в понимании того, что политическая культура не за­мыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.

С одной стороны политическая культура складывается из укоренившихся представлений населения страны, ка­сающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий полити­ческой жизни общества. Следовательно, политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение полити­ческой культуры:Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

При формировании властных отношений и функционировании политической системы оказывает влияниеполитическая культура. Именно она определяет характер протекания политического процесса, способствует или мешает переменам в обществе, и особенно это заметно в периоды революционных перемен.

Иоган Гердер немецкий философ – просветитель 18 века был первым, кто употребил термин «политическая культура». Данное понятие он использовал по отношению к проблемам национального характера и национального самосознания.

Однако в политическую науку термин был введен американским политологом Г.Алмондом в 50-60-е годы 20 века. Это было связано с тем, что в это время освободившиеся от колониального гнета страны попытались скопировать политические институты США, но, в конечном счете, их попытка оказалась обречена на неудачу. Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали концепцию политической культуры. Наибольший вклад в теоретическую разработку данного политологического направления внесли Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, Д.Элазар, У.Розенбаум.

Определений политической культуры чрезвычайно много от самых узких по содержанию до предельно широких.

Г.Алмонд под политической культурой понимает совокупность политических ориентации, присущих населению в целом или его группам. Согласно Г.Алмондуи С.Вербена политическую культуру влияют следующие факторы: уровень образования; первичная социализация; доступ к средствам массовой коммуникации; влияния социально-экономической действительности; наличия опыта с правительственными организациями. Э.Я.Баталов — отечественный исследователь, обобщая многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения: политическая культура – это система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.

Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории политическая культура такие понятия, как политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа.

Существует взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л.Дитмер).

Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество, и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории определение: политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами.

Таким образом, каждое из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. В целом же можно дать следующее обобщающее определение: политическая культура — это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах.

Источник

Adblock
detector