О журнале
Общероссийский научный журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» учрежден в 2003 г. Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» и издается совместно с Институтом языкознания РАН и Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 77 — 50946 от 21.08.2012). Издание имеет регистрацию в Международном центре ISSN в Париже (ISSN 1812-3228).
Научный журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» публикует статьи, отражающие вклад ученых в новое и перспективное научное направление – когнитивную лингвистику, которое в последние годы динамично развивается во всем мире и признано приоритетным в России и за рубежом, как и когнитивная наука в целом. В частности, на страницах журнала печатаются концептуальные работы по ключевым вопросам когнитологии, аналитические материалы о результатах конкретных когнитивных исследований, информационные сообщения о научной деятельности Института языкознания РАН, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Общероссийской общественной организации «Российской ассоциации лингвистов-когнитологов». Здесь регулярно помещаются научные доклады докторантов и аспирантов. При этом определенная часть журнального объема отводится междисциплинарной проблематике. Журнал выписывают библиотеки крупнейших вузов России и зарубежных университетов. Ежегодно число подписчиков увеличивается.
Источник
К вопросу о категоризации знаний в языке / TO THE PROBLEM OF CATEGORIZATION OF KNOWLEDGE IN THE LANGUAGE
дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – С. 25–77.
2. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006. –
3. Борискина О.О., Кретов А.А. Теория языковой категоризации. Национальное языковое сознание сквозь
призму криптокласса. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.
4. Бочкарев А.Е. О значении как «экране знаний» // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная
5. Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М.В. Пименовой. Вып. 4. – Кемерово: ИПК «Графика», 2004.
6. Вежбицкая А. Прототипы и инварианты // Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1996. – С. 201–
7. Витгенштейн Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн. Философские работы. Ч. I / пер. с нем.
М.С. Козловой. – М.: Гнозис, 1994. – С. 75–320.
8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педаго-
9. Грищук Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового со-
знания старшеклассников): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2002.
10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
11. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы язы-
12. Залевская А.А. / Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. – Во-
13. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когни-
тивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 36–45.
14. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / под
общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
15. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Во-
просы когнитивной лингвистики. – Тамбов. – 2004. – № 1. – С. 6–17.
16. Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность,
язык и сознание: междунар. меж-вуз. сб. науч. тр. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 5–15.
17. Кубрякова Е.С. Язык и знание. – М.: Языки славянской культуры, 2004.
18. Кудрина Н.А. Концептуализация в научном тексте // Когнитивные исследования языка. Вып. 4. Концеп-
туализация мира в языке: коллективная монография. – М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: ТГУ им.
Г.Р. Державина, 2009. – С. 337–369.
19. Лазарев В.В. К теории обыденного когнитивного познания (от Коперника до Птолемея) // Вестник Пяти-
горского гос. лингвист. ун-та. – № 2. – 1999. – С. 25–34.
20. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект: сб. ст. / пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс,
21. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когни-
тивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 12–21.
22. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. – М.:
Сов. энцикл., 1990.
23. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 182–192.
24. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – M.: Наука, 2011.
25. Мещанинов И.И. Понятийные категории в языке // Труды Военного института иностранных языков. –
26. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. – М.-Л.: Наука, 1945.
27. Моран А. Элеонора Рош [Электронный ресурс]. URL: /psychology- online.net/members/member-1 (дата
28. Общее языкознание. Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий / под ред. А.Е. Супру29. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. – М.: Мысль, 1983.
30. Попова З.Д. Общее языкознание. – М.: ACT: Восток – Запад, 2007.
31. Почепцов Г.Г. Языковая ментальность: способы представления мира // Вопросы языкознания, 1990. –
32. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Либроком, 2010.
33. Уфимцева А.А., Азнаурова Э.С., Кубрякова Е.С. Лингвистическая сущность и аспекты номинации // Языко-
вая номинация (Общие вопросы). – М.: Наука, 1977. – С. 7–98.
34. Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 3. – М.: Прогресс, 1999. – С. 127–258.
35. Barsalou L.W., Huttenlocher J., Lamberts K. Basing Categorization on Individuals and Events // Cognitive
Psychology, 1998. Vol. 36. – № 3. – P. 203–272.
36. Croft William and Cruse D. Allfn. Cognitive Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
37. Gerschkoff–Stowe L., Goldin–Medow S. Is there a natural order for exploring semantic relations // Cognitive
psychology, 2002. Vol. 5. – № 3. – P. 375–412.
38. MacLaury R.E. Introducing vantage theory // language Sciences, 2002. Vol. 24. – № 2. – P. 493–536.
39. Rehder B. Categorization as Causal Reasonong // Cognitive Science, 2003. Vol. 27. – № 5. – P. 709–748.
1. Boldyrev N.N. Kontceptualnaia osnova iazyka // Kognitivnye issledovaniia iazyka. Vyp. IV. Kontceptualizatciia
mira v iazyke: kollektivnaia monografiia. – M.: Institut iazykoznaniia RAN; Tambov: Izdatelskii dom TGU im. G.R.
Derzhavina, 2009. – S. 25–77.
2. Boldyrev N.N. Iazykovye kategorii kak format znaniia // Voprosy kognitivnoi lingvistiki. – 2006. – № 2. –
3. Boriskina O.O., Kretov A.A. Teoriia iazykovoi kategorizatcii. Natcionalnoe iazykovoe soznanie skvoz prizmu
kriptoklassa. – Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2003.
4. Bochkarev A.E. O znachenii kak «ekrane znanii» // Vestnik MGU. Ser. 19. Lingvistika i mezhkulturnaia
5. Vvedenie v kognitivnuiu lingvistiku / pod red. M.V. Pimenovoi. Vyp. 4. – Kemerovo: IPK «Grafika», 2004.
6. Vezhbitckaia A. Prototipy i invarianty // Iazyk. Kultura. Poznanie. – M.: Russkie slovari, 1996. – S. 201–231.
7. Vitgenshtein L. Filosofskie issledovaniia // L. Vitgenshtein. Filosofskie raboty. Ch. I / per. s nem. M.S. Kozlovoi. –
M.: Gnozis, 1994. – S. 75–320.
8. Vygotskii L.S. Sobr. soch.: V 6 t. T. 2. Problemy obshchei psikhologii / pod red. V.V. Davydova. – M.: Pedagogika,
9. Grishchuk E.I. Abstraktnaia leksika v iazykovom soznanii (eksperimentalnoe issledovanie iazykovogo soznaniia
starsheklassnikov): avtoref. dis. … kand. filol. nauk. – Voronezh, 2002.
10. Gurevich A.Ia. Kategorii srednevekovoi kultury. – M.: Iskusstvo, 1984.
11. Demiankov V.Z. Kognitivnaia lingvistika kak raznovidnost interpretiruiushchego podkhoda // Voprosy
12. Zalevskaia A.A. / Metodologicheskie problemy kognitivnoi lingvistiki / pod red. I.A. Sternina. – Voronezh: VGU,
13. Zalevskaia A.A. Psikholingvisticheskii podkhod k probleme kontcepta // Metodologicheskie problemy
kognitivnoi lingvistiki. – Voronezh: Izd-vo VGU, 2001. – S. 36–45.
14. Kratkii slovar kognitivnykh terminov / E.S. Kubriakova, V.Z. Demiankov, Iu.G. Pankratc, L.G. Luzina / pod obshch.
red. E.S. Kubriakovoi. – M.: Filol. f-t MGU im. M.V. Lomonosova, 1997.
15. Kubriakova E.S. Ob ustanovkakh kognitivnoi nauki i aktualnykh problemakh kognitivnoi lingvistiki / Voprosy
kognitivnoi lingvistiki. – Tambov. – 2004. – № 1. – S. 6–17.
16. Kubriakova E.S. O sovremennom ponimanii termina «kontcept» v lingvistike i kulturologii // Realnost, iazyk
i soznanie: mezhdunar. mezh-vuz. sb. nauch. tr. – Tambov: Izd-vo TGU, 2002. – S. 5–15.
17. Kubriakova E.S. Iazyk i znanie. – M.: Iazyki slavianskoi kultury, 2004.
18. Kudrina N.A. Kontceptualizatciia v nauchnom tekste // Kognitivnye issledovaniia iazyka. Vyp.
4. Kontceptualizatciia mira v iazyke: kollektivnaia monografiia. – M.: Institut iazykoznaniia RAN; Tambov: TGU
im. G.R. Derzhavina, 2009. – S. 337–369.
19. Lazarev V.V. K teorii obydennogo kognitivnogo poznaniia (ot Kopernika do Ptolemeia) // Vestnik Piatigorskogo
gos. lingvist. un-ta. – № 2. – 1999. – S. 25–34.
20. Lakoff Dzh. Kognitivnoe modelirovanie // Iazyk i intellekt: sb. st. / per. s angl. i nem. – M.: Progress, 1995. –
21. Lakoff Dzh. Myshlenie v zerkale klassifikatorov // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Vyp. XXIII. Kognitivnye
aspekty iazyka. – M.: Progress, 1988. – S. 12–21.
22. Lingvisticheskii entciklopedicheskii slovar / pod red. V.N. Iartcevoi; In-t iazykoznaniia AN SSSR. – M.: Sov.
23. Losev A.F. Znak. Simvol. Mif. – M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. – S. 182–192.
24. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuiu lingvistiku. – M.: Nauka, 2011.
25. Meshchaninov I.I. Poniatiinye kategorii v iazyke // Trudy Voennogo instituta inostrannykh iazykov. – 1945. –
26. Meshchaninov I.I. Chleny predlozheniia i chasti rechi. – M.-L.: Nauka, 1945.
27. Moran A. Eleonora Rosh [Elektronnyi resurs]. URL: /psychology- online.net/members/member-1 (data
28. Obshchee iazykoznanie. Struktura iazyka. Tipologiia iazykov i lingvistika universalii / pod red. A.E. Supruna. –
Mn.: Vysheishaia shkola, 2001.
29. Pavilenis R.I. Problema smysla: sovremennyi logiko-filosofskii analiz iazyka. – M.: Mysl, 1983.
30. Popova Z.D. Obshchee iazykoznanie. – M.: ACT: Vostok – Zapad, 2007.
31. Pocheptcov G.G. Iazykovaia mentalnost: sposoby predstavleniia mira // Voprosy iazykoznaniia, 1990. – № 6. –
32. Serebrennikov B.A. Rol chelovecheskogo faktora v iazyke. Iazyk i myshlenie. – M.: Librokom, 2010.
33. Ufimtceva A.A., Aznaurova E.S., Kubriakova E.S. Lingvisticheskaia sushchnost i aspekty nominatcii // Iazykovaia
nominatciia (Obshchie voprosy). – M.: Nauka, 1977. – S. 7–98.
34. Fillmor Ch. Delo o padezhe // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Vyp. 3. – M.: Progress, 1999. – S. 127–258.
35. Barsalou L.W., Huttenlocher J., Lamberts K. Basing Categorization on Individuals and Events // Cognitive
Psychology, 1998. Vol. 36. – № 3. – P. 203–272.
36. Croft William and Cruse D. Allfn. Cognitive Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
37. Gerschkoff–Stowe L., Goldin–Medow S. Is there a natural order for exploring semantic relations // Cognitive
psychology, 2002. Vol. 5. – № 3. – P. 375–412.
38. MacLaury R.E. Introducing vantage theory // language Sciences, 2002. Vol. 24. – № 2. – P. 493–536.
39. Rehder B. Categorization as Causal Reasonong // Cognitive Science, 2003. Vol. 27. – № 5. – P. 709–748.
Источник
Вопросы когнитивной лингвистики болдырев
Факультет филологии и журналистики I Кафедра зарубежной филологии и прикладной лингвистики: профессор
Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ
Образование
Тамбовский государственный педагогический институт — 1977.
Квалификация
Учитель английского и немецкого языков.
Диссертации
Кандидатская диссертация: «Структурированные атрибутивные словосочетания пропозиционального типа в современном английском языке» — 1984.
Докторская диссертация: «Функциональная категоризация английского глагола» — 1995.
Место работы и должность
Сетевой научно-образовательный центр когнитивных исследований, директор.
Факультет филологии и журналистики, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики.
Повышение квалификации
- «Технология формирования поликультурной языковой личности», 72 часа, ФГБОУ ВО «ТГТУ», г.Тамбов, 2020, удостоверение о повышении квалификации №682406725556 от 1 декабря 2018 г.
- «Технология реализации витагенного обучения в образовании», 72 часа, ФГБОУ ВО «ТГТУ», г.Тамбов, 2021, удостоверение о повышении квалификации №682407498945 от 30 апреля 2019 г.
- «Информационные системы и технологии», 72 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2021, удостоверение о повышении квалификации №180002037267 от 26 декабря 2019 г.
- «Инклюзивное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в вузе», 24 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2022, удостоверение о повышении квалификации №180002039041 от 13.04.2020 г.
- «Первая помощь», 18 часов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2022, удостоверение о повышении квалификации №180002038885 от 16.03.2020 г.
- «Государственная политика в области противодействия коррупции», 24 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2022, удостоверение о повышении квалификации № 180002039690 от 11.11.2020 г.
- «Облачные технологии в образовании», 72 часа, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», 2022, удостоверение о повышении квалификации №60 0014559 от 21.12.2020 г.
Профессиональные интересы
Когнитивная лингвистика: взаимодействие мыслительных и языковых структур.
Основные преподаваемые дисциплины
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Руководство аспирантами и докторантами.
Государственные награды, членство в научных обществах
Почетный работник ВПО РФ — 2001.
Заслуженный деятель науки РФ — 2002.
Обладатель национальной премии «Профессор года – 2018» в номинации «Филологические науки».
Почетный президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов.
Индекс цитирования
РИНЦ: цитирований — 11931; h-индекс — 54 на сентябрь 2020 г.
Список значимых публикаций
- Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка: монография. М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. 480 с. (2-е изд.: вышло в 2019 г.).
- Болдырев Н.Н. Доминантный принцип организации языкового сознания // Когнитивные исследования языка. 2019. Вып. XXXVII. С. 37-44.
- Болдырев Н.Н. Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 5-25.
- Boldyrev N.N. The Interpretive Dominant in the Cognitive Theory of Language // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Vol. LXXXIII, 2022. Pp. 1-8.
- Болдырев Н.Н., Григорьева В.С. Доминантный принцип и интегративность формата речевого взаимодействия в диалогическом дискурсе: монография. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2022. 328 с.
Список значимых учебных изданий
- Болдырев Н.Н. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебное пособие с рекомендательным грифом УМО / Н.Н. Болдырев, Н.А. Кобрина, А.А. Худяков. М.: Высшая школа, 2007.
- Болдырев Н.Н. Введение в языкознание: практикум / Н.Н. Болдырев, Л.В. Бабина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: Курс лекций: учебное пособие. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Курс лекций по английской филологии: учебное пособие. Изд. 5-е, стереотип. М.-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018.
Участие в проектах (полученные гранты)
- Исторические и лингво-культурологические основы формирования и сохранения национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации — № 1.2.08, 2008-2012.
Министерство образования и науки РФ, темплан.
- Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур — № 02.740.11.0596, 2010-2012.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт.
- Исследование типов и форматов знания в языке — № П382, 2010-2012.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт.
- Оценочная категоризация мира в русском и западноевропейских языках — № 10-04-00196а, 2010-2012.
Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.
- Репрезентация знаний в языке — № 14.В37.21.2126, 2012.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение.
- Категориальный уровень представления знаний в языке — № 14.B37.21.0998, 2012-2013.
Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение.
- Организация и проведение Международного конгресса по когнитивной лингвистике — № 12-06-06082г, 2012.
Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.
- Исследование языка как системы репрезентации и интерпретации знаний — № 6.2772.2011, 2012-2013.
Министерство образования и науки РФ, госзадание.
- Теория языковой интерпретации как когнитивной деятельности — № 2014/285, 2014.
Министерство образования и науки РФ, госзадание.
- Организация и проведение Всероссийского научно-практического семинара «Информационные технологии в когнитивных исследованиях языка»- № 14-06-20499, 2014.
Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.
- Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте — № 15-18-10006, 2015-2017.
Грантодатель: Российский научный фонд.
- Язык как интерпретирующий фактор познания — № 15-04-00448, 2015-2017.
Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.
- Организация и проведение Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы когнитивной лингвистики» — № 16-04-14037, 2018.
Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.
- Издание научного труда «Язык и система знаний. Когнитивная теория языка» — № 18-112-00009 Д, 2020.
Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.
- Доминантный принцип организации языкового сознания — № 18-18-00267, 2020-2020.
Грантодатель: Российский научный фонд.
- Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания — № 19-112-50208, 2021-2020.
Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.
- Интерпретирующий потенциал вторичных структур в языковой картине мира — № 20-18-00372, 2022-2022.
Грантодатель: Российский научный фонд.
Контактная информация
Адрес: 392008, г. Тамбов, ул. Советская, 181к, каб. 310.
Телефон: 8 (4752) 72-34-34, добавочный 8609
E-mail: [email protected], [email protected]
Присутственные часы на кафедре
пятница 13.00 — 16.00
© 2003-2018 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Источник
Книга: Болдырев Н. Н. «Когнитивная лингвистика»
В книге излагается авторское видение общих и частных проблем одного из актуальных и наиболее востребованных направлений современного языкознания — когнитивной лингвистики, а также путей их решения. Предлагаемые материалы были ранее опубликованы в виде отдельных статей в различных изданиях. Они расположены в тематическом порядке и дают представление о современном состоянии когнитивной лингвистики и перспективах ее развития в России и за рубежом.
Издание адресовано филологам, может быть интересно философам, психологам, специалистам в области культурологии, социологии, педагогики и других гуманитарных и общественных наук, а также студентам различных гуманитарных направлений подготовки, исследователям языка, культуры и познавательных процессов.
Содержание:
Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18–36. 3 Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1. С. 5–13. 52 Методологические проблемы когнитивных исследований в лингвистике // Филология и культура: мат-лы VII Междунар. науч. конф. 14–16 окт. 2009 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 35–41. 76 О метаязыке когнитивной лингвистики: концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур: сб. науч. тр. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. С. 23–32. 85 Принципы и методы когнитивных исследований языка // Принципы и методы когнитивных исследований языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 11–29. 98 Когнитивная лингвистика в России: от частных исследований — к общей теории языка // Когнитивные исследования языка. Вып. XIV. Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы: мат-лы Всеросс. науч. конф. 11–12 апреля 2013 года. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. С. 52–60. 126 Взаимодействие когнитивных и языковых структур: результаты и перспективы исследования // Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: мат-лы Всерос. науч. конф. 28 мая 2010 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. С. 17–22. 136 К вопросу об интегративной теории репрезентации знаний в языке // Когнитивные исследования языка. Вып. XII. Теоретические аспекты языковой репрезентации: сб. науч. трудов. Москва-Тамбов: Институт языкознания РАН/Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. С. 33–43. 144 Проблемы исследования языкового знания // Концептуальный анализ языка: Современные направления исследования: Сб. науч. тр. М.-Калуга: Издательство «Эйдос», 2007. С. 95–108. 158 Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Межвуз. сб. научн. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 25–36. 176 Значение и смысл с когнитивной точки зрения и проблема многозначности // Когнитивная семантика: Матер. Второй междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике, 11–14 сент. 2000 г. В 2-х ч. Ч. I. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — С. 11–17. 191 Концептуальное взаимодействие как основа речевого общения // Конгресс МАПРЯЛ. 2015. 201 Когнитивный контекст как фактор экологии языка и сознания // Экология языка и речи: материалы четвертой Международной научной конференции (11–12 ноября 2014 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. С. 20–25. 210 Прототипическая семантика как направление и метод лингвистических исследований //Проблемы современной филологии. Вып. 2. Мичуринск: МГПИ, 2002. С. 3–12. 221 Прототипы в языковой репрезентации знаний // Когнитивные исследования языка. Вып. II. Проблемы репрезентации в языке: сборник научных трудов. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 36–44. 236
Издательство: «Директ-Медиа» (2016)
Другие книги схожей тематики:
См. также в других словарях:
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА — КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассматривается в современной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Когнитивная лингвистика — Лингвистика … Википедия
когнитивная лингвистика — Направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. В сферу КЛ входят ментальные основы… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Когнитивная лингвистика — По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой. Возникла параллельно с когнитологией, т.е. в первой половине… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
когнитивная лингвистика — (от лат. cognitio знание, познание), направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных… … Энциклопедический словарь
когнитивная лингвистика — направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных (когнитивных) механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека … Толковый переводоведческий словарь
Лингвистика — Лингвистика … Википедия
Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия
Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия
Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Когнитивная этология — (лат. cognitio знание) наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия
Источник
КОГНИТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА
КОГНИТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА, область лингвистики, исследующая роль языка в обработке и переработке человеческого опыта, в концептуализации и категоризации мира и его членении, в фиксации информации в языковых формах, её хранении, извлечении из памяти и т. п. Возникла в рамках когнитивной науки в кон. 1960-х гг. и разделяет общие с ней установки и цели. В 1989 оформилась в Дуйсбурге (Германия) в качестве самостоят. парадигмы науч. знания. Вместе с когнитивной психологией К. л. – одна из гл. наук когнитивного цикла, которые рассматривают язык как гл. когнитивную составляющую среди др. когнитивных способностей человека (наряду с восприятием, вниманием, воображением и способностью к решению проблем), как уникальную характеристику человека.
У истоков К. л. стояли психолог Дж. Миллер (США), первым начавший исследование языка и восприятия, и лингвист Н. Хомский, поставивший вопрос (в рамках генеративной лингвистики) о сути языковой способности и её представленности в мозгу человека в виде ментальных (относящихся к мышлению, сознанию) репрезентаций. Учёных объединяли критика бихевиоризма и обращение к внутренним аспектам организации языка. Но далее пути генеративизма и когнитивизма разошлись.
Возникновение К. л. за рубежом совпало с появлением в отеч. языкознании ономасиологич. направления лингвистич. исследований (см. Ономасиология) и разработкой теории номинации (работы В. Г. Гака, Ю. С. Степанова, Е. С. Кубряковой, В. Н. Телии, Г. В. Колшанского, А. А. Уфимцевой) – ранней версии когнитивизма, т. к. процессы номинации изучаются как речемыслительные. Однако, в отличие от К. л. за рубежом, отеч. исследователи считают невозможным изучать протекание актов обозначения всего сущего вне их зависимости от социально-историч. условий, вне культурно-историч. контекста, в отрыве от эмоциональных состояний и вообще прагматич. факторов речи.
Во многие ключевые понятия наук когнитивного цикла К. л. вносит свои коррективы. Термин «когниции» в К. л., в отличие от его понимания эпистемологией и гносеологией, начинает обозначать не только процессы науч. и обыденного познания, но и (будучи употребляемым во мн. ч.) некие единицы познанного, единицы знания, мнения и оценки, в качестве которых выступают разные форматы и структуры знания. Среди них выделяются такие неделимые далее единицы, как концепты, а также более сложные структуры представления знаний – фреймы, сценарии, категории. Выделение этих структур направляет процессы категоризации и концептуализации (определение структур знания), которые служат упорядочиванию, сортировке и систематизации человеческого опыта в таких областях, как пространство и время, цвет и размер объектов, эмоции и т. п.
Понятие «категории» в К. л. отличается от традиционного (характеризующегося повторением в них членов с одинаковым набором признаков). В К. л. они охватывают единицы, объединённые лишь относительным сходством и равняющиеся на «лучший образец» своего класса, именуемый прототипом; напр., прототипом в категории фруктов является яблоко. Такое понимание термина «категории» сыграло важную роль для объяснения строения категорий языковых и приблизило их описание к реально наблюдаемому положению дел и их пониманию в обыденном сознании говорящих.
Важную роль в К. л. сыграло и понятие концепта (В. З. Демьянков). Возникли разные версии концептуального анализа: в культурологии – у Ю. С. Степанова, в школе логич. анализа – у Н. Д. Арутюновой, в собственно когнитивных направлениях (В. З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев). Работы Р. Джэкендоффа, Л. Талми, Р. Лангакера (все – США) послужили основанием для становления когнитивной семантики, т. к. в К. л. большое внимание уделялось изучению содержат. аспектов разных категорий и единиц языка. Мн. учёные отождествляли К. л. и когнитивную семантику, подчёркивая, что у последней выявились и собств. задачи – исследование динамики появлений новых значений в языке и областей их варьирования. Появились разные школы: фреймовая семантика (Ч. Филмор и его последователи), прототипическая семантика [Дж. Лакофф (США), Дж. Р. Тейлор (Новая Зеландия) и др.], концептуализм (Лангакер). Аналогичные школы возникли в Москве, С.-Петербурге, Тамбове, Иркутске и др.; в 2003 основана Рос. ассоциация по К. л., издающая ж. «Вопросы когнитивной лингвистики».
Значительны успехи К. л. в понимании регулярной полисемии и, главное, категории значения, которое приравнивалось к неким структурам знания, или же «концептуализациям». Выстроилась цепочка «знание – значение – знак», подчёркивалось, что один и тот же объект, явление или событие может быть описано с помощью альтернативных языковых форм – в зависимости от того, как они были увидены и осмыслены говорящими. Подобное описание объектов и ситуаций, зависящее от субъективного опыта говорящих, представляет собой «конструирование» мира, а не его (зеркальное) отражение. В К. л. и когнитивную семантику были введены и такие термины, как «профилирование», «выдвижение» (чего-либо на первый план), «пресуппозиция», «эмпатия», «перспективация», которые отражали новые способы ви́дения мира и его конструирования.
В объяснении семантич. процессов появились понятие концептуальной интеграции как слияния разных ментальных пространств и представление о концептуальной метафоре. В общем языкознании не уделялось столько внимания явлениям метафоры и метонимии, развитию новых значений и понятию полисемии в целом, сколько в когнитивной семантике. В семантике предложены новые подходы в понимании и описании таких структур знания, как пространственная концептуализация в области эмоций и чувств.
Рассматриваются пути (исторического) превращения лексич. единиц в грамматические, получившие назв. «грамматизация». В эти описания вовлекаются и редкие языки. Когнитивный подход используется также при изучении порождения и восприятия речи (см. Восприятие речи, Порождение речи), при исследовании дискурса. Подчёркивается близость К. л. функциональному направлению в совр. науке.
Язык трактуется как гл. средство доступа к работе сознания, он определяется либо как способствующий осуществлению когнитивных процессов в актах коммуникации, либо как служащий в коммуникативном процессе (дискурсе) достижению определённых когнитивных целей (передаче или запросу информации, обмену ею между говорящими и созданию новой и т. п.). Особенно чётко проявляется двунаправленность языка – и на когницию, и на коммуникацию – при возникновении такой отеч. версии когнитивизма, как когнитивно-дискурсивная парадигма лингвистич. знания: каждое языковое явление подлежит анализу и с точки зрения его участия в когнитивной деятельности, и с точки зрения его служения дискурсивной деятельности (Е. С. Кубрякова), а также с точки зрения их согласования между собой. К. л. становится источником новых начинаний в теоретич. лингвистике, стремящихся к разностороннему и многоаспектному исследованию природы языка, к объяснению ещё не изученных черт его строения и организации, выполняемых им разнообразных функций.
Источник