К вопросу о категоризации знаний в языке TO THE PROBLEM OF CATEGORIZATION OF KNOWLEDGE IN THE LANGUAGE

О журнале

Общероссийский научный журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» учрежден в 2003 г. Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» и издается совместно с Институтом языкознания РАН и Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 77 — 50946 от 21.08.2012). Издание имеет регистрацию в Международном центре ISSN в Париже (ISSN 1812-3228).

Научный журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» публикует статьи, отражающие вклад ученых в новое и перспективное научное направление – когнитивную лингвистику, которое в последние годы динамично развивается во всем мире и признано приоритетным в России и за рубежом, как и когнитивная наука в целом. В частности, на страницах журнала печатаются концептуальные работы по ключевым вопросам когнитологии, аналитические материалы о результатах конкретных когнитивных исследований, информационные сообщения о научной деятельности Института языкознания РАН, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Общероссийской общественной организации «Российской ассоциации лингвистов-когнитологов». Здесь регулярно помещаются научные доклады докторантов и аспирантов. При этом определенная часть журнального объема отводится междисциплинарной проблематике. Журнал выписывают библиотеки крупнейших вузов России и зарубежных университетов. Ежегодно число подписчиков увеличивается.

Источник

К вопросу о категоризации знаний в языке / TO THE PROBLEM OF CATEGORIZATION OF KNOWLEDGE IN THE LANGUAGE

дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – С. 25–77.

2. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2006. –

3. Борискина О.О., Кретов А.А. Теория языковой категоризации. Национальное языковое сознание сквозь

призму криптокласса. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.

4. Бочкарев А.Е. О значении как «экране знаний» // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная

5. Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М.В. Пименовой. Вып. 4. – Кемерово: ИПК «Графика», 2004.

6. Вежбицкая А. Прототипы и инварианты // Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1996. – С. 201–

7. Витгенштейн Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн. Философские работы. Ч. I / пер. с нем.

М.С. Козловой. – М.: Гнозис, 1994. – С. 75–320.

8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педаго-

9. Грищук Е.И. Абстрактная лексика в языковом сознании (экспериментальное исследование языкового со-

знания старшеклассников): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2002.

10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.

11. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы язы-

12. Залевская А.А. / Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.А. Стернина. – Во-

13. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когни-

тивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – С. 36–45.

14. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / под

общ. ред. Е.С. Кубряковой. – М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.

15. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Во-

просы когнитивной лингвистики. – Тамбов. – 2004. – № 1. – С. 6–17.

16. Кубрякова Е.С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии // Реальность,

язык и сознание: междунар. меж-вуз. сб. науч. тр. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 5–15.

17. Кубрякова Е.С. Язык и знание. – М.: Языки славянской культуры, 2004.

18. Кудрина Н.А. Концептуализация в научном тексте // Когнитивные исследования языка. Вып. 4. Концеп-

туализация мира в языке: коллективная монография. – М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: ТГУ им.

Г.Р. Державина, 2009. – С. 337–369.

19. Лазарев В.В. К теории обыденного когнитивного познания (от Коперника до Птолемея) // Вестник Пяти-

горского гос. лингвист. ун-та. – № 2. – 1999. – С. 25–34.

20. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект: сб. ст. / пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс,

21. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когни-

тивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 12–21.

22. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. – М.:

Сов. энцикл., 1990.

23. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – С. 182–192.

24. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – M.: Наука, 2011.

25. Мещанинов И.И. Понятийные категории в языке // Труды Военного института иностранных языков. –

26. Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. – М.-Л.: Наука, 1945.

27. Моран А. Элеонора Рош [Электронный ресурс]. URL: http://psychology- online.net/members/member-1 (дата

28. Общее языкознание. Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий / под ред. А.Е. Супру29. Павиленис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. – М.: Мысль, 1983.

30. Попова З.Д. Общее языкознание. – М.: ACT: Восток – Запад, 2007.

31. Почепцов Г.Г. Языковая ментальность: способы представления мира // Вопросы языкознания, 1990. –

32. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. – М.: Либроком, 2010.

33. Уфимцева А.А., Азнаурова Э.С., Кубрякова Е.С. Лингвистическая сущность и аспекты номинации // Языко-

вая номинация (Общие вопросы). – М.: Наука, 1977. – С. 7–98.

34. Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 3. – М.: Прогресс, 1999. – С. 127–258.

35. Barsalou L.W., Huttenlocher J., Lamberts K. Basing Categorization on Individuals and Events // Cognitive

Psychology, 1998. Vol. 36. – № 3. – P. 203–272.

36. Croft William and Cruse D. Allfn. Cognitive Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

37. Gerschkoff–Stowe L., Goldin–Medow S. Is there a natural order for exploring semantic relations // Cognitive

psychology, 2002. Vol. 5. – № 3. – P. 375–412.

38. MacLaury R.E. Introducing vantage theory // language Sciences, 2002. Vol. 24. – № 2. – P. 493–536.

39. Rehder B. Categorization as Causal Reasonong // Cognitive Science, 2003. Vol. 27. – № 5. – P. 709–748.

1. Boldyrev N.N. Kontceptualnaia osnova iazyka // Kognitivnye issledovaniia iazyka. Vyp. IV. Kontceptualizatciia

mira v iazyke: kollektivnaia monografiia. – M.: Institut iazykoznaniia RAN; Tambov: Izdatelskii dom TGU im. G.R.

Derzhavina, 2009. – S. 25–77.

2. Boldyrev N.N. Iazykovye kategorii kak format znaniia // Voprosy kognitivnoi lingvistiki. – 2006. – № 2. –

3. Boriskina O.O., Kretov A.A. Teoriia iazykovoi kategorizatcii. Natcionalnoe iazykovoe soznanie skvoz prizmu

kriptoklassa. – Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2003.

4. Bochkarev A.E. O znachenii kak «ekrane znanii» // Vestnik MGU. Ser. 19. Lingvistika i mezhkulturnaia

5. Vvedenie v kognitivnuiu lingvistiku / pod red. M.V. Pimenovoi. Vyp. 4. – Kemerovo: IPK «Grafika», 2004.

6. Vezhbitckaia A. Prototipy i invarianty // Iazyk. Kultura. Poznanie. – M.: Russkie slovari, 1996. – S. 201–231.

7. Vitgenshtein L. Filosofskie issledovaniia // L. Vitgenshtein. Filosofskie raboty. Ch. I / per. s nem. M.S. Kozlovoi. –

M.: Gnozis, 1994. – S. 75–320.

8. Vygotskii L.S. Sobr. soch.: V 6 t. T. 2. Problemy obshchei psikhologii / pod red. V.V. Davydova. – M.: Pedagogika,

9. Grishchuk E.I. Abstraktnaia leksika v iazykovom soznanii (eksperimentalnoe issledovanie iazykovogo soznaniia

Похожее:  Тонкий мир что это такое и как взаимодействовать с тонким миром

starsheklassnikov): avtoref. dis. … kand. filol. nauk. – Voronezh, 2002.

10. Gurevich A.Ia. Kategorii srednevekovoi kultury. – M.: Iskusstvo, 1984.

11. Demiankov V.Z. Kognitivnaia lingvistika kak raznovidnost interpretiruiushchego podkhoda // Voprosy

12. Zalevskaia A.A. / Metodologicheskie problemy kognitivnoi lingvistiki / pod red. I.A. Sternina. – Voronezh: VGU,

13. Zalevskaia A.A. Psikholingvisticheskii podkhod k probleme kontcepta // Metodologicheskie problemy

kognitivnoi lingvistiki. – Voronezh: Izd-vo VGU, 2001. – S. 36–45.

14. Kratkii slovar kognitivnykh terminov / E.S. Kubriakova, V.Z. Demiankov, Iu.G. Pankratc, L.G. Luzina / pod obshch.

red. E.S. Kubriakovoi. – M.: Filol. f-t MGU im. M.V. Lomonosova, 1997.

15. Kubriakova E.S. Ob ustanovkakh kognitivnoi nauki i aktualnykh problemakh kognitivnoi lingvistiki / Voprosy

kognitivnoi lingvistiki. – Tambov. – 2004. – № 1. – S. 6–17.

16. Kubriakova E.S. O sovremennom ponimanii termina «kontcept» v lingvistike i kulturologii // Realnost, iazyk

i soznanie: mezhdunar. mezh-vuz. sb. nauch. tr. – Tambov: Izd-vo TGU, 2002. – S. 5–15.

17. Kubriakova E.S. Iazyk i znanie. – M.: Iazyki slavianskoi kultury, 2004.

18. Kudrina N.A. Kontceptualizatciia v nauchnom tekste // Kognitivnye issledovaniia iazyka. Vyp.

4. Kontceptualizatciia mira v iazyke: kollektivnaia monografiia. – M.: Institut iazykoznaniia RAN; Tambov: TGU

im. G.R. Derzhavina, 2009. – S. 337–369.

19. Lazarev V.V. K teorii obydennogo kognitivnogo poznaniia (ot Kopernika do Ptolemeia) // Vestnik Piatigorskogo

gos. lingvist. un-ta. – № 2. – 1999. – S. 25–34.

20. Lakoff Dzh. Kognitivnoe modelirovanie // Iazyk i intellekt: sb. st. / per. s angl. i nem. – M.: Progress, 1995. –

21. Lakoff Dzh. Myshlenie v zerkale klassifikatorov // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Vyp. XXIII. Kognitivnye

aspekty iazyka. – M.: Progress, 1988. – S. 12–21.

22. Lingvisticheskii entciklopedicheskii slovar / pod red. V.N. Iartcevoi; In-t iazykoznaniia AN SSSR. – M.: Sov.

23. Losev A.F. Znak. Simvol. Mif. – M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1982. – S. 182–192.

24. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuiu lingvistiku. – M.: Nauka, 2011.

25. Meshchaninov I.I. Poniatiinye kategorii v iazyke // Trudy Voennogo instituta inostrannykh iazykov. – 1945. –

26. Meshchaninov I.I. Chleny predlozheniia i chasti rechi. – M.-L.: Nauka, 1945.

27. Moran A. Eleonora Rosh [Elektronnyi resurs]. URL: http://psychology- online.net/members/member-1 (data

28. Obshchee iazykoznanie. Struktura iazyka. Tipologiia iazykov i lingvistika universalii / pod red. A.E. Supruna. –

Mn.: Vysheishaia shkola, 2001.

29. Pavilenis R.I. Problema smysla: sovremennyi logiko-filosofskii analiz iazyka. – M.: Mysl, 1983.

30. Popova Z.D. Obshchee iazykoznanie. – M.: ACT: Vostok – Zapad, 2007.

31. Pocheptcov G.G. Iazykovaia mentalnost: sposoby predstavleniia mira // Voprosy iazykoznaniia, 1990. – № 6. –

32. Serebrennikov B.A. Rol chelovecheskogo faktora v iazyke. Iazyk i myshlenie. – M.: Librokom, 2010.

33. Ufimtceva A.A., Aznaurova E.S., Kubriakova E.S. Lingvisticheskaia sushchnost i aspekty nominatcii // Iazykovaia

nominatciia (Obshchie voprosy). – M.: Nauka, 1977. – S. 7–98.

34. Fillmor Ch. Delo o padezhe // Novoe v zarubezhnoi lingvistike. Vyp. 3. – M.: Progress, 1999. – S. 127–258.

35. Barsalou L.W., Huttenlocher J., Lamberts K. Basing Categorization on Individuals and Events // Cognitive

Psychology, 1998. Vol. 36. – № 3. – P. 203–272.

36. Croft William and Cruse D. Allfn. Cognitive Linguistics. – Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

37. Gerschkoff–Stowe L., Goldin–Medow S. Is there a natural order for exploring semantic relations // Cognitive

psychology, 2002. Vol. 5. – № 3. – P. 375–412.

38. MacLaury R.E. Introducing vantage theory // language Sciences, 2002. Vol. 24. – № 2. – P. 493–536.

39. Rehder B. Categorization as Causal Reasonong // Cognitive Science, 2003. Vol. 27. – № 5. – P. 709–748.

Источник



Вопросы когнитивной лингвистики болдырев

Факультет филологии и журналистики I Кафедра зарубежной филологии и прикладной лингвистики: профессор

Профессор, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки РФ

Образование

Тамбовский государственный педагогический институт — 1977.

Квалификация

Учитель английского и немецкого языков.

Диссертации

Кандидатская диссертация: «Структурированные атрибутивные словосочетания пропозиционального типа в современном английском языке» — 1984.

Докторская диссертация: «Функциональная категоризация английского глагола» — 1995.

Место работы и должность

Сетевой научно-образовательный центр когнитивных исследований, директор.

Факультет филологии и журналистики, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики.

Повышение квалификации

  1. «Технология формирования поликультурной языковой личности», 72 часа, ФГБОУ ВО «ТГТУ», г.Тамбов, 2018, удостоверение о повышении квалификации №682406725556 от 1 декабря 2018 г.
  2. «Технология реализации витагенного обучения в образовании», 72 часа, ФГБОУ ВО «ТГТУ», г.Тамбов, 2019, удостоверение о повышении квалификации №682407498945 от 30 апреля 2019 г.
  3. «Информационные системы и технологии», 72 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019, удостоверение о повышении квалификации №180002037267 от 26 декабря 2019 г.
  4. «Инклюзивное образование лиц с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в вузе», 24 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2020, удостоверение о повышении квалификации №180002039041 от 13.04.2020 г.
  5. «Первая помощь», 18 часов, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2020, удостоверение о повышении квалификации №180002038885 от 16.03.2020 г.
  6. «Государственная политика в области противодействия коррупции», 24 часа, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2020, удостоверение о повышении квалификации № 180002039690 от 11.11.2020 г.
  7. «Облачные технологии в образовании», 72 часа, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», 2020, удостоверение о повышении квалификации №60 0014559 от 21.12.2020 г.

Профессиональные интересы

Когнитивная лингвистика: взаимодействие мыслительных и языковых структур.

Основные преподаваемые дисциплины

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Руководство аспирантами и докторантами.

Государственные награды, членство в научных обществах

Почетный работник ВПО РФ — 2001.

Заслуженный деятель науки РФ — 2002.

Обладатель национальной премии «Профессор года – 2018» в номинации «Филологические науки».

Почетный президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов.

Индекс цитирования

РИНЦ: цитирований — 11931; h-индекс — 54 на сентябрь 2020 г.

Список значимых публикаций

  1. Болдырев Н.Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка: монография. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. 480 с. (2-е изд.: вышло в 2019 г.).
  2. Болдырев Н.Н. Доминантный принцип организации языкового сознания // Когнитивные исследования языка. 2019. Вып. XXXVII. С. 37-44.
  3. Болдырев Н.Н. Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 5-25.
  4. Boldyrev N.N. The Interpretive Dominant in the Cognitive Theory of Language // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Vol. LXXXIII, 2020. Pp. 1-8.
  5. Болдырев Н.Н., Григорьева В.С. Доминантный принцип и интегративность формата речевого взаимодействия в диалогическом дискурсе: монография. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. 328 с.

Список значимых учебных изданий

  1. Болдырев Н.Н. Теоретическая грамматика современного английского языка: учебное пособие с рекомендательным грифом УМО / Н.Н. Болдырев, Н.А. Кобрина, А.А. Худяков. М.: Высшая школа, 2007.
  2. Болдырев Н.Н. Введение в языкознание: практикум / Н.Н. Болдырев, Л.В. Бабина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012.
  3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: Курс лекций: учебное пособие. Изд. 4-е, переработанное и дополненное. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014.
  4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Курс лекций по английской филологии: учебное пособие. Изд. 5-е, стереотип. М.-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2016.

Участие в проектах (полученные гранты)

  • Исторические и лингво-культурологические основы формирования и сохранения национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации — № 1.2.08, 2008-2012.
Похожее:  Вопросы для тэга лучшие друзья

Министерство образования и науки РФ, темплан.

  • Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур — № 02.740.11.0596, 2010-2012.

Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт.

  • Исследование типов и форматов знания в языке — № П382, 2010-2012.

Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, госконтракт.

  • Оценочная категоризация мира в русском и западноевропейских языках — № 10-04-00196а, 2010-2012.

Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.

  • Репрезентация знаний в языке — № 14.В37.21.2126, 2012.

Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение.

  • Категориальный уровень представления знаний в языке — № 14.B37.21.0998, 2012-2013.

Министерство образования и науки РФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, соглашение.

  • Организация и проведение Международного конгресса по когнитивной лингвистике — № 12-06-06082г, 2012.

Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.

  • Исследование языка как системы репрезентации и интерпретации знаний — № 6.2772.2011, 2012-2013.

Министерство образования и науки РФ, госзадание.

  • Теория языковой интерпретации как когнитивной деятельности — № 2014/285, 2014.

Министерство образования и науки РФ, госзадание.

  • Организация и проведение Всероссийского научно-практического семинара «Информационные технологии в когнитивных исследованиях языка»- № 14-06-20499, 2014.

Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.

  • Исследование антропоцентрической природы языка в когнитивном контексте — № 15-18-10006, 2015-2017.

Грантодатель: Российский научный фонд.

  • Язык как интерпретирующий фактор познания — № 15-04-00448, 2015-2017.

Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.

  • Организация и проведение Всероссийского научно-практического семинара «Проблемы когнитивной лингвистики» — № 16-04-14037, 2016.

Грантодатель: Российский гуманитарный научный фонд.

  • Издание научного труда «Язык и система знаний. Когнитивная теория языка» — № 18-112-00009 Д, 2018.

Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.

  • Доминантный принцип организации языкового сознания — № 18-18-00267, 2018-2020.

Грантодатель: Российский научный фонд.

  • Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знания — № 19-112-50208, 2019-2020.

Грантодатель: Российский фонд фундаментальных исследований.

  • Интерпретирующий потенциал вторичных структур в языковой картине мира — № 20-18-00372, 2020-2022.

Грантодатель: Российский научный фонд.

Контактная информация

Адрес: 392008, г. Тамбов, ул. Советская, 181к, каб. 310.

Телефон: 8 (4752) 72-34-34, добавочный 8609

E-mail: lingvo.tsu@mail.ru, boldyrev@tsutmb.ru

Присутственные часы на кафедре

пятница 13.00 — 16.00

© 2003-2018 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник

Книга: Болдырев Н. Н. «Когнитивная лингвистика»

В книге излагается авторское видение общих и частных проблем одного из актуальных и наиболее востребованных направлений современного языкознания — когнитивной лингвистики, а также путей их решения. Предлагаемые материалы были ранее опубликованы в виде отдельных статей в различных изданиях. Они расположены в тематическом порядке и дают представление о современном состоянии когнитивной лингвистики и перспективах ее развития в России и за рубежом.
Издание адресовано филологам, может быть интересно философам, психологам, специалистам в области культурологии, социологии, педагогики и других гуманитарных и общественных наук, а также студентам различных гуманитарных направлений подготовки, исследователям языка, культуры и познавательных процессов.

Содержание:

Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18–36. 3 Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1. С. 5–13. 52 Методологические проблемы когнитивных исследований в лингвистике // Филология и культура: мат-лы VII Междунар. науч. конф. 14–16 окт. 2009 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 35–41. 76 О метаязыке когнитивной лингвистики: концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IX. Взаимодействие когнитивных и языковых структур: сб. науч. тр. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. С. 23–32. 85 Принципы и методы когнитивных исследований языка // Принципы и методы когнитивных исследований языка. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 11–29. 98 Когнитивная лингвистика в России: от частных исследований — к общей теории языка // Когнитивные исследования языка. Вып. XIV. Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы: мат-лы Всеросс. науч. конф. 11–12 апреля 2013 года. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. С. 52–60. 126 Взаимодействие когнитивных и языковых структур: результаты и перспективы исследования // Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: мат-лы Всерос. науч. конф. 28 мая 2010 г. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. С. 17–22. 136 К вопросу об интегративной теории репрезентации знаний в языке // Когнитивные исследования языка. Вып. XII. Теоретические аспекты языковой репрезентации: сб. науч. трудов. Москва-Тамбов: Институт языкознания РАН/Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. С. 33–43. 144 Проблемы исследования языкового знания // Концептуальный анализ языка: Современные направления исследования: Сб. науч. тр. М.-Калуга: Издательство «Эйдос», 2007. С. 95–108. 158 Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Межвуз. сб. научн. тр. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 25–36. 176 Значение и смысл с когнитивной точки зрения и проблема многозначности // Когнитивная семантика: Матер. Второй междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике, 11–14 сент. 2000 г. В 2-х ч. Ч. I. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — С. 11–17. 191 Концептуальное взаимодействие как основа речевого общения // Конгресс МАПРЯЛ. 2015. 201 Когнитивный контекст как фактор экологии языка и сознания // Экология языка и речи: материалы четвертой Международной научной конференции (11–12 ноября 2014 года). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. С. 20–25. 210 Прототипическая семантика как направление и метод лингвистических исследований //Проблемы современной филологии. Вып. 2. Мичуринск: МГПИ, 2002. С. 3–12. 221 Прототипы в языковой репрезентации знаний // Когнитивные исследования языка. Вып. II. Проблемы репрезентации в языке: сборник научных трудов. М.: Институт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 36–44. 236

Издательство: «Директ-Медиа» (2016)

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА — КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА. Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассматривается в современной… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Когнитивная лингвистика —     Лингвистика … Википедия

когнитивная лингвистика — Направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент – система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации. В сферу КЛ входят ментальные основы… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Когнитивная лингвистика — По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века. Ее также называют когнитивной грамматикой. Возникла параллельно с когнитологией, т.е. в первой половине… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

когнитивная лингвистика — (от лат. cognitio знание, познание), направление в языкознании, исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных… … Энциклопедический словарь

когнитивная лингвистика — направление в лингвистике, изучающее и описывающее язык с точки зрения познавательных (когнитивных) механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека … Толковый переводоведческий словарь

Похожее:  Особенности работы руководителем

Лингвистика —     Лингвистика … Википедия

Когнитивная география — направление географии, изучающее пространственные представления, механизмы их формирования и использования в различных аспектах человеческой деятельности. Содержание 1 Общие сведения 2 Когнитивная география в России … Википедия

Когнитивная психология — См. также: Когнитивная психотерапия Когнитивная психология  раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств,… … Википедия

Когнитивная система — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

Когнитивная этология — (лат. cognitio  знание)  наука, изучающая интеллект животных. Под интеллектом понимают способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, возникающих при освоении нового круга жизненных задач. Современные научные… … Википедия

Источник

КОГНИТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА

КОГНИТИ́ВНАЯ ЛИНГВИ́СТИКА, об­ласть лин­гвис­ти­ки, ис­сле­дую­щая роль язы­ка в об­ра­ботке и пе­ре­ра­бот­ке че­ло­ве­че­ско­го опы­та, в кон­цеп­туа­ли­за­ции и ка­те­го­ри­за­ции ми­ра и его чле­не­нии, в фик­са­ции ин­фор­ма­ции в язы­ко­вых фор­мах, её хра­не­нии, из­вле­че­нии из па­мя­ти и т. п. Воз­ник­ла в рам­ках ког­ни­тив­ной нау­ки в кон. 1960-х гг. и раз­де­ля­ет об­щие с ней ус­та­нов­ки и це­ли. В 1989 офор­ми­лась в Дуйс­бур­ге (Гер­ма­ния) в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. па­радиг­мы на­уч. зна­ния. Вме­сте с ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­ги­ей К. л. – од­на из гл. на­ук ког­ни­тив­но­го цик­ла, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют язык как гл. ког­ни­тив­ную со­став­ляю­щую сре­ди др. ког­ни­тив­ных спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка (на­ря­ду с вос­при­яти­ем, вни­ма­ни­ем, во­об­ра­же­ни­ем и спо­соб­но­стью к ре­ше­нию про­блем), как уни­каль­ную ха­рак­те­ри­сти­ку че­ло­ве­ка.

У ис­то­ков К. л. стоя­ли пси­хо­лог Дж. Мил­лер (США), пер­вым на­чав­ший ис­сле­до­ва­ние язы­ка и вос­при­ятия, и лин­гвист Н. Хом­ский, по­ста­вив­ший во­прос (в рам­ках ге­не­ра­тив­ной лин­гвис­ти­ки) о су­ти язы­ко­вой спо­соб­но­сти и её пред­став­лен­но­сти в моз­гу че­ло­ве­ка в ви­де мен­таль­ных (от­но­ся­щих­ся к мыш­ле­нию, соз­на­нию) ре­пре­зен­та­ций. Учё­ных объ­е­ди­ня­ли кри­ти­ка би­хе­вио­риз­ма и об­ра­ще­ние к внут­рен­ним ас­пек­там ор­га­ни­за­ции язы­ка. Но да­лее пу­ти ге­не­ра­ти­виз­ма и ког­ни­ти­виз­ма ра­зо­шлись.

Воз­ник­но­ве­ние К. л. за ру­бе­жом сов­па­ло с по­яв­ле­ни­ем в отеч. язы­ко­зна­нии оно­ма­сио­ло­гич. на­прав­ле­ния лин­гвис­тич. ис­сле­до­ва­ний (см. Оно­ма­сио­ло­гия) и раз­ра­бот­кой тео­рии но­ми­на­ции (ра­бо­ты В. Г. Га­ка, Ю. С. Сте­па­но­ва, Е. С. Куб­ря­ко­вой, В. Н. Те­лии, Г. В. Кол­шан­ско­го, А. А. Уфим­це­вой) – ран­ней вер­сии ког­ни­ти­виз­ма, т. к. про­цес­сы но­ми­на­ции изу­ча­ют­ся как ре­че­мыс­ли­тель­ные. Од­на­ко, в от­ли­чие от К. л. за ру­бе­жом, отеч. ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют не­воз­мож­ным изу­чать про­те­ка­ние ак­тов об­оз­на­че­ния все­го су­ще­го вне их за­ви­си­мо­сти от со­ци­аль­но-ис­то­рич. ус­ло­вий, вне культур­но-ис­то­рич. кон­тек­ста, в от­ры­ве от эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний и во­об­ще праг­ма­тич. фак­то­ров ре­чи.

Во мно­гие клю­че­вые по­ня­тия на­ук ког­ни­тив­но­го цик­ла К. л. вно­сит свои кор­рек­ти­вы. Тер­мин «ког­ни­ции» в К. л., в от­ли­чие от его по­ни­ма­ния эпи­сте­мо­ло­ги­ей и гно­сео­ло­ги­ей, на­чи­на­ет обо­зна­чать не толь­ко про­цес­сы на­уч. и обы­ден­но­го по­зна­ния, но и (бу­ду­чи упо­треб­ляе­мым во мн. ч.) не­кие еди­ни­цы по­знан­но­го, еди­ни­цы зна­ния, мне­ния и оцен­ки, в ка­че­ст­ве ко­то­рых вы­сту­па­ют раз­ные фор­ма­ты и струк­ту­ры зна­ния. Сре­ди них вы­де­ля­ют­ся та­кие не­де­ли­мые да­лее еди­ни­цы, как кон­цеп­ты, а так­же бо­лее слож­ные струк­ту­ры пред­став­ле­ния зна­ний – фрей­мы, сце­на­рии, ка­те­го­рии. Вы­де­ле­ние этих струк­тур на­прав­ля­ет про­цес­сы ка­те­го­ри­за­ции и кон­цеп­туа­ли­за­ции (оп­ре­де­ле­ние струк­тур зна­ния), ко­то­рые слу­жат упо­ря­до­чи­ва­нию, сор­ти­ров­ке и сис­те­ма­ти­за­ции че­ло­ве­че­ско­го опы­та в та­ких об­лас­тях, как про­стран­ст­во и вре­мя, цвет и раз­мер объ­ек­тов, эмо­ции и т. п.

По­ня­тие «ка­те­го­рии» в К. л. от­ли­ча­ет­ся от тра­ди­ци­он­но­го (ха­рак­те­ри­зую­ще­го­ся по­вто­ре­ни­ем в них чле­нов с оди­на­ко­вым на­бо­ром при­зна­ков). В К. л. они ох­ва­ты­ва­ют еди­ни­цы, объ­еди­нён­ные лишь от­но­си­тель­ным сход­ством и рав­няю­щие­ся на «луч­ший об­ра­зец» сво­его клас­са, име­нуе­мый про­то­ти­пом; напр., про­то­ти­пом в ка­те­го­рии фрук­тов яв­ля­ет­ся яб­ло­ко. Та­кое по­ни­ма­ние тер­ми­на «ка­те­го­рии» сыг­ра­ло важ­ную роль для объ­яс­не­ния строе­ния ка­те­го­рий язы­ко­вых и при­бли­зи­ло их опи­са­ние к ре­аль­но на­блю­дае­мо­му по­ло­же­нию дел и их по­ни­ма­нию в обы­ден­ном соз­на­нии го­во­ря­щих.

Важ­ную роль в К. л. сыг­ра­ло и по­нятие кон­цеп­та (В. З. Демь­ян­ков). Воз­ник­ли раз­ные вер­сии кон­цеп­ту­аль­но­го ана­ли­за: в куль­ту­ро­ло­гии – у Ю. С. Сте­па­но­ва, в шко­ле ло­гич. ана­ли­за – у Н. Д. Ару­тю­но­вой, в соб­ст­вен­но ког­ни­тив­ных на­прав­ле­ни­ях (В. З. Демь­ян­ков, Е. С. Куб­ря­ко­ва, Н. Н. Бол­ды­рев). Ра­бо­ты Р. Джэ­кен­доф­фа, Л. Тал­ми, Р. Лан­га­ке­ра (все – США) по­слу­жи­ли ос­но­ва­ни­ем для ста­нов­ле­ния ког­ни­тив­ной се­ман­ти­ки, т. к. в К. л. боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось изу­че­нию со­дер­жат. ас­пек­тов раз­ных ка­те­го­рий и еди­ниц язы­ка. Мн. учё­ные ото­жде­ст­в­ля­ли К. л. и ког­ни­тив­ную се­ман­ти­ку, под­чёр­ки­вая, что у по­след­ней вы­яви­лись и собств. за­да­чи – ис­сле­до­ва­ние ди­на­ми­ки по­яв­ле­ний но­вых зна­че­ний в язы­ке и об­лас­тей их варь­и­ро­ва­ния. Поя­ви­лись раз­ные шко­лы: фрей­мо­вая се­ман­ти­ка (Ч. Фил­мор и его по­сле­до­ва­те­ли), про­то­ти­пи­че­ская се­ман­ти­ка [Дж. Ла­кофф (США), Дж. Р. Тей­лор (Но­вая Зе­лан­дия) и др.], кон­цеп­туа­лизм (Лан­га­кер). Ана­ло­гич­ные шко­лы воз­ник­ли в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Там­бо­ве, Ир­кут­ске и др.; в 2003 ос­но­ва­на Рос. ас­со­циа­ция по К. л., из­даю­щая ж. «Во­про­сы ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ки».

Зна­читель­ны ус­пе­хи К. л. в по­ни­ма­нии ре­гу­ляр­ной по­ли­се­мии и, глав­ное, ка­те­го­рии зна­че­ния, ко­то­рое при­рав­ни­ва­лось к не­ким струк­ту­рам зна­ния, или же «кон­цеп­туа­ли­за­ци­ям». Вы­строи­лась це­поч­ка «зна­ние – зна­че­ние – знак», под­чёр­ки­ва­лось, что один и тот же объ­ект, яв­ле­ние или со­бы­тие мо­жет быть опи­са­но с по­мо­щью аль­тер­на­тив­ных язы­ко­вых форм – в за­ви­си­мо­сти от то­го, как они бы­ли уви­де­ны и ос­мыс­ле­ны го­во­ря­щи­ми. По­доб­ное опи­са­ние объ­ек­тов и си­туа­ций, за­ви­ся­щее от субъ­ек­тив­но­го опы­та го­во­ря­щих, пред­став­ля­ет со­бой «кон­ст­руи­ро­ва­ние» ми­ра, а не его (зер­каль­ное) от­ра­же­ние. В К. л. и ког­ни­тив­ную се­ман­ти­ку бы­ли вве­де­ны и та­кие тер­ми­ны, как «про­фи­ли­ро­ва­ние», «вы­дви­же­ние» (че­го-ли­бо на пер­вый план), «пре­суп­по­зи­ция», «эм­па­тия», «пер­спек­ти­ва­ция», ко­то­рые от­ра­жа­ли но­вые спо­со­бы ви́дения ми­ра и его кон­ст­руи­ро­ва­ния.

В объ­яс­не­нии се­ман­тич. про­цес­сов по­яви­лись по­ня­тие кон­цеп­ту­аль­ной ин­те­гра­ции как слия­ния раз­ных мен­таль­ных про­странств и пред­став­ле­ние о кон­цеп­ту­аль­ной ме­та­фо­ре. В об­щем язы­ко­зна­нии не уде­ля­лось столь­ко вни­ма­ния явле­ни­ям ме­та­фо­ры и ме­то­ни­мии, раз­ви­тию но­вых зна­че­ний и по­ня­тию по­ли­се­мии в це­лом, сколь­ко в ког­ни­тив­ной се­ман­ти­ке. В се­ман­ти­ке пред­ло­же­ны но­вые под­хо­ды в по­ни­ма­нии и опи­са­нии та­ких струк­тур зна­ния, как про­стран­ст­вен­ная кон­цеп­туа­ли­за­ция в об­лас­ти эмо­ций и чувств.

Рас­смат­ри­ва­ют­ся пу­ти (ис­то­ри­че­ско­го) пре­вра­ще­ния лек­сич. еди­ниц в грам­ма­ти­че­ские, по­лу­чив­шие назв. «грам­ма­ти­за­ция». В эти опи­са­ния во­вле­ка­ют­ся и ред­кие язы­ки. Ког­ни­тив­ный под­ход ис­поль­зу­ет­ся так­же при изу­че­нии по­ро­ж­де­ния и вос­при­ятия ре­чи (см. Вос­при­ятие ре­чи, По­ро­ж­де­ние ре­чи), при ис­сле­до­ва­нии дис­кур­са. Под­чёр­ки­ва­ет­ся бли­зость К. л. функ­цио­наль­но­му на­прав­ле­нию в совр. нау­ке.

Язык трак­ту­ет­ся как гл. сред­ст­во до­сту­па к ра­бо­те соз­на­ния, он оп­ре­де­ля­ет­ся ли­бо как спо­соб­ст­вую­щий осу­ще­ст­в­ле­нию ког­ни­тив­ных про­цес­сов в ак­тах ком­му­ни­ка­ции, ли­бо как слу­жа­щий в ком­му­ни­ка­тив­ном про­цес­се (дис­кур­се) дос­ти­же­нию оп­ре­де­лён­ных ког­ни­тив­ных це­лей (пе­ре­да­че или за­про­су ин­фор­ма­ции, об­ме­ну ею ме­ж­ду го­во­ря­щи­ми и соз­да­нию но­вой и т. п.). Осо­бен­но чёт­ко про­яв­ляет­ся дву­на­прав­лен­ность язы­ка – и на ког­ни­цию, и на ком­му­ни­ка­цию – при воз­ник­но­ве­нии та­кой отеч. вер­сии ког­ни­ти­виз­ма, как ког­ни­тив­но-дис­кур­сив­ная па­ра­диг­ма лин­гвис­тич. зна­ния: ка­ж­дое язы­ко­вое яв­ле­ние под­ле­жит ана­ли­зу и с точ­ки зре­ния его уча­стия в ког­ни­тив­ной дея­тель­но­сти, и с точ­ки зре­ния его слу­же­ния дис­кур­сив­ной дея­тель­но­сти (Е. С. Куб­ря­ко­ва), а так­же с точ­ки зре­ния их со­гла­со­ва­ния ме­ж­ду со­бой. К. л. ста­но­вит­ся ис­точ­ни­ком но­вых на­чи­на­ний в тео­ре­тич. лин­гвис­ти­ке, стре­мя­щих­ся к раз­но­сто­рон­не­му и мно­го­ас­пект­но­му ис­сле­до­ва­нию при­ро­ды язы­ка, к объ­яс­не­нию ещё не изу­чен­ных черт его строе­ния и ор­га­ни­за­ции, вы­пол­няе­мых им раз­но­об­раз­ных функ­ций.

Источник

Adblock
detector