Какие вопросы задают на защите диплома и как на них отвечать
Чтобы защита дипломного проекта прошла успешно, недостаточно подготовить хорошую работу и уверенно выступить с докладом. Нужно быть готовым ответить на вопросы по дипломной работе, которые будут задавать преподаватели – члены комиссии.
Хотите знать больше о защите диплома, подготовке курсовых и о других тонкостях учебы? Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Всегда ли задают вопросы на защите диплома?
Да, их задают всегда. Комиссия собралась, чтобы выставить итоговую оценку, и без вопросов она не может оценить, какой балл вы заслуживаете и насколько хорошо знаете представленную тему.
Вопросов может быть меньше или больше, на это влияют такие факторы:
- Рецензия на дипломную работу.
- Отзыв научного руководителя и предварительная оценка.
- Успеваемость студента.
- Время защиты (больше всего вопросов задают первым трем выступающим).
- Специфика темы.
Сколько вопросов задают на защите диплома?
Количество вопросов определяется регламентом времени и обычно не превышает 5. Если студент отвечает быстро, уверенно и правильно – преподаватели могут ограничиться 2-3. Если работа слабая, а речь сбивчивая, вопросов может оказаться больше – примерно 7-8.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Какие вопросы задают на защите диплома?
Вопросы будут касаться непосредственно темы работы, которую защищает выпускник. Многие из них можно предсказать (а, значит, и подготовить ответы) заранее. Часто задаваемые вопросы на защите диплома могут касаться таких пунктов:
- главных определений; ;
- актуальности и научной новизны темы;
- теоретической и практической значимости работы; ;
- экономической части;
- перспектив дальнейших исследований.
Примеры вопросов на защите диплома:
- использовались в работе?
- Какая степень разработанности проблемы?
- Что принесет практическое использование результатов работы?
Как отвечать на вопросы при защите диплома?
Чтобы ответить на заданный вопрос по диплому, нужно предварительно подготовиться: внимательно изучить введение и выводы работы (большая часть вопросов относится к этим разделам), подчеркнуть и выучить важные пункты.
Говорить нужно уверенно, не сбиваться и не торопиться от волнения.
Самое плохое, что может сделать студент при вопросе комиссии – растеряться и замолчать.Лучше сказать то, что косвенно относится к теме, чем признаться в отсутствии ответа.
Отвечать на вопросы проще, если ваш диплом подготовлен на высоком уровне. Не всегда это удается сделать самому: если сомневаетесь в собственных силах, обратитесь в студенческий сервис. Доверьтесь опытным экспертам и не рискуйте итогами учебы.
Источник
Помощь по защите диплома
Содержание раздела направлено на помощь дипломникам:
1) приводится список часто задаваемых вопросов на предзащите и защите диплома;
2) приводится список слов-паразитов, которых стоит избегать;
3) даны рекомендации по оформлению презентаций;
4) как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?
5) как вести себя во время выступления?
6) итоги защиты.
Список часто задаваемых вопросов
1) Какой личный вклад Вы внесли в эту работу?
2) Что сделано до Вас по этой работе?
3) Что сделано в мире по этой тематике?
4) Какие методы Вы использовали?
5) Какое прикладное значение может иметь Ваша работа?
6) Какие эксперименты можно поставить, чтобы проверить вашу теоретическую работу?
Список слов-паразитов, которых стоит избегать
1) ну…
2) вот…
3) э…
4) типа…
5) это самое…
6) как бы…
7) дополните сами
Рекомендации по оформлению презентаций
1) Использовать шрифт Arial. Практически идеален, минимум лишних деталей, проще воспринимается, чем шрифты типа Times. Размер шрифта заголовков слайдов 16 – минимум (если очень длинный, лучше 18-20).
- Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).
- Не используйте для заголовков и текста похожие шрифты.
- Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому что это выглядит «красивей».
2) Каждый слайд должен иметь заголовок. Рисунки должны быть снабжены подписями, а диаграммы и графики обязательно иметь подписи осей.
3) Видовое название организма следует писать курсивом, например Escherihia coli.
4) Названия ферментов пишутся на русском языке слитно, например malate dehydrogenase – малатдегидрогеназа
5) Фон презентации имеет важное значение, например, черный, темно-синий, красный, желтый цвет фона раздражает и напрягает. Фон, имеющий цвет салатовый, белый, слабо розовый, слабо голубой – наиболее предпочтителен, также приятен фон в виде градиента этих цветов. Картинки в качестве фона лучше не использовать.
6) Если приводятся сложные схемы, их рекомендуется «собирать» по кусочкам с помощью анимации в PowerPoint – так они гораздо легче воспринимаются. Если схема анимации сложна, то можно использовать хитрость, представив её в виде серии слайдов (как киноплёнку) с повторяющимся содержимым и с меняющимися деталями и задать плавный переход между слайдами.
7) На каждом слайде нужно ставить номер страницы и общее количество страниц, чтобы знать, сколько осталось до конца, например 6/16 (6 страница, всего 16 страниц).
8) Все элементы оформления на абсолютно всех слайдах должны быть выдержаны в одном стиле и быть достаточно крупными. В смысле – гарнитура и кегль, начертание, цвет, даже расположение однотипных надписей.
9) В отличие от статей в журналах – никаких цифр на рисунках! Всё должно быть обозначено буквами. Используйте цветовое кодирование. Вместо, к примеру, «линия, обозначенная на правом рисунке цифрой один…» можно будет просто сказать «красная линия…».
10) Число слайдов не должно быть большим. Минута на простой слайд (типа названия), две на сложный (типа выводов). Понятие простого и сложного у каждого своё. Если нужно больше, то делайте и прячьте «про запас», покажете при ответе на вопросы.
11) Избегайте сплошного текста. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки. Используйте краткие предложения или фразы. Не переносите слова.
12) Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно дефолтного green цвета (R:G:B – 0:255:0) и близких, если не хотите радовать слушателей фразами «на зеленой кривой, которой вы не видите». То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по-разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон. Это же касается тонких линий.
13) Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-направо, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.
14) «Рыба» для презентации:
- сформулировать тему, назвать ФИО научного руководителя, ФИО студента, кафедру, номер группы
- осветить историю вопроса (кратко несколько фамилий тех, кто его изучал или работал по данной тематике)
- обозначить цель работы, в соответствии с которой нужно сформулировать ее задачи (Целью не может быть изучение или исследование, это процесс человеческой деятельности. Цель – построить, создать, проанализировать, объединить…)
- описать объект наблюдений/исследований
- описать методику, с помощью которых решались задачи
- изложить результаты — то, что вы сделали сами
- зачитать выводы (важно, чтобы вы их сформулировали сами, но чтобы научный руководитель проверил, нет ли противоречий)
- выразить благодарность всем, кому сочтете нужным
Как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?
1) Тренироваться выступать вслух в разное время суток, в разных местах и перед разными людьми, чтобы кто-нибудь сыграл бы придирчивого члена ГАКа. То есть вскрыл бы все слабые места в вашем сообщении, а вы могли бы продумать, как будете защищаться. Главное, чтобы были дилетанты по вашей тематике (мама, папа, сестра, друг с другого факультета), потому что если дилетант в общих чертах поймет, о чем у вас идет речь, значит, и специалист поймет.
2) Написать текст своего выступления с указанием времени, необходимого для изложения каждого пункта выступления.
3) Продумать ответы на часто задаваемые вопросы.
4) Во время подготовки и выступления не следует выносить на общее обозрение «внутреннюю кухню» вашей работы, это и сложная терминология и методы, которые мало известны.
5) Подобающе одеться и причесаться. Есть определенный дресс-код. Мальчики – в костюмах, желательно с галстуком, девочки – в деловых костюмах или платьях. В жаркую погоду допустима непрозрачная блузка и юбка. Макияж сдержанный, губы лучше ярко не красить. Распущенные по плечам гривы тоже нежелательны. Мальчики должны быть с вымытыми головами и побриты (бородачи – с аккуратной бородой).
6) Прохронометрировать свой доклад. Время для выступления равно 15 минутам и не может быть превышено. Экспериментально доказано, что аудитория держит внимание только первые семь минут. Далее наступает усталость и рассеивание внимания. Поэтому будет хорошо, если основные положения будут изложены за это время. Во время тренировок старайтесь укладываться в 13-14 минут, чтобы во время выступления на защите спокойно изложить материал.
7) Обсудить с научным руководителем потенциально слабые места вашего диплома и выступления.
8) Узнайте заранее, где будет защита и какие есть технические возможности для демонстрации всяческих ваших наглядных пособий. Хорошо бы собраться вместе с теми, кому нужна эта же техника и под руководством старшего удостовериться, что она нормально работает. Все знает секретарь ГАКа. Если у вас в презентации мультимедийный контент (видео, звук), то нужно заранее проверить его на оборудовании, на котором будете делать презентацию, в противном случае нужно быть готовым, что оно не сработает и продумать «запасной вариант», а не говорить «не получилось» – это показывает ваше неумение. Естественно, что если презентация в MS PP, то контент лучше всего делать WMA, WMV. Помимо видео и звуков, избегайте вставлять формулы из математических пакетов, они не будут читаться в презентации, если на компьютере во время защиты не установлены соответствующие программы. Проблема также может быть со шрифтами (из-за разных версий Power Point), с цветом – из-за проектора. Презентации сдаются за день до защиты.
9) Узнайте заранее состав комиссии, в соответствии с этим уделите особое внимание предметам, которые преподают эти преподаватели, например, статистика, эволюция…
10) Перед выступлением не надо пить валерьянку, а то как начнёте засыпать! Привычный кофе или чай за завтраком. Или сок. Сто грамм для храбрости тоже не надо. Унюхает кто-нибудь душок, и опять же имидж разрушится. Или туман в голове поднимется. Алкоголь придаёт смелости, но лишает собранности, к сожалению.
11) Запишите себя на камеру или диктофон и просмотрите, как это будет выглядеть.
12) Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.
13) Для того, чтобы успокоиться, сядьте дома и хорошенько представьте, что может произойти В САМОМ ХУДШЕМ СЛУЧАЕ. Вы невнятно промямлили свой доклад, не ответили ни на один вопрос, председатель ГАКа ехидно заметил, что такое оформление диплома годится для девичьего альбома, но отнюдь не для квалификационной научной работы, Вам стало дурно, и Вы упали в обморок, стоя у доски, после такого чудовщного провала однокурсники проскальзывают мимо вас, стараясь даже не смотреть в Вашу сторону, а некоторые мычат какие-то слова утешения, научный руководитель торжественно поджимает губы и, также не глядя на Вас, говорит металлическим голосом что-то о защите на следующий год… Дома родители, купившие праздничный торт, ошеломлены и раздавлены. Вы напиваетесь в хлам, идёте на улицу, нарушаете общественный порядок и попадаете в вытрезвитель (вариант: травитесь некачественным алкоголем и попадаете в реанимацию).
Безо всякого юмора: мысленно ПРОЖИВИТЕ все эти ситуации, ПОЧУВСТВУЙТЕ всё, что человек может чувствовать при этом. Ну как, переносимо? Переносимо. Вас не расстреляют и не будут бить плетьми. У Вас не конфискуют имущество. Всё это ОЧЕНЬ неприятно, но, оказывается, с этим можно жить.
А вот на втором этапе Вашей медитации посмотрите, как Вы будете преодолевать неприятные последствия. Куда пойдёте работать? Где будете жить? Мальчики – как будете косить от армии? Или наоборот – как будете в неё призываться? Кого призовёте на помощь в решении всех своих проблем? Какие люди реально могут помочь? Какие собственные ресурсы Вы можете привлечь? Когда в результате осознаете, что даже при самых плохих последствиях защиты проблемы решаемы, нужное спокойствие придёт.
Во время выступления
1) Время для выступления равно 15 минут с учетом чтения выводов.
2) Время ответов на вопросы формально не регламентируют.
3) Исходите из того, что лучше Вас Ваш материал не знает НИКТО. Поэтому вопросы членов комиссии воспринимайте не как подковырки, а как уточнения, и отвечайте солидно. Вы хоть и молодой, но исследователь, их младший коллега.
4) Говорите громко, чётко, внятно и размеренно. Не частите, но и не мычите. Не волнуйтесь: скажите себе, что даже в самом худшем случае Вас не расстреляют. И даже имущество не конфискуют.
5) Помните, что в рамки одной дипломной работы весь материал Вы не втиснете. Поэтому, если Вам будут говорить, что можно было бы сделать ещё то-то и то-то, спокойно отвечайте, что Вы были ограничены рамками объема дипломной работы, поэтому вот это и это – уже тема диссертационного исследования, которое, бог даст, последует. Правда, это не касается упущений и недостатков в основном корпусе исследования. Если Вы выпустили из рассмотрения некое давно известное в вашей дисциплине явление, то тут вас ничего уже не спасет, будет позорище (на двоих с руководителем. Нет, ещё рецензент).
6) Не забудьте в конце произнести благодарственные формулы. Правильно начинать с фразы: «Я благодарю моих родителей за то, что…». Неправильно начинать с фразы: «Хочу по
благодарить
моих родителей за то, что…».
7) Выводы надо зачитывать, а не пересказывать.
8) Каждый слайд на презентации должен висеть примерно минуту, и должен нести ту информацию, о которой в данный момент вы говорите. Главное не охватить весь материал диплома, а достичь поставленной цели и рассказать о том, что ты сделал САМ!
9) Будьте готовы к тому, что Вам зададут вопрос из смежной области или даже вовсе не по теме (имеют полное право и иногда так развлекаются, а иногда им действительно интересен доклад). Обязательно с шефом и его коллегами оттренируйте вероятные вопросы аудитории, особенно касающиеся проблемных мест работы (а они есть всегда). По опыту, процентов 90 вопросов вычисляются заранее, и на них можно заранее же подготовить блестящий ответ. Высший пилотаж, конечно, спровоцировать сложный вопрос и потом на него с блеском ответить.
10) После Вашего выступления выступает рецензент, затем руководитель. Им могут задать вопросы. Последнее слово за студентом.
11) Когда Вам задают вопрос, необходимо его со вниманием дослушать до конца, так как спешить уже некуда. Спешка в данном случае не только невежлива, она ещё разрушает ваш солидный имидж. Солидный человек не торопится.
12) Ни в коем случае ни на один вопрос нельзя отвечать в стиле «Так шеф сказал». Оценивается работа Вашей головы, а не головы шефа. Также в ответах на вопросы нельзя говорить «Не знаю». Даже если не знаете. Обязаны найти мгновенно какие-то слова, предположения, оценки и т.п., которые покажут комиссии, что даже если Вы не знаете ответа прямо сейчас, то Вы в состоянии докопаться до него в короткое время. И лучше с научным руководителем отработать некие ритуальные вербальные формулы, наполняемые смыслом по ситуации, которые позволят либо дать обтекаемый ответ, либо элегантно от ответа уйти. Ну, что-то типа: «Эта проблема в настоящее время в (название дисциплины) разработана слабо, однако труды таких-то позволяют сказать, что…» Или, если проблема всё-таки разработана, а Вы её и краем не коснулись: «Поскольку я в моей работе не касаюсь этого вопроса, я не счёл нужным упоминать о нём. Однако труды таких-то позволяют сказать, что эта проблема имеет такое-то отношение к проблеме, которая ставилась в моей работе». Если Вы ничего не смогли придумать, то честный ответ о незнании данных вопросов – намного лучше, чем полная чушь.
13) Меньше пустых слов. Все абсолютно члены аттестационных комиссий родились при СССР и сдавали «Историю КПСС», «Научный коммунизм» и т.п. Воду и сами лить умеют, и, главное, прекрасно видят, где её льёт студент. Исторический экскурс уместен в пределах 1 минуты, да и то не по всем темам. А это – 3-5 предложений.
14) Научитесь говорить громко и чётко, зал большой, народу много, а Ваши же товарищи будут бормотать что-то на задних рядах. Договоритесь группой на защите сидеть молча.
15) Понадобится лазерная или обычная указка.
16) Порой можно заговориться так, что забываешь о времени, раньше председатель ГАКа вставал за 2-3 минуты до окончания выступления, и это было сигналом, что времени осталось как раз на то, чтобы подвести итог. Если сейчас этого не делается, можно попросить друга подать знак, когда останется столько времени.
17) При выступлении все таки обращаться надо как бы к одному человеку из аудитории и стараться смотреть на него…
18) Возврат к старому слайду – зачастую неудачное решение.
19) По возможности меньше читать написанный текст доклада. Зачитываются только выводы.
20) Если доклад не укладывается в отведенное время, лучше пожертвовать детализацией ради выделения главного, если кого-то из слушателей интересуют детали, то он может задать вопрос после Вашего выступления.
21) При использовании проектора важен вопрос, кто будет переключать Вам слайды? Есть несколько вариантов:
a) либо с помощью пульта,
б) либо придется стоять у клавиатуры компьютера.
a) придется говорить ему, когда переключать,
б) он будет знать, когда переключать, но тогда придется предварительно репетировать с ним.
- с помощью человека, которого предоставит ГАК:
a) придется говорить ему, когда переключать.
Итог защиты
1) положительная оценка (пятерка, четверка)
2) рекомендация в аспирантуру
3) ваше выступление признали лучшим (по умению представлять материал и отвечать на вопросы) среди всех докладов в этот день.
4) срывание аплодисментов
5) «я такой возмутительной работы…» – сказал однажды член ГАКа.
Источник
Какие вопросы задают на защите диплома и как к ним готовиться.
Итак, дипломная работа написана и можно её защищать. Так ли всё просто? Ведь кроме доклада, комиссия задаёт и дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько хорошо студент понял тему. Поэтому нужно основательно подготовиться, а также знать, от чего зависят вопросы на защите диплома.
Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то закажите помощь в написании диплома у профессионалов.
Сначала экзаменационная комиссия слушает доклад студента и только после этого общается с дипломником. То есть, задает вопросы, которые зависят от нескольких нюансов:
Какая оценка выставлена студенту за дипломный проект рецензентом. Если получена «5» и также отлично прочитан доклад, тогда комиссия не будет слишком строга к дипломнику.
Насколько интересно прочитан доклад.
Насколько быстро и уверенно отвечает студент. Здесь сразу видно, писал ли он дипломную работу самостоятельно или нет.
Как зарекомендовал себя дипломник на протяжении всего учебного процесса.
Как и по каким требованиям оформлена дипломная работа.
Экзаменационная комиссия вопросы будет задавать в любом случае, но, чтобы пройти этот этап быстро и легко, нужно быть уверенным и ничего не бояться.
Как отвечать на вопросы во время защиты диплома
Самое сложное для студента, когда вопросы задаются от разных членов аттестационной комиссии. На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом, дипломника проверяют, насколько хорошо он подготовился к защите, знает свою тему и может вести научные споры.
Если студент не знает ответ на поставленный вопрос, главное при этом не молчать, а стараться отвечать так, как понимаешь тему. Лучше сказать: «я не понял суть вопроса, перефразируйте, пожалуйста».
Когда члены комиссии общаются со студентом, важно смотреть им в глаза, а не в пол или потолок. Ведь таким образом, дипломник показывает своё уважение.
Сколько вопросов может задать комиссия на защите диплома
Конечно же, дипломники заинтересованы, чтобы вопросов от членов комиссии было как можно меньше. Ведь потом выставляется оценка.
Как правило, задаётся не больше 5 вопросов, всё зависит от того, насколько хорошо и правильно отвечает студент. Если дипломник ориентируется в теме, тогда комиссия не будет его долго допрашивать и быстро отпустит.
Когда учащийся долго думает, отвечает невпопад, плохо знает дипломную работу, тогда и вопросов может быть намного больше. Однако, есть один плюс – на каждый вопрос выделяется около 7 минут и поэтому, студент даже физически не сможет ответить на 10 и более вопросов, так как время идёт и нужно слушать доклад следующего учащегося.
Всё-таки, если студент видит, что вопросы беспрерывно задаются, нужно спросить себя: «Почему?». Возможно, не хватает уверенности или убедительности в ответах, а может быть наоборот, доклад очень понравился и захотелось пообщаться со студентом, как с коллегой. В любом случае, есть причины, по которым преподаватели хотят слушать студента ещё и ещё.
Защита диплома: какие вопросы задают
Прежде чем идти на защиту диплома, студенту необходимо проанализировать всю свою работу. Ему важно понимать, какие вопросы на защите диплома могут быть и к чему следует основательно подготовиться.
Студент может и сам подтолкнуть преподавателя к определённому вопросу, но для этого нужно во время доклада в некоторых разделах оставить недосказанность. Тогда члены комиссии возьмут на заметку и обязательно спросят то, о чём не было сказано. Только при такой хитрости важно не перестараться, так как преподаватели могут решить, что недостаточно раскрыта тема.
Как правило, на защите диплома затрагиваются такие вопросы:
Основные определения по теме диплома;
Главное для студентов не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают, как с равным, и также пытаются понять, насколько дипломник может раскрыть тему.
Вопросы по практике и теории диплома
Как говорилось выше, государственная экзаменационная комиссия задаёт вопросы исключительно по теме диплома, над которым работал студент. Поэтому, при подготовке к защите желательно с научным руководителем обдумать, какие вопросы могут быть. Для этого лучше записать хотя бы основные ответы.
Экзаменационная комиссия будет задавать вопросы по:
-В чём заключается работа и какие могут быть результаты;
-что студент проанализировал во время написания теоретической части;
-какая основная идея работы;
-что нового внесено студентом;
-какие проблемы не удалось решить;
-какие перспективы могут быть;
-какие методы использованы, чтобы решить основную проблему;
-есть ли на предприятии преимущества и недостатки (какие);
-почему использовался тот или иной метод;
-что учитывается во время анализа;
-как объясняется определение.
-Что даёт практическое использование;
-что можно посоветовать предприятию;
-можно ли обойтись на практике без конкретных моделей, вариантов или методов;
-как результаты исследования используются в остальных главах (параграфах);
-откуда брались данные;
-как и каким образом использовались программные средства;
-для чего даны формулы (что из них следует).
Таким образом, используя свои ответы, студент уже не растеряется на защите диплома и будет с уверенностью отвечать на вопросы.
Итак, из статьи стало понятно, как и сколько вопросов задаёт комиссия на защите диплома. Помните, что здесь важно отстаивать свою точку зрения, можно приводить доводы и рассказывать всё чётко, уверенно и только по делу. Смело защищайтесь и у вас обязательно всё получится.
Источник
Какие вопросы задают на защите диплома и как к ним готовиться
Итак, экзаменационная комиссия слушает речь выпускника, смотрит презентацию, просматривает раздаточный материал и другие документы, связанные с квалификационной работой. Именно в эти минуты преподаватели, входящие в ее состав, определяют, какие именно вопросы следует задать дипломанту и в каком количестве. Следовательно, чтобы определить, сколько вопросов нужно ожидать, необходимо учитывать такие нюансы:
- Качество защитной речи. Доклад должен быть написан в соответствии со всеми требованиями, принятыми в вашем ВУЗе, а также неразрывно связан с темой вашей дипломной работы.
- Выступление. Оно должно быть в меру эмоциональным и уверенным, но ни в коем случае не сухим и вялым – безвольная, унылая речь провоцирует множество дополнительных вопросов. Рекомендуется смотреть в глаза членам комиссии, демонстрируя свою полную уверенность.
- Оформление дипломной работы. Отдельные погрешности в оформлении проекта не пройдут мимо пытливого глаза комиссии, так что заранее позаботьтесь об устранении «косяков». Иначе вам придется столкнуться с несколькими специфическими вопросами о допустимых методах оформления дипломной работы. . Проект среднего уровня, несомненно, вызовет больше дополнительных вопросов, чем высококлассная, сбалансированная и написанная отменным научным языком работа.
Помимо этого, члены комиссии заглянут в рецензию на диплом, чтобы убедиться в высокой оценке, выставленной работе оценивающим ее сторонним преподавателем. Если эта оценка «отлично», а речь вы прочитали уверенно и «с огоньком», то количество дополнительных вопросов может быть минимальным. Конечно, если вы правильно оформили свою дипломную работу.
Максимальное количество вопросов на защите – 7, изредка 8. Больше задавать не будут, так как в таком случае комиссия не сможет уложиться с определением оценки выпускнику в отведенное для его выступления время.
Типы вопросов на защите
Чтобы лучше разобраться в принципах, по которым задаются добавочные вопросы, необходимо знать, от чего и по какому принципу они возникают. Итак, на защите чаще всего задают вопросы, касающиеся:
- теоретической и практической части дипломной работы;
- актуальности темы и перспектив развития проекта;
- возможности применения наработок дипломанта на практике;
- оформления работы, её структуры;
- защитной речи (если в ней присутствовали неточности или неясности).
Отдельно комиссия подготавливает вопросы из рецензий и отзыва, так что необходимо обязательно заранее подготовить к ним ответы (время на это будет).
Вопросы и ответы на них
Чтобы не провалить ту часть защиты, когда задаются дополнительные вопросы, нужно хорошенько подготовиться, продумав их примерное содержание. В этом поможет научный руководитель, который обычно знает о достоинствах и недостатках дипломной работы выпускника не менее хорошо, чем сам выпускник. Преподаватель-куратор сможет дать вам направление подготовки, в котором следует двигаться для успешной защиты диплома.
Условно дополнительные вопросы можно разделить на общие и конкретные. Общие вопросы достаточно широки, они обычно затрагивают достаточно обширную часть исследования дипломанта, как практическую, так и теоретическую. Ответы на них также должны быть подробными. Если прозвучал подобный вопрос, порядок ответа на него может быть таким:
- Вначале необходимо озвучить, какие проблемы решались в дипломном исследовании, а также кратко рассказать о полученных результатах. Скорее всего, вы уже рассказывали об этом в своей речи, но это не важно. Цель этого импровизированного «вступления» – дать вам возможность расслабиться и настроиться на ответ.
- Затем можно добавить интересные факты, зависимости или изменения, выявленные в ходе работы над проектом. Если вы коснулись этой темы, то не забудьте разъяснить, чем именно было обусловлено их появление.
- Следующим шагом будут рекомендации и идеи о том, как именно можно использовать результаты работы на практике, в реальной жизни.
- Завершить лучше самокритично, указав на существующие рамки дипломного проекта, не позволившие провести более обширное исследование. Далее можно упомянуть, что обсуждаемая тема (вопрос, проблема) нуждается в более тщательном изучении.
Пользуясь таким приблизительным планом, можно составить ответ на практически любой дополнительный вопрос, носящий общий характер. Несколько примеров подобных вопросов:
- В чем заключался смысл вашего исследования, какие вы ожидали получить результаты?
- Какие инновационные идеи или предложения можно назвать результатом вашего исследования?
- Какие методы решено было использовать для решения проблем/вопросов, и почему?
Еще несколько примеров дополнительных вопросов:
- Какова актуальность вашего проекта?
- Можете ли вы выделить значимость вашей работы для решения практических задач?
- Могут ли результаты вашего исследования быть использованы в некоторых других сферах хозяйства/научного знания?
- Каковы отличия предложенных вами способов решения проблемы от уже существующих?
- Использовались ли при расчетах программные средства? Если да, то какие и как?
- Можно ли проигнорировать некоторые промежуточные результаты исследования без ущерба основным выводам?
- Были ли выявлены в ходе работы над проектом какие-либо недостатки в избранных методах исследования?
- Удалось ли вам в полной мере ответить на вопросы/решить заявленные проблемы?
Вопросы о выводах
Чаще всего, во время защиты диплома задают вопросы, касающиеся общих и промежуточных выводов работы. Необходимо помнить, что именно выводы являются главным итогом проекта, так как заявляя их, выпускник привносит в науку новые положения и знания. Именно поэтому к выводам дипломанта члены комиссии присматриваются особенно пристально.
Среди подобных вопросов самым популярным является сомнение в соответствии цели, задач и выводов работы. Чтобы избежать этого каверзного вопроса, старайтесь формулировать ваши выводы в соответствии с проблематикой проекта. То есть, они должны представлять собой прямой ответ на поставленный во вводной части вашей дипломной работы вопрос. В любом случае, уверенность – главное оружие выпускника во время ответа. Если вы хорошо знаете собственную дипломную работу, оперировать выводами с указанием их прямого соответствия цели и задачам,будет легко.
Вторым частым вопросом является сомнение в полноте и корректности выводов. Если вывод в проекте описан туманно, содержит массу общих рассуждений, косвенно к нему относящихся, то вы обязательно получите такой вопрос на защите. Старайтесь писать максимально конкретные выводы, четко отвечая на поставленные вопросы, не допуская иносказаний и недосказанностей. Но если дипломный проект уже написан, менять в нем что-то поздно, а выводы вызывают вопросы уже у рецензентов – готовьте хороший ответ, конкретизируя свои выводы не в письменном виде, а непосредственно в ходе защиты.
Как настроить себя
Главное правило на защите – не молчать и не теряться. Необходимо помнить, что на самом деле вас не ждет ничего особо страшного: вы будете находиться в стенах родной Альма Матер, вас будут окружать знакомые преподаватели, а на вопросы, которые вам зададут, вы имеете отличные, развернутые ответы. Чтобы не «зависнуть», уясните для себя, что защита дипломной работы является ответственным, но и интересным мероприятием, полноценным научным диалогом с членами комиссии.
Вот так быть не должно:
Находясь перед дверьми аудитории, в которой происходит защита, не стоит впадать в крайности настроений. Некоторые чрезмерно успокаивают себя, некоторые демонстрируют излишний боевой задор, который больше подойдет участнику спортивного состязания. Спокойная уверенность – вот лучший выбор настроения для дополнительных вопросов, да и для защиты в целом.
Помните, что перед комиссией не стоит цель «завалить» вас. Преподаватели всего лишь желают убедиться в том, что вы достаточно компетентны, чтобы получить документ об образовании. А вы, несомненно, компетентны – человек, успешно сдавший множество труднейших сессий, по определению достоин получения диплома. Осталось лишь сделать последний шаг, серьезный, но вполне доступный вам. И вы обязательно добьетесь успеха!
Источник
Вопросы на защите диплома
Защита диплома проходит в открытом порядке, а подготовиться к ней необходимо заранее, чтобы быть во всеоружии. Помимо речи, презентации, иллюстративного материала к защите нужно подготовить и ответы на возможные вопросы на защите диплома.
Общий порядок защиты диплома и ответов на вопросы
- Непосредственно подготовка к защите – написание речи, подготовка презентации, иллюстративного материала, сопроводительных документов, получение отзыва и рецензий.
- Выступление дипломника – на выступление отводится обычно 7-10 минут. В ходе выступления нужно изложить основные моменты дипломной работы, выводы, результаты, рекомендации, мероприятия и т.д.
- Комиссия задает вопросы – студент отвечает на них.
- Комиссия оценивает диплом – содержание самого диплома, доклад дипломника и его ответы на вопросы.
- Решение комиссии протоколируется – в протоколе фиксируются все основные моменты по диплому и заданные комиссией вопросы, мнения председателя комиссии и ее членов, оценка работы студента.
- Решение комиссии оглашается председателем комиссии после окончания всех защит, которые были в течение этого дня.
Таким образом, при подготовке к защите диплома важным аспектом является подготовка ответов на возможные вопросы, которые может задать комиссия для оценки дипломной работы. Вопросы на защите будут задавать после того, как заслушают доклад дипломника.
Вопросы на защите диплома члены комиссии задают дипломнику по теме защищаемой дипломной работы, при этом вопросы могут быть теоретического и практического характера.
Какие вопросы задают на защите диплома
Обычно вопросы на защите диплома задают следующих типов:
- Вопросы по теоретической части дипломной работы;
- Вопросы по практическим аспектам дипломной работы;
- Вопросы по перспективам или возможности применения тех или иных мероприятий, предложений, разработанных в дипломной работе, на практике;
- Вопросы, содержащие замечания к дипломной работе;
- Вопросы по содержанию доклада дипломника, с которым он выступал на защите диплома.
Отдельно выделяются вопросы по замечаниям к диплому, которые содержатся в отзыве и рецензии на дипломную работу дипломника. В зависимости от характера замечаний или недостатков, нужно заранее подготовить ответы на такого рода вопросы.
При подготовке к защите диплома студент должен ознакомиться с отзывом и рецензиями на дипломную работу, подготовить ответы на замечания и вопросы, указанные в отзыве и рецензиях. Если порядок защиты позволяет, то ответы на вопросы, содержащиеся в отзыве и рецензиях, дипломник должен кратко изложить сразу после окончания своего доклада на защите. В ином случае, нужно просто закончить свой доклад на защите, а затем дождаться, когда зачитают отзыв и рецензии, после чего ответить на вопросы, которые содержатся в них.
Далее члены комиссии задают вопросы дипломнику по теме выполненной дипломной работы, по отдельным аспектам содержания дипломной и по выступлению дипломника. Порядок не обязательно такой, а вопросы могут возникнуть у нескольких членов комиссии или только одного. Заслушав ответ дипломника, члены комиссии могут задать уточняющие вопросы. К этому тоже нужно быть готовым.
Вопросы, задаваемые на защите диплома
Чтобы подготовить ответы на защите диплома, нужно накануне защиты, продумать примерные вопросы, которые может задать комиссия.
Общие рекомендации по ответу на вопрос, если он является достаточно широким, объемлющим и задается по теоретической части или по прикладным аспектам дипломной, т.е. охватывает значительный пласт дипломной работы:
- Повторно озвучить, какая проблема решалась в дипломной работе, что в результате он получил.
- Последовательно объяснить, что в результате получилось, какие результаты были достигнуты. По возможности сделать акцент на наиболее интересных аспектах, необычных или даже неожиданных фактах, которые вскрылись в ходе исследования.
- Пояснить, чем были обусловлены те или иные факты, изменения, зависимости, что в результате привнесено в понимание изучаемого явления.
- Отметить, каким образом можно использовать полученные результаты на практике, указать на возможные направления будущих исследований по данной теме.
- Закончить самокритично: указать на ограниченность проведенного исследования, вызванного рамками дипломной работы. Определенно высказаться о том, что есть перспектива углубления знаний по обсуждаемому вопросу.
Если вопрос носит конкретный характер, то отвечать на него нужно конкретно, не распыляясь на общие формулировки.
Обычно на защите диплома задают вопросы по теме исследования, поэтому при подготовке к выступлению нужно прикинуть, какие вопросы могут возникнуть применительно к теме. Поскольку в своей речи на защите объективно не получится рассказать все, то нужно исходить из того, что после речи, вероятно, что-то спрашивать в любом случае будут. Переживать на этот счет не стоит – это обычный порядок защиты любой ВКР.
Основные моменты, к чему нужно подготовиться больше всего, сводятся к тому, что на все вопросы на защите ВКР нужно будет дать четкий ответ.
Конкретные вопросы на защите обычно задают в рамках темы диплома:
- по элементам введения
- по результатам/рекомендациям/предложениям
- по проблемам в рамках темы исследования
Дополнительно могут уточнять по проблемам, которые дипломник осветил в дипломной работе. Все эти проблемы должны быть так или иначе отражены во время выступления. Члены комиссии могут попросить уточнить или подробнее что-то ответить.
Не по самой дипломной работе или теме исследования члены комиссии вопросы не задают, т.е. если тема «Управление персоналом. «, то вопросов по теме «Управление прибылью. » ожидать не стоит.
Вопросы на защите диплома по содержанию отзыва и рецензии
От содержания отзыва и рецензии также зависит, какие еще вопросы задают на защите диплома. Обычно, после окончания выступления дипломника, зачитывают отзыв и рецензии на его дипломную работу. Если у рецензентов возникли вопросы, а они чаще всего возникают, то на них также нужно будет ответить.
На защите диплома спрашивают по тем вопросам, которые возникли у рецензентов, поэтому, если отзывы, рецензии и т.п. уже готовы, то посмотрите, какие недостатки и замечания в них указаны. На них вообще обязательно нужно иметь заготовленные ответы.
Также следует учесть такой момент. В разных вузах обычно принят разный порядок подготовки отзывов, рецензий для разных программ обучения. Например, в ряде вузов рецензии для бакалавров не предусмотрены, только для магистров и специалистов, а отзыв пишет только научный руководитель дипломной работы. Для специалистов и магистров может быть предусмотрено несколько рецензий, соответственно количество оппонентов будет разным.
В любом случае, в таких документах есть указание на недостатки, замечания, недочеты. Как только руководитель и рецензенты напишут отзывы и рецензии, ознакомьтесь с ними. Недостатки, замечания, недочеты будут всегда – так положено.
Вот на них и нужно будет подготовить ответ.
Наиболее часто задаваемые вопросы на защите диплома касаются выводов. У рецензентов (в отличие от членов комиссии, у которых такая возможность есть не всегда) есть возможность заранее подробнее ознакомиться с содержанием дипломной работы. Поэтому формулировка выводов и практических рекомендаций часто становится объектом их вопросов.
Самым распространенным вопросом рецензентов является замечание об отсутствии соответствия между целью, задачами исследования и сделанными выводами. Данный вопрос интерпретируется как сомнение рецензента в компетентности дипломника и его научного руководителя.
Фактически, данный вопрос вообще не должен возникать: чтобы его избежать, нужно формулировку выводов приводить в соответствие с задачами, представляя их как прямой ответ за задачи исследования, поставленные во введении. Дополнительно, можно сделать прямое указание на это. Если же вопрос примерно такого содержания возник у рецензента, то отвечать следует, уверенно оперируя своими выводами, с указанием на их соответствие задачам. Это можно легко сделать, если у вас для этого сильная база в виде твердых выводов.
Другим часто задаваемым вопросом на защите диплома является сомнение в конкретности и полноте выводов. Этот вопрос тоже часто исходит из рецензий. Его тоже нужно избежать заранее: в выводах не должно быть общих рассуждений, только конкретные результаты, полученные в результате исследовательской работы. Если выводы касаются конкретных значений, цифр, тенденций, то необходимо указать количественный диапазон этих изменений, соответствующих конкретным условиям. Однако, если вопрос о конкретности и полноте выводов на защите диплома прозвучал, то следует конкретизировать сделанные выводы непосредственно на защите при ответе на поставленный вопрос.
Как отвечать на вопросы на защите диплома
Цель защиты диплома заключается в выявлении степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Чтобы подтвердить это, нужно показать это не только в рамках своего выступления, сопроводив его презентаций и иллюстративным материалом, но и ответив на вопросы комиссии.
Следовательно, ответы на вопросы на защите диплома должны показать не только ваше знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, навыки логического анализа, способность к анализу статистических данных, исследуемой проблемы, самостоятельной научной деятельности, а также умение четко, ясно и без ошибок излагать свои мысли, выводы и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
При ответах на вопросы на защите диплома потребуется подтвердить свои умения и навыки кратко и точно формулировать основные положения представленной работы, описать специфику поставленных задач, представить полученные результаты.
- Хорошая дипломная работа может быть перекрыта отрицательным впечатлением от выступления дипломника: если он будет говорить тихо, сбивчиво, запинаться, непоследовательно отвечать на вопросы.
- Напротив, средняя по уровню дипломная работа может быть представлена четким, логически выверенным выступлением, лаконичными и одновременно емкими выводами, при этом дипломник всячески будет подчеркивать значимость проделанной работы и отдельных результатов, а на вопросы комиссии даст четкие и уверенные ответы.
Даже если студент хорошо успевал, но растерялся на защите, то в отличие от экзамена или зачета, где преподаватель знает уровень студента и может помочь наводящими вопросами, на защите дипломной работы такого быть в принципе не может. Члены комиссии будут задавать вопросы исходя из содержания дипломной работы (особенно выводов), подготовленной презентации и иллюстративного материала, а также с учетом содержания того, что дипломник расскажет в своей защитной речи.
При этом комиссия априори не знает деталей учебной деятельности студента, качественных особенностей представленной на защиту дипломной работы, следовательно, судить о ней она будет по тому, что услышит от дипломника в его ответах на вопросы членов комиссии.
Необходимо подготовить устное выступление и подготовиться к вопросам таким образом, чтобы в максимально хорошем свете представить свою работу. Конечно, некоторые из членов комиссии могут посмотреть содержание дипломной работы, возможно, заострят свое внимание на интересных аспектах, однако, подробного и детального представления о ней они не составят. Следовательно, из всех присутствующих на защите лучше всего дипломную работу знает дипломник и его научный руководитель. Исходя из этого, и нужно отвечать на вопросы.
Вопросы, задаваемые на защите членами комиссии не являются чересчур сложными, однако к ним нужно подготовиться заранее. Чтобы корректно ответить на любой вопрос комиссии нужно накануне несколько перечитать дипломную работу, сделать пометки о тех аспектах, которые могут заинтересовать членов комиссии, по которым могут задать вопросы.
Если знаете за собой некоторую рассеянность, то не пренебрегайте этой рекомендацией – прочитайте несколько раз дипломную работу перед защитой. Сделать это нужно за несколько дней до защиты.
- Перечитывайте дипломную работу, не торопясь, помечайте основные моменты.
- Также постарайтесь сформулировать несколько предложений по каждому параграфу.
- На защите помогут примерные вопросы, которые сами себе задайте, по введению, основной части, заключению.
- Сделайте так: просматривая оглавление, введение, заключение, задайте себе примерные вопросы – такие же вопросы могут возникнуть у членов комиссии, когда они будут делать то же самое на защите.
Еще один прием, который пригодится накануне защиты диплома.
- Накануне защиты диплома, сядьте и спокойно задайте себе 10 вопросов по содержанию дипломной работы, не задумываясь.
- Получилось – хорошо. Не получилось – успокойтесь и попробуйте снова через несколько минут.
- Если, немного подумав, вы сможете ответить на них – вы молодец!
Обязательно запишите эти вопросы. Данный прием позволяет взглянуть на свою дипломную работу глазами стороннего наблюдателя: примерно такие же вопросы могут возникнуть и у членов комиссии на защите.
Разумеется, текст своей речи на защите тоже лучше составить заранее, показать своему научному руководителю. На выступлении на защите не стоит читать свой доклад, не отрываясь от бумаги. Письменный текст – это опора, на случай, если вдруг что-то забудется. Речь должна быть грамотной, ясной и четкой, держаться нужно уверенно. Если читать доклад о своей дипломной работе в течение 7 минут, не отрываясь от написанного на бумаге, то это неизбежно вызовет вопросы у членов комиссии на защите. Конечно, никто листы с текстом речи на защите не отнимет, если все-таки будете его читать, однако впечатление у комиссии будет испорчено.
После окончания своего выступления на защите диплома поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
Примеры вопросов на защите диплома
После окончания речи на защите комиссия задает вопросы по диплому. Вопросы всегда касаются содержания дипломной работы и результатов проведенного исследования. Члены комиссии также могут уточнить отдельные моменты, которые были освещены в ходе выступления дипломника.
Какие вопросы задают на защите диплома:
- Что в работе выполнено лично Вами?
- В чем состоит новизна работы?
- В чем заключается практическая значимость работы?
- Какие наиболее важные аспекты Вы выявили в ходе исследования?
- Чем отличается предложенное вами решение от существующих?
- Как полученные результаты могут быть использованы на практике?
- Как полученные результаты могут быть использованы в смежных областях научного знания и прикладной реализации?
Как отвечать на вопросы на защите диплома:
- После того, как прозвучал вопрос – не нужно сразу давать ответ. Не нужно торопиться.
- Нужно как следует осмыслить вопрос, сконцентрироваться и после этого уверенно отвечать на поставленный вопрос.
- Если вопрос не очень понятен или не ясен, попросите его повторить или уточнить вопрос.
- Все ответы должны быть краткими, конкретными, лаконичными. Ответ должен состоять из нескольких предложений, в большинстве случаев будет достаточно 2-3 фраз.
- Не сомневайтесь и не тушуйтесь. Склонность к сомнению при ответах члены комиссии могут принять за неуверенность дипломника в своей дипломной работе, в своих знаниях.
- Держитесь уверенно. Неуверенность дипломника может быть истолкована как плохое понимание тех вопросов, которые освещены в дипломной работе.
- В целом, старайтесь дать самый короткий из всех возможных ответов, которые приходят на ум. Краткость – сестра таланта.
- На все вопросы отвечайте четко, уверенно, при необходимости смело обращайтесь к тексту дипломной работы, слайдам презентации или иллюстративному материалу.
Неожиданные вопросы на защите диплома
Несмотря на то, что вы детально разобрались в специфике исследованной темы, основных аспектах и проблемах, некоторые вопросы могут смутить, так как выходят за рамки тех задач, которые решались в ходе проделанной работы.
Как отвечать на такие каверзные вопросы на защите диплома? Воспользуйтесь универсальными шаблонами ответов.
- Исследование данной проблемы не входило в задачи выполненной работы. Поставленный вопрос, несомненно, представляет научный и прикладной интерес, однако исследование было ограничено объективными рамками дипломной работы, которые, к сожалению, не позволили затронуть данный аспект.
- Данный вопрос не рассматривался подробно в дипломной работе, однако, данная проблема была упомянута в ходе исследования, в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения.
- Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ экономической литературы показывает, что. (дальше ответить кратко и по существу).
- Объем дипломной работы и уровень научного исследования не позволили подробно изучить данный вопрос. Вместе с тем, данное направление определено, как перспективное для проведения более глубоких исследований.
Отвечая на защите диплома на вопросы комиссии, следите за реакцией членов комиссии. Если реакция положительная, то смело продолжайте отвечать в том же ключе. Напротив, если видите отрицательную реакцию – четче обосновывайте свои выводы.
Несколько простых советов как правильно настроиться, чтобы ответить на вопросы комиссии на защите диплома
Правильный настрой на защите диплома очень важен: нужно создать в себе уверенность, чтобы предложенные вопросы не вызвали затруднений.
Даже если растеряетесь, то помните – текст дипломной отработан, обстановка знакомая, членов комиссии (как минимум, нескольких) вы знаете, саму процедуру ответов на вопросы на защите представляете хорошо.
Просто примите как данность, что предстоящая защита диплома – это серьезный и одновременно интересный диалог с комиссией. Вы расскажете им о своей дипломной работе, они выслушают и поинтересуются некоторыми моментами. Не более того.
Спокойная уверенность в себе и своих силах – лучший настрой перед защитой.
Бывает, кто-то впадает в истерику или панику, кто-то, напротив, чересчур успокаивается. Оба этих состояния вредны – гоните их от себя.
Помните: вы студент на защите своего диплома, а не зайка в лесу.
Комиссия не преследует цель завалить дипломника, чтобы заставить его проучиться еще пять лет заново.
Окончание вуза и защита диплома – это один из серьезных рубежей в жизни каждого. Лучше всего, если этот день запомниться вам прекрасным бодрым настроением, радостью общения на профессиональные темы и уверенностью в личной победе. О своей защите будете еще долго потом вспоминать.
Источник