Как протекает процесс социальной адаптации

Понятие социальной адаптации: основы, характеристика, результаты

Каждый человек является частью общества, которое его окружает. С детства он осваивает его правила и ценности, взаимодействует с остальными членами и выстраивает свою жизнь в согласии с принятыми нормами. Этот процесс проходит в рамках адаптационного развития и продолжается в течение всей жизни индивида. Адаптация имеет три формы: физиологическую, психологическую и социальную.

Социальная адаптация — это непрерывный процесс активной интеграции индивида или группы в общество и приспособление к условиям и требованиям социальной среды.

В результате социальной адаптации развивается самосознание личности, формируются паттерны поведения, приобретаются способности к самореализации. Человек учится выстраивать гармоничное взаимодействие с другими индивидами, природой и социальной средой. Индивид на протяжении своей жизни не просто осваивает и принимает социально значимые нормы и установки, но также передает их другим членам общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В зависимости от личных качеств человека, его ценностных ориентаций, индивидуально-психологических особенностей, целей и возможностей их достижения, формируются способности индивида к адаптации. Отсутствие у индивида навыков социального привыкания и приспособления приводит к дезадаптации, то есть к частичной или полной утрате способности взаимодействовать с окружающей средой.

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Функции социальной адаптации

Современные исследователи выделяют две основные функции, через которые реализуется социальное назначение адаптации:

  • мобилизующая;
  • стимулирующая.

Мобилизующая заключается, в первую очередь, в социально-психологическом освоении меняющейся формы целостной системы социального взаимодействия, а также в способности пережить переход из одних общественных устоев к другим.

Стимулирующая отражает потребность в приобщении к новой социальной группе и среде. Она характеризует уровень способностей различных слоев населения ориентироваться в конкретном социальном устройстве. Стремление к реализации своих интересов и потребностей, желание стать частью общества стимулируют индивида к изучению чего-то нового, использованию различных ресурсов для достижения целей.

Успешное функционирование социальной адаптации помогает индивиду развиваться как личность, повышать уровень культуры и жить в согласии с окружающим миром и собой.

Цель адаптации

Понятие социальной адаптации является составной частью социализации. Если социализация необходима для обучения, то адаптация помогает искать актуальные способы самореализации, менять полученные знания и усваивать новые в соответствии с конкретной средой.

Ее основная цель заключается в способности субъекта эффективно выстраивать взаимодействие с группой, в которой он собирается жить и развиваться. На протяжении своей жизни человек попадает в различные социальные группы, встречается с разнообразными людьми и ситуациями. Социальная адаптация помогает быстро и успешно сориентироваться в новых условиях, сформировать сбалансированные отношения с другими участниками группы. При этом основным мотивом личности является не столько желание приспособиться, сколько стремление к самореализации.

Для достижения этой цели можно выделить следующие задачи:

  • принятие изменений привычного уклада жизни и формирование новых установок в личностном развитии индивида;
  • осуществление активной коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • использование условий, которые предоставляет социум, для самореализации и саморазвития;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование адекватных взаимоотношений с окружающими;
  • принятие и соответствие нормам и ценностям среды;
  • достижение целей и удовлетворение потребностей без нанесения вреда другим людям.

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Результаты социальной адаптации

В развитых странах стремятся к обеспечению инвалидов всеми необходимыми правами и условиями. Основное значение в процессе адаптации приобретает возможность общаться и взаимодействовать со здоровыми людьми, устроиться на хорошую работу, посещать любые места и мероприятия, активно участвовать в жизни общества. Все это способствует успешной социализации и облегчает адаптацию к новым условиям среды. Ощущая себя наравне с остальными членами общества, люди с инвалидностью легче приспосабливаются к изменениям своей жизни, проще идут на контакт с другими людьми и не погружаются в себя и свою болезнь.

Источник

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях
жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Похожее:  Домики содержание и анализ результатов по методике О А Ореховой

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными. Это может быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение , отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития.

Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показатель его социального развития и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, присущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки.

Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одновременно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.

Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремленность.

Источник



Вопрос 6. Социальная адаптация и социализация личности: виды, механизм, характеристика уровней адаптации. Влияние среды. Средовая адаптация детей разного возраста

Социальная адаптация – это интегративный показатель состояния индивида, отображающий его способность и возможность осуществлять социальные функции, которым относятся:

  • соответствующее восприятие окружающего мира и своего организма;
  • адекватная система взаимоотношений с окружающими, способность к обучению, труду, организации отдыха;
  • адаптивность поведения соответственно ролевым ожиданиям других людей.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления личности к условиям новой социальной среды.

Содержание социальной адаптации: максимально возможное сближение ценностных ориентаций и целей группы и индивида, входящего в эту группу. Усвоение индивидом традиций, норм, культуры группы, внедрение в ролевую структуру группы.

Социально-психологическая адаптация сопровождается приспособлением личности к новым условиям, реализация его интересов, стремлений, потребностей. Войдя в новое социальное окружение личность становится его полноправным членом, развивает индивидуальность и самоутверждается.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Социализация и социальная адаптация 410 ₽ Реферат Социализация и социальная адаптация 280 ₽ Контрольная работа Социализация и социальная адаптация 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Социально-психологическая адаптация сопровождается развитием социальных качеств поведения, общения, деятельности, принятых в социуме, благодаря которым индивид реализует свои потребности, стремления, интересы.

Взаимообусловленность социализации и социальной адаптации

Процессы социализации и социальной адаптации взаимосвязаны, они отображают единый процесс взаимодействия индивида и общества.

Социализация – это процесс активного воспроизведения личностью социального опыта, реализуемого в деятельности и общении, развитие личности под воздействием социума, социальных институтов и агентов социализации. Процесс социализации способствует развитию психологических механизмов взаимодействия индивида с окружающей средой, формирующихся в процессе адаптации.

В ходе социализации:

  • индивид является объектом, который воспринимает, усваивает, нормы, традиции, роли, характерные данному обществу;
  • происходит формирование, развитие и становление личности;
  • обеспечивается нормальное функционирование личности в обществе;
  • происходит адаптация индивида в обществе.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Социальная адаптация – важный механизм социализации. Социальная трансформация — это изменение как внешних социальных отношений, так и внутреннего мира человека.

Необходимо учитывать неоднозначную, сложную природу адаптации, социально-политические средства, которые обеспечивают ее успешное протекание.

Похожее:  Образование это процесс передачи знаний

Важным условием массовой адаптации выступает создание материально-экономических, социальных, организационных условий, предоставляющих возможность адаптироваться к переменам, использовать их положительные возможности, смягчить возникающие трудности. Макросоциальные и макроэкономические преобразования должны быть понятны населению. Часто для адаптации людей достаточно создать условия, способствующие извлечению выгоды из новой ситуации. Ощущение неприспособленности, неудовлетворенности к новым ситуациям может возникнуть вследствие недоступности социальных, материальных благ, из-за психологического дискомфорта, инерции сознания, непривычности новых форм жизни.

Социальная адаптация является устойчивой, если между мировоззренческими основами и частными адаптивными стратегиями разных социальных групп отсутствуют серьезные рассогласования.

Устойчивая адаптация к новым условиям на основе старых средств и целей маловероятна. При стихийном развитии приспособительных процессов в обществе возможно формирование только неустойчивой адаптации.

Социальная адаптация во многом зависит от характера взаимодействия общества и личности, что объясняется несовпадением природы психологических и социальных перемен. Основная причина запаздывания приспособительных реакций на возникающие ситуации – временные барьеры, препятствующие осуществлению адаптивных процессов.

Приспособительные процессы касаются мировоззренческих основ, изменение которых предполагает длительный период и сопровождается изменениями в ценностной базе личности.

Если в процессе жизнедеятельности личность с легкостью вырабатывает адаптивные стратегии, позволяющие эффективно взаимодействовать с разными социальными институтами и общностями, не вступая в конфликт с нормами, законами и традициями общества, сохраняя эмоциональную удовлетворенность и психологическую стабильность, можно говорить об адаптации, как о свершившемся факте.

Социализация как адаптация

Социализация как адаптация в целом понимается, как не акцентированное процессуальных ее характеристик (например, стадий, этапов или механизмов), а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Понятие социализации же нередко заменяется понятием социализированности, а основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность.

Впервые принцип подобного подхода к личности был заложен на рубеже веков социологом Ф. Гиддингсом (1855-1931). Именно он впервые определил в качестве ведущей задачи социализации как адаптации такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. С этого момента процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его — как дезадаптация.

В своем анализе социальной успешности человека Ф. Гиддингс исходит из наличия/отсутствия у него определенных личностных черт: так, с его точки зрения, вне зависимости от других факторов более «социально желательными» являются люди внимательные, ответственные, независимые в мыслях и стремящиеся принести пользу обществу. Напротив же, безответственные, равнодушные, эгоистичные индивиды обречены на плохую приспособленность к социальной среде и неуспех.

Как отмечается в психологических работах, посвященных данному вопросу, эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.

Так, с точки зрения бихевиоризма, социализация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В силу того что «проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит», выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара и умение разрешать возникающие ролевые конфликты. Заметим, что, несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационных процессов, в целом постулируется наличие двух основных направлений, или путей, адаптации, выделение общей логики которых принадлежит еще З. Фрейду, а именно — так называемой аллопластической (изменение мира «под себя») и аутопластической (изменение себя «под мир») адаптации.

Несмотря на «солидный возраст», эта проблема и по сегодняшний день фактически не содержит новых решений. Так, например, современная отечественная концепция метаиндивидуального мира Л. Я. Дорфмана, апеллирующая к двум процессам инобытия социального субъекта, — воплощению («быть в другом») и превращению («быть другим»), практически является повторением классической психоаналитической трактовки проблемы.

Что же касается эмпирических исследований процесса социализации, то в целом выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции, во-вторых, умение находить определенный «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной ролью, в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Развернутая традиция подобных исследований отличает американскую социальную психологию, и большая часть этих работ выполнена на выборках мигрантов.

В целом во всех исследованиях социализации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно присутствуют следующие общие положения:

  1. социализация понимается как конечный процесс: идет ли речь о последовательном процессе социальной адаптации ребенка в ходе взросления или же о ресоциализации взрослых, в любом случае представление о возможности достижения некоторого конечного, адекватного социальной ситуации уровня успешности остается неизменным;
  2. ход и содержание социализации представляются как однозначно заданные социальными требованиями: несмотря на требования построения моделей социализации на разных статусных уровнях ( в силу очевидной дифференциации требований между различными социальными институтами), в практике реальных исследований нередко игнорируются возможные рассогласования социальных ожиданий разного уровня общности;
  3. социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств, а не как смена качественно своеобразных фаз, к каждой из которых человек должен быть подготовлен предыдущим этапом своего социального развития;
  4. социализация выступает как процесс, «обращенный назад», как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации, между тем, как справедливо отмечает А. Инкелес, всегда, даже при условии критерия успешности как единственного параметра оценки, остается проблема «заглядывания вперед» (forward looking), т. е. необходимость поиска тех характеристик личности, которые обеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапу социализации.

Практически во всех определениях и подходах к социализации так или иначе содержатся указания на активную роль самого индивида в данном процессе. Активность субъекта проявляется во многих сферах: в избирательном отношении к возможному ролевому репертуару и в способах разрешения ролевых конфликтов; в выборе той или иной стратегии «совладающего поведения» в трудных жизненных ситуациях и в способах самопрезентации; в приверженности определенной системе ценностей и в особенностях самокатегоризации. Однако, как справедливо замечает И. С. Кон, довольно долгое время указания на вторую, «активную» сторону процесса социализации оставались лишь пожеланиями и практически не воплощались в реальной практике исследований. В итоге «факторы, детерминирующие характер и поведение личности, и психические механизмы, посредством которых индивид усваивает разные влияния и социальные нормы, анализировались более глубоко, нежели собственная творческая активность, самосознание и процессы самоосуществления личности».

Интерес к субъективной реальности личности — к смысловым образованиям, компонентам рефлексивного Я, процессам построения образа социального мира и себя в нем — объяснялся стремительным развитием в последнее двадцатилетие когнитивистской ориентации в социальной психологии, открывшей в исследованиях личности новые перспективы через анализ процессов социальной категоризации и самокатегоризации. Одновременно в социологическом анализе проблемы взаимоотношения личности и общества начинает доминировать интерпретативная парадигма, основным пафосом которой также является представление об активной роли индивида в ходе социализации: так, с этой точки зрения субъект социального действия не может быть жестко детерминирован социальными нормами в силу способности к их смысловой интерпретации. Опираясь на теоретические положения символического интеракционизма Дж. Г. Мида и Г. Блумера (1900-1987), современные приверженцы данной точки зрения утверждают роль человека как творца своего социального мира и соответственно не рассматривают несоответствие индивида требованиям общества как недостаток, требующий принудительного приспособления, а считают подобное рассогласование основным источником социальной динамики.

Похожее:  Расписание матчей 20 го тура после зимнего перерыва

Термин «интерпретативная парадигма» был введен в начале 70-х годов американским социологом Т. Уилсоном в противопоставлении «нормативной» парадигме, наиболее ярко представленной в структурном функционализме Т. Парсонса.

На сегодняшний день проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания. Под конструированием при этом понимается, как отмечает Г. М. Андреева, «приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла». Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира, частью которого является представление о самом себе как части этого мира — социальная идентичность. Этот образ становится для человека сотворенной социальной реальностью.

Согласно известной «теореме У. Томаса», то, что мыслится как реальное, становится реальным по своим последствиям.

Таким образом, для конструкционистского подхода к социализации важны следующие два положения:

  1. реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле — сотворенные;
  2. способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленности в них «поля культуры» (нам не нужны специальные действия по идентификации объектов, если мы знаем их культурную функцию) и интенциональностью мы всегда способны представить себе объекты мира по-другому, чем они есть на самом деле).

Подобный подход позволил окончательно преодолеть традиции «жесткого» детерминизма в решении проблемы индивида и общества, что отразилось, в частности, в активном введении в социально-психологический анализ личности категории возможного — как при рассмотрении социального поведения, так и при выделении структурных составляющих Я-концепции.

Источник

22. Социализация и адаптация

Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.

Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.

Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.

Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической адаптации:

б) ролевая ориентация;

В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

55. Социализация личности

55. Социализация личности Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он

4.2. Социализация и личность

4.2. Социализация и личность Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в

Социализация

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек

7. Правовая социализация

7. Правовая социализация Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений

17. Социализация индивида

17. Социализация индивида Разными психологами понятие социализация расшифровывается по-разному: одни соотносят его с обучением индивида социальному поведению (согласно теории бихевиоризма); другие видят в нем приобщение индивида к культурным ценностям, выработанным

Социализация личности[69] . А. А. Реан

Социализация личности[69]. А. А. Реан Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить.

Социализация индивидуального интеллекта

Социализация индивидуального интеллекта В зависимости от уровня развития индивида природа его взаимодействия с социальной средой может быть весьма различной и, в свою очередь, может, соответственно, по-разному видоизменять индивидуальную психическую структуру.Уже в

Социализация

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я

54. Индивид. Социализация

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Источник