Станет ли Совет Федерации сильнее и влиятельнее? Разбираемся, какое будущее готовят ему поправки в Конституцию
Совет Федерации – это верхняя палата российского парламента. Основное назначение Совфеда – представлять интересы регионов, поэтому в состав входят по 2 представителя от законодательного собрания каждого из 85 субъектов России. Их называют членами Совета Федерации или сенаторами – по аналогии с представителями верхней палаты парламента США, Сената. Дополнительно 17 сенаторов назначает президент, при этом он ещё ни разу не воспользовался своим правом. Общее число сенаторов – 187 человек.
Кто может быть членом Совета Федерации?
Сенатором может стать гражданин России “с безупречной репутацией” в возрасте 30 лет и старше, который постоянно жил на территории региона, от которого он выдвигается, в течение 5 последних лет. Кандидату на эту должность нельзя иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.
Как формируется Совет Федерации?
Совфед формируется по непартийному признаку – фракций, как в Госдуме, здесь нет. Право выдвигать кандидатов имеет заксобрание региона (кандидата определяют большинством голосов депутатов) и претендент на пост губернатора (он называет 3 кандидатов в сенаторы, один из которых становится членом Совфеда после выборов губернатора). Сенаторы избираются на неограниченный срок, и их не могут отозвать ни губернатор, ни заксобрание. Президент не может распустить Совфед, в отличие от Госдумы или правительства. Действующих сенаторов нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если только их не застали на месте преступления) и подвергать личному досмотру.
Какие у него функции сейчас?
Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой. Сенаторы могут одобрить или отклонить закон, но не могут внести свои поправки После одобрения закон отправляется на подпись президенту. Если сенаторы отклонили законопроект, он возвращается в Госдуму на повторное голосование.
Совфед или его члены могут писать свои законопроекты. Например, сенатор Андрей Клишас стал автором законопроектов о фейковых новостях и неуважении к органам власти.
Совфед оказывает влияние на политику и другие органы власти. Он решает, использовать ли войска за пределами страны; объявляет импичмент президенту (после обвинения, которое выдвинула Госдума); назначает судей Конституционного суда и Верховного суда; назначает и увольняет Генерального прокурора и его заместителей (по представлению президента).
Как в России появился Совет Федерации?
К моменту подготовки Конституции 1993 года политические силы в стране и регионы были разобщены, в России нарастал конституционный кризис, который требовал срочного принятия основного закона. При этом процесс написания Конституции сопровождался серьёзной политической борьбой: необходимо было решить вопрос соотношения исполнительной и законодательной власти – президентской и парламентской. Дело в том, что исполнительные и судебные органы смогли сохранить вертикаль власти, опираясь на региональные структуры. У парламента такой базы не было.
В итоге решение вопроса нашли в создании верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он, с одной стороны, помог выстроить вертикаль представительной власти, потому что его члены были представителями регионов. С другой стороны, он помог консолидировать регионы, в том числе и национальные республики, которые к тому времени приняли декларации о суверенитете и захотели напрямую участвовать в обсуждении федеральной повестки. Таким образом, роль Совета Федерации оказалась огромной, и наибольшей силы орган достиг во второй половине 90-х годов, когда сенаторами стали губернаторы и председатели региональных заксобраний (с 1993 по 1995 года регионы назначали представителей).
Однако участвовать в заседаниях верхней палаты и одновременно заниматься основной работой губернаторам и главам региональных парламентов было сложно, скоординировать деятельность Совфеда не получалось. Поэтому с 2000 года вновь вернулись к практике назначения представителей. Последние стали работать в Совфеде на постоянной и профессиональной основе. Часто при этом не появляясь в субъекте, который формально их туда делегировал. Так во время первого президентского срока Владимира Путина начался процесс ослабления Совфеда.
Своеобразным «утешительным призом» для губернаторов стало учреждение Госсовета – совещательно-консультативного органа при президенте, в который входят все губернаторы. Однако он не обладал никакими полномочиями. Совфед, при этом, стал неким местом «почётной ссылки» для многих политических деятелей. Например, в 2015 году сенатором стала экс-депутат Госдумы Елена Мизулина, которая известна скандальными инициативами против «гей-пропаганды», разводов и усыновления российских сирот иностранцами.
Каким будет новый Совет Федерации?
Хотя членов Совета Федерации неофициально называли сенаторами и раньше, поскольку так представителей верхней палаты парламента называют во многих странах, в том числе в США, Италии, Франции и Канаде, сейчас они станут сенаторами по Конституции. Это сделает их статус более прозрачным и понятным для представителей других стран.
Ещё один опыт скопирует с законодательной системы Великобритании: появятся пожизненные сенаторы – по аналогии с пожизненными пэрами в палате лордов, которые получают этот статус «за выдающиеся заслуги перед государством» (в основном это премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин, дипломаты после отставки). Пожизненными сенаторами в России тоже станут особо заслуженные граждане, в том числе бывший президент.
У Совфеда прибавится влияния на другие органы власти. Например, он сможет участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов. Впрочем, это станет скорее декоративной функцией, которая добавит статусности ведомству Валентины Матвиенко, но не добавит фактической силы – сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение.
Ещё Совфед получит право как назначать, так отстранять от должности судей ключевых инстанций, в том числе кассационных и апелляционных судов. Делать это сенаторы будут по представлению президента. А также верхняя палата получит право лишать неприкосновенности бывшего президента.
В чём смысл изменений?
Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.
При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.
С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.
Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?
Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил “Новой газете”, что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».
О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».
С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал “Новой газете” о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.
Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».
Источник
Компетенция и акты Совета Федерации
Акты СФ. СФ принимает постановления. Постановления СФ д. издаваться на основании и в соотв. с К., ФЗ и ФКЗ. Постановления СФ могут носить нормативный и не нормативный характер. Порядок принятия постановлений СФ регулируется Регламентом СФ. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений ФС рег. ФЗ 1994 г. № 5 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС РФ" — акты палат ФС д.б. офиц. опубликованы (или они не м. применяться). Акты публикуются не позднее 10 дней со дня принятия в "Российской газете", или Собрании законодательства РФ.
Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр. РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования (если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу).
Конституционно-правовой статус члена СФ.
В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":
1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.
2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.
4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.
Источник
Компетенция и акты Совета Федерации
Акты СФ. СФ принимает постановления. Постановления СФ д. издаваться на основании и в соотв. с К., ФЗ и ФКЗ. Постановления СФ могут носить нормативный и не нормативный характер. Порядок принятия постановлений СФ регулируется Регламентом СФ. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений ФС рег. ФЗ 1994 г. № 5 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС РФ" — акты палат ФС д.б. офиц. опубликованы (или они не м. применяться). Акты публикуются не позднее 10 дней со дня принятия в "Российской газете", или Собрании законодательства РФ.
Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр. РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования (если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу).
Конституционно-правовой статус члена СФ.
В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":
1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.
2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.
4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.
Источник
Вопросы введения совета федерации акты совета федерации
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации.
В верхней палате представлены все субъекты РФ на паритетных началах – по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).
Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко, в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.
Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые они могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
К компетенции Совета Федерации отнесены следующие вопросы.
1. Возможность изменения границ между субъектами РФ предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия.
Однако комментируемый пункт определяет, что, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации. Это согласие проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами РФ по поводу изменения границы между ними.
Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь будет внесен в повестку и Совету Федерации опять придется решать эту проблему.
Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов РФ.
2. Возможность введения военного положения Президентом РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ.
Указанная статья Конституции РФ обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания РФ. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит право окончательного решения вопроса.
В случае не утверждения указа Президента РФ Совет Федерации может предложить Президенту РФ создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во всяком случае с момента принятия Советом Федерации решения о неутверждении указа Президента РФ действие этого указа прекращается.
3. Что касается такого полномочия Совета Федерации, как утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента РФ издавать такие указы, установленным ст. 88 Конституции РФ.
Здесь действует полная аналогия с предыдущим полномочием. Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения таких указов совершенно аналогично процедуре утверждения указов о введении военного положения.
4. Вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории может возникать в различных ситуациях. Он может возникнуть в связи с отражением агрессии против РФ, в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением миротворческих задач.
Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами России в случаях, когда это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется.
5. Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента РФ или когда должность Президента РФ освободилась досрочно.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” предусмотрено в ст. 4, что в первом случае Совет Федерации должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ и который исчисляется со дня его избрания.
Период между днем назначения выборов и днем выборов (точнее, днем голосования) должен быть не менее 4 месяцев. Если же Совет Федерации не выполнит указанной обязанности, Центральная избирательная комиссия РФ проведет выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.
Во втором случае Совет Федерации должен назначить досрочные выборы Президента РФ на последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.
Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента РФ от должности, не назначит президентских выборов, Центральная избирательная комиссия РФ проведет их в последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев со дня отрешения Президента РФ от должности. Почему-то Закон оставил без регулирования ситуации, которые могут возникнуть в случаях досрочного прекращения президентского мандата по иным, чем отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут назначены Советом Федерации.
Постановление Совета Федерации о назначении дня выборов Президента РФ подлежит обязательному опубликованию.
6. Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет.
Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленным в Конституции РФ большинством в 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами.
При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.
7. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. “е” ст. 83 Конституции РФ).
Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти проводится путем согласования воли главы государства и верхней палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести Президенту РФ предложения о таких кандидатурах.
Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется постановлением.
Законом РФ от 26 июня 1992 г. 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” предусмотрено, что кандидатуры судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов. Трудно сказать, что означает “учет мнения”, однако из Конституции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося свои представления, не может быть ничем и никем связан.
Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.
8. Полномочие Совета Федерации по назначению Генерального прокурора РФ сходно с вышеизложенным. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что согласно самой Конституции РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора РФ от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно, как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.
Вопрос об освобождении Генерального прокурора РФ от должности рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ в присутствии Генерального прокурора РФ, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово.
Если предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется тоже постановлением, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность и этого положения также сомнительна).
9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая заместителя Председателя палаты и шесть из двенадцати ее аудиторов.
Источник
ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Определены Конституцией РФ. Для решения этих вопросов СФ наделен правом законодательной инициативы, в т. ч. правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. СФ рассматривает одобренные ГД проекты законов о поправках к гл. 3–8 Конституции РФ, одобренные ГД федеральные конституционные законы, а также принятые ГД федеральные законы. Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит также членам СФ.
К полномочиям СФ по участию в формировании государственных органов относятся: назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; согласование назначения и отзыва дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
К иным конституционным полномочиям СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; обращение с запросами в Конституционный Суд РФ.
Отдельные полномочия СФ закреплены также федеральными конституционными законами и федеральными законами: назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителя Генерального прокурора РФ, заместителя Генерального прокурора РФ – Главного военного прокурора; назначение на должность Председателя Верховного Суда РФ, его первого заместителя и заместителя, утверждение судьи Верховного Суда членом Президиума Верховного Суда, Председателем или членом Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, назначение на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителя, назначение на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств (в соответствии с Соглашением стран – участниц Содружества Независимых Государств); назначение 10 представителей общественности членами Высшей квалификационной коллегии судей РФ; назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и др.
Источник