Вопросы на защите диплома
Защита диплома проходит в открытом порядке, а подготовиться к ней необходимо заранее, чтобы быть во всеоружии. Помимо речи, презентации, иллюстративного материала к защите нужно подготовить и ответы на возможные вопросы на защите диплома.
Общий порядок защиты диплома и ответов на вопросы
- Непосредственно подготовка к защите – написание речи, подготовка презентации, иллюстративного материала, сопроводительных документов, получение отзыва и рецензий.
- Выступление дипломника – на выступление отводится обычно 7-10 минут. В ходе выступления нужно изложить основные моменты дипломной работы, выводы, результаты, рекомендации, мероприятия и т.д.
- Комиссия задает вопросы – студент отвечает на них.
- Комиссия оценивает диплом – содержание самого диплома, доклад дипломника и его ответы на вопросы.
- Решение комиссии протоколируется – в протоколе фиксируются все основные моменты по диплому и заданные комиссией вопросы, мнения председателя комиссии и ее членов, оценка работы студента.
- Решение комиссии оглашается председателем комиссии после окончания всех защит, которые были в течение этого дня.
Таким образом, при подготовке к защите диплома важным аспектом является подготовка ответов на возможные вопросы, которые может задать комиссия для оценки дипломной работы. Вопросы на защите будут задавать после того, как заслушают доклад дипломника.
Вопросы на защите диплома члены комиссии задают дипломнику по теме защищаемой дипломной работы, при этом вопросы могут быть теоретического и практического характера.
Какие вопросы задают на защите диплома
Обычно вопросы на защите диплома задают следующих типов:
- Вопросы по теоретической части дипломной работы;
- Вопросы по практическим аспектам дипломной работы;
- Вопросы по перспективам или возможности применения тех или иных мероприятий, предложений, разработанных в дипломной работе, на практике;
- Вопросы, содержащие замечания к дипломной работе;
- Вопросы по содержанию доклада дипломника, с которым он выступал на защите диплома.
Отдельно выделяются вопросы по замечаниям к диплому, которые содержатся в отзыве и рецензии на дипломную работу дипломника. В зависимости от характера замечаний или недостатков, нужно заранее подготовить ответы на такого рода вопросы.
При подготовке к защите диплома студент должен ознакомиться с отзывом и рецензиями на дипломную работу, подготовить ответы на замечания и вопросы, указанные в отзыве и рецензиях. Если порядок защиты позволяет, то ответы на вопросы, содержащиеся в отзыве и рецензиях, дипломник должен кратко изложить сразу после окончания своего доклада на защите. В ином случае, нужно просто закончить свой доклад на защите, а затем дождаться, когда зачитают отзыв и рецензии, после чего ответить на вопросы, которые содержатся в них.
Далее члены комиссии задают вопросы дипломнику по теме выполненной дипломной работы, по отдельным аспектам содержания дипломной и по выступлению дипломника. Порядок не обязательно такой, а вопросы могут возникнуть у нескольких членов комиссии или только одного. Заслушав ответ дипломника, члены комиссии могут задать уточняющие вопросы. К этому тоже нужно быть готовым.
Вопросы, задаваемые на защите диплома
Чтобы подготовить ответы на защите диплома, нужно накануне защиты, продумать примерные вопросы, которые может задать комиссия.
Общие рекомендации по ответу на вопрос, если он является достаточно широким, объемлющим и задается по теоретической части или по прикладным аспектам дипломной, т.е. охватывает значительный пласт дипломной работы:
- Повторно озвучить, какая проблема решалась в дипломной работе, что в результате он получил.
- Последовательно объяснить, что в результате получилось, какие результаты были достигнуты. По возможности сделать акцент на наиболее интересных аспектах, необычных или даже неожиданных фактах, которые вскрылись в ходе исследования.
- Пояснить, чем были обусловлены те или иные факты, изменения, зависимости, что в результате привнесено в понимание изучаемого явления.
- Отметить, каким образом можно использовать полученные результаты на практике, указать на возможные направления будущих исследований по данной теме.
- Закончить самокритично: указать на ограниченность проведенного исследования, вызванного рамками дипломной работы. Определенно высказаться о том, что есть перспектива углубления знаний по обсуждаемому вопросу.
Если вопрос носит конкретный характер, то отвечать на него нужно конкретно, не распыляясь на общие формулировки.
Обычно на защите диплома задают вопросы по теме исследования, поэтому при подготовке к выступлению нужно прикинуть, какие вопросы могут возникнуть применительно к теме. Поскольку в своей речи на защите объективно не получится рассказать все, то нужно исходить из того, что после речи, вероятно, что-то спрашивать в любом случае будут. Переживать на этот счет не стоит – это обычный порядок защиты любой ВКР.
Основные моменты, к чему нужно подготовиться больше всего, сводятся к тому, что на все вопросы на защите ВКР нужно будет дать четкий ответ.
Конкретные вопросы на защите обычно задают в рамках темы диплома:
- по элементам введения
- по результатам/рекомендациям/предложениям
- по проблемам в рамках темы исследования
Дополнительно могут уточнять по проблемам, которые дипломник осветил в дипломной работе. Все эти проблемы должны быть так или иначе отражены во время выступления. Члены комиссии могут попросить уточнить или подробнее что-то ответить.
Не по самой дипломной работе или теме исследования члены комиссии вопросы не задают, т.е. если тема «Управление персоналом. «, то вопросов по теме «Управление прибылью. » ожидать не стоит.
Вопросы на защите диплома по содержанию отзыва и рецензии
От содержания отзыва и рецензии также зависит, какие еще вопросы задают на защите диплома. Обычно, после окончания выступления дипломника, зачитывают отзыв и рецензии на его дипломную работу. Если у рецензентов возникли вопросы, а они чаще всего возникают, то на них также нужно будет ответить.
На защите диплома спрашивают по тем вопросам, которые возникли у рецензентов, поэтому, если отзывы, рецензии и т.п. уже готовы, то посмотрите, какие недостатки и замечания в них указаны. На них вообще обязательно нужно иметь заготовленные ответы.
Также следует учесть такой момент. В разных вузах обычно принят разный порядок подготовки отзывов, рецензий для разных программ обучения. Например, в ряде вузов рецензии для бакалавров не предусмотрены, только для магистров и специалистов, а отзыв пишет только научный руководитель дипломной работы. Для специалистов и магистров может быть предусмотрено несколько рецензий, соответственно количество оппонентов будет разным.
В любом случае, в таких документах есть указание на недостатки, замечания, недочеты. Как только руководитель и рецензенты напишут отзывы и рецензии, ознакомьтесь с ними. Недостатки, замечания, недочеты будут всегда – так положено.
Вот на них и нужно будет подготовить ответ.
Наиболее часто задаваемые вопросы на защите диплома касаются выводов. У рецензентов (в отличие от членов комиссии, у которых такая возможность есть не всегда) есть возможность заранее подробнее ознакомиться с содержанием дипломной работы. Поэтому формулировка выводов и практических рекомендаций часто становится объектом их вопросов.
Самым распространенным вопросом рецензентов является замечание об отсутствии соответствия между целью, задачами исследования и сделанными выводами. Данный вопрос интерпретируется как сомнение рецензента в компетентности дипломника и его научного руководителя.
Фактически, данный вопрос вообще не должен возникать: чтобы его избежать, нужно формулировку выводов приводить в соответствие с задачами, представляя их как прямой ответ за задачи исследования, поставленные во введении. Дополнительно, можно сделать прямое указание на это. Если же вопрос примерно такого содержания возник у рецензента, то отвечать следует, уверенно оперируя своими выводами, с указанием на их соответствие задачам. Это можно легко сделать, если у вас для этого сильная база в виде твердых выводов.
Другим часто задаваемым вопросом на защите диплома является сомнение в конкретности и полноте выводов. Этот вопрос тоже часто исходит из рецензий. Его тоже нужно избежать заранее: в выводах не должно быть общих рассуждений, только конкретные результаты, полученные в результате исследовательской работы. Если выводы касаются конкретных значений, цифр, тенденций, то необходимо указать количественный диапазон этих изменений, соответствующих конкретным условиям. Однако, если вопрос о конкретности и полноте выводов на защите диплома прозвучал, то следует конкретизировать сделанные выводы непосредственно на защите при ответе на поставленный вопрос.
Как отвечать на вопросы на защите диплома
Цель защиты диплома заключается в выявлении степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Чтобы подтвердить это, нужно показать это не только в рамках своего выступления, сопроводив его презентаций и иллюстративным материалом, но и ответив на вопросы комиссии.
Следовательно, ответы на вопросы на защите диплома должны показать не только ваше знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, навыки логического анализа, способность к анализу статистических данных, исследуемой проблемы, самостоятельной научной деятельности, а также умение четко, ясно и без ошибок излагать свои мысли, выводы и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
При ответах на вопросы на защите диплома потребуется подтвердить свои умения и навыки кратко и точно формулировать основные положения представленной работы, описать специфику поставленных задач, представить полученные результаты.
- Хорошая дипломная работа может быть перекрыта отрицательным впечатлением от выступления дипломника: если он будет говорить тихо, сбивчиво, запинаться, непоследовательно отвечать на вопросы.
- Напротив, средняя по уровню дипломная работа может быть представлена четким, логически выверенным выступлением, лаконичными и одновременно емкими выводами, при этом дипломник всячески будет подчеркивать значимость проделанной работы и отдельных результатов, а на вопросы комиссии даст четкие и уверенные ответы.
Даже если студент хорошо успевал, но растерялся на защите, то в отличие от экзамена или зачета, где преподаватель знает уровень студента и может помочь наводящими вопросами, на защите дипломной работы такого быть в принципе не может. Члены комиссии будут задавать вопросы исходя из содержания дипломной работы (особенно выводов), подготовленной презентации и иллюстративного материала, а также с учетом содержания того, что дипломник расскажет в своей защитной речи.
При этом комиссия априори не знает деталей учебной деятельности студента, качественных особенностей представленной на защиту дипломной работы, следовательно, судить о ней она будет по тому, что услышит от дипломника в его ответах на вопросы членов комиссии.
Необходимо подготовить устное выступление и подготовиться к вопросам таким образом, чтобы в максимально хорошем свете представить свою работу. Конечно, некоторые из членов комиссии могут посмотреть содержание дипломной работы, возможно, заострят свое внимание на интересных аспектах, однако, подробного и детального представления о ней они не составят. Следовательно, из всех присутствующих на защите лучше всего дипломную работу знает дипломник и его научный руководитель. Исходя из этого, и нужно отвечать на вопросы.
Вопросы, задаваемые на защите членами комиссии не являются чересчур сложными, однако к ним нужно подготовиться заранее. Чтобы корректно ответить на любой вопрос комиссии нужно накануне несколько перечитать дипломную работу, сделать пометки о тех аспектах, которые могут заинтересовать членов комиссии, по которым могут задать вопросы.
Если знаете за собой некоторую рассеянность, то не пренебрегайте этой рекомендацией – прочитайте несколько раз дипломную работу перед защитой. Сделать это нужно за несколько дней до защиты.
- Перечитывайте дипломную работу, не торопясь, помечайте основные моменты.
- Также постарайтесь сформулировать несколько предложений по каждому параграфу.
- На защите помогут примерные вопросы, которые сами себе задайте, по введению, основной части, заключению.
- Сделайте так: просматривая оглавление, введение, заключение, задайте себе примерные вопросы – такие же вопросы могут возникнуть у членов комиссии, когда они будут делать то же самое на защите.
Еще один прием, который пригодится накануне защиты диплома.
- Накануне защиты диплома, сядьте и спокойно задайте себе 10 вопросов по содержанию дипломной работы, не задумываясь.
- Получилось – хорошо. Не получилось – успокойтесь и попробуйте снова через несколько минут.
- Если, немного подумав, вы сможете ответить на них – вы молодец!
Обязательно запишите эти вопросы. Данный прием позволяет взглянуть на свою дипломную работу глазами стороннего наблюдателя: примерно такие же вопросы могут возникнуть и у членов комиссии на защите.
Разумеется, текст своей речи на защите тоже лучше составить заранее, показать своему научному руководителю. На выступлении на защите не стоит читать свой доклад, не отрываясь от бумаги. Письменный текст – это опора, на случай, если вдруг что-то забудется. Речь должна быть грамотной, ясной и четкой, держаться нужно уверенно. Если читать доклад о своей дипломной работе в течение 7 минут, не отрываясь от написанного на бумаге, то это неизбежно вызовет вопросы у членов комиссии на защите. Конечно, никто листы с текстом речи на защите не отнимет, если все-таки будете его читать, однако впечатление у комиссии будет испорчено.
После окончания своего выступления на защите диплома поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
Примеры вопросов на защите диплома
После окончания речи на защите комиссия задает вопросы по диплому. Вопросы всегда касаются содержания дипломной работы и результатов проведенного исследования. Члены комиссии также могут уточнить отдельные моменты, которые были освещены в ходе выступления дипломника.
Какие вопросы задают на защите диплома:
- Что в работе выполнено лично Вами?
- В чем состоит новизна работы?
- В чем заключается практическая значимость работы?
- Какие наиболее важные аспекты Вы выявили в ходе исследования?
- Чем отличается предложенное вами решение от существующих?
- Как полученные результаты могут быть использованы на практике?
- Как полученные результаты могут быть использованы в смежных областях научного знания и прикладной реализации?
Как отвечать на вопросы на защите диплома:
- После того, как прозвучал вопрос – не нужно сразу давать ответ. Не нужно торопиться.
- Нужно как следует осмыслить вопрос, сконцентрироваться и после этого уверенно отвечать на поставленный вопрос.
- Если вопрос не очень понятен или не ясен, попросите его повторить или уточнить вопрос.
- Все ответы должны быть краткими, конкретными, лаконичными. Ответ должен состоять из нескольких предложений, в большинстве случаев будет достаточно 2-3 фраз.
- Не сомневайтесь и не тушуйтесь. Склонность к сомнению при ответах члены комиссии могут принять за неуверенность дипломника в своей дипломной работе, в своих знаниях.
- Держитесь уверенно. Неуверенность дипломника может быть истолкована как плохое понимание тех вопросов, которые освещены в дипломной работе.
- В целом, старайтесь дать самый короткий из всех возможных ответов, которые приходят на ум. Краткость – сестра таланта.
- На все вопросы отвечайте четко, уверенно, при необходимости смело обращайтесь к тексту дипломной работы, слайдам презентации или иллюстративному материалу.
Неожиданные вопросы на защите диплома
Несмотря на то, что вы детально разобрались в специфике исследованной темы, основных аспектах и проблемах, некоторые вопросы могут смутить, так как выходят за рамки тех задач, которые решались в ходе проделанной работы.
Как отвечать на такие каверзные вопросы на защите диплома? Воспользуйтесь универсальными шаблонами ответов.
- Исследование данной проблемы не входило в задачи выполненной работы. Поставленный вопрос, несомненно, представляет научный и прикладной интерес, однако исследование было ограничено объективными рамками дипломной работы, которые, к сожалению, не позволили затронуть данный аспект.
- Данный вопрос не рассматривался подробно в дипломной работе, однако, данная проблема была упомянута в ходе исследования, в дальнейшей своей работе мы постараемся определить пути ее решения.
- Задача по решению данной проблемы в работе не ставилась, но анализ экономической литературы показывает, что. (дальше ответить кратко и по существу).
- Объем дипломной работы и уровень научного исследования не позволили подробно изучить данный вопрос. Вместе с тем, данное направление определено, как перспективное для проведения более глубоких исследований.
Отвечая на защите диплома на вопросы комиссии, следите за реакцией членов комиссии. Если реакция положительная, то смело продолжайте отвечать в том же ключе. Напротив, если видите отрицательную реакцию – четче обосновывайте свои выводы.
Несколько простых советов как правильно настроиться, чтобы ответить на вопросы комиссии на защите диплома
Правильный настрой на защите диплома очень важен: нужно создать в себе уверенность, чтобы предложенные вопросы не вызвали затруднений.
Даже если растеряетесь, то помните – текст дипломной отработан, обстановка знакомая, членов комиссии (как минимум, нескольких) вы знаете, саму процедуру ответов на вопросы на защите представляете хорошо.
Просто примите как данность, что предстоящая защита диплома – это серьезный и одновременно интересный диалог с комиссией. Вы расскажете им о своей дипломной работе, они выслушают и поинтересуются некоторыми моментами. Не более того.
Спокойная уверенность в себе и своих силах – лучший настрой перед защитой.
Бывает, кто-то впадает в истерику или панику, кто-то, напротив, чересчур успокаивается. Оба этих состояния вредны – гоните их от себя.
Помните: вы студент на защите своего диплома, а не зайка в лесу.
Комиссия не преследует цель завалить дипломника, чтобы заставить его проучиться еще пять лет заново.
Окончание вуза и защита диплома – это один из серьезных рубежей в жизни каждого. Лучше всего, если этот день запомниться вам прекрасным бодрым настроением, радостью общения на профессиональные темы и уверенностью в личной победе. О своей защите будете еще долго потом вспоминать.
Источник
Какие вопросы задаются на защите диплома? Как правильно отвечать и готовиться
При защите дипломной работы студентам задают вопросы по теоретической и практической части. Вопросы задаются стой целью, чтобы понять как именно студент разбирается в теме и оценить общий уровень его знаний. Ознакомьтесь с информацией на этой странице, чтобы узнать какие именно задают вопросы на защите диплома и как правильно на них отвечать, чтобы получить хорошую оценку.
Классификация вопросов на экзамене
Время написания дипломной работы прошло, теперь осталось только её защитить. Потратьте несколько вечеров, чтобы прочитать свой диплом. Особое внимание уделите тем моментам, которые вызывают у вас сложности. Если перед защитой у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете задать их своему научному руководителю или же обратиться к нам за срочной поддержкой. Кроме этого, вы должны знать от чего зависит вопросы на защите диплома. С этим пунктом сейчас мы разберёмся.
После того как студент выступил со своим докладом. Аттестационная комиссия, общается некоторое время между собой, что бы подготовить подходящие вопросы. Какие именно будут заданы вопросы, зависит от нескольких параметров:
- Оценивается общая успеваемость студента, а также оценка рецензента. Если здесь имеются высокие баллы, то члены комиссии постараются подобрать вопросы наиболее легкие, чтобы не испортить сложившуюся картину.
- Ораторские способности студента. То есть, как именно был представлен доклад: интересно или нет.
- Общие знания студентов по теме. Таким образом, определяется количество удивлённого времени на подготовку дипломного проекта. Если студент отвечает уверено на вопросы, то можно предположить, что он действительно готовился и для него это очень важно.
- На экзамене присутствовать в основном все учителя, которые обучали студента. Поэтому они прекрасно понимают уровень подготовки. Исходя из этого, каждый член комиссии, будет задавать вопросы, те на которой студент сможет дать ответ. Намерено топить, никто никого не собирается.
- Непосредственно сама дипломная работа. Как именно она оформлена, имеются ли опечатки или ошибки, какой уровень оригинальности текста, а также и другие мелкие нюансы. Если работа оформлена хорошо, каких-либо претензий к студенту у преподавателя не возникнет.
Как уверенно отвечать на вопросы при защите диплома?
Стресс у студентов возникает, когда вопросы задают разные члены аттестационной комиссии. На любой заданный вопрос, требуется дать ответ. Не обязательно стараться ответить на вопрос сразу же, потратьте некоторое время на размышление своего ответа. Со стороны будет казаться, что вы подходите к своему ответу со всей серьёзностью. Торопить и подгонять вас никто не собирается, конечно же при условии, что ваше молчание не затянулось более чем на 30 секунд.
Если заданный вопрос оказался для вас сложным, главное не молчите, старайтесь дать ответ, так как вы поняли тему. По этому поводу есть хороший анекдот.
«На следующий день, назначен экзамена. Конечно же, студент занялся подготовкой в последний день. Выучить все ответы, на экзаменационные вопросы не получилось, поэтому студент заучил только одну тему. И вот настал день экзамена. Студент вытаскивает билет и ему попадаются вопросы, на которых он не знает ответов. Преподаватель говорит, время закончилось, готовьтесь дать ответ. Экзамен проходил по биологии. Вопросы в билете были следующие: жизнь собаки в неволе и размножение морских коньков. Тему, которую выучил студент, рассказывала только о жизнедеятельности блох. На первый взгляд ситуация кажется безвыходной, однако студент не спасовал. Его ответ на первый вопрос звучал следующим образом: в неволе собакам не приходится добывать самостоятельно пищу, поэтому питание у блох довольно сбалансированное… На второй вопрос, он ответил так: морские коньки живут в водной среде, для блох такая среда является враждебной. Поэтому они предпочитают селиться, только на теплокровных животных…»
Если же ситуация совсем безвыходная и вы не знаете ответа, попросите преподавателя перефразировать вопрос. Самое главное не говорите, что не знаете ответа.
Так же, следите за своим языком тела. Ваше внимание, должно быть направлено на человека, который задал вам вопрос. Таким образом, вы проявляете своё уважение. Направьте свой взгляд в глаза собеседника. Тем самым вы продемонстрируйте свою уверенность.
Сколько вопросов задает комиссия на защите диплома?
Каждый дипломник, заинтересован в том, чтобы заданных вопросов было как можно меньше. Ведь от этого зависит оценка, которую получит студент за защиту дипломной работы.
Количество вопросов заданных на экзамене, прежде всего зависит от знаний студента и от того как он ориентируется в них. Если дипломник отвечает на вопросы уверено и быстро, тогда у преподавателя сложится впечатление, что отвечающий хорошо ориентируется в теме и он не будет задавать слишком много вопросов. В среднем на защите дипломной, могут задать от 3 до 10 вопросов.
Кроме этого вы должны помнить о том, что экзамен принимается не только у вас, но и у других студентов из вашей группы. Поэтому время выделенное на одного студента имеет определённые временные рамки. По правилам, для ответа на один вопрос, студентам выделяется 7 минут, однако на практике эти цифры могут быть ниже. Статистика показывает, что защита диплома, в том числе с ответами на вопросы членов аттестационной комиссии, в среднем занимает не более 15-25 минут. За это время приблизительно можно задать от трёх до пяти вопросов.
Если у вас возникло подозрение, что вопросов задается слишком много, спросите себя «почему это происходит?». Возможно ваша тема оказалась слишком интересной, и с вами хотят побеседовать как с человеком хорошо разбирающийся в теме. А может быть, ваши ответы недостаточно убедительно звучат, поэтому преподаватели всего-то на всего хотят и убедиться в том, что вы знаете свою тему. Ответ на этот вопрос, позволит вам построить беседу в правильном русле.
Какие вопросы задают члены аттестационной комиссии?
К предстоящей защите диплома стоит готовиться заранее. Вы должны не только просто прочитать свою дипломную работу несколько раз, но а также, подготовить список возможных вопросов. Особое внимание уделите тем моментам, в которых Вы плохо разбираетесь. Если вы не можете самостоятельно разобраться с вопросами, которые у Вас вызывают трудности, обратитесь за помощью к своему куратору или в нашу компанию.
Когда вы будете рассказывать о своей дипломной работе, вы можете сознательно подтолкнуть преподавателя задать вам вопрос. Для этого в требуемом разделе, оставьте некоторую недосказанность. Тогда преподаватель обязательно этот момент возьмёт на заметку и потом задаст вопрос по этой теме. С этой хитростью главное не перестараться, иначе члены аттестационной комиссии могут посчитать, что ваша тема дипломной работы не до конца раскрыта.
Общая классификация вопросов, которые могут задать на защите диплома:
- Дать определение терминам, которые встречаются в работе;
- Рассказать о значении использованных формул;
- Откуда взялись те или иные значения;
- Тезисно озвучить рассказанную ранее информацию;
- Спросить об авторстве использованных цитат в работе;
- Подвести общие итоги и выводы.
Не бойтесь преподавателей, никто из них не желает вам испортить оценку. При общении с членами аттестационной комиссии, разговаривайте с ними на равных, ведь вы на том моменте, когда через некоторое мгновение станете дипломированным специалистом. И помните, что преподаватели задают вопросы, только с целью выяснить насколько хорошо вы разбираетесь в изученной теме.
Вопросы по теоретической и практической части дипломной работы
В основном вопросы на защите дипломной работы, задаются те, которые касаются вашей темы. Редко когда преподаватели спрашивают о том, что изучалось где-то в начале или в середине курса. Такие вопросы могут быть заданы только в том случае, если студент находится совсем в тяжелой ситуации.
Обычно перед защитой диплома, научный руководитель выделяет день, когда беседует со студентами о предстоящем дне. Тогда можно задать своему куратору любой вопрос касаемый вашего дипломного проекта. Используйте этот день по максимуму. Спросите у него: «Какие вопросы могут задать члены аттестационной комиссии на защите дипломной работы?»
По теоретической части диплома, обычно задаются вопросы следующих направлений:
- В чём заключалась основная суть работы и о достигнутых результатах проведенного исследования;
- Какие моменты рассматривались в теоретической части;
- Какую идею несет выполненная работа;
- Что именно внёс студент в исследовании проблемы;
- Какие из поставленных проблем не удалось решить;
- Какой вклад может внести выполненная работа в научную среду;
- Какие методы и инструменты были использованы, чтобы разрешить основную проблему;
- Какие были выявлены недостатки и преимущества на предприятии;
- Почему именно был использован тот или иной подход;
- Каким моментам больше всего уделялось времени при анализе;
- Значение того или иного определения.
По практической части диплома могут быть заданы следующие вопросы:
- Как именно это можно использовать в практической деятельности;
- Какие советы и рекомендации можно дать предприятию;
- Может ли предприятие в будущем обойтись без предложенных советов и к чему это приведет;
- Какую взаимосвязь имеют проведённые исследования в работе;
- Откуда были взяты и какие данные использовались для исследования;
- Какие расчеты и операции проводились в программных средствах;
- Почему именно эти формулы были использованы в работе.
Зная всё это, вы сможете подготовиться к предстоящей защите. Конечно, волнение присутствует, но будьте уверены, что у вас всё получится. Вы же потратили время на подготовку к предстоящей защите, а следовательно, знания у вас имеются. Желаем удачи на защите!
Источник
Вопросы для диплома примеры
Подготовка к защите дипломной работы – занятие ответственное и тревожное. Помимо того, что нужно написать презентацию и речь, необходимо также подготовиться к вопросам, которые будут задавать представители комиссии.
Как проходит защита дипломного проекта?
Защита дипломной работы – организованное мероприятие, которое проходит в строгой последовательности. Проводится оно следующим образом.
Как правило, заведующий кафедрой объявляет студента и его работу. Поэтому самому дипломнику этого делать уже не следует. Он сразу же приступает к представлению своей работы. В завершении выступления дипломник объявляет, что его речь окончена, и благодарит членов комиссии и председателя за внимание. После этого заведующий кафедрой спрашивает у членов комиссии, будут ли у них вопросы.
Как правило, дипломнику задают два-три вопроса. Однако если его работа была спорной или вызвала живой интерес у членов комиссии, вопросов может поступить больше. Если дипломник неуверенно отвечает на них, то члены комиссии, как правило, зададут ему еще несколько вопросов. Поэтому их количество напрямую зависит от того, как отвечает дипломник.
Бывают случаи, когда у членов комиссии не возникает вопросов к дипломнику. Однако, это – исключение из правил. Это возможно, когда дипломник в своей речи раскрыл всю суть работы, или же, когда у членов комиссии не осталось времени.
Каждый из представителей комиссии, включая заведующего кафедрой и председателя, имеет право задать несколько вопросов. Как правило, они не бывают сложными. Ведь ни у кого нет намерения сознательно «затопить» дипломника: все заинтересованы в том, чтобы он успешно окончил ВУЗ.
В первую очередь, в этом заинтересован сам заведующий кафедрой. Поэтому, если кто-либо из членов комиссии задаст чересчур сложный вопрос, на который дипломник ответить не может, он направляет студента «в нужное русло». Также он может напомнить члену комиссии, что изучение данной темы не входило в обязательную программу. Однако все зависит от конкретного заведующего кафедрой. Поэтому следует рассчитывать, в первую очередь, на собственные силы.
Председатель, как правило, тоже настроен дружелюбно по отношению к дипломнику. Ведь его интересует, чтобы его пригласили на защиту дипломных проектов на следующий год.
Когда члены комиссии успели задать все вопросы, заведующий кафедрой благодарит дипломника. Представители комиссии приступают к оценке его выступления. При этом оцениваются следующие моменты:
- содержание самой работы;
- выступление и презентация дипломного проекта;
- ответы на вопросы.
Секретарь заносит решение комиссии в протокол. В нем фиксируются главные аспекты работы и вопросы, прозвучавшие от членов комиссии. Также в протокол заносятся ответы на них. Протоколируется и мнение членов комиссии о работе, а также конечная оценка.
Дипломнику после завершения выступления придется еще немного подождать. Решение комиссии выносится лишь после того, как будут прослушаны все выступления. После этого секретарь приглашает всех студентов пройти в аудиторию, а председатель озвучивает коллективное решение представителей комиссии.
Вопросы на защите дипломной работы
Конкретные вопросы, которые будут задавать представители комиссии, напрямую зависят от той специальности, по которой будет защищаться дипломник. Все вопросы касаются непосредственно самой работы. При этом различают следующие их типы:
- вопросы, касающиеся теоретической части работы;
- вопросы, затрагивающие практическую сторону диплома;
- вопросы, связанные с возможностью осуществления рекомендованных студентом мероприятий на практике;
- замечания по дипломному проекту;
- вопросы по презентации и речи дипломника.
В отдельную группу выделим вопросы, которые члены комиссии могут задать, ориентируясь на замечания в рецензии к работе. Поэтому дипломник должен заранее изучить рецензию на свою работу и подготовить защитное слово.
Как правило, членов комиссии интересует не теоретическая часть работы, а ее практическая составляющая. Они могут попросить дипломника уточнить некоторые сведения, которые могли вызвать вопросы у членов комиссии. Очень часто проверяющие интересуются конкретными мероприятиями, которые предлагает дипломник в своей работе.
Может случиться и так, что председатель комиссии работает на том объекте практики, по которому написан диплом. Это довольно щекотливая ситуация для дипломника, поскольку любая неточность в его ответе будет сразу же замечена. Поэтому студент должен заранее выяснить, кто будет входить в состав комиссии.
Довольно часто члены комиссии просят дипломника пояснить некоторые статистические данные, таблицы, графики. Поэтому он должен выбирать для своей презентации только проверенный иллюстрационный материал, в котором он досконально разбирается.
Однако члены комиссии могут задавать вопросы не только по речи и презентации студента, но и по самой работе. Так, пока дипломник произносит свою речь, представители комиссии листают его дипломную работу. Некоторые моменты могут вызвать у них вопросы. Поэтому обратите особое внимание на следующие моменты:
- фактические данные об объекте практики за анализируемый период;
- правильность заполнения таблиц. Частая ошибка – неверно выбранный период исследования (например, не за последние три года);
- заключение. Как правило, члены комиссии обращают на него особое внимание;
- выводы в конце каждой главы;
- научная новизна исследования;
- экономико-математическая модель или какой-то другой разработанный дипломником иллюстрационный материал, презентующий пути решения проблемы.
Советы по подготовке к защите
Помимо речи и презентации выпускник должен подготовить ответы на возможные вопросы. Для этого он может поставить себя на место проверяющего и подумать, какие бы вопросы он задал.
При подготовке ко дню защиты дипломной работы студенту рекомендуется внимательно изучить отзыв и рецензию на свой труд. Как правило, в них содержатся вопросы по работе. Выпускник должен подготовить ответы на них.
Отдельно отметим, как следует отвечать на вопросы, задаваемые членами комиссии. Делать это нужно уверенно, без лишних пауз, глядя на члена комиссии, от которого поступил вопрос. После ответа можно поблагодарить его за вопрос.
Необходимо конкретно и кратко отвечать на вопросы, не распыляясь, без лишних слов и «воды». После того, как член комиссии задаст вопрос, не нужно торопиться на него отвечать. Сделайте паузу, хорошо обдумайте вопрос. При необходимости уточните его у члена комиссии.
Некоторые студенты могут расстроиться, услышав, как им задают вопросы по работе. Делать этого не стоит. Ведь это не означает, что работа плоха, или речь построена недостаточно понятно. В презентации, которая длится 7-10 минут, невозможно осветить все аспекты работы. Поэтому у представителей комиссии обязательно возникнут вопросы.
Даже если предположить, что в презентации охвачены все моменты работы, члены комиссии обязаны задать хотя бы один вопрос. Ведь им нужно что-то заносить в протокол!
Отметим, что члены комиссии будут задавать вопросы после окончания речи дипломника. Перебивать его никто не будет.
Типичные вопросы на защите
Разумеется, вопросы, которые будут задавать члены комиссии, являются весьма разнообразными. Невозможно заранее подготовить ответы на них. Однако существуют некоторые общие рекомендации, на которые можно ориентироваться при ответе на вопросы:
- какова проблематика работы, и каковы предложенные мероприятия по устранению существующих проблем;
- чего добился студент по завершении написания работы;
- какие цели и задачи были достигнуты в ходе написания работы; могут ли результаты исследования быть применены на практике;
- каким образом были достигнуты результаты научного эксперимента (при этом необходимо сделать акцент на наиболее интересных аспектах работы);
- в чем состоит научная новизна исследования;
- чем были вызваны проблемы, выявленные в ходе исследования на объекте практики;
- как решается имеющаяся проблема на объекте практики;
- как можно использовать полученные в ходе исследования результаты на практике;
- какова перспектива развития данной проблематики в будущем.
Таким образом, если хорошо подготовиться к ответам на возможные вопросы, то можно существенно упростить себе жизнь на защите дипломной работы. Это обязательно положительно скажется на конечной оценке.
Источник
Перечень вопросов на защите дипломной работы
Завершающей стадией защиты диплома являются вопросы аттестационной комиссии, следующие за докладом студента. И если к выступлению можно подготовиться заранее, точно выучив текст, то предвидеть что будут спрашивать можно только примерно. Но не стоит бояться — если не терять самообладания, то найти подходящий ответ будет гораздо проще.
Процедура защиты диплома
Защита диплома имеет строго заданный распорядок:
- Выступление рецензента (оппонента) — 2-3 минуты.
- Доклад автора дипломной работы — 4-6 минут.
- Ответы на вопросы аттестационной комиссии — 4-6 минут.
Таким образом, общая продолжительность защиты составляет до 15 минут (но на практике бывает, что затягивается на большее время). После того, как выступили все запланированные на этот день дипломники, комиссия совещается, а после — оглашает результаты защит.
Кому задаются вопросы
Вопросы аттестационной комиссии, которые задаются студенту — это обязательная часть защиты любого диплома. Иными словами — вне зависимости от факультета, темы, уровня подготовки диплома и выступления на защите, студента обязательно о чем-нибудь спросят. В большинстве случаев число вопросов колеблется от 3 до 5, их не может быть слишком много или слишком мало.
Так как у комиссии нет возможности знакомиться с каждым дипломом, то ее члены ориентируются первоначально на отзыв рецензента и выступление самого студента. Задавая вопросы, комиссия хочет убедиться, что студент хорошо ориентируется в теме (что косвенно говорит и о том, что диплом написан им самостоятельно, а не по стороннему заказу или скачан в интернете).
Критериями, определяющими содержание и количество вопросов, выступают:
- Уверенность студента при докладе. В целом это производит хорошее впечатление и считается, что такой выступающий досконально разбирается в рассматриваемом материале. При этом нередко упускается, что неуверенное поведение может быть следствием волнения или стеснительности, свойственной конкретному человеку.
- Оценка, поставленная рецензентом. Если работа оценена на «отлично», и студент выступил блестяще, то вопросов не будет много. Дав на них исчерпывающий ответ, студент гарантирует себе высокий балл.
- Соблюдение требуемой структуры диплома. По правилам, работа с грубыми нарушениями (например, без заключения или списка литературы), должна быть отправлена на доработку научным руководителем. Если подобные ошибки всплывают уже на защите, то это показатель того, что студент игнорировал сделанные ему замечания, а значит — не заслуживает высокой оценки.
Какие вопросы задают на защите диплома
Важно понимать, что вопросы аттестационной комиссии не всегда связаны с поиском недостатков. Если для диплома выбрана интересная тема, а сама работа выполнена безупречно, то члены комиссии могут заинтересоваться и начать спрашивать, чтобы открыть для себя что-то новое.
Все вопросы можно разделить на несколько категорий:
- По теоретической части. Скорее всего, вопросы возникнут, если в отзыве рецензента написано, что студент недостаточно точно обосновал методику и приемы своего исследования или у него нет четкости в базовых определениях. Все это подразумевает снижение оценки за работу, поэтому лучше хорошо проработать этот вопрос с научным руководителем.
- По практической части. В этом случае могут спрашивать про выбор формул, алгоритмов, расчетов при проведении исследования. Дипломнику необходимо аргументированно доказать, что определенные им варианты являются самыми оптимальными для данного случая и наиболее эффективно приводят к правильному результату.
- Введение и заключение. Во вступлении определяются цели и задачи исследования, рассматривается его актуальность и научная новизна. В заключении — подводятся итоги дипломной работы, показывается значимость исследования в теоретическом и практическом аспектах, рассматриваются перспективы дальнейшего исследования. Если члены комиссии задают вопросы на эти темы, значит они не нашли ответа в докладе студента. По этой причине, занимаясь подготовкой выступления, надо очень внимательно следить, чтобы там были отражены эти важные моменты.
- Вопросы, связанные с замечанием по работе. Например, они могут относиться к несоблюдению правил оформления (в это случае возможно снижение оценки).
- Вопросы по докладу студента. Если доклад производится в традиционной форме, то это не вызовет вопросов. Но интерес может вызвать, если студент дополнительно подготовит стенды с инфографикой или мультимедийные файлы (эти материалы станут еще одним аргументом в пользу высокого балла).
Как отвечать на поставленные вопросы
Можно дать несколько простых советов, которые подойдут для всех ситуаций:
- Не спешить с ответом. Несмотря на то, что защита диплома — это сильный стресс, не нужно впадать в панику, если не знаете, что сказать. Нужно понять, что это не экзамен на знание новой дисциплины, а вопросы по исследованию, которое было вами подготовлено, значит с большой вероятностью ответ тоже известен. Остается правильно сформулировать его и озвучить.
- Внимательно слушать вопрос. Как вариант — переспросите, уточните непонятную формулировку. По сути, комиссии не столько нужно получить правильный ответ, сколько убедиться в том, что вы хорошо ориентируетесь в теме дипломной работы и приложили достаточно усилий на ее подготовку. Как автор исследования, вы имеете право на собственную точку зрения, а если она будет хорошо аргументирована, то такой ответ будет засчитан, как успешный.
- Перед защитой еще раз пробежаться по своей дипломной работе. Конечно, основные положения вы и так помните, а вот детали — отдельные факты исследования, показатели, даты, авторов сходных исследований — можете забыть. Вряд ли на аттестационную комиссию произведет впечатление, если при ответе вы будете лихорадочно листать дипломную работу в поисках нужного аргумента, это лишний раз покажет, что вы не очень тщательно вели подготовку диплома. Но если действительно нужно процитировать пассаж или как-то иначе обратиться к тексту работы, скажите что-нибудь типа: «Это подробно раскрыто у меня во второй главе. Давайте заглянем туда и посмотрим подробности».
- Знать слабые места своего исследования. К сожалению, специфика научных исследований такова, что недостатки и недоработки в них можно найти всегда. Это не значит, что работа выполнена плохо, просто сложно представить себе ситуацию, когда достигнутый результат не может быть лучше. Например, увеличение числа вопросов в социологическом исследовании (вне зависимости от их начального количества), приведет к более результативным итогам. При этом для текущей задачи может быть более чем достаточно существующей анкеты. Ответив подобным образом, дипломник умело избежит ловушки, лишний раз продемонстрировав владение материалом, на основании которого готовится диплом.
- Подготовить убедительные ответы на наиболее каверзные вопросы. Необходимо понимать, что во многих случаях, в силу узости рассматриваемой темы исследования (например, «Реализация приоритетных национальных проектов на примере детского сада №42 города Чистополь»), автор диплома будет разбираться в теме гораздо лучше, чем члены аттестационной комиссии. По этой причине их вопросы будут носить общий характер, например, для рассмотренного диплома могут спросить, почему было выбрано именно это учебное заведение, попросить провести сравнительный анализ с аналогичными организациями, поинтересоваться динамикой за последние годы и пр. Подобные ответы лучше подготовить заранее, в идеале проработав их вместе с научным руководителем.
Наиболее частые вопросы на защите диплома, примеры
Конкретные вопросы аттестационной комиссии в большинстве случаев будут связаны с уточнением моментов из дипломной работы. Отчасти это может напоминать экзамен, так как будет основано и на предметах, пройденных за время обучения. Для студента это замечательная возможность показать свои знания по основным дисциплинам и увеличить возможность получения отличной оценки.
В разделах ниже приводятся возможные вопросы аттестационной комиссии и правильные варианты ответов на них. Дипломные работы в этом случае взяты гипотетические, но с учетом наиболее распространенной тематики для подготовки. Изучая варианты ответов важно обращать внимание не только на содержательную часть, но и на логику построения высказывания — система аргументации в этом случае тоже имеет важное значение.
По экономике
Вопрос № 1: Какие факторы могут влиять на финансовую устойчивость организации «Новая волна», деятельность которой вы рассматривали в дипломной работе?
Ответ: Первостепенное влияние оказывает состояние экономики, темпы экономического роста в государстве, величина инфляции, спрос на услуги этой компании.
Вопрос № 2: Как вы определяли прибыль от реализации продукции?
Ответ: Прибыль — это выручка от реализации минус себестоимость.
Вопрос № 3: Как лучше всего обезопасить себя от того, что после повышения квалификации персонал найдет работу в другой компании?
Ответ: Необходимо тщательнее мотивировать сотрудников, предлагая им не только высокую заплату, но и объемный соцпакет, и хорошую трудовую атмосферу в коллективе.
По программированию
Вопрос № 1: Насколько предложенная вами автоматизация системного бизнес-процесса может быть перенесена на деятельность других организаций?
Ответ: В дипломе мной была рассмотрена типовая проблема для большинства организаций малого и среднего бизнеса, работающих по заявкам клиентов. Мною предложена схема эффективной обработки данных, что позволит более оперативно реагировать на обращения. Этот алгоритм опробован на примере мебельной фабрики, но точно так же может быть применен в компании по производству пластиковых окон, фирме по установке натяжных потолков и пр.
Вопрос № 2: Какие вы видите перспективы развития вашего программного комплекса?
Ответ: Если говорить о дальнейшей разработке, то следовало бы в первую очередь подумать о выпуске мобильного приложения. Это помогло бы закрепить за собой существующую клиентскую базу и регулярно предлагать этой аудитории различные акции со скидками, рассрочкой выплат и так далее.
Вопрос № 3: Почему разработанная вами программа предназначена только для поддержки процессов учета выпущенной и хранящейся на складе продукции?
Ответ: В рамках подготовки к написанию дипломной работы я провел опрос среди топ-менеджеров предприятия «Золотая искра» и выяснил, что несмотря на наличие у них в организации специализированного программного обеспечения для нужд логистики, она не рассчитана на специфику выпуска именно их продукции и особенности работы с контрагентами. Разработанная мной программа учитывает все эти нюансы, поэтому будет удобной для данного конкретного предприятия и аналогичных ему.
По делопроизводству
Вопрос № 1: Какую практическую ценность имеет ваше исследование?
Ответ: Мною был проведен анализ организации службы делопроизводства на примере администрации города Ангарска Иркутской области. В ходе выполненной работы, мной был подготовлен ряд конструктивных предложений, которые помогли улучшить существовавшую систему документооборота, это подтверждается благодарностью от заместителя мэра города.
Вопрос № 2: Как вы видите внедрение эффективных компьютерных систем делопроизводства применительно к теме вашего исследования?
Ответ: Этому вопросу у меня посвящен отдельный раздел в III главе. Если вкратце, то там идет речь о том, что существующая система электронного документооборота в целом справляется с поставленной задачей, кроме двух моментов. К ним относятся эффективный поиск по архивным копиям и необходимость введения дополнительных мер по защите конфиденциальной информации.
Вопрос № 3: Какие по-вашему основные требования к системе автоматического документирования для использования в муниципалитете?
Ответ: Главный критерий — поддержание полного жизненного цикла документа — от начала его разработки до архивации. Далее необходимо определить статус для каждой единицы хранения (оптимально делить по признаку: опубликовано-неопубликовано). Во многих случаях важно определить и права доступа (только чтение, редактирование и др.).
По строительству
Вопрос № 1: В чем отличие между двумя видами отметок на предлагаемом плане?
Ответ: Абсолютные показывают высоту над уровнем моря, относительные — от произвольно выбранной точки на поверхности.
Вопрос № 2: Как обеспечивается связь между частями кладки наружных стен в вашем проекте?
Ответ: При помощи перевязки швов и чередования ложковых и тычковых рядов кладки. Дополнительно это достигается с помощью армирования.
Вопрос № 3: Как было определено количество воронок внутреннего водоотвода?
Ответ: Согласно действующим нормативам, их нужно по 1 штуке на каждые 80 квадратных метров кровли. В моем случае площадь составляет 400 кв. м, значит, потребуется 5 воронок.
Написание диплома — это задача не из простых. Хорошо, что есть сервис Феникс.Хелп. Опытные специалисты помогут вам защитить диплом «на отлично».
Источник
Какие вопросы задают на защите диплома и как на них отвечать
Чтобы защита дипломного проекта прошла успешно, недостаточно подготовить хорошую работу и уверенно выступить с докладом. Нужно быть готовым ответить на вопросы по дипломной работе, которые будут задавать преподаватели – члены комиссии.
Хотите знать больше о защите диплома, подготовке курсовых и о других тонкостях учебы? Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Всегда ли задают вопросы на защите диплома?
Да, их задают всегда. Комиссия собралась, чтобы выставить итоговую оценку, и без вопросов она не может оценить, какой балл вы заслуживаете и насколько хорошо знаете представленную тему.
Вопросов может быть меньше или больше, на это влияют такие факторы:
- Рецензия на дипломную работу.
- Отзыв научного руководителя и предварительная оценка.
- Успеваемость студента.
- Время защиты (больше всего вопросов задают первым трем выступающим).
- Специфика темы.
Сколько вопросов задают на защите диплома?
Количество вопросов определяется регламентом времени и обычно не превышает 5. Если студент отвечает быстро, уверенно и правильно – преподаватели могут ограничиться 2-3. Если работа слабая, а речь сбивчивая, вопросов может оказаться больше – примерно 7-8.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Какие вопросы задают на защите диплома?
Вопросы будут касаться непосредственно темы работы, которую защищает выпускник. Многие из них можно предсказать (а, значит, и подготовить ответы) заранее. Часто задаваемые вопросы на защите диплома могут касаться таких пунктов:
- главных определений; ;
- актуальности и научной новизны темы;
- теоретической и практической значимости работы; ;
- экономической части;
- перспектив дальнейших исследований.
Примеры вопросов на защите диплома:
- использовались в работе?
- Какая степень разработанности проблемы?
- Что принесет практическое использование результатов работы?
Как отвечать на вопросы при защите диплома?
Чтобы ответить на заданный вопрос по диплому, нужно предварительно подготовиться: внимательно изучить введение и выводы работы (большая часть вопросов относится к этим разделам), подчеркнуть и выучить важные пункты.
Говорить нужно уверенно, не сбиваться и не торопиться от волнения.
Самое плохое, что может сделать студент при вопросе комиссии – растеряться и замолчать.Лучше сказать то, что косвенно относится к теме, чем признаться в отсутствии ответа.
Отвечать на вопросы проще, если ваш диплом подготовлен на высоком уровне. Не всегда это удается сделать самому: если сомневаетесь в собственных силах, обратитесь в студенческий сервис. Доверьтесь опытным экспертам и не рискуйте итогами учебы.
Источник