Контрольная работа «Философия Платона»
Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося мыслителя античности. Интерес к его творчеству, не ослабевает, а даже усиливается в наше время, потому что, мнение человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….
3
1.
Платон – великий греческий ученый………………………………….
3
2.
Онтологические и гносеологические взгляды Платона………………….
5
3.
Основные положения учения Платона о государстве и человеке……….
8
4.
Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой………………………………….
11
Заключение…………………………………………………………………….
15
Библиографический список…………
Файлы: 1 файл
к.р платон.docx
Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках гносеологии занимает методология науки и эпистемология.
По Платону познание – это воспоминание. До того как человек рождается его душа пребывает в мире идей. Все знания в душе есть, попав в тело человека, душа все забывает. Требуется усилие, чтобы вспомнить забытое. Если же мы, с помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение.[8.c.30]
- Основные положения учения Платона о государстве и челове ке
Онтология, космология и теория познания в учении Платона выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим знанием обладает душа. Душа состоит из трех частей:
2) пылкой (волевой);
3) вожделеющей (чувственной).
Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости. Платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание человеческого общества – государства. Этика Платона органически сочетается с концепцией государства.
В философском мировоззрении Платона огромное место занимают его взгляды на общество и государство. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных произведения – «Государство» и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются в диалогах «Политик» и «Критон».
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Этому идеальному типу Платон противопоставил четыре типа государства:
1) Тимократия — власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана.
Проект идеального государства Платона явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципах справедливости. Исходя из справедливости, каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа: носители добродетели мудрости – философы должны стоять во главе государства, управлять им. Мужество – добродетель стражей, задача которых защита государства от внешних и внутренних врагов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, то есть добросовестное выполнение своих производственных функций. Четвертая добродетель – Справедливость — характерна для всего государства и выражается в том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание» причиняет огромный ущерб государству. [5.c.41]
Огромное внимание мыслитель уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны ". правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.
Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, — это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий не допускается частная собственность, она возможна только для низшего. Для высших сословий Платон не допускает также существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и тоже воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.
Платоновское государство – это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.[5. c.42]
- Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой.
С Гераклитом связано развитие диалектических идей античной философии. Широко известны его высказывания: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Согласно Гераклиту, все явления переходят из одного состояния в другое, и этот переход совершается через борьбу противоположностей. Эту борьбу Гераклит называл Логосом, т.е. всеобщем законом мироздания. Первоосновой всего сущего он считал огонь. Огонь – образ вечного движения. По Гераклиту мир не создан никем, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно зажигающимся и закономерно угасающим. Огонь и Логос тождественны.
Гераклита можно считать стихийным диалектиком. Его учение не было выражено в строгих понятиях. [8.c.47]
Сократ не признавал проблем, характерных для философов той эпохи: о природе, ее первоначале, о мироздании. По его мнению, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики как определенной области знания. Вопросы этики – вот главное, чем должна заниматься философия, и это главная тема бесед Сократа.
Для обоснования своих этических взглядов Сократ использовал разработанный им метод, который вошел в историю философии под названием сократического и который по сути своей был методом диалектического спора. Для Сократа диалектика – это метод, посредством которого представляются, развиваются и обосновываются этические понятия, а философия – процесс изучения конкретного нравственного явления, в ходе которого вырабатываю представление о том, что такое это явление с точки зрения его сущности.
Все диалектические рассуждения строятся по принципу деления общего, родового понятия на составляющие его виды. Следовательно, согласно Сократу, диалектика заключается в том, чтобы изучать явление с самых разных сторон и дать его наиболее точное, глубокое, разностороннее определение. В ходе такого изучения, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования называется также майевтикой (искусство оказания помощи в рождении истины).
Беседы строились по принципу постановки вопроса: « что такое то-то или то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие). Ответы на этот вопрос отвергались один за другим. В своих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые использовал индуктивный метод доказательства. Индукция – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, частного, особенного к всеобщему, закономерному.[7.c.99]
Философия, согласно Платону, пользуется специфическим методом познания действительности, который он называл диалектикой. Точная природа платоновской диалектики не ясна, но одно важное ее положение очевидно: «философия развивается посредством критики выдвигаемых мнений». Даже математика, которую древние мыслители ценили чрезвычайно высоко, оказывается у них объектом философской критики. По Платону, математика основывается на не выраженных явно допущениях. Задача же философа состоит в том, чтобы вскрыть и критически исследовать любые основания. Философу трудно укрепиться в какой-нибудь мысли, считая ее абсолютно точной, безупречной.[7.c.43]
Таким образом, по Гераклиту, все развивается по Логосу, стихийно и подчинено судьбе. Для Сократа и Платона – истина рождается в споре. Гераклит считал, что всем явлениям присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.
Для античных философов характерны зачатки диалектики в объяснении развития мира, его познания и человеческого мышления. Так Гераклит указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
Гараклитовская космология строится на основе стихийной диалектики.
Таким образом, Гераклит совмещает философский и естественно-научный подход в объяснении первоначала мира. Субстанция бытия отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.
Сократ не признает проблем, которые занимали философов тех времен: природа, первоначало, мироздание не интересовали его. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия. При этом для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно – диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике.
Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, — говорит Платон, — а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».
Платон развивал проблемы диалектики в форме диалога, споров, дискуссии. «В споре рождается истина»,- считал он. Он рассматривал противоречивое развитие самого мышления, а также противоречия взаимодействия мира вещей и мира идей.
Таким образом, по Гераклиту, все развивается по Логосу, стихийно и подчинено судьбе. Для Сократа и Платона – истина рождается в споре. Гераклит считал, что всем явлениям присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.
Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях.
Ядром философского учения Платона является его теория о мире идей. Идеи для Платона не есть просто продукт человеческого мышления. Они – истинный, реальный род бытия. Идеи представляют собой источник, причину бытия вещей. Учение о мире идей представляет собой главный вклад Платона в становление философской мысли. Однако оценка этого вклада была и остается противоречивой. [5.c.40]
Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие.
Источник
Философия Платона — Контрольная работа
Идея Сократа о том, что в понятиях содержится истинное и устойчивое знание, была основанием философии Платона, однако в философии Сократа это представление касалось лишь этических понятий, а Платон же распространил это положение на все понятия без исключения.
Сократ не задавался вопросом о соответствии понятий реальности: этические понятия могли бы отражать реальность хотя бы для того, чтобы стать для нее положительными образцами, несмотря на то, что им в реальности ничего не соответствовало. Платон, распространив теорию этических понятий на все понятия, вынужден был поставить новую проблему: что является той действительностью, которую мы познаем при помощи понятий? Как и все греческие философы, он был реалистом. Для него было непреложной истиной, что если понятия содержат в себе знание, то должен быть и реальный предмет этого знания. Но что является этим предметом?
Платон понимал дело следующим образом: характеристикой понятий является их единичность и устойчивость. Это первая предпосылка. Предметы, о которых мы имеем некоторое представление, должны иметь те же характеристики, что и понятие,— это вторая предпосылка. В то же время любые вещи, известные нам из опыта, собственно этих характерных черт не имеют, поскольку более сложны и текучи (изменчивы), — это третья пред-посылка. Отсюда он делает вывод о том, что не вещи являются объектами понятий .
Гераклит удачно определил природу вещи: все находится в вечном движении, и не может быть иначе, ибо если движение прекратится, то все замрет и погибнет. Устойчивые характеристики присущи понятиям, а не вещам. То, что благодаря Гераклиту Платон знал о вещах, не соответствовало тому, что благодаря Сократу он знал о понятиях. Вот это несоответствие и побудило его к созданию собственного учения. Например, решается вопрос, что является предметом понятия «прекрасное». Им не являются прекрасные вещи, которые разнородны и неустойчивы. Остается допустить, что существует нечто неизвестное нам из непосредственного опыта, прекрасное, которое всегда едино и неизменно. Прекрасные вещи являются предметом не понятий, а впечатлений (ощущений), предметом же понятия является «собственно прекрасное», или, как Платон когда-то говорил, «идея прекрасного». И так, собственно говоря, дело обстоит со всеми другими понятиями: они должны иметь свой объект. Этим объектом не могут быть вещи,— им должно быть некое иное бытие, характерной чертой которого является неизменность. Такое понимание объекта привело Платона к мысли, что существует бытие, которое не дано нам непосредственно. Это открытое им бытие он назвал «идеей».
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку жизнь греческих сообществ протекала в полисах — городах-государствах — создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Этика Платона — не индивидуальная, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальная, и потому она органически сращена с политической теорией Платона.
Платон делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу. Они привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, эти качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала слишком сильно привержены к телесно-физическому миру: это — сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.
Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. Ничего сверх меры — таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов; к мере как величайшей этической ценности призывал своих сторонников Сократ; умеренность как добродетель мудреца чтили Аристотель, стоики и эпикурейцы . Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради чело
века. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.
Конкретные желания человека проявляются во всей полноте, по Платону, не в личной, а в общественной жизни. Поэтому основные положения своей этики он развивал на основе теории государства. Но не того государства, ко
1. Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. Москва. 1999г.
2. Алексеев П.В., А.В. Ганин » Философия» учебник для вузов. Москва. 1999г.
3. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В двух частях. Под ред. И.Т. Фролова. Москва, 1989г.
4. В. Татаркевич. История философии. Изд. Пермского университета. 2000г.
5. Хрестоматия по философии. Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону. 1999г.
Источник
Контрольная работа
Время Платона приходится на годы Пелопонесской войны, которая не только разделила Грецию на два враждебных лагеря — под главенством Афин и под главенством Спарты — но и положила начало новому этапу межполисных отношений. Участившиеся военные столкновения, безусловно, негативно сказались на внутренней атмосфере полисов. Выходом из этого кризиса для Платона являлось построение нового полиса, где особое внимание уделялось бы вопросам воспитания граждан.
Время Платона – это также период становление прозаического повествовательного стиля, уже в V веке окончательно складываются три вида аттической прозы — историография, красноречие и философия.
Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему. Личность Платона многогранна. Платона нельзя изучать только с точки зрения литературы или философии. И в той и в другой области он сумел проявить свое мастерство, кроме того, философия и литература неразрывно связаны между собой и органично сочетаются в его произведениях. Диалоги Платона стали важным методом представления его философии. Он часто внедряет в них мифы им самим созданные, которые несут символический смысл и служат выражением его философских концепций. Платон использует различные поэтические приемы и порой даже превосходит лучших ораторов древности. Стилю произведений Платона в равной мере свойственны высокий драматизм повествования и комические ситуации.
Жизнь Платона
Платон родился в 428г. до н.э в Афинах, на острове Эгина. В юности он получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке — у Драконта, а гимнастке — у борца Аристона. Его настоящее имя – Аристокл. Платон — псевдоним, обозначающий «широкоплечий», который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. «Установлено, например, что Платон был отличным гимнастом и, кроме того, отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских, а, возможно, также и на Пифийских состязаниях». 1 Известно также, что он занимался живописью, а кроме этого сочинял дифирамбы, песни и трагедии. Впоследствии склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его диалогов. Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила, последователя Гераклита.
Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю Аттики – Кодру; со стороны матери, Периктионы, — к семье родственников законодателя Солона. Родственником матери был так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран» Критий..
«Духовная атмосфера ранней молодости Платона была пронизана не только антидемократическими, но и антитираническими и антиолигархическими тенденциями. Платон презирал не только барыши, но и аристократические тюрьмы, смертные казни и изгнания. Не удивительно поэтому, что Платон остался в стороне не только от участия в делах демократического государства, но и от олигархического переворота 404 г. до н. э. в Афинах, хотя среди знаменитых 30 тиранов находился его собственный двоюродный дядя Критий». 2 Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа.
Источник
Контрольная работа по "Философии"
Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы.
Задание второе. «Философия Платона» (сочинение).
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний
Содержание
Список использованной литературы………………………………………..23
Работа содержит 1 файл
философия №7.doc
6. Место и роль философии Платона в историко-философском
Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании.
Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга.
Из сочинений Платона черпали идеи не только корифеи объективного идеализма — Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения – Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт. В сознании многих Платон был философом с пантеистическим учением о живом космосе и иерархией действующих в космосе живых сил.
Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.
Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве
В работе “Государство” Платон дает характеристики различным типам государства: “тимократия”, “олигархия”, “демократия”, “тирания” и все они принадлежат к числу отрицательных, поскольку несут в себе два государства, враждебных друг к другу, – государство богатых и бедных. Всем им свойственны раздор, насильственное принуждение, алчность.
жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле…
Идеальная модель государства у Платона по сути своей утопична лишь потому, что в тех условиях, которые переживала Греция, реализация самой идеи была невозможна. Тем не менее гениальность древне- греческого мыслителя настолько очевидна, что даже нынешний ХХI век живет, руководствуясь отдельными положениями “идеального государства”, как-то: классовое деление, частная собственность, политическая
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии
Платон первым в истории философии выделил два разных типа философствования, подчеркнув их противоположность и борьбу следующим образом: «Происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о Бытии». «Одни утверждают, будто существует то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие одно и то же», . другие же убеждены, что Истинное Бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи. Первое идет от Милетской школы, Гераклита, Эмпедокла и достигает вершин в атомизме Демокрита. Второе уходит своими истоками к пифагорейскому учению о числе, эгейскому Бытию-мышлению, разумному, упорядочивающему все началу — NOOS — у Анаксагора».
1. О каких типах философствования идет речь? Назовите их.
Идеализм и атомистический материализм
2. К какому их них относит себя Платон? В чем суть его философской позиции?
Объективный идеализм. Объективный идеализм характеризуется признанием как объективно сущего мирового разума (духа, идеи) и трактовкой материального мира как формы его проявления.
3. Назовите основные понятия, которые использует в своих размышлениях Платон?
Дух, бытие, идея, ум, разум, бытие.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний
1. Когда возникла философия?
а) с возникновением человечества,
б) с возникновением христианства,
в) в VII-V вв. до н.э.
2. Философская школа, основанная Платоном, называется:
г) школа любомудров.
3. Какую концепцию Бытия выдвигает Гераклит?
а) о его неизменности,
б) о его текучести и противоречивости,
в) о том, что истинное бытие — это эйдосы, идеи,
г) о том, что бытие — это атомы.
4. Найдите соответствие между:
Историческая эпоха Ведущая философская идея
а) Античность, а) антропоцентризм,
б) Средневековье, б) космоцентризм,
в) Возрождение, в) рационализм,
г) Новое время, г) антропокосмизм,
д). Новейшее время. д) теоцентризм.
Античность – антропоцентризм, космоцентризм,
Средневековье – теоцентризм, (секуляризованный )антропоцентризм
Новое время – рационализм
Новейшее время – антропоцентризм с экологической точки зрения, Новейшее время – антропокосмизм,
5. Средства научного постижения мира:
а) созерцание,
6. По своему содержанию мировоззрение Платона было:
в) объективный идеализм,
г) субъективный идеализм.
7. Впишите ключевое слово в суждение: « Наука есть процесс духовного освоения мира человеком».
8. Объектом философской антропологии является:
9. Проведите соответствие между:
а) гедонизм, а) сомнение,
б) скептицизм, б) себялюбие,
в) эгоизм, в) наслаждение,
10. Какому древнегреческому философу принадлежит произведение «Политика»?
Источник