Лекция 17 Логика вопросов и ответов



Лекция 17. Логика вопросов и ответов

1. Правила и ошибки относительно доказываемого тезиса.

2. Правила по отношению в аргументам.

3. Правила и типичные ошибки по отношению в демонстрации.

Правила и ошибки относительно доказываемого тезиса.

1. Тезис должен быть сформулирован ясно и чётко. Правило это предостерегает от неопределённости и двусмысленности тезиса. Неправильно сформулированный тезис превратит доказательство в бесплодный спор.

2. Тезис должен оставаться тождественным себе (неизменным) на протяжении всего доказательства. Нарушение этого правила ведёт к одной из самых знаменитых и распространённых логических ошибок – к «подмене тезиса».

«Подмена тезиса» («потеря тезиса», «переход в другой род) – это ситуация, когда, несмотря на истинность и достаточность оснований, строгость демонстрации, само заключение вывода не совпадает с тезисом, который должен быть доказан. Сформулировав тезис, аргументатор переходит к иному, прямо или косвенно связанному с ним положению, которое и доказывает.

Такая ошибка может носить характер паралогизма. Нечаянная «подмена тезиса» происходит в тех случаях, когда тезис не вполне понятен тому, кто его доказывает. Но гораздо чаще встречается сознательная, умышленная «подмена тезиса». Иногда сознательно сделанная логическая ошибка (софизм) носит характер «злого умысла», то есть является неэтичным способом ведения полемики, попыткой запутать оппонента. Особенно часто подобные «подмены» встречаются в политической полемике, в пропагандистских выступлениях.

Но иногда софистическая «подмена тезиса» вполне допустима с этических позиций, так как совершается открыто и прямо. Я имею в виду ошибку – «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает». Это ситуация, когда вместо тезиса доказывается более сильное суждение, включающее в себя тезис. Например, вместо доказательства невиновности подсудимого адвокат доказывает его алиби. Более сильное суждение может оказаться ложным, в то время как слабое суждение (тезис) – истинно. Из этого следует, что не стоит стремиться к сильным, эффектным тезисам.

Очень распространённой ошибкой по отношению к тезису является — «довод к человеку» («довод к личности»). Она состоит в том , что тезису сопутствуют или даже включаются в него ссылки на личные качества, обстоятельства биографии того, кто выдвинул тезис. Иногда эти ссылки заменяют аргументацию, иногда её «подкрепляют».

Разновидностью «довода к человеку» является «довод к авторитету». Здесь тезис подкрепляется неким «авторитетным мнением», которое якобы укрепляет его аргументацию. Но мнение не может служить аргументом, даже если оно бесспорно истинно. «Довод к публике» — ошибка такого же рода. Она состоит в попытке повлиять на чувства людей (например, напугать их обстоятельствами, которые последуют за неприятием тезиса), вынудить оппонентов принять тезис несмотря на недостаточность оснований. Эта последняя ошибка выходит за границы логических правил и часто является попыткой манипулировать людьми, оказывать на них давление.

Правила и ошибки по отношению к аргументам.

1.Аргументы, приводимые для доказательства тезися должны быть истинными и не противоречащими друг другу. Проверка истинности (доказанности) аргументов является важнейшей составляющей проверки всего доказательства.

2. Истинность аргументов должна обосновываться независимо от тезиса. Доводы должны иметь свои собственные основания.

3. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса, то есть в своей совокупности они должны быть такими, чтобы из них по правилам логики с необходимостью вытекал доказываемый тезис. Общепринятых стандартов достаточности не существует, один из критериев достаточности – убедительность рассуждения.

Процесс аргументации всегда предполагает тщательный предварительный анализ имеющегося фактического материала, обобщений, свидетельств, научных данных. Если среди отобранных аргументов оказываются ложные суждения, то мы имеем дело с ошибкой, которая называется «ложность оснований» («основное заблуждение»). Ошибка эта часто бывает непреднамеренной (например, научные заблуждения), но иногда бывает и софистической (например, ложные свидетельские показания в суде). Разновидностью «основного заблуждения» является ошибка – «предвосхищение оснований». Суть этой ошибки в том, что тезис опирается на аргументы, которые ещё не доказаны (например, на распространённые предрассудки, общепринятые мнения).

Ещё одна ошибка по отношению к аргументам – «порочный круг». Она состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Примером могут служить многочисленные попытки математиков (до Лобачевского) доказать пятый постулат геометрии Евклида как теорему, при этом они, как правило, использовали в качестве аргументов положения, эквивалентные этому пятому постулату.

Доказательство или опровержение могут оказаться несостоятельными, когда широкий тезис (общее положение) подкрепляется только единичными фактами. Обобщение в этом случае может оказаться слишком поспешным (например, тезис «человек человеку – волк» обосновывается наблюдениями за господами X, Y и Z , которые оказались совершеннейшими «волками»). Стремление получить вывод непременно из большого числа посылок, так как это кажется наиболее надёжным, приводит к ошибке «чрезмерного доказательства». Чрезмерная аргументация никогда не выглядит убедительной, в доказательных рассуждениях необходима мера. В заключение замечу, что все правила, касающиеся тезиса и аргументов непосредственно вытекают из основных законов логики: закона тождества, закона противоречия, закона достаточного основания.

Правила и ошибки по отношению к демонстрации.

1.Тезис должен быть заключением, необходимо следующим из аргументов по общим правилам умозаключений, либо он должен быть получен в соответствии с правилами косвенного доказательства. Логическая корректность демонстрации зависит от соблюдения требований к определённым видам умозаключений. Дедуктивная форма демонстрации требует соблюдения правил вывода, касающихся терминов, количества и качества посылок, свойств логических связок. Индуктивный способ демонстрации приобретает основательность, если сопровождается анализом и отбором фактического материала. Взаимное дополнение индуктивного и дедуктивного способов обоснования является наиболее действенным способом демонстрации. Демонстрация в форме аналогии уместна лишь в тех случаях, когда два явления сходны между собой не в любых, а в существенных признаках.

Все типичные ошибки в отношении демонстрации объединяются в один класс ошибок, называемый «мнимое следование» (ошибка «не следует»). Здесь фактически отсутствует логическое следование тезиса из аргументов, либо оно имеет очень малодостоверный характер. Иногда тезис просто произносится вслед за аргументами, к которым он вообще не имеет никакого отношения. Иногда осуществляется неоправданный переход от узкой области к более широкой области, от сказанного с условием к сказанному безусловно. Ошибки в отношении демонстрации – это типичные нарушения правил умозаключений: «поспешное обобщение», «учетверение терминов», «незаконное расширение термина», выведение утвердительного заключения из отрицательных посылок и тому подобное. Найти ошибку в структуре доказательства или опровержения – это дело непростое, требующее достаточного уровня развития логической культуры.

Источник

Логика вопросов и ответов

Вопросэто форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.

Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.

Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).

Виды вопросов

1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.

Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.

2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;

б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.

3. По составу вопросы делятся на:

а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;

б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.

4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а)релевантные вопросывопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;

б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:

а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;

б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).

Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.

Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.

Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.

Виды ответов

Ответновое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.

1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.

При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.

2. По области поиска ответы делятся на:

а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;

б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.

3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.

Похожее:  Викторина ко дню учителя Викторина на день учителя

а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;

б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.

4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.

а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;

б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным ; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.

5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).

Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.

Вопросы для повторения

1.Какова коммуникативная сущность и логическая структура аргументации?

2.В чём особенность опровержения как вида доказательства?

3.Что такое тезис, каковы правила тезиса и к каким ошибкам ведёт их нарушение?

4.Что называется аргументами, какие виды аргументов существуют? Какие из них являются логически корректными?

5.Каковы требования к аргументам, какие ошибки возникают в доказательстве по отношению к аргументам?

6.Что называется демонстрацией в доказательстве? Каковы правила и ошибки по отношению к демонстрации?

7.Объясните понятия софизм, паралогизм, парадокс, абсурд, приведите примеры.

8.Что называется вопросом? Каковы условия осмысленности вопроса?

9.Что называется корректностью вопроса?

10.Какие вопросы называются сильными, какие слабыми?

11.Какие существуют наиболее распространённые логические и речевые ошибки в вопросах?

12.Что такое ответ? В чём состоит логическая связь ответа и вопроса?

13.Что такое косвенный ответ, когда он используется?

14.Чем краткий ответ отличается от неполного?

15.Чем полный ответ отличается от развёрнутого?

16.Какой ответ можно считать неправильным и на каких основаниях?

Резюме по теме

Аргументация и вопрос – несмотря на то, что логической основой первой является умозаключение, а второй представляет собой автономную форму мысли – связаны в процессе реального мышления самым непосредственным образом. Действительно: если нет вопроса, то незачем подбирать аргументы; если никто не сомневается в приведенном обосновании, неоткуда взяться опровержению; без спорного вопроса нет и предмета спора как конфликтной формы аргументации. Именно поэтому, чем лучше осознаны логические качества обсуждаемого вопроса, начиная с его предпосылок, тем более эффективной будет аргументация ответа. И наоборот, чем тщательнее соблюдаются логические правила аргументации, тем меньше она вызывает «лишних» вопросов, стимулирует мысль в направлении плодотворной дискуссии и достижения истины.

Источник

Лекция 9. Логика вопросов и ответов

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и более богатым по содержанию суждениям. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:

1) постановка вопроса;

2) поиски новой информации;

3) формирование ответа на поставленный вопрос.

В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.

Вопрос — это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие — уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса (datum questionis).

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики — Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.

Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:

Правильно и неправильно поставленные вопросы . В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса.

Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.

Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном — прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.

В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.

Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы — это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” является открытым, потому что человек может высказывать свое собственное мнение по этому поводу.

Этот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” (Считаю ее деятельность удовлетворительной; считаю ее деятельность неудовлетворительной; не могу ответить).

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

— уточняющие , или ли — вопросы;

восполняющие , или что — вопросы.

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.

“Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”

“Действительно ли институт имеет третью степень аккредитации?”

“Является ли должностной подлог преступлением?”

Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что. ”; “Является ли . ”; “Так ли, что. ”; “Действительно ли, что. ” и другие синонимные выражения.

Схема ли — вопроса в символической записи выглядит следующим образом ?(p), где “?” — оператор вопроса, “p” — суждение, истинность которого выясняется.

Явно выраженная в ли — вопросе предпосылка — это знание о предмете ( Луне; институте; должностном подлоге.) и знание о возможном признаке этого предмета (вращаться вокруг Земли; иметь третью степень аккредитации; являться преступлением). Неизвестным в ли — вопросе явлется принадлежность предмету указанного признака.

Область поиска ответа в ли — вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р Úù р. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый или альтернативный вопрос.

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений:

“Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 года?”

“Кто изобрел телефон?”

“Когда произошло последнее извержение вулкана Везувий?”

Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

Схема что — вопросов в символической записи выглядит так: (р), где “?” — оператор вопроса, “х” — переменная для вопросительного слова, “р” — исходное, нуждающееся в дополнении суждение.

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: Где-то состоялся Всемирный чемпионат по футболу; Кто-то изобрел телефон; Когда-то произошло последнее извержение вулкана Везувий.

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собой множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? ( и т.д.) . Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах — месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, его также называют открытым вопросом.

Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными .

Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

Для уточняющих вопросов простым будет вопрос, в котором выясняется истинность лишь одного суждения ? (p). Для восполняющих вопросов простым будет вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению — (р).

Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:

Похожее:  Где сдать ПЦР тест бесплатно недорого или быстро 4 варианта

соединительными (конъюнктивными);

— разделительными (дизъюнктивными);

— смешанными (соединительно-разделительными).

Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, в котором выясняется истинность двух и более суждений. Схема конъюнктивного уточняющего вопроса выглядит так — ? (p Ù q). Например, “Являются ли штраф и пеня дополнительными видами ответственности за нарушение обязательств?” Схема дизъюнктивного уточняющего вопроса выглядит следующим образом: ?(p Úq). Например, “Верно ли, что договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме?”.

Для восполняющих вопросов сложным будет вопрос, включающий два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более суждениям. Примерные схемы таких вопросов:

? (х Ù у)р; ? (х Ú у)р;. ? х(рÙ q); ? (х Ù у) (рÚ q) и т .д.

Примером конъюнктивного восполняющего вопроса может быть следующий вопрос: “Где и когда состоялось подписание актов о капитуляции фашисткой Германии и фашисткой Японии в конце второй мировой войны?” Схема этого вопроса ? (х Ù у) (рÙ q). Фактически он включает четыре конъюнктивно связанных простых вопроса:

1) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Германии?”

2) “Когда состоялось подписание этого акта?”

3) “Где состоялось подписание акта о капитуляции Японии?”

4) “Когда состоялось подписание этого акта?”

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение — уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии или в процессе допроса — либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

Среди ответов различают:

— истинные и ложные;

— прямые и косвенные;

— краткие и развернутые;

— полные и неполные.

По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы — это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос “Когда была принята Конституция Украины?” будет суждение: “Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года”. Прямым ответом на уточняющий вопрос — “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для вопроса “Когда была принята Конституция Украины?” косвенным будет следующий ответ: ”Конституция Украины была принята накануне 5-ой годовщины независимости Украины”. На вопрос “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

При реконструировании косвенного ответа на первый вопрос отвечающий располагал не только информацией о времени принятия Конституции Украины, но и о времени наступления 5-ой годовщины независимости Украины. Во втором случае отвечающий располагал дополнительной информацией, о том что дельфин — это млекопитающее животное и что млекопитающие и рыбы образуют два непересекающихся класса.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие — это односложные — утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые — это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос “Был ли Карл Маркс атеистом?” могут быть получены утвердительные ответы: краткий — “Да”; развернутый — “Да, Карл Маркс был атеистом. ”; отрицательные ответы: краткий — “Нет”; развернутый — “Нет, Карл Маркс не был атеистом. ”

Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Например, на сложный уточняющий вопрос: “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” полным будет следующий ответ : “Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, дополнение — второстепенным членом .” На сложный восполняющий вопрос: “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” полным будет следующий ответ: “Памятник великому князю киевскому Владимиру Святославовичу установлен в 1853 году в Киеве в честь 770-летия крещения Руси. ”

Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса. Так, на приведенный выше вопрос — : “Верно ли, что подлежащее, сказуемое и дополнение являются второстепенными членами предложения?” — неполным будет ответ: “Нет, неверно, подлежащее является главным членом предложения”. На вопрос “Где, когда и в честь какого события был установлен памятник князю Владимиру?” — неполным будет ответ: “Памятник князю Владимиру Святославовичу установлен в честь 770-летия крещения Руси. ”

Неполный ответ на первый вопрос не содержит информации о роли сказуемого в предложении, а второй ответ не указывает время и место установления памятника.

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос , таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих или “провокационных” вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты, т.е. люди прибегающие к логическим уловкам. Один из них — софизм “рогатый”, когда предлагают ответить на вопрос: “Продолжаешь ли ты носить рога?” В другой уловке софист спрашивает: “Продолжаешь ли ты бить своего отца?”

Скрытые в этих вопросах утверждения приводят к тому, что независимо от характера ответа на них — “да” или “нет”, отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога, или же, что он бил раньше или бьет сейчас своего отца.

Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Примером может служить известный еще древним грекам софизм “куча”. Софист задает вопрос: ”Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?” На вопрос отвечают: “Да”. Софист продолжает: ” А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?” Снова ответ: “да”. Утвердительные ответы продолжаются до того момента, когда от кучи песка уже ничего не осталось.

Эта уловка строится на неопределенности понятия “куча”. Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие “куча” не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.

Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов — кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.

В вопросе “Кто изобрел телефон?” под словом “кто” имеется в виду личность, но неясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальной принадлежности, по профессии, по возрасту, по имени и т.д. Требуются уточнения и для слов: “когда” — эпоха, век, год, месяц, число; “где” — континент, страна, область, город, географические координаты и т.д.

Особые трудности могут возникать при ответах на сложные вопросы. Например, на конъюнктивный вопрос — “Является ли Рихард Вагнер французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин?” краткий отрицательный ответ будет неопределенным. Он подразумевает по меньшей мере три возможных ответа:

1) “Рихард Вагнер является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

2) “Рихард Вагнер не является французским композитором и автором оперы “Лоэнгрин”;

3) “Рихард Вагнер не является французским композитором, но является автором оперы “Лоэнгрин”.

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно что имеется в виду:

— Курение и вредно и аморально;

— Курение вредно, но не аморально;

— Курение не вредно, но аморально.

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае — развернутым отрицательным, а во втором — развернутым утвердительным ответами.

Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 372 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

4.2. Логика вопросов и ответов

В любом познавательном процессе огромную роль играет умение логически правильно строить вопросы и столь же правильно на них отвечать.

Похожее:  Пример синтаксического разбора простого предложения

Развитие вопросно-ответной формы мышления и ведения дискуссии для ряда профессий, особенно для сотрудников ОВД, является профессионально важным.

Вопрос – это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания.

Логически правильно поставленный вопрос не должен допускать в своей формулировке слов, которые имеют два и более значений. Он должен быть ясным и по возможности кратким. В нем должны учитываться особенности личности адресата вопроса.

Элементы логической структуры вопроса

Ø Предпосылка – исходная информация, которая явно или неявно содержит вопрос.

Ø Оператор вопроса – требование ответа, выраженное в словах «кто», «что», «зачем» и т.д.

Ø Предмет вопроса – им может быть любой материальный или идеальный объект.

Ø Содержание вопроса – информация о предмете вопроса, которой располагает корреспондент, и требование восполнить недостающую информацию.

Ø Объем вопроса – различные возможности истинного ил ложного ответа на вопрос.

Правильно поставленные – вопросы, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание.

Неправильно поставленные – вопросы, предпосылка которого представляет собой неистинное противоречивое знание.

Уточняющий вопросы – вопросы, направленные на выявление истинности выраженного в нем суждения.

Восполняющие – вопросы, направленные на выяснение новых свойств у исследуемых явлений.

Простой – вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

Сложным – вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.

По отношению к обсуждаемой теме:

По существу темы – это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет либо дополняет исходную информацию.

Не по существу темы – это запрос, который не имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме.

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

Правильный с точки зрения логики ответ на вопрос должен быть истинным суждением. Его формулировка должна относится к существу вопроса, то есть быть уместной и адекватной.

Ответ должен быть ясным, а так же по возможности кратким и однозначным .

По соответствию действительности:

Истинные , если выраженное в нем суждение соответствует действительности.

Ложные , если выраженное в нем суждение не соответствует действительности.

По области поиска:

Прямой – ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.

Косвенный – ответ который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию.

По объему информации в ответе:

Краткий – односложный утвердительный или отрицательный ответ «да» или «нет».

Развернутый – ответ в котором повторяются все элементы вопроса.

По связи с вопросом:

Полный ответ включает информацию по всем элементам и составным частям вопроса.

Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

По степени точности:

Точный – под точностью имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса.

Неточный выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов.

Источник

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии и спора, она широко используется — явно или неявно — в любом познавательном процессе, являясь формой развития знаний.

Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа:

1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.

Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания.

В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.

Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора:

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено;

3) совершил ли это деяние подсудимый;

4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;

6) какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым.

Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.

УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением: вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое вопрос и что такое ответ? Приведите определения.

2. Какое знание является базисом вопроса? Областью поиска ответа?

3. Какова роль вопросно-ответной формы развития знания в науке, в судебном исследовании?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного про­цесса является вопросно-ответная форма разви­тия знаний. Постановка вопросов и поиск инфор­мации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и

§ 4. Сущность и виды ответов

§ 4. Сущность и виды ответов Ответ — это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных

На какие вопросы отказывался отвечать Будда, и каких ответов он избегал?

На какие вопросы отказывался отвечать Будда, и каких ответов он избегал? Буддийские тексты ведут речь только об определенном роде ответов — «категорическом» (экансика). В суттах все вопросы делятся на имеющие «категорические» ответы и имеющие «некатегорические» ответы

А СПЕКТР ОТВЕТОВ

А СПЕКТР ОТВЕТОВ Один из методов, которые может избрать философ, состоит в том, чтобы попытаться выяснить, что думали и говорили другие по поводу исследуемых проблем.(по Попперу, 1971, ХУ)Прежде всего, составим ответы так, как они давались в ходе развития философской и

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА § 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии

§ 3. ВИДЫ ОТВЕТОВ

§ 3. ВИДЫ ОТВЕТОВ Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как

ГЛАВА ТРЕТЬЯ 3 . ОПРАВДАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ О МИРЕ, КОНЕЧНОСТИ, УЕДИНЕНИИ КАК МЕТАФИЗИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СЛОВА «МЕТАФИЗИКА»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ 3. ОПРАВДАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ О МИРЕ, КОНЕЧНОСТИ, УЕДИНЕНИИ КАК МЕТАФИЗИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СЛОВА «МЕТАФИЗИКА» Философские понятия, основные понятия метафизики оказались предельными понятиями (Inbegriffe), всегда

4. Ален Бадью. 19 ответов на много большее число возражений

4. Ален Бадью. 19 ответов на много большее число возражений 1. Присмотримся к той максиме, которой резюмирует меня Рансьер: «Чтобы началась политика, нужно обозначить конец века поэтов. Этому-то и должно служить скрещение математики и дискурса о любви». Эта максима сильнее

Логика открытия и логика оправдания гипотезы

Логика открытия и логика оправдания гипотезы В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. Отголоски этого противопоставления

Глава 18. Сравнение либеральных, консервативных и либертарианских ответов

Глава 18. Сравнение либеральных, консервативных и либертарианских ответов Вот некоторые часто задаваемые политические вопросы. На каждый вопрос дан короткий типичный ответ от либерала, консерватора и либертарианца.Так как не все либералы и консерваторы думают

Глава VII. Семиотика и логика

Глава VII. Семиотика и логика дивительно современно выглядят семиотические идеи Оккама! Он был первым автором классификации знаков (из нее позже многое почерпнул для себя Гоббс). Вместе с тем Оккамовы идеи в этой области все еще весьма актуальны для современной нам

Глава 6 Самый важный из когда-либо заданных вопросов

Глава 6 Самый важный из когда-либо заданных вопросов Вполне возможно, что увлекательное путешествие ума, которое я предлагаю, станет наиболее важным исследованием в твоей жизни. Вот почему ты привел себя к этому моменту. Вот почему у тебя возник импульс взять в руки эту

Глава 7 ПАРАДОКСЫ И ЛОГИКА

Глава 7 ПАРАДОКСЫ И ЛОГИКА «КОРОЛЬ ЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ» Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из всех логических парадоксов является парадокс «лжеца». Он-то главным образом и прославил имя открывшего его упоминавшегося уже Евбулида из Милета.Имеется много

Источник