Лекция 8 Немецкая классическая философия



Лекция № 8. Немецкая классическая философия

1. Основные направления и черты немецкой классической философии.

2. Основатель немецкой классической философии И.Кант и основная проблематика его творчества.

3. Г. Гегель – основатель диалектического учения.

4. Философия Людвига Фейербаха.

1.Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем.

Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца XVIII – пepвой половины XIX вв. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Людвига Фейербаха .

Характерные черты немецкой классической философии.

1. Особое понимание роли философии в истории человечества,

в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической coвестью культуры, «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей.

4. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и, прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином Природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

2 . Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник классической немецкой философии совершил переворот в философии суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, т. е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной «Туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием «гипотезы Канта—Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

В своей теории познания Кант ставит вопрос о границах и способностях человека познавать мир. Теория познания Канта явилась шагом вперед по сравнению с философией ХVII века уже потому, что она снимает противопоставление чувственного и рационального познания и стремится создать целостную систему познания, в которой чувственное и рациональное познание представлены как взаимосвязанные способности человека, как необходимые условия познания.

Кант выделяет три способности человека познавать мир: чувственное познание, рассудок и разум. Чувственное познание дает нам лишь внешний образ предмета, т.е. явление. Чувственное познание основывается на опытных данных, а опытное знание бесконечно.

Знание, добытое опытным путем, Кант называет феноменом, т.е. явлением. Феномен – это «вещь для нас», т.е. такое знание, по мнению Канта, которое может неограниченно обогащаться и углубляться, но оно не приблизит наск познанию сущности, т.е. к ноумену, «вещи в себе». «Вещь в себе» в теории познания Канта свидетельствует о невозможности познать сущность предметов, что указывает на агностицизм в его теории познания. Чувственное познание дает нам являющееся знание о мире и основано на эмпирических данных.

«Вещь в себе», в принципе, — непознаваемый объект. Знаем, что она существует, но не знаем, что собой представляет. Познание и «вещь в себе» несовместимы. «Вещь в себе» может раскрыться только через веру. Кант делит знание на несовершенное и совершенное (истинно научное). Последнее — достоверное, всеобщее знание. Оно из опыта невозможно, носит внеэмпирический, доопытный характер , априорно.

Весь априорный аппарат познания называется у Канта трансцендентальным знанием, без которого невозможен познавательный процесс и без которого невозможно мыслить ни один предмет нашего опыта.

В этике Канта человек рассматривается не как пассивное создание природы, он способен к самосовершенствованию. Вслед за Руссо считает, что возможность свободы в обществе обусловливается уважением индивида к другим равным ему существам. Кант формулирует нравственный закон по названию «категорический императив», которому должны, безусловно, следовать люди.Смысл этого закона Кант выражает так: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы к тебе относились другие».

Практические действия человека состоят из его поступков. Люди прославляли себя не только произведениями рук и ума, но и стойкостью, с которой они отказывались от недостойных действий. Подлинное уважение у Канта вызывает человек, не изменивший чувству долга. Категория долга является центральной в этике Канта, потому что долг оказывает более сильное влияние на человека, чем другие мотивы. Долг – это непреложная обязанность, а потому человек не должен ожидать наград ни в этом, ни в том мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам. Долг, считает Кант, это «мост» между личным счастьем и общественным долгом.

Большое значение придает Кант категории«свобода». Свобода для Канта означала способность разумного человека самому устанавливать для себя закон в качестве необходимого и универсального (закон для него самого, который одновременно является законом для всех). С помощью нравственного императива человек может осуществлять самоконтроль над собственным поведением.

Кант считает, что человек должен стать целью общественного развития. И критикует религию, которая ограничивает свободу человека и унижает его человеческое достоинство.

3. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) – один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени.

Основные философские произведения. Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

В работе «Феноменология духа» Гегель представил свою систему объективного идеализма. В работе был показан процесс «явления», разворачивания «мирового разума». Мировой разум у Гегеля – это мышление человечества, обладающее творческой способностью, духовное культурное наследие, выраженное на самом высоком абстрактном уровне, в умозрительной форме.

Мировой разум развивается в силу присущих ему противоположностей, а развитие свое начинает с абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля — это свернутое на себя знание, о котором в начале пути развития ничего нельзя сказать, но разворачиваясь в истории человечества, абсолютная идея превращается в гегелевской философии в абсолютный дух. Иными словами, гегелевская философия является развернутым мировым разумом или абсолютным духом.

В творчестве Гегеля немецкая классическая философия достигла своего расцвета:

· была создана монистическая система объективного идеализма,

· систематизированы законы и категории философии,

· философия приобрела вид законченной научной дисциплины. Гегель констатировал: «Я взял на себя труд способствовать возвышению философии до уровня науки».

· панлогизм является основой философской мысли Гегеля,

· Гегель создает теорию диалектики, описав ее в трех законах. Кантовской «вещи в себе» он противопоставил диалектический переход явления в сущность и обратно, заявив: «Сущность является, а явление – существенно».

Итак, мировой разум, обладающий творческой способностью, которая реализуется в философии Гегеля до мирового духа, раскрывается в мышлении человечества через борьбу противоположных категорий философии. Каждая пара категорий в процессе мышления на основе диалектики создает новые пары категорий – это и есть путь создания гегелевской системы объективного идеализма.

Вся история развития абсолютной идеи по Гегелю является историей саморазвития мирового разума, носителями которого являются конкретные народы. Эти народы могут находиться на разных ступенях развития: одни уже прошли высшую точку развития, другие находятся в середине пути, третьи только нарождаются, но каждый народ вносит свою лепту в процесс восходящего самосознания Мирового Духа. На этой основе создавалась монистическая теория объективного идеализма.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет абсолютным понятием. Обнаружение понятий, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих понятий. Философия – это постижение мира в понятиях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понятия последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия. Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой, более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.

Но, пожалуй, самое большое достижение гегелевской философии заключалось в создании диалектической теории. Диалектика Гегеля основывалась на триаде: тезис – антитезис – синтез, которая представляла собой диалектический цикл развития. Завершающийся цикл развития порождает новый и т.д. Ничто новое не возникает на голом месте, старое является основанием для нового витка развития.

Развитие абсолютной идеи у Гегеля основывается на законах диалектики, которые и составляют его теорию диалектики:

· закон перехода количественных изменений в качественные, указывающий на то, как в старом, в результате количественных накоплений, возникает новое качество,

· закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник саморазвития,

· закон отрицания отрицания, указывающий на преемственность в развитии между старым и новым, спиралевидный и прогрессивный характер развития как объективную закономерность.

Диалектика Гегеля хотя и была диалектикой саморазвития абсолютного духа, но в ней гениально угадывалась диалектика природы, общества и самого познания. Она выражала веру и надежду в прогресс разума и науки, в свободу развития общества и личности.

Сам Гегель так оценивает диалектику: «Диалектика есть. движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки внутреннею связь и закономерность».

Идеалом общественной жизни для Гегеля было общество, в котором провозглашалась свобода и принцип достоинства человеческой личности. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации всемирной истории: им является прогресс в самопознании Мирового Разума, иными словами, осознание Мировым Разумом своей свободы.

Действительную историю каждого народа он связывает с государственностью, народ без государственного устройства не имеет собственно никакой истории. История как саморазвитие Мирового Духа являлась высшим этапом развития философии Гегеля. Свою концепцию философии истории Гегель выстраивает на основе принципов монизма, историзма и объективности

Большое внимание уделяет в своей философии Гегель проблеме человека, он считает, что человеческая жизнь должна быть построена на требованиях разума, а становление самого человека должно осуществляться в процессе труда. Труд для Гегеля – это основа экономических отношений и экономических систем, которые дифференцируют людей на социальныеслои общества.

Похожее:  С чего начать работу руководителю курс для молодого директора

4. Людвиг Фейербах(1804-1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Но прежде чем стать материалистом, Фейербах прошел школу гегелевской философии и вскоре обнаружил ее ограниченность. В своей философии он опирается на материалистические воззрения и утверждает, что новая философия должна основываться на естественных науках, а не на теологии. Под абсолютной идеей Гегеля он увидел Бога. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом состоит антропологический подход в его философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию и доказывает, что сознание человека является свойством мозга, и оно вторично по отношению к бытию.

Антропологизм Фейербаха имел свои недостатки, т.к. рассматривал человека как биологическое и физиологическое существо. Эта ошибка привела его к тому, что рассмотрение вопросов общественной жизни, он решает как идеалист. В понимании же природы он был последовательным материалистом. В 1939 году в работе «К критике философии Гегеля» он окончательно утверждается в своих материалистических взглядах.

Главный его труд «Сущность христианства» (1841 г.), в котором он заявил, что Бог есть сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, телесного человека. Эта сущность, отделенная от человека, почитается как некая другая самостоятельная сущность, то-есть сам Бог.

Отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах не понял его диалектику. И, как выразился по этому случаю Фридрих Энгельс, «вместе с грязной водой (идеализмом – З.Б.) выплеснул и ребенка»

Л. Фейербах рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником антропологического материализма,но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные направления и характерные черты классической немецкой философии?

2. По мнению И. Канта, на какие вопросы должна ответить философия?

3. Значение понятий И.Канта «вещь для нас» и «вещь в себе».

4. Какой закон является источником морали у Канта?

5. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

6. За что критикует Кант религию?

7. Что понимает Г.Гегель по категориями «мировой дух» и «чистый разум»?

8. В чём суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

9. Почему философию Л.Фейербаха называют антропологическим материализмом?

Источник

Немецкая классическая философия: кратко

Немецкая классическая философия кратко – учение об универсальных способах познания бытия. Зародилась в 17 веке на территории феодальной Германии, до середины 19 века оказывала масштабное влияние на культуру и развитие западноевропейского общества. В чем ее суть, постараемся разобрать в этом посте. Материал этот вам будет крайне полезен при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Предпосылки для формирования немецкой классической философии

Знания немецких мыслителей эпохи формировались в сложных экономических и политических условиях. Германия регулярно участвовала в различных военных кампаниях, что отрицательно сказывалось на развитии торговли, земледелия, ремесел и мануфактур. Становление социальных институтов, науки и искусств в стране на пороге Века Просвещения происходило медленнее, чем в Англии и Франции, Швеции и Голландии.

Для понимания условий зарождения учения, приведем несколько фактов, характеризующих Германское государство того времени.

Многолетний убежденный милитаризм правителей, череда военных кампаний на протяжении двух столетий. Огромная, несоразмерная государственным нуждам численность армии – замедляли становление экономики в целом.

Существовало более 300 княжеств. Не имевшие внутренних связей, они только формально подчинялись центральным органам власти. Феодалы заботились о собственном процветании и накоплении капитала. Пользовались абсолютной властью, назначая непомерные налоги и угнетая крестьян и нанося урон земледелию и сельскому хозяйству.

Города переживали кризис. Военные кампании разрушали торговые связи и рынок внешнего сбыли. Пришло в упадок цеховое и мануфактурное производство, не выдерживавшее конкуренции высокоразвитой промышленности других стран.

Происходили деструктивные процессы в обществе – обострялись классовые противоречия в среде бесправных крестьян. Задушенная налогами буржуазия не способна была продвигать экономический и культурной рост общества, обеспечить адекватный переход от цехового к мануфактурному производству.
Активно практиковавшаяся продажа солдат для участия в военных операциях в интересах других государств уменьшала процент трудоспособного населения.

Многие немцы покидали Родину в поисках лучшей доли. Чтобы уменьшить отток населения, Фридриху Второму пришлось создать паспортную систему, препятствующую миграции.

К началу 18 столетия в стране не существовало общегерманского литературного языка. Труды по естественным наукам, юриспруденции и философии писались на латыни, на ней же велось преподавание в университетах. Верхние сословия Германии использовали в повседневном обиходе французский язык, не изучая латынь.

Непродолжительное время Фридрих Второй покровительствовал писателям, ученым, философам. Но быстро вернулся к военной доктрине. Начав преследовать с помощью полиции мыслителей, приверженных к демократическим идеям обустройства общества.

Именно в таких сложных условиях на территории Германии, как во всей Европе, набирало обороты культурно-просветительское движение – прямой протест народа против разрушительных проявлений феодализма.

Менялось воззрение людей – пересматривались веками пестуемые духовные ценности и традиции. Человечество быстро взрослело и жаждало уже не утверждения Божественного начала всего сущего, и научных открытий, новых познаний в естественных областях. Во главу угла встала возможность практического применения знания на пользу общества.

В строительстве, прикладных искусствах и литературе набирали популярность бытовые, светские жанры. Что раньше создавалось во имя религии, стало воплощаться в жизнь во имя процветания человечества.

Основное значение в ученых трудах стало предаваться не упорядочиванию имеющихся знаний о Боге, как первопричине и основе всего сущего, но изучению личности, ее многообразных проявлений, ее места в мире и социуме.

Историки науки считают наиболее целесообразным выделять два этапа развития немецкой классической философии:

1. 17-18вв. Предтеча идеализма — философия Просвещения (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.) В это время начинается смещение акцентов с анализа симбиоза человека и природы, к анализу симбиоза человека и культуры сообщества.

2. 18-19вв. Немецкий идеализм (И. Кант, Г.Ф.В. Гегель и др.). Создаются труды, по сей день признающиеся вершиной философской мысли. Выстраивается универсальная и общая картина мира, систематизируются основные знания человека о природе, процессе познания.

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве.
Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

Выделяют следующие особенности немецкой философской мысли 18-19вв.:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:
1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности.
2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.
3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.
4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира.
По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихте (годы жизни 1762 — 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (годы жизни 1775 — 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770-1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе. Подчеркивал важность труда и его материальной оценки.

Значение немецкой классической философии для современной науки

Важное достижение учения в том, что оно дало возможность просвещенному человечеству мыслить универсальными категориями.

Для собственно философской науки важными приобретениями стали выработанные идеи познавательной и созидательной активности, развитие через создание противоречий и деятельность по их разрешению.

Разработан всеобъемлющий категорийно-понятийный аппарат, принятый за основу во всем мире. Активно используемый в научной деятельности нашего времени.

Главное наследие – это введенная в оборот историчность мышления, исследующего изменения во времени, происходящие как с людьми, отдельными объектами и целыми мирами культуры. Неоценимая польза такого метода в возможности проектирования будущего через воспроизведение прошлого и логическое осмысливание настоящего. Именно поэтому немецкий идеализм называют классической философией.

Источник

Немецкая классическая философия кратко самое главное

Немецкая классическая философия один из главных промежутков начала развития мысли с культурой, своеобразная реакция общества на происходящие изменения.

Какова ее характеристика, кто считается первооткрывателем мысли и какие были затронуты проблемы?

Самое главное об учении для создания таблицы или конспекта расскажем кратко и понятно ниже.

Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая философия считается неповторимым явлением. Если кратко, неповторимость ее в крупном изучении проблематики насущных проблем, которое позволило сделать философию ведущей наукой, совместив вместе выдающиеся сферы жизни и открыв имена золотого фонда.

Похожее:  Вопросы для пацана про отношения

В ее основе мысли 5 авторов, которые помогли разработать диалектическое мировоззрение, сделать лучше логический аппарат, рассмотреть целостно историю и осознать анализ природы с человеком, истории с человеческим миром.

Основоположник

Человек, которому принадлежит идея начала немецкой философии Иммануил Кант. Его течение мысли делится на пару этапов и охватывает период 19 века.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

В доктрический этап он верил в субъективный идеализм, природный и научный вид материализма и изучал науки. Мыслитель изучал космос, процесс познания, этические и эстетические нормы, логику и социальную науку. Кант анализировал гипотезу космологии, по которой выявил, что Земля с планетами появились с содействием туманности.

Естество, по его суждению, регулярно изменяется и развивается, движение с покоем является относительным явлением. Все окружающее человека является итогом природной эволюции и творением Бога. Также Кант придерживается мыслей агностицизма.

По его трактатам человек в природе зло, но благодаря особому воспитанию морали и постоянному почитанию законов морали, он спасается. Дисциплина это средство уничтожения этого зла по Канту. Так, мыслитель выдвигает постепенно идею демократии и делает вывод, что в будущем будет мир, где вести войну будет экономически невыгодно обществу.

Список немецких философов

Немецкая философия считается большим этапом ее развития с мыслями и культурой общества. Она обоснована необходимостью в государственной реформе всех сфер жизни, преобразованию сознания и свободы души, считается продолжением Французской революции.

Основоположником стал Кант. Потом его взгляды переняли и продолжили развивать его представители: Иоганн Фихте с Фридрихом Шеллингом, Георгом Гегелем и Людвигом Фейербахом. Благодаря каждому из них получилась единая система с богатыми идеями и предположениями.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел,
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием,
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира,
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы,
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Характерные черты

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Основные проблемы

Основные проблемы, которые решают изучить и решить философы классической немецкой философии, следующие:

  • движение человека к божественным вратам путем воспитания чувств и сознания,
  • исследование сущности человека и его природы,
  • этическое развитие человека,
  • процесс целостного исследования истории,
  • место человека в культурном развитии.

Философия Иммануила Канта

Кант немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц,
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся,
  • природа регулярно изменяется и развивается,
  • движение с покоем два относительных понятия,
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе,
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной,
  • создал все Бог.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается.

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах рассматривал течение идеализма и пытался обосновать материализм.

В заключениях он полностью разрывал религию от человеческого естества, признавал атеизм, освобождал человека от влияния религии, пытался объяснить материализмом божественное существование, изучал идеи материализма, учитывая научный прорыв, пытался объяснить проблемы вокруг. Рассматривал социальные и политические вопросы и убеждение в познании окружающего мира.

Философия Иоганна Фихте

Иоганн Фихте изучал философию с практической стороны, показывая, что философия Канта требует доработок. Огромное его достижение в учении о диалектике.

Большую известность получила его «Я-концепция». Все свое творчество он посвятил ей, что характерно для него. Он рассматривал диалектику как способ антитетического мышления, созидательный и познавательный процесс.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в известный период изучал трактаты своих единомышленников и вдохновился системой Гегеля.

В своих трактатах он выстраивал полноценную систему наук с помощью изучения натурфилософии. Также он пытался обобщить научные открытия с помощью единого принципа философии.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность преемница идей.

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Источник

Немецкая классическая философия — общая характеристика, особенности и направления

Именно схоластика, базирующаяся на синтезе католического христианства и логики Аристотеля, стала первой формой немецкой классической философии, активно продвигаемой средневековым ученым Альбертом Великим, который слыл ярым приверженцем реализма. Особую нишу в науке тех времен занимали и такие направления, как мистические учения Майстера Экхарта, базирующиеся на отождествлении Бога со всем миром и обособлении человеческой интуиции как наиболее точного источника познаний.

Особенности и направления

Со временем учение претерпевало многочисленных изменений, и не последнюю роль в этом вопросе сыграла Реформация и труды ее основоположника Мартена Лютера. В частности, трактат знаменитого богослова «О рабстве воли» круто изменил ход немецкой мысли, позволяя оценить значение и роль человека в обществе, что шло вразрез с предыдущими трудами, несмотря на их выраженную общность по теологической форме.

В эпоху Просвещения также произошли кардинальные перемены, ведь именно на этот период выпало начало формирования первой философской терминологии. Определяющую роль в этом процессе сыграл немецкий деятель Христиан Томазиус, который черпал вдохновение в трудах своих французских современников. В этот же период отличился еще один ученый по имени Готфрид Вильгельм Лейбниц, который в своих трактатах делал упор на науку и естествознание.

В итоге ближе к XIX веку сформировался костяк классического немецкого философского учения, которое считается уникальной составляющей мировой науки.

И к главным достижениям этого направления за всю историю его существования можно отнести:

  • Глубокое изучение наиболее распространенных проблем человечества с выводами, во многом определяющими дальнейшее развитие науки.
  • Объединение и своеобразное упорядочивание всех известных ранее философских форм от примитивного материализма до идеализма в субъективном его значении.
  • Именно основоположники немецкой философии в своем большинстве вошли в золотой состав мировых ученых, подарив человечеству такие великие умы, как Ницше, Шопенгауэр, Гегель и пр.

Естественно, на этом вклад лучших немецких мыслителей в мировую философию отнюдь не заканчивается, ведь речь идет о более емком понятии, позволившим ученым наконец-то отойти от изучения высших материй в пользу человеческого естества и всех тех проблем, которые с ним так или иначе связаны. Кроме того, впервые вся история развития была рассмотрена в качестве целостного процесса, позволив переосмыслить всю ранее созданную логическую и теоретическую базу.

Стоит признать, что немецкая философия менялась вместе с европейским обществом, и уже сейчас можно условно классифицировать ее по трем основным направлениям. К этим составляющим относятся объективный идеализм, который подробно рассматривали в своих трудах такие знаковые персоны, как Кант, Гегель и Шеллинг, субъективный идеализм, описываемый в трудах Фихте, а также материализм Фейербаха.

Главные отличительные характеристики

Основополагающая черта учения сводится к обособлению диалектики античности как метода познания, чего не наблюдалось в философских течениях эпохи Просвещения, когда все базировалось на проблемах и вопросах метафизического характера. Проще говоря, ранние немецкие философы считали, что все процессы в мире являются статичными, не поддаваясь какой-то коррекции и глобальным изменениям, тогда как в современных работах ученых предлагается рассматривать каждый процесс в качестве сложного объекта с многочисленными связями, зависимого от многих обстоятельств.

Родоначальником таких взглядов считается Гегель, но при более детальном изучении вопроса становится понятно, что весь фундамент для подобного переосмысления был заложен еще раньше, ведь основной вклад в эти изменения внес не кто иной, как Иммануил Кант. Если же рассматривать всю концепцию классического учения, то есть смысл условно разделить ее по основным направлениям, выделяя всех придерживающихся их мыслителей:

  • Если начинать с Канта, то, согласно его теории, концептуальная диалектика отождествляется с пределами возможностей человеческого познания со всеми его чувствами и способностью мышления. При этом во главу угла ставится гносеология и этика, так как ученый считал человека существом нравственным.
  • Идеалист Фихте продвигал развитие творческой активности и противопоставление двух противоположных человеческих Я как стимул для совершенствования самосознания. В соответствии с этой версией, условно поделенной не только на гносеологический и социально-политический, но и на онтологический тип, устройство жизни личности напрямую зависит от требований его разума.
  • Труды Шеллинга фактически являются продолжением умозаключений Фихте с той лишь разницей, что в этом случае вся диалектическая концепция базировалась на развивающемся духе. При этом основой для обозначения прямой взаимосвязи между субъективным и объективным являлись онтология и натуралистическая философия.
  • Если же рассматривать труды Гегеля, то речь идет о всесторонне представленной идеалистической диалектике, позволяющей исследовать мир во всех его направлениях в качестве единого процесса, характеризующегося беспрерывным движением и изменением. Постоянное отмирание старого при появлении нового, неизбежность конфликта между ними в переходном периоде, наличие прямой взаимосвязи самосознания индивида не только с определенными предметами, но и с самосознанием других личностей — вот суть основных позиций этого классика.
  • Материалист Фейербах рассматривал основные проблемы человечества через определенные связи, предпочитая выделять определенные звенья типа «сознание и материальное», «дух и тело» и пр. В результате появилось новое философское направление — антропологический материализм, представляющий собой своеобразную схему, в центре которой находится индивид, являющийся объектом для себя и субъектом для всех окружающих.
Похожее:  Сексуальные вопросы для пар

Список этих представителей немецкого классического направления входит в золотую десятку мировой философии, так как их идеи и разработанные системы имеют свойство выделяться, становясь платформой для дальнейшего развития науки во всех возможных направлениях. Для углубления знаний в этой сфере рекомендуется хотя бы кратко ознакомиться с самыми важными тезисами ученых, невзирая на то, что они в значительной мере разнятся друг с другом.

Основоположники и их учения

Одним из самых известных философов во всем мире является Иммануил Кант, имя которого нередко упоминалось не только в научной, но и художественной литературе, ведь даже булгаковский Воланд рассказывал о встрече с ним. Конечно, подобные упоминания философа не раскрывают всей значимости его трудов, которые нуждаются в более детальном изучении.

Иммануил Кант

Великому философу довелось жить на рубеже XVIII и XIX столетий, готовя благодатную почву для дальнейшего развития собственного дела. Проводя общий теоретический экскурс, стоит разбить творчество Канта на два условных периода: докритический и критический, оба из которых базировались на демонстрации роли эволюции и динамичности развития всего мира в целом. Кроме того, именно этому ученому принадлежат определения синтетического, априорного, апостериорного и аналитического суждения.

Что касается периодов, то их суть заключалась в следующих особенностях:

  • Докритический период работы Канта стал своеобразной предтечей критического периода. В трудах этого времени философ впервые описал мироздание в полном соответствии научным знаниям. То есть Кант ссылался не на творца, а на некие физические процессы, в результате которых появились космические тела, мир и, как следствие, сам человек. В целом же ученый рассматривал эти неотъемлемые друг от друга части как единую систему со сложными взаимосвязями.
  • Критический период творчества ученого получил такое название из-за его трудов того времени. Одним из наиболее популярных из них стал трактат «Критика чистого разума», опубликованный в 1781 году. Согласно ему, рассуждения человека о чем-то, что выходит за грани его понимания, неминуемо порождают серьезные противоречия, которые могут быть в равнозначных степенях доказуемыми или, напротив, недоказуемыми.

Можно сказать, что учения Канта основывались на теории, выделяющей сразу три основополагающие составляющие: разум, чувства и рассудок. Философ считал невозможным вынесение каких-то моральных выводов из конкретного опыта, объясняя это тем, что для каждого общества допустимой является определенная норма поведения, которая в другом месте может оказаться совершенно неприемлемой.

Именно наличием нравственности в обществе Кант объяснял справедливость существования этого мира, подчеркивая, что моральные качества никак не связаны с приобретенным опытом или отдельными явлениями. При этом ученый призывал людей поступать согласно той норме, которую они хотели бы видеть утвержденной на законодательном уровне.

Георг Фридрих Вильгельм Гегель

Изучая главное в классической немецкой философии, нельзя оставить без внимания основного последователя Канта Гегеля, считавшего возникающие в процессе познания противоречия главным двигателем, импульсы которого заставляют развиваться. Кроме того, ученый делал упор на проблему, неизменно возникающую при попытке перехода от идеального к реальному, полагая, будто такие процессы должны проходить самостоятельно.

Выведя определенные зависимости из противоречий, возникающих при изучении качеств каждого предмета или объекта, Гегелю удалось написать уникальную в своем роде теорию. Согласно ей, все человечество или конкретный индивид проходит ступени своеобразной лестницы духовного становления, на вершине которой находится высшая награда — чистое мышление, а проще говоря логическое восприятие всего происходящего вокруг.

Вклад этого ученого в философию довольно трудно переоценить, особенно если учесть тот факт, что он изучал не только феноменологию человеческого духа, но и множество других более приземленных и практичных вещей. Среди них философия права, природа денег и ценообразования, товарный фетишизм и прочие неотъемлемые составляющие жизни каждого цивилизованного общества.

Материалистическая концепция Фейербаха

При изучении материалистической концепции стоит ознакомиться с трудами Фейербаха, ведь в обозначенной сфере этому ученому не было равных. Центральной идеей его трудов является противопоставление таких важнейших направлений, как философия и религия, так как автор считал их совершенно несовместимыми и остро противоречащими друг другу мировоззренческими формами. Рассматривая Бога, Фейербах характеризовал его отнюдь не в качестве высшей силы, а лишь как отражение прошедшего очищение человеческого естества и стороннего объекта для почитания.

Стремление к религии философ объяснял как примитивный страх человека перед стихией, неизведанным и непредсказуемым, считая, что люди придумывали себе всевозможные духовные образы для защиты и спасения. Удивительно, но несмотря на явный атеизм, сам ученый этого не признавал, находя особое объяснение своим взглядам по отношению к религии. Тем не менее более подробное изучение этих объяснений, базирующихся на критической оценке любых вероисповеданий, порождает новые противоречия и ставит под вопрос всю концепцию идеалистического мировоззрения.

Источник

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

— Иммануила Канта (1724–1804);

— Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

— Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

— Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

— Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

— для Канта человек — нравственное существо;

— Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

— Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

— Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

— Фейербах определяет новую форму материализма — антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

— Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

— Шеллинг — натурфилософию, онтологию;

— Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

— Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

— Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

— диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

— диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

— Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него — развивающийся дух;

— Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

— Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

Читайте также

Тема 9. Немецкая классическая философия

Тема 9. Немецкая классическая философия И. КАНТ…Бытие не есть реальный предмет, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии.2. Философия И. Канта и ее критическая направленность.3. Активность субъекта в философии И. Фихте.4. Эволюция Ф. Шеллинга от натурфилософии до философии

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

VII. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Социальные предпосылки и гносеологические основания классической немецкой философии.2. Критический характер философии И. Канта и ее этическая направленность.3. Проблема свободы в философии И. Канта.4. Проблема права и государства в

Глава VI Немецкая классическая философия

Глава VI Немецкая классическая философия 1. Общая характеристика Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Готлиба Фихте

5. Немецкая классическая философия о человеке

5. Немецкая классическая философия о человеке Немецкая классическая философия начинает, в лице И. Канта, с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос «что такое человек?» является основным вопросом философии, а сам человек «самый главный

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков

61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков Немецкая классическая философия – этап развития философии, представленный следующими течениями.1. Дуализм (Кант) рассматривает познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Специфика познающего

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

1. Марксизм и классическая немецкая философия

1. Марксизм и классическая немецкая философия Обстоятельства возникновения труда Энгельса о Фейербахе 80 – 90-е годы XIX века – период смены поколений в социалистическом движении. Плеяда молодых революционеров, активно включившихся в теоретические дискуссии и

Глава 4. Немецкая классическая философия

Глава 4. Немецкая классическая философия 1. Истоки и предпосылки Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Тем не менее по целому ряду моментов она представляет собой

§ 2. Немецкая классическая философия о природе права и государства

§ 2. Немецкая классическая философия о природе права и государства Представители немецкой классической философии обратили внимание на заблуждение мыслителей XVII-XVIII веков, суть которого состояла в смешении права и закона, а также отождествлении закона с

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.Она представлена философским творчеством:— Иммануила Канта (1724–1804);— Иоганна Готлиба Фихте

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано со знаменитым Христианом Вольфом (1679–1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России,

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия — особое явление в истории европейской мысли. По масштабности и глубине затронутых в ней проблем ее можно сравнить только с греческой классической философией. Пять философов: Кант, Гердер, Фихте, Шеллинг и

Источник