Личностные метапредметные и предметные результаты образовательного процесса



«Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».

Юрчишина Екатерина Николаевна

Методическая разработка «Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования».

Разработчик: методист МБОУ ДО ДДиЮ№2 Юрчишина Е.Н.

Современное образование становится все более личностно — ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения.
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе. Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

Требования к структуре основных общеобразовательных программ.

2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования).

3. Требования к условиям реализации образовательных программ .

Результаты освоения программы -это качества, формируемые на протяжении всего периода обучения.

Результаты освоения программ в соответствии с ФГОС подразделяются на:

1. Предметные результаты обучения.

2. Личностные результаты обучения.

3. Метапредметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения— усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

Предметные результаты представляют собой три группы:

1.Знаниевые:виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

2.Деятельностные:преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей.

3.Компетентностные:

-формирование научного типа мышления;

-применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике.

Личностные результаты- сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты можно структурировать в три блока:

1.Самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося.

2.Смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла, учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.

3.Морально этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и этические нормы? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство, общественно-полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Метапредметные результаты обучения это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметные результаты делятся на:

Регулятивные:

1.Умение составлять план действий.

2.Осуществить действия по реализации плана.

3. Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные:

1.Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

2.Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в т.ч. для создания нового продукта.

3.Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные:

1.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

2.Понимать другие позиции (взгляды, интересы).

3. Договариваться с людьми, согласовывать с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Практическая работа

-таблица «Требования к результатам обучения» (приложение 1);

-текст «Результаты по программе» (приложение 2);

-пустая таблица «Результаты по программе» (приложение 3).

С помощью таблицы «Требования к результатам обучения» распределить «Результаты по программе» в

Источник

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Составлена на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» Легион. Ростов-на-Дону, 2018г и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программу составила: Вологжанина Л.Н.

с. Выльгорт, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» разработана в соответствии с Требованиями к результатам среднего общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,(в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578; от 29.06.2017 № 613); «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637. Рабочая программа курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» для 10-11 класса разработана на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программа курса по выбору «Читаем. Думаем.Сочиняем» разработана и реализуется наряду с изучением учащимися обязательных учебных предметов «Русский язык» и «Литература» Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Курс направлен на достижение следующих целей:

· Совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-9 классах..

· Развитие умений работать с текстом.

Программа курса предполагает решение следующих задач:

· Самостоятельно подбирать необходимый материал и языковые средства для сочинения, систематизировать их и логически излагать;

· Определять проблему текста и подбирать соответствующие аргументы;

· Научиться комментировать текст и высказывать свое мнение.

Общая характеристика курса.

Данный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к сочинению по литературе и к ЕГЭ по русскому языку. Он способствует развитию письменной речи. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностно- ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школыдобавлен 1 час в неделю на изучение курса по выбору в первый и второй годы обучения в старшей школе. Кроме того, в 10 классе в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком запланировано 36 учебных недель, а в 11 классе – 34 учебные недели.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Курс по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» в 10-11 классах направлен на достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Похожее:  557 красивых цитат про возможности

Личностными результатами изучения курса являются:

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе написания сочинения;

— способность к самооценке на основе анализа художественных произведений;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).

Метапредметными результатами изучения курса является:
— умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

— умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-умение анализироать тексты различных стилей;

— умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

В познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений;

— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней.

В коммуникативной сфере:

— умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

— написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.

Содержание.

Класс.

Введение. «Наша речь». Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике

Учимся писать сочинение. Простой и сложный план. Составление планов. Написание сочинения по плану. Структура сочинения. Переходы. Вступление, основная часть, заключение. Типы связи предложений в тексте. Разнообразие синтаксического строя сочинения. Типы речи. Основные виды описаний. Особенности текстов повествовательного характера. Анализ текста. Сочинение на основе данного текста. Сочинение-рассуждение на основе данного текста. Стили языка. Смешение разных стилей. Работа над речевым оформлением сочинения. Повторение стилей.

Учимся писать сочинение на литературную тему. Образец школьного сочинения на заданную тему. Прослушивание, анализ. Как выбрать тему сочинения. Общие требования к сочинению. Критерии оценивания. Композиция сочинения. Как работать над композицией сочинения.- Как писать вступление? Как писать заключение? Как писать основную часть? Написание сочинения. Приемы привлечения текста. Сочинение различных жанров. Средства художественной выразительности. Использование художественной выразительности в сочинениях. Сочинение на основе сопоставительного анализа двух текстов.

Работа над ошибками. Как работать над речевым оформлением сочинения. Виды речевых ошибок и их нахождение в сочинение, исправление. Логические ошибки. Редактирование текста. Правила работы над сочинением.

Класс.

Подготовка к сочинению по литературе. Введение. Тематические направления учебного года. Критерии оценивания. Тема. Композиция сочинения. Сбалансированность частей сочинения. Практикум. Виды вступлений к темам. Заключение. Отбор литературного материла для аргументации к направлениям. Анализ тем и готового сочинения. Составление подробных планов к темам. Анализ планов. Составление тезисов к темам данного направления. предложенных на экзамене по литературе.

Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ЕГЭ. Обзор литературы для подготовки. Структура сочинения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Формулирование проблемы. Виды проблем.Как сформулировать проблему? Упражнения на формулирование проблемы. Комментарий к проблеме. Способы отсылки к тексту. Комментирование сформулированных проблем. Авторская позиция к художественном тексте. Сформулированная проблема и авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Анализ готовых сочинений.

Источник

Личностные метапредметные и предметные результаты образовательного процесса

Составлена на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» Легион. Ростов-на-Дону, 2018г и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программу составила: Вологжанина Л.Н.

с. Выльгорт, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» разработана в соответствии с Требованиями к результатам среднего общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,(в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578; от 29.06.2017 № 613); «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637. Рабочая программа курса по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» для 10-11 класса разработана на основе учебного пособия Н.А. Сениной «Интенсивная подготовка к сочинению» и Е.В. Амелиной «Пишем итоговое сочинение перед ЕГЭ».

Программа курса по выбору «Читаем. Думаем.Сочиняем» разработана и реализуется наряду с изучением учащимися обязательных учебных предметов «Русский язык» и «Литература» Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и литературы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку и литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Курс направлен на достижение следующих целей:

· Совершенствование навыков написания сочинений на основе знаний, полученных в 5-9 классах..

· Развитие умений работать с текстом.

Программа курса предполагает решение следующих задач:

· Самостоятельно подбирать необходимый материал и языковые средства для сочинения, систематизировать их и логически излагать;

· Определять проблему текста и подбирать соответствующие аргументы;

· Научиться комментировать текст и высказывать свое мнение.

Общая характеристика курса.

Данный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к сочинению по литературе и к ЕГЭ по русскому языку. Он способствует развитию письменной речи. Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года Реализация данной программы предусматривает использование личностно- ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школыдобавлен 1 час в неделю на изучение курса по выбору в первый и второй годы обучения в старшей школе. Кроме того, в 10 классе в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком запланировано 36 учебных недель, а в 11 классе – 34 учебные недели.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Курс по выбору «Читаем. Думаем. Сочиняем» в 10-11 классах направлен на достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются:

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе написания сочинения;

— способность к самооценке на основе анализа художественных произведений;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др.).

Похожее:  Nmtkursk ru получение результатов

Метапредметными результатами изучения курса является:
— умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

— умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

-умение анализироать тексты различных стилей;

— умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

В познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений;

— умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

В ценностно-ориентационной сфере:

-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней.

В коммуникативной сфере:

— умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

— написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений.

Содержание.

Класс.

Введение. «Наша речь». Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие тре­бования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике

Учимся писать сочинение. Простой и сложный план. Составление планов. Написание сочинения по плану. Структура сочинения. Переходы. Вступление, основная часть, заключение. Типы связи предложений в тексте. Разнообразие синтаксического строя сочинения. Типы речи. Основные виды описаний. Особенности текстов повествовательного характера. Анализ текста. Сочинение на основе данного текста. Сочинение-рассуждение на основе данного текста. Стили языка. Смешение разных стилей. Работа над речевым оформлением сочинения. Повторение стилей.

Учимся писать сочинение на литературную тему. Образец школьного сочинения на заданную тему. Прослушивание, анализ. Как выбрать тему сочинения. Общие требования к сочинению. Критерии оценивания. Композиция сочинения. Как работать над композицией сочинения.- Как писать вступление? Как писать заключение? Как писать основную часть? Написание сочинения. Приемы привлечения текста. Сочинение различных жанров. Средства художественной выразительности. Использование художественной выразительности в сочинениях. Сочинение на основе сопоставительного анализа двух текстов.

Работа над ошибками. Как работать над речевым оформлением сочинения. Виды речевых ошибок и их нахождение в сочинение, исправление. Логические ошибки. Редактирование текста. Правила работы над сочинением.

Класс.

Подготовка к сочинению по литературе. Введение. Тематические направления учебного года. Критерии оценивания. Тема. Композиция сочинения. Сбалансированность частей сочинения. Практикум. Виды вступлений к темам. Заключение. Отбор литературного материла для аргументации к направлениям. Анализ тем и готового сочинения. Составление подробных планов к темам. Анализ планов. Составление тезисов к темам данного направления. предложенных на экзамене по литературе.

Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в формате ЕГЭ. Обзор литературы для подготовки. Структура сочинения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Формулирование проблемы. Виды проблем.Как сформулировать проблему? Упражнения на формулирование проблемы. Комментарий к проблеме. Способы отсылки к тексту. Комментирование сформулированных проблем. Авторская позиция к художественном тексте. Сформулированная проблема и авторская позиция. Аргументация собственного мнения. Анализ готовых сочинений.

Источник

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения основной

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.̺

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Похожее:  Статья 1228 ГК Автор результата интеллектуальной деятельности

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Специфика организации контроля учебных достижений учащихся с учетом требований ФГОС второго поколения.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в данном образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика может включать в себя следующие позиции:

1) оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;

2) уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);

3) взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей.

Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним относятся: творческие работы ребенка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

¾ «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;

¾ выбор и использование целесообразных способов действий;

¾ определение рациональности (нерациональности) способа действия.

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

¾ составление плана пересказа учебно-познавательного текста;

¾ контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);

¾ адекватная самооценка выполненной работы;

¾ восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символических средств представления информации:

¾ чтение схем, таблиц, диаграмм;

¾ представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

¾ выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;

¾ установление причинно-следственных связей;

¾ сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;

¾ использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

¾ выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;

¾ использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

¾ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

¾ осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

¾ составление текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации:

¾ поиск значения слова по справочнику;

¾ определение правильного написания слова;

¾ «чтение» информации, представленной разными способами.

Для оценки достижения метапредметных результатов обучения проводится итоговая контрольная работа. Проверка уровня достижений учащегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в конце четвертого года обучения. Контрольная работа проходит в четвертом классе, в мае месяце, в течение одного урока.

Перед проведением работы учитель выбирает не менее двух заданий из предложенных по каждой позиции (с 1 по 7) и разным предметным областям, например: русский язык + математика; математика + окружающий мир; русский язык + окружающий мир и т. д.. Стоимость одного задания — один балл. 70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен», то есть делается вывод о достижении учащимся базового уровня метапредметных результатов обучения. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчете школы по реализации ФГОС.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования… завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственная аттестация по завершению начального общего образования не проводится. В соответствии со статьей 13 в Уставе образовательного учреждения устанавливается «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования».

При определении системы оценок при промежуточной аттестации в образовательном учреждении должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Источник