Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии и спора, она широко используется — явно или неявно — в любом познавательном процессе, являясь формой развития знаний.
Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.
Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа:
1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания.
В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание.
Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора:
1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено;
3) совершил ли это деяние подсудимый;
4) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
5) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;
6) какое именно наказание должно быть назначено подсудимому и подлежит ли оно отбытию подсудимым.
Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.
УПК РФ предусматривает также вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением: вопросы, подлежащие выяснению при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения о применении принудительных мер медицинского характера.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое вопрос и что такое ответ? Приведите определения.
2. Какое знание является базисом вопроса? Областью поиска ответа?
3. Какова роль вопросно-ответной формы развития знания в науке, в судебном исследовании?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и
§ 4. Сущность и виды ответов
§ 4. Сущность и виды ответов Ответ — это суждение, вызванное вопросом. Основными функциями ответа являются: а) уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. При этом один и тот же вопрос может иметь много разных
На какие вопросы отказывался отвечать Будда, и каких ответов он избегал?
На какие вопросы отказывался отвечать Будда, и каких ответов он избегал? Буддийские тексты ведут речь только об определенном роде ответов — «категорическом» (экансика). В суттах все вопросы делятся на имеющие «категорические» ответы и имеющие «некатегорические» ответы
А СПЕКТР ОТВЕТОВ
А СПЕКТР ОТВЕТОВ Один из методов, которые может избрать философ, состоит в том, чтобы попытаться выяснить, что думали и говорили другие по поводу исследуемых проблем.(по Попперу, 1971, ХУ)Прежде всего, составим ответы так, как они давались в ходе развития философской и
Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА
Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА § 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии
§ 3. ВИДЫ ОТВЕТОВ
§ 3. ВИДЫ ОТВЕТОВ Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения — ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае он расценивается как
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 3 . ОПРАВДАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ О МИРЕ, КОНЕЧНОСТИ, УЕДИНЕНИИ КАК МЕТАФИЗИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СЛОВА «МЕТАФИЗИКА»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ 3. ОПРАВДАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ О МИРЕ, КОНЕЧНОСТИ, УЕДИНЕНИИ КАК МЕТАФИЗИКИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ СЛОВА «МЕТАФИЗИКА» Философские понятия, основные понятия метафизики оказались предельными понятиями (Inbegriffe), всегда
4. Ален Бадью. 19 ответов на много большее число возражений
4. Ален Бадью. 19 ответов на много большее число возражений 1. Присмотримся к той максиме, которой резюмирует меня Рансьер: «Чтобы началась политика, нужно обозначить конец века поэтов. Этому-то и должно служить скрещение математики и дискурса о любви». Эта максима сильнее
Логика открытия и логика оправдания гипотезы
Логика открытия и логика оправдания гипотезы В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. Отголоски этого противопоставления
Глава 18. Сравнение либеральных, консервативных и либертарианских ответов
Глава 18. Сравнение либеральных, консервативных и либертарианских ответов Вот некоторые часто задаваемые политические вопросы. На каждый вопрос дан короткий типичный ответ от либерала, консерватора и либертарианца.Так как не все либералы и консерваторы думают
Глава VII. Семиотика и логика
Глава VII. Семиотика и логика дивительно современно выглядят семиотические идеи Оккама! Он был первым автором классификации знаков (из нее позже многое почерпнул для себя Гоббс). Вместе с тем Оккамовы идеи в этой области все еще весьма актуальны для современной нам
Глава 6 Самый важный из когда-либо заданных вопросов
Глава 6 Самый важный из когда-либо заданных вопросов Вполне возможно, что увлекательное путешествие ума, которое я предлагаю, станет наиболее важным исследованием в твоей жизни. Вот почему ты привел себя к этому моменту. Вот почему у тебя возник импульс взять в руки эту
Глава 7 ПАРАДОКСЫ И ЛОГИКА
Глава 7 ПАРАДОКСЫ И ЛОГИКА «КОРОЛЬ ЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ» Наиболее известным и, пожалуй, самым интересным из всех логических парадоксов является парадокс «лжеца». Он-то главным образом и прославил имя открывшего его упоминавшегося уже Евбулида из Милета.Имеется много
Источник
Вопрос № 7. Логика вопроса. Виды вопросов и ответов
Вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Вопрос не выражает суждения в силу того, что суждение как форма мысли содержит утверждение или отрицание, в вопросе же содержится ожидание подтверждения или отрицания; суждение выражает истину или ложь, вопрос не содержит ни истины, ни лжи.
Вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два элемента:
1) то, что известно (предпосылка вопроса);
2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. Вопрос «Какова территория России?» содержит в форме предпосылки информацию о существовании государства России и требование точного определения территории этого государства. Таким образом, данный вопрос имеет смысл.
Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу: «Сколько всего поэм написал А.С. Пушкин?»
Вопросы, которые имеют один единственный ответ, называются всегда сильными вопросами: «Вы умеете плавать?», «Был ли женат И. Кант?»
Слабый вопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу: «Назовите несколько поэм, написанных А.С. Пушкиным».
Виды вопросов
1. В зависимости от истинности или ложности предпосылок, вопросы делятся на:
а) правильные – предпосылка выражает истинное знание: «Какие картины написал художник В. Кандинский?» Правильно поставленный вопрос называется корректным;
б) неправильные – предпосылка выражает ложное знание. «Какие картины на исторические темы написал художник В. Кандинский?», «Сколько весил Адам?», «Кто был первым преступником?» Неправильные вопросы называются также некорректными.
Если вопрос намеренно формулируется на основе ложных предпосылок, то он называется провокационным или улавливающим.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие («ли – вопросы»), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений – предпосылок. «Верно ли, что Наполеон был императором?», «Действительно ли Андрей Рублёв является учеником Феофана Грека?», «Является ли Россия членом ООН?»;
б) восполняющие («что – вопросы»), направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрёл паровую машину?», «Что означает слово экзистенциализм?», «Под какую статью подходит это преступление?»
3. В зависимости от состава, вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы: «Где находится гора Килиманджаро?», «Какие свойства у металлов?»;
б) сложные – включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные и смешанные: «Где и когда был подписан Версальский договор?», «Верно ли, что древние греки имели колонии в Африке и в Италии, или они имели колонии и в других местах?»
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а) вопросы по существу темы – имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой, так называемые релевантные вопросы;
б) вопросы не по существу темы – имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
В вопросах часто допускаются ошибки. Наиболее распространённые из них:
– подмена вопроса (в вопросе используются слова, имеющие несколько значений): «Куда подевался ключ?» – слово «ключ» имеет несколько значений;
– сокрытие необоснованности утверждения (имеется ложная посылка): «Перестал ли ты бить свою жену?» – неизвестно, бил ли он свою жену вообще, это так называемый провокационный вопрос;
– несоответствие правилам языка: «Правда ли, что ты съел три тарелки?», «Когда является Минск?», «Боитесь ли вы приближения экзаменов?»;
– риторический вопрос (не является вопросом в собственном смысле, является суждением): «Вы читаете книгу?» – вопрос читающему книгу; «И как ему не надоест болтать?», «Сколько лет длилась семилетняя война?»
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом .
Виды ответов
1. Истинные и ложные ответы.
Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение правильно отражает действительность.
Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, неверно отражает действительность.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при формулировке их не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям: «Когда состоялись ХХII Олимпийские игры?» – «ХХII Олимпийские игры состоялись в 1980 году»; «Является ли кит рыбой?» – «Нет, кит не является рыбой».
б) косвенные – ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа: «Когда состоялись XXII Олимпийские игры?» – «ХХII Олимпийские игры состоялись за два года до ХII Чемпионата мира по футболу»; «Является ли кит рыбой?» – «Кит относится к млекопитающим животным».
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а) краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы «да» или «нет». Краткие ответы дают на простые вопросы: «Ты будешь ужинать?» – «Да».
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются все элементы вопроса: «Был ли Р. Декарт философом и математиком?» – «Да, Р. Декарт был философом и математиком».
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса: «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение
«На смерть поэта»?» – «Стихотворение «На смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 г. в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».
б) неполный – ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса: «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» – «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина». Ответ не указывает времени написания стихотворения.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как ответ по существу (релевантный): «Сколько лет длилась Вторая мировая война?» – «Вторая мировая война длилась шесть лет».
Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные): «Сколько лет длилась Вторая мировая война?» – «Вторая мировая война была начата Германией и была очень жестокой».
Источник
Логика вопросов и ответов коротко
Вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Вопрос не выражает суждения в силу того, что суждение как форма мысли содержит утверждение или отрицание, в вопросе же содержится ожидание подтверждения или отрицания; суждение выражает истину или ложь, вопрос не содержит ни истины, ни лжи.
Вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два элемента:
1) то, что известно (предпосылка вопроса);
2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. Вопрос «Какова территория России?» содержит в форме предпосылки информацию о существовании государства России и требование точного определения территории этого государства. Таким образом, данный вопрос имеет смысл.
Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу: «Сколько всего поэм написал А.С. Пушкин?»
Вопросы, которые имеют один единственный ответ, называются всегда сильными вопросами: «Вы умеете плавать?», «Был ли женат И. Кант?»
Слабый вопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу: «Назовите несколько поэм, написанных А.С. Пушкиным».
Виды вопросов
1. В зависимости от истинности или ложности предпосылок, вопросы делятся на:
а) правильные – предпосылка выражает истинное знание: «Какие картины написал художник В. Кандинский?» Правильно поставленный вопрос называется корректным;
б) неправильные – предпосылка выражает ложное знание. «Какие картины на исторические темы написал художник В. Кандинский?», «Сколько весил Адам?», «Кто был первым преступником?» Неправильные вопросы называются также некорректными.
Если вопрос намеренно формулируется на основе ложных предпосылок, то он называется провокационным или улавливающим.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие («ли – вопросы»), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений – предпосылок. «Верно ли, что Наполеон был императором?», «Действительно ли Андрей Рублёв является учеником Феофана Грека?», «Является ли Россия членом ООН?»;
б) восполняющие («что – вопросы»), направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрёл паровую машину?», «Что означает слово экзистенциализм?», «Под какую статью подходит это преступление?»
3. В зависимости от состава, вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы: «Где находится гора Килиманджаро?», «Какие свойства у металлов?»;
б) сложные – включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные и смешанные: «Где и когда был подписан Версальский договор?», «Верно ли, что древние греки имели колонии в Африке и в Италии, или они имели колонии и в других местах?»
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а) вопросы по существу темы – имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой, так называемые релевантные вопросы;
б) вопросы не по существу темы – имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
В вопросах часто допускаются ошибки. Наиболее распространённые из них:
– подмена вопроса (в вопросе используются слова, имеющие несколько значений): «Куда подевался ключ?» – слово «ключ» имеет несколько значений;
– сокрытие необоснованности утверждения (имеется ложная посылка): «Перестал ли ты бить свою жену?» – неизвестно, бил ли он свою жену вообще, это так называемый провокационный вопрос;
– несоответствие правилам языка: «Правда ли, что ты съел три тарелки?», «Когда является Минск?», «Боитесь ли вы приближения экзаменов?»;
– риторический вопрос (не является вопросом в собственном смысле, является суждением): «Вы читаете книгу?» – вопрос читающему книгу; «И как ему не надоест болтать?», «Сколько лет длилась семилетняя война?»
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом .
Виды ответов
1. Истинные и ложные ответы.
Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение правильно отражает действительность.
Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, неверно отражает действительность.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при формулировке их не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям: «Когда состоялись ХХII Олимпийские игры?» – «ХХII Олимпийские игры состоялись в 1980 году»; «Является ли кит рыбой?» – «Нет, кит не является рыбой».
б) косвенные – ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа: «Когда состоялись XXII Олимпийские игры?» – «ХХII Олимпийские игры состоялись за два года до ХII Чемпионата мира по футболу»; «Является ли кит рыбой?» – «Кит относится к млекопитающим животным».
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а) краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы «да» или «нет». Краткие ответы дают на простые вопросы: «Ты будешь ужинать?» – «Да».
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются все элементы вопроса: «Был ли Р. Декарт философом и математиком?» – «Да, Р. Декарт был философом и математиком».
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса: «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение
«На смерть поэта»?» – «Стихотворение «На смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 г. в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина».
б) неполный – ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса: «Кем, когда и в связи с чем было написано стихотворение «На смерть поэта»?» – «Стихотворение «На смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина». Ответ не указывает времени написания стихотворения.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как ответ по существу (релевантный): «Сколько лет длилась Вторая мировая война?» – «Вторая мировая война длилась шесть лет».
Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные): «Сколько лет длилась Вторая мировая война?» – «Вторая мировая война была начата Германией и была очень жестокой».
Источник
Логика вопросов и ответов
Вопрос— это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.
Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.
Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).
Виды вопросов
1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.
Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.
2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:
а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;
б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.
3. По составу вопросы делятся на:
а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;
б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.
4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:
а)релевантные вопросы–вопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;
б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.
5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:
а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;
б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).
Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.
Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.
Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.
Виды ответов
Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.
1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.
При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.
2. По области поиска ответы делятся на:
а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;
б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.
3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.
а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;
б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.
4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.
а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;
б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным ; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.
5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).
Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.
Вопросы для повторения
1.Какова коммуникативная сущность и логическая структура аргументации?
2.В чём особенность опровержения как вида доказательства?
3.Что такое тезис, каковы правила тезиса и к каким ошибкам ведёт их нарушение?
4.Что называется аргументами, какие виды аргументов существуют? Какие из них являются логически корректными?
5.Каковы требования к аргументам, какие ошибки возникают в доказательстве по отношению к аргументам?
6.Что называется демонстрацией в доказательстве? Каковы правила и ошибки по отношению к демонстрации?
7.Объясните понятия софизм, паралогизм, парадокс, абсурд, приведите примеры.
8.Что называется вопросом? Каковы условия осмысленности вопроса?
9.Что называется корректностью вопроса?
10.Какие вопросы называются сильными, какие слабыми?
11.Какие существуют наиболее распространённые логические и речевые ошибки в вопросах?
12.Что такое ответ? В чём состоит логическая связь ответа и вопроса?
13.Что такое косвенный ответ, когда он используется?
14.Чем краткий ответ отличается от неполного?
15.Чем полный ответ отличается от развёрнутого?
16.Какой ответ можно считать неправильным и на каких основаниях?
Резюме по теме
Аргументация и вопрос – несмотря на то, что логической основой первой является умозаключение, а второй представляет собой автономную форму мысли – связаны в процессе реального мышления самым непосредственным образом. Действительно: если нет вопроса, то незачем подбирать аргументы; если никто не сомневается в приведенном обосновании, неоткуда взяться опровержению; без спорного вопроса нет и предмета спора как конфликтной формы аргументации. Именно поэтому, чем лучше осознаны логические качества обсуждаемого вопроса, начиная с его предпосылок, тем более эффективной будет аргументация ответа. И наоборот, чем тщательнее соблюдаются логические правила аргументации, тем меньше она вызывает «лишних» вопросов, стимулирует мысль в направлении плодотворной дискуссии и достижения истины.
Источник