Медицинская статистика просто о сложном Для тех кто ищет эффективные пути лечения пациентов

Основные вопросы медицинской статистики

В соответствии со статьей 97 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской статистикой понимают отрасль статистики, включающую в себя статистические данные о медицине, гигиене, здоровье населения, об использовании ресурсов здравоохранения, о деятельности медицинских организаций. Соответственно в медицинской статистике как научно-практической дисциплине можно выделить три основных взаимосвязанных составных части:

1) статистику общественного здоровья;

2) статистику системы здравоохранения;

3) теоретические и методологические основы медицинской статистики.

медицинская статистикаТаким образом, медицинская статистика изучает количественную сторону массовых явлений в сфере здравоохранения и формирования общественного здоровья. В результате применения различных методов анализа предоставляется возможность выявления и количественной оценки взаимосвязей в формировании общественного здоровья и развития системы здравоохранения, а также построения соответствующих математических моделей. Все это направлено на повышение эффективности отраслевого управления и стратегического планирования в области охраны здоровья населения. Медицинская статистика выполняет функцию обратной связи в системе отраслевого менеджмента, без которой эффективное управление здравоохранением невозможно по определению.

При изучении количественной стороны общественных явлений и процессов в области здравоохранения и общественного здоровья медицинская статистика использует специфические методы и приемы, образующие методологию статистического исследования. В методологию статистики входят, в первую очередь, методы статистических наблюдений и математического анализа полученной информации.

Принципы медицинской статистики

Для осуществления статистического учета в здравоохранении используется официально утвержденный статистический инструментарий в виде статистических форм и инструкций по их заполнению. Для решения каких-либо частных научно-исследовательских и научно-практических задач можно использовать самостоятельно разработанный статистический инструментарий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к статистическому исследованию.

Принципами медицинской статистики и статистического учета в системе государственной статистики в сфере здравоохранения являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Как и во всяком статистическом исследовании, медицинская статистика применяет три последовательные стадии:

1) статистическое наблюдение, выражающееся в виде сбора первичного материала, обеспечивающего полноту, достоверность и репрезентативность полученных данных;

2) сводка и группировка результатов статистического наблюдения;

3) анализ полученных сводных и обобщенных данных и показателей.

Показатели медицинской статистики

Основной научно-практической проблемой медицинской статистики является объективная оценка деятельности системы здравоохранения и общественного здоровья, для чего необходимы соответствующие критерии оценки. Последние необходимы для разработки и эффективной реализации управленческих решений в области охраны здоровья населения.

медицинская статистикаЦелью деятельности медицинских организаций является сохранение здоровья людей, снижение смертности, заболеваемости и инвалидизации населения при оптимальном использовании финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Проблема состоит в том, что здравоохранение является крайне сложной динамичной системой с множеством взаимосвязанных разнородных показателей и критериев оценки, причем иногда разнонаправленного действия. Кроме того, при оценке медицинской помощи крайне важен субъективный фактор, включающий ценностные установки и особенности восприятия людьми окружающего мира. Что лучше, жить после операции полноценной жизнью 10 лет или быть частично ограниченным в своих физических возможностях, но прожить 13 лет? Ответы на подобные вопросы лежат скорее в философской, этической и психологической сферах, чем в медицинской. Однако именно эти ответы требуют четкого определения стратегии оказания медицинской помощи. А как при этом учесть различные риски лечения? При этом надо учитывать стоимость лечения, его краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные результаты, экономические и социальные последствия. Как видно, показатели здоровья населения и деятельности здравоохранения представляют сложнейшую динамическую систему, построение модели которой дело будущего.

Улучшение одних показателей нередко приводит к ухудшению других. Особенно это касается обобщенных показателей. Например, сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний может привести к увеличению заболеваемости и смертности от онкологических или иных заболеваний, связанных с возрастом человека. Люди будут просто доживать до появления у них данной патологии. Высокая смертность в определенных медико-демографических группах населения в определенный период времени может привести к снижению заболеваемости и увеличению средней продолжительности жизни. Проведение диспансеризации и улучшение диагностики ведет к формальному увеличению уровня заболеваемости. Хотя и существуют методологические подходы к решению указанных проблем (расчеты повозрастных показателей заболеваемости и смертности однородных групп населения, выборочные исследования, экспертные оценки, различные методы статистического анализа и т.д.), наличие слишком большого количества показателей деятельности здравоохранения затрудняет ее оценку и практическое использование в процессе управления. В то же время расчет интегрированных показателей дает слишком огрубленную оценку.

Проблемы медицинской статистики:

1) несовершенство действующей отраслевой системы статистических показателей. Основным ее недостатком является чрезмерное укрупнение. Недостаточно эффективно используются показатели качества и доступности медицинской помощи, рационального использования финансов, кадров, медицинского оборудования, показатели, связанные с качеством жизни и т.д.;

медицинская статистика2) критерии оценки здравоохранительной деятельности не включают показатели общих затрат, связанных с болезнью человека. Между тем, при анализе экономической эффективности необходимо учитывать все расходы больного, его семьи, работодателя и общества в целом, а не только прямые расходы учреждения здравоохранения на оказание медицинской помощи. В связи с "распыленностью" подобной информации и трудностями ее получения собрать такие данные крайне сложно;

3) нерешенные методологические и организационные проблемы оценки общественного здоровья, здоровья отдельных социальных групп и индивидуумов. Сюда также можно отнести наличие трудно формализуемого субъективного фактора в здравоохранении, вероятностный характер клинической информации, сложность систем здравоохранения и общественного здоровья. Требует своего уточнения возможность применения интегрированных (комплексных) показателей для оценки деятельности в сфере охраны здоровья населения, т.к. общественное здоровье и вся система здравоохранения относятся к так называемым неупорядоченным многокритериальным множествам, в связи с чем их комплексная оценка затруднена по определению.

Источник

Медицинская статистика: просто о сложном. Для тех, кто ищет эффективные пути лечения пациентов

Цель:
Научить оценивать клиническую эффективность воздействий, используя качественные признаки.

  • Правильно формулировать вопрос клинического исследования или вопроса для поиска в научной литературе с целью дальнейшего планирования статистических методов обработки.
  • Знать основные виды клинических исследований, их плюсы и минусы, возможность применения для достижения поставленных целей исследования. Знать основные приемы рандомизации.
  • Знать значение понятий исхода, первичных и вторичных, жестких и мягких конечных точек в клинических исследованиях. Знать классификацию признаков, понятия дихотомических признаков, инцидентности и рисков.
  • Знать определение, смысл и возможности применения стандартной ошибки, стандартного отклонения, доверительного интервала.
  • Знать понятия нулевой и альтернативной гипотез, общего принципа использования статистических критериев, ошибки I рода, уровня значимости.
  • Знать принципы выбора критерия для сравнения качественных признаков. Уметь применять критерий Хи-квадрат с учетом возможных ограничений. Знать и использовать поправку Йетса, точного критерия Фишера.
  • Знать дополнительные характеристики риска и их значения для оценки клинической значимости. Понимать различия между рисками и шансами, возможностью их применения.
  • Знать, что такое ошибка II рода и связанные с ней ошибки интерпретации результатов клинических исследований. Уметь определять необходимый объем выборки для одной группы (вручную или с помощью статистического калькулятора), определение объема группы сравнения для клинических исследований.

Профессорско-преподавательский состав

Бражников Алексей Юрьевич

Бражников Алексей Юрьевич

К.м.н., доцент кафедры эпидемиологии и доказательной медицины, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела психосоматической медицины Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

Отзывы и комментарии

Программа «Медицинская статистика: просто о сложном» — это находка для нас-врачей. Так интересно и захватывающе разбираются детали статистики, которые очень нам нужны. С этим модулем мне теперь не страшно планировать исследование, высчитать возмож.
Смотреть полностью

Очень полезно для тех, кто пишет диссертацию или статьи, в том числе в зарубежные журналы.

Проблема понимания медицинской статистики врачами действительно актуальна как никогда.. Во время обучения в мед. институте эти знания, к сожалению, не воспринимаются как необходимые для лечения пациентов.. Но, во врачебной практике во всех статьях.
Смотреть полностью

Представленная обучающая программа, на мой взгляд, будет интересна и полезна врачу любой специальности. В обучающих модулях показана работа со специальными статистическими программами, а большое количество наглядных примеров позволяет хорошо усвои.
Смотреть полностью

Медицинская статистика — вещь непростая, но совершенно необходимая не только для выполнения собственных исследований, но и для работы с медицинской информацией в целом. Оценить качество научной статьи, принять решение о использовании нового метода.
Смотреть полностью

Эра доказательной медицины поставила не только перед исследователями, но и перед клиницистами необходимость быстро и грамотно ориентировать в вопросах медицинской статистики. Представленный курс несомненно позволяет значительно сэкономить время в.
Смотреть полностью

Похожее:  Корсары ГПК Прохождение Квесты губернаторов

Выражаю благодарность разработчикам модульной программы «Медицинская статистика: просто о сложном» за предоставленную возможность пройти курс обучения по статистическому анализу клинических данных. Обучающий курс дает знания, которые становятся фу.
Смотреть полностью

Программа «Медицинская статистика: просто о сложном», как мне показалось, ориентирована в первую очередь для аспирантов и научных работников — в видео кратко, доступно, но и наукоёмко разбираются основные аспекты и определения статистики. Бражнико.
Смотреть полностью

Добрый день, спасибо большое за создание столь замечательного и необходимого цикла для современных врачей. Материал представлен в достаточно понятной, интересной и доступной форме (за что отдельная благодарность лектору Бражникову А.Ю.). Немножко.
Смотреть полностью

Модули программы обучения

video learning

Зачем нужна статистика в медицине. Формулирование клинического вопроса

Цель: Обоснование необходимости статистической оценки результатов исследований, формирование понимания основного вопроса статистики.
Задачи: правильно формулировать вопрос клинического исследования или вопроса для поиска в научной литературе с целью дальнейшего планирования статистических методов обработки.

video learning

Планируем дизайн исследования

Цель: Умение создавать правильный дизайн исследования
Задачи: знать основные виды клинических исследований, их плюсы и минусы, возможность применения для достижения поставленных целей исследования. Знать основные приемы рандомизации.

video learning

От исхода к риску

Цель: Понимание связи эффективности с исходами и рисками.
Задачи: знать значение понятий исхода, первичных и вторичных, жестких и мягких конечных точек в клинических исследованиях. Знать классификацию признаков, понятия дихотомических признаков, инцидентности и рисков.

video learning

От исхода в группе к риску в популяции: стандартная ошибка, стандартное отклонение, доверительный интервал

Цель: Знание основных параметров, характеризующих выборку.
Задачи: знать определение, смысл и возможности применения стандартной ошибки, стандартного отклонения, доверительного интервала

video learning

Сравнение рисков

Цель: Знакомство с основными понятиями оценки статистических различий
Задачи: знать понятия нулевой и альтернативной гипотез, общего принципа использования статистических критериев, ошибки I рода, уровня значимости.

video learning

Выбор критерия

Цель: Знание возможностей оценки статистической значимости различий частот
Задачи: знать принципы выбора критерия для сравнения качественных признаков. Уметь применять критерий Хи-квадрат с учетом возможных ограничений. Знать и использовать поправку Йетса, точного критерия Фишера

video learning

Клиническая значимость

Цель: Знание оценки клинической значимости с использованием характеристик риска.
Задачи: знать дополнительные характеристики риска и их значения для оценки клинической значимости. Понимать различия между рисками и шансами, возможностью их применения.

video learning

Ошибка II рода и объем выборки

Цель: знание определения объема выборки с учетом допустимых уровней ошибок I и II рода
Задачи: Знать, что такое ошибка II рода и связанные с ней ошибки интерпретации результатов клинических исследований. Уметь определять необходимый объем выборки для одной группы (вручную или с помощью статистического калькулятора), определение объема группы сравнения для клинических исследований

Сайт esculap-med.ru предназначен исключительно для медицинских работников.

Размещенная на сайте информация может быть использована только специалистами здравоохранения и не может быть использована пациентами для принятия решения о применении каких-либо продуктов или услуг. Данная информация не может рассматриваться как рекомендация пациентам по диагностированию и лечению каких-либо заболеваний и не может служить заменой очной консультации с врачом.

Источник



Медицинская статистика — это. Понятие и задачи медицинской статистики

Медицинская статистика — это наука, которая изучает количественную составляющую мас­совых явлений и процессов в обществе в неразрывной связи с их качественными характеристиками в определенных условиях места и времени. Данная универсальная наука охватывает абсолютно все сферы человеческой деятельности. Медицинская или по-другому санитарная статистика занимается изучением количественной стороны явлений, а кроме того, процессов, которые связаны со сферой здравоохранения и гигиены. Подробнее о медицинской статистике, а также о ее задачах пойдет речь далее.

Разделы медицинской статистики

Медицинская статистика — это наука, в которой выделяют три следующих раздела:

  • Статистика, связанная со здоровьем населения. Этот раздел занимается изучением состояния здоровья всего населения в целом. Также он затрагивает его отдельные группы. Сведения, как правило, собираются посредством проведения статистических анализов, а кроме того, сбора данных о составе и общей численности населения. При этом строго учитывается воспроизводство населения, а также его естественное движение наряду с физическим развитием, распространенностью различных болезней, продолжительностью жиз­ни и так далее. Оценку показателей здоровья населения проводят, сопоставляя данные с общепринятым оценочным уровнем. В частности в динамике наблюдаются сведения, которые получаются по различным регионам.
  • Это медицинская статистика в области здравоохранения. Раздел занимается решением вопросов по сбору, обработ­ке и анализу информации обо всех учреждениях здравоохранения. При этом учитываются такие параметры, как размещение данных организаций, их оснащение, деятельность и кадры. В отношении кадров собирают информацию об общей численности врачей, а кроме того, о среднем и младшем медицинском персонале, а также о распределе­нии лиц, согласно их непосредственным специальностям и длительности стажа работы. В отношении кадров также собираются сведения о прохождении переподготовки и так далее. В рамках проведения анализа деятельности лечебно-профилактических организаций выполняется сопоставление полученной информации с нормативны­ми уровнями.
  • Клиническая статистика в медицине является разделом, который следит за использованием методик в рамках обработки экспериментальных, а кроме того, лабораторных результатов исследований. Такая статистика дает возможность с количественной точ­ки зрения оценивать достоверность полученных результатов проведенного исследования. Благодаря ей удается ре­шать и ряд других задач, к примеру, речь идет об определении объемов необходимого количества наблюдений во время выборочных исследований, формировании экспериментальной и контрольной группы, об изучении наличия корреляционных и регрессионных взаимосвязей, а также об устранении качественной неоднородности групп и так далее.

Медицинская статистика и ее задачи

Медицинская статистика — это раздел науки, который преследует ряд определенных задач, среди которых необходимо называть следующие:

  • Изучение состояния здоровья всего населения в целом.
  • Осуществление анализа критерия количественной характеристики здоровья в обществе.
  • Установление связи между показателями состояния здоровья и разными фак­торами социальной и природной среды.
  • Оценивание влияния фак­торов природной и общественной среды на уровень здоровья населения. Какие еще задачи медицинской статистики известны?
  • Изучение вопросов материальной и технической базы в системе здравоохранения.
  • Проведение анализа деятельности лечебно-профилактических организаций.
  • Оценивание медицинской и социальной, а кроме того, экономической эффективности, которая достигается в рамках лечебных, противоэпидемических и профилактических мероприятий.
  • Применение статистических методик при выполнении клинических, а кроме того, экспериментальных медицинских и биологических исследований.

Методика социальной диагности­ки

Статистику в медицине считают методикой социальной диагности­ки, так как она дает возможность предоставить оценку общего состояния здоровья всего насе­ления в стране или в регионе. На этой основе разрабатываются меры, которые направ­ляются на улучшение здоровья общества. Наиболее важным принципом медицинской статистики выступает ее применение для изу­чения не единичных, а именно массовых явлений. Благодаря этому удается выявить общие закономерности таких явлений. Данные закономерности можно наблюдать, как правило, при изучении общей статистической совокупности.

Статистика как ведущий метод в медицине

Медицина остро нуждается в проведении статистических исследований. Благодаря таким исследованиям удается управлению здравоохранения добиваться следующих результатов:

  • Происходит количественное измерение показателей здоровья населения.
  • Устанавливаются показатели деятельности медицинских организаций.
  • Определяется сила влияния тех или иных факторов на здоровье населения.
  • Определяется эффективность проведения лечения.
  • Устанавливается эффективность осуществления оздоровительных мероприятий.
  • Происходит оценивание динамики показателей здоровья, благодаря чему удается их прогнозировать.
  • Получаются необходимые сведения, которые требуются для разработки норм, а кроме того, нормативов здравоохранения.

Объективные законы действительности

Непосредственно санитарная статистика предполагает следующие объективные законы действительности:

  • Закономерность больших чисел. Подобные закономерности наиболее четко могут проявляться при большом количестве всевозможных наблюдений.
  • Теория вероятности. Данная теория лежит в основании выборочных методик исследования. Суть заключается в создании одинаковых условий для того, чтобы материал был отобран и изучен.

Чем еще занимается эта отраслевая статистика?

Уровни оценки состояния здоровья населения

Выделяют следующие уровни оценивания здоровья в рамках медицинско-социальных исследований:

  • Индивидуальный. В данном случае речь идет непосредственно о состоянии здоровья отдельно взятого человека.
  • Групповой. Этот уровень предполагает исследование общей картины здоровья в социальных и этнических группах.
  • Региональный. Данный уровень предоставляет сведения о здоровье на площади административных территорий.
  • Общественный. Этот уровень является глобальным и занимается изучением популяции. Управление здравоохранения крайне заинтересовано в этом.

Общественное здоровье: задачи науки

Наука в сфере общественного здоровья преследует следующие цели:

  • Изучение и наблюдение влияния медицинских, а также социальных факторов, наряду с условиями и образом жизни, на здоровье различных категорий населения.
  • Составление научно обоснованных рекомендаций в целях предупреждения и устранения неблагоприятных медицинских и социальных условий. А кроме того, факторов и оздоровительных мероприятий для общего усовершенствования уровня здоровья населения.

Для чего еще нужна медико-санитарная статистика?

  • Составление рекомендаций для практических органов и организаций в сфере здравоохранения в рамках нормативно-кадрового обеспечения, планирования и прогнозирования деятельности отдельно взятых специалистов и учреждений. Помимо этого, рекомендации составляются в отношении организаций медицинской помощи, а кроме того, санитарного и эпидемического благополучия. Параллельно анализируются основы организационных и экономических форм медицинского страхования наряду с менеджментом, маркетингом и моделированием клинических услуг для населения.
  • В бюро медицинской статистики производится оценивание критериев общественного здоровья наряду с качеством предоставления медицинской помощи и ее оптимизацией.

Виды медицинско-социальных исследований

Приемы проведения медицинско-социальных исследований в области статистики предполагают использование следующих методов сбора информации:

Источник

Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения

Мед статистика – отрасль статистики, кот изучает вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохранением. – общественная медицинская наука, содержанием которой явл-ся количественное изучение здоровья населения и деят-ти органов управления и организаций ЗО. Это научная, учебная дисциплина, область практич деят-ти, один из методов изучения обществ здоровья и здравоохранения, одна из отраслей статистики.

Похожее:  ГДЗ Английский язык 4 класс часть 1 Афанасьева UNIT 4 Step 6 Номер 4

Особенности мед стат: 1) наука социальная – изучает здоровье населения, экономику здравоохранения; 2)дает количеств хар-ку разнородных явлений (кол-во врачей, больниц,расходы на основные виды деят-ти); 3) изучает качественно однородные явления и процессы.

Задачи мед стат:

1) изучение состояния здоровья населения в целом и его отдельных групп, выявление количественных характеристик общественного здоровья;

2) выявл-е связей м/д показателями здоровья населения и различными факторами, оценка влияния этих факторов на здоровье населения. Формула здоровья – формула Лисицына (уделное распределение факторов, влияющих на общественное здоровье): образ жизни – 50% – социально -экономический фактор; климатогеографические и экологические факторы – 20%; биологические факторы – 20%; медицинский фактор – 10% – особенности организации мед помощи (доступность и кач-во мед помощи).

3) изуч-е сети организации ЗО, деят-ти мед организаций, мед кадров

4) оценка эффективности мед мероприятий и деятельности ЗО в целом

5) оценка рез-тов клинич и экспериментальныъ исследований

Разделы мед стат: статистика здоровья насел-я, статистика ЗО, клиническая статистика.

Статистический метод – совокупность специфич приемов, которые использует статистика, в т ч и мед статистика, для исследования тех или иных явлений.

Стат метод позволяет: количественно измерить показатели здоровья чел-ка, деят-ти мед организаций; выявить и определить силу влияния различных факторов на здоровье чел-ка (влияние сильное, слабое, связь прямая или обратная); определить эффективность мед мероприятий (профил-ка, диагн-ка, леч-е, реабилитация, протезиров-е); оценить динамику показателей здоровья и прогнозировать их уровень; разрабатывать нормы и нормативы здравоохранения.

Стат метод включает: 1) метод стат наблюд-я, который осуществляется в двух формах: исчерпывающие наблюдения (исследов-е генеральной совок-ти), наблюдение за типичными группами явлений (выборочная совок-ть – метод основного массива); 2) метод статистич группировок – расчленение разнородных явлений на однородные по признакам сходства и различия; 3) метод обобщающих показателей (дает сводную хар-ку совокупности факторов); 4) методы математической статистики: методы описательной статистики (анализ вариационных рядов, анализ динамических рядов, оценка распределения признаков совокупности), параметрические методы, в основе которых находится расчет средних значений и дисперсий (оценка достоверности разности сравниваемых величин по критерию Стьюдента, корреляционный анализ Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ Anova), непараметрические методы, воснове которых находится ранжирование признаков или дихотомическое распределение (оценка достоверности разности сравниваемых величин по критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена, непараметрический однофакторный дисперсионный анализ Краскела-Уолиса) 5) статистич таблицы и графики для визуализации полученных рез-тов

Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.

Статистическая совокупность— это группа относительно однородных элементов, взятых вместе в конкретных границах пространства и времени и об­ладающих признаками сходства и различия. Статистическая совокупность состоит из отдельных, единичных наблю­дений. Единица наблюдения — это каждый первичный элемент, составляю­щий статистическую совокупность и являющийся носителем признаков, под­лежащих учету. Единица наблюдения определяется целью и задачами стати­стического исследования, а также избранным объектом изучения. Единицы наблюдения имеют признаки сходства и различия. Признаки сходства служат основанием для объединения единиц наблюдения в совокуп­ность. Признаки, по которым различаются элементы статистической совокуп­ности, подлежат регистрации и называются учетными признаками. Учетные признаки по характеру могут быть качественные (атрибутив­ные, описательные) и количественные (выраженные числом). К качествен­ным признакам относятся: пол, профессия, нозологическая форма заболевания, исход заболевания и т. п. Количественными признаками являются: рост, масса тела, возраст, продолжительность болезни, длительность лечения в стационаре, уровень белка в моче и др.

По роли в изучаемой совокупности учетные признаки делятся на фак­торные и результативные. Факторные — это признаки, под влиянием кото­рых изменяются другие, зависящие от них признаки. Результативные — это признаки, зависящие от факторных признаков.

Виды статистической совокупности:

Генеральная совокупность — совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть отнесены к ней в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных границ или может ограничиваться другими признаками (пол, возраст и др.) в зависимости от цели исследования.

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, ото­бранная специальным (выборочным) методом и предназначенная для характе­ристики генеральной совокупности. Выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отражать явление, т. е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генераль­ная совокупность. Для обеспечения репрезентативности выборочная совокуп­ность должна отвечать двум основным требованиям: быть достаточной по численности; быть подобной генеральной совокупности, обладать основными чер­тами ее, т. е. в отобранной части должны быть представлены все элементы в та­ком же соотношении, как и в генеральной.

Основной принцип формирования выборочной совокупности — равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Статистикой выработан ряд спосо­бов осуществления выборки:

Случайный отбор, основу которого составляет отбор единиц наблю­дений путем жеребьевки, с помощью таблицы случайных чисел и т. д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

Механический отбор, при котором единицы генеральной совокупно­сти последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т. д.), механически разбиваются на равные части. Из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую пятую, деся­тую или п-ю единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходи­мый объем выборки.

Типический (типологический) отбор предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качест­венно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения наблюде­ния из каждой группы по принципам случайного или механического отбора.

Серийный (гнездный, гнездовой) отбор предполагает выборку из ге­неральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдения), например, организаций, районов и т. д.

Комбинированные способы — сочетание различных способов формирования выборочной совокупности.

Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования

Предметом статистического исследования в здравоохранении и медицине могут быть здоровье населения, организация медицинской помоши, разделы деятельности лечебно-профилактических организаций (учреждений), факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние здоровья, профи­лактические мероприятия.

При проведении медико-статистического исследования могут быть ис­пользованы два типа методического подхода: 1) изучение интенсивности явления в среде, распространенности явле­ния. выявление тенденций состояния здоровья населения; 2) проведение строго спланированных исследований по изучению от­дельных факторов без выявления интенсивности явления в среде. Исследования первого типа проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позво­ляющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести получен­ные данные на всю генеральную совокупность. Второй тип медико-статистических исследований проводится с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизученных при­чинно-следственных связей. Эти исследования, как правило, проводятся на не­больших по численности совокупностях.

Этапы организации статистического исследования: 1. Составление плана и программы исследования. 2. Сбор материала (статистическое наблюдение). 3. Статистическая группировка и сводка. 4. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка вы­водов и предложений. 5. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

Первый этап статистического исследования— составление плана и программы — является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляются план и программа, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.

Приступая к статистическому исследованию, следует точно и четко сформулировать цель и задачи. Прежде чем приступить к выполнению иссле­дования, нужно быть хорошо ориентированным в проблеме. В этом немалую помошь могут оказать собственный опыт, а также изучение литературы по дан­ной теме. Цель определяет основное направление исследования и носит, как прави­ло, не только теоретический, но и практический характер. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно. Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования. Обычно в медико-социальных исследо­ваниях для достижения намеченной цели приходится решать от 4 до 6 задач.

Важный момент подготовительного этапа — разработка организацион­ного плана. Организационный план исследования предусматривает определе­ние места (административно-территориальных границ наблюдения), времени (конкретные сроки осуществления наблюдения, проведения разработки и ана­лиза материала) и субъекта (организаторы, исполнители, методическое руково­дство, источники финансирования) исследования.

Составление плана наблюдения включает определение объекта исследо­вания (статистическая совокупность), объема исследования (сплошное, не­сплошное), видов (текущее, единовременное) исследования и способов сбора статистического материала.

Программа наблюдения включает определение единицы наблюдения и перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации для дости­жения цели и решения задач исследования. Программа реализуется в виде индивидуального учетного (регистрацион­ного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету. На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк (паспортная часть, ответы на четко сформулированные, поставленные в определенной последовательно­сти вопросы программы и дата заполнения документа).

Подготовка программы наблюдения — очень ответственный момент ор­ганизационного этапа статистического исследования. Разработаны определен­ные правила для составления программы, основными из которых являются: 1) в программу наблюдения следует включать только необходимые во­просы, не перегружая ее второстепенными данными; 2) формулировка вопросов должна быть четкой, исключать двусмыслен­ное толкование; 3) каждый учетный бланк должен содержать некоторые обязательные вопросы: порядковый номер, название организации, дату регистрации, подпись лица, заполнявшего учетный бланк.

Похожее:  Энциклопедия решений Договор международной купли продажи

На первом этапе статистического исследования наряду с программой на­блюдения составляется программа сводки полученных данных, которая вклю­чает установление принципов группировки, выделение группировочных при­знаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов стати­стических таблиц.

Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению

Этапы организации статистического исследования: 1. Составление плана и программы исследования. 2. Сбор материала (статистическое наблюдение). 3. Статистическая группировка и сводка. 4. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка вы­водов и предложений. 5. Литературная обработка и оформление полученных результатов.

Второй этап стат исследования — сбор статистического материала (статистическое на­блюдение) — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явле­ния и характеризующих их учетных признаков в специальные бланки. Перед выполнением этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, они обеспечиваются формами регистрации.

Отбор единиц наблюдения для проведения медико-статистического ис­следования зависит от типа исследования. Если данное исследование относится к первому типу (генеральная совок-ть) и имеет цель установить интенсивность какого-либо явления в среде, то в зависимости от полноты охвата изучаемого явления проводят сплошное или несплошное исследование.

При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокуп­ности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное иссле­дование проводят с целью установления абсолютных размеров явления (обшей численности населения, общего количества родившихся или умер­ших, обшего числа заболевших). Сплошное наблюдение осуществляют также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузки врачей, временной нетрудоспособности, диспансеризации).

При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной сово­купности. Оно подразделяется на несколько видов: монографическое описа­ние, основного массива, анкетное, выборочное.

Монографический метод позволяет получить детальное описание от­дельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубо­кое, всестороннее описание объектов. Он применяется для показа передового опыта работы, определения неиспользованных резервов, изучения новых явле­ний, сущность которых еще не известна или мало изучена.

Метод основного массива охватывает большую часть единиц наблюде­ния генеральной совокупности и предполагает изучение тех объектов, в кото­рых сосредоточено большинство единиц наблюдения.

Основным недостатком монографического описания и метода основного массива является невозможность распространения полученных выводов на всю генеральную совокупность.

Анкетный метод — это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.

Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимущество этого метода заключается в получении результа­тов высокой степени надежности, более низкой стоимости. В исследовании за­нято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньших затрат времени.

Из всех методов несплошного исследования только выборочный дает возможность распространить полученные результаты на всю генеральную со­вокупность.

В том случае, если исследование относится ко второму типу (на выборочной совокупности) и не ставит перед собой цель определения интенсивности явления в среде, используются и другие методы отбора единиц наблюдении в статистическую совокупность (по­строение контрольных и экспериментальных групп, направленный отбор, когортный метод, метод парной выборки).

Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Сводка — это обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического ис­следования, в определенные группы, их подсчет и внесение данных в макеты таблиц.

Таблица не заполненная цифрами, называется макетом. В зависимости от того, сколько признаков и в какой взаимосвязанности они используются, различают три вида таблиц: простые (однофакторные), групповые, комбинационные.

В простых таблицах представлено числовое распределение материала по одному признаку (фактору). Простая таблица содержит обычно про­стой перечень и итог по всей совокупности изучаемого явления. Она не содер­жит никаких группировок. Эта таблица может быть территориальной, хроно­логической или перечневой.

В групповых таблицах представлено сочетание двух признаков. Груп­повая таблица может иметь и больше признаков, однако сочетаться они должны только попарно.

В комбинационных таблицах дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам.

В одну комбинационную таблицу не следует включать много признаков, так как это приводит к значительному дроблению материала и затрудняет ана­лиз данных.

Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Правильно оформленным является заголовок таблицы, если в нем содержатся ответы на следующие вопросы: что, где, когда изучается? Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия. При заполнении таблицы все клетки ее должны содержать соответствующие числовые данные. В оставшихся незапол­ненными клетках таблицы ставится прочерк (—), а при отсутствии сведений проставляется (н.с.) или многоточие (. ). После заполнения таблицы в нижнем горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк.

Источник

Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Статистика — наука, изучающая количественную сторону массовых социально-экономических явлений и процессов, в неразрывном единстве с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени.

В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанных на применении методов теории вероятности.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений.

Методологическими особенностями является изучение: массовости явлений, качественно однородных признаков того или иного явления в динамике.

Статистика включает ряд разделов, среди которых: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики- промышленная, сельского хозяйства, транспорта, медицинская.

Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.

Здоровье населения характеризуется тремя группами основных показателей:

а) медико-демографические – отражают состояние и динамику демографических процессов:

Статика населения (плотность, размещение, социальный состав, состав по полу и возрасту, грамотность, образование, национальность, язык, культура.)

Динамика населения (механическая эмиграция и иммиграция, естественная рождаемость, смертность, естественный прирост.)

Семейное состояние (коэффициент брачности, разводов, средняя продолжительность брака.).

Процессы воспроизводства (суммарная плодовитость, брутто-коэффициент и нетто-коэффициент.).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни.

Смертность (структура смертности, показатели смертности в зависимости от причины, характера заболеваемости и возраста.)

б) показатели заболеваемости и травматизма (первичная заболеваемость, распространенность, накопленная заболеваемость, патологическая пораженность, индекс здоровья, летальность, травматизм, инвалидность.)

в) показатели физического развития:

Антропометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, головы, плеча, предплечья, голени, бедра)

Физиометрические (жизненная ёмкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила)

Соматоскопические (телосложение, развитие мускулатуры, степень упитанности, форма грудной клетки, форма голеней, стоп, выраженность вторичных половых признаков.).

Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Медицинская (санитарная) статистика — изучает количественную сторону явлений и процессов, связанных с медициной, гигиеной и здравоохранением.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения — изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статистического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т.д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения — решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т.д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учреждений осуществляется сопоставление полученных данных с нормативными уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика — это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точки зрения оценить достоверность результатов исследования и решить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать экспериментальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными факторами природной и социальной среды, оценка влияния этих факторов на уровни здоровья населения.

3) изучение материально-технической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика — ведущий метод, т.к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

Источник

Adblock
detector