Общение медсестры с пациентом
Прежде всего поинтересуйтесь у пациента, готов ли он к разговору, быть может он устал, боится чего-либо или у него что-то очень болит — тогда он, вероятно, будет слишком удручен и неразговорчив.
Важно, чтобы в помещении, где будет происходить общение не было никаких раздражающих факторов (например, слишком яркого света или громкой музыки). При наличии таких факторов можно попробовать их изменить. Если это невозможно — попробуйте просто перейти в другое помещение.
Возможно, пациент будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать.
При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите — для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.
2. Предварительно получите информацию о Вашем пациенте до разговора с ним
Найдите как можно больше информации о пациенте из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите пациента лишними расспросами. Однако, не забудьте убедится в достоверности полученной Вами информации.
3. Задайте благожелательный тон разговора
Начните разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.
Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы — возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задавайте ему наводящие вопросы, касающийся его болезни. (например: «Расскажите подробнее о боли в животе»)
Если Вы не уверены, что пациент Вас понял, не стесняйтесь спросить его об этом и при необходимости объясните все заново.
Не разглашайте информацию, полученную от больного.
Не высказывайте своих собственных предположений по поводу невыясненных проблем пациента, не посоветовавшись с врачом.
4. Формулируйте точные и однозначные фразы
В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Помните, что Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их значения.
5. Делайте записи
Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.
Записывайте информацию кратко, не увлекайтесь и не создавайте паузы в беседе. Пишите только даты, ключевые слова и фразы, которые вы сможете дополнить позже.
Источник
Специфика общения медработника и пациента
Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.
Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.
Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:
1. предварительной информации о медработнике
2. репутации медицинского учреждения
3. «дороги» в мед. учреждение
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность –способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.
Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:
— понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир (эмпатия);
— безусловное принятие больного (акцептация)
— естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность (аутентичность или самоконгруэнтность).
Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.
Эмпатия (от английского empathy — чувствование) — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразумевает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмоциональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профессионально работать и ему требуется психологическая помощь.
Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.
Модели взаимодействия медработника и пациента.
Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.
Партнерство— сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.
Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.
В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:
1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.
2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.
3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.
Общие правила общения с пациентом.
1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.
3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.
4. Доброжелательность, приветливость.
5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджека.
6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».
8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.
9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.
11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.
12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения ( кивание головой, лёгкие прикасание, похлопывание по плечу) и т.п.
Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.
Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.
Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.
Для подростков характерно:
— преобладание психологической доминанты возраста — «притязание на взрослость»;
— бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;
— пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.
Деонтологическая тактика — общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.
При работе с пациентами трудо способного возраста.
Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.
Деонтологическая тактика — ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.
Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:
— психологическая доминанта возраста — «уходящая жизнь», «приближение смерти»;
— чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;
— возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания;
— интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Деонтологическая тактика — поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.
Особенности общения с пациентом в стационаре
Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.
Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.
Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.
Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.
Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.
В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.
Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.
Общение в сложных конфликтных ситуациях.
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности.
Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.
В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.
Вероятность наступления конфликтов повышается при:
— несовместимости характеров и психологических типов;
— наличии темперамента холерика;
— отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.
Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:
— критически оценивать партнера;
— приписывать ему плохие намерения;
— демонстрировать знаки превосходства;
— обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;
— игнорировать его интересы;
— видеть все только со своей позиции;
— преувеличивать свои заслуги;
— раздражать, кричать, нападать;
— задевать «болевые» точки партнера;
— обрушивать на партнера множество претензий.
Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.
Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.
Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.
Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например — предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, столкновения и кризисы.
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример — пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру.
Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. Пример — ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не реагирует и воспринимает их как результат придирчивости.
Кризис— такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмоционального срыва, если они будут продолжаться; опасение физического насилия.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.
Барьеры общения — это те многочисленные факторы, которые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые барьеры, предубеждения, предрассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.
Средства общения и использование их в психотерапевтических целях.
Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.
Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.
Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать (активно- через отражение информации, пассивно, эмпатически- через отражение собственных чувств), что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.
Медработник в основном контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обусловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической поддержке и заботливом к себе отношении.
Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.
Источник
Вопросы медсестре от пациента
Общение, особенно первый контакт с пациентом, имеет особое значение, это определяет дальнейшие взаимоотношения пациента с медицинским персоналом. В условиях лечебного процесса медсестра выступает как партнер, посредник между пациентом и лечащим врачом.
Вспомним сло¬ва медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад: «Сестра должна иметь тройную ква¬лификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными».
Очень важно наладить доверительные отношения, поэтому медсестра должна расположить к себе пациента. Первое, что хотелось бы отметить, совершенно неприемлемо обращение «больной»! Как будто пациент потерял право на имя и отчество.
Таким образом, формируются несколько пунктов, которые необходимы при взаимодействии медицинской сестры и пациента:
- Создать приятную атмосферу общения
- Добиться доверительного отношения с пациентом
- Говорить на языке пациента
- Уметь слушать
- Точно формулировать вопросы
Пациент должен ощущать доброе и искреннее расположение, получать достойную заботу. Конечно, это очень непросто как эмоционально, так и физически, ведь под опекой одной медицинской сестры сразу несколько пациентов, кроме того, в отделении или клинике много других дел.
Но данную задачу можно заметно упростить, использовав несколько шагов по отношению к поступившему пациенту:
- тепло поприветствуйте пациента;
- представьтесь, сообщите свое имя, должность;
- объясните ситуацию в отделении и роль, которую вы будете выполнять в процессе лечения;
- ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом;
- проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку;
- проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате.
Таким образом, ситуация сразу приобретет теплый, доверительный и по-человечески благодарный характер. Чтобы сложились партнерские отношения, у пациента должно быть ощущение, что ему хотят помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.
Отдельное место занимает общение с пациентом, например, с нарушением слуха. Подходить к такому пациенту необходимо только спереди, чтобы он мог это увидеть. Тщательно следить за невербальными средствами выражения, в этом случае очень помогут прикосновения — они привлекут пациента к общению. Так пациент будет чувствовать себя спокойно и ощущать дружественную обстановку.
Но медсестра должна «регулировать коммуникацию», чтобы партнерские отношения не перешли в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Медсестра может сочувствовать больному, между ними может установиться эмпатия. Но при этом пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят абсолютно конфиденциальный характер.
Подытожить хотелось бы следующим: медсестра должна иметь организаторские способности, быть коммуникабельной и конструктивной, а также всегда помнить о медицинской этике. «Не думайте, что за больным может ухаживать всякий. Это дело трудное, требующее навыка, умения, знаний». (Ф. Найтингейл)
Больше нормативной и регламентирующей информации о сестринской деятельности вы найдете в сервисе «Гид по работе главной медицинской сестры».
Заходите в систему «Медицина. Премиум » и получайте больше полезной и практической информации!
Источник
Вопросы медсестре от пациента
Современный специалист со средним образованием в медицине должен обладать широким спектром умений. В настоящее время, одним из важнейших практических навыков, используемых в сестринском деле, является общение с пациентом. В здравоохранении всё четче прослеживается тенденция к персонифицированному лечению. В связи с этим, умение создать положительный эмоциональный фон в отделении так же важно, как умение медсестры непосредственно выполнять манипуляции.
На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медсестры. По оценкам, медсестры составляют большинство медицинского персонала (до 70%) и обеспечивают до 80% объема прямой помощи пациентам. Именно на сестрах лежит основная ответственность за осуществление большого числа практических мер, включая уход за пациентами. В то время как врачи специализируются на технологической стороне лечения, медицинские сёстры непосредственно его осуществляют.
Медсестре необходимо умение устанавливать контакт с пациентами, создавать особый эмоциональный климат, необходимый для лучшего лечения и восстановления пациентов. В дополнение к специальным процедурам, больница предоставляет пациентам психологическую поддержку, устанавливает и поддерживает долгосрочные отношения с ними. [2]
Движение за развитие сестринского дела имеет полное право на существование, наряду с врачебным. Развитие сестринского дела как самостоятельной медицинской профессии породило формирование отдельного направления — этики сестринской. Принятие международных и национальных документов по этике сестринского дела имеет первостепенное значение.
В 2015 году состоялось важное событие для Российского сестринского дела – I Международный саммит медицинских сестер. В Москве собрались представители России, Израиля, Казахстана, Беларуси и Украины для обсуждения актуальных проблем. В России, несмотря на достаточное количество кадров, соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием составляет 1:2,4, что гораздо ниже аналогичного показателя большинства стран мира. За развитие, в том числе и сестринского дела, на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Государственная программа «Развитие здравоохранения» определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап — с 2013 по 2015 год, второй этап — с 2016 по 2020 год. Непосредственным результатом реализации государственной программы будет являться достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году.
Данные мероприятия помогут в решении важных проблем сестринского дела в России: нехватки персонала, недооценки роли медсестры и низкого престижа профессии, необходимости реорганизации последипломного образования.
Уже по прошествии трех лет, становятся заметны изменения, связанные с увеличением престижа профессии медицинской сестры, осознанности населения в отношении важности деятельности медицинских сестёр.
Хотя медсестра сама не лечит пациента, а исполняет назначения врача, ее роль очень велика, потому что, находясь с пациентами, она замечает все изменения, которые происходят в его состоянии, может успокоить его и облегчить его страдания.
Работа сестры очень ответственна, помимо любви к работе и внимательности к пациенту, сестра должна обладать достаточными медицинскими знаниями.
Медсестра, основная обязанность которой заключается в том, чтобы заботиться о пациенте, обязана не только знать все правила ухода и умело выполнять медицинские процедуры (ставить банки, готовить ванны и т. д.), но также четко понимать механизм действия конкретного лекарства или конкретной процедуры на тело пациента.
Помимо знания своих обязанностей и полного понимания дела, сестра должна быть в состоянии своевременно заметить все изменения в здоровье пациента. Это важно, особенно когда состояние пациента ухудшается. Эти изменения могут быть своевременно учтены только в самом внимательном отношении ко всем, даже к самым незначительным проявлениям заболевания. Правильное и плодотворное лечение невозможно, если пропускаются признаки одышки, отеков, бледности или цианоза кожи, прекращение мочеотделения, начала обморока, падения пульса, образование язв под давлением и других признаков, которые могут быть совершенно незаметными даже для пациента. [5, с 931-933]
Сестра должна быть хорошо знакома с теми симптомами, которые обнаруживаются при осмотре. Она должна обратить на них внимание, уметь их заметить.
Изучить приёмы очень сложно, их нужно развивать, применять на практике. Постоянное внимание к наименьшим изменениям состояния пациента постепенно развивается путем наблюдения.
В условиях стационара, пациент становится частью жизни большого отделения. Из среднего медицинского персонала его окружают: старшая, палатная, процедурная, младшая медсестры. Все они, выполняя свои профессиональные обязанности, влияют на жизнь пациента.
Лечить больного необходимо совершенно иначе, чем здорового человека, потому что у пациента часто бывает другая психология, а нервная система нестабильна. Сестра ближе к пациенту, чем врач; она проводит большую часть своего времени в палате. Заботясь о пациенте и выполняя различные процедуры, сестра постоянно общается с пациентом.
Сестра должна иметь возможность разговаривать с пациентами, осуществлять, то есть изучать «правильный подход к пациенту».
С пациентами разного развития и разным культурным уровнем нужно говорить по-другому, то есть подход к каждому из них должен быть индивидуальным. Каково выражение этого конкретного подхода, особая способность лечить больного человека и нужно ли обращаться к больному человеку иначе, чем к здоровому человеку. Соединяя болезнь, неприятные и часто болезненные ощущения, пациент часто становится взволнованным, нетерпеливым, капризным. Конечно, пациента в этом состоянии следует лечить иначе, чем здорового человека. При длительном хроническом заболевании, не замечая улучшения в течение длительного времени, пациент часто впадает в депрессивное состояние, перестает верить в выздоровление. Он беспокоится о том, сможет ли снова работать, будет ли он жить. А поэтому и часто преувеличивает свои ощущения без особых причин.
Различные тяжелые переживания, тревоги, страхи, страдания, постоянные мысли о болезни меняют психику пациента. Конечно, и отношение к нему должно быть иным. Хорошо известно, насколько важно состояние нервной системы для начала заболевания, его курса и результата. Поэтому сестра должна, в первую очередь, оказать благотворное влияние на нервную систему пациента. Нельзя спорить с больным человеком, спорить, сердиться на него, выражать свой голос. Напротив, нужно относиться к нему любезно, уважительно и спокойно, даже если он взволнован и груб. Его следует успокаивать всеми возможными способами, и, если возможно, то создать иллюзию уступки, но в то же время твердо и настойчиво требовать, чтобы он выполнял все необходимые меры и подчинялся существующим правилам.
Примечательным является тот факт, что алгоритм выполнения любой манипуляции всегда начинается с установления доверительных отношений с пациентом, объяснения сути проводимой процедуры. Это связано с приданием значения психотерапевтическому эффекту общения медицинской сестры и пациента. [4]
В основе межличностного взаимодействия лежит уважение к человеку, его здоровью и достоинству, что и составляет философию сестринского дела. Через общение, проявляются индивидуальные характеристики пациента и профессиональные характеристики медсестры. Взаимодействие с пациентом без учета его ментальной, социальной и духовной сфер механизируют процесс оказания помощи пациенту.
Существует два способа передачи информации: словесная (устная или письменная речь) и невербальная (поза, жест, мимика и т. д.). Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщений и индивидуальных качеств получателя сообщений. Часто для передачи сообщений используется несколько каналов, например, устная речь сопровождается демонстрацией выражения лица и жестов.
Вербальное общение включает в себя два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть четким и точным. Неправильно установленный вопрос может сделать сообщение может привести к ошибке при уходе или лечении.
Как правило, люди намного хуже способны сознательно управлять каналом невербальной коммуникации. Движения человека в процессе социального взаимодействия изучает наука кинесика. Исследователи доказали, что устной речью легче управлять, чем выражением лица и жестами, так как невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека.
Один из важных аспектов невербальной коммуникации – поведение медсестры.
Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность связи с пациентом. В выражении лица медсестры пациенты ищут, как правило, невербальные сигналы, указывающие на серьёзность или прогноз болезни.
Так же одним из важных аспектов общения является внешний вид медицинской сестры. В разных странах, в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии, у общества есть определенные ожидания, устоявшиеся представления о медсестре.
Важна деятельность медицинской сестры и в конфликтной ситуации. Главная цель деятельности медсестры заключается не только в предотвращении конфликтов, но и в способности проанализировать конфликт и действовать в нём, для его скорейшего разрешения. Только полностью осознавая ситуацию, можно начать ее решать.
Известно, что словом можно нанести обиду человеку или изменить к худшему его эмоциональное состояние. Например, сообщение о смерти близкого человека, может привести к резкому раздражению коры головного мозга с последующим заболеванием.
Так называемые иатерогенные заболевания из-за непреднамеренно сказанного слова.
Иногда медицинские работники, в том числе и сестры, говорят много лишних вещей, которые наносят большой ущерб пациентам, особенно впечатлительным и ипохондрическим. Они должны не только проявлять осторожность в словах, но и следить за своей интонацией, выражением лица.
Но это слово имеет не только смысловую, но и терапевтическую ценность. Большую роль в положительном лечении играет утешение и участие. Важно поддерживать пациента, надеяться на выздоровление или улучшение, верить в данное лекарство или медицинское вмешательство. У медсестры должно быть много терпения и такта, чтобы поддерживать здоровую, спокойную обстановку в палате. [3]
Чтобы повысить эффективность разрешения и предотвращения конфликтов, можно использовать правила поведения, например:
- Оценить собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия и его действий;
- Беспристрастно посмотреть на ситуацию с точки зрения оппонента;
- Не выражать свои комментарии о действиях и высказываниях оппонента, чтобы не вызвать его агрессивную реакцию.
Нерешенный или не полностью решенный конфликт, ухудшит профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении. Подорвёт доверие пациентов персоналу, ухудшат их эмоциональный дух. Поэтому медперсонал любого профиля должен быть в состоянии правильно проанализировать конфликтные ситуации и владеть приемами их успешного разрешения.
Медсестра может самостоятельно контролировать, вести медицинскую историю. Кроме того, создание профессиональных сестринских организаций, которые занимаются сестринским обслуживанием в системе здравоохранения, повышают престиж профессии, привлекают членов организации к сестринскому образованию, защищают законные права медсестер. Медсестры, обладающие новейшими знаниями, могут более эффективно и грамотно выполнять свою работу, что не только влияет на благосостояние пациентов, но и приводит к увеличению удовлетворения от работы.
Хотя в большинстве учреждений медсестрам присваивается роль исполнителя, реформы сестринского дела приведут к повышению профессионального и социального статуса сестёр, а также изменит престиж профессии и совершенствование медицинской помощи в лучшую сторону.
Для установления лучшего взаимодействия медсестры и пациента, медсестра должна обладать высокой культурой общения, обращать внимание на особенности возраста, болезни пациента.
Говорить необходимо четко, неторопливо, с максимальным проявлением дружелюбия, проверяя, правильно ли собеседник понимает смысл сказанного. Медицинские сестры должны попытаться провести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных характеристик, вкусов и желаний пациента. [1]
В ходе разговора должно возникнуть взаимопонимание пациента и медицинского работника. Искусство общения, знание психологических характеристик и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых связана с постоянными контактами с людьми. Способность строить отношения с пациентами, находить подход к ним, размещать их для себя особенно необходима медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизни и профессионального успеха. Важны и естественные способности, и образование.
В разговоре с пациентом следует минимизировать использование медицинских терминов. О медицинских манипуляциях информировать в рамках компетенции медицинского работника. Не следует ожидать, что пациент сразу запомнит необходимые маршруты, нужных врачей. При этом пациент не должен чувствовать вины за неточную реализацию инструкций или рекомендаций. Если это возможно, медицинская сестра даёт четкие и конкретные рекомендации, возможно в письменном виде.
Пациенты, находящиеся в стационаре, переживают разные эмоции в ответ на изменение собственного самочувствия и работу кадров отделения. Задача медсестры — помочь пациенту справиться с трудностями, оказать психологическую поддержку как пациентам, так и родственникам.
Источник
Секреты главной медсестры
Медсестра – как много в этом слове. Многоликого. Для кого-то образ медицинской сестры пропитан кротостью, самоотверженностью, талантом помочь ближнему своему, кому-то кажется, что «медсестры вечно пьют чай», а кто-то представит медсестру совсем не из медицинского кино.
Накануне Международного женского дня мы поговорили с главной медсестрой саратовской городской больницы №6 им.академика В.Н.Кошелева Зоей Курышовой обо всем, что относится к работе прекрасных дам. А так же: отношении пациентов, современных реалиях медицины в стиле «Знали, куда шли!», зарплатах и перспективах эффективного сотрудничества медиков и пациентов. Зоя Павловна посвятила своей работе порядка 30 лет, отмечена нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» и не представляет жизни без больницы, своих коллег и подопечных.
– Зоя Павловна, начнем с вас. Как вы попали в медицину?
– В городе, где я родилась и выросла, есть филиал медицинского училища. Подруга моей мамы работала там преподавателем, и я незаметно для себя тоже заинтересовалась. Приходила, слушала лекции. Любила заходить в гости к своей старшей подруге, которая там училась, смотреть на всю эту красоту: шприцы, ампулы, аптечки. Белый халат, медицинские шапочки – все вызывало священный трепет. Поэтому решение стать медсестрой стало само собой разумеющимся. Хотя в моей семье медиков не было и нет до сих пор. А я за все эти годы только утвердилась в том, что правильно выбрала профессию.
– Что нужно сделать, чтобы стать главной медсестрой?
– Для начала нужно работать и любить свою работу. Я окончила медучилище в 88-м году и приехала по распределению в 6-ю горбольницу. Попала в приемное отделение – это аванпост медучреждения. Адаптация у всех проходит по-разному, что в первую очередь зависит от коллектива. Мне повезло: нашей старшей сестрой была Жиганова Ольга Николаевна, очень серьезная женщина, требовательная. Установка была такая, что все домашние дела остаются за воротами, на работу ты приходишь работать, а не чай пить, расслабляться нельзя. Этот подход с тех пор и вошел в привычку. Потом были отделения плановой хирургии, травматологии, пост старшей медсестры операционного блока, Центра лазерной хирургии. Я работала и в манипуляционном кабинете, в перевязочном, была палатной медсестрой. Люди думают, что медсестра – эта та, кто делает укол, на самом деле в нашей работе есть разные направления, мне, к счастью, удалось познать нюансы практически каждого из них.
– У вас есть высшее медсестринское образование?
– Да, я с отличием окончила Институт сестринского образования при СГМУ уже во взрослом возрасте. Считаю, что высшее образование необходимо каждой медсестре. Чтобы просто работать в отделении, достаточно, конечно, и средне-специального образования, курсов повышения квалификации, но все же высшее образование – не пустой звук. Обучение дает много знаний в сфере менеджмента и управления персоналом. Мир меняется и сейчас стоит много вопросов в области медицинской психологии, этики и деонтологии.
– Что вы имеете в виду?
– Начнем с простого. Раньше сотовых телефонов не было, сейчас же все: от мала до велика имеют гаджеты. Медсестра не должна находиться на рабочем месте с телефоном в обнимку, лишних разговоров, смс-переписок, не относящихся к делу, быть не должно. Но больница – не военная организация, и прямого запрета на телефоны нет. Работник должен сам осознавать, что обсуждение личных дел на виду у пациентов недопустимо. Как этого добиться?
Как добиться того, чтобы у людей не наступало профессиональное выгорание, не менялось отношение к больным? Работа нервная, и, бывает, через три года человек начинает ненавидеть все вокруг. Что делать? Это актуальные вопросы для многих медиков. И будущее я вижу в создании кабинетов психологической помощи для них. Нашим пациентам всегда доступен клинический психолог, а для сотрудников больницы пока такого нет. Хотя нагрузки чрезвычайные. У многих график работы, как в анекдоте: «Если ты работаешь на ставку, то тебе есть нечего, а если на две – то есть некогда». Люди стремятся заработать больше денег, истощаются морально и физически. Кто-то должен их поддерживать. Всех денег не заработаешь, а медицина – не та сфера, где можно стать олигархом. Но из-за этого не стоит ненавидеть весь мир. Мы сами себе выбрали такую профессию. Я считаю, что нужно отработать, как минимум, год в этой сфере и сделать четкие выводы – твое это или нет. Если нет – то увольняться и больше никогда не возвращаться в медицину. А тот, кто задержался и чувствует, что здесь – его жизнь, тому надо помочь. Переломный момент наступает где-то через 5 лет, когда действительно можно устать и разочароваться в людях. Вот тут уже нужен психолог. Кто нам поможет, если не мы?
– А вам кто помог?
– Наверное, я сама себе психолог (смеется, – прим.Авт.). У меня получается сместить угол зрения и не зацикливаться на плохом. Взять те же зарплаты. Многие возмущаются – работы много, а жить не на что. Постойте, но разве пять лет назад было меньше работы? Нет, столько же. А зарплата была больше? Нет, она была раза в 3 меньше. Так почему тогда работали с удовольствием, а сейчас не хотим? Цены не в 5 раз выросли, сейчас у многих есть возможность взять ипотеку, купить машину, шубу, съездить в отпуск за границу. Пусть в кредит – но есть же возможность его выплачивать. Да, мы не можем сорить деньгами налево и направо. Но медицина – это не бизнес, и не могут все люди быть бизнесменами. У медиков средняя заработная плата по стране, так что не надо самих себя втаптывать в грязь – мы не самый нищий слой населения.
– Тогда почему так много недовольства? Особенности психологии?
– Думаю, что сейчас все смотрят интернет, телевизор, общество гиперинформированно. Только вместо того, чтобы смотреть на труд простого человека, видеть его достижения, мы видим яхты, дворцы, развлечения. И кажется, что вот они-то – ничего не делают и все имеют, а мы вот тут жизнь кладем на алтарь, а имеем с гулькин нос. Но не надо заглядывать в чужой карман, осуждать чужой успех, ждать денег с небес.
– Вы поддерживаете частое выражение в адрес медиков «Вы знали, куда шли» и намек, что все трудности надо сносить молча?
– Ответственность с пациентов снимать не надо: люди идут в медицину не для того, чтобы им хамили или их унижали. Раньше медработник был уважаемым человеком, сейчас – обслуживающий персонал. Но мы не можем считаться обслугой, я считаю, слово «медицинское обеспечение» сюда больше подходит. Когда мы слышим на обходах про «обслуживающий персонал», это задевает. Оказывать помощь и обслуживать – разные вещи. У пациентов сильно поменялось мировоззрение и отношение к медикам тоже. Мнение, что они хапуги и без взятки не работают, не вселяет радости.
– Может, сами медики себя скомпрометировали?
– Изменился мир в целом, менталитет, уровень запросов. Часть пациентов считает, что «дам деньги – меня тут же вылечат». Другие считают – а я ничего давать не буду, меня обязаны и так лечить. Но если бы другие деньги не давали, то таких разночтений вообще не было. Вопрос зарплат контролирует государство, на то есть соответствующее законодательство. Зачем провоцировать, а потом жаловаться? Поэтому я говорю, что психолог нужен всем: и медикам, и пациентам. Чтобы не было внутренних конфликтов. Сейчас эту роль на себя берет администрация больницы. Приходится лавировать так, чтобы никого не обидеть.
– А на что пациенты жалуются?
– Последний случай – приходит пациентка и говорит: «Меня не лечат и врач не подходит. Какую-то одну систему капают, а доктор был всего 3 раза». Уточняю: то есть, ежедневного врачебного обхода нет, и к вам никто не подходит? Нет, говорит, подходит. Сначала утром, потом вечером. Но вы понимаете, что ей этого мало? Человек хочет индивидуального подхода, только забыл, что в отделении 60 человек и у врача нет времени сидеть у постели каждого больного. Она запоминает только те моменты, когда он ей что-то долго объяснял. Все остальное время чувствует себя брошенной и забытой. Поэтому моя задача – разъяснить, чем занимается в течение дня врач, чем медсестра, что входит в их обязанности и успокоить человека. Люди могут просто не знать организацию труда в больнице, представлять ее как-то по-своему.
– Вот, кстати, тоже от пациентов можно услышать: «Медсестры ничего не делают, только чай пьют!»
– Такое нетерпение тоже можно понять. Когда что-то срочно понадобилось, пациент бежит к медсестрам, ищет их в комнате отдыха, видит, что они пьют чай, и автоматически думает, что каждый раз, когда случается что-то важное, они заняты не тем, чем надо. Или вы куда-то спешите, приходите на остановку, а там водители стоят курят у автобусов и никуда не едут. А вам надо! И вот уже 10 минут прошло, а вам кажется – целый час! А у них интервал между поездками 12 минут. Но и эти две минуты покажутся вечностью. Хотя по факту все идет в рабочем режиме. Между медсестрами тоже обязанности распределены: кто-то пьет чай, кто-то работает. Если ситуация экстренная – то вообще не до чая. Понимаю, что больным хочется, чтобы сестры были у кровати весь день, но, к сожалению, медработники – не роботы, и им тоже иногда надо поесть, попить, сходить в туалет. Они сутками дежурят в больнице.
– Вы, как главная медсестра, с пациентами непосредственно не контактируете?
– Нет, но я прекрасно помню это время. Общение с больными заряжает на работу. Когда ты видишь, что пациенты выздоравливают и рады – это счастье. Недавно звонила бабушка-бывшая пациентка, поздравить меня с новым годом. 20 лет прошло! А она помнит меня и благодарит! Это ли не счастье? Большую часть времени с пациентами проводят, конечно, санитарки и медсестры. Старшие медсестры следят за их работой и порядком в отделении. Если какой-то конфликт – они его решают на месте. Я же, как главная медсестра, призвана следить за всей системой в целом, чтобы она работала, как часы, и недовольных друг другом людей – и пациентов, и медиков, – было как можно меньше.
– Медсестринские коллективы, по большому счету, женские. С женщинами сложнее работать, чем с мужчинами?
– Сложнее, потому что все нужно делать с оглядкой на себя. Ты являешься примером, и любая оплошность будет сразу замечена. Начиная с того, как ты выглядишь, где и с кем отдыхаешь, на какой машине приехала, какие сережки надела. Выделяться нежелательно. Медсестра, прежде всего, должна выглядеть скромно и эстетично, соблюдать правила приличия. Если я буду ходить в перьях и стразах, сомневаюсь, что это вызовет уважение.
– А если другие медсестры? Пациенты могут на это пожаловаться?
– Такое в принципе недопустимо, у медперсонала строго определенная форма одежды и требования к внешнему виду. Никаких декольте, коротких халатов, яркого макияжа, длинных ногтей. Мы приходим сюда работать, а не щеголять, как на подиуме. Я понимаю, что образ медсестры немного сексуализирован, это пошло испокон веков, когда медсестры были единственными женщинами в мужских коллективах. Белый цвет – цвет непорочности и чистоты, он украшает женщину, и если она кому-то нравится – это нормально. Но не надо истолковывать этот образ превратно.
– Как вы относитесь к личным отношениям на работе?
– Все личные отношения на работе должны быть за ее воротами. Есть браки между медиками, но это личное дело каждого. Для того, чтобы выйти замуж, одного короткого халата недостаточно, нужно быть умным интересным человеком, хорошим и прилежным работником. Из таких семей потом вырастают целые медицинские династии.
– Какой, по-вашему, образ идеальной медсестры?
– На самом деле все прописано в должностной инструкции. Что же касается личных качеств… Человек должен быть положительно настроен на свою работу, уметь находить взаимопонимание с пациентами и врачами, быть хорошим исполнителем. Нельзя быть зловредной, либо наоборот слишком мягкой. Когда ты видишь, что некто пытается навязать тебе свое некомпетентное мнение, нужно уметь отказывать в этих просьбах. Не стоит чересчур проникаться болью других и уносить эту тяжесть домой. Сочувствовать – да, но не плакать вместе со всеми. Нужно уметь абстрагироваться. Это бывает сложно. Особенно, когда рядом с тобой люди, которые лелеют надежду на выздоровление, а ты знаешь, что конец близок и уже ни чем не помочь. Поэтому психология так важна для каждого из нас – чтобы уметь подстраиваться под людей, обстоятельства, не выгорать, подбирать нужный тон для общения. Люди разные, кого-то можно просто погладить по руке и ему от этого станет легче, а кому-то сказать резко: прекратите истерику! И самой при этом не быть в аффектации.
– Какие вы можете дать советы пациентам: с какими жалобами и предложениями нужно обращаться к главной медсестре?
– Пациенты могут обращаться с любыми жалобами. Самое главное: определиться с ее сутью и конечным адресатом, которого необходимо привлечь к ответу. Если дело касается юридических вопросов – одно, качества еды – другое. Мытья полов – третье. Если непонятна картина болезни – четвертое. Не каждый человек с ходу понимает, как функционирует лечебное учреждение, кто за что отвечает. Допустим, врач говорит: результаты исследования такие-то, лечение назначено адекватное. Пациент к медсестре – а что мне назначили? Она называет лекарства. Он – в гугл. Читает описания, в результате не понимает, зачем ему это назначили, паникует, считает, что медсестра и врач плохие. А проблема лишь в том, что ему не разъяснили про коморбидные заболевания, комплекс лечения. И единственное, что нужно сделать, если доверие утрачено – обратиться к заведующему отделения, который все разложит по полочкам. Важно со всеми найти общий язык, чтобы пребывание пациентов в больнице было комфортным, лечение – эффективным, а работа персонала – одинаково приятной обеим сторонам.
Беседовала Виктория Федорова, г. Саратов
Как сообщалось ранее, заработная плата остается одним из актуальных вопросов для работников бюджетной сферы. С официальными отчетами о достижении показателей майских Указов Президента в очередной раз не согласились в Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения. Подробнее читайте: Оренбургский профсоюз потребовал повысить оклады врачам и медсестрам
Источник