Международная организация тюркской культуры International Organization of Turkic Culture

о ТЮРКСОЙ

Направления и программу работы ТЮРКСОЙ определяетПостоянный совет министров культуры тюркоязычных стран. Решения, принятыеПостоянным советом, проводит в жизнь Генеральный секретариат ТЮРКСОЙ.

XXXIV Заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙсостоялось в Шеки, Азербайджан

ЕЖЕГОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Ежегодно ТЮРКСОЙ организует встречи художников,оперные фестивали, литературные конгрессы и другие форумы, которые сталитрадиционной площадкой обмена опытом деятелей культуры и науки тюркского мира.

НАВРУЗ

С общим наследиемтюркского мира – Наврузом – благодаря деятельности ТЮРКСОЙ узнали во многихуголках планеты. Празднования Навруза, которые прошли с участием сотен артистовиз тюркских стран, были организованы ТЮРКСОЙ в штаб-квартире ЮНЕСКО, залеГенеральной Ассамблеи ООН, а также в Германии, Австрии, Великобритании и другихстранах.

2010Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж

2011 ГенеральнаяАссамблея ООН, Нью-Йорк

2011 ТеатрЛинкольна, Вашингтон

2013 Тринити Колледж,Кембридж

2015Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж

2015 ГородскаяРатуша, Кёльн

2015 Королевскийдворец Хофбург, Вена

2016 ГенеральнаяАссамблея ООН, Нью-Йорк

2016 ТеатрУорнера, Вашингтон

НАУЧНАЯ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Многие культурныепрограммы ТЮРКСОЙ имеют научную и просветительскую направленность: языки,культура и искусство тюркских народов многогранно представлены в книгах,сборниках и периодике ТЮРКСОЙ, издаваемых на разных языках; круглые столы исимпозиумы освещают художественное и литературное наследие тюркских народов. ТЮРКСОЙотмечает особый вклад в сокровищницу культуры, объявляя каждый год в память отом или ином выдающемся деятеле тюркской культуры:

— 2010 Год Заки ВалидиТогана, в связи с 120-летием со дня рождения ученого-тюрколога;

— 2011 Год татарскогопоэта Габдуллы Тукая, в связи с 125-летием со дня рождения;

— 2012 — Год Мирзы Фатали Ахундзаде, в связи с 200-летием со дня рождения азербайджанского драматурга и Год Николая Катанова, в связи с 150-летием содня рождения хакасского тюрколога;

— 2013 Год МуканаТулебаева, в связи с 100-летием со дня рождения казахского композитора;

— 2014 Год Махтумкули Фраги, в связи с 290-летием туркменского поэта, и Год Токтогула Сатылганова,в связи с 150-летием со дня рождения кыргызского акына;

— 2015 Год ХалдунаТанера, в связи с 100-летием со дня рождения турецкого драматурга, и Год СеменаКадышева, в связи с 130-летием хакасского сказителя;

— 2016 Год ЮсуфаБаласагуни, в связи с 1000-летием мыслителя и поэта тюркского средневековья;

— 2017 Год Молла ПанахаВагифа, в связи с 300-летием азербайджанского поэта и государственного деятеля.

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ТЮРКСКОГО МИРА

Культурнаястолица тюркского мира – одна из значимых инициатив Международной организацииТЮРКСОЙ, которая находится в постоянном развитии. Города, в разные годы удостоенныеэтого почетного титула, стали местом встречи культур тюркских народов:

2012 год — молодая столица КазахстанаАстана;

2013 год — турецкий Эскишехир;

2014 год — столица Татарстана Казань;

2015 год — древний Мерв в Туркменистане ;

2016 год — азербайджанский город Шеки ;

Культурной столицей тюркского мира 2017 годабыл объявлен казахстанский Туркестан — город великого суфия Ходжа Ахмеда Ясави.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Совместнымтворчеством деятелей культуры многих тюркских стран обусловлен успехмногочисленных международных проектов ТЮРКСОЙ, среди которых – осуществленные впоследние годы постановки на сценах шести стран бессмертной оперы УзеираГаджибекова «Кёроглу» и оперы Мукана Тулебаева «Биржан-Сара» на турецкой сцене,исполнение оратории Аднана Сайгуна «Юнус Эмре», осуществленное с участиемамериканского хора в Турции и США.

Публика во многихстранах мира рукоплескала международным коллективам ТЮРКСОЙ, которые успешнопропагандируют тюркскую народную и профессиональную музыку на мировой арене.Это Молодежный камерный оркестр, Молодежный камерный хор, — тройной золотойпризёр Европейских Хоровых игр, а также Оркестр народных инструментов ТЮРКСОЙ,созданный в год 25-летия независимости тюркских стран.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ТЮРКСОЙосуществляет свою деятельность в координации с Тюркским Советом, ТюркскойАкадемией, Фондом тюркской культуры и наследия, в сотрудничестве с ЮНЕСКО иИСЕСКО, цели и принципы которых близки ТЮРКСОЙ. Многие проекты реализуются вовзаимодействии с муниципалитетами, университетами и общественнымиорганизациями.

Генеральныйсекретариат ТЮРКСОЙ стал местом встречи деятелей культуры и искусства тюркскогомира.

Источник

Международная организация тюркской культуры — International Organization of Turkic Culture

Флаг Международной организации тюркской культуры

Международная организация тюркской культуры ( Турецкая : Uluslararası Türk Kültürü Teskilati , ТЮРКСА ) является международной культурной организацией стран с населением тюркского , говоря языки , принадлежащие к семейству тюркского языка . Помимо аббревиатуры бывшего официального названия Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi («Совместное управление тюркской культуры и искусства»), Türksoy также является составным существительным на турецком языке , состоящим из слов Türk (тюркский / ic) и сои. (родословная).

Генеральным секретарем Türksoy является Дусен Касеинов , бывший министр культуры Казахстана . Штаб-квартира Türksoy находится в Анкаре , Турция .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Организация уходит своими корнями в встречи в 1992 году в Баку и Стамбуле , на которых министры культуры Азербайджана , Казахстана , Кыргызстана , Узбекистана , Турции и Туркменистана заявили о своей приверженности сотрудничеству в рамках совместной культурной среды. Впоследствии «Тюрксой» была учреждена соглашением, подписанным 12 июля 1993 года в Алматы .

В 1996 году было установлено официальное сотрудничество между Türksoy и ЮНЕСКО , предполагающее взаимные консультации и взаимное представительство.

Объявлено, что Тюрксой будет интегрирован в Тюркский совет , геополитическую организацию тюркских стран, созданную 3 ноября 2009 года.

Члены

По состоянию на 2016 год у Türksoy шесть суверенных государств-членов и три несуверенных государства-наблюдателя.

Государство-член Язык Дата Заметки
Азербайджан Азербайджанский 1993 г.
Казахстан Казахский 1993 г.
Кыргызстан Киргизский 1993 г.
Турция турецкий 1993 г.
Туркменистан туркменский 1993 г.
Узбекистан Узбекский 1993 г.
Состояние наблюдателя Язык Дата Заметки
Башкортостан Башкирский 1993 г. субъекта федерации в России . Прекратила участие в проектах с 2015 года, продолжила через непродолжительный период.
Татарстан Татарский 1993 г. субъекта федерации в России .
Хакасия Хакасский 1996 г. субъекта федерации в России . Прекратила участие в проектах с 3 декабря 2015 г., продолжила работу по прошествии непродолжительного периода.
Гагаузия Гагаузский 1999 г. автономная область из Молдовы .
Северный Кипр турецкий 1993 г. де — факто независимая республика признана только Турцией; см. Кипрский спор .

Прошлые участники

Пятеро российских субъектов федерации покинули Тюрксой после того, как российский самолет был сбит турецкими войсками в конце 2015 года.

Состояние наблюдателя Язык Дата Заметки
Республика Алтай Алтай 2003 г. субъекта федерации в России .
Якутия Саха (Якутский) 2003 г. субъекта федерации в России .
Тува Тувинский 1996 г. субъекта федерации в России .

Население прошлого и будущего

Земля и акватория (исключая Каспийское море )

Этот список включает зависимые территории в пределах их суверенных государств (включая необитаемые территории), но не включает претензии на Антарктиду . EEZ + TIA — это исключительная экономическая зона (EEZ) плюс общая внутренняя площадь (TIA), которая включает сушу и внутренние воды.

Классифицировать Страна Область ИЭЗ Полка EEZ + TIA
1 Турция 783 562 261 654 56 093 1 045 216
2 Узбекистан 447 400 447 400
3 Казахстан 2 724 900 2 724 900
4 Азербайджан 86 600 86 600
5 Кыргызстан 199 900 199 900
6 Туркменистан 488 100 488 100
Общее 4 730 462 261 654 56 093 4,992,116

Деятельность

Тюрксой осуществляет деятельность по укреплению культурных связей между тюркскими народами. Одна из основных целей — передать их общее культурное наследие будущим поколениям и продвигать его по всему миру.

Действия и события включают в себя;

  • Съезды художников, фотографов, художников, оперных певцов, поэтов, журналистов, театральных, танцевальных и музыкальных ансамблей тюркского мира.
  • Ежемесячный журнал выходит на трех языках,
  • Произведения написаны на разных языках и тюркских диалектах.
  • День памяти художников, писателей, поэтов и ученых в знак признания их ценного вклада в тюркскую культуру.
  • Симпозиумы и конференции, посвященные общей истории, языку, культуре и искусству тюркских народов.
  • Празднование Дня Невруза, включая концерты и мероприятия, проведенные в штаб-квартире ЮНЕСКО в 2010 году, в Зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2011 году и в различных других странах, включая Германию, Австрию и Великобританию.
  • Фестиваль «Невруз» состоится 1 апреля 2016 года в Warner Theater в Вашингтоне.
Похожее:  Тайм менеджмент что это такое простыми словами

Культурная столица тюркского мира

Ежегодно один город тюркского мира выбирается «Культурной столицей тюркского мира». В рамках мероприятий, посвященных культурной столице тюркского мира, проводятся многочисленные культурные мероприятия, собирающие художников, ученых и интеллектуалов, дающие им возможность обменяться своим опытом, а также продвигая этот город на международном уровне.

Недавние города, получившие это звание:

  • 2012: Нур-Султан (ранее Астана ) в Казахстане
  • 2013: Эскишехир , Турция
  • 2014: Казань в Татарстане
  • 2015: Мерв в Туркменистане
  • 2016: Шеки, Азербайджан
  • 2017: Туркестан , Казахстан
  • 2018: Кастамону в Турции
  • 2019: Ош , Кыргызстан
  • 2020: Хива , в узбекистане
Год Год Заметки
2010 г. Зеки Велиди Тоган Башкирский историк
2011 г. Шабдулла Тукай Татарский поэт
2012 г. Николай Катанов ( az ) Хакасский тюрколог
2013 Мукан Тулебаев ( тр ) Казахский музыкант
2014 г. Магтымгулы Пирагий и Токтогул Сатылганов Туркменский поэт / кыргызский поэт
2015 г. Халдун Танер и Семен Кадышев ( ru ) Турецкий писатель / Хакасский дастан писатель
2016 г. Юсуф Баласагуни Тюркский философ и поэт
2017 г. Молла Панах Вагиф Азербайджанский поэт
2018 г. Гара Гараев , Магжан Жумабаев и Чингиз Айтматов Азербайджанский композитор / казахский поэт / киргизский писатель
2019 г. Имададдин Насими и Шик Вейсел Азербайджанский поэт / турецкий народный певец
2020 г. Абай Гунанбайулы Казахский поэт и интеллектуал

Финансирование

Türksoy финансируется за счет взносов, выплачиваемых отдельными государствами-членами, местными органами власти, университетами и НПО.

Источник



Международная организация тюркской культуры

Map-TurksoyMembers.png

Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) — Международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны.

Основной целью организации является сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.

Штаб-квартира находится в Анкаре, нынешний генеральный директор организации — Дюсен Касеинов, бывший министр культуры Казахстана.

Содержание

История

Организация берёт своё начало в встречах в Баку и Стамбуле в течение 1992 года, на которых министры культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана заявили о своей готовности сотрудничать в рамках совместного культурного проекта.

В результате соглашения, подписанного 12 июля 1993 года в Алматы, была создана Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (тур. Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi , откуда аббревиатура).

В 1996 было начато официальное сотрудничество ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, включая совместные консультации и взаимное представительство. [2]

В 2009 году организация получила нынешнее название.

В том же году ТЮРКСОЙ вошла в состав Тюркского совета, геополитической организации тюркских стран, основанной 3 ноября 2009 года.

Участники

В состав ТЮРКСОЙ входят 14 участников, включая суверенные государства и федеральные субъекты или автономные регионы третьих стран. [1]

Страна/Регион Язык
 Республика Алтай Алтайский
 Башкортостан Башкирский
 Азербайджан Азербайджанский
 Гагаузия Гагаузский
 Казахстан Казахский
 Хакасия Хакасский
 Кыргызстан Кыргызский
 Турецкая Республика Северного Кипра Турецкий
 Республика Саха Якутский
 Татарстан Татарский
 Турция Турецкий
 Туркмения Туркменский
 Тыва Тувинский
 Узбекистан Узбекский

Источники

  1. 1 2 Официальный сайт ТЮРКСОЙГлавная страница > Страны-члены (2010). Архивировано из первоисточника 1 мая 2012. Проверено 28 июня 2010.
  2. Сайт ЮНЕСКО [/unesdoc.unesco.org/images/0010/001035/103511E.pdf Relations with the Joint Administration of the Turkic Culture and Arts (TÜRKSOY), and Draft Agreement between that Organization and UNESCO] (1996). Архивировано из первоисточника 1 мая 2012. Проверено 28 июня 2010.

Ссылки

  • Организации по алфавиту
  • Международные организации
  • Тюркские народы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Международная организация тюркской культуры» в других словарях:

Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ — позиционирует себя как организация, которая занимается сохранением, изучением и популяризацией на международном уровне духовных ценностей и историко культурного наследия тюркоязычных народов. Договор о создании Международной организации тюркской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Казахстан —   У этого термина существуют и другие значения, см. Казахстан (значения). Республика Казахстан Қазақстан Республикасы … Википедия

Назарбаев-центр — Год основания 2012 Расположение … Википедия

ТЮРКСОЙ — Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства тур.: TÜRKSOY, Türk kültür ve sanatları ortak yönetimi genel müdürlüğü с 1993 /turksoy.org.tr/​ организация, тур. Источник:… … Словарь сокращений и аббревиатур

Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран — Türk PA Членство: 4 государства члена Секретариат … Википедия

Парламентская ассамблея тюркоязычных стран — Türk PA Членство: 4 государства члена Секретариат … Википедия

Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия

Узбекистан — Республика Узбекистан, гос во в Средней Азии. Название Узбекистан страна (земля) узбеков употребляется с начала 1920 х гг.; образовано этнонимом узбеки и топонимическим формантом стан, с помощью которого образуются названия стран и местностей… … Географическая энциклопедия

Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия

Источник

Политико-культурные объединения

Основной целью организации является сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.

Страны и регионы-участницы:

Республика Алтай, Башкортостан, Азербайджан, Гагаузия, Казахстан, Хакасия, Кыргызстан, Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Саха, Татарстан, Турция, Туркмения, Тыва, Узбекистан

История:

Организация берёт своё начало в встречах в Баку и Стамбуле в течение 1992 года, на которых министры культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана заявили о своей готовности сотрудничать в рамках совместного культурного проекта.

В результате соглашения, подписанного 12 июля 1993 года в Алматы, была создана Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (тур. Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi, откуда аббревиатура).

В 1996 было начато официальное сотрудничество ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, включая совместные консультации и взаимное представительство.

В 2009 году организация получила нынешнее название.

Примечания:

В 2009 году ТЮРКСОЙ вошла в состав Тюркского совета, геополитической организации тюркских стран, основанной 3 ноября 2009 года.

Франкофония

Название:

Франкофония, La Francophonie

Статус:

международная организация сотрудничества

Структурные подразделения:

Конференция министров национального образования франкофонных государств (CONFEMEN),

Агентство университетов Франкофонии,

Парламентской ассамблеей Франкофонии (APF),

Конференция министров молодежи и спорта (CONFEJES),

TV5, спутниковый канал, работающий 24 часа в сутки и имеющий статус оператора Франкофонии

Деятельность:

На начальном этапе в сотрудничестве франкофонных стран преобладал культурный фактор. Т.е. если изначально она создавалась «представителями пространства Франкофонии, желающими участвовать в распространении французского языка», то в 1997 г. ее комиссии вели деятельность в областях «сотрудничества и развития, образования, коммуникаций и культурной деятельности, политики и управления, парламентской деятельности», а в настоящее время «она участвует в становлении и усилении демократических институтов», организует «межпарламентское сотрудничество», деятельность в области «мира, демократии и прав человека». Таким образом, произошла существенная политизация и расширение функций данной организации.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Армения, Албания, Андорра, Бельгия, Бенин, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Вьетнам, Габон, Гаити, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Греция, Демократическая Республика Конго, Джибути, Доминика, Египет, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Кипр, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Лаос, Латвия, Ливан, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Молдавия, Монако, Нигер, Республика Конго, Республика Македония, Руанда, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелские острова, Сенегал, Сент-Люсия, Того, Тунис, Украина, Франция, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Экваториальная Гвинея

Похожее:  Участники демонстрационного экзамена WorldSkills получили паспорта компетенций

История:

В 1958—1960 годах Франция предоставила независимость большей части своих африканских колоний. И уже в начале 1960-х гг. такие лидеры бывших колоний, как Л. С. Сенгор (Сенегал), А. Диори (Нигер), Х. Бургиба (Тунис), а также Н. Сианук (Камбоджа) начали предлагать проекты по сохранению солидарности и прочных связей с бывшей метрополией. Если, например, Сенгору такой проект казался «обращенным к культурным и лингвистическим вопросам», то Бургиба выступал за регулярные переговоры между франкофонными странами.

Президент Франции Ш. де Голль посчитал преждевременными такие предложения, однако идеи африканских лидеров становились все популярнее, и ещё найдут свое воплощение на первом Саммите Франкофонии (1986 г.). Необходимо сказать, что французский язык, несмотря на официальный статус в большинстве бывших африканских колоний, мало распространен там в повседневном общении. Однако не случайно лидеры именно этих государств были инициаторами создания Франкофонии: французский язык играет в этих странах огромную роль. Этот язык применяется в сфере административного управления, имеет то или иное распространение в образовательной сфере, является языком политических элит, интеллигенции, большая часть современной прессы выходила и выходит здесь на французском языке. Кроме того, этот язык является как бы способом интеграции объединения множества мелких этнических и племенных групп внутри стран. Французский — язык международного общения этих африканских государств. Но самое важное то, что, развивая сотрудничество с Францией и другими богатыми франкофонными странами Севера (Швейцария, Бельгия, Канада), страны Африки хотели разрешить свои экономические проблемы, получить «доступ к модернизации». Если последний фактор в наибольшей степени касается Африки, то остальные справедливы и для других франкофонных государств Юга.

Франкофония, возникшая на пространстве бывшей колониальной империи Франции, часто сравнивается с Содружеством. Однако сама Франкофония с самого начала позиционировала себя как противовес данному объединению. Французские исследователи считают, что «Французская империя… оставила глубокий след в бывших колониях», выражающийся в особенностях административной системы и «в культурном и лингвистическом распространении французского языка». Известно, что Франция, в отличие от Великобритании, применяла прямой способ управления колониями. Именно такое политическое и культурное наследие позволило сделать французский язык средством установления взаимодействия между разнообразными культурами. В отличие от Содружества, Франкофония базируется на общности языкового и культурного наследия, а не на факте принадлежности членов к бывшей колониальной империи, и «опасается… обращаться к колониальному прошлому», что делает ее «гораздо более открытой» для вступления.

Однако с 1970-х гг. начинается качественно новый этап развития Франкофонии. В 1969 г. была проведена первая конференция франкофонных государств в Ниамее (Нигер). С 20 марта 1970 г. начинается история институциональной Франкофонии, т. е. принципиально новый уровень координационных усилий государств-членов: было создано Агентство по культурному и техническому сотрудничеству (ACCT). Его проект был разработан Общей Афро-Малагасийской Организацией (OCAM), Хартия ACCT была подписана в Ниамее 21 государством. То, что Агентство было создано лишь в 1970 г., можно объяснить тем, что Франция опасалась «имиджа колонизаторов», даже при том, что идеи подобной организации выдвигались именно лидерами бывших колоний. Сотрудничество в начале в велось в основном в технической сфере. Однако необходимо было придать Франкофонии большую значимость в политических и экономических делах. Л. С. Сенгор выступал за проведение Саммита Франкофонии. В 1973 г. в Париже впервые состоялся франко-африканский саммит (то есть не присутствовали Канада и Квебек из-за напряженности между Парижем и Оттавой по вопросу о возможности признания Квебека государством-участником). С 1986 г. проводятся Саммиты Франкофонии, на которых присутствуют все государства-члены, затрагиваются важнейшие политические и экономические вопросы, принимаются программы по сотрудничеству, решатся вопросы о присоединении новых членов. В работе Саммитов участвуют государства с 4 статусами: полноправные члены, регионы, ассоциированные государства, наблюдатели; предусмотрен также статус «специального гостя» для территорий, не имеющих государственного статуса, но участвующих в Саммитах и в каких-либо программах Организации (например, это Валь-д’Аоста, Луизиана, Каталония). Безусловно, широкий круг статусов способствует увеличению числа государств, так или иначе участвующих в деятельности Франкофонии, уважающих французскую культуру и язык как альтернативный английскому способ международного общения. Все это повышает международное влияние Франкофонии.

Первый Саммит прошел в Париже в 1986 г. На Саммит прибыли главы государств и правительств 41 франкофонного государства, основная цель состояла в определении главных направлений совместной деятельности. Были выработаны 28 практических решений в рамках трех стратегических направлений: 1) «постоянное согласование действий, позволяющее играть реальную роль в мировом равновесии»; 2) «французский язык, способ прогресса и модернизации» 3) «учреждение конкретных и активных программ». Стремление играть важную роль в международных отношениях и «мировом равновесии» является, безусловно, больше политическим и экономическим, нежели культурным, направлением развития, не исключающим даже деятельность в сфере безопасности. Французский язык теперь рассматривается не как исключительно культурный вектор, а связывается с такими политическими и экономическими категориями, как «прогресс» и «модернизация». Установление же конкретных программ позволяет говорить о переходе от деклараций к реальным действиям.

На втором Саммите в Квебеке (Канада, 1987) происходила дальнейшая институционализация Франкофонии; произошло усиление ее экономической роли: был создан Деловой форум Франкофонии (Forum francophone des affaires). Франкофония заявила о себе как об акторе мировой политики: были приняты резолюции по важнейшим международным сюжетам (ситуация в Чаде, Ливане, на Ближнем Востоке; экономическая ситуация в мире, окружающая среда).

Третий Саммит в Дакаре (Сенегал, 1989) важен в контексте начала диалога Север-Юг в рамках Франкофонии. Было принято решение, воплощавшее в себе не обещания, а реальную помощь Африке: Ф. Миттеран предложил списать долг в 16 млрд франков 35 африканским государствам.

Диалог Север-Юг был продолжен на Саммите в Chaillot (Франция, 1991): развитые страны провозгласили в качестве условия экономической помощи необходимость демократизации африканских режимов, развивающиеся же настаивали на невозможности самих демократических преобразований без экономической помощи. Таким образом, экономическое и политическое измерения деятельности Франкофонии переплетаются и продолжают активизироваться.

На Саммите в Маврикии (1993) было принято несколько важных политических и экономических решений. Касательно политической сферы, обсуждались 2 сюжета: «Права человека и развитие», «единство в многообразии». Решения по этим вопросам позволили Франкофонии утвердиться в качестве заметного участника международных отношений. Примечательно высказывание премьер-министра Маврикия Анерада Жюгно: «Франкофония не может… оставаться на оборонительных позициях до того момента, когда сложится консенсус по поводу необходимости более сильного присутствия нашего сообщества в политической и дипломатической сферах. Мы должны принять меры, чтобы ясно сообщить миру и дать понять роль, которую мы… собираемся играть. Пришел час для Франкофонии утвердиться как реальной силе… для достижения мира на Земле». Были приняты резолюции на тему мира и демократии, в которых подчеркивалась важность деятельности по поддержанию мира с помощью механизмов ООН. На Саммите было признано, что «экономика является одним из неотделимых элементов культуры народов», что знаменует установление связи между культурным и экономическим векторами деятельности Франкофонии. Были разработаны основные параметры экономического сотрудничества между членами, в т. ч. в рамках ГАТТ.

На Саммите в Котону (Бенин, 1995) произошли важные изменения политического, экономического, институционального характера. Новый президент Франции Ж. Ширак выступил за придание Организации качественно нового политического измерения; был принят ряд политических резолюций. Важным фактом для усиления политической значимости Франкофонии явилось учреждение должности Генерального Секретаря, получившего большую часть политических функций и ответственного за деятельность всей Организации, что устранило двойственность функций некоторых органов и укрепило всю Франкофонию. ACCT стала Агентством Франкофонии во главе с Генеральным Администратором, ответственным перед Генеральным Секретарем, и приобрела роль главного оператора Франкофонии. Внимание на Саммите также уделили таким важным экономическим вопросам, как «региональное экономическое сотрудничество и интеграция, поддержка частных предприятий и партнерства предприятий и действия, благоприятствующие усилению экономии».

Похожее:  Турнир способностей РостОК РостОК SuperУм

Саммит в Ханое (Вьетнам, 1997) стал одним из самых важных в истории Организации. Первым Генеральным Секретарем, с целью придания Франкофонии «ее полного политического измерения», стал Бутрос Бутрос Гали (большое значение имеет сама личность, т. к. Бутрос Гали являлся Генеральным Секретарем ООН и поэтому априори имеет определенный политический вес и опыт). Существенно усиливается значение Франкофонии в международных отношениях в мировом масштабе; с этого Саммита она «сможет действовать для того, чтобы планета не испытала разрушительных эффектов унифицированной культуры». Очевидно, что усиливается ее неприятие мирового доминирования английского языка. Важно отметить и то, что на данном Саммите обсуждались проблемы предотвращения конфликтов в государствах-членах (сфера безопасности), Организация также включилась в деятельность мирового сообщества по обеспечению прав человека (юридическая сфера). Что касается экономического сотрудничества, то к этому периоду, несмотря на многочисленные политические решения, не удалось добиться значимых результатов. Сказывались и сказываются как объективные причины (очень большое разнообразие стран Франкофонии как в географическом, так и в социально-экономическом плане, слабость экономических контактов Север-Юг), так и субъективные (нежелание инвестировать в страны Юга, «афропессимизм» европейских компаний). Однако в настоящее время можно констатировать, что экономическое пространство Франкофонии добилось существенных успехов в реализации многих проектов, совершенствовании экономических отношений между Севером и Югом.

На Саммите в Монктоне (Канада, 1999) внимание глав государств и правительств было обращено к проблеме укрепления демократии в государствах Франкофонии; впоследствии данный вопрос будет более подробно обсуждаться на симпозиуме об итогах и конкретных предложениях об опыте демократии в Франкофонии (2000 г.). Саммит в Бейруте (Ливан, 2002) очень важен в контексте политизации Франкофонии. Впервые Саммит был проведен в арабской стране. Была принята Бейрутская декларация (она будет рассмотрена ниже); в связи с терактами 11 сентября 2001 г. был осужден международный терроризм, нетерпимость, заявлено о приоритете диалога культур в поддержании мира на планете; в Декларацию были внесены решения по важнейшим вопросам мировой политики. Генеральным Секретарем стал бывший президент Сенегала Абду Диуф. Важно отметить и то, что на Саммите присутствовал Алжир в качестве специального гостя ливанского правительства, что может знаменовать начало смягчения противоречий между Францией и этой бывшей ее колонией. Интересно решение Саммита об ужесточении условий принятия во Франкофонию новых членов, что объясняется желанием «скорее углубления, чем расширения» взаимодействия между членами. Очевидно, это отражает тенденцию к превращению Франкофонии из культурного форума в четко организованную структуру, имеющую конкретных участников и четкие политические и экономические цели. Однако статус наблюдателя остался доступным для стран, заинтересованных в части в делах Франкофонии, что вписывается в логику политического интереса расширения и риторику культурного разнообразия.

В ноябре 2002 г. Международный симпозиум (Бамако, Мали) об итогах опыта демократии, правах и свободах на пространстве Франкофонии принял важнейший документ, касающийся демократии, прав человека, их защиты, — Декларацию Бамако. Этот шаг явился важнейшим показателем участия Франкофонии в международной политической и юридической жизни. На Десятом Саммите в Уагадугу (Буркина Фасо, 2004) были приняты два очень значимых документа: Декларация Уагадугу (основная идея — «единое пространство для долговременного развития», будет рассмотрена ниже в контексте политических вопросов) и «Стратегический десятилетний план» (2005—2014), являющийся выражением серьёзности целей Франкофонии, ее способности вырабатывать долговременные стратегии развития и приоритетные направления конкретной деятельности. Был принят ряд политических решений (ситуация в Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке); было уделено внимание информационному сообществу (что также является одним из приоритетов деятельности Франкофонии).

Одиннадцатый Саммит Франкофонии пройдет в Бухаресте (Румыния) в 2006 г., его темой станет «Образование и новые информационные технологии».

В Антананариву (Мадагаскар) 23 ноября 2005 г. Конференция министров Франкофонии приняла новую Хартию Франкофонии, установившую новое название организации — Международная Организация Франкофония (МОФ). На протяжении своего развития объединение превратилась из исключительно культурного в организацию, претендующую на существенное влияние в международных отношениях, в частности, в сферах политики, экономики, безопасности, информационных технологий, что, в свою очередь совмещается с активной культурной деятельностью. Франкофония приняла ряд важных решений и документов в этих областях и составила стратегию своего будущего развития.

Примечания:

Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков.

Источник

ТЮРКСОЙ

Создание Международной Организации по Совместному Развитию Тюркской Культуры и Искусства (ТЮРКСОЙ) основано на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов, сложения нового культурного пространства в рамках Тюркского мира.

Основы ТЮРКСОЙ были заложены весной 1992 года во время Первой Встречи Министров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле (Турция). 12 июля 1993 года в г.Алматы шестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Турецкой Республикой и Республикой Узбекистан — был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».

Основными целями и задачами ТЮРКСОЙ являются:

• развитие сотрудничества в области культуры и искусства между тюркоязычными странами, народами и общинами;

• изучение, исследование, сохранение и приумножение культурных ценностей тюркского народа, их популяризации в мировом масштабе;

• создание единого культурного пространства, устранение отчужденности, связанной с историческими, политическими и географическими условиями;

• определение и систематизация общих культурных ценностей, памятников истории, культуры и архитектуры тюркского мира, принятие мер по их сохранению;

• придание динамизма процессу развития национальных культур тюркских народов, сохранение, возрождение и качественное обновление их художественной уникальности и самобытности;

• создание условий для сближения алфавитов и языков тюркской языковой группы, перехода на латинскую графику и общую языковую среду;

• приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре и языку с учетом мировых интеграционных процессов в гуманитарной области;

• создание Международного информационного центра и архива по культуре и искусству тюркоязычных стран.

ТЮРКСОЙ осуществляет региональное руководство развитием культурных связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, обеспечивает всем членам Содружества равные права в области культурного сотрудничества независимо от политической ориентации их государственных структур. По роду деятельности, целям и задачам, принципам работы ТЮРКСОЙ близок к структуре ЮНЕСКО. Призван играть объединяющую роль в рамках тюркоязычных регионов, а также способствовать ускорению интеграции общетюркской культуры в мировое культурное пространство.

В рамках ТЮРКСОЙ проводятся крупные международные мероприятия, в которых принимают участие деятели культуры и искусства тюркоязычных государств. Это – музыкальные и театральные фестивали, выставки изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, юбилейные торжества, посвященные знаменательным датам, издание книг и календарей.

С момента создания в рамках организации были проведены 7 встреч на уровне руководителей тюркоязычных стран, 22 заседания Постоянного Совета министров культуры, в ходе которых были рассмотрены вопросы укрепления политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений между тюркоязычными странами.

Казахстан и международные организации[править | править вики-текст]

Казахстан является активным членом многих международных организаций. Среди них: ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК, ОДКБ, СНГ и другие.

Источник