о ТЮРКСОЙ
Направления и программу работы ТЮРКСОЙ определяетПостоянный совет министров культуры тюркоязычных стран. Решения, принятыеПостоянным советом, проводит в жизнь Генеральный секретариат ТЮРКСОЙ.
XXXIV Заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙсостоялось в Шеки, Азербайджан
ЕЖЕГОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Ежегодно ТЮРКСОЙ организует встречи художников,оперные фестивали, литературные конгрессы и другие форумы, которые сталитрадиционной площадкой обмена опытом деятелей культуры и науки тюркского мира.
НАВРУЗ
С общим наследиемтюркского мира – Наврузом – благодаря деятельности ТЮРКСОЙ узнали во многихуголках планеты. Празднования Навруза, которые прошли с участием сотен артистовиз тюркских стран, были организованы ТЮРКСОЙ в штаб-квартире ЮНЕСКО, залеГенеральной Ассамблеи ООН, а также в Германии, Австрии, Великобритании и другихстранах.
2010Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж
2011 ГенеральнаяАссамблея ООН, Нью-Йорк
2011 ТеатрЛинкольна, Вашингтон
2013 Тринити Колледж,Кембридж
2015Штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж
2015 ГородскаяРатуша, Кёльн
2015 Королевскийдворец Хофбург, Вена
2016 ГенеральнаяАссамблея ООН, Нью-Йорк
2016 ТеатрУорнера, Вашингтон
НАУЧНАЯ ИПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Многие культурныепрограммы ТЮРКСОЙ имеют научную и просветительскую направленность: языки,культура и искусство тюркских народов многогранно представлены в книгах,сборниках и периодике ТЮРКСОЙ, издаваемых на разных языках; круглые столы исимпозиумы освещают художественное и литературное наследие тюркских народов. ТЮРКСОЙотмечает особый вклад в сокровищницу культуры, объявляя каждый год в память отом или ином выдающемся деятеле тюркской культуры:
— 2010 Год Заки ВалидиТогана, в связи с 120-летием со дня рождения ученого-тюрколога;
— 2011 Год татарскогопоэта Габдуллы Тукая, в связи с 125-летием со дня рождения;
— 2012 — Год Мирзы Фатали Ахундзаде, в связи с 200-летием со дня рождения азербайджанского драматурга и Год Николая Катанова, в связи с 150-летием содня рождения хакасского тюрколога;
— 2013 Год МуканаТулебаева, в связи с 100-летием со дня рождения казахского композитора;
— 2014 Год Махтумкули Фраги, в связи с 290-летием туркменского поэта, и Год Токтогула Сатылганова,в связи с 150-летием со дня рождения кыргызского акына;
— 2015 Год ХалдунаТанера, в связи с 100-летием со дня рождения турецкого драматурга, и Год СеменаКадышева, в связи с 130-летием хакасского сказителя;
— 2016 Год ЮсуфаБаласагуни, в связи с 1000-летием мыслителя и поэта тюркского средневековья;
— 2017 Год Молла ПанахаВагифа, в связи с 300-летием азербайджанского поэта и государственного деятеля.
КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА ТЮРКСКОГО МИРА
Культурнаястолица тюркского мира – одна из значимых инициатив Международной организацииТЮРКСОЙ, которая находится в постоянном развитии. Города, в разные годы удостоенныеэтого почетного титула, стали местом встречи культур тюркских народов:
2012 год — молодая столица КазахстанаАстана;
2013 год — турецкий Эскишехир;
2014 год — столица Татарстана Казань;
2015 год — древний Мерв в Туркменистане ;
2016 год — азербайджанский город Шеки ;
Культурной столицей тюркского мира 2017 годабыл объявлен казахстанский Туркестан — город великого суфия Ходжа Ахмеда Ясави.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Совместнымтворчеством деятелей культуры многих тюркских стран обусловлен успехмногочисленных международных проектов ТЮРКСОЙ, среди которых – осуществленные впоследние годы постановки на сценах шести стран бессмертной оперы УзеираГаджибекова «Кёроглу» и оперы Мукана Тулебаева «Биржан-Сара» на турецкой сцене,исполнение оратории Аднана Сайгуна «Юнус Эмре», осуществленное с участиемамериканского хора в Турции и США.
Публика во многихстранах мира рукоплескала международным коллективам ТЮРКСОЙ, которые успешнопропагандируют тюркскую народную и профессиональную музыку на мировой арене.Это Молодежный камерный оркестр, Молодежный камерный хор, — тройной золотойпризёр Европейских Хоровых игр, а также Оркестр народных инструментов ТЮРКСОЙ,созданный в год 25-летия независимости тюркских стран.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ТЮРКСОЙосуществляет свою деятельность в координации с Тюркским Советом, ТюркскойАкадемией, Фондом тюркской культуры и наследия, в сотрудничестве с ЮНЕСКО иИСЕСКО, цели и принципы которых близки ТЮРКСОЙ. Многие проекты реализуются вовзаимодействии с муниципалитетами, университетами и общественнымиорганизациями.
Генеральныйсекретариат ТЮРКСОЙ стал местом встречи деятелей культуры и искусства тюркскогомира.
Источник
Международная организация тюркской культуры — International Organization of Turkic Culture
Международная организация тюркской культуры ( Турецкая : Uluslararası Türk Kültürü Teskilati , ТЮРКСА ) является международной культурной организацией стран с населением тюркского , говоря языки , принадлежащие к семейству тюркского языка . Помимо аббревиатуры бывшего официального названия Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi («Совместное управление тюркской культуры и искусства»), Türksoy также является составным существительным на турецком языке , состоящим из слов Türk (тюркский / ic) и сои. (родословная).
Генеральным секретарем Türksoy является Дусен Касеинов , бывший министр культуры Казахстана . Штаб-квартира Türksoy находится в Анкаре , Турция .
СОДЕРЖАНИЕ
История
Организация уходит своими корнями в встречи в 1992 году в Баку и Стамбуле , на которых министры культуры Азербайджана , Казахстана , Кыргызстана , Узбекистана , Турции и Туркменистана заявили о своей приверженности сотрудничеству в рамках совместной культурной среды. Впоследствии «Тюрксой» была учреждена соглашением, подписанным 12 июля 1993 года в Алматы .
В 1996 году было установлено официальное сотрудничество между Türksoy и ЮНЕСКО , предполагающее взаимные консультации и взаимное представительство.
Объявлено, что Тюрксой будет интегрирован в Тюркский совет , геополитическую организацию тюркских стран, созданную 3 ноября 2009 года.
Члены
По состоянию на 2016 год у Türksoy шесть суверенных государств-членов и три несуверенных государства-наблюдателя.
Государство-член | Язык | Дата | Заметки |
---|---|---|---|
Азербайджан | Азербайджанский | 1993 г. | |
Казахстан | Казахский | 1993 г. | |
Кыргызстан | Киргизский | 1993 г. | |
Турция | турецкий | 1993 г. | |
Туркменистан | туркменский | 1993 г. | |
Узбекистан | Узбекский | 1993 г. | |
Состояние наблюдателя | Язык | Дата | Заметки |
Башкортостан | Башкирский | 1993 г. | субъекта федерации в России . Прекратила участие в проектах с 2015 года, продолжила через непродолжительный период. |
Татарстан | Татарский | 1993 г. | субъекта федерации в России . |
Хакасия | Хакасский | 1996 г. | субъекта федерации в России . Прекратила участие в проектах с 3 декабря 2015 г., продолжила работу по прошествии непродолжительного периода. |
Гагаузия | Гагаузский | 1999 г. | автономная область из Молдовы . |
Северный Кипр | турецкий | 1993 г. | де — факто независимая республика признана только Турцией; см. Кипрский спор . |
Прошлые участники
Пятеро российских субъектов федерации покинули Тюрксой после того, как российский самолет был сбит турецкими войсками в конце 2015 года.
Состояние наблюдателя | Язык | Дата | Заметки |
---|---|---|---|
Республика Алтай | Алтай | 2003 г. | субъекта федерации в России . |
Якутия | Саха (Якутский) | 2003 г. | субъекта федерации в России . |
Тува | Тувинский | 1996 г. | субъекта федерации в России . |
Население прошлого и будущего
Земля и акватория (исключая Каспийское море )
Этот список включает зависимые территории в пределах их суверенных государств (включая необитаемые территории), но не включает претензии на Антарктиду . EEZ + TIA — это исключительная экономическая зона (EEZ) плюс общая внутренняя площадь (TIA), которая включает сушу и внутренние воды.
Классифицировать | Страна | Область | ИЭЗ | Полка | EEZ + TIA |
---|---|---|---|---|---|
1 | Турция | 783 562 | 261 654 | 56 093 | 1 045 216 |
2 | Узбекистан | 447 400 | 447 400 | ||
3 | Казахстан | 2 724 900 | 2 724 900 | ||
4 | Азербайджан | 86 600 | 86 600 | ||
5 | Кыргызстан | 199 900 | 199 900 | ||
6 | Туркменистан | 488 100 | 488 100 | ||
Общее | 4 730 462 | 261 654 | 56 093 | 4,992,116 |
Деятельность
Тюрксой осуществляет деятельность по укреплению культурных связей между тюркскими народами. Одна из основных целей — передать их общее культурное наследие будущим поколениям и продвигать его по всему миру.
Действия и события включают в себя;
- Съезды художников, фотографов, художников, оперных певцов, поэтов, журналистов, театральных, танцевальных и музыкальных ансамблей тюркского мира.
- Ежемесячный журнал выходит на трех языках,
- Произведения написаны на разных языках и тюркских диалектах.
- День памяти художников, писателей, поэтов и ученых в знак признания их ценного вклада в тюркскую культуру.
- Симпозиумы и конференции, посвященные общей истории, языку, культуре и искусству тюркских народов.
- Празднование Дня Невруза, включая концерты и мероприятия, проведенные в штаб-квартире ЮНЕСКО в 2010 году, в Зале Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2011 году и в различных других странах, включая Германию, Австрию и Великобританию.
- Фестиваль «Невруз» состоится 1 апреля 2016 года в Warner Theater в Вашингтоне.
Культурная столица тюркского мира
Ежегодно один город тюркского мира выбирается «Культурной столицей тюркского мира». В рамках мероприятий, посвященных культурной столице тюркского мира, проводятся многочисленные культурные мероприятия, собирающие художников, ученых и интеллектуалов, дающие им возможность обменяться своим опытом, а также продвигая этот город на международном уровне.
Недавние города, получившие это звание:
- 2012: Нур-Султан (ранее Астана ) в Казахстане
- 2013: Эскишехир , Турция
- 2014: Казань в Татарстане
- 2015: Мерв в Туркменистане
- 2016: Шеки, Азербайджан
- 2017: Туркестан , Казахстан
- 2018: Кастамону в Турции
- 2019: Ош , Кыргызстан
- 2020: Хива , в узбекистане
Год | Год | Заметки |
---|---|---|
2010 г. | Зеки Велиди Тоган | Башкирский историк |
2011 г. | Шабдулла Тукай | Татарский поэт |
2012 г. | Николай Катанов ( az ) | Хакасский тюрколог |
2013 | Мукан Тулебаев ( тр ) | Казахский музыкант |
2014 г. | Магтымгулы Пирагий и Токтогул Сатылганов | Туркменский поэт / кыргызский поэт |
2015 г. | Халдун Танер и Семен Кадышев ( ru ) | Турецкий писатель / Хакасский дастан писатель |
2016 г. | Юсуф Баласагуни | Тюркский философ и поэт |
2017 г. | Молла Панах Вагиф | Азербайджанский поэт |
2018 г. | Гара Гараев , Магжан Жумабаев и Чингиз Айтматов | Азербайджанский композитор / казахский поэт / киргизский писатель |
2019 г. | Имададдин Насими и Шик Вейсел | Азербайджанский поэт / турецкий народный певец |
2020 г. | Абай Гунанбайулы | Казахский поэт и интеллектуал |
Финансирование
Türksoy финансируется за счет взносов, выплачиваемых отдельными государствами-членами, местными органами власти, университетами и НПО.
Источник
Международная организация тюркской культуры
Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) — Международная культурная организация, объединяющая тюркоязычные страны.
Основной целью организации является сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.
Штаб-квартира находится в Анкаре, нынешний генеральный директор организации — Дюсен Касеинов, бывший министр культуры Казахстана.
Содержание
История
Организация берёт своё начало в встречах в Баку и Стамбуле в течение 1992 года, на которых министры культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана заявили о своей готовности сотрудничать в рамках совместного культурного проекта.
В результате соглашения, подписанного 12 июля 1993 года в Алматы, была создана Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (тур. Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi , откуда аббревиатура).
В 1996 было начато официальное сотрудничество ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, включая совместные консультации и взаимное представительство. [2]
В 2009 году организация получила нынешнее название.
В том же году ТЮРКСОЙ вошла в состав Тюркского совета, геополитической организации тюркских стран, основанной 3 ноября 2009 года.
Участники
В состав ТЮРКСОЙ входят 14 участников, включая суверенные государства и федеральные субъекты или автономные регионы третьих стран. [1]
Страна/Регион | Язык |
---|---|
Республика Алтай | Алтайский |
Башкортостан | Башкирский |
Азербайджан | Азербайджанский |
Гагаузия | Гагаузский |
Казахстан | Казахский |
Хакасия | Хакасский |
Кыргызстан | Кыргызский |
Турецкая Республика Северного Кипра | Турецкий |
Республика Саха | Якутский |
Татарстан | Татарский |
Турция | Турецкий |
Туркмения | Туркменский |
Тыва | Тувинский |
Узбекистан | Узбекский |
Источники
- ↑ 1 2 Официальный сайт ТЮРКСОЙГлавная страница > Страны-члены (2010). Архивировано из первоисточника 1 мая 2012. Проверено 28 июня 2010.
- ↑ Сайт ЮНЕСКО [/unesdoc.unesco.org/images/0010/001035/103511E.pdf Relations with the Joint Administration of the Turkic Culture and Arts (TÜRKSOY), and Draft Agreement between that Organization and UNESCO] (1996). Архивировано из первоисточника 1 мая 2012. Проверено 28 июня 2010.
Ссылки
- Организации по алфавиту
- Международные организации
- Тюркские народы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Международная организация тюркской культуры» в других словарях:
Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ — позиционирует себя как организация, которая занимается сохранением, изучением и популяризацией на международном уровне духовных ценностей и историко культурного наследия тюркоязычных народов. Договор о создании Международной организации тюркской… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Казахстан — У этого термина существуют и другие значения, см. Казахстан (значения). Республика Казахстан Қазақстан Республикасы … Википедия
Назарбаев-центр — Год основания 2012 Расположение … Википедия
ТЮРКСОЙ — Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства тур.: TÜRKSOY, Türk kültür ve sanatları ortak yönetimi genel müdürlüğü с 1993 /turksoy.org.tr/ организация, тур. Источник:… … Словарь сокращений и аббревиатур
Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран — Türk PA Членство: 4 государства члена Секретариат … Википедия
Парламентская ассамблея тюркоязычных стран — Türk PA Членство: 4 государства члена Секретариат … Википедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
Узбекистан — Республика Узбекистан, гос во в Средней Азии. Название Узбекистан страна (земля) узбеков употребляется с начала 1920 х гг.; образовано этнонимом узбеки и топонимическим формантом стан, с помощью которого образуются названия стран и местностей… … Географическая энциклопедия
Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия
Источник
Политико-культурные объединения
Основной целью организации является сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.
Страны и регионы-участницы:
Республика Алтай, Башкортостан, Азербайджан, Гагаузия, Казахстан, Хакасия, Кыргызстан, Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Саха, Татарстан, Турция, Туркмения, Тыва, Узбекистан
История:
Организация берёт своё начало в встречах в Баку и Стамбуле в течение 1992 года, на которых министры культуры Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Турции и Туркменистана заявили о своей готовности сотрудничать в рамках совместного культурного проекта.
В результате соглашения, подписанного 12 июля 1993 года в Алматы, была создана Организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства (тур. Türk Kültür ve Sanatları Ortak Yönetimi, откуда аббревиатура).
В 1996 было начато официальное сотрудничество ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО, включая совместные консультации и взаимное представительство.
В 2009 году организация получила нынешнее название.
Примечания:
В 2009 году ТЮРКСОЙ вошла в состав Тюркского совета, геополитической организации тюркских стран, основанной 3 ноября 2009 года.
Франкофония
Название:
Франкофония, La Francophonie
Статус:
международная организация сотрудничества
Структурные подразделения:
Конференция министров национального образования франкофонных государств (CONFEMEN),
Агентство университетов Франкофонии,
Парламентской ассамблеей Франкофонии (APF),
Конференция министров молодежи и спорта (CONFEJES),
TV5, спутниковый канал, работающий 24 часа в сутки и имеющий статус оператора Франкофонии
Деятельность:
На начальном этапе в сотрудничестве франкофонных стран преобладал культурный фактор. Т.е. если изначально она создавалась «представителями пространства Франкофонии, желающими участвовать в распространении французского языка», то в 1997 г. ее комиссии вели деятельность в областях «сотрудничества и развития, образования, коммуникаций и культурной деятельности, политики и управления, парламентской деятельности», а в настоящее время «она участвует в становлении и усилении демократических институтов», организует «межпарламентское сотрудничество», деятельность в области «мира, демократии и прав человека». Таким образом, произошла существенная политизация и расширение функций данной организации.
Официальные языки:
Страны-участницы:
Армения, Албания, Андорра, Бельгия, Бенин, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Вьетнам, Габон, Гаити, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Греция, Демократическая Республика Конго, Джибути, Доминика, Египет, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Кипр, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Лаос, Латвия, Ливан, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Молдавия, Монако, Нигер, Республика Конго, Республика Македония, Руанда, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелские острова, Сенегал, Сент-Люсия, Того, Тунис, Украина, Франция, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Экваториальная Гвинея
История:
В 1958—1960 годах Франция предоставила независимость большей части своих африканских колоний. И уже в начале 1960-х гг. такие лидеры бывших колоний, как Л. С. Сенгор (Сенегал), А. Диори (Нигер), Х. Бургиба (Тунис), а также Н. Сианук (Камбоджа) начали предлагать проекты по сохранению солидарности и прочных связей с бывшей метрополией. Если, например, Сенгору такой проект казался «обращенным к культурным и лингвистическим вопросам», то Бургиба выступал за регулярные переговоры между франкофонными странами.
Президент Франции Ш. де Голль посчитал преждевременными такие предложения, однако идеи африканских лидеров становились все популярнее, и ещё найдут свое воплощение на первом Саммите Франкофонии (1986 г.). Необходимо сказать, что французский язык, несмотря на официальный статус в большинстве бывших африканских колоний, мало распространен там в повседневном общении. Однако не случайно лидеры именно этих государств были инициаторами создания Франкофонии: французский язык играет в этих странах огромную роль. Этот язык применяется в сфере административного управления, имеет то или иное распространение в образовательной сфере, является языком политических элит, интеллигенции, большая часть современной прессы выходила и выходит здесь на французском языке. Кроме того, этот язык является как бы способом интеграции объединения множества мелких этнических и племенных групп внутри стран. Французский — язык международного общения этих африканских государств. Но самое важное то, что, развивая сотрудничество с Францией и другими богатыми франкофонными странами Севера (Швейцария, Бельгия, Канада), страны Африки хотели разрешить свои экономические проблемы, получить «доступ к модернизации». Если последний фактор в наибольшей степени касается Африки, то остальные справедливы и для других франкофонных государств Юга.
Франкофония, возникшая на пространстве бывшей колониальной империи Франции, часто сравнивается с Содружеством. Однако сама Франкофония с самого начала позиционировала себя как противовес данному объединению. Французские исследователи считают, что «Французская империя… оставила глубокий след в бывших колониях», выражающийся в особенностях административной системы и «в культурном и лингвистическом распространении французского языка». Известно, что Франция, в отличие от Великобритании, применяла прямой способ управления колониями. Именно такое политическое и культурное наследие позволило сделать французский язык средством установления взаимодействия между разнообразными культурами. В отличие от Содружества, Франкофония базируется на общности языкового и культурного наследия, а не на факте принадлежности членов к бывшей колониальной империи, и «опасается… обращаться к колониальному прошлому», что делает ее «гораздо более открытой» для вступления.
Однако с 1970-х гг. начинается качественно новый этап развития Франкофонии. В 1969 г. была проведена первая конференция франкофонных государств в Ниамее (Нигер). С 20 марта 1970 г. начинается история институциональной Франкофонии, т. е. принципиально новый уровень координационных усилий государств-членов: было создано Агентство по культурному и техническому сотрудничеству (ACCT). Его проект был разработан Общей Афро-Малагасийской Организацией (OCAM), Хартия ACCT была подписана в Ниамее 21 государством. То, что Агентство было создано лишь в 1970 г., можно объяснить тем, что Франция опасалась «имиджа колонизаторов», даже при том, что идеи подобной организации выдвигались именно лидерами бывших колоний. Сотрудничество в начале в велось в основном в технической сфере. Однако необходимо было придать Франкофонии большую значимость в политических и экономических делах. Л. С. Сенгор выступал за проведение Саммита Франкофонии. В 1973 г. в Париже впервые состоялся франко-африканский саммит (то есть не присутствовали Канада и Квебек из-за напряженности между Парижем и Оттавой по вопросу о возможности признания Квебека государством-участником). С 1986 г. проводятся Саммиты Франкофонии, на которых присутствуют все государства-члены, затрагиваются важнейшие политические и экономические вопросы, принимаются программы по сотрудничеству, решатся вопросы о присоединении новых членов. В работе Саммитов участвуют государства с 4 статусами: полноправные члены, регионы, ассоциированные государства, наблюдатели; предусмотрен также статус «специального гостя» для территорий, не имеющих государственного статуса, но участвующих в Саммитах и в каких-либо программах Организации (например, это Валь-д’Аоста, Луизиана, Каталония). Безусловно, широкий круг статусов способствует увеличению числа государств, так или иначе участвующих в деятельности Франкофонии, уважающих французскую культуру и язык как альтернативный английскому способ международного общения. Все это повышает международное влияние Франкофонии.
Первый Саммит прошел в Париже в 1986 г. На Саммит прибыли главы государств и правительств 41 франкофонного государства, основная цель состояла в определении главных направлений совместной деятельности. Были выработаны 28 практических решений в рамках трех стратегических направлений: 1) «постоянное согласование действий, позволяющее играть реальную роль в мировом равновесии»; 2) «французский язык, способ прогресса и модернизации» 3) «учреждение конкретных и активных программ». Стремление играть важную роль в международных отношениях и «мировом равновесии» является, безусловно, больше политическим и экономическим, нежели культурным, направлением развития, не исключающим даже деятельность в сфере безопасности. Французский язык теперь рассматривается не как исключительно культурный вектор, а связывается с такими политическими и экономическими категориями, как «прогресс» и «модернизация». Установление же конкретных программ позволяет говорить о переходе от деклараций к реальным действиям.
На втором Саммите в Квебеке (Канада, 1987) происходила дальнейшая институционализация Франкофонии; произошло усиление ее экономической роли: был создан Деловой форум Франкофонии (Forum francophone des affaires). Франкофония заявила о себе как об акторе мировой политики: были приняты резолюции по важнейшим международным сюжетам (ситуация в Чаде, Ливане, на Ближнем Востоке; экономическая ситуация в мире, окружающая среда).
Третий Саммит в Дакаре (Сенегал, 1989) важен в контексте начала диалога Север-Юг в рамках Франкофонии. Было принято решение, воплощавшее в себе не обещания, а реальную помощь Африке: Ф. Миттеран предложил списать долг в 16 млрд франков 35 африканским государствам.
Диалог Север-Юг был продолжен на Саммите в Chaillot (Франция, 1991): развитые страны провозгласили в качестве условия экономической помощи необходимость демократизации африканских режимов, развивающиеся же настаивали на невозможности самих демократических преобразований без экономической помощи. Таким образом, экономическое и политическое измерения деятельности Франкофонии переплетаются и продолжают активизироваться.
На Саммите в Маврикии (1993) было принято несколько важных политических и экономических решений. Касательно политической сферы, обсуждались 2 сюжета: «Права человека и развитие», «единство в многообразии». Решения по этим вопросам позволили Франкофонии утвердиться в качестве заметного участника международных отношений. Примечательно высказывание премьер-министра Маврикия Анерада Жюгно: «Франкофония не может… оставаться на оборонительных позициях до того момента, когда сложится консенсус по поводу необходимости более сильного присутствия нашего сообщества в политической и дипломатической сферах. Мы должны принять меры, чтобы ясно сообщить миру и дать понять роль, которую мы… собираемся играть. Пришел час для Франкофонии утвердиться как реальной силе… для достижения мира на Земле». Были приняты резолюции на тему мира и демократии, в которых подчеркивалась важность деятельности по поддержанию мира с помощью механизмов ООН. На Саммите было признано, что «экономика является одним из неотделимых элементов культуры народов», что знаменует установление связи между культурным и экономическим векторами деятельности Франкофонии. Были разработаны основные параметры экономического сотрудничества между членами, в т. ч. в рамках ГАТТ.
На Саммите в Котону (Бенин, 1995) произошли важные изменения политического, экономического, институционального характера. Новый президент Франции Ж. Ширак выступил за придание Организации качественно нового политического измерения; был принят ряд политических резолюций. Важным фактом для усиления политической значимости Франкофонии явилось учреждение должности Генерального Секретаря, получившего большую часть политических функций и ответственного за деятельность всей Организации, что устранило двойственность функций некоторых органов и укрепило всю Франкофонию. ACCT стала Агентством Франкофонии во главе с Генеральным Администратором, ответственным перед Генеральным Секретарем, и приобрела роль главного оператора Франкофонии. Внимание на Саммите также уделили таким важным экономическим вопросам, как «региональное экономическое сотрудничество и интеграция, поддержка частных предприятий и партнерства предприятий и действия, благоприятствующие усилению экономии».
Саммит в Ханое (Вьетнам, 1997) стал одним из самых важных в истории Организации. Первым Генеральным Секретарем, с целью придания Франкофонии «ее полного политического измерения», стал Бутрос Бутрос Гали (большое значение имеет сама личность, т. к. Бутрос Гали являлся Генеральным Секретарем ООН и поэтому априори имеет определенный политический вес и опыт). Существенно усиливается значение Франкофонии в международных отношениях в мировом масштабе; с этого Саммита она «сможет действовать для того, чтобы планета не испытала разрушительных эффектов унифицированной культуры». Очевидно, что усиливается ее неприятие мирового доминирования английского языка. Важно отметить и то, что на данном Саммите обсуждались проблемы предотвращения конфликтов в государствах-членах (сфера безопасности), Организация также включилась в деятельность мирового сообщества по обеспечению прав человека (юридическая сфера). Что касается экономического сотрудничества, то к этому периоду, несмотря на многочисленные политические решения, не удалось добиться значимых результатов. Сказывались и сказываются как объективные причины (очень большое разнообразие стран Франкофонии как в географическом, так и в социально-экономическом плане, слабость экономических контактов Север-Юг), так и субъективные (нежелание инвестировать в страны Юга, «афропессимизм» европейских компаний). Однако в настоящее время можно констатировать, что экономическое пространство Франкофонии добилось существенных успехов в реализации многих проектов, совершенствовании экономических отношений между Севером и Югом.
На Саммите в Монктоне (Канада, 1999) внимание глав государств и правительств было обращено к проблеме укрепления демократии в государствах Франкофонии; впоследствии данный вопрос будет более подробно обсуждаться на симпозиуме об итогах и конкретных предложениях об опыте демократии в Франкофонии (2000 г.). Саммит в Бейруте (Ливан, 2002) очень важен в контексте политизации Франкофонии. Впервые Саммит был проведен в арабской стране. Была принята Бейрутская декларация (она будет рассмотрена ниже); в связи с терактами 11 сентября 2001 г. был осужден международный терроризм, нетерпимость, заявлено о приоритете диалога культур в поддержании мира на планете; в Декларацию были внесены решения по важнейшим вопросам мировой политики. Генеральным Секретарем стал бывший президент Сенегала Абду Диуф. Важно отметить и то, что на Саммите присутствовал Алжир в качестве специального гостя ливанского правительства, что может знаменовать начало смягчения противоречий между Францией и этой бывшей ее колонией. Интересно решение Саммита об ужесточении условий принятия во Франкофонию новых членов, что объясняется желанием «скорее углубления, чем расширения» взаимодействия между членами. Очевидно, это отражает тенденцию к превращению Франкофонии из культурного форума в четко организованную структуру, имеющую конкретных участников и четкие политические и экономические цели. Однако статус наблюдателя остался доступным для стран, заинтересованных в части в делах Франкофонии, что вписывается в логику политического интереса расширения и риторику культурного разнообразия.
В ноябре 2002 г. Международный симпозиум (Бамако, Мали) об итогах опыта демократии, правах и свободах на пространстве Франкофонии принял важнейший документ, касающийся демократии, прав человека, их защиты, — Декларацию Бамако. Этот шаг явился важнейшим показателем участия Франкофонии в международной политической и юридической жизни. На Десятом Саммите в Уагадугу (Буркина Фасо, 2004) были приняты два очень значимых документа: Декларация Уагадугу (основная идея — «единое пространство для долговременного развития», будет рассмотрена ниже в контексте политических вопросов) и «Стратегический десятилетний план» (2005—2014), являющийся выражением серьёзности целей Франкофонии, ее способности вырабатывать долговременные стратегии развития и приоритетные направления конкретной деятельности. Был принят ряд политических решений (ситуация в Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке); было уделено внимание информационному сообществу (что также является одним из приоритетов деятельности Франкофонии).
Одиннадцатый Саммит Франкофонии пройдет в Бухаресте (Румыния) в 2006 г., его темой станет «Образование и новые информационные технологии».
В Антананариву (Мадагаскар) 23 ноября 2005 г. Конференция министров Франкофонии приняла новую Хартию Франкофонии, установившую новое название организации — Международная Организация Франкофония (МОФ). На протяжении своего развития объединение превратилась из исключительно культурного в организацию, претендующую на существенное влияние в международных отношениях, в частности, в сферах политики, экономики, безопасности, информационных технологий, что, в свою очередь совмещается с активной культурной деятельностью. Франкофония приняла ряд важных решений и документов в этих областях и составила стратегию своего будущего развития.
Примечания:
Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков.
Источник
ТЮРКСОЙ
Создание Международной Организации по Совместному Развитию Тюркской Культуры и Искусства (ТЮРКСОЙ) основано на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов, сложения нового культурного пространства в рамках Тюркского мира.
Основы ТЮРКСОЙ были заложены весной 1992 года во время Первой Встречи Министров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле (Турция). 12 июля 1993 года в г.Алматы шестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Турецкой Республикой и Республикой Узбекистан — был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».
Основными целями и задачами ТЮРКСОЙ являются:
• развитие сотрудничества в области культуры и искусства между тюркоязычными странами, народами и общинами;
• изучение, исследование, сохранение и приумножение культурных ценностей тюркского народа, их популяризации в мировом масштабе;
• создание единого культурного пространства, устранение отчужденности, связанной с историческими, политическими и географическими условиями;
• определение и систематизация общих культурных ценностей, памятников истории, культуры и архитектуры тюркского мира, принятие мер по их сохранению;
• придание динамизма процессу развития национальных культур тюркских народов, сохранение, возрождение и качественное обновление их художественной уникальности и самобытности;
• создание условий для сближения алфавитов и языков тюркской языковой группы, перехода на латинскую графику и общую языковую среду;
• приобщение подрастающего поколения к самобытной национальной культуре и языку с учетом мировых интеграционных процессов в гуманитарной области;
• создание Международного информационного центра и архива по культуре и искусству тюркоязычных стран.
ТЮРКСОЙ осуществляет региональное руководство развитием культурных связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, обеспечивает всем членам Содружества равные права в области культурного сотрудничества независимо от политической ориентации их государственных структур. По роду деятельности, целям и задачам, принципам работы ТЮРКСОЙ близок к структуре ЮНЕСКО. Призван играть объединяющую роль в рамках тюркоязычных регионов, а также способствовать ускорению интеграции общетюркской культуры в мировое культурное пространство.
В рамках ТЮРКСОЙ проводятся крупные международные мероприятия, в которых принимают участие деятели культуры и искусства тюркоязычных государств. Это – музыкальные и театральные фестивали, выставки изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, юбилейные торжества, посвященные знаменательным датам, издание книг и календарей.
С момента создания в рамках организации были проведены 7 встреч на уровне руководителей тюркоязычных стран, 22 заседания Постоянного Совета министров культуры, в ходе которых были рассмотрены вопросы укрепления политических, торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений между тюркоязычными странами.
Казахстан и международные организации[править | править вики-текст]
Казахстан является активным членом многих международных организаций. Среди них: ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИК, ОДКБ, СНГ и другие.
Источник