Михаил Евграфович Салтыков Щедрин 1826 1889 Вопросы и задания

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). Вопросы и задания

17. Выпишите определения перечисленных понятий и приведите примеры их использования в повести:

  • сарказм
  • ирония
  • гипербола
  • гротеск
  • аллегория
  • эзопов язык

18. Какой смысл заключён в финале произведения? Можно ли говорить об историческом скептицизме Салтыкова-Щедрина?

19. Можно ли считать «Историю одного города» антиутопией?

РОМАН «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»

Сцена из спектакля «Господа Головлёвы». В роли Иудушки — Евгений Миронов

20. Что вам известно об истории создания произведения?

21. Какова идейная цель романа? Как идее романа подчинена его композиция?

22. Почему сюжет строится на истории гибели семьи Головлёвых?

23. Есть ли в романе элементы детективного жанра?

24. Каковы судьбы членов головлёвского семейства? С кем, по вашему мнению, судьба обошлась несправедливо?

25. Какую роль в судьбах своих родственников играет Порфирий Головлёв? Какими качествами он наделён? За что его прозвали Иудушкой?

26. Иудушка — герой или антигерой? Можно ли считать его главным действующим лицом романа?

27. Каких героев русской и зарубежной литературы напоминает Порфирий Головлёв?

28. Почему к концу жизни Иудушка окончательно дичает и спивается?

29. В чём смысл финала романа?

СКАЗКИ

30. В чём жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина? Чем они похожи и не похожи на народные сказки? Чем они похожи и не похожи на басни?

31. Приведите 2-3 примера использования в сказках писателя каждого из приёмов, перечисленных в задании 17 ↑

32. Прочитайте сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Либерал», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик».

33. Письменно проанализируйте любые две сказки по данному плану:

а) Название сказки. Смысл названия.

б) Какие проблемы затрагивает автор в сказке? Что высмеивает?

в) Идейная направленность: кого и чему учит эта сказка?

г) Персонажи сказки, их амплуа и жизненные позиции.

д) Как сочетаются в сказке реальность и фантастика? Каков художественный смысл этого сочетания?

Источник

Вопросы и ответы к повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина

В «Описи градоначальникам» М.Е. Салтыков-Щедрин пока­зывает, что общее в их деятельности — разорение и притеснение народа, под какими бы лозунгами это не происходило. Каждый из них «делал поход против недоимщиков», «обложил в свою пользу жителей данью». Органчик управлял с помощью двух слов: «Не потерплю!» и «Разорю!» Угрюм-Бурчеев усмирял глуповцев одним только взглядом, который «вызывал опасение за чело­веческую природу вообще». Среди градоначальников были та­кие, которые секли «абсолютно», другие — цивилизованно, тре­тьи — просвещенно. Но суть отношений с народом Глупова оста­валась одной — угнетение.

Похожее:  Викторина quot Подвиги Геракла quot

2. Каков идеал общественного устройства Угрюм-Бурчеева в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

Идеалом общественного устройства Угрюм-Бурчеева является казарма. Его понятие о справедливости «не шло дальше всеобщего равенства перед шпицрутеном». Внутри его района «можно было только маршировать». Все многообразие жизни он хотел втиснуть в прямую линию и «притом с таким непременным расчетом, чтобы нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни нале­во». Особенно ярко М.Е. Салтыков-Щедрин рисует образ идеально­го города, каким представлял его Угрюм-Бурчеев.

3. Каков смысл финальной сцены в «Истории одного горо­да» М.Е. Салтыкова-Щедрина? Материал с сайта //iEssay.ru

В финале повести появляется грозное «Оно», а Угрюм-Бурче­ев исчезает. Предвестием «Оно» послужил момент, когда глуповцы «взглянули друг на друга — и вдруг устыдились». Тогда и нача­ло что-то назревать, что неминуемо должно было привести к изменению порядков. Жители города поняли, что «из Глупова в Умнов дорога лежит через Буянов, а не через манную кашу».

Источник



Тест. Тест «История одного города»

В каком году было издано произведение Салтыкова-Щедрина "История одного города"?

Варианты ответов
  • 1864
  • 1870
  • 1872
Вопрос 2

В каком литературном жанре написано произведение "История одного города"?

Варианты ответов
  • Сатирический роман
  • Автобиографическая повесть
  • Историческая повесть
Вопрос 3

Какие литературные приемы использовал Салтыков-Щедрин при написании "Истории одного города"?

Варианты ответов
  • Антитезы, метафоры, цитаты
  • Литературная маска, пейзаж
  • Ирония, гротеск, эзопов язык, иносказание
Вопрос 4

В каком городе происходят описанные в произведении события?

Варианты ответов
  • Дурове
  • Глупове
  • Болванове
Вопрос 5

Как в повести изображен народ города?

Варианты ответов
  • Как множество, где каждый сам за себя
  • Как единое целое, умеющее постоять за себя
  • Как безликая масса, способная на бунт только в крайнем случае
Вопрос 6

С чего начинается летопись города Глупова?

Варианты ответов
  • С описания событий, происходящих в доисторические времена
  • С описания событий 1731 года
  • С оды городу, написанной неизвестным поэтом
Вопрос 7

Какое племя со временем было переименовано в "глуповцев" и основало город Глупов?

Похожее:  Когда задавать открытые вопросы о продажах
Варианты ответов
  • Моржееды
  • Головоеды
  • Головотяпы
Вопрос 8

С какого момента в Глупове наался отсчет "исторического времени"?

Варианты ответов
  • С момента появления в Глупове первого градоначальника
  • Когда недовольный правителями князь приехал в город с криком «Запорю!»
  • С момента, когда летописцы Глупова решили, что нужно создать историю города
Вопрос 9

Какие две фразы говорил Брудастый?

Варианты ответов
  • «Не потерплю!» и «Разорю!»
  • «Казню!» и «Помилую!»
  • «Выпороть!» и «Вон!»
Вопрос 10

При каком из градоначальников в городе начали заниматься медо- и пивоварением, было приказано употреблять в пищу горчицу и лавровый лист?

Варианты ответов
  • Бородавкине
  • Фердыщенко
  • Двоекурове
Вопрос 11

Кто из градоначальников положил начало "золотого века Глупова"?

Варианты ответов
  • Двоекуров
  • Негодяев
  • Бородавкин
Вопрос 12

Какой войны за "просвещение" не было в городе Глупове?

Варианты ответов
  • Войны за разъяснение жителям города пользы каменных фундаментов домов
  • Войны против установления в центре города статуи Двоекурова
  • Войны против учреждения академии в городе
Вопрос 13

Кем из градоначальников были написаны законы: "Всяки человек да имеет сердце сокрушено", "Всяка душа да трепещет" и "Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток"?

Варианты ответов
  • Беневоленским
  • Микеладзе
  • Бородавкиным
Вопрос 14

Чью голову съел предводитель дворянства, потому что она пахла трюфелями?

Варианты ответов
  • Негодяева
  • Иванова
  • Прыща
Вопрос 15

Кто из градоначальников поставил для себя цель сделать из Глупова город Непреклонск, "вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича"?

Источник

Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Ниже приводятся примеры ответов на вопросы по содержанию произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», которые размещены в качестве примера выполнения подобного рода заданий, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Все повествование в главе «О корени происхождения глуповцев» произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» представляется пародией на былинные рассказы и летописи. Такое впечатление складывается, прежде всего, из-за употребленных автором устаревших слов и оборотов, не характерных для современного русского языка в сочетании с явной абсурдностью многих изложенных событий. Названия народов (головотяпы, моржееды, лапотники и т. п.), города (Глупов) и имена персонажей (старец Добромысл, вор-новотор и нарочито говорящие, как в народных сказках. Например, главный герой многих русских народных сказок — Иванушка-дурачок. Характеры героев максимально просты и однозначны, как у типичных сказочных персонажей. Наказание за собственную глупость или жадность — характерный сюжет сказок: сильного и злого, но глупого Волка обманывает слабая, но хитрая Лиса. Однако и на Лису находится управа. Так и вор-новотор, напоминающий сказочную плутовку Лису, «зарезался огурцом», опасаясь казни.

Похожее:  Крутые вопросы для спросил

2. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Мне кажется, что М. Е. Салтыков-Щедрин хотел, чтобы общество посмотрело на себя со стороны и задумалось, не ведет ли оно себя так же, как глуповцы. Не оказались ли народные массы по собственной глупости в подчинении у бессовестных, жадных и жестоких правителей, не считающих их за людей, достойных уважения. Вероятно, писатель хотел разбудить спящее народное самосознание, чтобы перестали люди заниматься всякой ерундой (щуку с яиц сгонять да блинами острог конопатить) да еще и гордиться подобными бесполезными делами. Наверняка М. Е. Салтыков-Щедрин написал «Историю одного города», чтобы люди узнали в глуповцах себя, как в кривом зеркале, чтобы посмеялись над собой и поняли, что следует изменить в себе и в обществе.

3. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Гипербола — это чрезмерное преувеличение. В сатире используется для акцентирования внимания читателя на недостатках, пороках. Хорошим примером гиперболы являются слова князя, обращенные к головотяпам, которые подчеркивают его жадность: «у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвёртую себе оставь». Глупость гловотяпов иллюстрируют строки: «Шли они по ровному месту три года и три дня. »; «Чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися. ».

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на сочетании физически невозможного, фантастического и реального. Например, вор-новотор «зарезался огурцом», а головотяпы «беса в солдаты отдавали», «небо кольями подпирали» и т. п.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например: князь «…таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» Ещё пример: «…пошехонец-слепород… эти три сосны как свои пять пальцев знал».

Источник

Adblock
detector