Иларион, митрополит Киевский
Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.
Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.
По словам преподобного Нестора Летописца:
«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…»
Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.
Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.
Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.
Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.
На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.
С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) [1].
Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Ефрем.
Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г. [1]
Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках -XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.
Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.
Литература
- Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
- Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
- Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
- Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
- Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
- Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
- Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
- Строев П., с. 1.
- Булгаков, с. 1402.
- Летопись Е. А., с. 362-364.
- Н. Д., с. 12.
- Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
- Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
- П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
- Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
- «-» 1954, № 10, с. 44.
- БЭЛ, т. V, с. 846.
- БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
- РБС, т. VIII, с. 85.
Иларион (митрополит Киевский)
Основная статья: Слово о законе и благодати
К авторству Илариона, предположительно, относится ряд произведений, важнейшие из которых — «Слово о законе и благодати», Молитва и Исповедание веры. Все три входят в сборник последней трети XV века (Синодальный список). Эта подборка завершается кратким автобиографическим послесловием[4]. Существует более 50 списков Слова. Оригинал Слова был составлен между 1037 и 1050 годами, так как в 1037 году была построена упоминаемая киевская церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах, в то же время упоминается как живая княгиня Ирине-Ингигерда, жена князя Ярослава, скончавшаяся в 1050 году[6]. Слово даёт богословское осмысление места Русской церкви в истории Божественного домостроительства спасения[1]. Мысль автора движется от ветхозаветного периода, в который господствовал Закон, к новозаветной истории, когда христианская Благодать распространилась по миру. Через идею благодати, открытой для всех народов, утверждается мысль о равенстве новообращенной Руси с другими христианскими народами и странами, в первую очередь с Византией. В последней своей части Слово содержит Похвалу князю Владимиру Святославичу — развернутый панегирик крестителю Руси, а также восхваление его сыну Ярославу.
В. В. Мильков считает, что «его перу, несомненно, принадлежат „Молитва“, „Исповедание веры“ и „Слово на обновление Десятинной церкви“»[11].
Молитва в списках часто встречается отдельно от Слова[6]. Имеет покаянный литургический характер[1]. Посвящена новообращённой Русской земле. Автор возносит благодарность Богу за то, что Он её «исторг из пагубы идолослужения»[6], и молит и в дальнейшем проявлять Свою милость и покровительство. Частично видоизмененная Молитва имела самостоятельное бытование в большом числе списков и представлена двумя редакциями[6].
Исповедание веры было составлено Иларионом при его поставлении митрополитом, что следует из слов автора в конце текста: «И молите обо мне, честнеи учителе и владыкы Рускы земля»[6]. Исповедание имеется только в Синодальном списке и представляет собой вариант Никео-Цареградского символа веры, дополненный краткими рассуждениями Иларона на догматические темы с упоминаниями определений с Третьего по Седьмой Вселенских соборов, касающихся двух природ Христа и почитания икон[3]. Построено по типу византийских толкований Символа веры[1].
В конце находится автобиографическая приписка о поставлении Илариона митрополитом. Исповедание веры с примыкающей к нему авторской записью Илариона известны только в составе Синодального списка[6].
Предполагается, что Иларион был автором не входящего в Синодальный сборник послания «К старейшему ми брату-столпнику», в заглавии которого указана принадлежность Илариону, и выписанного из него «Поучения к отрекшимся мира». Самые ранние известные списки Послания датируются третьей четвертью XIV века — 1410-ми годами и имеют надписание «Илариона, митрополита Киевского». Они содержатся в ряде рукописей сербского извода[12] По меньшей мере два списка (санкт-петербургский и хиландарский) происходят из библиотеки сербского монастыря Хиландара на Афоне, с момента основания связанного с Русским монастырём великомученика Пантелеимона. В южнославянской традиции XIV—XVIII веков распространены списки памятника, в заглавии которых Иларион не назван митрополитом Киевским. Древнейшие восточнославянские списки (пергаменные) датируются началом — первой четвертью XV века[13]). В полных русских списках автор не называется митрополитом Киевским. Это наименование встречается в рукописях XV—XVI веков при выписке, именуемой «От иного слова», из «Наказания к отрекшимся мира» преподобного Илариона Великого[14]. Послание затрагивает различные вопросы монашеской жизни, в первую очередь взаимоотношению монахов и мира. Утверждается, что иноческая жизнь является наиболее совершенным проявлением христианской веры. Автор апеллирует к авторитету Священного писания и святоотеческих творений и призывает иноков отрешиться от мира, в частности, не участвовать в мирских трапезах, не стремиться достичь монастырских должностей и церковных отличий, не искать милости от светских властей, питаться прежде всего делом рук своих, не рассчитывая на милостыню от властителей и других мирян.
Принадлежность Послания авторству Илариона отвергалась Н. К. Никольским[15]. С ним соглашались более поздние исследователи. Памятник относили всё же к домонгольскому периоду, поскольку в памятниках не позднее XII—XIII веков имеются следы его использования. Предполагалось, что Послание было переведено в Древней Руси с греческого. По мнению Д. М. Буланина, содержащаяся в Послании формула: «Не бо взрастохом в Афинех, ни философии учихомся» — нехарактерна для византийской литературы, но распространена в древнерусской[16]. А. А. Турилов также отмечает, что в средневековой славянской книжности неизвестны случаи создания псевдоэпиграфов путём атрибуции текстов, написанных византийскими почитаемыми авторами, славянских авторам. Развитие псевдоэпиграфики происходило в противоположном направлении. Кроме того, недавно обнаруженные древнейшие списки Послания с надписанием: «Илариона, митрополита Киевского», южнославянского происхождения. Болгарская и сербская традиции в XIV—XV веков не имели стимула приписывать текст неизвестному и неканонизированному лицу. Во второй половине XVI века Послание стало одним из источников Послания царя Ивана Грозного игумену и братии Кирилло-Белозерского монастыря.
Известно также Поучение святого Илариона о пользе души (начало: «Потщимся, братие и сестры, к вечней жизни светлой»)[17]. Памятник известен с надписанием: «Митрополита Киевского», в 2 русских списках[18], а также в составе болгарского сборника начале XV в.[19]. Данное сочинение с именем св. Илариона в заглавии читается уже в учительной части Пролога середины — второй половины XIII века[20], что говорит домонгольском происхождении памятника. Памятники с именем Илариона играли существенную роль в русско-южнославянских литературных связях в домонгольский период.
Без достаточных оснований исходя только из заглавий Илариону приписывался ряд произведений аскетического содержания, где автором назван «отец наш» «святой» «мних» Иларион[21][22].
Д. С. Лихачёв, отмечал стилистическое и идейное сходство «Слова о законе и благодати» с текстами раннего летописания и считал Илариона наиболее вероятным автором «Сказания о распространении христианства на Руси», которое, по его предположению, было одним из важнейших источников Начальной летописи[23]. Предполагается также, что Иларион принимал участие в переводческой работе, организованной Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе[3]. «Повесть временных лет» под 1037 годом сообщает о том, что Ярослав, «собрав писце многы», организовал перевод и переписку книг: «Ярослав, любя церковныя уставы, попы любяше по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне»[24]. Иларион, «муж книжен», был в числе приближённых Ярослава[2].
ИЛАРИОН
ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.
См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Из биографии.
- Первый митрополит Киевский и всея Руси славянского происхождения (1051-1055). Впервые митрополитом стал человек, назначенный князем с согласия собора русских епископов, а не Константинопольским патриархом.
- Деятельность его совпала с годами правления Ярослава Мудрого.
- Родился в семье священника и сам был священником. До назначения митрополитом Иларион был настоятеля церкви Святых Апостолов, расположенной в резиденции Великого князя, в селе Берестове, под Киевом.
- О деятельности Илариона на посту митрополита Киевского нам известно немного. Сохранились сведения о том, что Иларион совершил освящение киевской церкви святого Георгия – небесного покровителя князя Ярослава. Вместе с князем Ярославом он разработал церковный устав-судебник, вошедший в историю под названием «Устава Ярослава».
- Иларион был знатного рода, образован, в летописи о нём написано: «…муж благ, и книжен, и постник».
- Автор многих сочинений:
— «Номоканон» – свода правил церковной жизни, получившего на Руси название «Кормчей книги».
Источник
Митрополит Иларион Киевский: биография (фото)
Вопрос автокефалии поместных церквей открыт и по нынешнее время. Окунувшись в историю конфессиональных споров, можно с уверенностью утверждать, что принятие автокефалии — не столько религиозный, сколько политический процесс.
Данная статья будет посвящена первой попытке Русской православной церкви получить такую автономию. Уже в 11 веке было ясно, что подчинение Константинополю наносит значимый ущерб Российскому государству.
Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских
Поводом к конфликту, переросшему в настоящую войну между греками и русскими в период правления Ярослава Мудрого, был инцидент, связанный с купцами из Киевской Руси.
В Константинополе был убит купец из Киева, при этом имущество, которое принадлежало погибшему, было конфисковано в пользу императора. Известия про случившееся довольно быстро достигли Киева и вызвали бурю негодования у правящей элиты и, конечно же, непосредственно у князя. Ведь незадолго до этого были проведены переговоры, оговаривающие подобные ситуации и меры по решению спорных вопросов, однако греки поступили абсолютно против принятых соглашений.
Военный поход против греков
Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.
Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.
После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.
Смерть митрополита Феогноста как предпосылка к избранию Илариона
В 1048 году умирает митрополит Феогност. В связи с кризисом греко-славянских отношений новый митрополит не может приехать на Русь. Необходимо заметить, что до этого все иерархи присылались из Константинополя. Князь Ярослав Мудрый понимает, что ситуация критична и в ней необходимо действовать быстро и жестко. Поэтому он принимает решение поставить на должность митрополита-соотечественника без разрешения Византии. Выбор падает на насельника Киево–Печерской лавры, будущего первоиерарха Русской православной церкви, которым становится Иларион Киевский.
Источник
РУССКИЙ МИТРОПОЛИТ
В 1051 году по повелению князя Ярослава Владимировича в Киеве состоялся собор русских епископов и поставил митрополитом русского священника — Илариона. В истории Древней Руси это беспрецедентный случай.
До введения в XVI веке патриаршества во главе Русской церкви стоял митрополит. Его положение в обществе было чрезвычайно высоким, чаще всего он выступал главным советником князя. Византийский патриарх назначал митрополита обычно из греков. Избрание киевским митрополитом русского, без участия константинопольского патриарха и патриаршего совета, собором епископов, было прямым вызовом константинопольскому патриархату, а возможно и всей византийской иерархии. Специалисты объясняют этот шаг несколькими причинами.
В 1043 году между Киевской Русью и Византией шла война. После нее, в 1046-м, хоть и был заключен союз, отношения оставались напряженными, по сути, продолжалось противостояние. Митрополит Феопемпт удалился в Константинополь, и кафедра оставалась вакантной три года. Ярослав, стремившийся, чтобы Русь получила статус равной среди христианских стран, воспользовался такой ситуацией. Совершая поставление митрополита в Киеве, а не в Царьграде, Ярослав и епископы пытались опереться на древнюю христианскую традицию. Согласно установлениям еще Апостольского собора, подтвержденным на последующих Вселенских соборах, для рукоположения епископа или митрополита достаточно было трех или даже двух епископов. Еще один нюанс: византийский император открыто вмешивался в избрание патриархов и митрополитов провинций, добиваясь назначения угодных ему людей, германский император Генрих III лично занимался подбором кандидатов на папский престол. Ярослав посчитал возможным действовать так же.
В это время в самой Византии шло движение за обновление церкви. В монашеской среде, на Афоне, активно обсуждали необходимость ограничения прав патриарха на поставлена митрополитов. Кроме того, с 1043 года патриарший престол занимал Михаил Кируларий, человек властный и бескомпромиссный. Решение собора епископов 1051 года, очевидно, было направлено и против него конкретно, и вписывалось в общий его конфликт с монашеством.
Иларион был священником церкви Святых Апостолов в Берестово — княжеской резиденции близ Киева. Здесь и состоялось его знакомство с князем. Иларион в совершенстве владел греческим языком и хорошо знал в подлиннике творения отцов церкви. Предполагают, что он получил образование в Константинополе или на Афоне, побывал и в католической Европе. Подражая древним палестинским монахам-анахоретам, он вырыл пещерку и ходил туда молиться в одиночестве.
Ярослав приблизил Илариона, и он фактически управлял Русской церковью задолго до того, как стал митрополитом официально. Об этом говорит и то, что во второй половине 1040-х годов в Софии Киевской он произнес торжественное «Слово о Законе и Благодати», где убедительно, доказательно и эмоционально изложил политическую программу Ярослава. Вместе с князем он составлял важный законодательный документ — Церковный устав князя Ярослава, провозгласивший отказ от норм византийского церковного законодательства.
С именем Илариона связано основание Печерского монастыря. В его опустевшей пещерке поселился вернувшийся из Афона инок Антоний. С Иларионом его связывали дружеские отношения. Вскоре отшельников стало 12, они построили церковь и кельи. Через несколько лет на холме у Днепра уже была довольно большая обитель. Предполагают, что сюда вернулся доживать свои дни Иларион, покинув кафедру митрополита после смерти Ярослава.
Источник
В результате назначения князем Ярославом Мудрым на должность митропо-лита Илариона
Ру́сская револю́ция 1905 го́да, или Первая русская революция — название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.
Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флотепроизошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.
Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.
Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.
Дмитрий Донской был первым русским князем, который отличился успешным сопротивлением Орде, отказавшись платить дань и разгромив Мамая в Куликовской битве. Однако он знал, что победил Орду только в момент ее слабины, отсутствия законного хана в Орде, и после завершения кризиса новый хан Тохтамыш без труда отомстил Дмитрию и взял Москву. Поэтому Дмитрий понимал, что сам он Орду не одолеет, и это задача уже для будущих поколений.
Источник