Мониторинг как средство управления школьной образовательной организацией качеством образования в школе

Образовательный портал

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • Мониторинг, как средство управления школьной образовательной организацией: качеством образования в школе.

Мониторинг, как средство управления школьной образовательной организацией: качеством образования в школе.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

  • наблюдения,
  • анализ документов,
  • посещение уроков,
  • контрольные срезы,
  • анкетирования,
  • тестирование;
  • экспертный опрос;
  • анкетирование.
  • Динамический — исследование данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
  • Конкурентный — изучение результатов идентичного обследования других образовательных систем.
  • Сравнительный – сравнение результатов идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
  • Комплексный — использование нескольких оснований для экспертизы.
  • Информационный – структуризация, накопление и распространение информации.
  • Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления.
  • Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.
  • Управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решения.

You have no rights to post comments

Экстернат.РФ

Сайты

Авторизация

Регистрация

Перевод сайта

  • Проблемные ситуации в обучении как средство стимулирования активности учащегося
  • Методика разработки коллекции декоративных тканей с учетом мирового опыта
  • Театрализованные игры в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Освоение рифмы. К.И. Чуковский «Скрюченная песенка»
  • Быстрее, выше, сильнее

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Источник

Мониторинг качества дошкольного образования поможет детским садам разработать программы развития

news

Директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова в интервью федеральному порталу «Российское образование» рассказала об основных задачах мониторинга дошкольного образования.

Ирина Евгеньевна, в 2019 году по заказу Рособрнадзора с Вашим участием была разработана и апробирована Концепция мониторинга качества дошкольного образования. В 2020 году в 40 регионах Российской Федерации запускается мониторинг на основе данной Концепции в экспериментальном режиме. Расскажите, что лежит в основе Концепции, каковы ее цели и задачи?

Да, действительно, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2019 году разработала и апробировала новую систему развивающего мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО).

В основе Концепции МКДО лежат принципы и подходы к реализации дошкольного образования, обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом. Нам важно было разработать методологию мониторинга, которая поддержит идеологию ФГОС ДО, создаст основу для развития детского сада и всей системы дошкольного образования страны в целом.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вывел образовательные результаты обучающихся ДОО за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. Федеральный стандарт сфокусировал новые требования к системе дошкольного образования на создании качественных образовательных условий и образовательного процесса, которые позволят каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов.

Разрабатываемая система мониторинга должна была учесть новые требования. В 2019 году на основе результатов предшествующих многолетних исследований качества образования в детских садах был разработан комплект организационно-методических материалов, в который вошли Концепция МКДО, описание механизмов, процедур, инструментарий МКДО и методические рекомендации по его использованию для региональных систем образования.

Концепция МКДО предложила многоуровневый, комплексный и разносторонний мониторинг качества дошкольного образования на основе системы показателей качества, сгруппированных в девять областей: образовательные ориентиры; образовательная программа; квалификация педагогов; содержание образовательной деятельности; организация образовательного процесса; образовательные условия; создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; взаимодействие с родителями; организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО; управление и развитие организации.

Благодаря мониторингу мы сможем оценить качество образования в ДОО с разных точек зрения – педагога группы, его коллег (внутренней рабочей группы ДОО) и руководителя, родителей и внешних экспертов. Кроме того, мы сможем увидеть вклад в развитие качества образования органов местного самоуправления, региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных лиц.

Концепция МКДО предусматривает пятиуровневую оценку качества образования в ДОО. При этом третий уровень соответствует базовому уровню качества – полному соответствию требованиям ФГОС ДО и положениям Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Четвертый и пятый уровни указывают на превышение нормативных требований и достижения лучших показателей в регионе. Такая система оценки позволит выявить лучшие практики и предоставить информацию о них всем детским садам России, послужит основой для программ обмена профессиональным опытом.

Риск-ориентированная модель, заложенная в инструментарий МКДО, позволит сфокусировать наше внимание на возможностях и рисках развития дошкольной образовательной организации.

Для эффективной реализации требований Концепции мониторинга разработан Инструментарий МКДО, который позволяет не только оценить текущий уровень качества образования в ДОО, но и обозначить направления развития для достижения лучших результатов. Одним из важных составляющих Инструментария являются Шкалы комплексной оценки качества образования – Шкалы МКДО, которые значительно повышают надежность полученных оценок.

Каковы главные проблемы, которые может помочь решить мониторинг?

Во-первых, мониторинг, который будет осуществляться во всех регионах в соответствии с единой Концепций, поможет создать условия для формирования единого образовательного пространства РФ в сфере дошкольного образования. В настоящий момент в разных регионах используются разные системы оценки и мониторинга качества образования. Все они по-разному операционализируют требования ФГОС ДО, выделяют разные критерии качества. Для кого-то достаточным доказательством качества образования является соответствие реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования требованиям к структуре ООП ДО, заявленным во ФГОС, другим важно убедиться в высокой удовлетворенности образованием родителей воспитанников. Это приводит к появлению множества разнородных отчетов, данные которых практически невозможно обобщить на уровне Федерации без потери ключевой информации. Сбор информации по единой системе областей и показателей качества МКДО позволит систематизировать данные на уровне ДОО, на уровне муниципалитета, региона и на федеральном уровне, сохранив необходимую степень детализации данных.

Во-вторых, данные мониторинга станут основой для построения программ профессионального развития педагогов. Мы все понимаем, что даже самая прекрасная образовательная программа не гарантирует высокого качества образования, если педагог не справляется со своими задачами. Именно качество работы педагога определяет эффективность работы всей организации. В настоящий момент повышение квалификации и другие программы реализуются массовым образом без четкого понимания профессиональных возможностей и дефицитов обучаемого педагога. Многие регионы уже начали работу по диагностике профессионального уровня педагогов, и Инструментарий МКДО поможет им в этом.

В-третьих, МКДО создаст информационные условия для качественного осуществления государственного контроля и надзора, но самое главное ‒ основу для эффективного управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне муниципалитетов и регионов.

Мониторинговые данные обеспечат доказательную базу для инициатив, направленных на непрерывное развитие ДОО, региональной системы дошкольного образования и образовательной системы Российской Федерации в целом.

Что Вы отметили по итогам проведения апробации в части профессиональной подготовки педагогов?

В апробации новой системы в 2019 году приняли участие более 8000 педагогов дошкольного образования из 56 регионов Российской Федерации. Из них 21% – педагоги высшей категории, 40% – первой категории, 39% – педагоги без категории. Среди них были педагоги со средним профессиональным педагогическим образованием и высшим, окончившие программы профессиональной переподготовки и повысившие свою квалификацию на различных курсах. При проведении профессиональной самооценки в рамках МКДО педагоги более 50% ДОО оценили свою профессиональную квалификацию и качество педагогической работы на три и более балла, то есть достигают и превышают требуемый базовый уровень. Результаты внутренней и внешней экспертной оценки в целом подтверждают эти цифры.

При этом мы отметили, что уровень качества педагогической работы далеко не всегда определяется качеством дипломов.

Педагогам нужны четкие и стабильные ориентиры качества образовательного процесса, чтобы они смогли правильно организовать свою работу и достигнуть хороших результатов. Многие из них прекрасно проводят занятия в группе, но даже не задумываются о поддержке детской инициативы при освоении содержания программы, поскольку не считают это значимым фактором качества. Они не знакомы с данными современных научных исследований эффективности различных педагогических подходов и ориентируются на фронтальные методы работы со всей группой детей, без учета различий в текущем и ближайшем уровне развития каждого.

Этому они хорошо научились в педагогических колледжах и вузах. Но сегодня этого недостаточно для достижения уровня лидеров мирового образования. И мы понимаем, что не только детским садам, но и системе профессионального обучения необходимы более ясные критерии качества образования.

Как же в целом выглядит сейчас картина качества нашего дошкольного образования? В чем его сильные стороны?

Похожее:  Какие виды экологического контроля существуют

В апробации Концепции и Инструментария МКДО участвовало более 500 дошкольных образовательных организаций. С учетом того что в нашей стране в сфере дошкольного образования работает более 40 000 организаций, этой выборки пока недостаточно, чтобы дать однозначное описание качества образования в стране в целом. Среди участников апробации 56% детских садов достигают и превышают базовый уровень. Среди остальных 8% садов находятся на первом уровне качества и 36% – на втором уровне, требующем работы по совершенствованию для достижения базового третьего уровня. Традиционно сильными сторонами российского образования является работа по освоению его содержания в отдельных образовательных областях (познавательное и речевое развитие), при этом трудности вызывает учет интересов ребенка и контекста месторасположения детского сада при выстраивании программ. Многие детские сады научились с момента внедрения ФГОС создавать грамотную предметно-пространственную среду в ДОО, поддерживать игру, детские исследования и эксперименты. Организация социально-коммуникативного развития воспитанников по-прежнему вызывает вопросы у педагогов.

Насколько объективны оценки мониторинга?

Данная проблема решается во многом благодаря тому, что используется как внутренняя модель оценки объектов МКДО, в основе которой лежат самообследование и самооценка качества образовательной деятельности в ДОО, так и внешняя модель оценки МКДО с привлечением родителей и экспертов.

Проводится комплексный анализ образовательной деятельности: изучаются ее нормативные основы, проводится наблюдение за качеством образовательного процесса, рассматривается созданная в группе предметно-пространственная среда, изучается мнение педагогов и родителей.

Сопоставление данных, полученных из разных источников, позволяет получить более объективную картину. Применение таких подходов и методов оценки качества существенно снижает субъективность оценки.

Каковы перспективы продолжения исследования в 2020 году?

В 2020 году по итогам апробации Концепция МКДО была усовершенствована, и сейчас начинается мониторинг с использованием новой редакции Инструментария МКДО. Со следующего года мониторинг будет проводиться в штатном режиме.

Комментарий эксперта

Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации

Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. Возникает вопрос: что же тогда мы можем измерить? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды.

Разработка системы измерения качества условий дошкольного образования – сложнейшая задача, требующая серьезных научных исследований. И такие исследования были проведены по инициативе Рособрнадзора в 2016–2019 годах, что позволило сформировать современную научно-методологическую основу оценки качества образования, в полной мере отражающую все актуальные нормативные требования. В результате для мониторинга качества дошкольного образования был создан научно обоснованный, валидный и надежный инструментарий. Он позволяет оценить и качество реализуемых образовательных программ, и профессионализм педагогов, и их возможности и желание повышать квалификацию, и качество организации пространства ДОО и его оснащения, и многие другие характеристики образовательной среды, из которых складывается общая картина качества дошкольного образования всей страны.

Конечно, данные мониторинга должны использоваться не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне для выстраивания государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.

Результаты мониторинга, которые будут доступны на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, других уполномоченных организаций в рамках выполнения работ по заданию Рособрнадзора, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого года исследования, должны стать основой для модернизации всей системы дошкольного образования на всех ее уровнях.

В широком смысле данный мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей. На основании данной информации родители смогут принять обоснованное решение о выборе образовательной организации для получения дошкольного образования своим ребенком с учетом территориальных и социальных факторов, а также стимулирование общественной дискуссии по проблематике оценки качества и доступности дошкольного образования и содействие информационной поддержке лучших практик в этом направлении.

Хочу отменить, что Инструментарий МКДО позволяет нам также посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.

Во многих показателях Шкалы МКДО создание условий для образования детей с ОВЗ является одним из критериев высокого уровня качества образования, например, в показателе «Эмоциональное развитие» владение педагогом специальными навыками для работы с особыми детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) рассматривается как индикатор высокого уровня педагогической работы.

Кроме того, в Шкалы включены показатели, связанные с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками ДОО. С одной стороны, это не имеет прямого отношения к реализации ФГОС ДО, с другой – согласно закону такая деятельность входит в сферу ответственности дошкольной образовательной организации. Присмотр и уход осуществляется и воспитателями, и другими сотрудниками детского сада, и его качество часто непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Поэтому радует, что эта область качества появилась в Шкалах МКДО.

И здесь присутствует такой важный показатель, как безопасность (внутреннего помещения и территории для прогулок на свежем воздухе). Детские сады всегда уделяли особое внимание охране и укреплению физического и психического здоровья детей, санитарно-гигиеническим условиям, но сейчас, учитывая эпидемиологическую ситуацию, эти вопросы выходят чуть ли не на первый план. Образовательные программы обязательно должны предусматривать обучение таким гигиеническим процедурам, как мытье рук. Концепция затрагивает и вопросы питания – соблюдения режима, индивидуального подхода к потребностям детей, у которых, например, есть аллергия на определенные продукты.

Также собиралась и анализировалась разнообразная информация, необходимая для контроля качества образования, даны соответствующие рекомендации. Управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Если отлажена не только внешняя, но и внутренняя система оценки качества, то сады смогут вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации, и у них будет гораздо меньше предписаний, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества.

Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО.

Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО.

И в заключение хотелось бы затронуть вопрос, как эпидемия коронавирусной инфекции повлияла на работу дошкольных организаций.

Воспитатели дежурных групп детских садов заслуживают особой благодарности общества. Во время эпидемии они, как и учителя, оказались на передовой. Но большая часть детей все же находилась дома, поэтому дошкольные организации впервые столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме. Детский сад буквально вошел в каждую семью. Родители многому научились. Появившиеся в это время новые методики, формы работы, записи занятий обязательно пригодятся в будущем. Известно, что дошкольники часто болеют, это связано с физиологическими особенностями развития, поэтому то, что было наработано детскими садами, в дальнейшем поможет детям, вынужденным находиться дома, не отстать от программы. Это будет большим подспорьем для родителей. И, конечно, большим плюсом был бы перевод в дистанционный формат адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад.

Источник



Организация мониторинга результата деятельности образовательного учреждения

от 5 августа 2013 года N 662

Об осуществлении мониторинга системы образования

(с изменениями на 12 марта 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 292 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.03.2019, N 0001201903220002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 года N 657 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2019, N 0001201905300041);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2020 года N 264 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.03.2020, N 0001202003130014).

1. Утвердить прилагаемые:

2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 года N 662

Правила осуществления мониторинга системы образования

(с изменениями на 25 мая 2019 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мониторинга системы образования (далее — мониторинг).

2. Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

3. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации (далее — сбор, обработка и анализ информации).

4. Организация мониторинга осуществляется в пределах своей компетенции Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее — органы местного самоуправления).

Показатели мониторинга и методика их расчета определяются в соответствии с установленной сферой ведения Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", за исключением показателей мониторинга и методики их расчета в части информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 указанного перечня.

Показатели мониторинга и методика их расчета в части информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 перечня, указанного в абзаце втором настоящего пункта, определяются совместно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

5. Сбор, обработку и анализ информации в отношении составляющих системы образования, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", вне зависимости от организационно-правовых форм организаций, входящих в систему образования, за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в статье 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее — федеральные государственные организации), при проведении мониторинга осуществляют в соответствии с установленной сферой ведения Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Сбор, обработку и анализ информации при проведении мониторинга в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Сбор и обработку при проведении мониторинга информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 перечня, указанного в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил, а также организацию проведения национальных и международных исследований качества образования, иных аналогичных оценочных мероприятий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Анализ указанной информации при проведении мониторинга осуществляют совместно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Мониторинг подведомственных Правительству Российской Федерации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в установленной сфере ведения.

Мониторинг подведомственных Правительству Российской Федерации организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации в установленной сфере ведения.

Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

По решению органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических обследований, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — сеть "Интернет"), информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан, предусмотренной перечнем, указанным в пункте 4 настоящих Правил.

7. Мониторинг проводится органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми указанными органами. Мониторинг информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 перечня, указанного в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил, проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга, устанавливаемыми совместно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Порядок проведения мониторинга федеральных государственных организаций устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

8. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальных сайтах органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети "Интернет" в виде итоговых отчетов по формам, установленным Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — итоговые отчеты), не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Результаты проведенного анализа информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 перечня, указанного в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил, ежегодно публикуются на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" в виде итогового отчета по форме и в соответствии со сроками, установленными указанными органами совместно.

Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных организаций размещению в сети "Интернет" не подлежат.

9. Органы местного самоуправления ежегодно, не позднее 25 октября года, следующего за отчетным, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации итоговые отчеты.

Федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательные организации, подведомственные Правительству Российской Федерации, ежегодно, не позднее 25 ноября года, следующего за отчетным годом, представляют в органы государственной власти в соответствии с установленной сферой ведения итоговые отчеты, за исключением итоговых отчетов в отношении федеральных государственных организаций.

10. Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с установленной сферой ведения ежегодно, не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным годом, представляют в Правительство Российской Федерации отчет о результатах мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив развития образования, подготовленный на основании итоговых отчетов федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения информационной открытости отчеты о результатах мониторинга размещаются на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее одного месяца со дня их представления в Правительство Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2013 года N 662

Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу

(с изменениями на 12 марта 2020 года)

I. Общее образование

1. Сведения о развитии дошкольного образования:

а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

з) финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:

а) уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

в) кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

ж) состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

з) изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

и) финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

к) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

II. Профессиональное образование

3. Сведения о развитии среднего профессионального образования:

а) уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование;

б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования;

в) кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

Источник

Организация мониторинга результата деятельности образовательного учреждения

Директор – ключевая фигура, от которой в современной ситуации зависит функционирование и развитие школы. Исследователи отмечают, что современный директор является воплощением трех позиций – идейного лидера, менеджера и организатора образовательного процесса [1].
Для обеспечения высокого качества образования в современных школах нужны конкурентоспособные, с высоким уровнем профессиональной подготовки руководители, умеющие ответственно и профессионально действовать в современных условиях.

Современный директор школы – руководитель, который занимается административной, экономической, финансовой, юридической, хозяйственной, образовательной деятельностью. Поэтому ему необходимо формировать и развивать целый комплекс педагогических и управленческих компетенций.

В настоящее время сложились и требуют решения следующие противоречия:

– между объективной потребностью в компетентном руководителе и недостаточными методами их оценивания для оказания психолого-педагогического и методического сопровождения;

– между интегративной природой профессиональной компетентности руководителя школы и отсутствием научно-методического обеспечения и системных подходов по сопровождению его профессионального становления.

Разработке проблем теории управления образованием, анализу личности и деятельности руководителя школы посвящены исследования: Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, В.Ю. Кричевского, В.С. Лазарева, О.Е. Лебедева, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, М.М. Поташника [2], П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга и др. [3]. В этих исследованиях выявлены факторы проблем в деятельности директоров, определены их роли и место в развитии системы образования.

В.И. Зверева, В.А. Сластенин, Е.Э. Смир-
нова, Г.С. Сухобская, А.Р. Фонарев в своих исследованиях раскрывают сущность и различные аспекты становления профессиональной деятельности руководителей [4]. Методологическую и теоретическую основы нашего исследования составляют их труды.

Важными направлениями деятельности Института развития образования и повышения квалификации являются формирование тенденций образовательной политики, создание системы работы по экспертно-аналитической деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных проектов, повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих работников республики. Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Он выполняет не только педагогическую деятельность, но и управленческую, которая требует второго образования, управленческого – в рамках системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Более 15 лет на базе Института проводится целенаправленная работа по профессиональной переподготовке «Менеджмент в образовании» руководящих кадров образовательных учреждений. Практическая часть курсов ПП проводится с участием сетевых руководителей, привлекаемых к образовательной деятельности из числа наиболее опытных и успешных директоров школ г. Якутска и республики. Одним их эффективных форм работы с управленческими кадрами стало проведение мониторинга эффективности руководителей школ.

Основными целями проведения регионального мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций являются:

1. Совершенствование кадрового состава общеобразовательных организаций.

2. Развитие профессиональных компетентностей руководителей образовательных организаций.

Предметом мониторинга являются результаты деятельности ОО, руководителя и условий, в которых осуществляется функционирование образовательных организаций Республики Саха (Якутия). При проведении мониторинга эффективности руководителей ОО учитывается специфика образовательных организаций:

– ступени образования (начальная школа, основная школа, средняя общеобразовательная школа);

– доступность и отдаленность школ (отдельно оценивалась эффективность руководителей арктических и северных школ).

В мониторинге имеют значение следующие характеристики регионального обра-
зования:

1. Очаговая система расселения (2/3 обуча-
ющихся проживают в городской местности).

2. Рост количества малочисленных и малокомплектных школ (207 малокомплектных школ) вследствие оттока населения из сел.

3. Сложная дорожная логистика.

4. Низкая скорость интернета в удаленных районах и наслегах, высокие тарифы на обеспечение доступа сети Интернет по спутниковой технологии.

5. Многонациональный состав обучающихся, в том числе наличие детей мигрантов из стран СНГ, большинство из которых не владеет (или плохо владеет) русским языком. Общее количество мигрантов в республике более 11 тысяч.

В республике 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа. В состав муниципальных районов, в свою очередь, входят городские и сельские поселения (365 наслегов), 31 муниципальный район является национальным.

В республике 633 директора школ, лицеев и гимназий, из них 20 директоров специальных коррекционных школ, 6 частных негосударственных. Особенностью сети образовательных организаций республики является то, что 71,3 % школ находятся в сельской местности.

Материалы и методы исследования

Для проведения мониторинга используются данные государственного статистического наблюдения и данные внутренних исследований.

Для достижения целей мониторинга эффективности руководителей ОО определены ключевые показатели, характеризующие эффективность руководителя. Содержательные направления показателей определены на основе Паспортов региональных проектов ФП «Образование» и Методики оценки региональных управленческих механизмов ФИОКО (таблица). Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций состоит из 49 индикаторов по 9 показателям.

Для обеспечения соразмерности суммируемых величин (используемые в методике показатели имеют разную размерность, например проценты, единицы и др.) проводится нормирование по следующим значениям:

1. Проценты переводятся в десятичные дроби (100 % – 1, 70 % – 0,7 и т.д.).

2. Единицы измерения «да/нет» соответствуют баллам 0/1.

3. Показатель «Численность обучающихся организации в расчете на одну ЭВМ, используемую в учебных целях» рассчитывается по формуле: количество обучающихся 2–11 класс/количество ЭВМ, используемых в учебных целях.

4. Введены коэффициенты по показателям участия в ВОШ:

Наличие победителей регионального этапа ВОШ – 5 (при наличии победителя регионального этапа ВОШ – 5 баллов).

Наличие победителей общероссийского этапа ВОШ – 10.

Результаты исследования
и их обсуждение

Мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) выявил как успешные, так и проблемные зоны: по некоторым показателям получены уровни ниже среднего.

Особое внимание надо уделить работе руководителей с кадровым резервом, так как у 64,2 % руководителей общеобразовательных организаций по показателю «Работа по формированию кадрового резерва» результаты ниже среднего уровня: руководители ОО ведут недостаточную работу по профессиональному развитию педагогов и профориентации обучающихся.

Низкие образовательные результаты учащихся определяются разными факторами, в том числе малочисленностью, отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением школ. Социально-экономические ресурсы семьи, методическое сопровождение образовательного процесса, принимаемые управленческие решения, личностные и профессиональные качества руководителей играют немаловажную роль в достижении школой высоких образовательных результатов и эффектов.

Показатели мониторинга эффективности руководителя образовательной организации

Обеспечение базовой подготовки обучающихся

Доля обучающихся, которые изучают родной язык (языки коренных народов Республики Саха (Якутия), в том числе русский язык как родной), в общем числе школьников

Доля обучающихся, которые изучают национальную культуру народов Республики Саха (Якутия), в общем числе школьников

Удельный вес участников ЕГЭ по физике в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по химии в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по биологии в общей численности участников ЕГЭ

Удельный вес участников ЕГЭ по географии в общей численности участников ЕГЭ

Источник

Adblock
detector